Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Гуманитарная культура как фактор гармонизации отношения человека к природной среде 21
1.1 Проблема соотношения природы и человека в контексте гуманитарной культуры 21
1.2 Сущность феномена гуманитарной культуры в контексте этноэкологических традиций 45
Глава II. Формирование гуманитарной культуры национальной школы средствами учебной и внеучебной работы 83
2.1. Специфика гуманитарной культуры бурятской национальной школы 83
2.2. Место гуманитарных и естественных дисциплин в процессе формирования гуманитарной культуры учащихся 101
2.3. Виеучсбная работа в бурятской национальной школе: гуманитарный вектор развития 111
Заключение 134
Литература 140
Приложения 158
- Проблема соотношения природы и человека в контексте гуманитарной культуры
- Сущность феномена гуманитарной культуры в контексте этноэкологических традиций
- Специфика гуманитарной культуры бурятской национальной школы
Введение к работе
Актуальность темы исследования. Третье тысячелетие
характеризуется актуализацией проблем и противоречий
"*\ общественного развития, выразившихся в общечеловеческих
эволюционных процессах. Все большее число здравомыслящих людей приходят к выводу, что выход из кризисного состояния возможен лишь на основе «поиска новых парадигм гуманистического развития для каждой этнокультурной традиции в рамках конкретной страны и человечества в целом.
$ Гуманитарная культура в значительной степени определяет
ментальность этноса и индивида, оказывает заметное влияние на
социальные, политические, этические, экономические и экологические
традиции. Совершенно справедливо утверждение о том, что
гуманитарная культура представляет собой особого рода систему
позитивных культурных смыслов, гуманистических ориентации,
способов, действий и их результатов, связанных с пониманием
человека как высшего критерия общественного развития. Основой этой
системы является интеграция и культивирование на уровне образа
жизни и мировоззрения нравственных, юридических, социальных,
национальных, философских и всех иных человеческих ценностей. В
* данном исследовании основными приоритетами формирования
гуманитарной культуры мы определяем этнокультурные экологические
S традиции.
Важнейшим фактором влияния экологических исследований на
гуманитарное мировосприятие современного человека является
'-ч преодоление противоречий естественнонаучных и гуманитарных
* подходов к проблеме «человек - природа».
Как показывают современные процессы гуманизации, в наше
время отношение человека к природе приобретает такую же моральную
значимость, как и отношение человека к человеку. Ориентация
экологических исследований на человека как объекта и субъекта
^ природы придает этому направлению ярко выраженный
гуманистический характер.
Гуманизм является ценностным основанием гуманитарной культуры, по определению В.Л. Кургузова, и вопросы ее формирования и трансляции в условиях современного мира приобретают первостепенное значение. Сама проблема выживания человечества, несомненно, является приоритетной среди всех других глобальных проблем и предполагает сохранение культуры, передачу подрастающим поколениям, прежде всего через систему образования, ее наиболее значимых образцов, норм, ценностей и идеалов».(79; с.64-65)
Экологические аспекты в процессе гуманизации общества
* начинают играть все более значимую роль в формировании
общечеловеческого, т.е. гуманитарного мировоззрения, в воспитании
чувства долга, выбора и ответственности. Со всей остротой встает
S проблема создания единой гуманитарной системы экологического
воспитания и экологического образования как средства преодоления
экологического невежества и некомпетентности.
На современном этапе развития российского общества наиболее
актуальна проблема гуманизации воспитания не только подрастающего
поколения, но и общества в целом. Процесс гуманитарного воспитания
и обучения подрастающего поколения должен базироваться на решении
не только общих проблем гуманизации окружающего мира (природы и
социума), но и проблем экологии самого человека, опираться на
? совершенствование его духовного мира как мира свободной и
самостоятельной личности.
Экологическое образование и воспитание в России, как один из
аспектов в структуре гуманитарной культуры, несмотря на некоторые
успехи, все еще находится в процессе своего становления, однако уже
сейчас понятно, что экологическое неблагополучие тесно связано не
только с состоянием экономики, но прежде всего культуры и
нравственности, в отношении людей к природе. На наш взгляд
воспитание истинного гражданина мира невозможно без
эмоционального гуманитарного увлечения заботой о Земле. Одну из
важных задач в развитии и воспитании личности должны представлять
* этнокультурные традиции, ответственные за формирование
гуманистического сознания.
