Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Уварова Вера Анатольевна

Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века
<
Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Уварова Вера Анатольевна. Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века : Дис. ... канд. социол. наук : 24.00.01 : Ростов н/Д, 2004 135 c. РГБ ОД, 61:04-22/549

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Семейные ценности: системно-структурный подход.

1. Методология исследования семейных ценностей и основные категории анализа 17

2. Семейные ценности в современном российском обществе: системное представление 38

Глава II. Динамика семейных ценностей в российской культуре конца XX -начала XXI века.

1. Социальные факторы, определяющие изменение системы семейных ценностей 56

2. Основные тенденции и закономерности изменения семейно-ценностной системы российского общества конца XX - начала XXI века 76

Заключение 116

Список литературы 121

Приложения 132

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня наблюдается процесс преобразования российского общества в новое социокультурное качество. Произошел очень резкий переход от одного типа общества к другому. При этом были потеряны ориентиры прошлого общества, но не созданы в должной мере ориентиры нынешнего. По данным ряда исследовании, универсальная, т.е. характерная практически для всего населения, социальная идентификация у россиян связана с семьей1. В этой ситуации важно прежде всего понять, что происходит с российской семьей, поскольку семейная жизнедеятельность тесно вплетена в социальную реальность и состояние социального института семьи является одним из важнейших индикаторов социальной стабильности всей общественной системы.

Семья - это образ жизни, который выработало человечество на протяжении своего существования. В этих рамках человек формировался физически, психологически и интеллектуально, удовлетворял многие свои потребности, осуществлял присущие ему на том или другом этапе функции2. Семья является важнейшей общечеловеческой ценностью, в которой условия существования самого сообщества людей сообразуются с высокой социальной, природной и духовной целесообразностью. Семья является условием функционирования всей социальной структуры общества. В ней заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития.

Поскольку российское общество сегодня лишено определенных внутренних стабилизаторов, противодействующих кризису целостности и социальной идентичности, необходимо «тщательное изучение структуры и динамики ценностей россиян»3 и, в частности, динамики ценностей, относящихся к брачно-семейной сфере, так как именно определенный характер семейных

1 Данилова Е.Н. Кто мы, россияне? // Россия: трансформирующееся общество. М., 2001.

2 Шеляг Г. Образ жизни и семья: Материалы международной научно-ігоактической конференции 1—3 ию
ня 1993 г. -М., 1994. - С. 34.

3 Лапин Н.И. Ценности как компоненты социокультурной эволюции современной России // Социологиче
ские исследования. 1994. №5. С. 3.

4 ценностей удерживает общество в более-менее устойчивом состоянии, служит своеобразным аттрактором современного социального развития.

Проблемная ситуация, с которой столкнулась современная социология в целом и российская, в частности, состоит в том, что институт семьи в развитых странах Западной и Восточной Европы, США, а также и в Российской Федерации на протяжении десятилетий после окончания второй мировой войны претерпел заметные метаморфозы. Более того, перипетии российской истории таковы, что изменения в брачно-семейной сфере, затронувшие все западное сообщество, стали ещё более значимыми на фоне глубокого системного кризиса в самом российском социуме. Возникли новые, по сравнению с советским периодом, семейные структуры, перераспределились акценты в выполнении семейной общностью социальных и индивидуально-личностных функций, стремительно менялась позиция по поводу числа детей в семье, возраста вступления в брак, возможности безболезненного расторжения неудавшегося брака и многих других проблем, связанных с брачно-семейными ценностными установками.

В этом контексте проблема семьи связана, прежде всего, с ее социокультурным содержанием. В отличие от распространенного в науке институционального подхода, в рамках которого семья рассматривается как элемент социально-экономической системы общества, социокультурный подход акцентирует внимание на историко-культурных традициях конкретных обществ. Поэтому социокультурный ракурс рассмотрения такого социального института, как семья, переносит его анализ на выявление характера изменений ценностных установок, относящихся к брачно-семейной сфере, что позволяет определить не только наличные аттракторы социокультурного развития общества, удерживающего его от саморазрушения, но и выявить, идет ли оно в направлении благоприятной социокультурной модернизации. Данный аспект проблемы является в настоящее время наименее разработанным в отечественной исследовательской литературе, что объясняет его теоретическую актуальность.

Степень разработанности темы. Проблема изучения ценностного мира людей, принадлежащих к определенному обществу и определенной культуре, впервые возникла в эпоху социальных модернизаций. Долгое время до этого (в более спокойные, эволюционные периоды общественного развития) ценности рассматривались в большей степени как мотивационный рычаг социального конструирования. Соответственно, и проблема ценностей решалась преимущественно как философская, а не социологическая задача.

