Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Свестельник Зинаида Владимировна

Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни
<
Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Свестельник Зинаида Владимировна. Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни : диссертация ... кандидата искусствоведения : 24.00.01.- Владивосток, 2006.- 168 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-17/52

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ЭСТЕТИКА ИНТЕРЬЕРА: ПОНЯТИЯ И ПОДХОДЫ 14

1. Некоторые принципы художественно-эстетической организации интерьера 14

2. Культурные традиции в художественно-эстетической организации среды 31

ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИСКУССТВЕННОЙ СРЕДЫ В КОНТЕКТСТЕ КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ 41

1. Принципы организации искусственной среды в контексте духовной культуры 41

1.1. Мифология и фольклор об архитектуре и строительстве 41

1.2. Философско-религиозные и рациональные основы традиционного жилища 43

1.3. Культурные основы организации ландшафтной среды 47

1.4. Визуально-образная, предметная и цветовая символика в китайской культуре 50

2. Традиции китайской архитектуры и садово-паркового искусства в историческом контексте 59

3. Традиции китайского интерьера в историческом контексте 74

4. Колористические традиции китайской архитектуры и интерьера 84

ГЛАВА 3. КУЛЬТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ В СОВРЕМЕННОМ КИТАЙСКОМ ИНТЕРЬЕРЕ 94

1. Архитектурно-пространственный компонент интерьера ресторанов национальной кухни ресторанов национальной кухни 94

1.1. Элементы «архитектуры светского здания» 95

1.2. Элементы «дворовой архитектуры» 103

1.3. Элементы «садово-парковой архитектуры» 105

Параграф 2. Предметное наполнение интерьера ресторанов национальной кухни 108

Параграф 3. Традиционная символика и колористическая гамма интерьера ресторанов национальной кухни 117

3.1. Визуально-образная символика 117

3.2. Колористическая гамма 121

Парагараф 4. Принципы художественно-эстетической образности интерьера ресторанов национальной кухни 12 5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 145

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 153

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Сегодня в мире достаточно остро стоит проблема сохранения и воспроизводства традиционной национальной культуры. В ее решении активно участвуют современное искусство, эстетика и дизайн. Сохранение и пропаганда национальных традиций их средствами могут принимать разные формы. Широкими возможностями в создании тематических художественно-эстетических композиций располагает деятельность в области оформления интерьера. Одним из сюжетов художественно-эстетической организации интерьера служат традиции национальной культуры [41, 90, 100, 156, 169].

Обращение к опыту использования традиций национальной культуры
современным китайским искусством интерьера не является случайным. Для
последних двух десятилетий китайской истории характерны масштабные и
комплексные изменения во многих социально-экономических сферах, бурный
технико-технологический прогресс, активизация политических и

экономических контактов Китая со странами Запада. Это время интенсивного выхода Китая в интернациональное культурное пространство. Традиционная китайская культура становится все более популярной и востребованной в мире, в частности, в сферах искусства, эстетики и дизайна [41, с. 78-109; 141; 156].

Китай - одна из тех стран, где традиционные стереотипы, формировавшиеся в течение тысячелетий, во многом сохраняют свое значение и сегодня. Достаточно ярко и разнообразно представлены элементы традиционной культуры в художественно-эстетическом оформлении интерьера. В этой области наиболее интересными объектами для специального изучения являются рестораны национальной кухни. С точки зрения практической эстетики и дизайна ресторан представляет собой чрезвычайно благоприятное поле для творческой деятельности. Функциональная специфика ресторана как предприятия общественного питания позволяет очень широко варьировать и тематику художественно-эстетического оформления интерьера, и приемы ее

реализации [141]. Ресторан же национальной кухни самой своей специализацией определяет ориентацию на использование в интерьере мотивов традиционной культуры.

