Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Методологические основания исследования проблем экологической культуры и устойчивого развития общества.
1.1. Эволюция взглядов и представлений о культуре, обществе и природе: историко-культурологический анализ 14
1.2. Экологическая культура как объект научного исследования: особенности структуры и воспроизводства ...36
1.3. Основные структурные характеристики региона как специфического социокультурного образования 55
1.4. Концепция устойчивого развития общества: региональный аспект 73
Глава II. Состояние и перспективы развития экологической культуры населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в условиях перехода к устойчивому развитию.
2.1. Особенности традиций природопользования и экологической культуры коренных народов Севера 90
2.2. Тенденции развития экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре 105
2.3. Экологическое образование молодежи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры как одна из форм развития экологической культуры в
регионе 125
Заключение 139
Библиография 144
- Эволюция взглядов и представлений о культуре, обществе и природе: историко-культурологический анализ
- Особенности традиций природопользования и экологической культуры коренных народов Севера
- Тенденции развития экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Введение к работе
Актуальность темы исследования обусловлена высоким риском возникновения ситуации экологического кризиса, вызванного, в первую очередь, низкой степенью развития экологической культуры человека и общества в целом, а также осмыслением приоритетности решения именно экологических проблем, как северных регионов, так и России в целом.
В последние годы в научном мире произошло осознание экологических проблем не только как проблем научно-технической революции, но и как проблем социальных, вызванных социально-экономическим и культурным кризисом в обществе. При изучении эволюции идей в области охраны окружающей среды, документов ЮНЕСКО, обращения ученых и общественных деятелей, Сеульской Декларации становится понятно, что главной причиной экологического кризиса является культура, и, как следствие - технологическая цивилизация, оказавшаяся неадекватной природе.
Важным показателем уровня осмысления экологических проблем явилась конференция ООН по окружающей среде и развитию, проходившая в Рио-де-Жанейро в 1992 г, на которой была принята стратегия (концепция) перехода современного общества к устойчивому развитию. Речь идет о переходе к новой эпохе цивилизационного развития на основе эволюционного изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии общества и природы в экологическом сознании населения, ориентации и содержания различных сфер человеческой деятельности.
Региональный аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет целого ряда специфических особенностей того или иного региона страны: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.д. Экологическую культуру нельзя привнести в регион, она развивается как результат взаимодействия общества и окружающей его природной среды. Духовные и социокультурные
признаки отдельного народа могут оказывать существенное влияние на развитие всего человечества, связывая его будущее с культурой человека и процессом самоорганизации социальной жизни на природном ландшафте. История освоения природы человеком сформировала и современную экологическую культуру региона. В Ханты-Мансийском автономном округе культура коренных народов Севера (хантов, манси, ненцев, селькупов) сосуществует с культурой русских сибиряков и других национальных культур новопоселенцев Сибири. Уровень экологической культуры народов, постоянно проживающих на Севере, неодинаков - бережное отношение к природе одних групп и отдельных представителей разных групп населения сталкивается с хищническим, потребительским отношением к природе со стороны других.
Современное общество оказалось перед выбором: либо сохранить существующий способ взаимодействия с природой, что неминуемо может привести к экологической катастрофе, либо сохранить биосферу, пригодную для жизни, но для этого необходимо изменить сложившийся тип деятельности. Это возможно, на наш взгляд, только после формирования новой, экологической культуры.
Актуальность исследования экологической культуры ХМАО как фактора устойчивого развития региона определяется следующими обстоятельствами: во-первых, в настоящее время очень важно изучить пути, по которым следует ориентировать экологическую культуру, ее ценности и нормы, поведение людей в целях сохранения окружающей среды для устойчивого развития ХМАО. Во-вторых, современные экологические проблемы обращают внимание к опыту коренных народов Севера, умеющих гармонизировать свои отношения с растительным и животным миром. Интерес к самобытной культуре коренных малочисленных народов определяется, прежде всего, тем, что постепенно теряется и уникальный исторический опыт экологической культуры, составляющий богатство не только коренных народов, но и всего человечества. Кроме того, это одно из
базовых направлений глобальной проблемы поиска путей устойчивого развития. В-третьих, анализ отношения населения, экспертов к экологическим проблемам, форм и методов экологического образования и воспитания в ХМАО - Югре поможет выработать адекватную политику в области формирования экологической культуры на российском Севере. Интерес к компонентам экокультурного пространства ХМАО - Югры расширяет культурологические знания, что позволяет считать данную тему особенно актуальной.
