Введение к работе
Актуальность темы исследования. В конце XX - начале XXI вв не только в России, но и в других странах мира стали появляться различные симптомы кризиса культуры Они проявляются, прежде всего, в процессах коммерциализации и криминализации различных форм и видов культурной деятельности общества Общий процесс глобализации на планете усиливает необходимость многих стран и этносов сохранять свои культурные традиции и передавать их будущим поколениям
Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от народа к народу, от эпохи к эпохе Социальная память является неотъемлемым элементом культуры Фундаментальное значение культуры состоит в том, что она, имея сложную структуру, определяет содержание феноменов социальной памяти и оказывает влияние на человека, семью, нацию, этнос, народ и т д Культура сохраняет социальный опыт человечества в понятиях и словах, формулах науки, разнообразных языках искусства, орудиях труда, обычаях л традициях Кроме культуры, общество не располагает никаким иным механизмом трансляции всего богатейшего опыта, накопленного человечеством
Актуальность исследования обусловлена современным кризисным состоянием культуры В последние годы наше общество охватили сложные и противоречивые процессы обретения новой модели социально-культурной самоидентификации, поиска новых путей развития, стремления к коренной трансформации общего типа цивилизации Особенно ярко эти процессы проявляются в сферах национального самоопределения, в становлении иного типа духовности и культуры Наблюдается разрыв культурной преемственности, отрыв от корней, забвение традиционных ценностей, что обрекает новые поколения на потерю социальной памяти и как следствие, культуры
В условиях коренной ломки российского общества, переоценки ценностей, в резко возросшей информационно-культурной проницаемости границ обнаружилась опасность разрушения привычного мировоззренческого комплекса, распада привычных ценностных норм и самого социального смысла коллективного бытия общества Трансформация языка, утрата традиций, обрядов, символов, знаков - первоэлементов культуры - неизбежно ведут к утрате социальной памяти народа, а, следовательно, и его культуры
Все это представляет тему культуры как социальной памяти человечества актуальной не только в теоретическом плане, но и в чисто практическом аспекте
Степень научной разработки проблемы. Культура - это историческая память человечества, языковая и знаковая система общения, огромная сокровищница знаний, традиций, опыта
Исследование феномена культуры как транслятора социальной памяти осуществлялось на протяжении существования всей истории философской мысли Обращение к этой теме мы находим у Платона, Аристотеля, Плотина, Т Гоббса, Д Локка, И Канта, Г В Гегеля, К Маркса, Ф Ницше, М Хайдеггера, П Риккерта и др Теме памяти посвящены психологические исследования А Г Асмолова, Л С Выготского, А Н Леонтьева, А Р Лурия, Т Рибо, Ж Пиаже, С Л Рубинштейна и др
Культура как сложное многофакторное, многофункциональное интегральное понятие рассматривается в трудах отечественных философов нашего времени Е В Боголюбовой, А В Дахина, Л А Зеленова, М С Кагана, Л Н Когана, В М Межуева
Представления о культурной памяти, которая носит коллективный характер, отражены в работах Я Ассмана, П Хаттона, Э Тоффлера, В Шкуратова, ЛН Люблинской и ЛН Лепилина ЮМ Лотман через семантический анализ определял культуру как коллективную память
Социальная память как общественное явление активно исследовалась в конце 80-х годов XX века В литературе нашли отражение следующие
5 направления предмет философии культуры во взаимосвязи с социальной памятью (Л Н Коган, М С Каган, В А Конев, С И Голенков), социальная память как преемственность в культуре (В М Межуев, В Д Плахов, М К Мамардашвили, Л П Репина, В Б Устьянцев, Е И Кознова, О Т Лойко), информационная функция социальной памяти (Я К Ребане, В В Зибен, Г Н Грязин, Н П Дубинин, И Ф Игнатьева, С В Игнатьев, В Г Афанасьев, А Д Урсул, А Ю Шехонцев), социальная память как отражение культурного опыта (В Л Лехциер, Ю А Разинов, С В Воловьева) Данная тематика представлена не только в монографиях, но и диссертационных исследованиях Закликанский, ПА Историческое время и историческая память /ПА Закликанский // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - М, 1999, Молдобоев, К Б Этносоциальная память /КБ Молдобоев // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - СПб, 1995, Назарова, МП Социальная память как предмет социального анализа /МП Назарова // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - Волгоград, 1997, Терещенко, Н А Социальная память как продукт и фактор исторического развития /НА Терещенко // Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук - Казань, 2002
