Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. Колесова Лариса Андреевна

Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв.
<
Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колесова Лариса Андреевна. Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв. : дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 Н. Новгород, 2007 173 с. РГБ ОД, 61:07-9/311

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблемой, рассматриваемой в данной работе, является ценностная ориентация русского общества 19 - начала 20 веков, мутация его аксиологической шкалы под воздействием активизации купеческого сословия. Понимание того, каким образом эти изменения проходили на культурном и эстетическом уровне в то время, сегодня имеет большое значение для адекватного восприятия аналогичных социокультурных изменений, происходящих в современной России.

Уже со второй половины 18 века духом российского общества стало завладевать прозаическое понятие пользы, эта тенденция еще более усилилась в 19 веке, когда мощное индустриальное развитие, технический прогресс, роль двигателя которого в России играло купечество, ориентированное (в силу своей специфики) на материальную культуру, приводит к тому, что именно купеческая модель картины мира с ее аксиологической шкалой постепенно становится доминирующей над всеми остальными (например, дворянской, являющейся доминирующей в эпоху Петра Первого).

Модель эстетических, нравственных, культурных ценностей купеческого сословия в 19 веке выходит за пределы отдельной социальной группы и претендует на роль универсальной, становясь опасной уже тем, что отвергает иные картины мира с их ценностными установками. Такой период в истории, (когда активность одного психологического типа становится более интенсивной по отношению к другим и невольно такой психологический тип начинает доминировать над остальными, Л.Гумилев называет «фазой надлома». Результатом такой социализации предпринимательской картины мира стала экзальтация массовой культуры, основанной на материальных ценностях.

Таким образом, с подъемом промышленности в начале 19 века начинается процесс мутации российской культуры. Постепенно происходит активизация устойчивых и древних ее пластов. Например, столь характерное для русского

4 человека колебание между порядком и хаосом, свободой и деятельностью во многом проявилось в менталитете купца 2-й половины 19 века. Силу инстинктов, жажду свободы русского человека не смог заглушить западный аскетизм; западный образ жизни, насаждаемый в Петровскую эпоху; дух игры и свободы оказался неискоренимым, о чем говорит непреодолимая тяга русского предпринимателя к кутежам и разгулу.

Подобным потребностям в полной мере отвечала такая форма экономической и культурной жизни русского общества как ярмарка, сочетавшая в себе важные функции промышленной и экономической жизни и, вместе с тем, всегда ассоциировавшаяся с безудержным весельем.

Для русского купечества 19 века ярмарка становится, по сути, единственным субкультурным образованием, полностью соответствующим его ценностным установкам, где массовый спрос на рафинированные чувственные наслаждения явился причиной активизации массовой культуры с ее чувственно-эмоциональной насыщенностью содержания, выразительностью, экспрессивностью, зрелищностью - всем тем, что могло отвлечь, заполнить существовавшую духовную пустоту.

Беря во внимание вышесказанное, можем отметить, что ярмарка стала моделью культуры нарождающегося в России в начале 19 века капитализма, более того, - моделью российской культуры, в которой происходила актуализация купеческой картины мира.

К тому же, аксиологическая переориентация проходила в нелегкое для нашей страны время, в годы военных потрясений, революционных волнений, когда рушился не только государственный строй, но нравственные идеалы и ценности, в период истории, который Ю. Тынянов определил как «культурный промежуток».

«Культурный промежуток» - термин, выражающий смену вех, пространство между чем-то определенным и законченным и неначатым неизвестным. Ситуация культурного промежутка характеризуется резкой

5 сменой ощущений и поведения человека. Человек культурного промежутка - не целенаправленная личность, а индивид, выпавший из культуры.

Характерные для этой эпохи социальная аномия, общественная нестабильность, паралич власти отмечает и К. Леонтьев. Он говорит, что для этого периода характерно формирование некоего обезличенного среднего типа - т.н. «человека массы». Такой «средний человек» и становится доминирующим типом личности в российской культуре 2-й половины 19 века.