Степень научной разработанности проблемы.
В настоящее время экологическая сфера интенсивно осваивается культурологией. В изучении экологической культуры находят отражение два направления исследования, доминирующие в культурологии, - культура личности и культура общества. Появились современные концепции экологической культуры, описывающие сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации (В.Бромлей, Э.В.Гирусов, С.Н.Глазычев, Л.Н.Коган, О.Н.Козлова, А.Н.Кочергин, Д.С.Лихачев, Р.Маккензи, Э.С.Маркарян, Д.Маршалл, В.М.Межуев, Л.А.Рапацкая, Дж.Стюард, И.Т.Фролов, Дж.Хелми др.).
Естественнонаучные аспекты проблем взаимодействия природы и общества наиболее полно рассмотрены в работах В.А.Анучина, М.И.Будыко, В.И.Вернадского, Ж.Дорста, И.М.Забелина, М.М.Камшилова, Дж.Куллини, Н.Н.Моисеева, С.С.Шварца и др. Им принадлежит разработка методологического и понятийного аппарата современной экологии, раскрытия взаимосвязи биоценоза, антропосоциогенеза и «живой массы природы», введение понятий «биосфера», «ноосфера», что позволило заложить теоретические основы экологического мировоззрения.
Социально-философские аспекты проблемы устойчивого развития общества, поиска путей гармоничного развития общества и природы исследуются в современных работах Э.А.Араб-оглы, А.П.Белика, И.А.Гобозова, П.С.Гуревича, В.И. Данилова-Данильяна, О.К.Дрейвера,
В.Ж.Кетле, В.А.Лося, Н.Л.Мальцевой, М.В.Раца, А.Д.Урсула, Е.К.Федорова, С.С.Шварца, О.Н.Яницкого и др. Экосоциальное бытие понимается данными авторами как особая форма деятельности социума по воспроизводству экологических условий существования и развития общества.
Современный этап разработки эколого-культурной проблематики связан со становлением социальной экологии как науки (Ф.И.Гиренок, Э.В.Гирусов, В.Д.Комаров, К.С.Лосев, Д.Ж.Маркович, Н.М.Мамедов и др.) и с развитием философско-экологической теории (И.Я.Лойфман, Г.В.Платонов, Ю.П.Трусов, А.Г.Щевцов и др.).
Взгляды А.Швейцера, А.Леопольда и др. основоположников экологической этики (этики природной среды) внесли значительный вклад в развитие экологической культуры и имеют важное методологическое значение для понимания и анализа современных концепций развития общества и природы. Следует отметить, что в России существовала духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с такими именами, как П.А.Кропоткин, А.А.Любищев, Н.И.Пирогов, А.Платонов, Н.К.Рерих, Н.Ф.Федоров, Д.П.Филатов, К.Э.Циолковский и др. Авторами современных концепций экологической этики являются такие теоретики, как, Б. Калликот, ДЖ.Лавлок, Т.О Риордани, Р. Серафин др.
Вопросы формирования экологического сознания как воспроизводства окружающей действительности наиболее полно рассмотрены в работах А.А.Алдашева, В.В.Вальковской, Ю.Ю.Галкина, С.Н.Гирусова, С.Н.Глазычева, А.Н.Кочергина, В.И.Медведева, О.В.Овсянниковой и др.
Для рассмотрения уровня и форм развития экологической культуры населения ХМАО было необходимо обращение к специализированной культурологической литературе, освещающей проблематику отношения коренных народов Севера к природе. Этому вопросу статьи и монографии посвятили В.И.Булатов, А.П.Гудыма, М.А.Лапина, В.А.Мазин, В.В.Мархинин, Р.Г.Решетникова, С.Х.Хакназаров, Т.Г.Харамзин, И.В.Удалова и др.
