Введение к работе
Актуальность культурологического исследования мифопоэтической картины мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномена художественной культуры России XIX в. обусловлена рядом причин.
Культура, являя собой систему принципов смыслообразования и феномены этого процесса, создает картину мира, через которую мы воспринимаем окружающий мир. С одной стороны, культура формирует тот или иной тип личности, с другой, личность воссоздает, изменяет, открывает новое в культуре Личность является движущей силой и создателем культуры, а также и главной целью ее становления. В культуре человек может реализовывать себя как ее носитель и как творец. Культура выступает способом утверждения человека а творческая деятельность предстает одним из способов реализации 'и утверждения человека.
Сущность культуры, рожденная из противопоставления «я - мир» задает модель присутствия ее субъекта через формулу «я в мире», которая является специфически человеческим способом существования (внутреннее присутствие во внешней реальности). Человеческая субъективность проявляется в форме практического освоения мира, реализующая именно практические отношения человека к самому себе, к другому человеку, обществу, миру. В познании мира проявляется общая для всех людей способность к переработке информации выражающаяся в когнитивной функции. Культура с точки зрения этого подхода предстает как система когнитивного опознания мира, которая вплетена во все виды человеческой деятельности.
Каждый человек путем активного контакта с окружающим миром, создает
свое представление о мире, свою определенную картину мира, ведь каждый
человек реализует модель «я в мире». В творческой деятельности художника
созидается неповторимая и единственная в своем роде картина мира. Художник
в своей творческой деятельности творит новые образы жизни, новые формы ее
восприятия в воображении, поэтому эстетическая деятельность художника
оказывается созиданием, сотворением миров, что сближает ее с мифосознанием
и мифотворчеством. В свою очередь, мифотворчество является
характеристикой не только первобытной духовности, но, прежде всего оно
предстает как универсальный, всеисторический способ жизнедеятельности
духа, способный к историческому развертыванию, к разнообразным
воплощениям в культуре, имеющий множество форм проявления
Мифотворчество постоянно воспроизводится в некоторых фундаментальных
основаниях способа человеческой жизнедеятельности и является культурной
универсалией. J JV
Найдыш В.М. Философия мифологии. M.: Гардарики, 2002. С.26
Культура является фактором творческого жизнеустройства и средством
человеческой самореализации, формы проявления которых способны оказывать
воздействие на человека и на исторический процесс, поэтому в культуре всегда
актуальна проблема творца. Человеческой природе имманентно присуще
творческое начало, проявляющееся в возможности создавать и открывать новое
знание, новые образы. Для творца творческая деятельность имеет
смыслоопределяющее значение, а в обществе творчество выполняет
культуросозидающую функцию, так как в творческой деятельности художника
происходит актуализация социально-значимых ценностей общества
М.Ю. Лермонтов, как художник, в своем творчестве именно созидает культуру
создает свой мир культуры, свою картину мира.
