Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Поднебеснов Сергей Александрович

Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна
<
Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поднебеснов Сергей Александрович. Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Поднебеснов Сергей Александрович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т].- Нижний Новгород, 2009.- 186 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-9/311

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Становление центров развития мирового дизайна 14

1.1 . Формирование и деятельность зарубежных центров развития дизайна 15

1.2.Дизайн и государственная политика 30

Глава 2. Становление нижегородского дизайна 63

2.1 . Народный дизайн нижегородского края 63

2.1 .Развитие промышленного нижегородского дизайна 84

Глава 3. Система концепции нижегородского дизайна 117

3.1.. Научные основы и принципы дизайна 117

3.2. Образовательная структура дизайна (Педагогика дизайна) 128

Глава 4. Управление развитием нижегородского дизайна 140

4.1 .Потенциал нижегородского дизайна 140

4.2.Перспективы управления нижегородским дизайном 159

Заключение 164

Библиографический список 167

Приложение А

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Дизайн как часть художественной проектной культуры активно развивает современное общество, уже имея значительный накопленный опыт. Изучая опыт нижегородского дизайна в различные периоды, мы постоянно ощущаем в приемах мастерства, в сюжетах живую связь с многовековой культурой народного дизайна - художественными промыслами в нижегородском регионе. Документальные материалы свидетельствуют, что у древних славян, населявших территорию нижегородской области, в IX-X вв. уже существовало высокое развитие ремесленного производства и сложилось весьма самобытное и глубоко народное искусство. Во второй половине XVII в., на основе разнообразных народных ремесел, формируются народные художественные промыслы — народный дизайн. Активному синтезу промыслов развитых в нижегородском регионе помогало близкое нахождение торговых путей по рекам Волга, Ока и крупных торговых центров. Именно поэтому здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. В нижегородском регионе возникло свыше 70 видов ремесел и свыше 40 видов художественных промыслов.

В нижегородской области веками формировалась благотворная почва и благоприятные условия для рождения свои талантов. Нижний Новгород издавна известен, как главный торговый центр России, и благодаря крупнейшей Всероссийской художественно-промышленной выставке были созданы условия для колоссального для своего времени культурного, проектно - инженерного, научного и экономического международного обмена. Нижегородская Земля взращивала уникальные кадры, приносившие для России и всего мира неоценимые творческие дизайнерские идеи и открытия. К примеру, Иван Петрович Кулибин, известный многочисленными дизайнерскими изобретениями, стал в 1769 году, по сути, главным механиком России, ему было поручено заведывание технической мастерской Академии наук.

Всестороннее, масштабное и активное развитие художественного проектирования (дизайна) происходило с 1930-х годов XX в. в горьковской области - одного их самых крупных промышленных и научных центров в СССР на основе многоотраслевого промышленного потенциала горьковского региона: судостроения, авиационной и автомобильной промышленности, машиностроения, приборостроения, деревообрабатывающей промышленности и.т.д. Огромный дизайнерский опыт был накоплен на Горьковском автомобильном заводе. Легковые автомобили «Волга» ГАЗ-21 (дизайнер Л. Еремеев) и «Чайка» ГАЗ-13 (дизайнер Б. Лебедев) на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году получили Гран-при. Созданы лучшие в мире крылатые суда и экранопланы в ЦКБ по СПК под руководством выдаюп1;егося дизайнера Р.Е. Алексеева. СПК «Ракета» на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году удостоен Золотой медали. В дизайн-ценре Павловского автобусного завода сформировалась известная в мире дизайн школа М. Демидовцева, в дальнейшем получившая активное развитие на Волжском автомобильном заводе. Автобус ПАЗ-Турист-Люкс (дизайнер М.
Демидовцев) получил Золотой кубок «За новизну дизайна» на международном конкурсе в г. Ницца (Франция). Лидировали в СССР фундаментальные художественно - конструкторские разработки в приборостроительный отрасли под руководством дизайнеров А. Маслова, А. Шаповала, работавших в ГНИПИ. Блестяш;ие работы в области эстетизации промышленной среды авиационного завода им. Орджоникидзе дизайнера А. Елизарова, разработки дизайнера Ю. Востокова, возглавившего в последствии министерство мебельной промышленности СССР, разработки А. Николаева отечественных уникальных в мире специальных транспортных средств и механизмов для Арктики и Антарктики, разработки лучших в мире фрезерных станков на Впервые в СССР Л. Зеленовым, А. Шаповалом, О. Фроловым в 1976 г. Был создан уникальный двухгодичный университет дизайна, подготовивший до 1992 года 950 специалистов для промышленности области и СССР. Университет был отмечен премией министра образования СССР. Можно отметить, что вопросы развития дизайна далеко выходят за рамки искусствознания и истории искусства и культуры. Они смыкаются с экономикой и производством, социологией и психологией.