Исследования в области философии, методологии, теории и практики экологического образования как одной из основных форм развития экологической культуры принадлежат С.В.Алексееву, А.А.Вербицкому, Н.Ф.Виноградовой, С.Н.Глазычеву, А.Н.Захлебному, В.А.Игнатовой, Н.М.Мамедову, И.Н.Пономаревой, Г.П.Сикуорской, Л.П.Симоновой, И.Т. Суравегиной и др.
Несмотря на большой объем научных разработок в данной области, возможности культурологического подхода в исследовании феномена экологической культуры как фактора устойчивого развития региона еще далеко не исчерпаны. Проблему необходимо изучать на определенной территории с определенным ландшафтом, экокультурным пространством и традициями, поэтому одним из актуальнейших направлений исследований в условиях современной экологической ситуации в России, в частности в ХМАО - Югре, становится изучение проблем развития и функционирования экологической культуры.
Объектом исследования является устойчивое развитие региона, предметом исследования - экологическая культура, детерминирующая устойчивое развитие региона (Ханты-Мансийского автономного округа -Югры).
Цель исследования состоит в изучении путей и перспектив развития экологической культуры, ее ценностей и норм, поведения людей для сохранения и восприятия окружающей среды в процессе формирования условий для устойчивого развития региона.
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
определение методологических оснований изучения проблем экологической культуры и устойчивого развития общества;
раскрытие многоаспектной сущности понятий «экологическая культура», «регион», «устойчивое развитие»;
- выявление особенностей структуры и воспроизводства экологической
культуры в регионе как фактора его устойчивого развития;
социокультурный анализ состояния и тенденций развития экологической культуры в ХМАО - Югре;
анализ ценностных установок экологической культуры коренных народов Севера (ханты и манси) через раскрытие традиций, обычаев и иных культурно-этнических особенностей народов Севера;
рассмотрение аспектов регионального экологического образования и воспитания в ХМАО как одной из форм развития экологической культуры.
В исследовании проверялась следующая гипотеза: одним из наиболее важных аспектов решения экологических проблем и перехода региона к устойчивому развитию является формирование экологической культуры населения, эволюционного изменения мировоззрения, системы общественных ценностей, представлений о развитии общества и природы в экологическом сознании населения.
Теоретическая база исследования. Теоретическими предпосылками для разработки методологических основ концепции устойчивого развития общества явились социально-экологические и социально-этические воззрения русских космистов: концепция «безусловной нравственности» . Н.Ф.Федорова, учение о иных цивилизациях и мирах различных физических сущностей К.Э.Циолковского, теория зависимости поведения масс от солнечной активности А.Л.Чижевского и концепция ноосферы В.И.Вернадского. Выделение общих взглядов и теоретических положений концепций разных авторов, объединенных идеей целостного восприятия мира, дает возможность исследовать проблемы развития экологической культуры современного общества на примере конкретного региона.
Кроме того, автор опирается на исследования в области глобальной экологии (Н.Н.Моисеев), философские идеи оптимизации взаимоотношений общества и природы (М.И.Будыко, В.И.Булатова, Ф.И.Гиренка, Э.В.Гирусова, А.П.Гудыма, Н.Ф.Реймерса, А.Д.Урсула); исследования в области социальной экологии (В.А.Лось, О.К.Дрейвера), экологической социологии (О.Н.Яницкий), а также современные концепции экологической
культуры, которые описывают сопричастность культурно-духовных и природных основ развития человеческой цивилизации (Ю.В.Бромлея, С.Н.Глазычева, Л.Н.Когана, О.Н.Козловой, А.Н.Кочергина, Д.С.Лихачева, Э.С.Маркаряна).
В качестве теоретической первоосновы диссертационного исследования была взята концепция устойчивого развития общества, а также соответствующая ей формирующаяся научная и культурная парадигма единства человека и природы, основные положения которой были сформулированы на конференции ООН (Рио-де-Жанейро, 1992) по устойчивому развитию мира с сохранением природной среды для нынешних и будущих поколений людей.
Эмпирическая база исследования. В качестве эмпирической основы были использованы законодательные акты федерального и регионального уровней, документы местного значения из архивных фондов и периодической печати, статистические материалы, данные органов государственной статистики РФ, ХМАО - Югры.