В Китае традиции питания, имеющие многовековую историю, неразрывно связаны с эстетикой окружающей среды. Принятие пищи было ритуалом, который требовал соответствующего декоративного оформления [28, с. 368]. В современной китайской культуре наблюдается тенденция к сохранению этого стереотипа, что находит, в частности отражение в том внимании, которое уделяется оформлению интерьера ресторанов национальной кухни [168, 171, 172, 184, 188, 192, 197]. Анализ композиционно-художественных концепций интерьера позволяет в определенной мере понять эстетические приоритеты и тенденции культуры сегодняшнего Китая.

Степень разработанности темы исследования надо определять исходя из общего теоретического и методического уровня развития современного искусства интерьера и дизайна. Эти области сегодня, особенно в России, являются творческой деятельностью в большей степени практического, нежели теоретического плана. В темпах и качестве аналитических обобщений, концептуальных разработок дизайн и искусство интерьера пока отстают от своих эмпирических достижений. В определенной мере это относится к таким проблемам, как закономерности и особенности формирования искусственной среды, композиционная структура среды, в частности интерьера, подходы и приемы художественно-эстетической организации среды [35; 36, с. 2; 75; 88; 110; 114; 118, 143]. Отдельные научные исследования, выполненные российскими специалистами, посвящены проблеме использования в дизайне традиций национальной культуры [99].

Можно назвать ряд российских публикаций научно-популярного уровня на тему включения в средовой дизайн и искусство интерьера традиций именно китайской культуры [1; 41, с. 78-109]. Эти работы, однако, не носят аналитического характера и направлены, главным образом, на популяризацию

китайского стиля в художественно-эстетическом оформлении и на описание конкретных дизайнерских проектов.

Значительная серия публикаций китайских авторов посвящена истории традиционной архитектуры и интерьера. Материалы этих работ были использованы в исследовании для выявления и характеристики основных традиций организации искусственной среды в китайской культуре [174, 175, 177,178,179,180,181,189,190].

Особо надо выделить публикации, темой которых является интерьерный дизайн. По мнению специалистов, он существует в Китае в качестве профессиональной отрасли с конца 50-х гг. XX в. Авторы подчеркивают неразрывную связь современного дизайна с национальными традициями, необходимость их активного использования в интерьере, приводят примеры интерьеров, выполненных в национальных традициях [195, 187]. Ряд статей посвящен специально дизайнерскому оформлению ресторанов [188, 192, 197]. Общими особенностями публикаций являются описательный характер и в значительной степени декларативный стиль. Эти работы не дают систематизированной аналитической оценки использования традиционных элементов в современном интерьере с позиций его структуры, художественной образности, ведущих и второстепенных тенденций.

О большом интересе к оформлению интерьера ресторанов национальной кухни в Китае свидетельствует выпуск серии прекрасно иллюстрированных каталогов-справочников. В данном исследовании они выполняют роль источника, поэтому их характеристика дана ниже.

В процессе работы над темой исследования оказались также полезными публикации по истории китайского декоративно-прикладного искусства, в частности, тех его видов, которые связаны с традиционным интерьером [170, 193, 196].

В целом, тема диссертационного исследования относится к мало разработанным направлениям современного искусствознания и дизайна.

Объектом исследования является современное китайское искусство интерьера.

Предмет исследования - культурные традиции в современном китайском искусстве интерьера.

Цель исследования - выявление тенденций и принципов использования культурных традиций в современном китайском искусстве интерьера (на примере ресторанов национальной кухни).

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

1.Обобщить теоретические разработки в некоторых областях современного дизайна, искусствознания и традиционной культуры для формирования понятийной, логической базы, методики и целевых установок исследования.

2.Систематизировать знания о традициях организации искусственной среды в контексте временного развития китайской культуры.

3.Выявить основные характеристики структуры интерьера современных ресторанов национальной кухни в Китае; выделить те компоненты и элементы структуры, которые отмечены признаками традиционной культуры.

4.0пределить основные принципы и подходы к использованию традиций национальной культуры для формирования художественно-эстетической композиции интерьера.