Многие исследователи истории и культуры Байкальского региона признают необходимость соединения традиционного культурно-исторического опыта народов, в котором формировался наиболее рациональный подход - не покорение природы, а гармоничное, гуманное взаимодействие с ней, - с новейшими достижениями человечества в области науки и техники, культуры и образования. Анализ характера взаимосвязи человека с окружающим миром в течение многих веков позволит в определенной мере помочь в создании новой экосистемы, основанной на гармонии отношений человека и окружающей среды в современных условиях. Это также позволит решить проблему максимально возможного приспособления этнической культуры каждого народа к современной цивилизации, так как выживание этноса во многом зависит от сохранности природной и культурной среды, от элементов традиционного образа жизни, который сформировал их духовно-нравственный и культурно-психологический облик. Существенное влияние на взаимоотношения человека и окружающей среды, на его мировоззрение оказывали не только способы материального производства, но и целый комплекс культурно-исторических традиций. Закодированный в экологической культуре монгольских народов тип сознания и поведения реализовался в виде традиционно-устойчивых стереотипов, которые передавались из поколения в поколение в течение многих столетий.
Однако в прошлом столетии начался процесс не только отхода от
древних традиций, не соответствующих идеалам современного
*. общества, но и, в некоторой степени, деградация общей духовности
общества. Экологический кризис является следствием более глубокого
гуманитарного кризиса, разрушения личности, внутреннего мира
человека, переориентации его ценностей - сиюминутное и
материальное стало преобладать над вечными ценностями,
доминирующими в традиционной культуре.
Изменение ведущих и доминирующих парадигм в гуманитарном
воспитании и образовании позволит переосмыслить философию
существования человека в нашем мире. Поэтому парадигма —
^ экологическое воспитание и образование - в настоящий момент может
ориентироваться не только на конкретные, но и на отдельные науки,
поможет навести мосты между отдельными самостоятельными
дисциплинами, для создания общей гуманитарной системы знаний.
Поэтому переход к экологически ориентированной гуманитарной
культуре является закономерным: он был подготовлен всей
человеческой историей. Ведь истоком человеческой культуры всегда
было то, что человек стремился находиться в гармонии с природой,
учился у нее пониманию свойственных ей явлений, законов, созвучий и
гармонии и в преобразованном виде воплощал их в материальных и
духовных ценностях.
*> Современные исследования показали неразрывную связь
становления национальной системы образования с этнокультурными
особенностями формирования и развития хозяйственно-культурного типа, социальной организации, традиционной духовной культуры бурят в контексте монгольской метаэтнической общности, которые во многом были обусловлены историко-культурным пространством Центральной Лзии. Только в таком контексте, с учетом этнокультурной истории народа, возможно осознание объективного настоящего в образовании и разработки перспектив на будущее. Учебно-воспитательный процесс во многом определяет гуманистические традиции народа, он служит основой нравственного, физического и психического здоровья нации. В то же время, национальная доктрина образования обязательно должна учитывать прошлое этноса, уровень достижений материальной и духовной культуры народа, его современное этнокультурное сознание, самосознание и идентичность.
Главным условием национального развития являются гуманистические традиции воспитания с его ценностным этнокультурным потенциалом, актуальным для современной учебно-воспитательной практики. Интеграция этнокультурных особенностей воспитания учащихся в гуманизационный учебно-воспитательный процесс повышает его результативность, совершенствует нравственные и интеллектуальные характеристики личности. Таким образом, для того, чтобы восстановить гармонию природы и социума, чтобы не раствориться в пространстве и во времени, необходима специальная
гуманизированная методика приобщения детей к культуре предков,
раскрывающая не только внешнюю форму, но и содержательную, феноменальную сторону традиционной культуры.
Теперь уже стал фактом непрерывный процесс углубления и совершенствования экологического образования в системе школа-вуз. Подготовлены интегрированные курсы, в которых учитываются национальные и культурные традиции народов России.
После анализа актуальности проблемы гуманитарной среды как фактора формирования культурного пространства конкретно для Агинского Бурятского автономного округа, были подготовлены рекомендации, программы и методические разработки.