Развитие качественных методов социологического исследования и попытки построения общесистемной социологической теории привели таких крупных теоретиков, как ТЛарсонс и П.Сорокин, к необходимости поставить социальные ценности в смыслообразующий центр их теорий организации современного общества.. П.Сорокин, явившийся свидетелем революционной трансформации и ценностных разломов российского общества начала XX в., всем своим последующим творчеством показал, что «социология является, по преимуществу теорией ценностей»4. ТЛарсонс также считал, что именно ценностно-нормативная сфера связывает общество в единую систему5.

В позднесоветский период, в 1970-х (В.А. Ядов) и 1980-х гг. (Климова С.Г., Наумова Н.Ф., Ольшанский В.Б.) в нашем обществе проводились развернутые исследования структуры социальных ценностей, позволивших выявить их «ядро», «структурный резерв», «периферию» и «хвост» - в соответствии со снижением ранга и степени доминирования (распространенности в обществе) соответствующих ценностей. Были разработаны методики «неоконченных предложений», выявления диспозиционной структуры личности и др.

Исследование социальных ценностей россиян в 1990-е гг. позволили получить ряд новых, интересных в теоретическом и прикладном отношении данных об установках, идеалах и целях представителей ряда основных социальных групп6, но одновременно поставило множество новых теоретических

4 Cowell F.R. Values inhuman society. The contributions of Йдпш. A. Sorokinto sociology. Boston. 1970. P. 49.

5 См.: Parsons T. The Social System. N. Y., 1951.

6 См.: Российское общество: ценности и приоритеты // Политические исследования. 1993. №6; Кризиснъш
социум. Наше общество в трех измерениях / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М., 1994; Модернизация
в России и конфликт ценностей / Под ред. С.Я. Матвеевой. М., 1994; Капустин Б.Г., Клямкин И.М. Либе-

б вопросов, а известные или вновь предложенные решения переместило в проблемную, дискуссионную плоскость.

Социальные преобразования в современной России вызвали существенные изменения объекта социологического исследования ценностей: изменились условия жизни, общественная структура, пропагандируемые цели, установленные нормы, положение, поведение и убеждения большинства активных социальных субъектов. Возникли новые социальные организации и институты, стала утверждаться новая ценностно-нормативная система, достаточно «непрозрачная» для однозначной трактовки. Российские социологи обратились к поиску «социальных фактов» и систематизации материалов прикладных исследований: Багдасарьян Н.Г. (ценностные ориентации студентов), Голов А.А. (оценка россиянами собственных жизненных ситуаций), Горяинов В.П. (рейтинговая классификация слов-ценностей), Климова С.Г. (ценностные основания идентификации и стратификационной динамики), Клямкин ИМ. (либеральные и демократические ценности), Косова Л.Б. (динамика ценностных ориентации), Мчедлов М.П. (религия в зеркале общественного мнения), Нещадин А.А. (оценки населением экономического положения и власти), Родионова Г.А. (ценностные ориентации менеджеров), Рукавишников В.О. (политическая культура), Руткевич М.Н. (общественное мнение о власти), Соколов В.М. (нравственная оценка власти), Тощенко Ж.Т. (политические ценности россиян). В многочисленных научных публикациях проблема социальных ценностей предстала в «осколочном» виде.

Был сделан ряд продуктивных попыток систематизации и теоретического обобщения данной проблемы. В первую очередь, следует отметить глубокие многоаспектные исследования под руководством Н.И. Лапина, И.М. Клямкина, цикл статей Г.П. Выжлецова, монографию О.В. Бондаренко и целый ряд самостоятельных авторских исследований отдельных аспектов проблемы социальных ценностей россиян (А.В. Андреенковой, материалистические и постмате-

ральные ценности в сознании россиян // Политические исследования. 1994. №1; Клямкин И.М. Советское и Западное: возможен ли синтез? // Политологические исследования. 1994. №4-5; Социально-экономические проблемы развития общества в переходный период // Сб. трудов ИСА РАН. Вып. 1. М., 1995; Лапин Н.И., Беляева Л.А., Здравомыслов А.Г., Наумова Н.Ф. Динамика ценностей населения реформируемой России. М., 1996; Ментальность россиян (специфика сознания больших групп населения России) / Под ред. И.Г. Дубова. М., 1997; и др.

7 риалистические ценности; А.П. Вардомацкого, сдвиг в ценностном измерении; В.П. Горяинова, ценности групповой солидарности; Н.И. Дряхлова, В.А. Давыдснко, социокультурные ценности; В.Иорданского, нравственные ценности; С.Г. Климовой, ценностные основания социальной идентификации; B.C. Магуна, трудовые ценности российского общества; СВ. Утехина, традиционньїе социокультурные ценности; М.А. Шабановой, ценность и цена свободы, и др.).