Географические рамки исследования - территория современного Китая, а точнее, наиболее известные мегаполисы Пекин, Шанхай, города Гуанчжоу, Хайкоу. Это крупнейшие в стране экономические и культурные центры имеют длительную и богатую событиями историю, уходящую корнями в те периоды, когда формировались многие стереотипы национальной культуры. В гг. Пекине и Шанхае сосредоточены известные историко-культурные памятники Китая, представляющие значительный интерес в плане изучения традиций организации искусственной среды.

Хронологические рамки исследования - 80-е гг. 20 в. - текущее десятилетие XXI в. В исследование включены материалы по интерьерному дизайну ресторанов, построенных в данный временной интервал. Период с 80-х

гг. XX в. до настоящего времени характеризуется динамичным развитием в Китае пространственного и предметного дизайна.

Круг источников, которые используются для решения поставленных в исследовании задач включает две группы.

Первую группу составляют прямые и косвенные источники по интерьеру современных ресторанов национальной кухни в Китае. Прямые источники представлены теми ресторанами, которые были непосредственно обследованы автором. Число таких объектов - 45. Исследования интерьерного дизайна ресторанов проводились в 2002 - 2005 гг. в гг. Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Хайкоу. В качестве косвенного источника информации по интерьерному дизайну ресторанов национальной кухни используются специальные иллюстрированные каталоги-справочники [172, 182, 184, 185, 186]. Они содержат подробное профессиональное описание и фото-материалы интерьера 40 ресторанов в гг. Пекине, Шанхае, Гуанчжоу, Хайкоу. В исследование включены данные по 35-ти ресторанам из этих каталогов. Общее число ресторанов, составивших основную источниковую базу исследования - 69.

Вторую группу представляют собой прямые и косвенные источники по традициям организации искусственной среды в Китае в различные культурно-исторические периоды. Прямыми источниками являются некоторые наиболее известные памятники истории и культуры периодов Мин (1368 - 1644 гг.) и Цин (1644 - 1911 гг.). Это императорские дворцы в гг. Пекине и Шэньяне, погребальный комплекс императора Нурхаци в г. Шэньяне, садово-парковые ансамбли в гг. Сучжоу и Шанхае, храмовые комплексы в гг. Пекине, Шанхае. Эти объекты дают представление об архитектурно-конструктивных и архитектурно-композиционных традициях, об элементах предметного наполнения внутренней среды, о цветовых гаммах архитектуры и интеръера зданий светского и культового назначения времени наибольшего расцвета императорского Китая и его культуры.

В качестве косвенного источника информации по историческим традициям архитектуры и интерьера использованы произведения китайской

художественной литературы периодов Сун, Юань, Мин и Цин [78, 89, 107, 108]. В новеллах, повестях и романах фоном для сюжетного действия часто служат описания построек различного назначения, торговых лавок и харчевен, садов и парков, беседок, внутреннего убранства жилых домов и т.п. Эти характеристики не являются систематизированными и детальными, но благодаря своей исторической достоверности представляют интерес в контексте данного исследования.

Как дополнительный косвенный источник сведений о китайских архитектурно-интерьерных традициях могут выступать произведения средневековой живописи периодов Тан, Сун, Мин и Цин- картины пейзажного и бытового жанров. Для живописных произведений китайских мастеров характерна точность деталей в изображени различных архитектурных сооружений, внутреннего убранства дворцов, усадеб [40, 166].

Теоретические основы исследования. Для задач исследования важны некоторые теоретические позиции в области изучения культуры и ее традиций, предложенные в работах С. Арутюнова, Э.Маркаряна, Б. Бернштейна, К. Чистова, Т. Щепанской. Это концепции культуры, традиции, этнической культуры, предметного кода культуры [6, 14, 68, 69, 111, 115].