Тема диссертации звучит особенно актуально в контексте современной социокультурной ситуации в России. Попытки демократизации всех сфер общественной жизни, развитие новых направлений в российской экономике, рост проституции, преступности, ряд других сложных явлений в нашем обществе выступают своеобразным эхом исторических процессов в России 19 -начала 20 вв.

Степень научной разработанности проблемы. При изучении темы диссертации автор опирался на труды таких исследователей в области социологии и культурологи, как: Ю.Тынянов, B.C. Афанасьев, И.В Маточкин, В.Н. Кудрявцев, Чингиз Айтматов. В данной диссертации осмысливается наследие философов 19 - 20 вв., в той или иной степени занимавшихся названной проблемой: Н.А.Бердяев («Философия неравенства»), М.МБахтин («Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса»), X. Ортега-и-Гассет («Восстание масс»), К. Леонтьев («Записки отшельника»), А.Г. Здравомыслов («Потребности, интересы, ценности»), Я. Гилинский («Социодинамика самоубийств»), В.П. Тугаринов («Теория ценностей в марксизме»), З.Фрейд («Введение в психоанализ»), Э.Фромм («Иметь или быть»), М. Хайдеггер («Феноменология и трансцендентальная философия ценностей»), М.К.Мамардашвили («Наука и ценности-бесконечное и конечное», «Наука, этика, гуманизм»), Л.А.Зеленов («Методология человековедения», «Процесс эстетического отражения», «Эстетическая

ценность как гармония предметной и человеческой меры», «Культура общества и культура личности»).

Мир смеховых форм карнавального творчества всегда противостоял официальной авторитарной культуре, т.е. сложившейся социальной норме. Превратившись в товар для рынка, карнавальная культура, как таковая, всегда являлась одной из самых прибыльных отраслей экономики. Подробное освещение этого аспекта массовой культуры дал в своих работах Чингиз Айтматов. По его мнению «...сила массового искусства в наглядном и неотвратимом действии рыночного спроса-предложения. Рынок же всесилен по той простой причине, что его искусство... сумело, прочно и навсегда оседлать коня с тремя головами, коня ...базовых инстинктов... со всеми их бесчисленными вариациями в различных жанрах и действах»1.

Н.А.Бердяев в своей работе «Философия неравенства», отмечал, что «...происходящая в мире демократическая революция не оправдывает себя высокой ценностью и высоким качеством культуры, которую она несет с собой в мир»2. По причине всеобщей демократизации, по мнению философа, культура понижается в своем качестве и в своей ценности. «...Она делается более дешевой, более доступной, более комфортабельной, но и более плоской, пониженной в своем качестве»3.

Целостная концепция массовой культуры была предложена испанским философом и искусствоведом Хосе Ортегой-и-Гассетом. X. Ортега-и-Гассет утверждал, что обезличенная масса не вторит элитарному меньшинству, а, напротив, является его аппозицией. Вытесняя т.н. элиту из традиционных для нее областей (культуры, политики) приводит к общественным бедам. Для испанского философа человек массы - человек, лишенный самостоятельности и индивидуальности.

'//Известия 1998 №23 7февр

1 Бердяев Н А Философия неравенства - М. Има-пресс, 1990 - С 264

3 Там же

7
Как писал М.М.Бахтин («Творчество Франсуа Рабле и

народная культура средневековья и ренессанса»), ярмарка в этом случае рассматривается как карнавал, вечное ощущение праздника. Ярмарочная субкультура здесь выступает в качестве временной доминанты, позволяющей погрузиться в атмосферу свободы, изобилия, равенства, ее составляющие замещают утраченные обществом нормы и ценности, особое значение приобретает эстетические компоненты карнавала: чувственно-эмоциональная насыщенность содержания, выразительность. В этих условиях человек, утрачивая свою индивидуальность, растворяется в толпе, оказывается в пограничном состоянии между реальной жизнью и театральным действом. Социальная норма отступает, ее заменяет непреодолимая тяга к разгулу.

