Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Бондарь Марина Владимировна

Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв.
<
Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Бондарь Марина Владимировна. Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв. : диссертация ... кандидата культурологических наук : 24.00.01 / Бондарь Марина Владимировна; [Место защиты: Дальневосточный государственный технический университет].- Владивосток, 2010.- 236 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I МУЗЫКАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ КОНЦАXX-НАЧАЛА XXI ВВ 14

1.1 Особенности формирования новой государственной культурной политики в сфере музыкального искусства (1990-2008 гг.) 14

1.2 Реализация государственной культурной политики в музыкальном профессиональном образовании на юге Дальнего Востока России 47

Глава II ПОТЕНЦИАЛ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В РАЗВИТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА НА ЮГЕ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ 73

2.1 Деятельность музыкальных школ и школ искусств юга Дальнего Востока как начального звена системы профессионального образования 73

2.2 Музыкальные училища и колледжи в обеспечении кадровых потребностей музыкального искусства на юге Дальнего Востока 99

2.3 Высшие образовательные учреждения искусства и культуры в развитии «музыкальной среды» региона 120

Глава III НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВВ 146

3.1 Роль музыкальных образовательных учреждений в развитии духовно-религиозной и отечественной народной музыкальной культуры 146

3.2 Деятельность музыкальных образовательных учреждений юга Дальнего Востока в реализации стратегии «соразвития» России со странами АТР...169

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 201

ПРИЛОЖЕНИЯ 223

Введение к работе

Перед каждым государством на определённом этапе социально-экономического развития встают вопросы о выборе приоритетов. В последние десятилетия при определении таких приоритетов России культура занимала далеко не первые позиции: она не рассматривалась как система ценностей и социальных кодов, интегрирующих общество, не оценивалась как ресурс общественного развития. Однако в концепции государственной политики сегодняшней России заложены новые принципы отношения государства к культуре, что по существу является выстраиванием новых ценностно-смысловых «оснований» и приоритетов социокультурной политики '. Меняется ценностно-нормативная матрица культуры, свидетельствуя о её жизнеспособности, о временных отклонениях и новых ориентирах, обращении к традициям и проявлениям инновационной активности. Это и есть сущность культуры - «путь от замкнутого единства через раскрытое множество к раскрытому единству» ~.

Актуальность темы исследования. Своевременность и важность предпринятого исследования обусловлена значимостью музыкальных образовательных учреждений в сохранении и развитии отечественной культуры. Тема отличается сложным комплексом вопросов, требующих исследования условий образования исторического пространства для формирования правового поля, обеспечивающего музыкальным образовательным учреждениям реализацию своих потенциальных возможностей.

Российская система профессионального музыкального образования является одним из значительных культурных достояний страны. Традиции профессиональной музыкальной подготовки, заложенные ещё во 2-й половине XIX в. и усовершенствованные в советский период, сохраняют свой потенциал вплоть до сегодняшнего дня. Отечественная система профессионального музыкального образования «школа-училище-вуз» отличается осо-

1 См.: Соколов А.С. Актуализация сферы культуры и массовых коммуникаций как важнейшего элемента
стратегии социально-экономического развития // Государственная служба, 2005. - № 4 (36). С.5-13.

2 Зиммель Г. Понятие и трагедия культуры / Избранное. В 2-х т. T.I // Философия культуры. - М.:
Юрист, 1996.-С. 447.

4 быми принципами отбора талантливых музыкантов и преемственности, заключавшимися в последовательном музыкальном развитии от начального и среднего звеньев - к высшему звену. Вместе с тем, образовательные учреждения, входящие в систему профессионального музыкального образования, в период системного кризиса 3 и его последствий в конце XX - начале XXI вв. подверглись серьёзным испытаниям. Не смотря на это, их деятельность в значительной степени продолжала держаться на потенциале, заложенном в прежние (советские) годы. Данное исследование позволяет: во-первых, оценить силу и эффективность той культурной традиции, которая была создана ранее; во-вторых, определить наиболее устойчивые элементы системы профессионального музыкального образования; в-третьих, выявить перспективы выхода музыкальных образовательных учреждений из кризиса и их дальнейшего развития и совершенствования.

Эффективная государственная система музыкального образования позволила сложиться устойчивым региональным подсистемам. Соответственно этому, актуальность темы определяется возможностями, позволяющими проанализировать деятельность музыкальных образовательных учреждений юга Дальнего Востока в период формирования новых принципов государственной культурной политики и их выхода на уровень саморазвития.