В работах В. Арсланова, А.Лосева, М. Бахтина, и других трудах по эстетике и искусствознанию наибольший интерес в контексте данного исследования представляют подходы к анализу произведений искусства, концепции художественной образности и семантики в искусстве [5, 11, 23, 24, 25, 34, 63, 64, 117]. Проблема образности в архитектуре поднимается Ю. Лиханским. Ряд положений, выдвигаемых этим автором, может быть приложен и к исследованию образности интерьера [62]. Также Использованы разработки по вопросам композиции, колористики, принципам декора, авторами которых являются В. Вереснева и Н. Романова, Т. Козлова и другие специалисты в областях декоративно-прикладного искусства и прикладных технологий [13, 38, 39, 84].

В трудах В. Ранева, А. Ефимова, В. Шимко, Г. Минервина, Е. Жердева, Ю. Назарова, К. Кантора и других специалистов предлагаются концепции и разработки, определяющие содержание и функции современного дизайна, его общность с искусством в основных целевых установках и подходах к их реализации; даются принципы художественно-эстетической организации интерьера [35, 36, 48, 51, 61, 75, 76].

Методологические основания исследования определяются

поставленными задачами и характером источниковой базы. Эмпирические методы, которые использовались при сборе и первичной характеристике источников, - фиксация и описание архитектурных и интерьерных объектов и их признаков. Методы более сложного, аналитического уровня, нацелены на интерпретацию фактических материалов (источников) исследования.

Для выявления тенденций и особенностей временной динамики искусственной среды и ее традиций в культуре Китая используются элементы и сторико-сравнительного подхода.

Для характеристики интерьера ресторанов китайской кухни с позиций присутствия в ней признаков традиционной культуры используются некоторые принципы структурного анализа [121]. Интерьер рассматривается как композиционная структура, состоящая из определенных компонентов и элементов. Определяются функция, значение и взаимосвязь выделенных компонентов и элементов целостной художественно-эстетической композиции.

Для определения значимости, «удельного веса», тех или иных признаков интерьера используются некоторые приемы количественно-статистического анализа. Данные о частоте встречаемости всех существенных для нашего исследования признаков систематизированы в таблицах-матрицах №№ 3-8 (Приложение). Учитывая то, что общее число исследуемых объектов (ресторанов) не достигает 100, мы не можем применить методы собственно математической статистики для обработки данных и оперируем только абсолютными количественными показателями [4]. Они позволяют отметить

основные тенденции в распределении признаков, выявить ведущие, характерные и редкие черты современного интерьера в традиционном стиле.

Новизна исследования состоите:

Во-первых, в научный оборот вводятся материалы источникового характера по современному китайскому дизайну, а именно искусству интерьера в традиционном национальном стиле.

Во-вторых, проведена систематизация структурных характеристик современного китайского интерьера с позиций выделения в нем элементов традиционной культуры.

В-третьих, проанализированы и обобщены основные принципы и подходы использования традиций национальной культуры в художественно-эстетической организации современного китайского интерьера.

Положения, выносимые на защиту:

1 .Современное китайское искусство интерьера широко использует традиции национальной культуры, что показано на примере ресторанов национальной кухни.

2.Художественно-эстетическая организация интерьера сочетает традиционные подходы к композиции и творческую интерпретацию культурных канонов. Интерпретация проявляется в избирательности и синтетическом сочетании традиционных элементов, их стилизации и модификации.

3.Основным содержанием сюжетов художественно-эстетической организации интерьера является светская культура Китая периодов Мин и Цин. Подчиненное значение имеет сюжет соединения культуры Востока и культуры Запада.