Мир художественного произведения одновременно является результатом и отображения, и активного преображения действительности художником то есть, мифотворением. Рассмотрение картины мира через категории мифа и символа в рамках мифопоэтического подхода позволяет выявить связь творчества М.Ю. Лермонтова с мировой, национальной мифологией и христианской историей, но, прежде всего, способствует адекватному прочтению творчества поэта и пониманию его личности в контексте особенностей культуры эпохи, потому что миф является фундаментальным основанием любой культуры и любого типа социальности, он обозначает принадлежность человека к какой-то определенной культуре
В художественном творчестве находит отражение определенная картина мира, сформированная в глубинах мировоззрения народов, отдельных социальных групп и индивидов. Русская культура развивается через поиск путей самопознания личности и познания и проникновения в сущность природы, проецируя эти духовно-философские искания на практическую сферу деятельности. В русской культуре именно в области литературы и эстетики осуществляются поиски возможностей целостной реализации личности
Новые социально-исторические условия XIX в., а также духовный и идеологический кризис, естественным образом нашли отражение в художественной культуре того времени. Творчество А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова обозначили новую культурную эпоху. Эти художники породили новую парадигму мышления и творчества. А.С. Пушкин - первый в России - начал рассматривать в качестве источника ценностей не небеса но личность, в первую очередь, ее способность любить. М.Ю. Лермонтов привносит крайний индивидуализм, проявляющийся в собственном понимании веры, любви, творчества, красоты, жизни. С этого начался тектонический сдвиг во всей русской культуре, в ценностных, культурных основаниях личности. Творчество М.Ю. Лермонтова - это феномен культуры, связанный с религиозно-философской жизнью нации и смыслами и интенциями культурной жизни XIX в. Изучение мифопоэтической картины мира в творчестве поэта позволяет рассмотреть само творчество М.Ю.Лермонтова как культурную систему, функционирующую внутри культурной системы эпохи, следующую
традициям эпохи и задающую новые тенденции развития культуры Все это
делает актуальным культурологический аспект исследования творчества
М.Ю. Лермонтова как отражение системных отношений в культуре и роли
художника в ней. ґ
Степень научной разработанности темы. Проблема картины мира ее компонентов, способы репрезентации действительности в культуре получили широкую разработку в трудах отечественных и зарубежных ученых.
Рассмотрение феномена культуры как системы, чье происхождение бытование и многообразие форм проявления, функционирование детерминировано деятельностью субъектов культуры, какими являются человечество, народы, социальные группы, творческие личности представлено в трудах АЯ. Гуревича, П.С. Гуревича, В.М. Межуева, А.А. Пелипенко, В.Н. Поруса, И.Г. Яковенко и др.
Для осмысления феномена творчества М.Ю. Лермонтова, его сущности и значения для истории культуры рассмотрены работы по философии культуры М.С. Кагана, В.М. Межуева, Э.А. Позднякова, В.Н. Поруса, М.Б. Туровского и др.
Проблемы мифосознания, его свойства и особенности проявления мифотворческий характер творческой деятельности широко представлены в работах зарубежных: Э. Кассирера, Ф.Х. Кессиди, Л. Леви-Брюля, К Леви-Стросса, Е.М.Мелетинского, К.Г. Юнга и отечественных авторов-А.Ф. Косарева, Ю.М. Лотмана, В.Н. Топорова, В.И. Тюпы и др.
В культуре, являющейся способом человеческой экзистенции проблема
творца имеет основополагающее значение при анализе условий, структуры и
динамики развития культуры. Проблему творца в культуре исследовали
А. Вебер, С.С. Аверинцев, В.Ф.Асмус, М.М.Бахтин, А.Ф Лосев
Ю.М. Лотман и др. '
Значимый вклад в исследование проблемы творца внесла русская религиозная философия, в работах Н.А. Бердяева, Н.О. Лосского, С.Л Франка П.А. Флоренского, Л.Шестова и др. смысл творчества постигается через соотнесенность с Творцом, через способность личности вмещать в себя универсальное содержание. Творчество данные философы обозначают как способ самоопределения личности.
Основополагающими для исследования были труды ученых, посвященные изучению понятия «картина мира», М. Хайдеггера, А.Ф. Лосева, Г.М Матвеева ММ. Маковского, Ю.С. Осаченко, A.M. Пятигорского, B.C. Степина и др' Изучение вышеперечисленных трудов в значительной степени спосооствовало написанию данного исследования.
Помимо работ по теории и истории культуры для исследования важны ооширные исследования лермонтоведения. Значительны биографические исследования, подробно рассматривающие жизнь и деятельность поэта-И.Л.Андронников, С.А. Андреев-Кривич, М.Г. Барамидзе, П.А. Висковатов В.А. Мануйлов, A.M. Скабический, И.П. Щеблыкин и др
Творчество М.Ю. Лермонтова тесно связано с фольклором: в нем представлены народно-бытовые, исторические сюжеты, песни, фольклор кавказских народов. Истоки и связи творчества поэта с фоП^ЇЇ исследовали П.В. Владимиров, Л.П. Гроссман, Л.П. Семенов, Л.А Ходанен^
Влияние западноевропейской литературы, а именно творчество ДГ. Байрона, Г.Гейне, И.Гёте, Э.Т.Гофмана, А.Данте, В. Ско У.Шекспира исследовали литературоведы М.П.Алексеев, Н.Л.Бродский' Э. Дюшен, СВ. Шувалов, Б.М. Эйхенбаум и др.