Тема диссертационного исследования позволяет при выявлении творческого потенциала музыкальных образовательных учреждений опереться на то, что концептуальной идеей государственной культурной политики становится стратегия развития. Инновационность этой стратегии базируется на признании в настоящее время принципов4, охватывающих приоритетные на-

3 Под системным кризисом мы понимаем кризис, которым, во-первых, были поражены все без исклю
чения сферы и институты общества и государства; во-вторых, системность кризиса свидетельствовала о на
личии в обществе объективно обусловленных, взаимозависимых кризисных явлений, их определённой ие
рархии, глубины и распространённости, когда кризис одних элементов неизбежно вызывал кризис других,
другие - кризис третьих, и так до бесконечности.

4 В ряд новых принципов, к примеру, вошли принципы «позитивного взаимодействия в условиях куль
турного многообразия», «когерентности развития различных антропо-социо-культурных систем», «культур
ного выравнивания региональных пространств и формирования единого культурного пространства» и др. /
Астафьева О. Концептуальные основания культурной политики: от теории к практике.URL:

5 правления деятельности различных субъектов в сфере культуры, в том числе и музыкальных образовательных учреждений.

Опора на новые принципы культурной политики даёт возможность, в рамках избранной темы, провести комплексное исследование многогранной деятельности музыкальных образовательных учреждений юга Дальнего Востока России. Исследование предполагает обобщение эмпирической реальности, что делает необходимым учёт особенностей культурных процессов на периферийных приграничных территориях, каковыми является Приморский, Хабаровский края и Амурская область.

Степень научной разработанности проблемы. Роль музыкальных образовательных учреждений юга Дальнего Востока (Приморский, Хабаровский края и Амурская область) в сохранении и развитии музыкальной культуры региона и в межкультурном диалоге со странами АТР в условиях глобализации в конце XX - начале XXI в. практически не являлась предметом специального культурологического исследования, тем не менее шёл процесс накопления научных знаний и фактического материала. На выбор темы исследования повлиял тот факт, что в отечественной культурологии заметен крен в сторону активного изучения проблем музыкальных образовательных учреждений центральных регионов России. Убедительным подтверждением этого могут служить обобщающие монографии А.С. Базикова, Г.А. Гайдамо-вич, Л.С. Зориловой, Т.Г. Мариупольской 5 и др.

Развитие историографической проблемы связано со спецификой изменчивого характера нормативно-правовой базы, направленной на регулирование деятельности музыкальных образовательных учреждений. Это прослеживается в работах, показывающих процесс формирования новой концепции государственной культурной политики (И.Я. Бутенко, К.Э. Разлогов, Т.М.

5 Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России - Тамбов: ТГМПИ, 2002. - 310 с; Гай-дамович Т.Л. Музыкальное исполнительство и педагогика-М.: Музыка, 1991. -240 с; Зорилова Л.С. Исторические особенности становления духовных идеалов личности в России: Монография — M.: МГУК, 1997. -182 с; Мариупольская Т.Г. Проблемы традиций и новаторства в современной теории и методике преподавания музыки. - М.: Прометей, 2002. -204 с.

Гудима, П.П. Харин, Н.В. Ижигова и др.) 6. Полезными для данного диссертационного исследования были работы по специфике культурной политики современной России в условиях осознания политической элитой необходимости вывода культуры в число главных приоритетных направлений развития российского общества (О.И. Астафьева, А. Арнольдов, Т.В. Сиволап, В.И. Межуев и др.) . К проблеме становления новой культурной политики дальневосточного региона обращались исследователи Ы.Н. Курная, Н.В. Майорова и др.

В работе Б. Фрайя «Государственная поддержка в искусстве: новые соображения» изложена авторская точка зрения о том, что любая государственная поддержка творческого процесса неэффективна и единственный способ стимулирования искусства находится в необходимости его самоопределения в условиях рыночной инновационной экономики.

Новые тенденции в развитии музыкального образования конца XX в. и особенности структурных изменений в его системе отражены в работах Г.В. Абитовой, Е.А. Борисовой, А. Галеевой и др. ]0. Однако в большей степени в их исследованиях речь идёт об образовании как таковом, без выхода на проблемы дальневосточного региона. Вместе с тем, определённые наработки по вопросам музыкального образования на Дальнем Востоке имеются в работах

6 Бутенко И.А., Разлогов К.Э./7 Культурная политика России. История и современность. Два взгляда на
одну проблему. — М.: Леберия, 1998. - 314 с; Гудима T.M. Культурная политика: поворот к рынку или вло
жения в человека // Обсерватория культуры, 2007. - № 2. - С. 20-25; Харин Г.П. Идеология как неотъемле
мый элемент культуры // Культурная политика в современном мире. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та,
2007. - С. 125-159; Ижигова Н.В. Хронологический подход в теории культурной политики. - Петрозаводск:
Изд-во Петрозавод. ун-та, 2006. - 128 с.