Что же касается непосредственно социальных ценностей, определяющих брачно-семейную сферу, то с ростом числа разводов среди молодых супружеских пар, начавшимся в последние десятилетия сначала на Западе, а затем и в бывшем СССР, возрос интерес ученых к этапу формирования семьи. В некоторых странах, в частности США, наряду с эмпирическими исследованиями, разрабатывались и теории выбора супруга: теория дополнительных потребностей Уинча, «Стимул - Ценность - Роль» Мюрстейна, формирование диады Левиса, инструментальная теория Сентера7. Хотя впоследствии эти теории не всегда подтверждались на эмпирическом уровне даже в рамках американской культуры, тем не менее, высказанные в них идеи позволяют исследователям формулировать гипотезы и интерпретировать эмпирический материал.

Среди работ американских ученых необходимо отметить исследования 1990-х гг. Э.Р. Хохшильд, целью которых было выявление причин преобладания внесемейных ценностных ориентации в структуре личности американцев.

С конца 1960-х гг. в России активно исследовались проблемы формирования семейных и внесемейных ценностных ориентации. В начале 1970-х гг. ученые Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова под руководством А.И. Антонова приступили к освоению методов определения соотношения ориентации на семью и внесемейную деятельность в выборочных полевых социологических опросах.

7 Winch R.F. Mate-Selection: A Study of Complementary Needs. - N.Y., 1958. Murstein B.I. Who Will Marry Whom? Theories and Research in Marital Choice. - N.Y., 1976; Lewis R.A. A Development Framework for the Analysis of Premarital Dyadic Formation. FAMILY PROCESS. 11. 1972; Center R. Sexual Attraction and Love: An Instrumental Theory. SPRINGFIELD. 1975.

Проблеме социального измерения ценностей семьи и детей в контексте концепции кризиса рождаемости, семьи и семейных ценностей посвящены

первые работы А.И. Антонова и В.А. Борисова , 25-летний опыт такого рода исследований был обобщен в работе «Микросоциология семьи (методология исследования структур и процессов)»9, где были подробно рассмотрены особенности применения методов опроса, наблюдения и контент-анализа к изучению семьи, различные методы исследования жизненного цикла семьи, методы социологического исследования семейного поведения.

Специальную попытку глубокого научного анализа проблемы соотношения двух типов ценностных ориентации (семейных и внесемейных), обнаружения причин доминирования в системе ценностных ориентации современного человека ориентации на самореализацию в профессиональной сфере, на достижение высокого социального статуса предприняла Н.Г. Марковская - представительница научной школы кризиса ценностей жизни10.

В современном обществе наблюдается тенденция широкого распространения внесемейных ценностных ориентации, способов самореализации во всех сферах жизнедеятельности, исключая семейную. Это выражается также в том, что в настоящее время растущее число людей испытывает потребность в замещающих семейные ценности ценностях и объектах. Причины возникновения данной потребности и способы ее удовлетворения рассматривали в своих работах Максименков В.И., Попов А.А., а также зарубежные исследователи Э. Бек, М. Боуэн, X. Бриджер., Э. Кейн, Э. Кэтчер, Л. Оконевски, Л. Саймон, супруги Салмон, С. Смит, Б. Фогль и другие.

Изучая методологию исследования соотношения семейных и внесемейных ценностных ориентации, Токмакова М.А. пришла к выводу о том, что такие явления, как урбанизация, малодетность, престиж высшего образо-

8 Антонов А.И. Изучение репродуктивных установок как одна из важнейших задач социально-
психологического исследования семьи // Динамика изменения; положения женщины и семья. Материалы ХП Ме
ждународного семинара по исследованию семьи. Вып. 1. М., 1972.С 13-24; Антонов А.И. Социология рождаемо
сти. М., 1980; Борисов В .А. Демография и социальная психология. Доклад на VII социологическом конгрессе. М.,
1970; Борисов В. А. Перспективы рождаемости. М., 1976.

9 Антонов А.И. Микросоциолопия семьи (методология исследования структур и процессов). М., 1998.

10 Марковская Н.Г. Место семьи в системе ценностных ориентации личности. Автореферат диссертации на
соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1990.

вания способствуют утверждению внесемейных ценностных ориентации в структуре личности индивидов. Определенное влияние на формирование семейных ориентации у молодежи оказывает и характер межличностных отношений их родителей. И так как в настоящее время Россия занимает второе место в мире по уровню разводимости, и при этом отсутствуют тенденции к стабилизации положения семьи, то можно утверждать, что число конфликтных семей в ближайшие годы не уменьшится, а, возможно, даже возрастет, что приведет к еще более широкому распространению внесемейных ценностных ориентации среди российской молодежи11.

