Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Условия и возможности идентификации рок-культуры 10
§1 Тенденции современной культуры, повлиявшие на становление и развитие рок-культуры 10
§2 Рок-культура и контркультура 26
§3 Рок-культура и субкультура 30
§4Культура "выпавшихлюдей" 40
Глава 2. Истоки, пределы распространения и теории бытования рок-культуры 44
§1 Мировоззрение 44
I.I. Дискуссии вокруг рок-культуры . , 44
/.77. Идеология рок-культуры 50
§2 Стиль жити и предметный мир 68
§3Рок-музыка 79
///./. Истоки: музыка "третьего пласта" 79
///.//. Этапы оволюїпіи 84
Ш.Ш. Рок-музыка и джаз, блюз, поп-музыка (общее и особенное) 89
1II.IV. Музыкальные характеристики 91
§4. Рок-культура и религиозно-мистический опыт 96
Глава 3. Рок-культура в России 115
§1 Особенности российской рок-культуры П5
§2 Периоды формирования 118
§3 Идеология и мифология 126
§4 Стиль жити и предметный мир 132
JV.L Возникновение самобытных черт стиля жизни и предметного мара 132
/К/7. Стшь жизни и предметный мир в автономных образованиях российской рок-культуры 135
IV.UL Каналы распространения 139
§5 Топография российской рок-культуры 140
§6 Рок-попия 142
Заключение 149
Список использованной литературы 153
Введение к работе
Актуальность темы исследования.
Радикальные социально-политические изменения, произошедшие в нашей стране за последние два десятилетия, поставили российское общество перед лицом ряда насущных проблем, имеющих принципиальное значение как в области философско-культурологической теории, так и практики. Страна непосредственно соприкоснулась со многими новыми феноменами культуры XX в., о которых имела ранее весьма приблизительное представление. Рок-культура как раз и является таким «новшеством» в палитре сегодняшних культурных явлертй, которое в силу относительной краткости исторического существования, а также невероятной быстроты распространения и чрезвычайной популярности у самых различных социальных слоев, притягивает внимание исследователей.
Отечественная научно-гуманитарная наука, столкнувшись с реальностью новых мировых тенденций социально-культурного развития, оказалась в довольно сложном положении: многие теоретические положения о современной культуре, ее основных векторах и доминантах, а также ее оценка в целом, требовали коррекции. Рок-культуру это затронуло непосредственным образом. Долгое время, находясь на периферии внимания отечественных ученых как явление преимущественно молодежное в западной субкультуре, в большей степени негативно оцениваемое, совсем не принципиальное с историко-культурной точки зрения, сегодня рок-культура выступает одной из очень ярких детерминант мировой культуры второй половины XX века. Очевидным стали недостаточность уделяемого ей внимания, поверхностность яублшдисгаческях оценок и мнения, а также необходимость серьезных философско-культурологических исследований, позволяющих адекватно воспринять и одеяить данное явление я контексте современной культуры.
Современной мировой культурной ситуации свойственны определенные черты, которые ошичаюг ее or любой иного культурного опыта. Являясь результатом я . итогом развит» предшествующих исторических культурных традиций, вобрав в себя их особенности, современная культура обладает специфическими свойствами, которые придают ей своеобразие и уникальность. Рассмотрение современной мировой культуры необходимо осуществлять комплексно, учитывая ее взаимосвязи с различными факторами и сторонами социальной жизни.
Исследование рок-культуры позволяет не только расширить представления о ведущих тенденциях современной культуры, но и проследить как современная культура, непосредственно взаимодействует с экономическими, политическими, психологическими, этическими, эстетическими и другими процессами. Рок-культура вобрала в себя многие ведущие европейские культурные традиции, став своего рода декларацией экзистенциального опыта нескольких поколений людей.
Одной из стержневых коллизий рок-культуры является конфликт нонконформизма и соглашательств. Ей свойственны колебания между протестом и стремлением приблизиться к массовой культуре, влиться в нее. Однако, контркультуряые и нонконформистские устремления в большинстве случаев остаются незавершенными. Кроме того, рок-культуре присуще стремление к доминированию в современном культурном- пространстве, к тотальности, исключающей все иные формы культурной декларации. В этом проявляется свойства, присущие любым современным субкультурным образованиям экстремистского толка. Разумеется, притязания на универсальность не подтверждаются пракзикой, что часто приводит к либо непроизвольной, либо к вполне осознаваемой самоизоляции.
