Содержание к диссертации
Введение
Социальная коммуникация в художественной культуре
1 Коммуникативная природа культуры 15
2 Социальная коммуникация в художественной культуре и творчестве 30
3 Место социальной коммуникации в театральной сфере 45
Система социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре
1 Особенности коммуникационных процессов в музыкальном театре 66
2 Социальная среда театра 74
3 Цели, задачи и формы социальной коммуникации в театральной сфере 80
Модель развития социальной коммуникации музыкального театра
1 Музыкальный театр в системе социальной коммуникации 134
2 Организационное обеспечение коммуникационной деятельности музыкального театра 147
3 Программа развития социальной коммуникации в музыкальном театре 151
Заключение 161
Список литературы 163
Приложения
- Коммуникативная природа культуры
- Особенности коммуникационных процессов в музыкальном театре
- Музыкальный театр в системе социальной коммуникации
Введение к работе
Проблема коммуникации - одна из центральных в культурологии. Коммуникативны по своей природе и культура и сам процесс человеческого познания. Коммуникационные процессы становятся все более значимой сферой российской политики, экономики, деятельности государственных структур, общественных организаций в решении задач консолидации и развития российского общества.
Особую актуальность тематике данного исследования придает также само место коммуникации в современной культуре. Возникновение новых способов коммуникации обусловлено потребностями развития производства, потребления, новым образом жизни, новыми формами жизнедеятельности человека, создающимися на этой основе. Все это выступает причиной динамики содержания культуры, перехода к иной системе ценностных ориентации. Эти преобразования вызывают к жизни новые потребности в общении, в том числе, влекут за собой развитие и смену способов и форм социальной коммуникации в художественной культуре.
На современном этапе развития общества коммуникация в художественной культуре реализуется не только посредством ее традиционных форм, таких, как живое и письменное слово, музыка, изображение, танец. Доминирующую роль в современном обществе играют средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение, кино), электронные коммуникации, Интернет. СМИ раскрывают новые возможности социальной ориентации человека посредством распространения социально-культурной информации, регулирующей его поведение, формирующей его самосознание, сплачивающей в организованную историческую силу, мобилизующей на участие в социальной жизни.
Функционирование художественной культуры в обществе осуществляется через социально-организованные формы, которые представляют собой форму коммуникации. Деятельности учреждений
культуры свойственны специфические методы, определяющие масштабы тиражирования и распространения произведений.
Деятельность учреждений культуры в плане социальной коммуникации обусловлена необходимостью поддержания взаимодействия искусства и публики в определенных коммуникационных формах, соответствующих особенностям этой публики, представляющей в данном случае коммуникативной общностью.
Говоря о публике, невозможно не рассматривать такую форму коммуникации как театрально-зрелищную. Театр - специфический социальный институт художественной культуры. Ему присущи специфические социально-культурные цели и связанные с ними функции, внутренняя организационная структура и соответствующие ей формы взаимоотношений между субъектами театральной деятельности. Общество вырабатывает специфические средства регулирования этих отношений, а также систему управления различными сторонами театрального дела.
В русской культурной традиции театр всегда занимал особое место, как художественный, духовный, нравственный и даже - топографический центр города. Сегодня культурные установки горожан новых поколений формируются под интенсивнейшим воздействием СМИ, прежде всего -телевидения. В этих условиях роль театра в жизни общества приобретает особую динамичность, видоизменяются традиционные контакты сцены и зала, отношения театра со смежными исполнительскими искусствами. Человек становится телезрителем прежде, чем научится говорить. Навыки восприятия театрального искусства он обретает, как правило, лишь после обретения опыта экранного видения, а значит, и в зависимости от него. Формирование установки на театр, потребности в нем обусловлено той же самой зависимостью. Следовательно, сегодня процесс развития учреждений культуры (в том числе и театральных) невозможен без учета современных коммуникационных технологий.
Особенности коммуникации в сфере театральной музыкальной культуры заключаются и в необходимости формировать (сохранять) и продвигать имидж коллектива, театра, налаживать отношения с властью, СМИ, организованной
общественностью и населением, привлекать финансовый, промышленный, торговый капитал к участию в поддержке ее проектов и программ. В свою очередь, некоммерческие организации (к ним относится и театр) помогают всем этим реальным и потенциальным партнерам формировать и продвигать их собственные имидж и репутацию, приобретать известность, получать дополнительные возможности рекламы, т.е. осуществлять и их коммуникацию.