Также следует упомянуть исследования семейных ориентации молодых людей, вступающих в брак, проводившиеся в основном в рамках социологии и демографии на эмпирическом уровне, в том числе, и под углом зрения успешности функционирования молодой семьи (Ачильдиева Е.Ф., Гурко Т.А., Жукова Н.О., Сысенко В.А., Яблонских Т.Г., и др.)12-

Ценностные ориентации женщин широко изучались социологами в контексте исследований проблем брачно-семейных отношений, семьи, воспитания детей, и при этом рассматривались главным образом две базовые ценности: оплачиваемый труд (1) и семья, семейная жизнь (2) (Харчев А.Г., Сысенко В.А., Киблицкая М., Янкова ЗА., Караханова Т.М., Силласте Г.Г. и

ДР-)-

В аспекте изучения семейных ценностей образ семьи рассматривался в стихах для дошкольников и младших школьников (Киселева В.А.), образ ребенка и детства в детской литературе XX века (Медкова М.В.). Одним из источников информации, как о внутрисемейных отношениях, так и об отношениях между семьей и социумом, служит фольклор. Частушка выступает предметом фамилистического анализа в исследовании Е.Н. Новоселова.

11 Токмакова М.А. Методология соотношения: семейных и внесемейных денностных ориентации. Диссерта
ция на соискание ученой степени кандидата социологических наук. М., 1999.

12 Жукова Н.О. К проблеме специальной подготовки к браку / Служба семьи: изучение опыта и принципов
организации. М., 1981; Ачильдиева Е.Ф., Яблонских Т.Г. Анализ некоторых аспектов подготовленности мо
лодоженов к семейной жизни. / Служба семьи: изучение опыта и принципов организации. М., 1981.; Гурко
Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи/ Социологические исследования. 1982.
№ 2; Зотин В., Мытиль А. Осведомленность вступающих в брак о методах и средствах контрацепции / Мо
лодожены. М., 1985.; Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. М., 1986.

Несмотря на достаточно обширный перечень исследований, который свидетельствует о наличии разных направлений, связанных с изучением социальных ценностей, за полем внимания остается анализ социокультурного аспекта брачно-семейных ценностных установок, предполагающий комплексное рассмотрение семейных ценностей в рамках историко-культурной традиции России кризисного периода (конец XX - начало XXI века). На восполнение этого пробела и направлено настоящее исследование.

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы определить основные закономерности и тенденции изменений, происходящих с семейными ценностями в ходе современной трансформации российского общества. Данная цель определила постановку следующих задач:

S анализ, обобщение и оценка теоретико-методологических подходов и концепций к исследованию семейных ценностей на основе изучения отечественных и зарубежных материалов;

S рассмотрение семьи и социальных ценностей брачно-семейной сферы в контексте социально-экономических изменений российского общества;

изучение факторов, влияющих на формирование, развитие и стабилизацию семейных ценностей в современных условиях;

S определение сущности и направлений модернизации брачно-семейных отношений;

S выявление характера изменений в семейных ценностных установках в процессе социальных реформ;

S определение перспективы развития института семьи в процессе дальнейшего реформирования общества.

Объектом исследования является российская семья, переживающая процесс модернизации в условиях глобальных изменений социальной действительности в целом и трансформации российского общества в период осуществления социальных реформ, в частности.

Предметом исследования являются ценности, относящиеся к брачно-семейной сфере, их динамика в российской культуре конца XX - начала XXI вв. и их влияние на состояние и трансформацию современной семьи.

Методология исследования. Исследование данной проблемы осуществляется в методологической парадигме социокультурного анализа, базирующегося на принципах общественной обусловленности брачно-семейных ценностных установок.

Работа опирается на общенаучные принципы познания общественных явлений, диалектический, системный, междисциплинарный подходы; на методологические положения и выводы, сформулированные в работах ученых, исходящих из признания кризиса ценностей семейного образа жизни. Особенности социологических методов изучения семейных и внесемейных ценностных ориентации, а также изменение соотношения данных типов ценностных ориентации в структуре личности индивидов рассматриваются в диссертации на основе работ российских и зарубежных ученых - специалистов в области социологии, социальной психологии и философии. Теоретическими источниками исследования послужили философские, демографические, экономические, психологические, исторические научные труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные проблемам жизнедеятельности семьи.

В работе применяется методологический конструкт сравнительно-исторического анализа, направленного на выявление общих и специфических черт, закономерностей, динамики изучаемого явления (в данном случае брачно-семейных ценностных установок, присущих российскому обществу конца XX -начала XXI века).

Эмпирической базой исследования являются результаты конкретно-гфикладньгх социологических исследований. Автор подверг вторичному анализу опубликованные отечественные результаты исследований индивидов и групп о ценностных установках россиян. Для повышения эвристичности поиска и усиления доказательности собственных результатов в работе применена специ-

альная методика совмещения генетически разнородных данных (полученных на различных эмпирических полях, в разных социальных контекстах и представленных в различных теоретико-парадигмальных схемах).