Степень изученности проблемы. Гуманитарная культура по сравнению с вопросами общей теории и истории культуры, концептуально практически не изучена и не разработана. В исследованиях, специально посвященных гуманитарной культуре как социокультурному феномену, изучаемая нами проблематика освещается не в полной мере.
Понимание экологического кризиса в гуманитарных концепциях
рассматривалось в течение последнего столетия и прошло несколько
этапов в своем развитии. В России во второй половине XIX в.
сформировалось философско-религиозное течение, которое теперь
называют русским космизмом. Оно было представлено именами I I.A.
Бердяева, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, Н.Ф. Федорова, П.А.
Флоренского и многими другими. Идеи единства, взаимосвязи человека
и природы получили свое развитие в учении о ноосфере В.И. Вернадского. Учение о ноосфере созвучно основным идеям такого направления американского инвайронментализма, как экологизм. Экологи (М. Бейтс, Д. Стюард, М. Салинс и др.), строившие свою социально-экологическую модель на естественно-научном понимании взаимодействия общества и природы, выдвинули три основные идеи: экосистемного холизма, морального сообщества и экологичной этики.
Большую роль в формировании нового типа гуманитарного сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций сыграла так называемая "универсальная этика" (М. Ганди, А. Швейцер, Т. Леопольд, Ю. Харгроув). Она не проводит в ценностном отношении разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека, иными словами, представители природы (т.е. флора и фауна) - такие же полноправные субъекты, как и человек, равны ему в своей самоценности.
Известный педагог В.А. Сухомлинский сформулировал «Азбуку нравственной культуры», которая была адаптирована и представлена как этика природы К.М. Петровым. Рядом современных исследователей предпринимались попытки сформулировать законы, касающиеся природоохранной этики.
Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры и
занимался исследованием проблем человеческого фактора в
существовании мира, был знаменитый русский мыслитель и исследователь В.И. Вернадский. Также можно назвать зарубежных ученых, которые внесли определенный вклад в разработку исследуемой нами тематики, таких как Мальтус, Ле Шателье-Браун, Б. Коммонер, Р.Д. Аллен.
Паши соотечественники Д.С.Лихачев, Э.В. Гирусов, Н.М. Мамедов, Т.Ф. Кузнецова, К.М. Петров, А.В. Лосев, Г.Г. Провадкин использовали понятие и функции гуманитарной культуры для образовательных и воспитательных целей.
В разработку теории культурной традиции внесли свой вклад исследования Э.С. Маркаряна, Ю.В. Бромлея, К.В. Чистова, С.А. Арутюнова, С.А. Токарева, М.В. Крюкова и других.
Один из первых в отечественной социогуманитарной науке теоретико - прикладное исследование основ гуманитарной культуры, значимости ее ценностных оснований, способов трансляции в системе высшего технического образования РФ осуществил В.Л. Кургузов. Этнопедагогические традиции как науки об эмпирическом гуманитарном опыте этнокультурных сообществ в воспитании и образовании детей, об этических и эстетических представлениях, исконных ценностях семьи, рода, племени, народности, нации нашла свое отражение в трудах Г.С. Виноградова, Ю.В. Василькова, Г.Н. Волкова, С.Д. Дерябо, В.П. Ясвина и др.
Особое значение природы в гуманитарном развитии личности упоминается в работах Н.С. Дежниковой, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Б.Т. Лихачева, И.Н. Пономаревой, Л.И. Новиковой, Л.Е. Халудоровой, Р.Л. Лыгдыновой, СП. Козыревой и др. В этих работах рассматриваются педагогические и методические основы современного гуманитарного и экологического образования.
Роль этнической культуры в воспитательном процессе исследуется в работах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, В.А. Разумного, С.Н. Шадриной и других. Влияние этнокультурной среды на воспитание раскрывается в трудах Г.Н. Волкова, В.Ф. Афанасьева, З.П. Васильцовой, Н.Ж. Дагбаевой, Т.Д. Замбаловой, Л.С. Васильевой, С.Н. Федоровой, Е.А. Ангархаевой, Ж.Т. Тумунова, М.И. Баишевой.
За последний период в создании национальных систем образования В.К. Бацыным, П.Р. Атутовым, С.Д. Намсараевым и др. выполнены региональные теоретические и опытно-практические работы. Е.П. Белозерцевым, В.А. Николаевым, А.Б.Панькиным, В.К. Шаповаловым осуществляется проектирование национального образования.