Структура исследования определяется поставленной целью и конкретными задачами. В структуру входят введение, три главы, заключение и Приложение. Содержание глав соответствует задачам исследования. Приложение содержит иллюстративные материалы в виде фотографий,

графических рисунков, карт, а также таблицы-матрицы с качественными признаками интерьера исследованных ресторанов.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что рассматриваемые материалы и полученные результаты представляют интерес для современного российского искусствоведения и дизайна. В теоретическом плане обобщения по принципам и подходам использования традиций национальной культуры в интерьерном дизайне Китая могут быть полезны для разработки некоторых направлений теории искусства интерьера и дизайна - вопросов структуры интерьера, проблемы художественно-эстетической организации интерьера, темы соотношения традиционных и современных элементов в интерьере и др.

Практическое значение проведенного исследования состоит в возможности применить его результаты к современной дизайнерской практике в России. В последнее время в связи с ростом популярности китайской культуры в мире и, в частности, в нашей стране, востребованы методические разработки по организации интерьера в духе национальных традиций Китая [41, 100]. Выполненное исследование, результаты которого могут быть представлены в виде методического или практического пособия, помогут грамотно и эффективно использовать традиционные элементы в создании «китайского» интерьера предприятий общественного питания, культурных и развлекательных центров и т.п.

Данные исследования также могут быть использованы в учебном процессе на факультетах и кафедрах, специализирующихся в дизайне и искусствоведении. Материалы диссертации могут служить основой для написания учебных пособий, разработки курсов лекций, составления учебных программ и др.

Апробация работы. По теме работы опубликовано 6 статей в российских научных периодических изданиях и научных сборниках. Материалы исследования представлялись в качестве докладов на международной конференции «Тихоокеанская Россия в истории Российской и Восточно-

Азиатских цивилизаций» в Институте истории, археологии и этнографии народов Дальнего Востока ДВО РАН во Владивостоке (июнь 2006 г.), на V международной конференции студентов, аспирантов и молодых исследователей «Интеллектуальный потенциал ВУЗов - на развитие дальневосточного региона России» во Владивостоке в 2003 г., на Ш международной научно-практической конференции «Развитие межкультурных коммуникаций и международного сотрудничества в области моды, дизайна и культуры» во Владивостоке в 2005 г.

Некоторые принципы художественно-эстетической организации интерьера

Искусство оформления интерьера имеет длительную историю, являясь частью общей истории организации искусственной среды, предназначенной для тех или иных процессов жизнедеятельности [10, 65, 104, 143, 150, 154]. Сегодня интерьер рассматривается как внутреннее пространство архитектурного сооружения; искусственно созданная и эстетически осмысленная среда жизни человека [42, с. 87]. Оформлению интерьера уделяется особое внимание начиная с конца 19 - начала 20 вв., когда происходит формирование дизайна как особого вида творческой деятельности, основанного на использовании принципов искусства, науки и прикладных технологий и направленного на функциональную и эстетическую гармонизацию окружающего пространства и его предметного наполнения [22, 48, 51, 77]. Сегодня дизайн понимается как вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах. Арсенал проектных средств дизайнера подчинен выявлению общекультурного, художественно-образного понимания проблем предметного мира и мира коммуникации. Цель дизайна -удовлетворение разнообразных потребностей человека, включая потребность в культурной идентификации, эффективная организация предметной и информационной среды жизни и деятельности на основе художественно-образных моделей [61, с.б].

В современном дизайне выделяется сфера, связанная с организацией, художественно-эстетическим оформлением внутреннего пространства помещений. Она определяется как дизайн интерьера. Поскольку значительный акцент в этой деятельности ставится на достижении художественно-эстетического эффекта, правомерно вести речь об искусстве интерьера. Тем самым подчеркивается тесная связь творчества в области эстетической организации пространства с искусством.