Научная новизна проведенного исследования состоит в следующем:

  1. разработана и применена специальная методика совмещения генетически разнородных данных (ГРД) для статического и динамического вариантов анализа информации о системе семейных ценностей;

  2. показана роль семьи и ценностей брачно-семейной сферы как важнейших факторов современного социального развития;

  3. установлено, что основным фактором, влияющим на формирование и развитие социальных ценностей российской семьи, а также на усиление в ней неформального начала является осуществление социальных реформ;

  4. проведено комплексное социологическое исследование трансформации ценностных установок российской семьи, на основе которого представлена динамика семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI вв.;

  5. теоретически и эмпирически обосновано положение о том, что в условиях трансформации российского общества происходят сдвиги в ценностных установках брачно-семейной сферы, которые проявляются в возрастающей индивидуализации жизни человека и процессе оттеснения и замещения в российской ментальности семейных ценностей ценностями индивида;

6) обоснован вывод о том, что динамика брачно-семейной ценностной
структуры современного российского общества свидетельствует не только о
кризисе
семьи как социального института, но и о саморазвитии и устойчи
вом характере
социокультурной трансляции, при котором более или менее
сохраняются универсальные, общечеловеческие ценности.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. В современном российском обществе, в связи с его реформированием, происходят существенные изменения в ценностных установках брачно-семейной сферы людей, что влечет за собой утрату институтом семьи своих ин-ституциональньїе признаков в том виде, в котором они были присущи ему в дореформенный период российской истории. В то же время престиж семьи как малой социальной группы сохраняется в качестве одной из важнейших жизненных ценностей индивида. Противодействуя кризису целостности и социальной идентичности в современном российском обществе, семья является одним из внутренних стабилизаторов, которые удерживают общество в более-менее устойчивом состоянии и становятся духовным источником и механизмом общественной интеграции.

  2. Для исследования состояния и динамики семейных ценностей в период кризисного развития российского общества (конец XX - начало XXI вв.), характеризующегося крайней нестабильностью, целесообразно использовать специальную методику совмещения генетически разнородных данных, которая может применяться при анализе и обобщении первичной эмпирической информации, собранной различными, не связанными между собой исследователями на разных участках социальной реальности. Данная методика включает в себя четыре основных приема (этапа) исследования: 1) сопоставление разнородных эмпирических данных, 2) идентификация, выявление «условно тождественных» ценностных элементов в различных теоретических материалах, 3) совмещение различных (не совпадающих по числу элементов) ранговых систем, 4) критический анализ и теоретическое осмысление полученного обобщенного результата. Полезность данной методики обусловлена ограниченностью, существенной неполнотой, фрагментарностью и неустойчивостью первичных эмпирических данных, получаемых сегодня в рамках разнообразных социогуманитарных дискурсов.

3. На состояние и проявление семейных личностных установок конца XX -
начала XXI вв. существенное влияние оказывают демографические, социально-

экономические и социально-психологические факторы. Осуществление социальных реформ приводит к развитию процесса деинституционализации российской семьи, а также к усилению в ней неформального начала. Снижение уровня жизни населения в условиях непрекращающейся инфляции и усиления социальной дифференциации семей, а таюке во многом стихийный, «обвальный» по своему характеру процесс утверждения в российской среде демократических начал, весьма негативно сказываются на формировании положительных брачно-семейных ценностных установок.

  1. В начале XXI в. семейные изменения приобрели такие количественные и качественные признаки, при которых состояние семьи как социального института можно квалифицировать как кризисное. Усиление отрицательных семейных изменений в современной России является следствием дезорганизации института семьи, непосредственно связанной с проявивпшмся несколько десятилетий назад кризисом ценностей семейного образа жизни. Рассмотрение системы ценностных ориентации в рамках фамилистической перспективы позволяет выявить соотношение семейных и внесемейных ценностных ориентации в структуре личности современного человека.

  2. Семья в России, оказавшись в условиях трансформации общества и резких изменений в его социальной структуре, имеет тенденцию к сохранению своего престижа в общественном сознании в качестве одной из базовых ценностей. Вместе с тем, ее значение как социального института в том его виде, в котором он унаследован современным обществом от старой эпохи, падает. В силу многих социально-экономических и социально-психологических причин в иерархии социальных семейных ценностей особо значимым в настоящее время выступает неформальное, индивидуально-личностное начало, детерминирующее систему брачно-семейных ценностей и щзоисходящие в ней изменения.

6. В результате традиционные семейные ценности - супружество, роди-
телъство {дети), прочность брака
постепенно теряют в своей значимости, ус
тупая место так называемым альтернативным ценностным ориентациям - про
фессиональной деятельности, карьерному росту, самостоятельно достиг-

15 нутому социальному положению, личной и материальной независимости. В настоящее время все большее число людей отдает предпочтение самореализации во внесемейной сфере жизнедеятельности, профессиональной и социально-статусной сферах. С этим связана перспектива усиления самореализации личности и выдвижения на первый план психологической и духовно-культурной совместимости супругов в качестве основы супружеского благополучия.

