Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Дроздова Светлана Юрьевна

Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского
<
Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Дроздова Светлана Юрьевна. Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Дроздова Светлана Юрьевна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-24/85

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ Ф.Ф.ЗЕЛИНСКОГО 16

1.1. title1 Фаддей Францевич Зелинский и его время 16

1.2. Зелинский об особенностях взаимодействия религиозной культуры и культуры светской 37

1.3. Дискуссия о христианстве в контексте европейской религиозной традиции и участие в ней Ф. Ф. Зелинского 60

ГЛАВА II. Ф. Ф. ЗЕЛИНСКИЙ О КУЛЬТУРОСОЗИДАТЕЛЬНОИ РОЛИ РЕЛИГИОЗНОГО НАСЛЕДИЯ АНТИЧНОСТИ 89

2. 1. Основные тенденции развития религиозной культуры Древней Греции и их влияние на европейскую культуру 91

2.2. Развитие греческих религиозных традиций в Древнем Риме и «римский вектор» европейской культуры 117

2.3 Значение античного религиозного наследия в становлении европейской культуры 143

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 167

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 174

Введение к работе

Развернувшиеся в современной России жаркие споры о её будущем и путях ее развития зачастую переплетаются с размышлениями о необходимости религиозного возрождения, и прежде всего, христианского, лежащего, как известно, в основании российской культуры. В этой связи новую актуальность обретает проблема осознания сущности христианства, и в частности православия как одного из ведущих его направлений, наиболее распространенного на территории нашей страны. Действительно, в разговорах о возрождении следует достаточно четко понимать, что должно быть возрождено. Не менее важно представлять, как могут быть взаимосвязаны возрождение и развитие культуры - в широком смысле - в нашей стране. Для этого необходимо углубленное изучение корней — и не только того, что происходило в России, в ее истории, но и событий более масштабных и более отдаленных во времени. Таковым и является вопрос о происхождении христианства вообще и его взаимосвязанности с европейской культурой. Об этом более полутора сотен лет ведутся содержательные научные споры, написаны тысячи томов изысканий самого разного профиля и десятки тысяч статей по самым разнообразным частным вопросам. И тем не менее, с одной стороны, нерешенных проблем остается немало, а с другой - в этом огромном потоке исследовательской литературы иной раз из поля зрения исследователей выпадают та или иная интересная работа и даже теоретическое наследие в целом того или иного ученого.

В определенной степени такая участь постигла научное творчество известного российского ученого конца XIX - начала XX вв. Фаддея Францевича Зелинского (1859 - 1944), ставшего автором одной из интереснейших культурологических концепций эпохи Серебряного века, которая была посвящена осмыслению особенностей влияния религиозного

опыта античности на европейскую культуру. Причем в качестве посредника в этом процессе, по мнению ученого, выступало христианство. Значительность вклада Ф. Ф. Зелинского в изучение культуры античности, античных религий и раннего христианства была признана уже его современниками, среди которых были такие известные деятели науки, как отечественный антиковед М. И. Ростовцев и зарубежный исследователь Г. Виссова , в ходе работы над фундаментальным трудом «История и культура Рима»3 принимавшая во внимание идеи Зелинского о характере и сущности римской религии. Обращаясь к анализу языческо-христианского синкретизма эпохи гибели античности, на исследования отечественного историка культуры ссылался профессор А. Ф. Лосев4; отдавал должное его научной деятельности С. С. Аверинцев5, хотя, как уже было отмечено, творчество ученого все же не было оценено по достоинству. Крайне важным нам представляется тот факт, что в своих исследованиях Зелинский последовательно стремился выявить связи, существовавшие между сакральной и профанной составляющими изучаемых культур, и наметить возможные перспективы развития современных ему культур - как европейской в целом, так и русской в частности.

Дополнительный интерес к наследию Зелинского обусловлен просветительским характером ряда работ ученого. Созданный им прецедент особенно важен в современных условиях, когда, с одной стороны, существует дефицит элементарных знаний о культуре вообще и о религии как факторе культурной жизни в частности, а с другой - ощущается недостаточность накопленного опыта передачи такого рода знаний в доступной и увлекательной форме широкой аудитории.

Как представляется, удовлетворить упомянутый выше возросший научный интерес к связям между культурой и религией способна прежде

1 Ростовцев М.И. Зелинский Фаддей Францевич. С. 276-278. Ростовцев М.И. Ф. Ф. Зелинский С. 81-83.