Дизайн интерьера, или искусство интерьера, включает ряд направлений в зависимости от функционального контекста внутреннего пространства. Это может быть пространство в зданиях (архитектурных объектах) жилого, административного либо общественного назначения. Функция архитектурных объектов общественного назначения - осуществление различных процессов, суть которых сводится к общественному потреблению материального или духовного продукта. Виды помещений этого ряда можно сгруппировать по схожести условий проведения общественного обслуживания - зрелищные, учебные, торговые, экспозиционные, рекреационные, общественного питания [35, с.129-131; 88, с.85-89]. Соответственно, и особенности интерьера данных помещений будут определяться их функцией. Функциональный контекст того пли иного внутреннего пространства должен быть важнейшим ориентиром в деятельности дизайнера интерьера. Фактическим полем нашего исследования служат интерьеры и особенности их художественно-эстетической организации в объектах общественного питания ресторанного типа.

Важнейшим качественным свойством интерьера, определяющим и его художественно-эстетическую организацию, является структура. Под структурой подразумеваются те части, элементы, компоненты, которые, с одной стороны, образуют интерьер и обусловливают его целостность, и на которые, с другой стороны, интерьер может быть расчленен в процессе его создания либо последующего анализа. Структура присуща любому художественному, художественно-эстетическому произведению. Она «...раскрывает логику построения художественной системы, обеспечивает...прочность композиции» [13, с. 82]. Сегодня нет общепринятого формального определения понятия «структура интерьера». Однако сама эта логическая конструкция в том или ином виде присутствует в теоретических и методических работах по современному дизайну. Приведем ее некоторые варианты.

Мифология и фольклор об архитектуре и строительстве

К самым ранним источникам, содержащим упоминания о жилых постройках, дворцах, садах и парках, относятся записи древних китайских мифов. Эти версии, создававшиеся с 8 в. до н.э. по 7 в. н.э., включают не только дошедшие из до-письменной и до-государственной эпохи мифологические предания, но и многочисленные более поздние наслоения - различные дополнения, изменения, коррективы, и т.п. Первым сводом мифов и легенд считается «Книга гор и морей» («Шань Хай Цзин»), написанная в 8 - 3 вв. до н.э., в период царства Чжоу. Ряд мифов посвящен жизни и деяниям древнейших властителей -полубогов, полулюдей, правивших в незапамятные времена в Поднебесной и положивших начало позднейшим царским и княжеским династиям. Это в какой-то мере являлось отражением исторических событий, предшествовавших образованию во 2 тыс. до н.э. первого китайского государства Шан, известного как по летописным источникам, так и по археологическим памятникам [59, с.84-142; 119].

Согласно мифологической версии, легендарный государь Яо, совершивший множество добрых дел для народа, жил во дворце, скорее напоминавшем хижину, крытую камышом. «Столбы и балки в ней были сделаны из неотесанных стволов...» [119, с.125-126]. Но при этом дворец-хижина имел каменную лестницу. Возможно, подобным образом выглядели ранние дворцовые постройки Китая. Другой правитель, верховный владыка четырех стран света Хуан-ди имел несколько столиц. В горах Куньлун находилась его нижняя столица, где стоял «...величественный и прекрасный дворец,....окруженный пятью стенами и двенадцатью башнями» [119, с.82]. Другой его дворец стоял на горе Цинъяошань (в современном уезде Синьянъ, провинция Хэнань). Во владениях Хуан-ди находились и «.. .знаменитые висячие сады сюанъпу. Это был самый большой парк на земле. Он был расположен очень высоко, как будто висел в облаках...» [85, 119, с.82]. Интересно, что именно Хуан-ди, согласно некоторым преданиям, «...научил людей строить дома, в которых можно было укрыться от ветра, дождя и холода» [119, с. 113]. Во дворцах, по древним преданиям, обитали боги, небесные феи, драконы и прочие фантастические существа. Например, в прекрасном, но холодном лунном дворце обречена жить вечно в одиночестве коварная фея Чанъэ, наказанная богами за обман своего мужа - небесного стрелкаИ[П9, с.148-154].