Различные аспекты этнорелигиозной культуры народов
Центральной Азии (Тибет, Внутренняя Монголия, Монголия,
этническая Бурятия): влияние буддизма и шаманизма на духовную
культуру бурят, развитие их культурного творчества в рамках
буддийской культуры, роль религиозных традиций и обычаев во
взаимодействии с природой, особенности экономического и жизненного уклада народа изучались Д. Банзаровым, Г.Н. Потаниным, Г. Цыбиковым, Б. Барадиным, Ц. Жамцарано, М.Н. Хангаловым, Б. Э. Петри, Б. Я. Владимирцовым. В современный период различные аспекты влияния этнокультурных и этнорелигиозных традиций на экологическое сознание людей отражаются в трудах П.Л.Жуковской, К.М. Герасимовой, Н.В. Абаева, Л.Л. Абаевой, Г.Р. Галдановой и других.
С 90-х годов XX века начинают появляться работы В.В. Мантатова, А.К. Тулохонова, М.А. Шаргаева, А.Б. Иметхенова, В.Г. Стрельникова, Ж.Т. Тумунова и других, в которых затрагиваются проблемы гуманитарной культуры.
В настоящее время особое внимание уделяется вопросам самосознания человека через изучение своего гуманитарного прошлого. Так, например, в своих исследованиях Г.Р. Гадланова, Р.Л. Лыгдынова, В.Д. Бабуева, Д.Д. Цынгуева, Б.Б. Сибиданов, Н.А. Аюрова, Т.Д. Бутуева рассматривают роль культурных и религиозных традиций в перспективе дальнейшего развития бурятской культуры.
В.Г. Стрельниковым, Б.И. Думновой, М.Б. Итигиловой собраны и обобщены материалы по уникальным природным местам, многообразию животного мира Читинской области, которые могут стать основой для экологического воспитания.
Таким образом, анализ научной литературы показал, что направление, связанное с влиянием гуманитарной среды на образовательный и воспитательный процессы, недостаточно освещено, не обозначены приоритеты формирования и реализации всех аспектов гуманитарной культуры.
Целью исследования является выявление приоритетов формирования гуманитарной культуры в контексте развития национальной школы путем комплексного исследования этнокультурного и природного пространства, формирующего общее антропологическое и гуманитарное мировоззрение у молодого поколения.
В соответствии с заданной целью нами определяются следующие задачи:
рассмотреть и проанализировать проблемы соотношения природы и человека в контексте гуманитарной культуры;
раскрыть сущность феномена гуманитарной культуры в контексте этноэкологических традициий;
выявить специфику гуманитарной культуры бурятской национальной школы;
определить место гуманитарных и естественных дисциплин в процессе формирования гуманитарной культуры учащихся;
проанализировать гуманитарный вектор развития внеучебной
работы в бурятской школе.
Объектом исследования является развитие национального образования в контексте этнокультурных экологических традиций, а также общей системы образования в целом.
Предметом исследования являются приоритеты формирования гуманитарной культуры в системе бурятской национальной школы в современный период.
Теоретическую основу исследования составляют научные труды представителей отечественной и зарубежной культурологии в области проблемы исследования формирования гуманитарной культуры и соотношения с другими аспектами исследования культуры. Основными методологическими источниками послужили принципы, разработанные российскими учеными Э.С. Маркаряном, С.А. Арутюновым, В.А. Тишковым, Л.М. Дробижевой, Р.Ш. Джарылгасиновой, М.В. Крюковым, В.О. Кувакиной, В.Л. Кургузовым.
Также в качестве основы теоретической базы исследования послужил антропологический пласт зарубежного культурологического знания, представленный экологической антропологией М. Бейтса и культурной экологией Дж. Стюарда. Особую ценность представляют культурологические положения проекта «Культура и экология», разработанные американскими антропологами Г. Барри, И. Чайлдом, М. Бэконом, Р. Болдоном и другими.
