Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философско-культурологический анализ феномена отцовства в европейской культуре Спасов, Виталий Дмитриевич

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Спасов, Виталий Дмитриевич. Философско-культурологический анализ феномена отцовства в европейской культуре : диссертация ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Спасов Виталий Дмитриевич; [Место защиты: Алт. гос. ун-т].- Барнаул, 2013.- 135 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-9/106

Введение к работе

Актуальность темы исследования. С момента возникновения патриархального общества институциональное и символическое отцовство в культуре играют фундаментальную роль. Сегодня можно констатировать, что отцовство как культурный феномен мужского родительства находится в состоянии кризиса. Упомянутый кризис связан в большей степени с развитием в 60-х гг. XX века в Западной Европе и США женского движения и процессом формирования общества, в котором возникают новые модели семьи и родительского поведения. В России в 1990-х гг. на фоне демократизации стали происходить схожие процессы. Результатом этих процессов в нашей стране в конце двадцатого - начале двадцать первого века стала тенденция феминизации общества, которая привела к потере отцами прежнего авторитета. Отцы оказались отодвинутыми на второй план во многих сферах социальной жизни. Двадцатый век в определенном смысле можно назвать периодом «падения» или «заката» патриархата. Этот кризис порождает интерес к исследованию отцовства и запрос на философскую рефлексию полученных исследователями эмпирических данных.

Как демонстрируют данные различных наук - истории, антропологии, социологии, психологии - в прошлом отцовство было важнейшей формой самореализации мужчин. Отцовство являлось основой взаимоотношений в семье и обществе; символическое отцовство было основой нравственности, права, власти государства. Кризис же мужского родительства, выражающийся в понижении прежнего статуса и сужении спектра социальных ролей, вызывает кризисные процессы в современной культуре. Изучение феномена отцовства становится актуальным в контексте его текущей трансформации, поскольку осмысление причин и сущности подобного процесса необходимо для решения связанных с этими изменениями социальных проблем. Семьи, которые покинул отец, как показывают исследования, являются источниками эмоционального неблагополучия для их членов и для общества в целом. Более того, существует возможность того, что падение значимости отцовства может привести к нежеланию все большего и большего числа мужчин заводить семьи и детей, а это в свою очередь может привести только к появлению новых проблем в российской социальной политике в отношении семей. Однако если обратить внимание на ситуацию в современной России, ощутимая поддержка отцовства со стороны государства отсутствует, несмотря на существующие проблемы и угрозы.

Падение патриархата приводит и к появлению такого социального явления, как «безотцовщина»: мужчины покидают семьи, без их участия в России и в мире сегодня воспитывается около 25% детей. Уход мужчин из семьи, в том числе, связан и с размыванием представлений об отцовстве: не имея четкого видения своей роли в семье, мужчина чувствует себя в ней лишним. В зарубежных и отечественных исследованиях современной семьи обнаруживается следующее: поскольку отцовство является важной частью мужской идентичности, многие мужчины пытаются утвердиться в

родительской роли, а если реализовать себя в этой функции становится невозможным, у них появляются психологические проблемы. Кроме того, падение авторитета отцов приводит и к уменьшению социальной значимости мужского родительства, исчезновению необходимости в отцовских фигурах в семье и социуме. Однако существует возможность выхода из современного кризиса отцовства. Для ее реализации прежде всего необходимо философское осмысление исторических и теоретических причин сложившегося кризиса. Эти обстоятельства и определяют актуальность культурфилософского осмысления феномена отцовства в европейской культуре.