Феномен активного развития Нижегородского дизайна явился знаком актуальности и проектно эстетической и интеллектуальной привлекательности для современности и вызывает необходимость всесторонне и глубоко изучать дизайн-процессы и развитие дизайна, происходившие в нижегородском регионе.

Степень разработанности проблемы. Изучение процессов развития дизайна в регионе - одна из наиболее молодых отраслей гуманитарной науки. Дизайн как феномен индустриальной эпохи стал активно развиваться с самого начала XX века. Две международные школы заложили основы дизайна на научных основах: БАУХАУЗ в Германии и ВХУТЕМАС в России. Дизайн развивается и локально, о чем свидетельствуют многочисленные национальные школы дизайна.

Расширяются понятия о дизайне, технической эстетике, художественном конструировании, промышленной эстетике, производственной эстетике.

Большое значение имеют работы выдающегося русскогр историка и теоретика искусства и дизайна Н.В. Воронова, обратившегося к важнейшей проблеме исследования российского дизайна .

СМ. Михайлов, принадлежащий к числу ученых исследователей, обратившихся к изучению основ и истории дизайна, излагает ' Воронов Н. В. Российский дизайн. Очерки истории отечественного дизайна. Т. 1. М. : Союз Дизайнеров России, 2001. 424 с.

предпосылки и становление дизайна^ как самостоятельного вида проектной деятельности, начиная с конца XIX века. Ученым подробно рассматривается становление первых школ дизайна БАУХАУЗ, ВХУТЕМАС и становление дизайна эпохи индустриального развития общества, начиная с предвоенного периода 1930-х годов и заканчивая стилистическими течениями в области дизайна конца XX века.

Ученый исследователь теории и методологии дизайна В.Ф. Рунге раскрывает специфику и основные понятия дизайна, как самобытного вида проектной деятельности, сложившейся в XX веке. Им рассматриваются этапы зарождения, становления^ и эволюции концепций дизайна в нашей стране, излагает методологические моменты дизайн-проектирования (методы, средства и пр.) Карл Кантор известный русский ученый искусствовед глубоко исследует историю и теорию дизайна в контексте культуры доперестоечного тридцатилетия 1955-1985 гг.

Ю.В. Назаровым известным ученым искусствоведом, членом корреспондентом Российской Академии Художеств, президентом Союза Дизайнеров России рассматривается практика российского дизайна постсоветского периода, начиная с создания Союза Дизайнеров СССР в 1987 году и заканчивая современностью. Ученым даются прогнозы развития отечественного дизайна, исследуется развитие современного российского дизайна, излагаются мастера отечественного дизайна, особенности^ отечественного дизайн-образования, материалы профессиональной прессы, крупных выставок.

^ Михайлов М. История дизайна. Т. 1. М.: Союз Дизайнеров России, 2004. 280 с.

^ Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. Кн. 1. М.: Архитектура-С, 2006. 368 с . : •* Кантор К. Правда о дизайне. История и теория. Москва: АНИР, 1996. 286 с.

^ Назаров Ю. В. Постсоветский дизайн (1987-2000) : проблемы, тенденции, перспективы, регион, особенности . М.: Союз Дизайнеров России, 2002. 416с.

Ученый искусствовед, заведз^ющий отделом дизайна Российской Академии художеств В. Аронов определяет теоретическую базу понятий и специфики дизайна, исследует эволюцию^ дизайна в СССР и России.

Президент Национальной Академии Дизайна В.Л. Глазычев дает характеристику эпохам становления и развития отечественного дизайна в СССР и прогнозы стратегического развития^ дизайна в России на современном этапе.

Зеленовым Л.А. известным ученым, возглавляющим нижегородскую философскую школу, были разработаны наз^ные основы системы дизайна на базе шести принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9 Конгрессе ИКСИД. По отзывам известных российских дизайнеров, получивших знания в школе Зеленова, они постоянно применяют эти шесть принципов дизайна в своей проектной практике.