Чрезвычайно показательна в этом плане именно музыкальная театральная жизнь, в которой сводятся воедино самые разнообразные, если не все практически формы и виды социальной коммуникации.
Сегодня дело не в том, что надо заняться организацией социально-коммуникационного пространства, а в том, чтобы выстроить эту деятельность в систему и сделать ее эффективной. Грамотно и эффективно организованная коммуникация позволяет резко повысить социальную значимость и эффективность художественного творчества, доступ к его результатам различных социальных групп.
Театр выступает средством укрепления общественных связей, в силу синтеза социализирующих возможностей общения с сотворческой природой театрального переживания. Выступая средством социально-значимого межличностного взаимодействия, театральное искусство способно служить цели консолидации групп и индивидов вокруг определенных ценностей.
Появление новых информационных технологий дало новые импульсы развитию современной художественной культуры. Возникли новые жанры сценического искусства. И особую роль в современном обществе играют те из них, в которых современные коммуникативные средства используются в наибольшей степени. Ярким примером в этом плане является расцвет такого жанра как мюзикл.
Кроме того, само существование и развитие художественной культуры проявляет все большую зависимость от интеграции с широким контекстом современных средств социальной коммуникации. Реклама, связи с общественностью, научная и гуманитарная экспертиза, художественное образование, освещение в СМИ, формирование и развитие общественного мнения - все эти аспекты социального бытия искусства глубоко и
принципиально зависимы от организации соответствующих видов социальной коммуникации, ее качества и эффективности.
Все это обусловливает важность исследования путей и способов оптимальной организации эффективной коммуникативной деятельности в современной театральной музыкальной культуре.
Цель исследования состоит в выявлении содержания и системы организации социальной коммуникации как фактора развития музыкальной театральной культуры.
Задачи исследования
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
выявление роли и значения социальной коммуникации в художественной культуре - в театральной сфере;
обобщение и уточнение особенностей социальной среды учреждений художественной культуры и коммуникационных процессов (внешних и внутренних) в музыкальном театре;
анализ системы социальной коммуникации в музыкальной театральной культуре;
систематизация целей, задач и форм социальной коммуникации в театральной сфере;
обоснование модели организации коммуникационной деятельности музыкального театра;
разработка эффективной программы развития социальной коммуникации современного музыкального театра.
Степень разработанности проблемы
Проблемы социально-психологического взаимодействия искусства и публики раскрыты в работах Н.А.Хренова.
С точки зрения социологического исследования искусства особый интерес представляют труды Ю.У. Фохт-Бабушкина.
Наиболее важными в рассмотрении социально-экономических проблем театрального искусства являются публикации Г.Г.Дадамяна.
Организация и технология социальной коммуникации, социальных связей и отношений рассмотрены в работах С.Катлипа, В.А.Моисеева, А.В. Соколова.
Характер, особенности, тенденции развития современных технологий социальной коммуникации, их влияние на развитие организаций и учреждений сферы художественной культуры отражены в работах, Е.А. Левшиной, Г.Л. Тульчинского, М.А.Шишкиной и других авторов.
Модели современных эффективных технологий в области социальной
коммуникации представлены как в отечественных, так и зарубежных
публикациях, среди которых наиболее важными применительно к тематике
диссертации являются работы С.Блэка, Д.Е.Грюнига, Д.Доти, С.Катлипа,
В.А.Моисеева, Д.Ньюсома, Г.Г.Почепцова, Ф. Сайтела, А.Сентера,
А.В.Соколова, Д.В.С.Терк, А.Н.Чумикова, М.А.Шишкиной, И.П.Яковлева.
Определенное значение для тематики исследования представляют также философские, психологические, социологические, искусствоведческие исследования творчества.
Вместе с тем, следует отметить относительно слабую изученность в отечественной литературе процессов и возможностей интеграции различных видов и форм социальной коммуникации в организации деятельности социальных институтов художественной культуры, организационного обеспечения эффективности подобной интеграции.
Объект диссертационного исследования составляет современная музыкальная театральная культура и реализуемые в ней виды и технологии социальной коммуникации.