2 Зелинский Ф.Ф. Рим и его религия. С. 15.

3 См.: Wissowa G. Religion und Kultus der Romer.

4Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития: В 2 кн. Кн.1. С. 816-817. 5 Аверинцев С. С. Зелинский Ф. Ф. С. 336-337.

всего культурология — как посредством проводимых в ее лоне теоретических исследований, так и благодаря созданию благоприятных условий для ознакомления с идеями и концепциями исследователей самых разных направлений, в том числе и тех российских ученых, которые, по сути дела, закладывали основы этой научной дисциплины, ныне оформившейся в рамках отечественной гуманитаристики. В этой связи особое внимание привлекают труды тех российских мыслителей, чьи имена и исследования, с одной стороны, по политическим и идеологическим мотивам были в советское время искусственным и насильственным образом исключены из научного оборота, а с другой, по несчастливому для них стечению обстоятельств, оказались «на обочине» магистального пути развития . современной науки.

Таким мыслителем нам представляется Ф. Ф. Зелинский, который обратился в своих теоретических исследованиях к изучению влияния античности, через христианство, на формирование европейской культуры. Актуальность обращения к его наследию, определяется именно тем, что во многом благодаря его энтузиазму и активной исследовательской деятельности в российской науке утвердился последовательный интерес к проблемам влияния античного наследия на генезис христианства, ' преемственности античной культуры и культуры европейской, а также была . осознана проблема взаимосвязанности религиозной культуры и культуры светской. Конечно, со временем многое было переосмыслено, но именно Ф. Ф. Зелинский предложил одну их первых и наиболее продуманных концепций, раскрывающих роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры. Обращение к ней позволит в определенной мере восстановить пробелы в изучении развития культурологического знания, а также расширит наше представление о возможностях и перспективах социокультурного развития России.

Объект исследования - теоретическое наследие Ф. Ф. Зелинского, включающее историко-культурные и религиоведческие труды ученого.

Предмет исследования - концептуально-теоретические построения Ф. Ф. Зелинского, посвященные проблеме влияния религиозного опыта античности на европейскую культуру.

Источниковая база исследования представлена многочисленными печатными работами Зелинского. Особый интерес представляют работы культурологического и религиоведческого характера (часть которых . относится к научной эссеистике), публиковавшиеся с первых лет XX века до 1922 г. - начала эмиграции ученого. Прежде всего, это «Древний Рим и его религия», «Древнегреческая религия», «Древний мир и мы»,. «История античной культуры», «Религия Эллинизма», статья «Характер античной религии в сравнении с христианством» и статьи, носящие программный характер: «Памяти И. Ф. Анненского», «VINCE? SOL!» и др.

В качестве контекста привлекались труды современников Зелинского,

исследовавших феномен религии, историю раннего христианства и античную

культуру и религию: В. С. Соловьева, В. Иванова, Н. Бердяева, П.

.Флоренского, С. Булгакова, Ж. Э. Ренана, А. Гарнака, М. Мюллера, В.

Вундта, Г. Виссовы, Р. Ю Виппера, М. И. Ростовцева.

Степень разработанности темы во многом определена общим интересом к формированию культурологического знания в России, сложившимся сравнительно недавно. Как уже отмечалось, впервые интерес к трудам Ф. Ф. Зелинского обнаружился еще при жизни ученого. Первые аналитические статьи были написаны коллегой Зелинского - знаменитым антиковедом М. И. Ростовцевым, который проанализировал основные направления его научно-исследовательской деятельности и в качестве отдельного направления выделил исследование античных религий и раннего христианства. Эмиграция Зелинского обусловила замалчивание его имени и идей в советское время и только с конца восьмидесятых годов оказалось

возможным преодолеть это «забвение». Однако более серьезное, хотя и, на наш взгляд, все еще явно недостаточное, внимание основным направлениям научной деятельности Зелинского начинает уделяться с конца советской эпохи, и с начала девяностых публикуется серия статей, посвященных ученому. Предпринимаются значительные усилия для восстановления памяти об одном из интереснейших представителей российской интеллигенции Серебряного века, мыслителе и исследователе античной древности. Прежде всего, необходимо отметить энциклопедическую статью, принадлежащую перу С. С. Аверинцева6, где анализируются основные направления научных исследований ученого, его общественно-политические пристрастия и их влияние на его же научные интересы.

Из числа важнейших работ следует выделить статью В. Н. Ярхо, в которой рассматривается наследие Зелинского с точки зрения его вклада в изучение классической филологии, но одновременно дается оценка личности ученого и его влияния на развитие культуры и образования последних десятилетий Российской империи7.