7 Астафьева О.И. Приоритеты культурной политики современной России // Культурная поли гика в со
временном обществе. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007. - С. 191-213; Сиволап Т.Е. Специфика со
временной российской политики в сфере культуры // Политическая культура России: История, современное
состояние, тенденции, перспективы: сб. науч. ст. — СПб.: Академия общественных связей, 2007. - вып. 1 .-
С. 135-142 и др.

8 Курная H.H. Культурная политика как фактор структурирования социокультурного пространства: ре
гиональный аспект: автореф. дис. на соиск. ученой степени канд. культурологии. — Владивосток, 2003. -
28 с; Н.В. Майорова. Государственная политика по сохранению историко-культурного наследия (на приме
ре культурного наследия Приморского края: 1945-2005 гг.): автореф. дис. на соиск. ученой степени канд.
культурологии. - Владивосток, 2006. — 23 с. и др.

9 Фрай Б. Государственная поддержка в искусстве: новые соображения // Экономика современной куль
туры и творчества: сб. ст.: пер. с анг — М.: Прагматика культуры, 2006. — С. 399-412.

10 Абитова Г.В. Особенности структурных изменений в системе образования России // Обсерватория
культуры, 2007. - № 2. - С. 107-109; Борисова Е.А. Образование в контексте культурь; // Телескоп: науч.
альм. - Самара 2006. - вып. 14-15.- 439 с; Галеева А. Высшее образование без границ // Обсерватория куль
туры, 2007. - № 2. - С. 100-107.

7 дальневосточных исследователей: Г.В. Алексеевой ", В.А. Королёвой, Т.В. Марчишиной, Д.М. Митникова, А.А. Никитина, Е.П. Каргаполова, СБ. Чул-ковой " и др.

Однако, не смотря на основательное исследование социально-экономической и культурной ситуации в регионе, в том числе в конце XX -начале XXI вв., необходимо подчеркнуть, что проблемы данной диссертационной работы оставались за пределами исследовательского интереса дальневосточных учёных или затронуты частично. Так, СБ. Чулкова исследовала формирование хоровой инфраструктуры в культурном пространстве юга Дальнего Востока в конце XIX - в начале XX в. В.А. Королёва посвятила свой труд проблемам музыкальной культуры Дальнего Востока России в период 1880-1920 гг. Т.В. Марчишина исследовала историю профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России в 1880-1970 гг. Е.П. Каргаполов раскрыл актуальные проблемы развития советской и русской музыкально-культурной традиции в дальневосточном регионе. В круг исследовательских интересов Г.В. Алексеевой вошли проблемы сохранения русской культуры на Дальнем Востоке, в том числе и музыкального искусства в период конца XX - начала XXI вв.

Вместе с тем, перед музыкальными образовательными учреждениями юга Дальнего Востока властными структурами был поставлен ряд новых проблем и соответствующих задач в связи с вхождением в интеграционные процессы геокультурного пространства АТР. Для более глубокого осмысления проблемы полезными оказались труды других дальневосточных авторов,

Алексеева Г.В. Жить ли искусству Приморья в XXI веке? // Культура Тихоокеанского побережья: материалы III Международной науч.-практ. конф. - Владивосток: Приморская краевая организация добровольного общества любителей книги России, 2005. - С.170-172; Алексеева Г.В. Центру русской культуры города Владивостока - 10 лет // Культура Тихоокеанского побережья: материалы IV Международной науч.-практ. конф. - Владивосток: Дальнаука, 2007. - С. 199-203 и др.

12 Королёва В.А. Музыкальная культура Дальнего Востока России // Книга первая. На рубеже веков (1880-1917)-(1917-1920-е). - Владивосток: Дальнаука, 2004. -272 с; Марчишина Т.В. История профессионального музыкального образования на юге Дальнего Востока России (1880-1970 гг.): автореф. дис. на со-иск. ученой степени канд. Искусствоведения. - Владивосток, 2004. —27 с. Митников Д.М. Актуальные проблемы трудоустройства молодых специалистов социально-культурной сферы // Проблемы подготовки кадров для сферы культуры и искусства. -Хабаровск: ХГИИК, 2001.- Ч.І -С.116-118; Каргаполов Е.П. Русская культура на Дальнем Востоке сегодня. - Хабаровск: Приамурск. географ, общество, 1996. - 91 с; Чулкова СБ. Формирование хоровой инфраструктуры в культурном пространстве юга Дальнего Востока (конец XIX - начало XX в.): монография. - Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2005 г. и др.

