Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Сенькина Алла Николаевна

Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв.
<
Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сенькина Алла Николаевна. Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв. : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01.- Москва, 2006.- 206 с.: ил. РГБ ОД, 61 06-24/86

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Развитие системы передачи профессиональных навыков в России сер. XIX - нач. XX в 15-52

1.1. Культурно-мировоззренческие и социально-педагогические основания развития отечественного профессионального образования 15-27

1.2. Развитие системы профессионального обучения и образования в России XIX - нач. XX вв 28-37

1.3. Государственное регулирование системы профессионального образования ХІХ-н.ХХ вв 38-52

ГЛАВА 2. Особенности развития художественного и технического творчества в Калужской губернии как фактор генезиса системы профессионального обучения 53-99

2.1. Природные, социально - экономические и культурные факторы развития ремесел и промыслов в Калужской губернии 53-76

2.2. Формирование государственной системы профессионального образования в Калужской губернии как фактор поддержки и развития народных промыслов 77-99

ГЛАВА 3. Роль общественных организаций и отдельных личностей в поддержке и передаче культурного опыта в Калужской губернии XIX - начала XX в.в 100-148

3.1. Место и значение традиционных православных ценностей в системе образования и воспитания, сложившейся в Калужской губернии 100-112

3.2. Роль деятельной личности в сохранении и поддержке культурных традиций Калужского региона 113-148

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149-153

СПИСОК 154-173

ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ 174-206

Введение к работе

Обоснование проблемы исследования и ее актуальности. Проблема сохранения и передачи традиционных культурных ценностей является одной из приоритетных для любой культуры, для каждого из этапов ее развития. Известно, какое повышенное внимание уделялось и продолжает уделяться этому вопросу в отечественном социокультурном пространстве. Предметом обсуждения, а нередко и весьма острых дискуссий, являются практически все составляющие этого трансляционного процесса - характер его стратегических целевых ориентации {кому и зачем передавать); состав, содержание {что передавать); оптимальные методы, формы, механизмы {как эффективно обеспечить передачу и адекватное восприятие традиционных ценностей). Определенное внимание уделяется также выявлению тех препятствий, которые могут и реально возникают в такого, рода процессах, и, напротив, обоснованию условий «наибольшего благоприятствования» для достижения искомой цели.

Очевидно, что при наличии некоторого универсального целевого ориентира, связанного с сутью самой культурно - трансляционной деятельности и, соответственно, с поиском наиболее адекватных и эффективных путей сохранения и передачи ценностей культуры новым поколениям, в каждом конкретном случае наполнение этого процесса, его обеспечение и протекание будет отличаться теми или иными особенностями, спецификой используемых подходов и методов. Эта специфика определяется и конкретно-историческими обстоятельствами трансляционного процесса, и характером территориально - регионального контекста деятельности, и уровнем развития используемых для трансляции каналов и многими другими параметрами.

Все это обуславливает необходимость, наряду с развитием общекультурологического, концептуального знания о коммуникативно-

4 трансляционных процессах в культуре, обеспечивать постоянный приток конкретных, детализированных в соответствии с обозначенными выше обстоятельствами, представлений о многообразии «конфигураций», характерных для процесса передачи культурных традиций и ценностей. В частности, для развития отечественного культурологического знания в рассматриваемом аспекте, представляется немаловажным сопряжение общеконцептуальных представлений о трансляционных процессах с изучением конкретных особенностей их протекания на различных этапах российской истории, в различных регионах столь многообразной в культурном отношении страны, с выявлением специфики использования различных трансляционных механизмов и т.п.

Исходя из такого рода ориентиров, а также учитывая особую значимость (в т.ч., и с точки зрения актуальных сегодня дискуссий) такого трансляционного механизма, как образование, мы выделили в качестве проблемного поля своего исследования особенности процесса передачи традиционных ценностей в конкретном регионе (Калужская губерния), в определенных исторических обстоятельствах (XIX - начало XX вв.), посредством одного из важнейших трансляционных каналов - образования и, в частности, образования профессионального.