Интегральная система управления качеством продукции на основе шести принципов дизайна была реализована на Горьковском автозаводе, в ЦКБ по СПК им. Р.Е. Алексеева, Горьковском научно - исследовательском приборостроительном институте.

Современное состояние изучения темы развития Нижегородского дизайна в философской, социокультурной и искусствоведческой мысли характеризуется выборочностью и разностью исследовательских вопросов и отсутствием целостного взгляда на генезис Нижегородского дизайна и процессы его эволюционного развития из-за малоизученности данной темы и отсутствием публикаций. Работ по исследуемым научным проблемам в области ГГижегородского дизайна практически не ^ Лронов в . р. Художник и предметное творчество : проблемы взаимодействия матер.

и худож. культуры XX века . М.: Совет, художник, 1987. 230 с.

^ Глазычев В. Л. О дизайне. (Очерки по теории и практике дизайна на Западе). М. : Искусство, 1970.192 с.

* Зеленов Л. Л. Система эстетики. Н. Новгород : Изд-во ГХИ ННГАСУ ; М.: Рос. акад.

образования, 2005. 271 с.

публиковалось, поэтому данная работа может считаться первой и претендовать на новизну исследования.

Диссертация написана большей частью на основе изучения материалов архивов музеев, предприятий, частных лиц, фондов кафедр.

В основном сбор информации осуш;ествлялся путем интервью и опросов частных источников информации — свидетелей и участников исторических событий: дизайнеров, инженеров-конструкторов, технологов, художников, скульпторов, ученых, бывших руководителей предприятий и организаций. В частности, особую ценность и достоверность имеет информация, полученная от Шаповала А.В., Лебедева Б.Б., Зеленова Л.А., Алексеевой Т.Р., Захарова В.Я., Фролова О.П., Маслова А.С., Медведева И.П., Сухова А.А., Фузеева, В.И., Волкова СВ., Киреева Н., Рогова А., Малюкова Н., Норенкова С , Чакмахова Б., Шабарова Н., Хлутчина И., Асессорова А., Шабашова В., Слободина В. и других, а также предоставленных ими подлинных документов, фото и киноматериалов, часть их которых приложена к диссертационному исследованию в виде иллюстраций.

Предмет исследования. Предметом исследования является дизайн Нижегородской области.

Объект исследования. Объектом исследования является социокультурные и генетические факторы развития Нижегородского дизайна и его стратегический потенциал.

Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление и обоснование специфики и потенциала социокультурного феномена Нижегородского дизайна. Реализация этой цели обусловила постановку и решение следующих задач:
•обоснование места и функции дизайна в культурной системе общества;
•анализ истоков и феномена развития нижегородского дизайна;
•типологический анализ нижегородского дизайна как культурной формы, составляющей культурной системы;
•культурологический анализ структуры, содержания и функции нижегородского дизайна;
•обоснование роли нижегородского дизайна в педагогическом процессе как необходимого условия устойчивости современного общества и культуры;
•определение условий и механизмов формирования экономического потенциала нижегородского дизайна в их историческом и современном состоянии.

Теоретико-методологическая база исследования. Сложность изучаемой темы, связанная с развитием нижегородского дизайна предопределила необходимость междисциплинарного подхода.

Методологическую основу исследования составляют концепции и идеи, изложенные в трудах Н. Воронова, Л. Зеленова, Михайлова, В. Глазычева, А. Шаповала, В. Щурова, Норенкова и др.

Методологической основой диссертации стала совокупность аналитических приемов и операций, используемых историко-культурным подходом к изучению нижегородского дизайна, его исторического и современного состояния как культурных составляющих в жизни социума.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод системного и комплексного анализа исследуемой проблемы; метод культурно — исторического анализа; диахронический и синхронический методы исследования; метод исторических параллелей (сравнительно - исторический) и философско - концептуальный; сравнительно - типологический метод, сочетающийся с методом периодизации и методом аналогии и экстраполяции; сочетание исторического и логического подходов; структурно - концептуальные (идеографические, семиотические) методы семантического анализа дизайн-проектов.

Теоретические обоснования работы основаны на положениях теории культурных форм как составляющих культурной системы и принципам типологии культур, положенных в основу концепции.

Основные положения концепции базируются на теории эстетической деятельности Л.А. Зеленова.