В китайском фольклоре также есть сюжеты, связанные в какой-то мере с архитектурой и строительством. Примерно к 7 веку до н.э. относится легенда о волшебном мастере Лу Бане, в совершенстве знавшем строительное дело. Согласно традиции, Лу Бань покровительствовал столярам и плотникам, каменщикам, малярам. Ему приписывают множество полезных изобретений. Благодаря Лу Баню появилась особая технология скрепления бревен с помощью клиньев. Он же научил людей изготавливать и навешивать на домах деревянные двери. Лу Бань, по легенде, построил немало знаменитых дворцов, храмов и мостов [101, с.148-152].

Элементы «архитектуры светского здания»

Наибольшей репрезентативностью отличаются те элементы, которые в той или иной мере воспроизводят базовые черты традиционной архитектурной конструкции - ордерную систему, потолок, стены, стилобат.

Архитектурный ордер. Как было показано в Главе 2, архитектурный ордер, включающий колонны, доугуны и балки, играет основную роль в структурной организации пространства. С точки зрения архитектурной массы, наиболее представительным элементом ордера являются колонны. В интерьерах ресторанов можно выделить два вида колонн, различных по своей функции и месту в общей пространственной и эстетической композиции.

Первый вид - колонны традиционного стиля, подчеркнуто изящные, тонкие, имеющие классические для китайской архитектуры пропорции. Такие колонны, зафиксированные в интерьерах 10-ти ресторанов, всегда выполнены из дерева либо имитирующего его материала и покрыты красной краской и имеют базу в виде прямоугольной плиты либо ступенчатую, с рельефным декором. В интерьере они играют чисто декоративную, композиционную роль. Расположение колонн в пространстве зала может быть различным и не соответствовать архитектурному канону. Так, в ресторане Shanghai Meiyuancun несколько красных лакированных колонн, соединенных между собой стилизованными балками, образуют ряд вдоль одной из стен зала. Есть примеры, когда в композицию интерьера вписаны две или три декоративные колонны. Колонны данного вида могут сочетаться с другими элементами традиционного ордера (доугунами, балками).

Колонны второго вида изначально выполняют конструктивную, несущую функцию в данном архитектурном сооружении. Строительно-архитектурная конструкция с использованием колонн согласуется с историческими канонами китайского зодчества. Колонны в современных помещениях располагаются обычно рядами, но при этом всегда отличаются от традиционных колонн своими пропорциями. Они объемные, массивные, горизонтальное сечение может быть круглым либо квадратным. В интерьере исследованных нами ресторанов национальной кухни колонны данного вида сочетают функциональную и декоративную, или декоративно-символическую роли. Их декоративная и знаковая составляющие всегда подчеркнуты внешним оформлением. Во-первых, несущие колонны имеют базу, выполненную в традиционной либо стилизованной манере. В последнем случае база акцентирована только условно, приемом обшивки тела колонны гладкими деревянными или имитирующими камень панелями. Во-вторых, сами колонны декорируются различными способами, подчеркивающими традиционный культурный контекст. Это может быть обшивка панелями с художественной резьбой, иероглифическими надписями, украшение стилизованными решетками, рельефными символическими изображениями (драконами), драпировка тканью золотисто-желтого или красного цвета и тому подобное. Иногда декор колонн сочетает традиционные и современные элементы, такие как обшивка панелями из матового или зеркального стекла. Таким образом, колонна, изначально являющаяся функциональным элементом архитектурной конструкции, с помощью дизайнерских приемов становится и композиционным элементом, «работающим» на создание целостного художественно-эстетического образа. В некоторых случаях функционально-декоративные колонны сочетаются с другими элементами классического ордера следовательно, сами могут рассматриваться как элемент ордера, однако и в значительной степени трансформированный по сравнению с исходным историческим образцом. Отмечены единичные примеры сочетания в одном интерьере колонн двух видов - функционально-декоративных и традиционных декоративных - в интерьерах The Horizon Chinese, Shanghai Meiyuancun (Рис. 31).

Похожие диссертации на Культурные традиции в современном искусстве интерьера Китая : на примере ресторанов национальной кухни