Предмет исследования - развитие социальной коммуникации в современном крупном музыкальном театре как социальном институте, в котором реализуется синтез музыкальной, изобразительной, певческой, танцевальной, управленческой видов коммуникации на разных уровнях - от индивидуальных контактов до СМИ.
Базой исследования является Пермский государственный Театр оперы и балета им. П.И.Чайковского - один из старейших театров страны с богатыми музыкально-сценическими традициями.
Методология и методы исследования
Анализ развития социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре представляет особый интерес и как реализация междисциплинарного
комплексного исследования этого сложного явления. Поэтому методологической базой данной работы является междисциплинарный подход, включающий культурологические, психологические, эстетические, музыковедческие, исторические исследования социальной коммуникации.
Анализ философских, культурологических работ, исследований в области теории, методики, организации и управления социальными коммуникациями (в том числе, специально - в художественной культуре), показал, что для решения задач диссертационного исследования имеются определенные научные предпосылки. Сформулирован круг основных культурологических, социальных, организационных идей, положений и подходов, необходимых для теоретического исследования развития социальной коммуникации в театральной музыкальной культуре и необходимых опытно-практических разработок.
Социально-культурная природа коммуникации, ее роль и значение в развитии различных сфер жизни обществ раскрыты в работах Х.-Г. Гадамера, М.С. Кагана, Ю.М. Лотмана, Ю.У. Фохт-Бабушкина, Ю.Хабермаса и других зарубежных и отечественных специалистов по философии, культурологии и социальной коммуникации.
Существует обширная отечественная и зарубежная литература, представляющая результаты философских и искусствоведческих исследований коммуникативных процессов художественной культуры, изначальной ориентированности ее на зрителя (В.В.Селиванов, У.Эко и др.). Ряд мыслителей нынешнего и прошлого веков (М.Бубер, Л.С. Выготский, Ж.П.Сартр, М.Хайдеггер, К.Ясперс и др.) показали необходимость интерсубъективной коммуникации для формирования личности в ее бытии с другими
Сущность и специфика социальной коммуникации в художественной культуре раскрыта в работах В.Н. Дмитриевского, Л.В.Петрова, И. Л. Савранского и других.
Принципы коммуникативности, открытости, диалогичности художественного творчества были обозначены в работах М.М. Бахтина и B.C. Библера, которые подчеркивали открытость креативного процесса, коммуникативность механизмов креативного мышления.
Для решения исследовательских задач был использован комплекс научных методов:
Системно-типологический подход в историческом исследовании помог целостно увидеть функции социальной коммуникации в художественной культуре.
Контент-анализ текстов научных публикаций, законодательных и нормативных актов, организационных документов, программ и проектов, а также опросы специалистов, анализ опыта работы коммуникационных служб театра, включенное наблюдение, непосредственная работа, разработка и реализация проектов по развитию социальных связей и контактов, апробация предлагаемых рекомендаций, - все это послужило основой для теоретических обобщений и практических разработок.
Использованные источники и материалы:
Научные публикации (монографии, статьи, электронные ресурсы), законодательная база, регулирующая деятельность учреждений культуры и их социальные контакты, проекты, программы и прочая документация, а так же материалы собственного исследования.
Гипотеза исследования
Развитие современной музыкальной театральной культуры и художественной культуры в целом предполагает реализацию широкого спектра видов и технологий социальной коммуникации.
Это возможно только при условии использования современных технологий социальной коммуникации и их профессионального организационного обеспечения, что позволяет выстроить систему адресатов коммуникации соответствующих социальных групп, их ожиданий, а значит, и возможных направлений, целей и форм работы с ними.
Эффективная организация социальной коммуникации, ее информационное и организационное обеспечение создают необходимые условия художественного, социального и экономического развития соответствующих социальных институтов - учреждений и организаций художественной культуры.
Организация исследования
Диссертационное исследование осуществлялось на протяжении четырех лет (1999-2003годы) в несколько этапов. На каждом из них решались свои специфические задачи, которым соответствовали используемые методы.
На первом этапе (1999-2000гг) проводился теоретический анализ материалов, относящихся к теме исследования. Были обобщены выводы диссертационных исследований по проблемам изучалась теория социальной коммуникации в художественной культуре, менеджменту в социально-культурной сфере, изучено содержание документов, монографий, сборников, статей, других публикаций отечественных и зарубежных специалистов. На основе анализа и обобщения теоретико-методологических аспектов проблемы было выявлено состояние ее разработанности, сформулирована исходная рабочая гипотеза, обоснованы методология, методика и определены организационные вопросы дальнейшей работы.