Рассмотрение особенностей поэтики М.Ю. Лермонтова являлось
предметом исследований СИ. Кормилова, В.И.Коровина, СВ. Ломинадзе
Д.Е. Максимова, СВ. Шувалова, Б.М. Эйхенбаума и др. юминадзе,
Метод художественного творчества (романтизм, реализм, их соотношение
в творчестве поэта) исследовали Л.Я. Гинзбург, К.Н. Григорьян, И.А Гурвич
Д.Е. Максимов, Ю.В.Манн, И.Н.Розанов, А.Н. Соколов, Б.Т. Удодов'
Л.А. Ходанен и др. м '
Весьма обширно в лермонтоведении философское осмысление творчества
поэта В работах В.Ф.Асмуса, Н.Л.Бродского, И.А.Ефимова
В.В.Зеньковского, Б.В.Неймана, Т.Т. Уразаевой и др. подробно исследуется круг идеи поэта: вопросы смысла жизни, свободы человека, его судьбы и предопределенности и др. В поле пристального внимания исследователей творчества поэта всегда было изучение его религиозно-эстетических взглядов Этому посвященьї работы Н.А. Котляревского, Д.С.Мережковского; М.Н Никитина, И.Б. Роднянской, П.Н. Сакулина, СВ. Шувалова и др
На современном этапе развития отечественного лермонтоведения одним из ведущих направлений является осмысление творчества поэта в традициях христианской культуры. Рассмотрение творчества поэта в этом контексте представлено в трудах ученых В.В. Афанасьева, СП. Евчук, Л.В. Журавиной, А.В.Моторина, Л.А. Ходанен и др. Исследователи отмечают религиозную основу творчества М.Ю.Лермонтова, которая выражается через органичны! синтез в его творчестве эстетической и философско-религиозной мысли через настойчивое самоопределение человека по отношению к Творцу и миру '
Творчество М.Ю. Лермонтова было включено не только литературу но и другие виды искусства. Многочисленны театральные постановки по его произведениям «Маскарад», «Два брата», «Странный человек», «Испанцы»-кинофильмы «Герой нашего времени»; балетные постановки: «Тамара»' «Ашик-Кериб», «Бэла», «Маскарад», «Демон», «Мцыри». В живописи -знаменитые картины М.А. Врубеля, вдохновленные творчеством поэта
Музыкальность произведений М.Ю. Лермонтова вдохновляла на создание
романсов, ораторий, опер, кантат композиторов: А.Л. Гурилева, Н.А. Титова
Ф.М. Толстого, Г.Я. Ломакина, М.Ю. Вильегорского, А.Г. Рубинштейна!
МЛ. Балакирева, М.П.Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова
СВ. Рахманинова, Д.Д. Шостаковича и др.
Названные направления раскрывают множество аспектов изучения творчества М.Ю. Лермонтова. Вместе с тем, целостная картина мира поэта, принципы и особенности ее организации не рассматриваются с точки зрения отражения и порождения смыслов и ценностей культуры, что обусловливает актуальность исследования и определяет его объект, цель и задачи.
Объект исследования - творчество М.Ю.Лермонтова как феномен художественной культуры России XIX в.
Предмет исследования - мифопоэтическая картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как уникальное явление художественной культуры России .Х.1.Х в.
Цель диссертационного исследования заключается в изучении функционирования и репрезентации мифопоэтической картины мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как феномена культуры России XIX в.
Задачи исследования:
-
Выявить сущность и специфику теоретико-методологических оснований изучения картины мира в творчестве М.Ю.Лермонтова. Обосновать методологическую значимость мифопоэтического подхода и метода бинарного моделирования мира как основных при изучении картины мира поэта.