Методологическую основу исследования составляют:
системный подход к изучению экологической культуры, включающий определение самого понятия, анализ элементов и структуры, выявление закономерностей развития экологической культуры, системный анализ феномена «устойчивое развитие»;
синергетический подход, позволяющий рассмотреть регион как саморазвивающуюся систему;
-сравнительно-исторический подход к анализу идей и концепций развития человечества и проблем взаимодействия общества и природы;
-феноменологический подход, посредством которого изучаются такие феномены, как «экологическая культура», «регион», «устойчивое развитие»;
-социокультурный анализ изучения проблем устойчивого развития и современного состояния экологической культуры региона, включающий использование социологических методов (неформализованное интервью с
экспертами в области экологии, анкетирование, наблюдение, контент-анализ), анализ нормативных документов (международные, федеральные и региональные нормативные документы в области устойчивого развития, охраны окружающей среды, образования и т.д.).
Научная новизна результатов исследования заключается, прежде всего, в том, что:
определены методологические основания исследования проблем экологической культуры и устойчивого развития общества;
произведен содержательный анализ основных социально-философских идей и концепций развития общества и природы;
изучены пути, по которым следует ориентировать экологическую культуру, ее ценности и нормы, поведение людей в целях сохранения и восприятия окружающей среды для устойчивого развития северного региона;
на конкретном регионально-культурологическом материале определены уровень и состояние экологической культуры населения ХМАО, чем восполняется пробел в соответствующей литературе;
- на основе историко-культурных фактов проанализирован материал,
касающийся особенностей экологической культуры народов Севера, и
выявлена ее роль в формировании тенденций устойчивого развития
северного региона;
- показана роль дополнительного образования в воспитании экологических
норм и ценностей молодежи ХМАО - Югры.
Научно - практическая значимость исследования.
Результаты исследования экологической культуры на основе историко-культурных фактов, библиографических и социологических данных дополняют концепцию устойчивого развития региона. Выводы и результаты диссертации могут быть использованы в различных сферах общественной жизни: при разработке конкретных региональных программ устойчивого развития общества, в образовательном процессе при преподавании курсов философии, теории устойчивого развития, культурологии, регионоведения,
социальной региональной экологии, социологии, а также спецкурсов, посвященных проблемам экологической культуры.
Результаты диссертационного исследования могут послужить основой при разработке стратегии воспитания адекватных экологических ценностей и идеалов у населения ХМАО, а также различных экологических проектов и мероприятий, реализуемых на его территории.
Положения, выносимые на защиту:
В настоящее время не существует альтернативы устойчивому развитию с точки зрения и общецивилизационных, и российских перспектив. Выйти на уровень устойчивого развития цивилизация может лишь при условии формирования экологической культуры, ориентированной на сохранение, восстановление и развитие социоприродного богатства, накопленного цивилизацией в процессе всемирно-исторического развития. Это предполагает формирование «экофильной личности» - человека, реализующего свои целевые установки в соответствии с современными биосферными критериями.
Экологическую культуру необходимо рассматривать как адаптационно-регулятивный механизм, который позволяет адаптироваться обществу к окружающим природным условиям, а также как механизм, регулирующий деятельность общества по отношению к природе. Это динамичная, открытая система ценностных ориентации и установок, нацеленная на воссоздание и развитие природно-социального богатства, накопленного человечеством на протяжении длительного периода исторического развития.
Культурологическим аспектом концепции устойчивого развития является необходимость изменения традиционных стереотипов бытия, где производство и потребление должны ориентироваться на новые ценности, адекватно отвечающие современным представлениям о статусе человека и общества. Должна установиться взаимосвязь между национально-
региональными, социокультурными особенностями развития, которая приведет к интегративности мировых процессов.
Региональный аспект концепции устойчивого развития предполагает в контексте глобальных вопросов учет ряда специфических особенностей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры: природных, этнических, социально-экономических, культурных и т.п. Он тесно связан с формированием экологической культуры населения округа, выступающей фактором устойчивого развития региона.
В современной социально-экологической ситуации, которая определяется как исключительно критическая для ХМАО - Югры, переход к устойчивому развитию региона возможен лишь при формировании экологической культуры, а экологическая культура может быть воспроизведена только путем устойчивого развития. Понятия «экологическая культура» и «устойчивое развитие» взаимообуславливают друг друга и отражают различные аспекты одного и того же процесса гармонизации социоприродных отношений.