Изучение отцовства, особенно в отечественной науке, находится только на начальном этапе: происходит накопление данных. Следует отметить, что сведений об отцовстве в исследованиях имеется значительно меньше, чем данных о материнстве. В исследованиях семьи женщинам уделяется больше внимания, чем мужчинам: значительное место в научных работах занимают вопросы трудоустройства матерей, совмещения ими профессии и семейной жизни. В социологии мужское родительство еще только начинают изучать: исследуется участие отцов в семейной жизни, специфика социальной роли мужчины как отца. В психологии взаимоотношения родителя и ребенка чаще рассматриваются именно как взаимоотношения матери и ребенка, исключая отца. Исследователи-психологи накапливают данные, демонстрирующие место отцовства в мужской идентичности, развитие психологической готовности к отцовству, формирование у мужчины ответственного родительства. В культурной антропологии рассматриваются практики мужского родительства и представления об отцовстве; к примеру, в ней возможно осмысление места символического отцовства в религиозной традиции. Юридические исследования демонстрируют пренебрежительное отношение правовых институтов к отцам: например, в судах по отношению к женщинам проявляется больше симпатии, поэтому в большинстве случаев при бракоразводных процессах ребенок остается у матери, а не у отца. В биологии и медицине исследователи сопоставляют родительские позиции самцов высших животных с отцовством людей. Полученные в частных научных дисциплинах данные, касающиеся различных аспектов отцовства, нуждаются в анализе, интерпретации, культурфилософском осмыслении.

Степень научной разработанности проблемы. Отцовство осмысляется в социогуманитарном знании с различных позиций.

В биологизаторском подходе, представленном, в частности, в работах В.А. Геодакяна, предполагается, что все социальные роли мужчин и женщин имеют в своей основе генетические и анатомо-физиологические особенности. Мужчины в среднем физически сильнее женщин, и это способствует возникновению образа сильного, властного отца, перехватывающего лидерство в семье у более слабой матери. Большая агрессивность мужчин закрепляет авторитет отцов в обществе и семье и определяет их решающую роль в развитии культуры.

Далее следует отметить социологический подход (Р.В. Коннел, Дж.Х. Плек, Б. Эренрайх и др.), в котором родительское поведение мужчин и

женщин определяется через их социальное окружение. Значительный вклад в исследование отцовства внес Эмиль Дюркгейм, который изучил роль каждого члена семьи в ее функционировании и пришел к выводу, что в семье в конце девятнадцатого - начале двадцатого века произошли изменения: наблюдалось выравнивание прав мужчин и женщин, что и предопределило постепенный «закат» системы патриархата, произошедший в дальнейшем в двадцатом веке.

Среди социологических работ также следует отметить работы представителей структурного функционализма, теории идентичности, теории конфликтов, теории социального научения.

Представители структурного функционализма (Дж. Бернард, Б. Малиновский, Дж.П. Мёрдок, Т. Парсонс) в исследованиях отцовства делают акцент на нуклеарной семье и разделении труда по половому признаку. Соответственно, в данном подходе отцовство связывается с ролью кормильца, а материнство - с функцией хранительницы домашнего очага.

Сторонники теории идентичности (П.Дж. Бёрк, Д. Райтзис, Р.Т. Серп, С. Страйкер) предполагают, что поведение индивида есть функция от его идентичности, зависящей от его места в системе общественных отношений. В контексте этой теории участие отца в семейной жизни определяется тем, как он ассоциирует себя с родительскими ролями. Родительская роль рассматривается как набор личностных смыслов, которые приписываются поведению и ситуациям, связанным с отцовством.

С точки зрения теории конфликтов (Т.Ф. Джастер, Ф.Б. Стаффорд, КВ. Франклин), в основании тех или иных общественных процессов лежит конфликт, борьба различных социальных групп. Представители данного направления видят в основе взаимоотношений мужчин и женщин их борьбу за власть и влияние. В соответствие с этой теорией, мужчины получают преимущество над женщинами в борьбе за экономические и социальные ресурсы, и, реализуя преимущество, мужчины навязывают женщине подчиненную роль, связывая ее с воспитанием ребенка. А мужчина остается вне семьи большую часть времени; таким образом, значение отцовства для становления мужчины не очень велико.