8 их числе: Л.А. Моисеевой «Куда идёт Россия? Методологические проблемы»; С.А. Айзенштадта «Фортепианная культура Китая и музыкальное мыш-ление Востока» . В эту же группу введены работы по универсальной значимости культуры и места музыкальных образовательных учреждений в этом интеграционном процессе (СЮ. Пчёлкина, Е. Барышева)14.

Определённое значение имели труды зарубежных учёных, в которых отражены изменения государственной геокультурной политики в условиях глобализации. В исследованиях зарубежных авторов нами были выделены несколько основных подходов: системный (Luong Hong Quang)13, рассматривающий культурную политику как органичный элемент системы государственного уровня; процессный (Цинь Сиен, Ян Ихе) 16, представляющий государственную политику в сфере музыкального искусства, как совокупность методов и механизмов поддержки и развития музыкального образования; ни-ституционалъно-объективный ( Burke S., Gray С .) , рассматривающий региональную культурную политику, как политику, направленную на генерирование, разработку и внедрение инноваций в определении приоритетных направлений сохранения и развития музыкальной культуры.

В целом, проблемы музыкальной культуры и образования вошли в исследовательское поле конца XX - начала XXI в., однако остались не выявленными роль и потенциальные возможности музыкальных образовательных учреждений юга Дальнего Востока в сохранении и развитии музыкальной культуры региона, в том числе и в реализации политики интеграции России в

Моисеева Л.А. Куда идёт Россия? Методологические проблемы // Культура Дальнего Востока и с і ран АТР: Восток-Запад, вып. 11. - Владивосток: Изд-во ТГЭУ, 2005. - С.4-10; Айзенштадт С.А. Фортепианная культура Китая и музыкальное мышление Востока // Культура России и стран АТР: Восюк-Запад. вып. 11. — Владивосток, 2005. - С.58-62.

14 Пчёлкина СЮ. Глобализация в контексте идеи универсальной культуры // Россия в межкультурном
диалоге со странами АТР: сб. науч. ст. — Владивосток, 2009; Барышена Е. Китай на пути реформ в свете
культуры // Обсерватория культуры, 2007. - № 2. - С.83-107

15 Luong Hong Quang. Cultural consumption II Vietnam social sciences, 2007. - № 3. — P.71-92; Le Thu Huong.
A socio-cultural perspective on contemporary Vietnamese youth culture and the issue of identity II Vietnam social
sciences. 2006. - № 4. - P.69-76.

16 Цинь Сиен. Отношение развития века с музыкальным творчеством - о китайском музыкальном творче
стве в XX веке // Музыкальные исследования, 2002. - № 1.; Ян Ихе. Теория и практика музыкальною испол
нительского искусства. - Пекин: Изд-во «Ань Хуэй», 2003.

17 Burke S. Disjuncture and displacement: the evolution of the cultural policy regime in the Anglophone Carrib-
bean II The International journal of cultural policy (CP), 2007. Vol. 13. - № 2; Gray С Commodification and instru
mentality in culcural policy II The International journal of cultural policy (CP), 2007. Vol. 13. - № 2.

9 геокультурное пространство ATP в условиях глобализации. В настоящее время есть возможность на современном методологическом уровне и достаточной источниковой базе восполнить имеющееся пробелы.

Объект исследования - музыкальные образовательные учреждения юга Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI в.

Предмет исследования — деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России.

Цель данного исследования состоит в выявлении значения деятельности музыкальных образовательных учреждений в сохранении и развитии музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в трансформационный период конца XX - начала XXI в. В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

проанализировать специфику формирования повой государственной политики в сфере культуры и искусства в период 1990-2008 гг.;

показать особенности реализации новой государственной культурной политики в сфере музыкального профессионального образования на юге Дальнего Востока России;

объяснить причины жизненности созданного ранее культурного потенциала музыкальных образовательных учреждений, позволившего преодолеть системный кризис 1990-х гг.;

показать, что музыкальные образовательные учреждения оставались реальными центрами музыкальной жизни исследуемого региона;

определить новые тенденции в деятельности музыкальных образовательных учреждениях, как центров духовно-религиозных и отечественных народных музыкальных традиций;

раскрыть значение музыкальных образовательных учреждений в развитии межкультурных взаимодействий России со странами АТР.