Отношения между природой и культурой у автохтонных народов основаны на представлениях о субъект-субъектном родстве, исходя из признания единства природы и человека, органически родственных и магически сопричастных. В результате активизации контактов обских угров с технической цивилизацией природное пространство (ландшафт) сузилось, но отношения с растительным, животным миром этнической территории для тех, кто воспринял и сохранил традиции предков, остались сакральными. Формирование в ХМАО экологической культуры нового типа означает воссоединение традиций природопользования и культуры коренных народов Севера с новыми экологическими нормами и ценностями регионального социума с целью устойчивого развития региона.
7. Экологическое образование выступает составной частью
экологической культуры. Целью региональной экологической политики в
сфере образования должно стать создание системы эффективного
целенаправленного формирования экологической культуры всех категорий населения, с использованием для этого всех имеющихся инструментов, институтов и возможностей образования. Приоритет непрерывного экологического образования всех социальных групп и, в первую очередь, подрастающего поколения является ключевым принципом «устойчивого развития».
Апробация исследования. Материалы диссертации были представлены в публикациях и выступлениях на научно-практических конференциях: на пятом краевом конкурсе молодых ученых и аспирантов, в докладе: «Социально-философские аспекты устойчивого развития общества» (Хабаровск, 21 января 2003 г.); Международной научной конференции творческой молодежи «Научно-техническое и экономическое сотрудничество стран АТР в 21 веке» (Хабаровск, 15-17 апреля 2003 г.); 43-й Всероссийской научно-практической конференции «Современные технологии - железнодорожному транспорту и промышленности» (Хабаровск, 22-23 октября 2003 г); 2-3-их научно-практических Кирилло-Мефодиевских образовательных чтениях, посвященных празднованию Дней славянской письменности и культуры (Ханты-Мансийск, 2004); 2-ой Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия», (Нижневартовск, 23-24 декабря 2004 г.); Всероссийской научной конференции «XV Уральские социологические чтения «Возрождение России: общество - управление - образование - культура - молодежь» (Екатеринбург, 2005 г.).
Структура и объем диссертации определяются последовательностью решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, двух глав (7 параграфов), заключения, списка литературы. Общий объем диссертационного исследования -160 страниц.
Эволюция взглядов и представлений о культуре, обществе и природе: историко-культурологический анализ
Исследование проблем модернизации общества, а также условий и факторов, влияющих на механизм его функционирования и развития, не только не утрачивает своей актуальности в настоящее время, но, напротив, приобретает наиболее важное значение по мере развертывания культурно-исторического процесса. В XXI веке сформировалась культура, ориентированная на общество потребления. Несоответствие между возрастающими потребностями человека и ограниченными возможностями природы для их удовлетворения привело к отступлению от норм экологического императива (системы требований и предписаний, регламентирующих поведение и деятельность, не нарушающих природного равновесия), и стало причиной глобальных проблем, от разрешения которых зависит дальнейшая жизнь и судьба человечества.
Прежде всего, определимся с понятиями «природа» и «культура». Культура и природа рассматриваются обычно как противоположные понятия, и культуру обычно называют второй природой. В принципе само слово «cultura» возникло как противоположное понятию «natura» - природа. Понятие «природа» в русском языке употребляется в разных смыслах:
1. как сущность какого-либо явления;
2. непосредственно окружающая естественная среда;
3. в самом общем смысле - это синоним понятия «материальный мир», то есть все то, что не создано человеком.
Термин «культура» произошел от латинского слова cultura и первоначально означал возделывание, облагораживание земли. Термины «возделывание человеком», «облагораживание» определяют один из главных смыслов культуры, тот широкий круг явлений, свойств, объединенных словом «культура». Изучение соотношения культуры и природы «как вне человека, так и естественно-биологической природы самого человека» -первый этап историко-культурологического анализа культуры, но в ходе этого изучения обнаруживается, что данное соотношение носит неоднозначный многоплановый характер.
Сам термин «культура» как известно, имеет множество значений, например, культура, рассматривается как «мера формирования сущностных сил человека в материальной и духовной сфере преобразовательной деятельности», или «результат деятельности», «способ существования человека».