В реформируемом обществе, где разрушены одни нормы и не созданы, даже на уровне теории, другие, проблема формирования, толкования культурных ценностей становится чрезвычайно сложной. В период т.н. «культурного промежутка» (Ю. Тынянов) динамизм социальных процессов, кризисная ситуация во многих сферах общественной жизни неизбежно приводят к увеличению девиаций, проявляющихся в поведенческих формах, отклоняющихся от нормы. Усиливаются девиации негативные - насильственная и корыстная преступность, алкоголизация населения, проституция. В этих условиях объективно повышается спрос на научные исследования девиаций, их форм, структуры, динамики взаимосвязей.

В бывшем СССР отклоняющееся поведение длительное время изучалось преимущественно в рамках специальных дисциплин: криминологии, наркологии и т.д. Социологические же исследования начали в Ленинграде в конце 60-х - начале 70-х гг. B.C. Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, И.В. Маточкин, академик В.Н. Кудрявцев.

В социологии девиантного поведения выделяются несколько направлений, объясняющих причины возникновения такого поведения. Так, Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие «аномия» (состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не

8
утвердились), причиной отклоняющегося поведения считает

несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами, которое оно предлагает для их достижения. В современной отечественной социологии несомненный интерес представляет позиция Я. Гилинского, считающего источником девиации наличие в обществе социального неравенства, высокой степени различий в возможностях удовлетворения потребностей для разных социальных групп.

Каждая из позиций имеет право на существование, т.к. дает срез реально действующих общественных отношений. В то же время их авторов объединяет стремление найти единый источник причинности для различных форм девиаций.

Предмет исследования - социально негативные явления на Нижегородской ярмарке.

Объект исследования - аксиологическая оценка антикультурных явлений на Нижегородской ярмарке как форм массового социального поведения

Цели и задачи исследования:

Цель заключается в анализе основных типов антикультурных явлений, их причин и средств преодоления.

Задачи. Данная тема исследования потребовала решения ряда задач:

  1. Определение авторской трактовки антикультуры.

  2. Выявление основных типов негативных явлений на Нижегородской ярмарке.

  3. Анализ причин существования антикультурных явлений в ярмарочной жизни.

  4. Оценка негативных явлений ярмарки с культурологической точки зрения.

  5. Изучение опыта социальной деятельности по предупреждению и преодолению антикультурных явлений на ярмарке.

  6. Изучение архивных материалов 19 - начала 20 века в Государственном учреждении Центральном архиве Нижегородской области

9
(ГУЦАНО) и Нижегородской государственной универсальной

библиотеке им. В И.Ленина.

Теоретико-методологическая база исследования. Теоретической основой исследования явились работы в области культурологии и таких отечественных и зарубежных авторов, как: М.М.Бахтин, Ю. Тынянов, К.Леонтьев, В.С.Афанасьев, А.Г. Здравомыслов, В.Н. Кудрявцев, И.В. Маточкин, X. Ортега-и-Гассет, Л.А. Зеленое и др., в которых рассматривается природа культуры и контрастных ей форм - антикультуры.

Методологическая база исследования основана на диалектических принципах трактовки социокультурных явлений. В качестве таких принципов выступают: поляризация, социальность, детерминация, типологизация.

Именно данные принципы позволили построить социокультурный (познавательно-культурный) портрет негативных явлений в функционировании Нижегородской ярмарки, который адекватно моделирует объективные процессы и явления Нижегородской ярмарки на протяжении полутора веков ее существования.

Научная новизна диссертационной работы. Впервые на базе изучения эмпирического материала сделаны теоретические выводы о состоянии ценностных основ русского общества 19 - начала 20 веков.

Осуществлен типологический анализ негативных явлений Нижегородской ярмарки как исторического субкультурного образования.

Дана характеристика социокультурной природы основных типов негативных явлений на Нижегородской ярмарке.