-
Определить системообразующие принципы и тенденции формирования картины мира в творчестве М.Ю. Лермонтова, учитывая системный характер культуры и исходя из мифологической природы художественного творчества.
-
Раскрыть особенности репрезентации в творчестве М.Ю. Лермонтова значимых культурно-исторических образов эпохи (образ поэта, образ Кавказа) через процессы трансляции и создания мифа.
-
Рассмотреть место культурных универсалий «добро», «зло» в мифопоэтической картине мира поэта в их соотнесенности с духовно-нравственными проблемами эпохи и концепцией теодицеи, отражающей дихотомию этих категорий в рамках христианской аксиоматики.
-
Выявить и проанализировать в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова формы взаимоотношений человека с Творцом как способа бытия человека в культуре в контексте христианской и культурно-философской традиций эпохи.
6. Определить особенности культурного типа, репрезентируемого в образе
«лермонтовского человека», как отражения сложности и взаимовлияния
факторов культурной идентичности, воздействия исторических парадигм
мировоззрения.
Методологическая и теоретическая основа исследования. В качестве теоретической основы диссертационной работы использовались положения о системном характере культуры исследователей отечественной культурологической науки А.С Ахиезера, А.Б. Есина, И.В.Кондакова, А.А. Пелипенко, А.П. Садохина, И.Г. Яковенко; когнитивной теории в отечественной культурологии СВ. Агейкиной, СИ. Масаловой, Е.Я. Режабек-теория мифологического сознания А.Ф.Косарева, Е.М. Мелетинского'
И.А. Тертерян, В.И.Тюпы, Л.А. Ходанен; аксиологические концепции культуры А.Б. Есина, В.В. Зеньковского П.А. Сорокина, В. Франкла; концепция теодицеи в трудах русских религиозных философов XIX в НА Бердяева Ф.А. Голубинского, Н.О. Лосского, В.С.Соловьева, Е.Н.Трубецкого' C.JL Франка, П.А. Флоренского; концепция Другого в культуре и психологии 3. Фромма, В.И. Слободчикова, А.А. Пелипенко; теория человека как субъекта и творца культуры А.А. Пелипенко, В.М. Межуева, И.Г. Яковенко.
Методологической основой исследования является системный подход позволивший осуществить интеграцию исследовательского материала из различных областей гуманитарного знания (теории и истории культуры философии, филологии, психологии, богословия), и рассмотреть картину мира в творчестве М.Ю. Лермонтова как систему культуры, функционирующую внутри культурной системы России XIX в.
Применение мифопоэтического подхода, позволяющее выявить прежде всего, символическое и архетипическое в произведении, дало возможность проследить широкие связи художественного творчества М.Ю. Лермонтова с контекстом всей мировой культуры.
Структурно-функциональный подход использовался для выявления структуры мифопоэтической картины мира в творчестве поэта, особенностей ее формирования и функционирования в художественной культуре России XIX в.
Междисциплинарный подход обусловлен самим исследованием, предметом рассмотрения которого является бытование литературного творчества как феномена культуры. Диалог культурологического и филологического контекстов позволил объяснить функционирование картины мира творящей личности в культуре.
В рамках структурно-функционального подхода использовался метод герменевтики (Г. Гадамер, Ю.М. Лотман), способствующий выявлению особенностей функционирования в культуре творчества как духовного объекта культуры, которое никогда не может быть полным и абсолютным. И в этом смысле творчество открыто для его постижения каждым поколением.
Метод интертекстуального анализа текста (Ю. Кристева, Н.Фатеева) состоящий в установлении отношений производности между текстами и анализе формальной и смысловой трансформированности единиц текста и всего текста в целом.