Характер исследования потребовал обращения к проблемам системы культуры социума в целом, культуры архаики, этнической культуры, этнической социализации, культурной идентичности, особенностей русской культуры, которые освещались в работах нижегородских ученых.

Научная новизна работы. Научная новизна исследования заключается в следующем:
•раскрыты механизмы интеграции нижегородского дизайна в культурную систему общества;
•показана специфика развития нижегородского дизайна от народного дизайна (народных художественных промыслов) до настоящего времени;
•проведено подробное исследование и обоснована типология нижегородского дизайна, как явления культуры; выявлен социокультурный феномен развития нижегородского дизайна;
•обосновано внедрение концепции нижегородской школы дизайна в педагогический процесс как условия самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры.
•выявлены и проанализированы динамика изменений, происходящих с нижегородским дизайном в рамках общекультурных процессов современного общества.

Положения, выносимые на защиту:
•выявлена роль дизайна в культурной системе общества как форма самосохранения, воспроизводства и регенерации культуры, а также как системы, гарантирующей компонент устойчивости современного общества;
•показано, что зарождение и развитие дизайна осуществлялось в преемственности с развитием кустарных промыслов, народного декоративного искусства и народных художественных промыслов;
•обосновано, что возникновению и активному развитию особенностей дизайна в Нижегородской области способствовали следующие причины: активное развитие нижегородских народных художественных промыслов, благоприятное географическое положение и связанное с ним развитие торговли, науки, культуры, образования в регионе, в особенности инженерного дела, изобретательства и проектной культуры, и стремительное развитие промышленности практически всех отраслей производств;
•раскрыто, что нижегородский дизайн - неотъемлемая часть отечественной культуры, он является компонентом развития промышленного производства;
•нижегородская школа дизайна активно формирует систему регионального образования;
•показано, что концепция внедрения и функционирования нижегородского дизайна как компонента региональной культуры в различные процессы происходящие в обществе должна быть сориентирована на прогрессивную интеграцию международного, государственного и национально-регионального компонентов в производственной, общественной, научной, культурной, образовательной сферах, обеспечивая последовательное развитие нравственных и культурных общечеловеческих ценностей в обществе.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена тем, что изложенные в ней результаты исследований расширяют имеющиеся научные представления о нижегородском дизайне и его развитии.

открывают возможности для дальнейшего философского, культурологического и искусствоведческого изучения нижегородского дизайна. Теоретическая и практическая значимость работы определяется актуальностью проблемы взаимоотношения культуры как системы и составляющих ее культурных форм, в частности - нижегородского дизайна - общества, культур и традиций в эстетической системе; повышенным интересом со стороны общества и различных направлений современной гуманитарной науки к проблемам развития нижегородского дизайна.

Теоретические аспекты темы важны для выявления устойчивости и изменчивости традиционных элементов культуры в современных условиях для более глубокой теоретической разработки нижегородского дизайна как явления культуры.

Работа может послужить материалом при изучении как общих, так и частных закономерностей функционирования традиций в целом, и в рамках исследования нижегородского дизайна и процессов его видоизменения и трансформации.

Представленные в диссертационном исследовании сведения также могут быть использованы в целях: выявления прикладного функционально - смыслового значения понятия «нижегородский дизайн»; создания познавательной модели культуры, основанной на новом восприятии классического наследия в сфере исторического и современного функционирования нижегородского дизайна; разработки основ стратегии сохранения культуры через культивирование, регенерацию и трансляцию нижегородского дизайна в интеграционном социокультурном и педагогическом процессе.

Практическая значимость работы заключается в том, что полученные результаты могут быть использованы в лекционных курсах по истории философии, культуры и искусства; могут быть использованы дизайнерами в творческом процессе в виде теоретической основы для сохранения стилевых традиций при выполнении дизайн разработок при проектировании, а также для проведения дальнейших исследований в области нижегородского дизайна.

Апробация исследования. Исследование проводилось автором непосредственно в его практической деятельности по выполнению дизайн разработок в автомобильной промышленности на Нижегородском предприятии ОАО «ГАЗ», результатом которой явилось внедрение объектов в производство, признание и положительная оценка со стороны экспертов профессионального сообщества дизайнеров России, получение всероссийских призов «Виктория» за лучший промышленный дизайн года и выдвижение в коллективе авторов на Государственную премию, а также получение 7 патентов на промышленный образец и одного изобретения. Отдельные идеи исследования были изложены автором на Всероссийском форуме «Великие реки» на Нижегородской Ярмарке (г.