На втором этапе (2000 - 2001гг.) проводилось эмпирическое исследование с целью выявления форм и направлений социальной коммуникации музыкального театра. В ходе исследования опрошены различные группы экспертов и руководителей учреждений культуры и органов управления ими, в основном, входящие в Ассоциацию театров Урала. Одновременно проводились наблюдения, профессиональная и общественная экспертиза, что позволило получить достаточное количество объективных данных, отражающих состояние социальной коммуникации в современной отечественной театральной музыкальной культуре. А так же опросы зрителей с целью выявления интереса публики к тем или иным названиям репертуарной афиши и способам получения информации о театральных постановках. Была проведена выборка из 100 зрителей Пермского академического театра оперы и балета, которые дали индивидуальную оценку уровню спектаклей и своей мотивации при посещении спектаклей театра (Приложение 4 диссертации).
На третьем этапе (2001 - 2002гг.) были разработаны и прошли апробацию рекомендации по развитию социальной коммуникации музыкального театра, внедрению современных технологий развития связей с общественностью. Была также проведена предварительная экспертная оценка выполненного
исследования.
Четвертый этап исследования (2002 - 2003 гг.) заключался в окончательном оформлении материалов исследования, внесении необходимых коррективов.
Одновременно был разработана и внедрена в учебный процесс новая учебная программа курса "Связи с общественностью в сфере культуры".
На защиту выносятся
1. Концепция особенностей и условий эффективной социальной
коммуникации в театральной музыкальной культуре, включающая:
обоснование роли и значения социальной коммуникации в художественной культуре для повышения эффективности деятельности соответствующих организаций и учреждений;
систематизация видов и технологий социальной коммуникации, реализуемых в сфере художественной культуры;
обобщение отечественного и зарубежного опыта организационного и информационного обеспечения развития социальных связей и отношений социальных институтов художественной культуры.
2. Экспериментально обоснованная модель социальной коммуникации
крупного музыкального театра, включая:
анализ современного состояния коммуникационной деятельности театра;
создание на базе театра службы развития социальной коммуникации в направления деятельности которой входит: работа с прессой, привлечение дополнительных финансовых вложений, поддержание интереса постоянных зрителей к событиям театральной жизни и привлечение потенциальных зрителей, связи с общественностью и реклама, маркетинговые исследования, повышение социальной значимости театра в регионе, путем организации специальных акций, создания имиджа отдельных исполнителей и всего коллкетива.
3. Программа развития социальной коммуникации музыкального театра,
включающая:
- рекламно-информационную стратегию;
стратегию работы со спонсорами;
создание волонтерской службы;
стратегию работы со зрителями. Научная новизна исследования:
Раскрыто значение социальной коммуникации как решающего фактора повышения социальной и экономической эффективности процессов в художественной культуре;
Обобщены и систематизированы виды социальной коммуникации в художественной культуре;
Уточнены и систематизированы представления об эффективных современных технологиях социальной коммуникации, состоянии и тенденциях развития международного и отечественного опыта социальных связей и отношений учреждений и организаций художественной культуры;
В интегрированном виде (на примере музыкального театра) представлена система коммуникативных связей и отношений социального института художественной культуры.
Обоснована роль учреждения культуры как социального института -коммуникативного центра, интегрирующего два основных уровня социальной коммуникации: (1) собственно художественной коммуникации и (2) социальной коммуникации, обеспечивающей успешную реализацию коммуникации первого уровня.
Определена сущность современного музыкального театра как центра полифункциональной социально-культурной коммуникации, интегрирующего практически все виды социальной коммуникации - как по каналам и носителям информации (музыкальная, живописная, текстовая, живая речь и т.д.), так и по ее функциям (художественная, социально-политическая, экономическая и т.д.).
Предложена функциональная модель развития театра как центра социального взаимодействия и коммуникации.
Выявлены проблемы организационного и профессионального обеспечения развития социальной коммуникации и контактов современного музыкального театра;
Разработана и применена на практике коммуникационная модель учреждения культуры (музыкального театра), учитывающая специфику управления данным социальным институтом в современных условиях;
Экспериментально обоснована модель организации и обеспечения эффективной социальной коммуникации современного учреждения культуры.