Статьи о Ф. Ф. Зелинском в подавляющем большинстве появляются на гребне интереса к утверждающейся в России новой гуманитарной дисциплине - культурологии. Наследие ученого анализируется с точки зрения его влияния на развитие культурологического знания в конце XIX -. начале XX веков в России и восприятия его идей в конце XX века. Этот анализ позволяет проследить процесс формирования культурологических идей на протяжении века и определить основные тенденции и перспективы в развитии этой научной дисциплины. О. Д. Никитинский и А. А. Россиус в статье «Ф. Ф. Зелинский и проблемы культурологии (анализ методологии)» в качестве центральных выделяют такие вопросы, как обращение ученого к

6 Аверинцев С. С. Зелинский Ф. Ф. С. 336-337.

7 Ярхо В.Н. Ф. Ф. Зелинский - переводчик Софокла. С. 509-541.

научной эссеистике, характер используемой им методологии и его общественно-политические взгляды .

Кроме уже названных статей, особое внимание привлекают работы Ю.Асояна9 и написанный им в соавторстве с А. Малофеевым раздел в исследовании «Открытие идеи культуры», который посвящен Зелинскому. В них на основе обращения к наследию ученого анализируются влияние ученого на процесс формирования культурологического знания в России и сам ход развития этого знания на современном этапе10. Специальное внимание уделяется пропагандируемой Зелинским идее «античной гуманности» как основополагающему принципу античной культуры. Обращение к этому принципу, по мнению исследователя, сыграло решающую роль в эпоху достижения европейской культурой наивысших высот, а в будущем должно было определить сущность славянского Возрождения. Исследователями не была оставлена без внимания и активная . деятельность антиковеда по возрождению общественного интереса к классическому гуманитарному образованию, которое рассматривалось ученым как необходимая основа для усвоения идей европейского политического либерализма и общественно-экономического прогресса.

В своей интересной статье «...И ты стоскуешься по белым храмам и душистым рощам...» Г. Гусейнов затрагивает различные аспекты жизни и деятельности Зелинского. И в частности - его мировоззренческие идеалы, его отношение к оппозициям «Запад — Восток», «Европа - Россия», а также к проблемам национальности и космополитизма, понимания и предназначения . культуры. Кроме того, в статье рассматривается отношение Зелинского к классическому образованию и значению античности для европейского общества.

8 Никитинский О.Д., Россиус А.А. Ф. Ф. Зелинский и проблемы культурологии. С. 123-145.

9 Асоян Ю. Ф. Ф. Зелинский и перспектива культурологии. С. 5-14.

10 Асоян Ю., Малафеев А. Фаддей Зелинский и программа культурологии. С. 243-272. 11 Гусейнов Г. И ты стоскуешься по белым храмам и душистым рощам. С. 3-12.

Важной работой представляется и статья Н. А. Добронравина . Прежде всего, в ней раскрывается сущность Возрождения в соответствии с концепцией Зелинского. Сжато излагая биографию ученого, автор выделяет психологические основы его увлеченности античностью, обусловленной, по-видимому, происхождением и образованием. В качестве центрального устремления Зелинского Н. А. Добронравии выделяет желание ученого доказать неразрывную связь античности с культурой Европы. Интересен анализ неоднозначного отношения исследователя к ряду идей, взятых на вооружение нацистами.

Необходимо упомянуть и о статье А. Шумана «Эллинское язычество и социальные институты античности», помещенной в качестве предисловия в сборнике работ Зелинского. Основная задача этой статьи - более широко взглянуть на античную религию за счет анализа ее «институциональных аспектов»13. Тем не менее, в ходе своих рассуждений автор затрагивает и интересующие нас вопросы теории религии и взаимосвязи античной религии и христианства, а также факт участия Зелинского в дискуссии о характере происхождения христианства.

Определенный интерес представляет защищенная в 1999 году диссертация Е. Н. Мурзанаевой «Культурно-просветительские функции российского антиковедения конца XIX - начала XX веков»14. В этой диссертации достаточное внимание уделено непосредственно Зелинскому, в частности анализируются его взгляды на образовательное и воспитательное значение античной истории и культуры. Автор характеризует Зелинского как общественного деятеля, педагога и ученого.

Однако, несмотря на серьезную работу, проделанную современными исследователями, приходится констатировать, что при всей научной

12 Добронравии Н. А. Древнегреческая трагедия в Новой Европе, или судьба Фаддея Зелинского. С. 319-323.