Теория социального научения, берущая начало в классической культурной антропологии и продолжающаяся в работах А. Бандуры, демонстрирует, каким образом у индивидов формируется родительское поведение, наиболее приемлемое с точки зрения тендерных стереотипов: происходит это благодаря наблюдению и подражанию существующим в обществе моделям поведения.

Также существует биосоциальный подход, который снимет крайности биологизаторского и социологического подходов. С точки зрения биосоциального подхода, родительское поведение зависит как от биологических оснований, так и от социального окружения. Указывается также (например, Д. Рубиновым), что у отца есть особый родительский инстинкт, однако его проявление в поведении зависит от индивидуального опыта и специфики социальной среды.

На Западе интерес к осмыслению отцовства и материнства усиливается с появлением новой волны феминистского движения в 1960-х гг. и развитием феминистской философии (в работах С. Де Бовуар, Ю. Кристевой, Б. Эттингер и др.). Часть представителей философии феминизма выступает лишь за пересмотр тендерных стереотипов, специфики распределения ролей в патриархальном обществе, что может способствовать освобождению женщин от жесткой привязки к их традиционным ролям, но также ведет и к ослаблению авторитета отцов. Среди идеологов феминизма есть также и те, кто рассматривает мужчину лишь как «донора спермы» - источник генетического материала, от которого при развитии науки можно и отказаться.

С развитием феминистского движения в социальных науках появляется новая теоретическая и прикладная сфера - сфера тендерных исследований. В результате накопления эмпирических данных появляются попытки объяснить их с точки зрения гендерологического подхода.

Сегодня в гендерологии одной из самых распространенных является теория демонстративного тендера и гегемонной маскулинности (Дж. Брайнс, Л. Вест, А. Циммерман), согласно которой тендерное поведение - это активность, характеризующая особенности ситуаций взаимодействия между людьми. Усвоив стереотипы, акторы демонстрируют определенные модели тендерного поведения в рамках интеракций, а наблюдатели взаимодействуют с акторами в соответствии со своими впечатлениями от воспринимаемого поведения. При этом происходит оценка наблюдателями того, насколько поведение акторов соответствует общепринятым моделям тендерного поведения. Обычно в демонстративном тендерном поведении четко обозначается различие между маскулинностью и фемининностью, между отцовскими и материнскими ролями.

Важное место в исследованиях проблемы занимает психологический подход к исследованию отцовства, который констатирует отражение родительской роли и взаимодействий ребенок-отец на субъективном уровне. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд выделял особый этап развития мальчика — эдипальный, во время которого формируется идентичность с ориентацией на отца. В работе «Тотем и табу» 3. Фрейд отмечает, что символическое отцовство, идея отца стала основой возникновения и развития человеческой культуры. Структуру древних человеческих обществ 3. Фрейд уподоблял группам животных, во главе которых стоял альфа-самец или «отец». Впоследствии сыновья - бета-самцы в биологической терминологии - убивают «отца», но, убив его, они чувствуют вину. И с момента этой первой реализации Эдипова комплекса появляется культура, поскольку чувство вины приводит к появлению запрета на подобное поведение, а также возникают и других запреты, которые впоследствии предстают в виде религиозных заповедей, при этом образ убитого отца абстрагируется и предстает в религии в качестве Бога-Отца.

Основоположник индивидуальной психологии Альфред Адлер рассматривал отцовство как один из источников развития детского социального интереса. У мужчины должна сформироваться положительная установка по

отношению к супруге, труду и обществу, а в отношениях с детьми должен проявиться его социальный интерес. А. Адлер полагал, что идеальным можно считать такого отца, который относится к детям как к равным и активно участвует в их воспитании. Создатель гуманистического психоанализа Эрих Фромм считал, что отцовское воспитание имеет свои особенности: мужчина требователен к ребенку, может быть строг, но он стремится к справедливости, а отцовская любовь проявляется в умении любить детей в соответствии с их заслугами.