7. Заслуживает внимания «поворотный» характер в развитии системы семейных ценностей в период 1990-94 гг., выявленный в результате контент-анализа соответствующей научно-исследовательской литературы. Указанный временной интервал характеризуется резким изменением ранговых показателей практически по всем ценностным параметрам. Так, например, ценностный элемент «дети» со второй позиции в 1985-89 гг. переместился на пятую в 1990-94 гг., а вопрос материального благосостояния семьи, наоборот, стал более актуальным, поднявшись с седьмой позиции (1985-89 гг.) на третью (1990-94 гг.). Данное явление не случайно: оно непосредственно связано с характерным моментом социально-экономического развития России - началом «перестройки».

Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы исследования и элементами его новизны. Теоретическая разработка исследуемых проблем заложена в различных областях знания, прежде всего в социологии, философии, психологии, демографии и истории, положения и материалы которых использованы в диссертации, что обеспечивает междисциплинарньш характер данного исследования. Проведенное исследование вносит определенный вклад в развитие социологии семьи и социологии социальной сферы. Оно дает новые обобщения по проблеме функционирования российской семьи в рамках современного общества.

В практическом отношении значимость диссертации заключается в том, что материалы диссертации могут быть использованы в преподавании

16 курсов социальной психологии, социальной философии, общей социологии, социологии семьи, а также различных спецкурсов, в психологических и брачно-семейных консультациях. Данные исследования могут быть использованы в практике социального управления и управления персоналом, при разработке мер, направленных на совершенствование семейной политики, на укрепление института семьи.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования обсуждались на заседаниях кафедры социологии и политологии РГПУ, докладывались на региональной научной конференции, проводившейся в г. Ростове-на-Дону в 2003 году. Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в пяти статьях автора.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения, библиографического списка и приложений. Объем текста диссертации - 135 машинописных страниц.

Методология исследования семейных ценностей и основные категории анализа

Целью настоящего исследования является анализ динамики ценност-но-мотивационных личностных установок брачно-семейной сферы в современной России. Для четкости передачи и восприятия анализируемых категорий необходимо уточнить и пояснить используемый в диссертационной работе понятийный аппарат. Он включает в себя целую группу специфических категорий и понятий, которые возникли и получили свое развитие в лоне социально-гуманитарных наук - философии, социологии, психологии, педагогики, культурологии, эстетики и др. Это, в частности, такие понятия, как: ценности, социальные ценности, ценностные ориентации, система ценностей, идеалы, цели, мотивы, потребности, интересы, установки, система аттитю-дов, теория ценностей и т. д.

В научной литературе существует множество определений социальных ценностей, авторы которых указывают на различные аспекты данного понятия. Ценность есть идеал (В. Виндельбанд). Ценности образуют ядро мировоззрения (Бунд). Ценность - это объективный предмет или объект (Л.А. Леонтьев). Ценности существуют в объективной реальности (Э. Дюркгейм). Ценности составляют благо (М. Вебер)13. Дробницкий считал, что ценности — это и идеалы, и полезные предметы. В.А. Василенко определяет ценность как «существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного явления для бытия другого». A.M. Коршунов, Л.Н. Столович определяют ценность как феномен бытия, не зависящий от объективного отношения к нему. О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев,

И.С. Нарскйй, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания.

Общим для всех подходов является то, что ценность предмета появляется тогда, когда в нем видна возможность удовлетворения какой-либо человеческой потребности. Ценность возникает на основе практической деятельности человека, как требующая своей реализации возможность.

Социология рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентации предполагает исследование их как компонентов социума, выполняющих нормативные функции по отношению к личности и социальным группам. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается степень осознанности личностью общественных ценностей, сила их воздействия на поведение людей.

Понятие «ценность» в социологии впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. До них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация» .

Основателем теории ценностей в социологической науке можно поправу назвать Э. Дюркгейма. Дюркгейм ставит вопрос об источнике ценностей и приходит к выводу о том, что таким источником в процессе практической деятельности становятся идеалы, т.е. представления человека о том, что еще не существует в действительности. А вещи становятся ценностью (обла дают ценностью) тогда, когда они соответствуют воплощенному в них идеалу или выражают идеалы15.

Дюркгейм показывает, что идеалы исторически изменяются с изменением социальных групп, что в соответствии с изменением идеалов возникают новые системы ценностей. Тем самым, Э. Дюркгейм устанавливает закономерность в развитии систем ценностей. Фактически он заложил основы «современной теории ценностей»16. Он приходит к выводу о том, что в периоды социальных потрясений или кризисов возникают новые идеалы, которые люди стремятся воплотить в реальность; что совокупность коллективных идеалов составляет душу общества; что они оказываются движущей силой изменения общества, т.к. за ними стоят реальные и действующие силы социальных групп17. Э. Дюркгейм пишет и о том, что идеалы, воплощенные в искусстве (например, в живописи), в эмблемах, писаниях, становятся наглядными: их «можно всем увидеть, всем понять, всем представить», а поэтому они влияют на волю и сознание людей, ведут к действиям по изменению общест-ва, по созданию разнообразных новых ценностей . Функция идеалов «состоит в том, чтобы преображать реальность»19. Наконец, Дюркгейм сделал вывод о том, что социология важным объектом своего исследования имеет идеалы, что социология «рассматривает идеал лишь для того, чтобы создать науку о нем» . По Дюркгейму, на великих ценностных идеалах формируются и базируются целые цивилизации21. Для него вопрос стоял в том, как на таких идеалах увидеть истоки вновь создаваемых ценностей, связь вещей с различными аспектами идеала, как это формируется самим человеком. Таким образом, раскрыв неразрывную связь идеалов и ценностей, он заложил теоретические основы, как теории ценностей, так и теории социального идеала.