13 Шуман А. Эллинское язычество и социальные институты античности. С. 3 - 32.

14 См.: Мурзанаева Е. #.. Культурно-просветительские функции российского антиковедения конца XIX -
начала XX веков.

важности и ценности перечисленных выше работ в них уделяется довольно скромное внимание вкладу Зелинского в изучение ряда актуальных на сегодня проблем. Прежде всего, это касается вопроса о сакральной культуре и ее взаимосвязанности с культурой профанной. Также не подвергаются обстоятельному исследованию проблемы преемственности развития религиозной традиции, берущей свое начало в античности и сохраняющейся до наших дней; роли религиозного опыта античности в формирование европейской культуры и его определяющего влияния на состояние актуальной культуры стран Европы — национальной, исторической, общеевропейской. Конечно, исследования Зелинского, посвященные проблеме происхождения христианства и роли в этом процессе религиозного опыта античности, анализируются и комментируются, но лишь применительно к теме, интересующей самих авторов, в частности при разговоре о характере влияния античной культуры на европейскую культуру или о сущности Возрождения. В то же время практически не рассматриваются как культуросозидающая роль религии (терминология диссертанта) в понимании ученого, так и предложенная им концепция экономического и духовного развития России с опорой на христианское культурное наследие.

Это обстоятельство дает нам право признать, что идеи Зелинского, обращенные к проблеме влияния религиозного опыта античности на формирование европейской культуры, изучены явно недостаточно и нуждаются в специальном и пристальном изучении. И особого внимания, на наш взгляд, заслуживает рассмотренная Зелинским перспектива культурного развития России, а именно возможность ее культурной переориентации благодаря опоре на религиозное наследие античности.

Новизна исследования заключается в том, что:

- впервые в отечественной культурологии предпринята попытка систематизации, а в некоторых случаях и реконструкции теоретических,

собственно культурологических, а также религиоведческих взглядов Зелинского, что расширяет представление об ученом, в чьем творчестве нашли своеобразное преломление основные идеи и тенденции Серебряного века русской культуры, связанные с идеями значимости интуитивного постижения духовных процессов культуры, мессианской роли культуры, опирающейся на религиозный опыт, свойственного культуре синтетического характера развития;

- специальному исследованию был подвергнут сформулированный
Зелинским критерий определения религии «высшего порядка»,

представляющий собой наиболее полное осознание божества как средоточия . красоты, истины и добра в их предельных проявлениях;

- впервые с последовательной доказательностью и полнотой
охарактеризована концепция Зелинского о культуросозидательной роли
религии с включением характеристики двух типов культур —
западноевропейской и российской;

- представлена более детализированная и четкая по сравнению с уже
существующими суждениями интерпретация выдвинутого Зелинским тезиса
о сущности европейского христианства как религиозного опыта античности,
что позволяет ввести идею ученого в контекст современных исследований,

. придать ей большую теоретическую основательность и выявить его научную эвристичность и перспективность.

Цель настоящего исследования заключается в раскрытии содержания концепции Зелинского, рассматривающей роль религиозного наследия античности в формировании европейской культуры и, прежде всего, культуры европейского христианства.

Гипотеза исследования основывается на том, что идеи Ф. Ф. Зелинского оказали заметное влияние на становление культурологического знания в России. Благодаря его исследовательской деятельности в центре

научного внимания оказалась проблема взаимосвязанности сакральной и профанной составляющих в истории европейской культуры.

Для успешного достижения вышеозначенной цели автор ставит пред собой следующие задачи:

1) проанализировать состояние научно-мировоззренческих
представлений и пристрастий Зелинского, его понимания сущности
культуры, проблемы ее генезиса, законов развития и преломления в двух
формах - светской и религиозной - на фоне тенденций, характерных для
развития европейского гуманитарного знания второй половины XIX - начала
XX вв.;

  1. оценить характер влияния на Зелинского возросшего интереса к античности в России в конце XIX - начале XX в., общеевропейской дискуссии этого же периода о синтетическом характере христианства и сущности первоначального христианства, основой которого явилось объединение религиозного опыта иудаизма с религиозным опытом Древней Греции и Древнего Рима;

  2. охарактеризовать взгляды Зелинского на содержание религиозного опыта античности, создавшего условия для утверждения и развития европейского христианства, представления ученого о культуросозидательном значении христианства по отношению к европейской культуре и возможности перспективного развития России при опоре на религию «как фактор культурной жизни»;

  3. раскрыть точку зрения Ф. Зелинского на значимость роли ученого в развитии гуманитарного знания и становлении культурологического знания в России.