Определенный вклад в разработку теории отцовства внес педагогический подход, в рамках которого нашли отражение проблемы воспитания ребенка. Античный мыслитель Аристотель сравнивал инстинктивную любовь отцов к детям с отношением животных и птиц к своему потомству. Стоики полагали, что способность любить и заботиться о своем ребенке дарована природой и присутствует у родителей несмотря на их несовершенство; также ими подчеркивалась роль отца в образовании ребенка, в его воспитании. Платон считал, что отцы должны прежде всего заботиться о физическом и интеллектуальном развитии детей. По мнению Цицерона, Плутарха и Сенеки, хотя отец и обладает большим авторитетом и влиянием, в поведении хорошего родителя любовь к ребенку и власть над ним не противопоставлены, поскольку родитель знает, как их сбалансировать. Помимо осмысления отцовского воспитания, в педагогическом подходе интерес обращается и к разработке технологий формирования ответственного отцовства (в работах современных авторов - Н.М. Давыдовой, Р.В. Овчаровой, Л.Б. Шнейдер и др.).

Таким образом, в социогуманитарных исследованиях отцовства условно можно выделить ряд подходов: биологизаторский, социологический, биосоциальный, гендерологический, психологический и педагогический.

В биологизаторском подходе недооценивается роль социокультурных аспектов отцовства, рассмотрение которых необходимо в философско-культурологическом анализе. Социологический подход позволяет описать социальные факты; и важно отметить, что изучение отцовства во многом находится сегодня на первоначальном этапе накопления данных: среди работ, в которых анализируется отцовство, преобладают эмпирические исследования, а имеющиеся в них сведения нуждаются в дальнейшем осмыслении на более высоком уровне абстракции. Биосоциальный подход является мультифакторным, однако в его рамках невозможно изучать отцовство в динамике; для рассмотрения истории отцовства, междисциплинарного синтеза разнообразной информации об этом феномене, а также дальнейшего культурфилософского осмысления целесообразнее обратиться к социокультурному подходу, так как через осмысление социокультурных фактов становится возможным создание ценностно-нормативных моделей отцовства. При этом можно будет подчеркнуть связанные с этими моделями роли мужчины в семье и обществе, специфику взаимоотношений родителя и ребенка и способов формирования нового отцовства, что позволит расширить и синтезировать сведения, имеющиеся на уровне психологического, гендерологического и педагогического подходов.

Объект исследования - феномен отцовства в европейской культуре.

Предмет - философско-культурологический аспект феномена отцовства в европейской культуре.

Цель диссертационной работы состоит в культурфилософском осмыслении феномена отцовства в европейской культуре.

Достижение цели потребовало решения следующих задач:

1. Определить теоретико-методологические основания философско-
культурологического исследования феномена отцовства.

  1. Исследовать особенности историко-культурных этапов развития феномена отцовства в контексте эпохальной динамики европейской культуры.

  2. Установить культурно детерминированные изменения в структуре семейных и тендерных отношений в европейской культуре.

  3. Выявить основные тенденции трансформации феномена отцовства в современной европейской культуре.

5. Провести анализ традиционного и модернистского понимания и
осуществления отцовства в России.

6. Изучить культурные новации в понимании и осуществлении отцовства
в современной России.

Теоретико-методологические основания исследования. Исследование феномена отцовства в работе осуществляется на основе культурфилософского анализа. Опора на принцип историзма дает возможность проследить динамику мужского родительства в культуре различных эпох и народов. Междисциплинарный синтез, используемый в работе, позволяет всесторонне проанализировать феномен отцовства, обратившись к данным различных социогуманитарных дисциплин.

В работе также реализуется диалектический подход, который позволяет рассматривать отцовство через двусторонние отношения «женское-мужское», «детство-родительство». Теоретической основой исследования феномена отцовства в культурфилософском аспекте послужила универсальная модель развития Г. Гегеля, предполагающая, что любое становление в области материального, идеального, социального и культурного бытия достигает синтеза противоположностей (по схеме тезис-антитезис-синтез).

