Введение к работе
Актуальность темы исследования. Кризис культуры констатируют сегодня все - пафосно или беспристрастно, с привлечением новейших научных данных или на уровне рядового обывателя: "Все плохо и будет еще хуже". Периодическая печать, являясь частью культуры и реализуя ее непосредственные функции, более всего подвержена открытой и беспрецедентной критике. И не случайно, так как переход в другое качество (а именно это мы наблюдаем с нашей прессой) есть переход к другой культуре. Нельзя не видеть и того, что в нашу эпоху складывается новая "парадигма" (Т.Кун) научного познания мира-, новый "стиль мышления", которые требуют от современной прессы глубинных перестроек. Каждый читатель сегодня, открывая газету, надеется найти для себя не только новую, уникальную информацию, не похожую на вчерашнюю, но визуально, по оформлению определить наиболее важное, глобальное или, наоборот, броское, сенсационное. Язык газеты, включающий и ее дизайн, меняется на глазах, так как в нынешнем пространстве прессы трудно выжить, не идя в ногу со временем.
В данных условиях возникают вопросы: что наследовать? как наследовать? Споры об этом постоянны на страницах нашей печати, одна волна дискуссий сменяет другую. Подчеркнем, что изучение традиций любого процесса необходимо: во-первых, для глубины познания истории, отличительных, своеобразных черт определенного времени; во-вторых, для выявления общих методологических оснований, которые чаще остаются незыблемыми; в-третьих, для лучшего понимания дистанции, отделяющей нас от недавнего прошлого; в-четвертых, для извлечения опыта - как положительного, так и отрицательного. В нашем случае особенно важно, изучив, понять'заблуждения и ошибки идеологии того времени, осмыслить "механизмы" формирования "человеческого фактора", "развенчать" прессинг догматизма.
Свобода мысли и слова, свобода массовой информации, закрепленные Конституцией Российской Федерации, расширили творческие горизонты журналистики, но отсутствие ограничений в формировании содержания периодики, равно как отток из редакций журналистских кадров, привели к снижению профессионализма в интерпретации материалов. Некоторые газеты и журналы порой перестают выполнять присущие им культурные, научно-информационные, просветительские, эстетические функции. Новые модели журналистики требуют нестандартных подходов к формированию "лица" газеты (термин принят в журналистике), которое предполагает не только применение новаторских подходов, но и учет традиционных факторов, использование исторического, культурного опыта.
20-е годы характеризуются ломкой старых канонов и усвоением лучших традиций дореволюционной печати, выработкой новых принципов. При сравнении данного периода с нынешним (90-е годы) обнаруживается их идентичность во многих чертах. Облик современных газет получает иную интерпретацию, связанную с коренным поворотом в газетном деле, вызванным революционными изменениями в жизни общества. В то же время проблема традиций и новаторства в данной ситуации приобретает значительную актуальность. Подача рекламы, конструктивное расположение текста, учет удобочитаемости, психология восприятия материалов - данные проблемы требуют пересмотра.традиций в настоящее время (как и в 20-е годы), лишний раз напоминая о том, что по законам философии все процессы в обществе развиваются по спирали и в определенные периоды повторяются, но на более высоком уровне.
Поэтому совершенствование дизайна играет важную роль в создании имиджа периодических изданий, а исследование тенденций развития отечественной школы газетного оформления помогает более успешному решению этой задачи.
Предмет исследования - начальный этап в становлении и развитии отечественной школы газетного оформления послереволюционного периода, так как именно в 1917-1927 годы во многом определялся характер российских газет, складывались принципиальные основы их содержания и формы.
Поэтому существенным становится, во-первых, изучение теоретических и исторических предпосылок формирования газетного дела, в частности, политических и психологических аспектов взаимодействия читателя, издателя и направляющей идеологии, новая типографика, конструктивизм и реклама, - с одной стороны, как текстовых реалий новой отечественной прессы, с другой же -как определяющих факторов формообразования. А во-вторых, конструктивный анализ конкретных выпусков центральной и местной прессы, с целью выявления тенденций внешнего облика ("лица", имиджа) и моделирования определенной оформительской системы, сложившейся в первое десятилетие после революции.