В работе применялись: деятельностно-антропологический метод для
анализа феномена личности творца в культуре через его творческую
деятельность; аксиологический метод - для выявления основополагающих
ценностей в мифопоэтической картине мира М.Ю.Лермонтова;
феноменологический метод - для анализа феномена творящей личности в
культуре и рассмотрения творчества как феномена художественной культуры;
метод бинарного моделирования для анализа структурно- и
смыслопорождающих бинарных оппозиций в мире поэта.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-
Определены теоретико-методологические основания изучения мифопоэтической картины мира в творчестве М.Ю. Лермонтова; обосновано использование мифопоэтического подхода и метода бинарного моделирования мира как базовых в исследовании картины мира поэта.
-
Картина мира в творчестве М.Ю. Лермонтова представлена как система, формирование и развитие которой связаны с влиянием мировой и национальной мифопоэтики, стилеобразующими тенденциями литературной эпохи и мифологической природой художественного творчества.
-
Определены функции и роль мифопоэтической картины мира М.Ю.Лермонтова в исследовании особенностей историко-культурной эпохи XIX века с точки зрения специфики репрезентации значимых социально- и культурно-исторических образов (образ поэта, образ Кавказа).
-
Выявлено значение универсалий культуры «добро», «зло» через их диалектическую взаимосвязь и как отражение сознания эпохи, в которой преобладает демоническое начало.
-
Осуществлен анализ особенностей форм взаимоотношений человека с Творцом в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова в рамках бинарной оппозиции человек/Творец с точки зрения определения места и способа бытия человека в культуре через состояния «богоприсутствия» и «богооставленности».
-
Определены особенности культурного типа, репрезентируемого в образе «лермонтовского человека» в рамках бинарной оппозиции я/другой с точки зрения воздействия факторов формирования культурной идентичности и исторических парадигм мировоззрения (образ Печорина рассмотрен как тип русского европейца), которые, с одной стороны, находят отражение и обоснование в художественной культуре, а, с другой, через данную форму культуры транслируют определенное миропонимание и способ жизни.
Положения, выносимые на защиту:
1. Использование мифопоэтического подхода к исследованию творчества
М.Ю. Лермонтова позволяет выявить специфику художественного воплощения
мифологического содержания в его творчестве через установление
архетипических и символических связей творчества поэта с фольклорно-
мифологической традицией, с сакрализованными и культурными текстами.
Метод бинарного моделирования мира позволяет выявить систему бинарных оппозиций (земля/небо, человек/Творец, я/другой), имеющую центральное структурное и смыслопорождающее значение в мифопоэтической картине мира поэта и связанную с феноменом смыслообразования в культуре в целом.
2. Системный характер культуры предопределяет системность
мифопоэтической картины мира поэта, связанной с мифологической природой
художественного творчества. Картина мира поэта сочетает традиции мировой
мифологии (мифологическое мышление, мифологический символизм,
бинарность как способ описания мира), представления национальной картины
мира как синтеза языческого и христианского начал (представления о пространстве и времени, архетипы поля и степи, архетипический сюжет странствия, обряд инициации; деление мира на горний и дольний, традиции иконопочитания, представление о человеке как о личности, носящей образ Ьожии и др.), отражает стилеобразующие тенденции литературной эпохи -романтизма и реализма.
3. В мифопоэтической картине мира поэта через процессы трансляции и создания мифа репрезентируются значимые социально- и культуоно-исторические образы (образ поэта, образ Кавказа), отражающие особенности истории и культуры России XIX в. Восприятие личности М.Ю. Лермонтова в русской культуре стало источником ее мифологизации: миф о М.Ю. Лермонтове транслирует особое представление о поэте в русской культуре, которой свойственно наделение писателей и поэтов высоким статусом пророков, носителей вечных истин.
В своем творчестве М.Ю. Лермонтов создает миф о Кавказе как о сакральном пространстве, сочетающий в себе мифологическое (мировая гора) и христианское представление (Кавказ как храмовое пространство). К теме Кавказа, Востока М.Ю. Лермонтов обращается в рамках типологического постижения культур: через сопоставление культур Востока и Запада осмысливается специфика культурного типа России.