• Сегодня рок-культура распространилась по всему миру и стала интернациональной. Она является очень сложным явлением, состоящим из различных компонентов. На рок-культуру повлияли многие ценностные доминанты современной культуры. Поэтому представляется чрезвычайно важной необходимость исследования рок-культуры именно в контексте ведущих тенденций современного культурного развития.
Степень научной разработанности проблемы.
Рок-культуру исследовали различные отечественные и зарубежные ученые. Большое внимание вопросам, связанным с функционированием рок-культуры в социальной практике уделяли R А. Гришин, ЮН Давыдов, Д Н.Жерносенко, С.Н.Икоянякояа, С.В.Кожин, А.А.Козлоя, В.Т.Лисовский, И.Б.Ролнянская, А.Я.Файи, В.Н.Шаронов, Т.Б.Щепа некая. Психологическим аспектам рок-культуры посвягоены работы Д.А.Леонтьева и Ю.А.Волковой. На художественно-эстетических моментах рок-культуры акцентировали внимание А.АДоронин, Т.В.Чередниченко, Г.АЛЦесташв, М.А.Шйдер, А.А.Лнсевков и др. Особенно большое исследовательское внимание традиционно уделялось рок-музыке. В музыковедчески ориенгарованных рабогах Ф.Верморела, Д.Верморел, АХолдмана, КЛ.Набока, А.С.Козлова, В.Д.Конен, П.Мерля, К.Сэндфорда и др. подробно описаны музыкалыю-художествештьте составляющие рок-культуры.
Особо следует отметить работы Д.Нопфлера, А.Ребетока и Ж.-ГТ.Режембаля, обратившихся к психологически-негативным последствиям рок-культуры в целом, и рок-музыки в частности.
Рассмотрению идейных основ возникновения и развития рок-культуры уделяли внимания философы и социологи, изучающие основные тенденции современной культуры, в частности Т.Адорно, Ж.Делез и Ф.Гааттари, Х.Захс, П.Козловски, ФЛиотар, Г.Маркузе, М.Мид, Т.Парсонс, ОРанк, М.Фуко, Э.Эрйкеон, и др.
Рок-культуре и рак-музмке посвящено бо/гыное количество книг, статей, репортажей, альбомов, сиракочникон, телепередач — « основном журналиетскя-Яублициетическою жанра. Рок-культура — сквозная тема практически многих современны Средств массовой информации.
Несмотря на кажущееся обилие информации о рок-культуре, тем не менее, на сегодняшний день ни в отечественной, ни н мировой гуманитарной каукк не существует фундаментальных работ, анализирующих весь комплекс рок-культурных деклараций в контексте основных тенденций развития современной культуры.
Целью предлагаемой диссертационной работы является рассмотрение рок- культуры как единого комплекса, состоящего из большого количества различных компонентов (социально-экономического, политико-идеологического, психологического, морально-этического, художественно-эстетического), в контексте основных тенденций развития современной культуры.
Целью исследования определяется следующий круг конкретных задач: -.выделить черт ! европейской культуры"XX века, повлиявшие на возникновение и развитие рок-культуры;
определить предпосылки (этические, эстетические, .экономические, Политические, идеологические) зарождения рок-культуры;
- очертить дефиниционные и дискурсивные границы рок-культуры;
- выделить и описать основные составляющие рок-культурной практики;
- реконструировать идеологический компонент разнообразных рок-культурных выявить ценностно-мировоззренческие установки и константы рок-культуры;
- установить характерные особенносги огечесгвеиной рок-культуры. Источниковедческая база исследований.
При ігштисамии диссертации был использован разнообразный крут источников, что диктовалось целью и задачами исследования.