Основными методами исследования являются:
междисциплинарный подход, поскольку проблемы формирования
гуманитарной (и в ее структуре этнической и экологической) культуры,
невозможны в рамках отдельно взятой научной дисциплины;
сравнительно - исторический подход; диагностические методы
(анкетирование, интервьюирование, беседа); обсервационный метод
(прямое и косвенное наблюдение), ретроспективный анализ
этнопедагогических традиций округа. В формировании
концептуальных основ формирования гуманитарной культуры автор
опирается на принцип признания этнического и экологического
факторов в развитии культуры и его элементов.
Важное методологическое значение имеет универсалистский
подход, представляющий собой кросс-культурное исследование
нескольких культурных слоев, что позволяет выявить общие
универсальные элементы и межкультурные различия. Одним из
плодотворных подходов в этой области является изучение феноменов
культуры в контексте социально-экономических, историко-культурных
и ряда других условий. Исследование проблем формирования
гуманитарной культуры требует использования компаративистского
метода исследования, который предполагает выделение двух подходов:
проблемного и кросскультурного. Применение компаративистского
метода позволит нам не только выявить своеобразие формирования
гуманитарной культуры в системе национального образования, но и
открыть новые пласты в понимании общих проблем культуры.
Культурно-специфический подход нацеливает на изучение этнической
специфики какой-либо культуры изнутри, на необходимость выявления специфических особенностей этноса.
Таким образом, теоретическими источниками настоящего исследования являются труды отечественной и зарубежной культурологической, философской, социологической, психологической, педагогической мысли. Внимательное изучение творческого наследия в указанных областях научных знаний служит теоретико-методологическим ключом к объяснению сущности и своеобразия формирования гуманитарной культуры в системе национального образования.
Научная новизна исследования заключается в следующем: предпринята попытка в культурологическом дискурсе осуществить анализ соотношения природы и человека в контексте феномена гуманитарной культуры и процесса ее формирования; - охарактеризованы подходы к изучению сущности феномена гуманитарной культуры в этноэкологических традициях; - определены приоритеты формирования гуманитарной культуры в развитии национальной школы;
введены в научный оборот данные сравнительного анализа формирования гуманитарной культуры образовательных учреждений Ольхонского района (Иркутская область) и Агинского Бурятского автономного округа (Читинская область).
Теоретическая значимость диссертации заключается в том, что
разработка концептуальных основ формирования гуманитарной
культуры в системе национального образования позволит многим
исследователям грамотно ориентироваться в некоторых
доминирующих аспектах культуры, имеющих большое значение для
современной культуры. Концептуализация явления, произведенная на
основе этнокультурного и регионального материала, поможет открыть
новый аспект содержания межкультурной коммуникации и приведет к
созданию более полного знания о месте этнокультурных феноменов в
становлении гуманитарной культуры.
Практическая значимость исследования состоит в том, что
результаты диссертационного исследования могут быть использованы в
совершенствовании социокультурной практики; данные исследования
позволят осуществить включение гуманизационных и
гуманитаризационных компонентов в процесс образования; в
определении векторов развития культурной политики в
полиэтнических регионах в современный период; могут служить
основой для дальнейших научных исследований в процессе
гуманизации образования и общества в целом, а также эти данные
могут быть применены в деятельности органов региональной власти и
культуры, в образовательной деятельности национальных школ и
других учебных заведений, средств массовой информации, телевидения
и радиовещания.
Разработанные программы и методические рекомендации могут
быть применены при подготовке лекционных и семинарских курсов на курсах повышения квалификации работников воспитательно-образовательных учреждений, а также использованы при создании учебно-методической литературы.
Основные положения, выносимые на защиту:
Процесс формирования гуманитарной культуры в условиях модернизации общества предполагает воспитание личности с гуманистическим мировоззрением и ответственным отношением к окружающей среде и природе в целом, при этом важное значение имеет этническая специфика конкретной культуры.
Трансляция культуры идет из поколения в поколение в структуре этносоциальных процессов, поэтому гуманитаризация образования влечет за собой некоторое усиление этнокультурных потребностей конкретных сообществ.
Этноэкологические и этнокультурные традиции народа, как элементы его социального и культурного наследия, включающие нормы и правила поведения в окружающей среде, мировоззренческие установки, формы хозяйственной и бытовой деятельности, передающиеся от поколения к поколению, обладают ценным гуманистическим потенциалом.