Представляется, что такого рода конкретизация позволяет выйти за рамки общих соображений о важности и необходимости процесса передачи традиций или, скажем, рассмотрения некоторых общих особенностей трансляции системы культурных ценностей, значимые для отечественного историко - культурного континуума в целом. Соотнося те общие характеристики рассматриваемого явления, которые выявлены и представлены в значительном числе исследовательских работ [91, 129, 115, 136, 233] с конкретными, исторически и территориально привязанными новыми фактами и обстоятельствами, мы получаем возможность детализировать характеристики этого общего процесса, расширить

5 представление о его многообразии, раскрыть те особенности, которые являются значимыми и в контексте собственно ретроспективного анализа, и в рамках обсуждения современного состояния изучаемой проблемы -прежде всего, обеспечивая понимание его историко-культурных предпосылок, выявление реализованных и потенциальных решений в рассматриваемой области, возможность извлекать позитивное и негативное из культурного опыта, аккумулированного в отечественной традиции. Особое внимание при этом должно быть уделено все более востребуемым сегодня традиционным ремеслам и промыслам, которые всегда, с одной стороны, выступали, своего рода, аккумуляторами культурных традиций, а с другой - способствовали формированию системы профессионального обучения.

Таким образом, актуальность проблемы диссертационного исследования, посвященного особенностям трансляции культурных традиций посредством профессионального образования в Калужской губернии XIX - начала XX вв., обусловлена как значимостью для культурологии расширения знаний о региональных особенностях рассматриваемого процесса, так и необходимостью извлечения из соответствующей историко - культурной базы тех уроков, которые могут быть полезны при обсуждении современных вопросов в обозначенной области. Один из наиболее актуальных для современности аспект - это проблема сопрязісения собственно образовательного процесса с его культурно - трансляционным, социализирующим потенциалом.

Как известно, среди других последствий реформ в отечественной системе образования девяностых годов XX в. - существенное ослабление одной из ее немаловажных функций - функции воспитания. В то время, как общепризнанным является тезис о том, что образование должно развивать «человека как такового: и знающего, и телесного, и переживающего, и духовного, и родового, и личностного...», [211, с.9] поиск адекватных

путей решения этой задачи отнюдь не завершен. Обращение к своему, богатейшему отечественному опыту, в том числе региональному, несомненно, является небесполезным и, как правило, весьма поучительным.

Объект исследования - профессиональное образование как один из важнейших каналов трансляции культурного опыта, традиционной системы ценностей.

Предмет исследования - содержание, структура, функции, тенденции развития профессионального образования (в т.ч. связанного с развитием народных промыслов) в Калужской губернии XIX - нач. XX вв. как средства поддержания и трансляции отечественных, культурных ценностей, как механизма социализации и инкультурации.

Цель исследования — раскрыть возможности профессионального образования для решения культурно-трансляционных задач с учетом конкретных исторических ( XIX - нач. XX вв. ) и социально -территориальных особенностей осуществления данного процесса.

Задачи исследования'.

дать обобщенный анализ ценностно-мировоззренческих и социально-педагогических оснований развития профессионального образования в России XIX - нач. XX вв.;

раскрыть особенности институционального развития системы профессионального образования в России в указанный исторический период в целом, выделив особенности протекания данного процесса в Калужской губернии;

провести сбор и анализ фактологического материала, позволяющего раскрыть особенности развития традиционных для Калужской губернии ремесел как существенного фактора развития профессионального обучения XIX - нач. XX в. в регионе;

провести анализ институциональных, государственных и других (общественно создаваемых, меценатских и пр.) форм развития профессионального обучения в Калужской губернии XIX - начале XX в., их содержательно-мировоззренческую и профессионально-технологическую направленность;

проанализировать социально-педагогический потенциал традиционных промыслов Калужской губернии, других культурных традиций Калужского края (в том числе с учетом их исторической модификации) для современных процессов воспитания, инкультурации личности.