При анализе основных тенденций современной культуры, были использовали труды Г.Лебоиа "Психология народов и масс", Х.Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», М.Фуко "Надзирать и наказывать", М.Элкаде "Аспекты мифа", П.Сорокина "Социокультурная динамика", Ж.Делеза к Ф.Гватгари "Ризома", а также работы Д.Кречмара, С.ЯИконниковой, В.В.Селиванова, Г.А.Померанца, С.Н.Лезова. Важным для написания диссертации оказались работы П.Козловски "Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития", в которой излагается концепти™ современности как периода всемирно-исторической смены чпол, смены модерна постмодерном, как «ряницы Нового и посг-Нового дремени, и исследование О.А.Тутяноной "Сокременцан к-улмура США", где намечены основные особенности современной западной культуры.
В диссертации также были использованы труды идеологов западной контркудьГурьі 6Q-K годоа XX века (Т.Роззака "Создание кошркультурьГ, Ч.Рейна "Зеленеющая Америка"), в которых контркультура рассматривается"а качестве некой интегральной идеи нового мироперсживания и жизнетворчсствя, стягивающей в один узел и резюмирующей самые разнообразные и разноречивые устремления "ноиоконформиегской молодежи", кшорые выявлялись и развертывались, соперничая и противоборствуя друг с другом, в период со второй половины 50-х и до конца 60-к годов.
Кроме этого, в диссертации отражены материалы, содержащие описания аутентичных вариантов рок-культуры Запада 60-х годов (монографии А.Голдмана, Ф.Верморела и Д.Верморед, П. Мерля, КС ндфорда, А.В.Глебова и других). В качестве источников по теме исследования использован обширный пяаст мемуарной литературы, свидетельства и мнения тех, кто так или иначе соприкасался с рок-культурой, многочисленные публикации « средствах массовой информации, воспоминания о рок-музьпшггах, а также непосредственных участников различных рок-куяьтурн/ ык движений.
При анализе иатчртескик аспектов существования рок-культуры составили работы АХ.Козлова "Рок. Истоки и развитии" и В. Д.Конеи "Третий пласт".
Чрезвычайно важным с теоретической точки зрения представляется исследование И.Л.Набока "Рок-музыка: эстетика и идеология", а кагором рок-музыка рассматривается не iipocro как сфера музыкальных интересов и потребностей молодежи, а как нечш более широкое— новый способ выражении мировоззренческих принципов, ценноешых ориенгаций, особого мироощущении.
Важными для диссертационного исследования были работы О.Ранка, Х.Захса, Э.Эриксона, рассматривающие инфинггшьмкть как неотъемлемую составляющую концепта рок-культуры. Весомыми предстзеишотс»! гезисм Б.Спока, оказавшие влияние на формирование ценностных установок Движения хиптш.
Непосредственное отношение к рок-культуре имеют работы о кантрку.чыауре Ю.НДавыдова и И.К.Роднянской, я которых описаны идеологические основы западной контркультурм, а также исследование ГСКнвбе, где рок-культура рассмотри«ается R связи с такими йажными проблемами- современности, как демократизация и массовость,
Важным дд# написания диссертации пред г»анїи«отеі? работы СН.ИКОННИКОЙОЙ о проблемах м(ктдежной субкультуры, СДШконникова одна ю первых в отечеегкенной научной литературе исследовала проблему юниоригагпти современной культуры. В монографии Т.В.Чередниченко "Типология массовой культури: Меасду Брежневым и Пугачевой" обращено внимание на мифологические асйекты современной российской культуры.
Теорегичеекую и методологическую основу работ составила методология философскою рационализма," в основе которой лежаг общедиалекіический подход к изучению реальностей окружающей действительное . Чтобы достичь постааденнрй/ гіели, в диссертации быди широко использованы методологические принципы, лежащие в основании сопредельных (гуманитарных и социально-политических) наук, В процессе анализа исследуемых проблем использованы:
системный подход, поіволйїощйй рассматривать различные: не связанные между собой эмпирические данные как эпеменгы единой мировоззренческой структуры; контекстуальный нодчод, НШНЛЯЙКЦИЙ специфику ЙКДЄНЯЯ в общекул турном контексте;
компаративистский подход, даюшнй возможность сопоставлять единовременные и разновременные явления и находить закономерности Ї$Х трансформаций. В диссертации также использованы кудьт\тлй тшодогилсскіж,. петтходїтгїіттсезтй, коньрсто-историчсскин и гопотсттіко-дсд "кттгеньгй подходы. При анализе конкретных явлений культурной практики в диссертации использовался описательный метод.
Научном ницими исследования.