Нижний Новгород, 2006 г.); на выставке «От дизайна до отделки» на Нижегородской Ярмарке (г. Нижний Новгород, 2006 г.); на открытии Всероссийского форума «Омск — столица российского дизайна» в администрации Омской области (г. Омск, 2006 г.); на V Ассамблеи Союза Дизайнеров России, (г. Ростов-на-Дону, 2007 г.); на Международном Форуме «New City» (г. Тольятти, 2007 г.); на заседании «Экспертного Клуба» Минпромэнерго, (г. Москва, 2008 г.); на Всероссийской конференции по архитектуре, дизайну и строительству «Антикризисные проекты России» (г. Москва, 2009 г.); основные положения и результаты исследования отражены в 13-ти публикациях, общим объемом 10,75 п.л. в научных журналах и изданиях «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена» (Санкт-Петербург, 2008), «Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова» (Кострома, 2008), «Нижегородский дизайн: вчера, сегод11я, завтра. Монография» (Н.Новгород, 2009), «Дизайн-Ревю» (Казань, 2008), «Приволжский научный журнал» (Н.Новгород, 2008), «Научное педагогическое наследие А.П.Беляевой в системе профессионального инженерно-педагогического образования в России. Материалы II Всероссийской научнометодической конференции преподавателей вузов, ученых и специалистов» (Н.Новгород, 2008), «Нижегородская школа дизайна. Межвузовский сборник научных трудов» (Н.Новгород, 2007), «Философский контекст науки и техники. Сборник научных трудов» (Н.Новгород, 2009), «Законы медицинской сферы общества. 37 академический симпозиум» (Н.Новгород, 2009), «Сборник трудов аспирантов и магистрантов. Гуманитарные науки» (Н.Новгород, 2009), «Инновации в системе непрерывного профессионального образования. Материалы X Международной научно-методической конференции» (Н.Новгород, 2009), и в обсуждении на кафедре философии и политологии Нижегородского государственного архитектурностроительного университета в 2009 г.

Структура и объем диссертации. Структура и последовательность изложения материала обусловлены логикой, целями и задачами исследования.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения, библиографического списка литературы, приложения. Приложение содержит архивные фотоматериалы, которые позволяют более полно раскрыть поставленные в исследовании задачи.

Общий объем диссертации составляет 180 страниц, в том числе список литературы из 150 наименований.

Формирование и деятельность зарубежных центров развития дизайна

Дизайн является закономерным этапом в развитии формообразования утилитарных ценностей, завершая первый этап -кустарно-ремесленного производства и следующий за ним этап — индустриально-машинного производства.

Кустарно-ремесленное производство. Этот этап формообразования утилитарных изделий практически можно датировать с начала человеческой цивилизации до конца XVIII века, т.е. до возникновения машинного массового производства. Мы имеем в виду традиционные ремесленные и кустарные промыслы, которые обеспечивали людей всеми необходимыми вещами: гончарное, мебельное, скорняжное, обувное, судостроительное и.т.д. производство. Весь диапазон этой деятельности был широко представлен на художественно-промышленной выставке-ярмарке в Н.Новгороде в 1896 году.

Центральной фигурой этого этапа был кустарь, ремесленник.

Кустарно-ремесленное производство обладало важным позитивным признаком - синкретическим характером, комплексным подходом кустаря к созданию любой вещи. Еще разделение труда не было столь очевидным, как в XIX веке, еще кустарь оставался и проектировщиком, и технологом, и экономистом, и торговцем, и изготовителем, и художником, и организатором, и маркетологом и.т.д. [32] Важно и то, что кустарь при создании любого изделия учитывал весь комплекс требований человека-потребителя к изделию и превращал эти требования в принципы своей работы:

- он изучал потребности людей, структуру и динамику рынка, «географию спроса», что позволяло ему создавать полезные изделия, которые находили реализацию, что позднее это и определит социологический принцип дизайна, -он ориентировался на создание в доступной ему форме функционально совершенных, надежных, прочных, долговечных вещей, которые обслуживали несколько поколений (обувь, мебель, посуда и.пр.), т.е. обладали высокой практичностью, что позднее будет представлено в инженерном принципе дизайна,