Показана социальная детерминация антикультурных явлений на Нижегородской ярмарке как проявление альтернативных ценностных ориентиров самого российского общества.

На конкретных эмпирических материалах исследованы основные средства предупреждения и преодоления анализируемых негативных явлений.

10 Положения, выносимые на защиту:

  1. В начале 19 века в связи с подъемом промышленности, активизацией купеческого сословия, являющегося, по сути, двигателем технического прогресса, в России начинается процесс мутации российской культуры, экзальтации массовой культуры.

  2. Ярмарочная субкультура, основанная на инстинктах, выступала в этом случае как спасение, замещение утраченных обществом норм и ценностей. В условиях «ярмарочного праздника» человек, лишаясь своей индивидуальности, растворяется в толпе, оказывается в пограничном состоянии между реальной жизнью и театральным действом.

  3. При всем позитивном финансово-экономическом значении Нижегородской ярмарки, которое отмечается в существующей литературе, необходимо учитывать всю совокупность негативных, антикультурных явлений, которые закономерно сопровождали ее функционирование.

  4. В работе дается конкретное социальное портретирование функций таких негативных явлений, как: проституция, преступность, пьянство.

  1. Показана социально-негативная функция антикультурных явлений Нижегородской ярмарки и адекватная оценка их в работах писателей, политологов изучаемого периода.

  2. Изучены конкретные социально-правовые и административные меры органов власти по предупреждению рассматриваемых негативных явлений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Собранный материал может быть использован для дальнейшего изучения социокультурной проблематики рассмотренных в диссертации феноменов Нижегородской ярмарки (алкоголизм, проституция, преступность). Сделанный аксиологический анализ позволяет выявить специфику освещенных в диссертации моделей девиантного поведения, природу их возникновения, продолжить изучение этих явлений в аспекте психологии этноса. Использование результатов диссертационного исследования возможно в

качестве теоретического материала не только в философских и культурологических дисциплинах, но и в юриспруденции, социологии и психологии.

Апробация. Апробация тематики диссертации получила реализацию в докладах на межвузовских, региональных, научно-исследовательских конференциях и форумах:

VII международная конференция по культурологии «Этническая культура: образ жизни и образ мысли» / ННГАСУ, ГХИ. - Н. Новгород, 2001; VIII международная конференция по культурологии «Проблемы взаимодействия этнических культур: история и современность» / ННГАСУ, ГХИ. - Н. Новгород, 2002; IX международная конференция по культурологии «Культура и антикультура» / ННГАСУ, ГХИ. - Н. Новгород, 2003; Международный научно-промышленный форум «Великие реки 2004». - Н. Новгород, 2004; статья, соответствующая теме диссертации, опубликована в «Сборнике трудов аспирантов и магистрантов (История. Философия. Педагогика. Культурология)» / ННГАСУ. - Н. Новгород, 2004; Региональная конференция, посвященная 60-летию Великой Победы «Война как событие и Со-бытие» / ННГАСУ, ГХИ. - Н. Новгород, 2005; XI межвузовская конференция по культурологии «Этнические культуры народов Поволжья» / ННГАСУ, ГХИ. -Н. Новгород, 2005; XII межвузовская конференция по культурологии «Русские ремесла и художественные промыслы» / ННГАСУ, ГХИ. Н. Новгород, 2006; статья по теме диссертации опубликована в журнале, рекомендованном ВАК, «Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова». - Кострома: КГУ, 2006.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, основной части из трех глав, заключения, списка литературы и двух приложений. Общий объем диссертации 157 страниц. Список литературы содержит 153 источника. В приложении 1 представлены 9 иллюстраций, наглядно отражающих особенности быта Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 веков. Приложение 2 содержит статистический материал по теме диссертации, а именно: 20 таблиц.

Похожие диссертации на Аксиологический анализ негативных феноменов Нижегородской ярмарки 19 - начала 20 вв.