Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экзистенциальная культура деятельности Яцевич Ольга Евгеньевна

Экзистенциальная культура деятельности
<
Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности Экзистенциальная культура деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Яцевич Ольга Евгеньевна. Экзистенциальная культура деятельности: диссертация ... кандидата философских наук: 24.00.01 / Яцевич Ольга Евгеньевна;[Место защиты: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Тюменский государственный университет"].- Тюмень, 2014.- 158 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Деятельность как ключевое понятие, выражающее культуру и сущность человека15

1. Генезис понятия «деятельность» и система его смысловых значений 15

2. Менталитет и трудовая деятельность в разных культурах 39

Глава 2. Философема деятельности76

1.Метафизика деятельности.76

2. Обоснование видов деятельности и её значимость с точки зрения некоторых наук98

Глава 3. Творческая деятельность как феномен развития. общества118

1. Феномен экзистенциальной творческой деятельности 118

2. Творчество как механизм культурной эволюции в условиях интегрального человековедения125

Заключение 140

Список использованной литературы

Введение к работе

Актуальность проблемы. Актуальность темы исследования

обусловлена тем, что в современных условиях назрела необходимость
переосмысления человеческой деятельности. Не только философы, но и
ученые других областей науки обеспокоены масштабными последствиями
деятельности человека, которые ставят под угрозу дальнейшее

существование человечества.

На современном этапе развития общества наблюдается все больше
негативных результатов деструктивной, дезорганизующей деятельности, что
приводит к необходимости разработки нового понятия — культуры
деятельности, причем такой деятельности, которая обеспечивала бы
существование человека и всего человечества, сохраняя будущее природы,
планеты, человека, раскрывая потенциал личности и возможности ее
самореализации. Такую культуру деятельности можно назвать

экзистенциальной, так как в ней человек обнаруживает свою особую суть, предназначение, культуросозидающую способность и радикально новый взгляд на специфику бытия. Без культуры деятельности существование биологического индивида было бы возможно, а вот личности — нет. Личностью человек становится лишь в контексте созидательной деятельности.

Созидательная деятельность, являясь особым пластом культуры, способствует развитию и приумножению самой культуры, общества и человечества в целом. Такая деятельность облагораживает личность и обогащает, а сама личность, как действующее лицо, способна ставить высшие цели и утверждать их аксиологическую значимость.

Развитие экзистенциальной культуры деятельности перспективно, так как опираясь на нее, возможно будет не только переосмыслить, но пересмотреть и решить ряд проблем. Предотвратить возникновение проблем,

устранить их тиражирование — вот главная задача, решаемая

экзистенциальной культурой деятельности.

Степень разработанности проблемы. Тема диссертационного исследования находится на пересечении философской, культурологической, лингвистической и психологической проблематики.

Исследование деятельности человека актуализуется из-за неточностей, неясностей и нехватки научно-философской и культурологической литературы в этой сфере. Неясности в изучении проблематики, с одной стороны, вносит недооценка некоторыми авторами теории деятельности, а с другой стороны, существующая теория деятельности не охватывает все метаморфозы и артефакты культуры. Одни авторы рассматривают деятельность как процесс субъектно-объектных отношений, другие как их результат.

Деятельность многими учеными понимается в двух смыслах: узком и широком. Узкое понимание деятельности связано с рассмотрением деятельности с точки зрения движения и сопряжено с пониманием лишь отдельных ее качеств и видов. Широкое понимание деятельности охватывает внутреннюю и внешнюю стороны деятельности, где внешняя сторона взаимосвязана с внешней средой, а внутренняя — являет собой идеальную сторону и включает ценности и смыслы, постановку целей, анализ условий и другие составляющие культуры.

В ХХ веке ученые из разных областей науки заявляют о потребности разработки философской категории деятельности. В 30-50-е годы ХХ века отечественная философия оказывается на подъеме своего развития, намечается интерес к проблемам именно человеческой деятельности. Именно в этот период формулируется принцип «единства сознания и деятельности», разрабатывается теория строения деятельности.

Деятельность, как составляющий элемент реальности изучали в 70-е г. ХХ в (Г.С. Батищев, В.Н. Сагатовский, Э.Г.Юдин, В.П. Иванов, Л.А. Зеленов

и др.). В это же время начинают выходить первые монографии А.В. Маргулиса, М.С. Кветного, К.А. Абульхановой-Славской, статьи, а позже книги М.С. Кагана, В.П. Тугаринова и Ю.К. Плетникова. Деятельность этими учеными рассматривается с позиций социальной философии.

В 80-е годы активно проводятся международные конгрессы по теории деятельности, один из таких конгрессов состоялся в Берлине 3-5 октября 1986 года (в нем принимали участие представители 22 стран). Учеными открываются новые критерии анализа деятельности (Н.Н. Ланге, Н.А. Бернштейн); вводится «трехчленная схема деятельности» (А.Н. Леонтьев). Тогда как в 90 е гг. ХХ века в изучении теории деятельности намечается некоторый спад. И лишь в новом столетии изучение данной теории актуализируется за счет проведения международных конференций и конгрессов.

В новом столетии уместно говорить о культуре деятельности человека,
как способе реализации потенций человека, потому что культура
деятельности включает в себя и культуру понимания, и культуру мышления,
поведения, отношения и т.д. В нашем веке человек отступает от этих правил,
его деятельность зачастую приобретает дезорганизующий, а порой и
деморализующий характер. Экзистенциальная культура деятельности как
новое концептуальное решение должно обрести особое значение, как
самоидентифицирование личности, самоутверждение и сохранение

личности, природы, культуры и в целом человечества.