Территориальные рамки исследования - юг Дальнего Востока России: Приморский, Хабаровский края и Амурская область.

Хронологические рамки исследования - конец XX - начало XXI в. (1990-2008 гг.)-

Теоретические и методологические основы исследования. Методологическая база исследования основана на применении общенаучной и кон-кретнонаучной методологии в сочетании с принципами историзма и объективности. Принцип историзма позволяет рассматривать развитие музыкальной культуры в историческом аспекте, определить её место и роль в совокупном системном знании исторической эпохи. Принцип объективности позволяет рассматривать историческую реальность в целом на материале фактов и документов.

Наряду с этим, автор руководствовался основными методами, применяемыми в культурологической науке: сравнительно-историческим для выявления общих и специфических черт развития деятельности музыкальных образовательных учреждений дальневосточного региона в условиях трансформационного периода конца XX - начала XXI вв. относительно предшествующего (советского) периода; системным, который позволил рассматривать исследуемую проблему комплексно во взаимосвязи с социально-политико-экономическими изменениями; эмпирико-описателъным при сборе и обобщении обширного фактологического материала. При восстановлении основных характеристик и целостного облика исследуемого объекта на основе полученных разрозненных данных потребовалось применение реконструктивного метода. Ценным был метод респондентского опроса, позволивший расширить в исследовании дополнительную источниковую базу.

Источниковая база. Законодательные и нормативные материалы составили федеральные законы о культуре, вышедшие за период 1990-2008 гг., постановления и распоряжения Правительства по проблемам упорядочения действий государственных властных структур в сфере культуры и искусства. Рассмотрены целевые федеральные и региональные программы развития культуры.

Использованы статистические материалы Госкомстата Российской Федерации, опубликованные в специальных сборниках, в том числе, касавшиеся Дальнего Востока, и региональные статистические сборники. В работе представлены статистические данные, полученные по запросу автора от Территориального органа федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю и Амурского областного комитета государственной статистики. Использованы справки и информационные материалы по итогам ряда учебных лет, находящиеся в текущих архивах музыкальных образовательных учреждений и учебно-методических центров городов юга Дальнего Востока.

Изучены материалы периодической печати, в которых содержится информация о концертах, конкурсах, фестивалях, гастролях, музыкальных коллективах. Проанализированы монографии и научные публикации в сборниках и журналах, касающиеся исследуемой темы. Использованы сайты, как музыкальных образовательных учреждений, так и властных структур, отвечающих за развитие культуры и искусства Приморского, Хабаровского краёв и Амурской области.

Научная новизна диссертационного исследования. Деятельность музыкальных образовательных учреждений в сохранении и развитии музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в период 1990-2008 гг. в качестве предмета исследована впервые. Новыми и значимыми результатами, полученными в ходе диссертационного исследования, являются следующие:

раскрыты особенности деятельности музыкальных образовательных учреждений на юге Дальнего Востока в условиях формирования новой государственной культурной политики в трансформационный период конца XX — начала XXI вв.;

представлен новый фактологический материал, подтверждающий эффективность концертно-просветительской деятельности музыкальных образовательных учреждений как единственных очагов музыкальной культуры в малых городах и посёлках юга Дальнего Востока;

установлено, что одной из причин сохранения музыкальных образовательных учреждений региона в условиях рыночных отношений является эффект самоорганизации;

показан значительный вклад музыкальных образовательных учреждений в развитие духовных и народных отечественных музыкальных традиций в регионе через их образовательную и концертную деятельность;

впервые выдвинуто положение о том, что определяющим условием для перспективного развития музыкального профессионального образования на юге Дальнего Востока России является его представление и использование в качестве метакультурного потенциала во взаимодействии с музыкальной культурой стран АТР.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Особенностью формирования культурной политики являлось определение новых функций государства, направленных на генерирование, разработку и реализацию приоритетных направлений в сохранении и развитии культуры и искусства.

  2. Основным эффектом в реализации новой государственной культурной политики па юге Дальнего Востока России стал принцип самоорганизации музыкальных образовательных учреждений.

  3. Основная причина жизненности музыкальных образовательных учреждений в условиях последствий системного кризиса состоит в устойчивости и эффективности системы музыкального профессионального образования, что позволяло сохранять за ними статус центров музыкальной культуры на юге Дальнего Востока.