-он стремился учесть функциональные анатомические, физиологические, психологические особенности человека с целью создания удобных вещей (сапоги, одежда, бытовая утварь и пр.), что позднее будет осмысленно в эргономическом принципе дизайна,

-он учитывал экономические соображения, соизмерял затраты живого и овеществленного труда, т.е. работал экономически целесообразно, что позднее составит сущность экономического принципа дизайна,

-он учитывал художественные закономерности и создавал изделия красивые по форме и цвету, по архитектуре и декору. Известно, что подмастерье не утверждался мастером в цехе ремесленников, если он не создавал «шедевра», т.е. эстетически выразительного изделия. Это позднее определит становление эстетического принципа дизайна.

Машино-индустриальное производство. Оно возникает с конца XVIII века, с созданием серии машин, которые заменили ручной труд. Как известно, первая паровая машина была создана И.И. Ползуновым в 1765 г. в Барнауле для откачки воды из шахт алтайского края. Д. Уатт свою первую машину создал в 1785 г. Так или иначе, но развитие машинно-индустриального производства было социальной необходимостью, поскольку оно обеспечивало возможность удовлетворения возрастающих потребностей населения в вещах утилитарного назначения [32]. Важно и то, что на этом этапе черты кустарного производства заменялись качественно новыми позитивными качествами машинного производства:

-вместо ручного труда — машинный,

-вместо примитивной техники — прогрессивная, -вместо примитивной технологии - совершенная.

-вместо уникальности — серийное производство.

Но происходит усиленное разделение труда: проектная деятельность отделяется от производственной, технологическая от конструкторской, художественная от технической, экономическая от производственной и.т.д. Возникает узкая специализация. Теперь уже инженер, технолог, конструктор, мастер не является создателем изделия в целом, а лишь какого-то блока, части, детали, формы, элемента. Создаются изделия малоудобные, недолговечные, малополезные.

Этап дизайна. Итак, в первом этапе на базе примитивной техники и технологии сохранялся комплексный подход в создании изделий, во втором этапе на основе прогрессивной индустриальной техники стал доминировать узкоспециальный, частичный подход и в проектировании, и в изготовлении промышленных изделий. Появилась совершенно закономерно концепция соединения всего ценного на первом и втором этапе, идея соединения комплексного подхода в работе мастера с индустриальными методами деятельности. Это и определило с конца XIX века становление дизайна, художественного конструирования. Теоретически и организационно эта концепция развивалась в работах9 Рескина, Морриса, Земпера, Страхова. Была преодолена соблазнительная опасность сведения промышленного производства к декоративно-прикладному творчеству или к восстановлению кустарно-художественных промыслов. Нельзя было терять завоевания индустриального производства.

Народный дизайн нижегородского края

Все богатство и многообразие созданных человеком средств производства основано на опыте, выработанном в недрах народного творчества и крестьянского быта.

Этот опыт столетиями накапливался в рамках примитивной техники и в условиях ручного ремесла, названного В.И.Лениным «первой формой промышленности, отрываемой от патриархального земледелия...»11. Именно в ремесленном производстве формировались практические предпосылки для великих научных открытий XVIII - XIX вв., каждое из которых стало «основой нового изобретения или нового усовершенствования методов производства» - писал К. Маркс12.

Дизайн многое взял от исторически сложившихся народных художественных промыслов, но однако дизайн не может отождествляется с художественными промыслами, так называемым «народным дизайном» [32]. Художественные промыслы - это именитые остатки былого художественно - ремесленного, кустарного производства, которое было раздавлено индустриально-машинным производством. А художественное конструирование [20] - это индустриальная деятельность, для которой обязательны все принципы индустриального производства: автоматизация, стандартизация, нормализация, унификация, модулирование, тиражирование и пр. И это отличает дизайн от художественных промыслов. Народный дизайн — это деятельность доиндустриального характера: примитивные орудия труда, примитивная технология, ручная работа, уникальность производства. Народный дизайн — это:

-явление исторической ценности — память старых технологий,

-явление художественной ценности - красота народных творений.

Нижний Новгород расположен на слиянии двух великих рек Волги и Оки, в окрестностях которого стало исторически предопределенным, уникальным и феноменальным формирование социума, где возникло свыше 200 видов ремесел и 43 вида художественных промыслов, такого явления нет ни в одном другом месте на Планете.