Теоретическую базу работы составили концептуальные положения о сущностном своеобразии античной культуры, содержащиеся в трудах А. Ф. Лосева, С. С. Аверинцева. Среди исследований современных ученых, наибольшее значение имели труды К. 3. Акопяна, Ю. Асояна, Л. С.

Васильева, Г. С. Кнабе, Г. Л. Курбатова, А. Малафеева, В. М. Межуева, И. С. Свенцицкой.

Методологические основания исследования объединяют в себе методы, использованные самим Зелинским, и методы, применяемые в современных культурологических исследованиях.

Комплексный анализ культурологических построений Зелинского осуществлялся диссертантом с использованием теоретического, системного и аналитического методов. Культурно-исторический метод применялся в рамках оценки общего состояния гуманитарного европейского знания в период становления научных представлений ученого и при разъяснении особенностей его культурно-религиозных предпочтений. Для выяснения мировоззренческих и общественно-политических пристрастий ученого был применен герменевтический метод. Кроме того, диссертантом привлекались базовые понятия и концептуальные положения, присутствующие в трудах отечественных культурологов, а также отечественных и зарубежных исследователей культуры и религии. Основой обобщения исследовательского опыта ученых, посвятивших свои работы проблемам развития античных и европейских культуры и религии, изучению генезиса христианства, стал метод логического анализа.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Теоретическое наследие Ф. Ф. Зелинского рассматривается в качестве органичного элемента общеевропейского гуманитарного знания конца XIX — начала XX в., оно несет на себе отпечаток идей Серебряного века русской культуры и позволяет признать русского ученого одним из основоположников культурологического знания в России.

  2. Согласно Зелинскому, феномен культуры, преломляющийся в двух формах - религиозной и светской - имеет трансцендентный источник, опирается на трансцендентные идеалы: истину, добро и красоту, — реализуется в общественной жизни в результате духовной деятельности

человека, определяет универсальную эволюционную логику развития культуры. Благодаря четвертому — религиозному — идеалу в рамках религии осуществляется целостное постижение трансцендентных идеалов, сосредоточивающихся в божестве. В силу наличия этой целостности религия оказывает определяющее влияние на светскую культуру, что позволяет признавать за ней культуросозидательную роль в общеисторическом процессе.

3. Наиболее полное представление о божестве вырабатывается
христианством, основанном на объединении религиозного опыта иудаизма и
античности — греческой и римской; последний достигает в христианстве

: завершающей ступени своей эволюции. Усиление роли религиозного опыта иудаизма или античности порождает, по мысли Зелинского, либо его иудаизацию, либо эллинизацию. Кроме того, активизация римского или греческого влияния становится основой разделения церквей на римско-католическую и греко-православную, а последовавшее усиление влияния иудаизма в православии приводит к различиям в культурном развитии Западной Европы и России.

4. Религия рассматривается Зелинским как важнейший «фактор
культурной жизни», в силу чего им утверждается, что проблемы светской

культуры могут быть разрешены только благодаря опоре на религиозные основания. А поскольку античность, по его мнению, содержит в себе «священное начало», разрешение российских общественных, и в частности социокультурных проблем становится возможным посредством возрождения античного осмысления христианства, что понимается ученым как Славянское

' Возрождение античности.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что его положения и выводы способствуют уточнению представлений о процессе формирования культурологического знания в

России начала XX века, составляющей которого выступает деятельность

Зелинского. Это позволяет углубить важные для культурологической науки проблемы диалога культур, сущности и законов развития культуры, взаимосвязанности культуры сакральной и культуры профанной, культуросозидательнои роли религии, сущности европейского христианства и характера его влияния на развитие европейских культур и др.

Практическая значимость диссертации состоит в том, что результаты исследований могут быть использованы при организации спецкурсов по истории и теории культуры, религиоведению, истории культурологических учений, методологии культуры. Положения и выводы диссертации могут быть использованы в современных дискуссиях, межконфессиональном диалоге.

Апробация работы осуществлялась в ходе выступлений на региональных научно-практических конференциях в Чебоксарах и в Арзамасе в 2008 г., в рамках преподавания курса культурологии в филиале

Волго-Вятской академии государственной службы в г. Чебоксары
(Чувашская республика), в рамках чтения учебного курса «Актуальные
проблемы изучения культуры и религии в современной школе»,
прочитанного диссертантом на курсах по повышению квалификации
педагогических работников средней школы в Чувашском республиканском
институте образования, а также в 7 публикациях.