Степень разработанности проблемы. Проблемам развития ремесел и более широко - местным традициям в целом, анализу вопросов, связанных с сохранением и передачей культурных традиций в Калужской губернии, также посвящено весьма незначительное число научных исследований. Более представительными в этом отношении оказались публикации, в местной печати и в материалах краеведческих конференций, в частности, статьи: Галицкой Г. «Род Коншиных»; Личенко С. «Хлудневская игрушка», «Типология, стилистика, бытование, народная вышивка калужской Гамаюнщины»; Пуцко В.Г. «Художественное ремесло и народное творчество в средневековой и новой России», «Культура Калужского края, знакомая и неизвестная»; «Средневековые мотивы в калужской крестьянской вышивке»; Ракова В. «Гончарные университеты».

В то же время, при рассмотрении вопросов, касающихся развития системы образования в Калужской губернии, мы были вынуждены констатировать отсутствие специальных, монографических исследований о развитии профессионального образования в Калужской губернии XIX столетия. В то же время для нас оказались важными работы, в которых рассматриваются отдельные аспекты интересующего нас феномена, в

8
частности, исследования Лагутина Д., Касаткина Н., Цирульникова А.,
Филимонова В., Писаренко Н. В трудах указанных авторов
рассматриваются преимущественно процессы формирования

институциональных форм начального, среднего и высшего образования в Калужской губернии. При этом, к сожалению, лишь в очень небольшой степени здесь присутствует материал, позволяющий дать характеристику культурно - трансляционным процессам в контексте образовательной деятельности XIX - н. XX вв.

С сожалением приходится констатировать и то обстоятельство, что материальные артефакты, характеризующие культуру Калужского края разных периодов и дошедшие до нас, весьма скудны и не дают, как отмечают специалисты: Лагутин В., Филимонов В., Писаренко Н. достаточно полной и достоверной информации. Письменные источники (документы, сохранившиеся в Калужском государственном архиве) требуют более полного и системного изучения, в том числе, в тех областях, которые наиболее близки рассматриваемой нами проблематике - а именно, развитие профессионального образования, местных ремесел, роль отдельных личностей и институтов в формировании и укреплении учебных заведений. Однако, несмотря на численную ограниченность исторических документов, многие из них оказались крайне существенными для проведения нашего исследования. В первую очередь к такого рода документам, составившим источниковую базу исследования, следует отнести - документальные источники, отражающие развитие системы профессионального образования в Калужской губернии. Назовем, прежде всего, фонды ГАКО Ф. 32 «Канцелярия Калужского Губернатора»; Ф.ЗЗ «Калужская Духовная консистория»; Ф. 49 «Калужская Городская Дума»; Ф. 77 «Калужская мужская Николаевская гимназия»; Ф. 165 «Дирекция Народных училищ Калужской губернии» и другие, а также Памятные книжки Калужской губернии (1861 - 1907гг.); газеты «Калужские

9 губернские ведомости» (1838 - 1910 гг.) и «Калужские епархиальные ведомости».

Теоретико — методологические основания исследования.

Разработка проблем, выделенных в рамках данного диссертационного исследования, предполагала обращение к трудам, которые можно тематически разбить на несколько блоков. Во - первых, это работы, связанные с развитием образования в целом и профессионального образования, в частности, в России. Большое значение имело знакомство с трудами П. Н. Милюкова «Очерки по истории русской культуры», С. В. Рождественского «Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения», работы П. Ф. Каптерева, М. И. Демкова, Л. Н. Модзалевского и других. Таких исследователей истории отечественной культуры (в том числе, и образования), как Ю. М. Лотман, Д. С. Лихачев. Автором диссертации были использованы труды Е. Я. Александровой, Б. М. Гершунского, М. И. Демкова, В. К. Кантора, И. В. Кондакова, Ф. Т. Михайлова, В. Л. Рабиновича, В. М. Розина, О. К. Румянцева, В. С. Собкина, В. У. Фохта-Бабушкина и других.