Диссерінциониач рабоїа представляет собой первую в отечествет«ж мысли попытку филосл:н[чж кульіурОлоґичсСкоіо анализа рок.-кул«»іурм в КоніекСіе ОСНО«ныч існдснций СОирсМеннОЙ культуры. НОными. р 4улиаійм и НрОнсдЄННЛНО КССЛЄпОВ2НИЯ ВИДЯТСЯ СЛЄД.ЛГК ЩИЄ положения выносимые НЭ ЗЭЩИТУ" » ВЬІДЄЛСНЬГ Тс ч срП.1 ну Дьіурм XX Кека, к"ОТ0р Ьм? ГГоШПШЛГи на" ЙОїнИкнІТКСКйС К prtiRMTWc рОК"-КуЯьТурі ї (pflfiPi OffrtJTffW, ИНД й ЯИДу її fm.W, ЯЩбнТйрОййКНЯЯ ИННОВЭЦИОННОСПг ППЄИМХ,ЩЄСТВЄНН2Я ЭКСТСНСИВНОСТЬ- Т ЭЗЭИТЙ.1? ГП ЙКТЙЇЇИЇМ ТЯГ(»?€НИ€ К ЗКСОйЛСИИ И ftVfWihHOCi iik ЫуЛпТу рНЫК , t€fv)t3,p3(fiVfJ - оггр ТЄл ьгС&с к ассл дешякы. псниякм % уикаш{ рч }А куд тур »» тз»гк? Кл rw»rrOfc-r«Ofcf r«fr f»«T t/viwriotJr O Twr !» Оттт «»гтт атїГ5ч/ї/ ЇТТЧї - определены дефиниционные и дискурсивные пределы рок культуры, то общее, чю ее обьединмеї с другими суикулыурными и контркудвтурньїші образованиями, а также отличает от последних;
- выявлены и описаны центральные персонажи рок-культуры (Антигерой; ХудОжник, Ребенок, Вождь, Жергва и lip.), - иССЛСдОнйны еиовные компоненты рОк-кулмуры (идеОЖ".Ия, С1ИЛ ЖИ -JHH и іірєдмсінмн мир, рок-му/ыкй, рслигноі!іно-т«ис!7нчсскйе аспскТи, неидОде/тческие КОМІВДНСНІКІ и стр )
- определены дискупсквно-теог еткческке и п зктэтеские дете минзтивьї йДй нОГС» К\ мтТД6КЧ й рЛШОооряЯнМЇ риК-КуЯьІ УрЯКіл хйЯсМЇ їїи (ГГрй дсКчсС-КЗм И х\гпожественно-эстетические стилистики ипеологические огчиентэ1Гчк Н2 эскэпнзм ITpOi dCr, Н сіірИЯffic v0r( jTbft41-rf 1nWfnMtWK WX ТпНУ(йрТт, іШіШИПРіріі іЯИМ МйЖду huHfc uh4j»v»p «vCjS CiM и йчССіЯнїШйі ( іТрй««Ш«;м С ру5» їпК \ ї{ї дбй СГййТбЛьй ОСТи) - Ti iVrdri djrnWp r» arff » рйКТСрНЫ Особенности л ГЄ ССТ1 іїННОтЧ1 рлІіч-КулЬтурНОГО предложена периодизация разйишм рок-культуры, основанная на филосЪфско Іїаучно-щїсікіїЩніїСКйя щцчилідсшп иссії&нї пйНііА, таїсриальї диссертации, разрабоїанньїе в ней мешдолоіИчсские ПОДХОДЫ и полученные резулмаїьі ИОІЬОЛЯЮІ лучше понміь специфику кулыурныл процессов XX веки. Рсзульїаіьі исследования могуч быгь использованы при анализе и оценке современных, «улмурныл видении, сінчтоосіку ориентации « многообразии культурной жизни наших дней, и, соответственно, социокультурной адаптации. Основные положеним предлагаемого диссершпиииного исследования мигу»" быть применены при чтении общил и специм_ьнмл курсов но культурологии, философии культуры, теории культуры, истории культуры; при состазленин и написании учебных пособий, программ и методических разработок по сомгмеїсгаушпщм раздаем социальной философии, психологии культури, истории культуры, прикладкой культурологии