Практическая значимость работы
Результаты исследования позволяют повысить роль современных коммуникационных технологий в сфере музыкальной театральной культуры.
Материалы и рекомендации по организационному обеспечению эффективной социальной коммуникации в музыкальной театральной культуре могут использоваться учреждениями культуры и региональными органами управления сферой культуры при выработке и реализации стратегии развития сферы.
Выявленные и описанные в работе современные технологии социальной коммуникации в художественной культуре могут использоваться в практике организации социально-культурной коммуникации, работе учреждений и организаций культуры, при создании служб, отделов и подразделений в учреждениях культуры, занимающихся внедрением современных коммуникационных технологий.
Предложенные концепция и модель создания службы развития социальной коммуникации музыкального театра могут быть использованы для создания и совершенствования системы социальной коммуникации и связей с общественностью, информационного и методического обеспечения управления учреждениями культуры.
Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в подготовке специалистов сферы культуры - открытии специализаций, разработке систематических курсов, практике преподавания ряда тем и спецкурсов управленческого цикла при подготовке специалистов по управлению социально-культурной деятельностью, а также в подготовке и переподготовке работников культуры, управленческих органов сферы культуры.
Апробация результатов исследования осуществлена как в экспериментально-практическом, так и в теоретико-методическом планах:
разработаны и внедрены в практику учебная программа «Связи с общественностью в сфере культуры» и «Маркетинг организаций культуры»;
технологии и модели социальной коммуникации, предложенные в данном диссертационном исследовании использованы в деятельности Пермского Государственного театра оперы и балета им. П.И.Чайковского: реализован проект создания отдела маркетинга и связей с общественностью и программа развития коммуникационной деятельности театра;
по материалам исследования опубликованы 5 статей и 2 статьи принято к публикации;
результаты исследования легли в основу сообщений и докладов на научных конференциях:
«Проблемы гуманитарных знаний» (Пермская государственная медицинская
академия, 21 марта 2001г.);
«Формирование гуманитарной среды и внеучебная работа в ВУЗе, техникуме,
школе» (Пермский государственный технический университет 5 апреля 2001г.);
«Совершенствование образовательных процессов и технологий в ВУЗе
искусства и культуры накануне XXI века» (Пермский государственный
институт искусств и культуры, 10 октября 2000г.);
«Проблемы культуры и искусства» (Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств, 26 апреля 2000г.)
- диссертация обсуждена и получила поддержку на заседании кафедр
теории и истории культуры, менеджмента и экономики сферы культуры С.-
Петербургского государственного Университета культуры и искусств.
Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и 16 приложений. Основной текст диссертации насчитывает 167 страниц, приложения - 29 страниц. Библиография включает 205 наименования отечественных и зарубежных публикаций.
Работа изложена на 213 страницах текста, состоит из введения, трех глав, заключения с общими выводами, приложений и списка литературы.
Коммуникативная природа культуры
Латинское cultura, как уход, возделывание, воспитание, является синонимом греческого paideia - воспитание в соответствии с традициями. Этот главный смысл сохраняется в современном понимании культуры как целостного единства способов и продуктов человеческой деятельности, в которых реализуется активность человека и которое служит его самосовершенствованию, удовлетворению и возвышению потребностей, гармонизации отношений между человеком и обществом, человеком и природой, обществом и природой. [80, С.11]
Возникновение и развитие культуры представляет собой процесс формирования все более развитых видов человеческой деятельности, начиная с самого материально-предметного утилитарно-необходимого производства, через производство предметно-духовных ценностей - к ценностям духовным. И во всех этих процессах культура предстает формой человеческого общения, коммуникации, предполагая наличие ряда субъектов, вступающих между собой в определенные отношения общения. Отсюда неизбежен вывод о деятельной и интерсубъективной природе каждого подлинного культурного образования -процесса и результата практической деятельности как сущностного отношения человека к человеку. Согласно М. Пришвину «Культура - это связь между людьми в их творчестве» [159, с. 268].