Внедрение этноэкологических и этнокультурных компонентов
как элементов гуманитарной культуры в систему образования с учетом
исторического опыта этноса, является важным фактором гуманизации
люоого социума в современных условиях.
Апробация работы. Основные положения исследования были изложены на международной научно-практической конференции «Формирование профессиональной компетентности в условиях повышения конкурентноспособности будущего специалиста» (Улан-Удэ, 2004), региональных научно-практических конференциях «Научное обеспечение социально-экономического развития Агинского Бурятского автономного округа: проблемы и перспективы» (Могойтуй, 2004), «Опыт и перспективы личностно-профессионального развития педагогов учреждений профессионального образования Агинского Бурятского автономного округа» (Агинское, 2005), в ежегодных научно-практических конференциях БГУ, ВСГТУ (2003, 2004, 2005).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.
Проблема соотношения природы и человека в контексте гуманитарной культуры
На рубеже тысячелетий особенно отчетливо ощущается разрыв между мощным развитием технической оснащенности всех сфер жизни человека, свидетельствующий о силе его интеллекта, и уровнем прогресса в духовной сфере, в отношениях между людьми. Конфликт цивилизации и культуры угрожает гибелью человечества и может быть обозначен как важнейшая глобальная проблема нашего времени. В этих условиях все острее осознается необходимость, по выражению B.C. Библера, «сдвига культуры и её проблем в эпицентр человеческого существования».
Систематический анализ комплексных воздействий гуманистических идей выявляет, что важное значение имеет формирование основных мировоззренческих ориентации личности, их влияния на интеллектуальный климат нашей эпохи. В связи с тем, что мировоззренческая значимость гуманитарных исследований во многом определяется их теоретической и методологической спецификой, ролью, которую они играют в научном познании, нам представляется необходимым уточнить сущность феномена гуманитарной культуры, его концептуальные основания, тенденции и логику развития.
Понятие гуманитарной культуры рассматривалась в работах российских и зарубежных культурологов лишь контекстуально, а впервые была концептуально оформлена В.Л. Кургузовым. Гуманитарная культура, являясь, по его определению ценностно-ориентационным срезом культуры, «завязывает» в единый узел многие аспекты человеческого сознания, мироощущения и практической деятельности, диапазон которых - достаточно широк от конкретного поступка до выработки необходимых норм мироощущения и мировосприятия личности (79; с. 14).
Сложность определения понятия «гуманитарная культура» прежде всего, связана с многосложностью понятия самой культуры. Культура -очень сложный фактор человеческого бытия. В нашем исследовании мы будем придерживаться определения культуры как совокупности материальных и духовных предметов человеческой деятельности, организационных форм, служащих обществу, духовных процессов, состояний и видов деятельности человека. Понятие «культура» является одним их самых привычных и широко употребляемых в современном языке. Вряд ли возможно найти человека, который бы не знал, что оно обозначает, или сомневался в том, правильно ли он его применяет. Этимологически этот термин выводится из латинского cultura (возделывание, обработка). Существенное расширение содержания этого понятия историки науки связывают с именем Цицерона. В своих «Тускуланских беседах» он формирует мысли, что разум (дух человека) следует возделывать (культивировать) как и почву. «Как плодородное поле без возделывания не дает урожая, так и душа. А возделывание души- это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет душу к приятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай». (169; с.252)
С этого времени, видимо, и берет начало бытующая и поныне просветительская тенденция трактовать культуру как образованность, воспитанность человека. Позже к культуре стали относить все то, что создано человеком, в отличие и в противоположность естественному миру, природе.
Сущность феномена гуманитарной культуры в контексте этноэкологических традиций
Вопросы гуманизационных процессов в контексте этнокультурных и этноэкологических традиций тесно связаны с проблемами воспитания гуманитарной личности.
Доминирующим фактором гуманизации взаимоотношений природы и человека остаются экономическое развитие общества, переход от одного способа производства к другому. Но человек и природа взаимосвязаны теснейшим образом, поэтому, когда мы говорим о преобразовании природы, то под этим следует понимать не просто преобразовательную деятельность человека, а такую деятельность, которая направлена на смягчение существующих противоречий между человеком и природой.