Для разработки заявленной темы весьма значимыми оказались работы, посвященные проблемам трансляционных механизмов в культуре, особенностям их развития на различных этапах общественного развития. В этом направлении исследования полезным было использование трудов А. И. Арнольдова, С. Н. Артановского, К. 3. Акопяна, И. В. Баевой, М. М. Бахтина, И. М. Быховской, Б. С. Ерасова, М. С. Кагана, А. С. Кармина, С. В. Оболенской, К. Э. Разлогова, Е. Н. Шапинской, Ф. И. Шаркова и других.

Важный блок исследовательской и научно - просветительской литературы, использованный при подготовке диссертации, составили труды, посвященные промыслам в России, их роли и месту в отечественной культуре, в том числе, в развитии и сохранении традиций. К

10 числу этих работ следует отнести работы Арутюнова С. А., Байбурина А. К., Дмитриевой С. И., Михайловой Н.Г., Соловьевой А.Н., Томилова Н.А, Хренова Н.А и других.

Значительное место занял в работе анализ философско -педагогического наследия отечественных мыслителей, которое служило методологической и мировоззренческой основой для развития системы профессионального образования в России в целом и в Калужской губернии, в частности. Автором использовались методы историко -культурологического, сравнительно-исторического анализа, которые позволяли наиболее адекватно реализовать поставленные в диссертации задачи. Значительное внимание было уделено диссертантом сбору, систематизации и анализу фактологического материала, характеризующего развитие ремесел и промыслов в Калужской губернии, а также образовательных, просветительских учреждений в данном регионе в указанный период. Важное значение имело рассмотрение трудов выдающихся представителей отечественной педагогической мысли с точки зрения экстраполяции их концептуальных подходов и практически ориентированных выводов на современную ситуацию, с точки зрения их возможной актуализации.

Теоретическая значимость диссертационного исследования определяется развитием представлений о роли различных структур образования, в частности, профессионального образования в регионе, в поддержании и трансляции культурных традиций, ценностных ориентации в контексте процессов инкультурации и социализации. Анализ конкретно-фактологического материала, связанного с культурными традициями и образованием Калужской губернии XIX - начала XX века расширяет представление о культурных процессах в России обозначенного периода, включая культурно-трансляционные процессы. Историко - культурный анализ, проведенный в диссертации, позволяет более детально понять

своего рода предисторию современных процессов в рассматриваемой области.

Практическая значимость диссертации определяется возможностью использования полученных результатов, в том числе, собранного и систематизированного нового фактологического материала, в преподавании дисциплин исторического, культурологического профиля, регионоведческих дисциплин, а также учебных курсов, связанных с историей отечественного образования. Материал диссертации может быть использован краеведами в учебном процессе, а также во внеклассной работе с учащейся молодежью.

Научная новизна исследования определяется значительным объемом впервые вводимой в оборот историко - культурной информации, касающейся развития культуры Калужского края, включая особенности развития системы образования в период XIX - начала XX вв., традиционных промыслов в калужской губернии, деятельности в рассматриваемый период отдельных личностей, оказавших значительное влияние на процессы культурного и образовательного развития населения в регионе. Проведенный анализ позволил обеспечить определенное приращение знания о роли образования в сохранении и поддержки культурного наследия, культурных традиций региона, выявить специфические, региональные характеристики культурно-трансляционного процесса в России в рассматриваемый период, что добавляет новые грани к его общим чертам, прописанным в трудах предшественников. Положения, выносимые на защиту:

Образование представляется одной из ключевых трансляционных систем в любом социальном пространстве; именно через систему образования, и более широко -просвещения, инкультурации, происходит передача не только суммы знаний, навыков, идей, но и формируется та или иная

12 аксиологическая ориентация, формируется система мировоззрения и т.п.

Образование находится в постоянном взаимодействии с различными видами культурных практик, находясь, с одной стороны, под их влиянием, с другой - оказывая на них существенное воздействие. Такого рода взаимозависимость обуславливает существенное значение образования, и, в частности, профессионального, связанного с подготовкой кадров для различных видов деятельности, в деле сохранения и поддержания культурных традиций в общенациональном и региональном масштабе.