Внегенетические или культурные потребности человека формируются исторически, в процессе антропогенеза. У каждого индивида на протяжении всей истории человечества образуются в ходе его биографии, его культурно-деятельностного онтогенеза. Эти потребности (их можно было бы символически определить известной антитезой К.Леви-Стросса - потребность в «вареном», вытесняющую нужду в «сыром») становятся все более широкими в истории культуры и все более разносторонними. [77, с. 143]
Потребность в знаниях, опосредующих предметное творчество.
Наряду со знаниями людям нужны вырабатываемые в их жизни ценностные ориентиры - именно вырабатываемые, так как врожденных инстинктов ему недостаточно для того, чтобы мотивировать широкий круг генетически непрограммируемых действий.
Рассматривая строение духовной культуры мы обнаруживаем ее зависимость от духовного освоения трех сфер бытия - природы, общества и человека.
Первый - «общество» - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения индивидов в целостность, создание модели их единения.
Другой план - «культура» - это видение жизни человеческой, исходя из того, что люди созидают и передают от поколения к поколению. Культура, выступая аспектом умения делать, обнаруживает себя как непременная сторона всякой деятельности, будучи своего рода выражением своего качества, положенной определенностью.
Культура в обществе несла и продолжает нести ряд функций: информационную, управленческую и коммуникативную. Они представляют собой высший функционально - иерархический уровень. Именно этот уровень оказывает контролирующее воздействие на другие функциональные уровни культуры, к примеру, на уровень преобразовательно - практической деятельности личности. Ниже лежащие уровни, в свою очередь, осуществляют обратное воздействие на ключевые функции культуры, способствуя ее совершенствованию, обогащению и расцвету. Интерактивность взаимодействия между низшими и высшими звеньями в системе культуры выражается в существовании феномена обратных связей наряду с прямыми связями, являющимися «прерогативой» уровня ключевых функций культуры. [83, с.68]
Культура есть способ деятельности людей, а общественные отношения -плацдарм, основа, поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности). Общественные отношения - это основания, а культура обоснование. Общество создает поле для человеческого действия. Оно обуславливает границы этого поля и, в определенной мере, задает характер и способы действий. Культура и общество не соотносятся как часть и целое, они взаимопроникают. По сути дела мы здесь говорим о двух планах рассмотрения жизни людей.
В основе интеракционистского подхода лежит убеждение, что личность и социальный порядок являются продуктами коммуникации. Это означает, что поведение человека рассматривается как результат взаимных уступок людей, зависящих друг от друга и приспосабливающихся друг к другу. Личность формируется в процессе повседневного взаимодействия с окружающими. Поэтому внимание должно быть сосредоточено на взаимном обмене, который происходит между людьми, поскольку они вступают в контакт друг с другом.
В других источниках общество рассматривается как результат общения совместно действующих индивидов, точнее, результат процессов коммуникации, т.е. своеобразная «биологическая коммуникация как действие части некоего организма (или клетки), направленное на изменение возможных действий другого организма, имеющее адаптивное значение для одного из них или обоих. По К. Черри... «коммуникация является по сути своей общественным делом. Люди развернули множество различных коммуникативных систем, которые сделали возможной их общественную жизнь. Наиболее значительными из этих коммуникативных систем являются, конечно, человеческая речь и язык...» [196, с. 14], играющие огромную роль в разных сферах социальной жизни, позволяющие людям понимать друг друга и объединяться. Слово «коммуникация» означает буквально «участие», и именно в той мере, в какой "Вы" и "Я" находимся в состоянии коммуникации, "Мы" соучаствуем.
Особенности коммуникационных процессов в музыкальном театре
Новые технологии изменяют не только средства выражения в культуре, они меняют и способы культуросозидания, и культуру в целом, «провоцируют формирование новых историко-культурных феноменов» [127, с.62] и ценностей.
Современное состояние рынка характеризуется повышением значимости и ценности информации. Увеличиваются темпы роста информатизации общества, потребителю становится доступным все больший объем информации. Организации, однако, не могут увеличивать объемы своих коммуникаций пропорционально увеличению объема информации, доступной потребителю. В этих условиях значение коммуникационной функции растет, а вопрос эффективности использования потенциала коммуникационного инструментария становится наиболее актуальным.
Из существующих подходов к классификации коммуникационного инструментария наибольшее распространение получил подход, согласно которому набор средств коммуникационного воздействия классифицируется с помощью понятия комплекса продвижения, содержание которого может варьироваться в зависимости от уровня рыночного развития и особенностей типа рынка. В общем виде комплекс продвижения является составной частью комплекса прикладных коммуникационных технологий, которые объединяют в себе определенным образом классифицированные способы и методы воздействия на покупателей и другие субъекты системы коммуникаций.