  4. Новые тенденции в деятельности музыкальных образовательных учреждений определяются их вкладом в общие процессы развития духовно-религиозных и отечественных народных музыкальных традиций.

  5. Кадрово-квалификационный и творческий потенциал музыкальных образовательных учреждений является важным ресурсом в развитии культурного сотрудничества России со странами АТР.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ и проектов культурного развития дальневосточных субъектов Российской Федерации. Они могут быть включены в содержание учебных курсов по музыковедению, истории и культуре в качестве регионального аспекта.

Апробация результатов исследования. Выводы и результаты исследования отражены в 12-ти научно-теоретических работах общим объёмом 6,6 п.л., опубликованных в различных изданиях России, в том числе в изданиях по списку ВАК, и изложены автором на Международных, Всероссийских и вузовских научных конференциях, в том числе, на IV Международной научно-практической конференции «Культура Тихоокеанского побережья» 19-22 октября 2007 г. в г. Владивостоке; Международной научно-практической конференции «История освоения Россией Приамурья и современное социально-экономическое состояние стран АТР» 4-5 октября 2007 г. в г. Комсомольске-на-Амуре; II—й Всероссийской научно-практической конференции «Профессиональная компетентная личность в мировом образовательном пространстве» 29-30 мая 2008 г. в г. Новосибирске; ежегодных научных конференциях «Культура Дальнего Востока России и стран АТР: Восток-Запад» Дальневосточной государственной академии искусств. - Владивосток, 2006, 2007, 2008, 2009 гг. и др.

Материалы исследования использованы автором при разработке и чтении лекций по «Культурологии», «Истории отечественного и мирового искусства», «Истории развития культуры и искусства Дальнего Востока России и стран АТР» в Дальневосточной государственной академии искусств.

Структура работы. Работа состоит из введения, трёх глав (7 параграфов), заключения, списка использованных источников и литературы, и приложений.

Особенности формирования новой государственной культурной политики в сфере музыкального искусства (1990-2008 гг.)

Современный мировой финансово-экономический кризис обострил чрезвычайное положение России, не разрешившей ещё проблем системного кризиса, названного А.И. Солженицыным «великой русской катастрофой 90-х годов XX в.». В таких условиях экономический образ мышления является необходимым, но недостаточным для построения нового общества, поскольку экономисты делают цивилизацию только возможной . В соответствии с принципом дополнительности, в качестве преобразователя необходимых условий в достаточные, выступает культура нарождающегося общества.

Русский философ А. Гулыга подчёркивал, что «русская культура - дитя исторических катастроф» . В последнее десятилетие XX в. «нормы порядка» и «нормы хаоса» в обществе достигли своей критической отметки, а динамика и качество социального и культурного воспроизводства с трудом обеспечивали условия для сохранения национальной безопасности России, поэтому назрела необходимость концептуального обновления принципов и приоритетов культурной политики3.

Несмотря на множество определений культуры, для нашего исследования необходимо увидеть взаимосвязь государства и культуры. Наиболее близкой представляется позиция Ю.М. Лотмана, согласно которой, культура является системой, погруженной во внешний для неё мир, втягивающий этот мир в себя и выбрасывающий его переработанным (организованным) по структуре своего языка 4. Однако «внешний мир» на самом деле тоже по-своему организован - это система государственного управления обществом, в том числе и его культурой, система, находящаяся в состоянии бесконечных преобразований.

В этой динамике постоянных преобразований важно понять действительно ли «хаос» с его сверхсложной организацией/дезорганизацией «сводит на нет» усилия по выходу из сложившейся социо-культурной ситуации или же «хаос», как равноправный механизм эволюции, в своих недрах заключает и созидающее начало, которое обеспечивает переход к новой системной организации культуры.

«Переходность» культуры предполагает пространство свободы и детерминизма, изменчивости и устойчивости. Поэтому постижение формирующейся целостности в культурной политике в период нестабильности структурно-формообразующих и ценностно-смысловых начал, трудноопределимо-сти возможностей взаимодействия элементов в условиях самоорганизации культурной среды не исключает в себе вероятностного характера. В осмыслении данной проблемы уместно обращение к синергетическому подходу, который в гуманитарном знании приобрёл достаточно устойчивый характер5. Однако в данном исследовании не ставится задача через обращение к синергетическому аспекту выявить механизмы действия самоорганизации музыкальных образовательных учреждений на юге Дальнего Востока, поскольку определённые рамки темы не позволяют решение таких культурологических задач. Вместе с тем, содержание последующих параграфов данного диссертационного исследования является благодатным и убедительным материалом для наблюдения этих самоорганизующихся процессов.