Диссертация обсуждалась на кафедре культурологии и рекламы Вятского государственного гуманитарного университета.

Структура работы: диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографического списка

Фаддей Францевич Зелинский и его время

Фаддей Францевич, или Тадеуш Стефан, Зелинский (Tadeusz Zelinski) был хорошо известен в России и Европе в конце XIX - первой половине XX вв. Доктор классической филологии и философии, профессор Петербургского университета, Высших Историко-литературных курсов Н. П. Раева, филолог-классик, поэт-переводчик, историк, увлеченный античностью, член нескольких европейских академий наук, почетный доктор Оксфордского и Афинского университетов, популяризатор собственных научных идей и общественный деятель, страстно боровшийся за сохранение и развитие классического образования, - таким знали его современники.

Сегодня имя Ф. Ф. Зелинского неразрывно связано с развитием культурологического знания в России . При всей широте интересов ученого, простиравшихся от античного культурного наследия до русской и европейской культуры начала XX века, античность занимает особое место в его исследованиях. Античный мир видится Ф. Ф. Зелинскому «родоначальником» европейской культуры16. Он призывает изучать и ценить этот мир не только из уважения к прошлому, но и из практического интереса к действительности, поскольку «наше прошлое не есть прошлое в собственном смысле слова: оно живет в нас и мы живем им»17. Причины, . обусловившие концентрацию внимания ученого на античности, мы сможем понять, обратившись к фактам его творческой биографии и к специфическим чертам той эпохи, в которую он жил.

Большинство исследователей, за исключением Н. А. Добронравина18, ограничиваются сообщением о рождении Фаддея Францевича Зелинского 14 сентября 1859 года в семье польского дворянина, проживавшего на Украине, в деревне Скрипчинцы Каневского уезда Киевской губернии, и обходят вниманием государственную принадлежность этих земель в прошлом. Н. А. Добронравии же отмечает тот факт, что родина Ф. Ф. Зелинского некогда являлась частью территории Речи Посполитой — польско-литовского государства, просуществовавшего с конца XV века до 1795 года. В связи с этим стоит вспомнить об отношении шляхты - дворянства Речи Посполитой — к своим восточным соседям, с которыми она была соединена «семейной враждой»19. Большая географическая и религиозная близость к Западной Европе, по сравнению с Россией, давала повод польским дворянам воспринимать свою культуру как европейскую и во многом противостоящую культуре русской. По мнению Н. А. Добронравина, «к таким полякам, по-видимому, относилась и семья Зелинского» . Отсюда следует, что человек с подобными взглядами должен был ощущать некоторую отчужденность от русской культуры, с которой он оказался связан судьбой.

Вместе с тем, на наш взгляд, именно происхождение и воспитание, полученное Ф. Ф. Зелинским, во многом предопределили его будущее страстное увлечение античностью. Дело в том, что еще ребенком он вместе с отцом оказался в Петербурге. Среднее образование он получил в немецкой гимназии св. Анны, а его студенческие годы прошли в Германии. В результате перед будущим ученым встала задача национальной и культурной самоидентификации. Он должен был выбирать, с какой страной ему следует

связывать свои представления о родине: с уже не существовавшим государством Речь Посполитая, с Польшей, с Россией, с Украиной или с Германией?

Некоторые исследователи указывают на причастность Ф. Ф. Зелинского «трем культурам — польской, немецкой и русской (четвертый элемент - стихия украинского фольклора)» . Г. Гусейнов видит в этом обстоятельстве корни космополитизма (в положительном смысле слова) Зелинского, для которого оказалось возможным абстрагироваться от узконационального: выйти из «малого «я» национальной культуры в «большое "я" человеческой культуры и стать "гражданином мира"» .

Но разве не должно чувству «гражданина мира» предшествовать чувство гражданина своей Родины? В знаменитом «Споре о справедливости» . В. С. Соловьев, размышляя о неизбежной взаимосвязанности и взаимозависимости национальной идеи и идеи общечеловеческого единства и приводя в пример древнееврейских пророков, замечает, что «если истинный патриотизм необходимо свободен от народной исключительности и эгоизма, то вместе с тем и тем самым истинное общечеловеческое воззрение, истинный универсализм для того, чтобы быть чем-нибудь, чтобы иметь действительную силу и положительное содержание, необходимо должен быть расширением или универсализацией положительной народной идеи, а не пустым и безразличным космополитизмом» .