Однако освещение темы культуры как социальной памяти человечества носит отрывочный характер Современная философская наука и культурология не дают целостного представления о культуре как социальной памяти человечества
Анализ современного состояния исследований по проблемам культуры и социальной памяти позволяет сказать, что, несмотря на обилие работ по данной проблематике недостатки просматриваются, прежде всего, по линии понятийно-терминологической а) до сих пор не сложилось единого, общезначимого понимания культуры, поскольку в состав культуры продолжают включать и такие явно антикультурные явления как фашизм, терроризм, преступность, наркоманию, гомосексуализм и т п (А Умланд, Мак
6 Фаул), и б) понятие социальной памяти человечества трактуют как однозначное с такими понятиями как «историческая память», «коллективная память», «этническая память» и т п
Все встречающиеся в литературе характеристики культуры как памяти (исторические, этнические, культурные и пр) являются всего лишь фиксациями социальной природы культуры Важна дифференциация социальной памяти и генетической Поэтому культуру как историческое, социальное вторичное образование мы и трактуем как социальную память человечества Все иные ее характеристики в этом (мемориальном) аспекте могут рассматриваться как виды, формы, модусы ее родового значения как социальной памяти
Все это дает основания саму проблему культуры и социальной памяти представлять как дискуссионную не только на уровне обыденного сознания, но и на уровне научного осмысления данной проблемы Это, в частности, и определяет попытку автора внести свой посильный вклад в исследование названных выше вопросов
Предмет исследования. Предметом исследования выступает культура как сложное динамическое образование, имеющее социальную природу и выражающееся в социальных отношениях, направленных на создание, усвоение, сохранение и трансляцию идей, предметов, ценностных представлений, обеспечивающих взаимопонимание людей в различных социальных ситуациях
Объект исследования. Объектом исследования выступают средства передачи культуры, язык, знаки, символы, традиции, обычаи, обряды Основным объектом исследования являются базовые типы хранения и передачи культуры вербальные, процессуальные и предметные
Цели и задачи исследования Основной целью настоящей работы является рассмотрение культуры как феномена социальной памяти человечества, выявление и описание механизмов трансляции и хранения культуры как социального опыта во времени
7 Достижение этой цели определило необходимость решения следующих задач
- исследовать концептуальные подходы к определению культуры,
- описать феномены культуры, которые позволяют ей выступать
хранителем и транслятором социальной памяти ог поколения к поколению,
исследовать проблему утраты культурной преемственности, забвения обычаев, традиций, знаково-языковых систем как фактора неизбежной деградации общества и утраты социальной памяти человечества,
выявить, обосновать и проанализировать состав и структуру основных базовых хранителей и трансляторов культуры вербального, процессуального и предметного характера
Теоретико-методологическая база исследования. Культура как социальная память человечества представляет собой многоуровневый и сложно структурированный феномен Для его всестороннего раскрытия были использованы различные методы анализа
- аналитический - позволил рассмотреть философские и научные
определения культуры и социальной памяти,
дескриптивный метод использовался для рассмотрения культуры и социальной памяти в реалиях повседневности,
с помощью компаративистики проведен анализ развития культуры на различных этапах развития социума,
метод структурного анализа был применен для раскрытия феномена культуры и средств ее передачи как социальной памяти человечества во времени и пространстве
Автор, включаясь в анализ проблемы культуры как социальной памяти человечества, вполне закономерно опирался на теоретические исследования многочисленных отечественных и зарубежных ученых, которые трактовали культуру, прежде всего как социальное, надприродное образование, а социальную память - как хранитель и транслятор социального опыта человечества
8 Научная новизна работы. Научная новизна исследования состоит в следующем
- исследован феномен культуры как социальной памяти человечества
на основе культурно-ценностного подхода и расширения диапазона знаний по
этой теме,
- рассмотрены исторические концепции многоаспектного уровня