Семейные ценности в современном российском обществе: системное представление

Проблема ценностного мира человека - одна из наиболее сложных рефлексий в современном социальном знании о состоянии и развитии личности. В последнее время все сильнее проявляются тенденции к расширению и углублению проблематики социальных ценностей52. Использование микросоциального подхода в разных отраслях знания делает собственно историко-теоретическое содержание этического знания востребованным в изучении актуальных вопросов социальной и индивидуальной жизни. Отношения людей к тем или иным реальным изменениям хозяйственной, политической, социокультурной сферах предполагают ценностную сетку координат.

Проведенное в 1990 году под руководством Н.А. Лапина всероссийское исследование «Наши ценности сегодня»53 показало, что основу возникающей новой структуры ценностей составляет позиция, которую можно назвать «повседневный гуманизм». Ядро ее образует спокойная совесть. Вокруг этого ядра группируются ценности жизни, добра и красоты, правды и свободы, добрые отношения в семье и с друзьями и др. Все это нормальные человеческие ценности, разделяемые подавляющим большинством россиян и интегрирующие их поведение в самых массовых пластах жизни.

Данное представление базовых ценностей не является единичным в социологии. Многие исследователи занимались и продолжают заниматься определением состава и структуры смысложизненных ценностей и установок, которые позволяют обществу функционировать и развиваться в прогрессивном направлении в кризисные периоды своего развития. Назовем наиболее яркие примеры ценностных систем.

Так, не вступая в противоречие с выше указанной ценностной структурой Н.И. Лапина, исследователь Т.М. Караханова основные ценности сгруппировала следующим образом: материальное благополучие (недвижимое имущество, доход, материально-вещная среда, продукты питания); оплачиваемый труд, творческая деятельность; самосохранит елъная деятельность, восстановление сил, поддержание здоровья, сон, уход за собой (гигиенический, медицинский и т.п.), спорт, отдых (в т.ч. пассивный); семья, брак; дети, их воспитание; домашний неоплачиваемый труд; общение; познавательная деятельность (учеба, овладение профессией, чтение, информация); безопасность5 .

Согласно ряду исследователей (А. Сунгуров, Д. Анойкин и др.), принявших участие в проекте «Исследование будущего»55, российское общество базируется на таких ценностях, как:

1) патриотизм,

2) дружба,

3) заинтересованность в будущем мира,

4) отношение (в данном случае страх) к смерти,

5) родительская любовь,

6) любознательность,

7) семья (отношения между родственниками),

8) самоидентификация,

9) поиск корней,

10) любовь,

11) любовь детей к родителям,

12) власть,

13) брак (отношения между супругами),

14) работа.

Примечательно то, что в перечисленных ценностных системах при варьировании некоторых ценностей, семья остается неизменным атрибутом благополучного функционирования общества. Ценность семьи для общества неоспорима. Семья является уникальным социокультурным феноменом человеческой истории и цивилизации, важнейшим социальным институтом воспроизводства социума. Из всех социальных институтов именно семья, по удачному выражению крупнейшего польского социолога Я. Щепаньского, является единственным социальным организмом, «разрастающимся изнутри»56. Но это «саморазрастание» надо понимать двояко и не сводить лишь к демографическому воспроизводству, которое как таковое, согласно выдающемуся американскому социологу Т. Парсонсу, не требует для себя специфической организации в форме семьи. Поскольку же «человеческая личность не «рождается», а «делается» через процесс социализации, постольку именно семья становится необходимостью... »

Как разновидность социальных отношений семья выступает объектом и социокультурной значимости и изучения. В этой связи А.А. Магомедов отмечает, что тот или иной тип семьи, ее развитие и самочувствие во многом определяются развитием общества и его институтов, в том числе и культурных институтов, ибо человек, семья существуют не только в обществе, но и в культуре. Культура общества на том или ином этапе его развития определяют семейные традиции, регулируют духовно-культурные потребности, а также заполненность таких основных модальностей социальной жизни, как жизнеобеспечение, социализация, коммуникация, рекреация. Культура способствует развитию семьи, трансформации семейных норм и ценностей. К содержанию социокультурной среды относятся события и процессы, порождаемые активностью людей как членов семьи в ходе их совместной жизнедеятельности .