Источниками исследования являются материалы как центральных газет: "Правда","Известия","Красная газета", "Беднота",-так и местных, в том числе издававшихся в первое десятилетие Советской власти на территории нынешней Мордовии и за ее пределами на русском и мордовских (мокша,эрзя) языках. В основном это "Чинь стямо" ("Восход солнца"), "Якстере теште" ("Красная звезда"), "Якстере сокиця" ("Красный пахарь"), "Од эрямо" ("Новая жизнь"),"Од веле" ("Новая деревня"), однодневные газеты, выпуск которых был приурочен к праздничным датам и важным кампаниям, "Саранская стенная газета" (орган местного отделения РОСТА), уездная газета "Известия"(в дальнейшем "Саранская правда", "Завод и пашня") и другие газеты.
Состояние изученности проблемы. Проблема становления и развития отечественной школы газетного оформления в своей постановке и решении требует осмысления весьма значительного поля творческих и духовных предпосылок. Это связано с преодолением границ идеологически деформированных состояний мышления, с переоценкой ценностей, и прежде всего - отношением к трудам В.И.Ленина и постановлениям партийных съездов. "Слово Ленина" и Слово Партии", совокупность текстов, лозунгов, оценочных шаблонов формировало идеологизированное сознание и подкреплялось устойчивой серией мыслительных навыков, рассчитанных на однородные "операции" в журналистике. "Законы печати", сложившиеся в 20-е годы, действовали на протяжении почти семидесяти лет. Лишь сегодня мы имеем возможность критически осмыслить ленинское и партийное наследие, не упуская из вида направления мысли и ментальных горизонтов, в рамках которых обращение к заявленной проблематике становилось неизбежной необходимостью. Этим оправдывается многочисленное цитирование и комментирование работ В.И.Ленина и партийных документов.
Изучение непосредственно структуры и графики газет в науке о журналистике началось сравнительно недавно, хотя вопросы оформления периодических изданий газет 20-х годов актуализировались в работах теоретиков и практиков газетного дела тех лет М.Браза, Н.Вертинского, А.Гарри, М.Гуса, М.Дмитриева, П.Керженцева, В.Павлова, С.Срединского, Я.Шафира. Путь от "теории бабашек и марашек" к стройному учению о газетном дизайне был проложен лишь в последние годы. Один из исследователей особенностей отечественной школы газетного оформления А.П.Киселев обозначил различные подходы в решении данных проблем. Наряду с анализом формы дореволюционной газеты им выявлены некоторые черты и особенности становления данного процесса в первое послереволюционное десятилетие. Отдельные моменты мы находим также в работах В.В.Бакшина, А.А.Балаша, И.В.Васильева, Л.З.Гальперина, И.В.Табашникова, В.В.Тулупова, А.Г.Фастовца, О.В.Цыганова.Вопросы композиционно-графического моделирования освещены в работах А.П.Киселева и С.Н.Галкина.
Особенности "лица" периодических изданий республики Мордовия так же интересны и заслуживают внимания, как и всей российской прессы, но они недостаточно изучены. Если исследование содержательных сторон газет нашло отражение в трудах И.Е.Автайкина, И.Д.Воронина, В.М.Макушкина, Ю.В.Мишанина, П.Ф.Потапова, В.Е.Соколовой, то оформительские характеристики ранее не рассматривались.
Культурологический подход, обусловивший межпредметное изучение проблемы, выдвинул необходимость обращения к эазличным источникам гуманитарного знания:
- по теории и истории культуры (С.С.Аверинцев, Н.И.Воронина, П.С.Гуревич, Л.Г.Ионин, Л.Н.Коган, М.С.Каган, Г.С.Кнабе, О.М.Лотман, В.М.Межуев);
по социологии (Б.С.Ерасов, 'А.И.Кравченко, Б.Малиновский, Л.Г.Свитич, В.В.Ученова, П.Сорокин);
по психологии (А.В.Антонов, Л.С.Выготский, С.Е.Злочевский, А.Д.Логвиненко, М.В.Тендряков);
- по эстетике (Ю.Б.Борев, М.А.Гребнев, А.Ф.Еремеев,
М.С.Каган, Г.Картер, А.П.Киселев, Л.В.Корнилов, Н.Н.Кохтев, Д.Э.Ро-
зенталь, К.Ротцолл, С.Н.Срединский, Л.Н.Столович, Ч.Сэндидж,
Н.М.Тарабукин, В.В.Ученова, В.Фрайбургер);
- в трудах по общей теории и истории искусства (Г.А.Антипов,
Б.Р.Виппер, Н.И.Воронина, Ю.Я.Герчук, О.А.Донских, А.Ф.Еремеев,
Ю.М.Лотман, В.Н.Ляхов, А.А.Сидоров, Ю.А.Сорокин, В.А.Фаворский).
Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы - углубление целостного представления о становлении и развитии российской печати, реорганизации отечественной школы газетного оформления в 1917-1927 годы, а также выявление формирующейся системы требований, заключающейся в предельной централизации прессы (наряду с ее дифференциацией). Речь идет и об исследовании новых тенденций в оформлении, выражающихся в упрощении облика газеты с ориентиром на читателя (преимущественно из числа рабочих и крестьян), в лозунговом стиле, в конструктивистских влияниях, в рекламе.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:
выделить формообразующие факторы: политико-психологический, эстетический, коммерческий;
показать формирование характера нового типа газеты, выработку основ ее содержания и формы;
- проследить влияние принципиально нового содержания на
внешний облик местной газеты;
- определить особенности оформления газет 20-х годов,
которые способствовали формированию облика современных газет;
- выработать рекомендации по оптимизации внешнего облика
центральных и местных периодических изданий.
Методологическая база исследования. В диссертационной работе используется несколько исследовательских подходов. Основными из них являются:
- исторический, предполагающий рассмотрение процесса
формообразования газет в последовательном временном развитии
на протяжении 1917-1927 годов в контексте истории становления
отечественной школы газетного оформления;
системный, учитывающий формирование "лица" печати 20-х годов как целостного комплекса;
сравнительный, в соответствии с которым сопоставлялись газеты различных типов и характеров;
искусствоведческий, в связи с распространением в 20-е годы различных течений и направлений в искусстве и литературе (модернизм, конструктивизм и т.д.) и их воздействием на газеты
В диссертации учитываются также данные из області* герменевтики, помогающие интерпретировать различные аспекть
взаимодействия содержания и формы; синергетики, подтверждающей влияние объективных факторов на развитие газетной формы.
Научная новизна исследования. Исторический период 1917-1927 годов в развитии отечественной школы газетного оформления комплексно рассматривается впервые, что позволило сформулировать несколько новых положений, выносимых на защиту:
изучено влияние политико-психологического фактора на форму газеты;
показано внедрение черт конструктивизма в газетное оформление, продиктованное искусством революции и принесшее принципиально новые черты дизайна: лаконичность и выразительность оформительских средств в противовес украшательским тенденциям, замена фотографических иллюстраций рисованными, появление фотомонтажа, применение цветовых контрастов, нетрадиционная интерпретация художественных законов;
выявлено значение рекламы в становлении "лица" газеты как коммерческого фактора формообразования, способствовавшего укреплению экономической базы газет и оживившего газетные полосы;
концептуализировано взаимодействие традиционного и новаторского в оформлении газет данного периода;
выявлены содержательные и формные изменения в "лице" газет, особенности дизайна прессы нового типа как важнейшей составной части культуры переломного периода в отечественной истории;
прослежена эволюция внешнего облика местной печати (на языках русском,мокша,эрзя), в которой выявлены принципы оформления центральной прессы и тенденции относительной самостоятельности;
- даны рекомендации по оптимизации внешнего облика
центральных и местных периодических изданий.
Практическая ценность исследования. Материалы и выводы диссертации могут быть использованы при чтении курсов культурологии, журналистики, искусствоведения и специальных курсов по газетному дизайну и рекламе для студентов вузов. Данные материалы можно применить в практической работе журналистов, оформителей газет, художников, дизайнеров, рекламистов. Решение некоторых проблем может быть полезным исследователям истории журналистики и искусства.
Апробация работы. Диссертационный материал использовался в чтении курса "Техника средств массовой информации. Оформление периодических изданий", специальных курсов "Особенности оформления периодических и книжных изданий", "Основы рекламного дела". Основные идеи работы докладывались на Всесоюзных и Всероссийских научно-практических конференциях на факультете журналистики Московского государственного /ниверситета имени М.В.Ломоносова (1983-1995), на Огаревских чтениях в Мордовском государственном университете имени
Н.П.Огарева (1983-1996), на республиканском семинаре ответственных секретарей (оформителей) редакций газет и журналов (1995), на III Саранских международных Бахтинских чтениях (1995), на 1 Международных Эрьзинских чтениях (1996).
Работа выполнена на кафедре журналистики Мордовского государственного университета имени Н.П.Огарева. Обсуждена и рекомендована к защите на совместном заседании кафедр журналистики и культурологии в июне 1997 года.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений. Список использованной литературы включает 249 наименований.