Связанные с отцовством начала-оппозиции (женское-мужское,
материнское-отцовское, детство-родительство, подчинение-власть)

представляют собой проявление и выражение содержащихся в коллективном бессознательном всякой культуры универсальных структур - архетипов, поэтому важным для данной работы стало обращение к теории архетипов К. Юнга.

Представление о том, как в ходе развития западноевропейской культуры и философии меняется соотношение женского и мужского начал, также важно для данной работы, поэтому она опирается и на концепцию развития западноевропейской духовности Р. Тарнаса.

Поскольку отцовство связано с системой ценностей, существующих в культурной системе, при анализе этого феномена использовался и аксиологический подход. При истолковании социокультурных фактов также

использовались принципы герменевтики. Кроме того, описание изменения взаимоотношений полюсов бинарных оппозиций, лежащих в основе культуры, потребовало обращения к концепции деконструктивизма Ж. Деррида, позволяющей выявить суть процессов, происходящих в базовых структурах общества эпохи постмодерна.

Значимыми для данной работы также были идеи, высказанные в работах Н.А. Бердяева, И.С. Кона, Ж.-Ф. Лиотара, А.Ф. Лосева, М. Мид, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, Э. Фромма, Э. Эриксона, посвященные осмыслению процесса смены культурных эпох и различных аспектов тендерного измерения культуры, трансформаций социокультурных феноменов родительства и семьи.

Научная новизна диссертационного исследования:

1. Сформулирован теоретико-методологический инструментарий
культурфилософского исследования отцовства в европейской культуре,
включающий фундаментальные положения теории диалектического отрицания,
концепции смыслообразов коллективного бессознательного, концепции
стадиального развития западноевропейской духовности, концепции
деконструкции социальных практик в трансформативных обществах.

2. Выявлена эпохальная динамика феномена отцовства в европейской
культуре, современность определена как период синтеза культурных статусов и
смыслов родительства. Обнаружено соответствие этапов развития отцовства
(маскулинность-феминность-андрогинность) универсальной модели динамики
культурной системы (тезис-антитезис-синтез).

3. Определены культурно детерминированные трансформации,
проявляющиеся как либерализация, релятивизация, эгалитаризация гендерно-
семейных отношений.

  1. Выделены основные тенденции изменения феномена отцовства в современной европейской культуре, одна из которых описывается деконструктивистким принципом смены доминанты базовых оппозиций, что дает картину эквивалентности, взаимодополнительности и взаимозаменяемости культурно-гендерных статусов.

  2. Обозначены черты традиционного понимания и осуществления отцовства в России, охарактеризованы этапы перехода от традиционной к модернистской модели российской семьи.

  3. Изучены и описаны современные тенденции в понимании и осуществлении отцовства в России, выражающие общекультурную тенденцию к соединению архетипических черт Anima и Animus на уровне очевидности, к деконструкции оппозиций мужское/женское, отцовское/материнское, синтезу тендерных статусов и ролей.

Положения, выносимые на защиту:

1. В истории феномена отцовства целесообразно выделить последовательно сменяющие друг друга модели: традиционного отцовства (с абсолютным лидерством мужчин в семье и обществе), отцовства эпохи модерна (при котором закладываются предпосылки уравнивания позиций женщин и мужчин), а также отцовства эпохи постмодерна (существующего в контексте равноправия полов). Логика развития феномена отцовства в европейской

культуре коррелирует с универсальной моделью развития, предложенной Г. Гегелем в законе отрицания отрицания, и на современном этапе осуществляется синтез противоположностей: маскулинные черты культуры (интеллектуализм, авторитаризм, силовое господство, тендерная профессиональная сегрегация) дополняются фемининными (эмоциональность, демократизм, терпимость, тендерное равноправие в профессии), что дает синтетический вариант культуры, характеризующийся плюрализмом, эгалитаризмом, либерализмом.