Соотношение культуры и природы на протяжении человеческой истории претерпевало значительные изменения.
Первый этап развития природы связан с появлением homo sapiens и представляет этап ее самопознания. Основой преклонения перед ней первобытной культуры является культ природы, когда человек жил природой и считался неотъемлемой ее частью. Культ природы выражался в следующих поступках человека:
1. жертвоприношения природным явлениям;
2. мифологическое понимание природы;
3. подражание природе с целью ее преобразования.
Можно сказать, что культ природы есть начало культуры, а ниспровержение этого культа стало началом цивилизации.
Второй этап - противопоставление человека и природы, что связано с противопоставлением духовного и телесного, пониманием природного как чего-то низшего, неполноценного. Этот этап означает утилитарное отношение к природе. Исчезло восхищение природой, она стала рассматривается как антитеза духа и культуры. Например, в философии марксизма природа рассматривалась, как объект производственной деятельности человека Потребительское отношение к природе означает то, что человек не думает о будущем, о жизни будущих поколений. Экологический кризис, возникающий в процессе потребительского отношения к природе, ведет в конечном итоге к деградации человека.
Третий этап - единство природы и культуры, когда все богатство культуры становится на службу защиты природы. На единство человека и природы указывал И.Кант, для которого «человек - последняя цель природы, а природа - материал всех его целей». В этом и заключается единство природы и культуры.
Особенности традиций природопользования и экологической культуры коренных народов Севера
Анализ факторов, влияющих на решение глобальных экологических проблем, который был сделан в предыдущей главе, показывает, что центральным фактором, от чего зависит сейчас судьба человечества, является развитие экологической культуры.
Как отмечает С.Н.Глазачев, экологическую культуру нельзя привезти в страну, в регион, она рождается как результат взаимодействия этноса и вмещающего этнос ландшафта [22,с.7].
История освоения природы человеком сформировала и современные экологические культуры регионов. В Ханты-Мансийском автономном округе культуры коренных народов Севера: манси, ханты, ненцев, селькупов сосуществуют с культурой русских сибиряков и других национальных культур новопоселенцев Сибири. Уровень экологической культуры народов, постоянно проживающих на Севере (русских, ханты, манси), с одной стороны, и пришлых представителей разных наций, - с другой, неодинаков. Бережное отношение к природе одних групп и отдельных представителей разных групп населения сталкивается с хищническим, потребительским отношением к природе других групп и представителей. В городах округа функционируют разнообразные формы материальной и духовной культуры, а в небольших поселениях, на стойбищах сохраняются моноэтнические культурные пространства.
По мнению В.А.Мазина, аборигены, проживающие на данной территории, - это, прежде всего ханты, манси и немного лесных ненцев. Всего на территории округа проживает около 30 тысяч человек коренных северных народностей (0,2% от всего населения ХМАО). Обские угры (ханты, манси), как и самодийцы (ненцы, селькупы) составляют культурный базисный ареал ХМАО. Демократические преобразования последнего десятилетия XX века, с одной стороны, позволили заявить хантам и манси о правах самобытного развития на своей этнической территории, с другой стороны, пробудили интерес широкой общественности к аборигенным формам культуры, где с древних времен была найдена гармония отношений человека с природой. Осознание экологических проблем в России обострило внимание ученых, общественных деятелей, новопоселенцев Западной Сибири к проблематике регулирования отношений между техногенной цивилизацией и традиционной культурой жителей Приобья [74,с.2].
Коренные малочисленные народы Ханты-Мансийского автономного округа - ханты и манси - два родственных народа. Этнонимы «ханты» и «манси» образованы от самоназвания народов «хантэ», «кантах» и «манси». В качестве официальных названий они были приняты после 1917 года, а в старой научной литературе и в документах царской администрации хантов называли остяками, а манси - вогулами или вогуличами. Для обозначения хантов и манси как единого целого в научной литературе утвердился еще один термин - обские угры. Первая его часть указывает на основное место проживания, а вторая происходит от слова «Югра», «Югория». Так называлась в русских летописях XI - XV вв. территория на полярном Урале и в Западной Сибири, а также ее жители.