Нижегородский край издавна славился своими талантами и традициями. Здесь сосредоточена одна треть всех народных художественных промыслов России. Мы восхищаемся яркой и жизнерадостной хохломской росписью, изящными ларцами казаковской филиграни, изделиями с затейливой полховско-майданской росписью, сундуками с городецкой росписью, холодным оружием ворсменских и павловских мастеров, уникальными резными образцами из кости и камня, искусством резьбы по дереву. Нас вдохновляют сказочные узоры ручного ткачества, грациозного золотого шитья и чкаловских гипюров, мастерство изготовления которых передавалось из поколения в поколение на протяжении сотен лет. Все это - драгоценное наследие Нижегородского края.

Нижегородская губерния издавна славилась своими кустарными промыслами. Изделия которых расходились по всей России. Возникновению и развитию промыслов способствовали многие обстоятельства: и бедность почвы, которая не могла прокормить население, и обилие лесов. Дававших топливо и сырье для промыслов, и благоприятное географическое положение, товарообмен между населенными районами.

Научные основы и принципы дизайна

Научные основы системы дизайна были разработаны нижегородским ученым доктором философских наук, профессором, Л.А. Зеленовым [40]. Это система дизайна на базе его 6 принципов. Доклад о шести принципах дизайна был положительно оценен на 9 Конгрессе ИКСИД. По отзывам известных российских дизайнеров, получивших знания в школе Зеленова, они применяют принципы дизайна Зеленова постоянно в своей проектной практике, что по мнению автора несомненно способствовало и способствует появлению известных шедевров российского дизайна.

Сущность концепции Нижегородской школы дизайна заключается в следующем [36]:

-дизайн - это теория и практика художественного конструирования технических систем;

-художественное конструирование - это творческая деятельность по созданию технических систем индустриальным способом в соответствии с художественными и утилитарными закономерностями;

-глубинная природа дизайна - эстетическая, а эстетическое есть единство прекрасного и безобразного. При этом прекрасное - это гармония, единство предметной и человеческой меры в предмете;

-учет меры предмета в творчестве дизайнера приводит к формированию Инженерного и Экологического принципов дизайна, а учет меры человека - формированию Социологического, Эргономического и Экономического принципов. Интеграция их осуществляется за счет Эстетического принципа дизайна.

Социологический принцип - учет структуры и динамики общественных потребностей с целью создания полезных продуктов.

Инженерный принцип - учет технических, конструктивных и технологических закономерностей с целью создания функционально совершенных изделий.

Эргономический принцип - учет анатомических, физиологических и психологических характеристик человека с целью создания удобных изделий.

Экономический принцип - учет затрат живого и овеществленного труда с целью создания рентабельных, экономически целесообразных изделий.

Экологический принцип - учет особенностей абиотических и биотических систем с целью создания экологически чистых, природоохранных изделий.

Эстетический принцип - учет композиционных закономерностей с целью создания прекрасных, эстетически выразительных изделий. Эстетический принцип и показатель качества в дизайне являются интегративным, производным от других принципов и показателей. Логика деятельности дизайнера прежде всего ориентирует его на решение эстетической задачи, но эстетическая выразительность, эстетическое совершенство промышленного изделия могут быть достигнуты только при условии выявления в нем гармонического единства меры предмета и меры человека.

Эти шесть принципов дизайна создают всю его систему: шесть учебных циклов подготовки дизайнеров, шесть принципов работы дизайнера, шесть критериев оценки дизайн-проектов, шесть КПД дизайна, шесть комплексов наук, на которые опирается дизайн и т.д.

Принципы дизайна - это не только принципы деятельности художника-конструктора. Это и принципы его подготовки. Это принципы оценки его продукции, это и принципы исследования потребителя, это и принципы работы экспертных комиссий и.т.д.

Исследования и анализ основных принципов дизайна Л.А. Зеленовым начали осуществляться с 1962 года. Принципы дизайна были выведены и обоснованы эмпирически (анализ сферы производства) и теоретически (анализ истории дизайна и логики дизайна). Эмпирическое выведение принципов дизайна связано с апелляцией к реальной действительности, к фактическому материалу, к интуитивно ясному положению вещей, которое представлено в сфере потребления требованиями потребителя к качеству товаров, а в сфере производства - реальными задачами, которые стремится решить дизайнер.

Похожие диссертации на Социокультурные и генетические факторы развития нижегородского дизайна