  1. Современная европейская культура в логике эпохальных изменений, отражаемых схемой «традиция-модерн-постмодерн», демонстрирует относительно феномена отцовства деконструкцию, децентрацию, миксацию в гендерно-аксиологических приоритетах: происходит отрицание ведущей роли отцовского, мужского начала, утрата главенства отцов в семье, установление функциональной эквивалентности позиций родителей, отстранение отцов от воспитания детей вплоть до их устранения из семейной жизни.

  2. Базовый паттерн отцовских практик в традиционной русской культуре, характеризующийся высоким статусом, неограниченной властью и авторитетом мужчины в семье и социуме, жесткой сегрегацией представлений о мужском и женском в социальном и культурном аспектах, однозначным закреплением отцовских и материнских функций за мужчиной и женщиной соответственно, в процессе модернизации подвергается последовательной, поэтапной трансформации.

  3. В формировании модернистского паттерна семьи и отцовства в России прослеживаются два этапа. Первый - просвещенческий, спровоцированный петровскими реформами, затронувшими преимущественно европеизированную элиту российского общества. Второй - постреволюционный, характеризующийся социалистическими преобразованиями общества, семьи, вызвавшими усиление политической активности женщин, интенцию к дефамилизации, установление равноправия полов, институционализацию воспитания в качестве функции государства.

  1. В современной российской культуре трансформация феномена отцовства проходит в контексте постсоветской реформации российского общества, либерализации социальной и экономической сфер. В области семьи это приводит к появлению и усилению постмодернистских тенденций: диверсификации и мультиплицированию видов семьи и паттернов тендерных отношений.

  2. Как важный элемент культурной системы, способствующий ее воспроизведению в последующих поколениях, отцовство нуждается во всесторонней поддержке со стороны общества: организационной (центры поддержки отцовства), экономической (выплаты и преференции отцам) и информационной (сайты, семинары и интернет-конференции для отцов).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что полученные в диссертации выводы могут использоваться в качестве основы для построения теоретических моделей отцовства, адекватных современным социокультурным реалиям, быть критерием оценки текущих модификаций

семьи и родительства, а также выступить элементом единой культурфилософской теории отцовства.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования результатов диссертационного исследования в социальной и культурной политике в отношении отцовства, материнства и детства, в деятельности психологов и социальных служб, а также в преподавании социогуманитарных дисциплин: психологии семьи, социологии семьи, тендерной психологии, философии культуры, культурологии.

Апробация работы. Текст диссертации обсуждался на заседании кафедры общей и прикладной психологии Алтайского государственного университета. Положения диссертации докладывались на научной конференции «Актуальные проблемы современного социогуманитарного знания» (март 2011, г. Барнаул), на конференции «Традиции и ценности русской культуры» (май 2011, г. Барнаул), на международной школе-семинаре «Ломоносовские чтения на Алтае - 2012» (ноябрь 2012, г. Барнаул), на круглом столе «Я знаю, как изменить социокультурную ситуацию в стране и мире» (ноябрь 2012, г. Барнаул), на III Международной научно-практической конференции, посвященной 15-летию Алтайского института экономики (март 2013, г. Барнаул), на конференции «Традиции и ценности русской культуры: проблемы этнорелигиозной идентичности в условиях современного поликультурного общества» (май 2013, г. Барнаул). На основе работы разработан учебно-методический комплекс «Отцовство как социокультурный феномен» для студентов Алтайского государственного университета. По теме диссертации было опубликовано двенадцать работ общим объёмом 4,7 п.л., из которых девять - в рецензируемых научных изданиях, рекомендованных ВАК.

Структура диссертационной работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая из которых включает в себя два параграфа, заключения и библиографического списка (общим объемом 237 источников, из которых 82 - на иностранном языке).

Похожие диссертации на Философско-культурологический анализ феномена отцовства в европейской культуре