Не только определенный способ материального производства, но и целый комплекс гуманитарных культурно-исторических традиций того или иного народа оказывает существенное влияние на взаимоотношения человека и окружающей среды. Поэтому все более утверждается мнение о том, что нематериальные аспекты культуры несут в себе важную культурно-гуманитарную информацию. В этом плане можно говорить об гуманизационном процессе в этнических культурах как о гибком взаимодействии трех их основных частей: окружающей среды, технологической надстройки и нематериальных регуляторов (традиций, верований, обрядов, привычек, стереотипов, норм поведения и т.д.). В таком случае вполне правомерно говорить о гуманитарной культуре как относительно автономном элементе каждой культурной традиции, то есть о том ее элементе, который более непосредственно и тесно (по сравнению со всеми другими видами культурной деятельности человека) связан с формированием определенного типа отношения человека к природной среде и регуляцией процессов взаимодействия общества (культуры) и природы, включая в себя определенные философские, религиозные, социально-политические и другие теоретические представления гуманитарного характера, практические методы реализации этих представлений во всех видах жизнедеятельности человека (психической деятельности, художественном творчестве, экономике, законотворчестве, политике и т.д.), а также продукты этой деятельности, представляющие собой ее конечный результат. Под гуманитарной традицией мы подразумеваем определенный исторически сложившийся тип отношения человека к природной среде, формируемый данной культурой, функционирующей в качестве норм, идеалов, стереотипов мышления и поведения, ценностно-ориентационных структур, передаваемых из поколения в поколение.
Сегодня вполне очевидно, что в таком обширном культурно-историческом регионе, как Центральная Азия (имеется ввиду Тибет и весь монголоязычный ареал) в прошлом существовал особый гуманитарный тип отношения человека к природной среде, то есть своеобразная гуманитарная культура. Ее характерные черты были обусловлены особенностями исторического развития этого региона, его природно-географическими условиями, специфическими формами традиционного землепользования и т.д. Важно отметить, что закодированный в гуманитарной культуре народов Центральной Азии тип гуманитарного сознания и поведения реализовался в виде традиционно устойчивых стереотипов, которые передавались из поколения в поколение в течение многих столетий, то есть, как и всякая гуманитарно - культурная традиция носил преемственный характер. Преемственность наиболее общих парадигм этой этногуманитарной традиции прослеживается на огромном историческом материале, начиная от самых ранних археологических культур и вплоть до новейшего времени.
Специфика гуманитарной культуры бурятской национальной школы
Реализация гуманистической стратегии образования в многонациональном государстве невозможна без учета функционирования различных культур.
Развитие российской культурной и образовательной традиций осуществляется через восстановление культурообразующего аспекта всего образования. Поскольку трансляция культуры идет из поколения в поколение через этнические и национальные общности поэтому гуманитаризация образования влечет усиление этнокультурных потребностей сообществ.
В связи с радикальными изменениями во всех сферах жизни общества, ломкой устоявшихся взглядов и отсутствием национальной идеи все больше проявляются деструктивные явления, характеризующиеся:
-вымыванием духовных ценностей и общественно - значимых ориентиров поведения;
-снижением нравственного облика, распространением нездорового образа жизни;
-утратой гуманистических ценностей.
Нарастание динамизма социальных процессов, сложность задач, решаемых современным обществом, заставляют нас вновь обращаться к проблеме гуманизации и нравственности, рассматривать различные аспекты ее сущности, содержание и структуру духовно-нравственного восстановления личности. Именно с духовно-нравственным воспитанием связывают сегодня возможность сохранения, как самой личности, так и всего общества.
В последние годы идет активное реформирование общеобразовательной школы. Этот процесс не самоцель и вызывается потребностями развития общества.
Сегодня становится все более очевидным, что действующая модель национальной школы и образования фактически изжила себя; она уже не отвечает требованиям, предъявляемым к ней современным демократическим обществом и многоукладным производством. Историко - культурное пространство региона неразрывно связано с ее географическим центризмом и уникальным ландшафтом, раскинувшимся на границах между Россией, Монголией и Китаем, на стыках между культурным влиянием буддийского мира с юга, влиянием культуры православия с запада и влиянием языческой (шаманистской) культуры с севера. В этих условиях, наряду с действующей, нужны и другие, альтернативные модели школы и образования, не менее четко ориентированные в первую очередь на Восток.