Фундаментом коммуникационной политики является формирование общественного мнения. Это обусловлено характером данной деятельности, а также ее актуализацией, связанной с тенденциями развития как мирового, так и отечественного театрального рынка.
Хорошо отлаженные коммуникационные (прямые и обратные) связи театров являются непременным условием их нормального функционирования, одной из решающих предпосылок их успешной деятельности. Значимость коммуникации в современных условиях устойчиво возрастает вследствие все большей насыщенности рынков культурными услугами, все большего разнообразия потребностей зрителей, форм и методов конкуренции, все более совершенных средств сбора, хранения, обработки, передачи информации и целого ряда других факторов.
Рассматриваемые различные модели коммуникаций возникают исходя из разных задач, которые стоят перед исследователем. В области прикладных коммуникаций, таких, например, как PR, реклама и пропаганда, коммуникатор пытается внести изменение в коммуникацию, чтобы перевести своего адресата на новый (иной) тип поведения.
Если сгруппировать факторы, которые формируют процесс коммуникации, задавая его форму и содержание, то можно увидеть следующий ряд параметров. Фактор коммуникатора задает задачи и цели, которые он преследует и которые влияют на данный процесс. Фактор целевой аудитории определяет интересы адресата, поскольку с человеком лучше говорить на те темы, которые ему не безразличны. Фактор канала коммуникации задает стандарты данного канала, которые выступают как определенного рода ограничители, например, сообщение по телевидению будет отличаться от сообщения, переданного по радио.
Коммуникации театра - это комплексное воздействие на внутреннюю и внешнюю среду с целью создания благоприятных условий для стабильного развития и творчества.
Коммуникации театра - двусторонний процесс: с одной стороны, предполагается воздействие на целевые и иные аудитории, а с другой, -получение встречной информации о реакции этих аудиторий на осуществляемое театром воздействие. Обе эти составляющие одинаково важны: их единство дает основание говорить о коммуникациях как о системе.
Для успешного выхода на рынок театры, ориентируясь на выбранный целевой рынок, а точнее, предпочтительный для них сегмент целевого рынка (в рекламной практике - контактная аудитория), должны предложить своим потенциальным зрителям привлекательный для них театральный продукт. В соответствии с этим, планируется проведение мероприятий с целью формирования спроса на театральной предложение.
Совокупность действий по организации рекламы, стимулированию продаж, отношения с общественностью и т.д., иначе говоря, программа коммуникаций, определяется с учетом целей театра, которые зависят от общей политики театра.
Современная театральная организация управляет сложной системой коммуникационного воздействия. Она поддерживает коммуникации со своими посредниками, зрителям и различными контактными аудиториями, Зрители используют устную коммуникацию в виде молвы и слухов в своей среде. И одновременно каждая группа поддерживает коммуникационную обратную связь со всеми остальными.
Теорией коммуникации к настоящему времени разработан и описан обширный набор практических инструментов коммуникационного воздействия, структурирован процесс коммуникации, предложены схемы планирования и реализации коммуникационной политики. Вместе с тем в отечественной экономической литературе до сих пор нет четкой систематизации коммуникационного инструментария, имеющей практическую значимость для российских театров. Отечественные разработки в области коммуникационных программ, а также богатый опыт зарубежных исследователей требуют адаптации к практической деятельности театров.
Целью коммуникационной политики российских театров является формирование эффективной системы коммуникаций театра как социального субъекта с его общественностью, обеспечивающей оптимизацию социальных взаимодействий со значимыми для него сегментами среды.
Общественность - субстанциональный субъект публичной сферы -выступает как совокупность индивидов и социальных общностей, которые функционируют в публичной сфере и которыми движут некие общие интересы и ценности, имеющие публичный статус.
Музыкальный театр в системе социальной коммуникации
Общеизвестен тезис, так часто декламируемый сегодня средствами массовой информации, что культура общества в самых разнообразных ее проявлениях - процесс творческий, спонтанный, не поддающийся управляющему воздействию. Поэтому и ставится под сомнение даже сама возможность определения приоритетных целей и задач государства в сфере культурного строительства. [65, с.З]
Разумеется, культура народа, общества организационно не создается. Можно создать лишь идеологические или культурные учреждения, творческие союзы или фонды.