Изучение отечественного опыта, связанного с ролью образования в деле сохранения и поддержания региональных культурных традиций, становится особенно значимым в условиях кризисных, переходных периодов, обращения вновь к поиску своих «корней», обострения проблемы национальной идентичности. Особое значение в этих условиях имеет обращение к конкретизированному, региональному материалу, позволяющему более детально, с «привязкой» к конкретному времени и пространству, искать ответы на острые социальные вопросы.

Обращение к наследию в области образования в регионе, в частности, в Калужской губернии XIX - начала XX вв. позволяет осмыслить его как некую культурную основу, которая даже при её трансформации, является актуальной и значимой для современной культурной социализации подрастающего поколения, особенно, в связи с формированием таких социально значимых характеристик, как трудолюбие, патриотизм, высокие нравственные качества.

Анализ документальных источников, отражающих развитие системы профессионального образования в Калужской губернии (документы Калужского государственного архива, Памятные книжки Калужской губернии середины XIX столетия, публикации в местной прессе и др.), позволяют выделить ряд направлений в образовательной деятельности рассматриваемого периода, которые обеспечивали поддержку и распространение культурного капитала, накопленного в регионе как со стороны государственных, так и общественных структур.

Значительную роль, как в развитии профессиональной подготовки кадров, так и в сохранении культурных традиций в Калужской губернии XIX века играли центры по развитию народных промыслов, в частности, такие, как Жиздринский, Калужский, Мосальский, Мещовский уезды Калужской губернии.

Особенности развития культурных традиций в рассматриваемом регионе, как и характер передачи этих традиций, в большой мере связаны с влиянием православной системы ценностей и институтов по их поддержанию, в частности монастырей. Наиболее ярким примером такого рода деятельности является женский монастырь в Шамордино, Казанский девичий монастырь.

Наряду с институциональной, имеющей поддержку со стороны государства, системой подготовки кадров, в развитие культуры и образования Калужской губернии рассматриваемого периода огромный вклад внесли отдельные личности, среди которых следует выделить деятельность Мальцева С. И - крупного промышленника, финансировавшего развитие образования

14
ш различного уровня; Вырского Ф. В., диакона Благовещенской

церкви города Козельска, создавшего школу для детей всех

сословий и использовавшего в обучении методику Ланкастера;

д Коншину И. Я., много внимания уделявшую просветительской

деятельности и обучению мастерству. Апробация исследования. Основное содержание и результаты диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседании сектора культурологических проблем социализации, на заседаниях методологического семинара РИК «Культурные основания социальных практик». Отдельные положения и результаты исследования были представлены на научных конференциях: Всероссийские чтения, посвященных братьям Киреевским «Оптина пустынь и русская культура» (Калуга, 2001, 2004.); Международная научно - практическая конференция «Социально — педагогические условия и культурно — исторические предпосылки развития туризма в регионах центральной России» (Калуга, 2003); «Образование в пространстве культуры» (Москва, 2004) и других. На основе материалов исследования подготовлены и вышли из печати 5 публикаций.

Культурно-мировоззренческие и социально-педагогические основания развития отечественного профессионального образования

Данный параграф посвящен рассмотрению феномена профессионального образования как историко - культурного явления, особенностям его развития и функционирования в России XIX - начала XX веков, связи между социально-экономическими реформами и трансформациями, затронувшими социально - педагогические подходы рассматриваемого периода.

Очевидно, что при всем существенном, давно отмеченном многими исследователями разрывом между теоретике - концептуальными основаниями образовательной и просвещенческой практики, ее теоретико-методологическими обоснованиями, с одной стороны, и ее реальными процессами, структурой, технологиями, с другой, тем не менее, понять происходившее в сфере образования, социализации, просвещения в рассматриваемую эпоху без обращения к тем мировоззренческим традициям, которые сложились в отечественной мысли, связанной с вопросами воспитания и образования, нельзя. Именно этим обусловлено содержание и направленность данного параграфа, который посвящен анализу этико-антропологических, философско - педагогических взглядов отечественных мыслителей, оказавших существенное влияние на развитие образовательной теории и практики в России и, в частности, на содержание и направленность генезиса профессионального обучения.