Зелинский об особенностях взаимодействия религиозной культуры и культуры светской

Важное место в концептуальных построениях Ф. Ф. Зелинского занимают вопросы теории культуры, религии, раскрывающие также особенности взаимодействия сакральной культуры и культуры профанной. Их анализ позволяет выявить теоретико-методологические особенности культурологических воззрений ученого и оценить роль внешних воздействий на его позицию исследователя.

К началу XX века в российском обществе интерес к феномену религии достиг особой остроты, возникло стремление переосмыслить значение религии в целом и ее потенциала для будущего развития европейской цивилизации. «Россия вступила в XX век с религиозными вопрошаниями, с готовностью направить свою духовную энергию на религиозно-философскую мысль» , — отмечал Н. Бердяев. Естественно, что в имевших место дискуссиях поставленная проблема проецировалась и на российскую действительность. Результатом этих теоретических исканий явилось формирование двух параллельных философско-религиозных направлений, в равной мере апеллировавших к авторитету В. Соловьева. Первое направление представляли светские мыслители — Д. Мережковский, В. Иванов, Н. Бердяев, которые осуществляли поиски новых форм религиозной жизни, свободных от традиционной религиозности и контроля традиционной церкви. Второе направление было образовано религиозными мыслителями, прежде всего П. Флоренским и С. Булгаковым, которые стремились к обновлению православного богословия. Кроме того, интенсивный интеллектуальный поиск шел и за пределами этих двух ведущих направлений. И в качестве вполне самостоятельного его варианта можно рассматривать творчество Ф. Ф. Зелинского. Поддерживая близкие

. отношения с Д. Мережковским и В. Ивановым, испытывая глубокое уважение к В. Соловьеву как крупнейшему отечественному философу, он в то же время оказался свободен от влияния идей российского мыслителя и сформулировал собственную концепцию европейской религии как получившей начало в античности, а продолжение - в европейском христианстве.

В своих многочисленных трудах Ф. Ф. Зелинский не стремился к детальному и упорядоченному изложению собственных теоретических

взглядов. Однако, опираясь на его научные труды и делая выводы на основании их анализа, можно реконструировать представления ученого о религии и религиозной культуре.

К необходимости определения феномена религии в качестве компонента культуры Зелинского привела работа над изучением культуры античности. Отдельные аспекты этой проблемы рассматриваются в таких его трудах, как «Рим и его религия», «Древнегреческая религия», «Религия эллинизма», а также в сборнике статей и очерков «Древний мир и мы», в статье «Характер античной религии в сравнении с христианством». Однако наиболее последовательно теоретические взгляды Зелинского на религию изложены в его «Истории античной культуры».

Ф. Ф. Зелинским была предпринята попытка осмысления понятия религии и этимологического истолкования соответствующего термина:

«Религия» - это не то, что вера или исповедание, или благочестие; это -таинственная цепь, «связующая» (religans) нас с чем-то выше нас, в чем бы оно ни заключалось»90. Эта точка зрения оказалась очень близка представлениям целого ряда российских мыслителей91 и сохраняет научный интерес сегодня92.

Специальное внимание к адекватному пониманию термина и сущности религии, было вызвано, на наш взгляд, двумя причинами. Прежде всего -особой важностью для Ф. Ф. Зелинского самого феномена религии, в силу чего он считает необходимым разъяснить собственное видение

взаимосвязанности соответствующих явления и термина, тогда как в разговоре о культуре ученый оставляет подобную же проблему без специального разъяснения93. И, во-вторых, сложностью восприятия феномена религии, обнаружившейся к началу XX века, когда

«гуманистическое мировоззрение» Нового времени было подвергнуто сомнению и возникла насущная потребность осмысления самостоятельной «трансцендентной проблемы религии»95.

Попытка подобного осмысления была предпринята в среде российской интеллигенции , и предлагаемое Ф. Ф. Зелинским раскрытие понятия «религия» было, безусловно, актуальным для начала XX века. Оно носило философский характер, близкий к пониманию его в среде русских . философов, признававших особую важность религии, и отражало настроения определенной части общества, не принимавшей рационалистическую и материалистическую картину мира.

Стремление раскрыть содержание термина и понятия явилось для Зелинского первым шагом в попытке рассмотреть религию как целостное явление. В «Истории античной культуры», опубликованной в 1914 году, ученый представил собственную обобщенную концепцию религии как составной части человеческой культуры.