Социальные факторы, определяющие изменение системы семейных ценностей

Социальные ценности - продукт социализации людей, освоения ими общественно-политических, нравственных, эстетических, этических идеалов и непреложных нормативных требований, предъявляемых к ним как членам общества. Социальные ценности самым тесным образом связаны, во-первых, с социально-экономической природой общества и объективными условиями предметной деятельности людей, во-вторых, социальными установками высшего уровня, соотносимыми с целостностью образа жизни, в сравнении с установками на частные социальные объекты и ситуации, регулирующие отдельные поступки. Социальные ценности, будучи отражением фундаментальных интересов людей, выражают и их субъективную общественную позицию, их мировоззрение и нравственные принципы. Формирование системы ценностных ориентации означает становление личности человека как активного субъекта социальной действительности.

Социокультурные и ценностные разломы российского общества, относящиеся к сфере брачно-семейных отношений, связаны с социальными ре формами, проводимыми в современной России. Поэтому необходимо учитывать зависимость ориентации общественного мнения от внешних факторов: социально-экономических, социально-политических, социально профессиональных, социально-демографических, социокультурных80, - и внутренних факторов общественного сознания.

Следуя сложившейся российской исторической традиции, новая установка на социальные преобразования была выдвинута на высшем управленческом уровне, то есть, спущена «сверху». Цель перестройки 1980-х гг. - демократизация политической жизни, подразумевающая расширение социальных и политических свобод и прав человека, которые ранее не осуществлялись на практике . Российское общество стало развиваться в направлении демократизации и гуманизации, что наложило заметный отпечаток на все сферы его функционирования. В связи с этим изменившемуся социуму должна соответствовать обновленная модель семьи, которая находит свое отражение в массовом сознании и фиксируется в массовом поведении на основе социальных ценностей брачно-семейной сферы.

Положение семьи и динамика семейных ценностей в современном российском обществе определяется влиянием целого комплекса социальных факторов - политических, экономических, демографических, нравственных, информационных и т.п. В этой связи обратим внимание на следующие обстоятельства негативного плана:

- безработица, крайне низкая оплата труда и, как следствие этого, бедность;

- разрушение системы общественного воспитания;

- глубокий кризис в нравственной сфере общества;

-негативное влияние СМИ на формирование положительных брачно-семейных ценностных установок, пропаганда секса и насилия и др. За последние годы произошел значительный сдвиг ценностных установок, относящихся к семейной жизни. И если до недавнего времени ответственность за благосостояние семьи как одну из семейных ценностей была возложена преимущественно на плечи мужской части населения, то сегодня для большинства мужчин часто оказывается невозможным содержать свои семьи. Массовая бедность сегодняшних масштабов — четверть населения (32 млн. человек в 1996 г.), проживающего за пределами ПМ, — не идет ни в ка-кое сравнение с ситуацией 1990 г. — 1,6 % (2,3 млн. человек) . По данным, опубликованным в журнале «Планирование семьи» №4/1999г., бедность и нищета затронули более 60% населения. Поэтому женщинам приходится брать на себя роль «кормильца». Происходит непроизвольная переориентация женщин с семьи как смысложизненной ценности на профессиональную деятельность и карьерный рост. Женщины оказываются в сложной ситуации, когда им необходимо выполнять несколько социальных ролей одновременно: роль кормильца, роль жены и матери. Как правило, совмещение всех вышеназванных ролей осуществляется за счет «перекрывания» одной ролью другую. В большинстве случаев «усеченной» оказывается роль матери, так как у женщины просто не остается сил и времени на воспитание своих детей из-за полной занятости на работе. Однако очевидно, что включение социальных ценностей профессиональной деятельности и карьерного роста в систему ценностных ориентации женщин означает становление личности женщин как активного субъекта социальной действительности, способствует повышению самооценки. Иметь возможность работать, получать достаточно высокую заработную плату, профессионально расти и самореализовываться - те социальные ценности, которые для современных российских женщин играют первостепенную роль.

Таким образом, под влиянием новой социально-экономической реальности утрачивает свою актуальность одна из важнейших семейных ценностей -родителъство. Наибольший удельный вес тех, кто считает, «что это долг каждой женщины», среди представителей старшего «советского» поколения, наименьший - среди младшей возрастной группы. Этот факт связан как с конст руированием образа «женского» в советский период , так и с изменениями в системе ценностных установок брачно-семейного характера современных молодых людей. В современных условиях происходит размывание нормативов на уровне представлений. Жестких стереотипов реже придерживаются молодые люди, социализация которых проходила в постсоветское время.

Если рассмотреть показатели «идеального», «желаемого» и «ожидаемого» числа детей в России за весь период с 1991 г. по 2000 г., то окажется, что наиболее существенные изменения происходили в годы чрезвычайных экономических событий86. Снижение репродуктивных планов населения является своеобразной реакцией на экономическую и политическую нестабильность.

Похожие диссертации на Динамика системы семейных ценностей в российской культуре конца XX - начала XXI века