Проблемы культурной политики государства стали предметом многих дискуссий и объектом исследования культурологов, историков, социологов, философов (А. Арнольдов, А.С. Балашкин, И.И. Горлова, В.И. Межуев, А. Зудин, Т.Ю. Красовитская, А.И. Соловьёв, О.И. Карпухин)6. В рамках теоретического осмысления понятия «культурная политика» особо отмечалось, что главным субъектом выступает государство, располагающее не только наибольшим объёмом ресурсов, но и разнообразными организационными структурами. При этом выделяются два пласта «культурной политики» 7: декларативный и практический. Декларативный пласт включает в себя философские принципы и идеологические лозунги о необходимости всестороннего развития личности, сохранения культурной самобытности страны, развития национального языка, обеспечения равного доступа к культурным ценностям для всех социальных групп и народов. Второй пласт - практический, содержит те мероприятия, которые реализуются в действительности. Особой чертой этих двух пластов стало то, что между намерениями и реальными действиями властных структур, как правило, существуют значительные расхождения в пользу декларации.

Деятельность музыкальных школ и школ искусств юга Дальнего Востока как начального звена системы профессионального образования

Важнейшей составляющей региональной культурной политики, подробно рассмотренной нами в первой главе данного исследования, являлась поддержка развития музыкальной среды, которую составляла сеть учреждений и организаций сферы музыкального искусства: театры, филармонии, симфонические оркестры, хоры, вокально-инструментальные ансамбли и т.д. Принципиальным условием, обеспечивающим целостность и развитие музыкального пространства региона, является исключение взаимозаменяемое ти одного составляющего его элемента на другой. Нельзя, к примеру, наличием филармонии или театра музыкальной комедии оправдать отсутствие музыкального образовательного учреждения. Эти составляющие музыкального пространства должны все существовать, ибо в совокупности они предназначены для рациональной организации общества. Однако их положение, напрямую зависящее от экономического и политического состояния в регионе в условиях постоянной инфляции, находилось па стадии крайнего финансово-материального кризиса. Это происходило наряду с общими процессами закрытия и ликвидации культурно-просветительских учреждений на юге Дальнего Востока. Так, если в 1990 г. в Хабаровском крае насчитывалось 437 массовых библиотек, то к 1995 г. их осталось только 397. Число киноустановок сократилось с 553 в 1990 г. до 223 в 1995г. Из 479 клубных учреждений в 1990 г. после массового закрытия в 1995 г. их было только 404 .

Вместе с тем, музыкальные образовательные учреждения юга Дальнего Востока представляют собой важнейший субъект социо-культурного комплекса региона. Однако вопросы поддержки самоорганизации музыкально-культурной среды и создания условий, способствующих саморазвитию музыкальных образовательных учреждений в 1990-е гг. не вошли в ряд приоритетных стратегических задач региональной культурной политики. Как было показано в предыдущей главе, реализация новых программных разработок часто вступала в противоречие с существующей действительностью.

В данной главе исследование на значительной фактологической базе ведётся в двух аспектах. Во-первых, - анализ проблем музыкальных образовательных учреждений, вынужденных вступать в рыночные отношения в пору, когда сами рынки ещё только складывались. Во-вторых, - показ их творческого потенциала в качестве реальных центров перспективного развития музыкального пространства региона.

Необходимо отметить, что российское музыкальное образование всегда занимало особое место в отечественной и мировой культуре. О великих достижениях в музыке свидетельствуют имена выдающихся композиторов России XIX-XX вв. (М.И. Глинка, П.И. Чайковский, СВ. Рахманинов, А.Н. Скрябин, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский—Корсаков, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, А.И. Хачатурян, Г.В.Свиридов, А.Г. Шнитке и др.), к которым следует добавить имена сотен знаменитых музыкантов-исполнителей, победителей самых престижных международных конкурсов, великих профессоров и учёных. Основная заслуга в выдающихся достижениях отечественной музыкальной культуры принадлежит профессиональному образованию, его системе, сформировавшей на протяжении 2-х столетий свои традиции ранней профессионализации и многоуровневой непрерывности обучения, центральное место в которой отводилось задачам развития одарённой личности.