культуры,
- выявлены способы и формы трансляции культуры как феномены
передачи социального опыта человечества,
- сделаны попытки прогнозирования кризиса современной культуры на
основе фактов, вносящих дестабилизацию в базисные структуры ее
трансляции,
- осуществлен типологический анализ основных форм хранения и
трансляции культуры,
- рассмотрены социокультурные функции социальной памяти общества
и механизмы реализации этих функций
Положения, выносимые на защиту:
- культура, являясь исторической категорией, вбирающей в себя
множество значений и символов, которые формировались и трансформировались
на протяжении веков, представляет собой самостоятельный феномен, который
выступает механизмом трансляции социального опыта,
культура как совокупность социальных ценностей является производной от социального опыта, который предстает как интефация социально значимой исторической практики общества,
типологически в первом приближении обоснованы основные формы хранения и трансляции культуры, которые и создают социальную память человечества язык, деятельность и предметно-знаковые образования,
многоплановый анализ феномена культуры позволяет говорить о ее базисных структурах, ответственных за сохранение и передачу социального
9 опыта Язык, традиции, обряды ответственны за сохранение культуры Утрата их трактуется как утеря социальной памяти и, как следствие, культуры,
- общества с разными видами информационных культур (дописьменной, письменной и послеписьменной) вырабатывают свои формы трансляции социального опыта
Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что его результаты дают новую основу для дальнейших разработок по проблеме культуры как социальной памяти человечества в жизни общества
Имеющиеся многочисленные исследования посвящены в основном определению функций культуры, типов коммуникации, способам ее существования в социуме Значительно реже рассматривается тема культуры как социальной памяти человечества, как условие и результат деятельности и общения людей и способ трансляции сокровищницы культурных ценностей Именно эта сторона темы определила проблематику и содержание настоящего исследования
Диссертация расширяет и дополняет диапазон знаний по данной проблеме, а также разрабатывает такие ключевые темы как предметно-знаковые носители и обрядово-процессуальные формы культуры
Содержащиеся в диссертации положения и полученные выводы могут применяться для дальнейшего изучения проблемы культуры как социальной памяти человечества
Материалы исследования могут быть использованы при подготовке учебных курсов по философии культуры, культурологии и философии истории при написании курсовых и дипломных работ Содержание диссертации может быть оформлено как самостоятельный спецкурс
Материалы диссертации могут быть полезны при разработке законов в поддержку культуры
Апробация исследования. Основные научные результаты и выводы диссертации были подготовлены и доложены на Международных научных
10 конференциях Международной Академии интеграции науки и бизнеса в 2004 году «Формы трансляции культуры в современном обществе», в 2006 году «Массовая культура и субкультура в науке и искусстве» в 2008 году на 4-х Федоровских чтениях «Традиции культуры в медицинской науке и практике» Материалы диссертации были апробированы на лекциях студентам МГУ им М В Ломоносова на факультете журналистики в 2007 и 2008 гг По материалам диссертации были подготовлены и прочитаны доклады «Культура мира в эпоху глобализации» на Международной научной конференции «Мир без глобальных катастроф», Кипр, Никосия, 2005, «Культура и язык в современном обществе» на региональной конференции «Москва и регионы - взаимодействие и сотрудничество», Москва, 2008 Опубликован доклад в материалах академического симпозиума «Законы медицинской сферы общества», 2009 год, Н Новгород, ННГАСУ Издана монография «Культура как социальная память человечества», Н Новгород, 2009 Опубликованы статьи «К вопросу о культуре как социальной памяти человеческой общности» Вестник КГУ им Н А Некрасова Кострома, 2009, №1, с 148-151, «Феномен памяти как транслятор социального опыта и познавательной деятельности» Вестник КГУ им Н А Некрасова Кострома, 2009, №2, с 142-144, «Традиция и язык как способы трансляции культуры», Известия РГПУ им А И Герцена С-Петербург, 2009, № 12, с 16-20 Диссертация обсуждена на заседании кафедры философии и политологии ННГАСУ 16 09 09 и рекомендована к защите
Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка
Общий объем диссертации составляет 153 страницы, в том числе список литературы из 184 наименований