Дело в том, что культура как феномен общественной жизни, ее открытая диффузная система, пронизывающая все сферы человеческой жизнедеятельности, с одной стороны, представляет собой животворное культурное наследие, с другой, - актуальную деятельность людей, реализуемую как спонтанно, так и в рамках определенного целеполагания. Поскольку культура сама по себе в широком, общецивилизационном плане являет собой цель и смысл общественного развития, то в своих конкретных социально-исторических проявлениях она всегда была и будет объектом всестороннего познания и социального управления. Процесс функционирования и развития культуры обусловлен, таким образом, не только спонтанно-субъективными, но и социально-объективными причинами.
Культура как система духовных ценностей формирует социум. И наоборот, с изменением типа общества меняется и сам характер функционирования и развития культуры, специфика ее отношений с обществом, государством.
С упразднением цензуры и жесткого государственного контроля в сфере культуры начинают себя утверждать рыночные отношения как самостоятельный субъект культурной политики. Взаимоотношения производителя культурных ценностей и их потребителей осуществляется в рамках жесткой рыночной парадигмы «Спрос - предложение». Причем спрос формируется той частью населения, у которой есть деньги. Начинает бурно развиваться индустрия развлечений, различные формы массовой культуры. Растет значение культурных ценностей как формы вложения капитала, возникает множество частных коллекций и галерей, развиваются различные направления арт-деятельности.
Общество как способ и форма жизнедеятельности культуры и как сложный организм, состоящий из множества социальных институтов, из функциональных структур - правительства, деловых кругов, политических партий, добровольных ассоциаций - обеспечивает свою жизнедеятельность, функционирование своего организма посредством системы социальной коммуникации.
Социальные коммуникации поддерживают взаимодействие и взаимовлияние культур - духовной, материальной, культуры влияния на людей, культуры бытия. Эти коммуникации осуществляются, благодаря обмену информацией, научно-техническому прогрессу, гуманитарному, социальному, общественному развитию. Социальные коммуникации в своем естественном, а также и управленческом развитии, понимаемом как принятие определенных решений, инвестиций и т.д., способствуют комплексному развитию всех видов культур.
Социальные коммуникации как связующее звено обеспечивают взаимодействие между различными социальными институтами и структурами общества. Они пронизывают весь социальный организм. Их можно рассматривать как средство и как процесс регулирования отношений во имя общественного прогресса между властью и обществом, между бизнесом и обществом, между культурой и обществом, а также внутри власти, бизнеса и культуры как сферах человеческой деятельности. Здесь социальные коммуникации выполняют функции обмена информацией и ценностями с целью поддержания и регулирования отношений в сфере политики, экономики, культуры для обеспечения равновесия в системах координат: человек -политика, человек - экономика, человек - культура.
Коммуникации между социальными институтами - это процесс обмена информацией и ценностями, необходимых для жизнедеятельности социальных институтов и функциональных структур. Этот обмен проходит через специальные структуры, средства массовой информации, систему образования, культуры, общественные акции, товары и услуги.
Рассматривая социальные коммуникации через призму управления и их коммуникационную производную PR, следует отметить, что за полтора столетия они прошли в своем развитии путь от модели «голой» рекламы, потом модели общественной информации к сегодняшней двухсторонней симметричной модели, учитывающей интересы и мотивации как субъекта, так и объекта общественных связей. Эта модель учитывает основную тенденцию изменения отношения к объекту влияния - от манипуляторского к равноправному и партнерскому. Такое партнерство, а не манипуляторство предполагают современные коммуникационные технологии.
Это понятие подразумевает соответствующую форму существования социальных коммуникаций и структуру, призванную заниматься организацией общественных связей, путем планомерных продуманных целенаправленных действий.
Как только продукт культуры перестает сам себя продавать, возникает необходимость в организации особых процедур его реализации, т.е. коммуникационного продвижения. С расширением рынка культурных благ и услуг этот вид деятельности приобретает более четкий специализированный характер и требует к себе профессионального отношения. Ограниченные финансовые возможности государства вынуждают организаторов в сфере культуры искать внебюджетные источники и все больше внимания уделять поиску новых организационных форм и концептов.