История формирования музыкального профессионального образования в России показала, что ещё 20-е гг. прошлого столетия развитие человека через музыку являлось главной воспитательной задачей образовательного процес 75 са. Это представляло собой своеобразный противовес вульгарно-классовому подходу и ориентации специального образования на целостное восприятие культуры и самовыражение «человека музыкального» («homo musicus»). Музыкальное образование рассматривалось в качестве неотъемлемого элемента общественной жизни, оно способствовало осмыслению объективных законов музыки как сферы общественного сознания ". В этой связи происходила реорганизация музыкального образования во всех его звеньях. Огромная работа проводилась музыкальным отделом Наркомпроса по пересмотру старых и созданию новых учебных программ музыкальных школ и училищ.

Роль музыкальных образовательных учреждений в развитии духовно-религиозной и отечественной народной музыкальной культуры

Развитие духовно-ценностных компонентов во всех проявлениях социальных интересов и потребностей людей, превращение их культурного бытия в базовый фундамент социума легло в основу приоритетных целей культурной политики России. При этом важным условием при реализации данной цели является решение задачи исследования, прогнозирования наиболее вероятных черт и параметров нового образа жизни, детерминируемого складывающимися в России социально-экономическими, государственно-политическими, духовными и иными условиями.

Музыкальные образовательные учреждения юга Дальнего Востока, как неотъемлемое звено музыкальной инфраструктуры, представляют совокупность субъектов в системе «школа-училище-вуз». Данные субъекты являются важным ориентиром в моделировании определённых механизмов и выборе инструментария по осуществлению культурной политики. При этом важно отметить, что желаемый результат в её реализации невозможен, если обществу навязываются умозрительные модели. То есть наиважнейший принцип культурной политики заключается в том, чтобы не вступить в противоречие с действительностью и историей, а также чутко улавливать основные тенденции и направления объективных процессов развития общества. В этой связи, считаем необходимым обозначить основные тенденции в деятельности музыкальных образовательных учреждений в исследуемый нами период конца XX - начала XXI вв.

В деятельности музыкальных образовательных учреждений определились две основные тенденции, значительно повлиявшие на развитие всей «музыкальной среды» региона. Эти тенденции, как новые рациональные направления в их деятельности, выражались в следующем: во-первых, тенденция широкого распространения духовно-религиозной и отечественной народной музыкальной культуры; во-вторых, выход музыкальных образовательных учреждений на международную арену в диалоге с культурами стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

В данном параграфе рассматривается вопрос по духовно-возрожденческой тенденции в деятельности музыкальных образовательных учреждений, ставшей своевременной необходимостью в общих процессах возрождения духовной культуры России. При этом подчеркнём, что в вопросах о русской духовности, согласно теме исследования, наше внимание сосредоточено на аспекте процесса возрождения духовно-религиозной музыки и на другом, не менее важном, аспекте обращения к традициям русского народного пения и народно-инструментальной музыки.

Духовность - вечная и беспредельная категория, философское понятие, означающее невещественное начало, отличающееся от материального и тесно связанное с ним. Её многогранность и бесконечность неизбежно ведёт к постижению смысла и содержания духовного. Проблема духовности и творчества особенно широко освещалась русской философией, в которой при всех разногласиях было общим осознание величайшей жизненной значимости проблемы духовного развития в России. Так, И.А. Ильин утверждал, что творчество — основа духовности, а творческая сила формирует русский характер. Он подчёркивал, что русская культура — явление национального духовного характера, а духовность — ведущая идея России, её мера, её программа, её успех \ П.А. Флоренский считал важным осмыслить исторический путь, который должна пройти личность к духовному совершенству, выделив две ведущие проблемы. Первую П.А. Флоренский назвал теодицеей (от греч. "theos" — бог, " dike" — право) — обретение веры — столпа, способствующего утверждению истины. Вторую проблему он назвал "антроподицией" (от греч. "anthropos" - человек) - духовное совершенствование личности на пути к истине - единой сущности в трёх ипостасях, Троицы единосущной и неразде-лимой ". Путь восхождения личности к вершинам духовного, к Богу нашёл отражение и в философских работах Н.А. Бердяева, который пришёл к осознанию этого пути через анализ идей классической философии И. Канта, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Р. Штейнера, Ф. Ницше. Н.А. Бердяев приходит к выводу, что философия человеческого существования есть христианская, бого-человеческая философия . Задача личности, по мнению Н.А. Бердяева, - соединить себя с созидательной действительностью так, чтобы скрытый в материи дух был очеловечен, освобождён, чтобы он смог воплотиться в конкретных действиях человека, в его творчестве.

Похожие диссертации на Деятельность музыкальных образовательных учреждений по сохранению и развитию музыкальной культуры на юге Дальнего Востока России в конце XX - начале XXI вв.