Принципиальными характеристиками этих концепций являются понимание человека как целостного существа, ориентация на достижение тесной взаимосвязи между культурой и образованием, которое не должно превращаться лишь в узко специализированное обучение, теряющее свое духовное начало.

Для отечественных мыслителей и практиков XIX века характерно стремление рассматривать образование не как род службы, а как область духовной культуры. Это, в свою очередь, обусловлено тем, что: а) образование — это деятельность, непосредственно влияющая на судьбы Отечества; б) в основе образования лежит принцип познания и самопознания человека.

Идущие от петровских времен идеи подготовки людей для конкретной служебной деятельности были в этот период заметно потеснены другими — о необходимости воспитания, развития творчески активной личности. Несмотря на повсеместное распространение европейских ценностей, это не вело к однозначному отрицанию традиционных ценностей русской культуры, скорее к их трансформации, что особенно явно проявлялось при рассмотрении не только системы образования в целом, но и ее отдельных «этажей» и направлений. С учетом характера задач диссертационного исследования, особое внимание нами было уделено факторам развития системы подготовки кадров, в различных областях творческой деятельности - художественной, технической. Важной их характеристикой, в интересующем нас аспекте было внимание к проблеме сохранения и поддержки индивидуальности, развития личности в процессе профессиональной подготовки.

Природные, социально - экономические и культурные факторы развития ремесел и промыслов в Калужской губернии

Предметно - материальный мир традиционной культуры - объект многослойный и многозначный, через него люди общались с космосом, с природой, с социальным окружением, вырабатывая нормы поведения, идеалы, правила коммуникации, традиции, передавая их последующим поколениям. Бытовая и общественная потребность в изделиях самого разного назначения вызвала к жизни зарождение всевозможных ремесел и художественных производств. Периоды формирования городов на Руси, разделения труда на городской и сельский, характеризуются расцветом ремесленного производства. Некоторые из ремесел, просуществовав определенное время, забывались или исчезали с изменением условий жизни и быта, становясь только воспоминанием, зафиксированным в народной памяти. С другой стороны, ремесло могло расширяться до организации промышленных предприятий, которые сохранились до нашего времени.

Особенности, историческая траектория развития тех или иных ремесел в данной конкретной местности, в конкретных обстоятельствах и эпохах, в значительной мере связаны, как известно, с географическими, природно-климатическими характеристиками региона. Положение Калужской губернии в каменноугольном бассейне, богатом залежами керамических глин, определило запись в Памятной книжке 1861г. о том, что такая «почва не вознаграждает труд земледельца, заставляет прибегать к различным промыслам, развитию которых способствуют различные местные обстоятельства». [222,с.342]

Археологические раскопки на территории Калужской губернии и города Калуги дают богатую информацию. о том, что именно использование различных видов глин, которые «пластичны, часто жирны на ощупь и хорошо поддаются лепке», стало одним из важнейших промыслов в данном регионе. Уже X веком археологи датируют посуду, изготовленную на гончарном круге; а одна из улиц Калуги до переименования носила название Горшечная.

В начале XVIII века калужские мастера обработки глины были объединены в гончарную ратушу. В Калужском краеведческом музее хранятся цеховые знамена и жезлы цеховых старшин. Среди других знамен имеется и знамя кафельного цеха, на одной стороне которого герб города Калуги, на другой — два изразца, и написано: «Кафильнаго». Это знамя является свидетелем развитого когда-то в Калуге гончарного производства. Из глины изготавливали великолепные изразцы, которые позволяли украсить одно из самых любимых и необходимых мест в доме - печь. Производство и применение узорчатых цветных изразцов для наружной и внутренней отделки зданий получило в России большое развитие. С конца XVIII в. имеются первые письменные сведения об изразцовых заводах в Калуге. Так, в «Топографическом описании Калужского наместничества», изданном Императорской академией наук в Петербурге в 1785 году, значится в Калуге десять изразцовых заводов. Что это были за заводы, кому они принадлежали, где находились, каково было их производство, -никаких сведений не сохранилось. Известно лишь, что глину для изготовления изразцов добывали близ деревни Бабинки, в пяти верстах от Калуги. Это месторождение и до сих пор пользуется известностью среди окрестного населения.