м J' ^НаЧение УнивеРсалий «добро», «зло» в мифопоэтической картине мира М.Ю. Лермонтова соотносимо с духовно-нравственными проблемами эпохи и отражает тенденцию утраты личности в целостности и истине, в смысле добре и вере, Боге и концепцией теодицеи, которая концептуально выражает дихотомию этих универсалий в рамках христианской аксиоматики
5. Типологические особенности культуры находят выражение в бинарном позиционировании мира как отражение способа бытия человека в культуре В рамках бинарной оппозиции поэт/Творец, человек/Творец в мифопоэтической картине мира М.Ю.Лермонтова представлено отношение эпохи к трансцендентному через состояния «богоприсутствия» и «богооставленности» В рамках бинарной оппозиции поэт/Творец связь поэта с Творцом неразрывна и непреложна. В рамках бинарной оппозиции человек/Творец отношения разнообразны, реализуются через молитву и исповедь. Жанр молитвы отражает каноническое представление об этой форме общения с Творцом В жанре исповеди намечается тенденция отхода от Творца. Художественное сознание поэта отражает свойственную культуре эпохи тенденцию изменения отношения к сакральному.
6. В мифопоэтической картине мира поэта тип одинокого героя в культуре раскрывается через метаоппозицию Я/Другой, отражающую диалог человека с культурой. «Лермонтовский человек» репрезентирует тип личности транслирующий специфическое миропонимание и образ жизни и, в то же время, отражающий особенности культурной идентичности и исторические парадигмы мировоззрения эпохи XIX в. Так, «Я» Печорина сознательно
устраняется от всякого «Другого», в связи с чем, смысловое напряжение в
Гр:їен„ьгИМНаРг:п"0Ш03ИЦИИ ^^ ВСЄГДа — -сГальн выраженным. Герои воплощает культурный тип «русского европейца» Особенность Печорина как «русского европейца» заключается в тоГчто по отношению к родной культуре он является «чужим», «другим» и не находит для себя в мире «родного» ему культурного пространства
Теоретическая значимость проведенного исследования состоит в том что его результаты вносят определенный вклад в теоретико-культурологические исследования, изучение истории русской культуры, в том числе, в рассмотрение
текстГГсТ В КУЛЬТУРЄ' МЄТ0ДО и М«У анализа и интерпретации текста. Диссертационное исследование позволяет проследить особенности функционирования творчества в культуре, выявить системный характер картины мира в творчестве, проследить репрезентацию творчества в диалоге "
Культурой ЭПОХИ. дисшиїс с
Практическая значимость определяется возможностью использования
"Z йдиГтации в культурной практике' культ^ной "
направленной на изучение, сохранение и воспроизведение культурных ценноСтеи, имеющих как национальное; так и Робще1ровоеКУ^нЗие
~1ТССЄРТатИ ШГУТ 6ШЬ -кованы при подготовке основньГи
ГтераЗьГхТХ^Г Ш "РШ И ИСТРИИ КУЛЬТУРЫ' ИСТОР РУС*»*
спеЗгГ f ' В Ра00ТЄ спе«саРв, спецкурсов в рамках высшего и
среднего образования, написании соответствующих учебных и учебно"
методических пособий. учеино
Апробация работы. Основные идеи и результаты исследования в форме докладов были представлены „а методологических семинарах Института филологии и межкультурной коммуникации ЗабГГПУ а таюке в
а" СбРНИКе НЭУЧНЫХ ТРУДВ: <<ТРИ Века РУ' литературы: uZZZLZr Г" (Москва-ИРкУ, 2005); обсуждалис/'на ЛрпГ тбщеРССИИСКИХ' межрегиональных конференциях: «Интерпретация текста: лингвистический, литературоведческий и
Орехово Зуево, 2010); «Архетипы, мифологемы, символы в художественной картине мира писателя» (Астрахань, 2010); «Актуальные проблемы ф»
обшТо. У Ц0ВГ,' 2010)" П ТЄМЄ исследа-ния опубликовано"" общим объемом 4,2 п.л., из них 4 статьи - в журналах, рекомендованных ВАК
Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав
заключения и библиографического списка. '