Основные тенденции развития религиозной культуры Древней Греции и их влияние на европейскую культуру

К началу XX века греческая культура и религия стали предметом широкого научного интереса, что нашло свое отражение в трудах известных антиковедов того времени, среди которых можно назвать немцев И. Дройзена и Э. Мейера, англичанина Дж. Грота, француза Ф. де Куланжа, россиян М. С. Куторги, В.В. Латышева, В. П. Бузескула, Р. Ю. Виппера,

М. И. Ростовцева и др. Традиция философско-эстетического анализа греческой религии, заложенная и сохранявшаяся в немецкой классической философии, была переосмыслена и развита Ф. Ницше, а также русскими мыслителями В. С. Соловьевым и Вяч. Ивановым. С их трудами был хорошо знаком Ф. Ф. Зелинский, а наследию Ф. Ницше он уделял особое внимание, в частности возглавил редактирование издания сочинений философа . Общие представления о сущности греческой религии и о ее влиянии на христианство содержатся в широко известном очерке Ф. Ф. Зелинского «Характер античной религии в сравнении с христианством». Исследованию греческой религии специально посвящены два его очерка.

Первый, «Древнегреческая религия» (1918), раскрывает «.сущность греческой религии в эпоху расцвета греческого народа», т.е. в период возвышения Афин 500 - 323 гг. до Р. X. , доминирующая роль которых в культурной и политической жизни античной Греции позволила Зелинскому «изобразить афинскую религию указанного периода под именем древнегреческой»253. Для религии этого периода Зелинский употребляет

термин «религия эллинства», в то время как для следующего периода -«религия эллинизма». Оба термина, как уже традиционно используемые в европейской науке и отражающие не только содержательное несовпадение, но и некоторую смысловую противопоставленность соответствующих исторических периодов, без каких-либо уточнений или расширений, были заимствованы Ф. Ф. Зелинским у И. Г. Дройзена254. При этом следует обратить особое внимание на следующее обстоятельство: термин «религия эллинства» относится к тому этапу в развитии греческой религии, который соответствует не собственно эллинскому (1000 - 500 годы до Р. X.), а

аттическому периоду (500 - 323 годы до Р. X.) истории Греции.

Второй очерк — «Религия эллинизма» (1922 г.) — создавался Ф. Ф. Зелинским как непосредственное продолжение «Древнегреческой религии». В нем исследовалось состояние греческой религии после завоеваний Александра Македонского, представляющее собой «поперечный разрез», соответствующий I в. до н.э., когда возникновение великой державы «повело к взаимному проникновению греческой и восточной религий, к эллинизации восточных и ориентализации греческой». Этот очерк представляет собой анализ религий, сложившихся в ходе этого двоякого процесса. Основные положения очерка и выводы, прежде чем они были представлены в опубликованном виде, апробировались Зелинским в

, университетском курсе255. Помимо главной цели исследования — доказательства прямой связи эллинистической религии с европейским христианством — очерк преследует еще одну, особенно значимую для данного исследования, а именно: показать «значение религии как фактора культурной жизни»256. Зелинский принимает в целом идею о том, что религия эллинизма - это результат экспансии греческого мира вовне, и «что греческая вселенная... возникла вследствие побед Александра Великого», но что сами эти победы были бы невозможны без «подготовительных процессов, предшествовавших решающему удару царя-завоевателя и обусловивших его успешность» . Основу этих процессов он усматривает в соответствующем развитии религиозного сознания древних греков.

Немалый интерес вызывает и работа ученого «История античной культуры» (1914), содержащая в сжатой форме представления Зелинского о развитии греческой религии в конкретные исторические периоды — с древнейших времен и до VI в. н.э258. Но поскольку она является, с одной стороны, учебным пособием, а с другой - обобщающим трудом, к нему мы будем обращаться лишь в тех случаях, когда в нем будет обнаружена дополнительная информация, недостаточно отраженная в уже названных исследованиях. Специфический характер носит очерк «Гермес - трижды величайший» — исследование культа Гермеса и сложившейся на его основе герменевтики. В нем Зелинский исследует процесс эволюции представления о Логосе, возникшего, по его мнению, в качестве религиозного представления, но впоследствии воспринятого философией.

Похожие диссертации на Роль религиозного опыта античности в формировании европейской культуры : на материале теоретического наследия Ф.Ф. Зелинского