Суровые условия проживания, развитие традиционных промыслов создают совершенно особую культурную среду обских угров. В отличие от европейских культур, где человек - царь природы, у обских угров природа одухотворена и является субъектом взаимодействия. Отсюда и отношение ко всему, как к живому. Неприхотливые в быту, ханты и манси имели развитые формы духовной практики, которые и по настоящее время до конца не исследованы и не описаны. В обско-угорском фольклоре сохранились предания о людях, способных управлять стихиями. Речь идет о шаманах, которые, являясь посредниками между миром людей и миром духов, лечили болезни, гадатели могли предсказывать будущее. Мифология обских угров включала в себя представления о мире и человеке, об истории общества, философские знания.
Духовные и социокультурные признаки отдельного народа могут оказывать существенное влияние на развитие всего человечества, связывая его будущее с культурой человека и процессом самоорганизации социальной жизни на природном ландшафте. К концу XX века, было достигнуто принципиально новое видение роли малочисленных народов в решении глобальных экологических проблем. То, что ранее считалось признаком глубокой отсталости, оказалось прообразом таких отношений человека и природы, которые могут обеспечить выживание человечества. В настоящее время происходит коренная переоценка их традиций природопользования и самобытной культуры. Актуальной проблемой мировой практики стал поиск путей сохранения уникальных этнических сообществ Севера. Об этом свидетельствуют документы ООН, многочисленные международные конференции, фундаментальные научные исследования. В частности, Генеральной Ассамблеей ООН была принята резолюция о проведении с 10 декабря 1994 г. по 10 декабря 2004 г. Международного десятилетия коренных народов мира, цель которого - активизировать международное сотрудничество в таких областях, как права человека, состояние окружающей природной среды, сбалансированное развитие, образование, культура, здравоохранение [26,с.З].
Тенденции развития экологической культуры в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре
Радикальные перемены в России затронули все регионы и все стороны жизни населения. Особое место в процессах социально-экономической трансформации и обеспечения занимает российский Север (в частности, ХМАО - ЮГРА), природные богатства которого давно являются основным источником развития экономики страны и экспортного потенциала. За последнее время на Севере сложился крайне сложный комплекс экономических, политических, правовых, социокультурных и экологических проблем, решение которых имеет определяющее значение для устойчивого развития региона.
Собственническое восприятие окружающего мира, природы наиболее ярко проявляется в таких регионах, куда население привлекалось на временное проживание экономическими льготами по зарплате. Психология временщика в отношении к природному и социальному окружению может проявляться в различных формах: в эстетическом неприятии непривычного растительного и животного мира; в отношении к непривычному природному и социальному окружению исключительно как объекту эксплуатации; в нежелании как следует обустроить место временного проживания; в нежелании либо неумении наладить должным образом контакты с новым социальным окружением. По мнению культурологов, чем больше различий между привычным окружением и новым (в традициях, стиле жизни, ритме жизни, вкусах и предпочтениях и др.), тем больше интеллектуальной, психической энергии требуется на его «вживание» в новую среду, на усвоение и принятие ее как естественной. Чем безболезненнее и комфортнее протекает в новых условиях процесс социальной адаптации индивида, тем больше шансов у него «слиться» со своим новым природным окружением, ощутить свою гармонию с окружающим миром. Именно поэтому важно развивать экологическую культуру, которая выступает как деятельностно-адаптационный механизм, для преодоления социоприродной отчужденности.
В ХМАО между человеком и природой в последние десятилетия сложились непростые отношения в связи с добычей природных ископаемых. Природа медленно восстанавливается после техногенного воздействия (освоение нефтяных и газовых месторождений, прокладка нефте- и газопроводов, строительство дорог и больших городов), вмешательства человека в течение природных процессов, которое зачастую оборачивается против самого человека высокой смертностью, разными заболеваниями, дискомфортом жизни. Человек обязан снова возвратиться к природе, найти в ней свое место, иначе его ожидает самоуничтожение. Критерием отношения человека с природой является уровень экологической культуры человека [50,с.135].
Для доказательства необходимости формирования экологической культуры населения ХМАО, на наш взгляд, очень важно представить мнение экспертов в области экологии.