Изразцы применялись для наружного украшения зданий, а также для облицовки голландских печей, которые, благодаря небольшому размеру плиток и густо закрывающему их рисунку, приобретают узорочный, ковровый характер. Часто встречаются жанровые рисунки с нравоучительными надписями. Постепенно рисунок становится беднее.

Место и значение традиционных православных ценностей в системе образования и воспитания, сложившейся в Калужской губернии

С момента принятия христианства на Руси, православное воспитание стало одной из доминант в процессе обучения и воспитания юного поколения. Православие проникало во все сферы производственной деятельности, никакое дело не начиналось без молитвенного обращения к Богу. Главным, ценностным ориентиром русского народа были евангельские слова о том, что «не о хлебе едином жив будет человек, но о всяком глаголе, исходящем из уст Божиих». [210, с.54]. Русская православная церковь сыграла ведущую роль, в становлении народного (и профессионально - художественного, и духовно - нравственного) образования, на протяжении многих веков она была и школой, и университетом, и библиотекой, и лекторием. Наряду с изучением Священного Писания и церковной литературы, давала знания в различных областях науки и искусства. В Московской Руси не были созданы центры образования, подобные университетам в Западной Европе, умственная и духовная деятельность направлялась на поиск православного педагогического эстетического идеала совершенной жизни «Царствия Божия» в монастырях. Вся философия образования подчеркивала необходимость становления созидающего потенциала внутренних сил человека, многогранности его натуры. Следует отметить работы П. Д. Юркевича «Курс общей педагогики с приложениями», Л. Н. Толстого «Исповедь» и «В чем моя вера?», В. С. Соловьева «Оправдание Добра. Нравственная философия» и В. В. Розанова, где учащийся видится не пассивным материалом в руках педагога, а творческой личностью, обладающей опре 101 деленным интеллектуальным потенциалом, частью социума, способной к преобразовательной деятельности как по отношению к себе (самообразование, саморазвитие, самосовершенствование и т.д.) так и к окружающей действительности.

Глубоко религиозным человеком был и С. А. Рачинский, знаток православия, русский просветитель (его перу принадлежат богословские работы «Божественная воля как источник существующего движения во Вселенной», «Религиозные воззрения Хомякова», «Христианство в Индии»). Он обучил грамоте многие поколения крестьян, создал сельскую школу, «школу благочестия и добрых нравов». К преподаванию Закона Божия и церковнославянского языка С. А. Рачинский относился с особой ответственностью. Первый предмет он поручал вести только священнику и в форме задушевной беседы. Второй вел сам, считая, что чтение на церковно-славянском языке - это прямой путь к осознанному чтению на русском языке, т.е. путь к прочной грамотности (именно прочность знаний, умений и навыков, высокая грамотность отличали его школу от других). При преподавании Закона Божия С. А. Рачинским основное внимание уделялось не столько сообщению религиозных сведений, сколько его нравственному и воспитательному значению.

С. А. Рачинский считал, что в духовно - нравственном становлении личности пению принадлежит особая роль. Ее церковные и светские жанры заключают в себе широкий круг духовных ориентиров. Обладая, богатейшими, выразительными возможностями, пение непосредственно обращается к сердцу и уму человека. «Песня, рожденная на земле человеческим талантом, несет на себе отсвет небесного пения, которое впервые прозвучало как воспетый ангелами хвалебный гимн Создателю, полный неизреченной радости. И человек в молитвенном песнопении несет Богу свою любовь, упование, благодарность, прошение и покаяние. Отсвет божественной благодати, осеняющий земное православное пение, располагает сердце человека к чистоте, жажде красоты и истины, приближает к Богу. Именно красота является и сутью, и одним из важнейших критериев искусства». [234, с. 140]

Похожие диссертации на Развитие профессионального образования в регионе как механизм сохранения и трансляции культурных ценностей и традиций : На примере Калужской губернии 19 - начала 20 вв.