Деятельность и действия волновали философов со времен Античности и берут начало со времен Протагора, Платона и Аристотеля. Их мысли в этот период носят идеалистический характер. Протагор говорит о человеке, как о мере всех вещей, указывая на созидательный характер человеческой деятельности. Платон оценивает деятельность души, разъясняя, какая деятельность является правильной и ценной. Аристотель классифицирует и объясняет виды деятельности.

В Средние Века человека рассматривают как тварное существо, как микрокосм, который, как и вся его деятельность, цели и интенции подчинены религии — Богу. Теолог Фома Аквинский под бытием понимает действие, которое может быть потенциальным и актуальным. Под потенциальным действием он подразумевает возможное действие, а под актуальным — реализованное действие.

Представители эпохи Возрождения и Нового времени Леонардо да Винчи и Френсис Бэкон, основатель английского материализма, исследуют практическую деятельность и вносят в культурологическую теорию существенный вклад. Френсис Бэкон не только классифицировал науки, но и разработал исследовательский, опытно-индуктивный метод, с помощью которого он рассматривает человека и окружающий мир через «размышление и деятельность ума». Культура для Ф. Бэкона — «результат возделывания души», а финал такого «возделывания» — покорение сил природы, подчинение ее воле и интеллекту действующего индивида.

Немецкие философы Иммануил Кант и Иоганн Готлиб Фихте фундаментально изучают принцип активной деятельности. И. Кант в опыте выделяет два уровня (активности) субъекта, выражающиеся в априорных формах чувства — пространства и времени и «формы мышления», которые соединяются благодаря категориям рассудка и созерцания.

Наиболее точные определения деятельности формулирует Г. В. Лейбниц, который видит в деятельности «первичную субстанцию» и П. Гольбах, пишущий о порочных действиях, мешающих человеку быть активным.

Бихевиористы Дж. Бродес Уотсон, Э. Торндайк, и др. в деятельности
подчеркивают внешнюю среду, выделяя в основном поведенческие

особенности деятельности.

Французский литератор и философ-материалист, К.А. Гельвеций понимает под деятельностью способ бытия человека. Свой основной труд

«Наука логики» пишет Г.В.Ф. Гегель, где рассматривает проблемы природы человеческой деятельности, ее системной связи с мышлением.

Космическую теорию деятельности развивают Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, Д.И. Чижевский, особо подчеркивая осознание человеком того, что он своей деятельностью способен менять облик планеты.

Философы-экзистенциалисты (Н. Бердяев, Л. Шестов, Г. Марсель, Жан-Поль Сартр, Э. Гуссерль, К. Ясперс, М. Хайдеггер, О.Ф. Больнов, Н. Абаньяно, Ф. Хайнеман, У. Баррет, Р. Олсон, и др.) рассматривают деятельность через становление экзистенциального субъекта посредством преобразовательной деятельности.

Мысли и выводы предыдущих философов были использованы и

доработаны в свое время К. Марксом и Ф. Энгельсом, которые совершили
концептуальный переворот в категориальном изучении деятельности.
Гипотезы высказывались еще в ранних работах К. Маркса и Ф. Энгельса, в
которых обозначаются основные признаки активности людей, их действий и
деятельности, касающиеся отношений труда и собственности в

капиталистическом обществе.

После революции деятельность освещается отечественными авторами М.Н. Покровским и Б.И. Горевым в социологической литературе.

Одним из аспектов деятельности является самодеятельность, основы которой формулируют С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев еще в 1922 году.

Деятельность как социальную систему изучают следующие ученые: Т. Парсонс, У. Джеймс, Э.Г. Юдин, Г.П. Щедровицкий, П.А. Сорокин, М.Н. Руткевич, В.П. Фофанов и др. Исследователи М.Я. Басов, И. С. Кон, Б.Г. Ананьев, Л.П. Буева, В.Е. Кемеров и др. исследуют системное представление о личности и вкладывают в него понятие активности.

В ХХI столетии ученые уделяют деятельности особое внимание, так как полагают, что принцип деятельности постепенно сменяет парадигма деятельности. (А.П. Огурцов, С.В. Поросенков). Понятие парадигмы вводит

американский историк Т. Кун, вкладывая в него основные способы решения проблем деятельности человека.

Фундаментальные работы, посвященные становлению понятия

«деятельность» публикует учёный из Новосибирска Е.А. Тюгашев, расследуя некоторые этимологические корни происхождения понятия, без которых невозможно понимание исторических и футурологических особенностей данного феномена.

Представитель Уральской философской школы В.В.Ким,

рассматривает деятельность как систему знаков, позволяющую раскрыть связи языка и мышления, оказывающих неизгладимое влияние на культуру.

Польский ученый Т. Котарбинский говорит о грамматике действий, вкладывая в нее духовную деятельность, практику и жизнь личности. Так как автор праксеолог, то его формулировки в области деятельности касаются эффективности деятельности людей и разработки теории направленной человеческой деятельности.

Информационную деятельность, как одну из разновидностей
деятельности, изучают скандинавские исследователи И. Энгестрём, К.

Кутти, С. Боткер, а так же наши соотечественники— В.Н. Каптелинин и Г.З. Бедный.

Нравственная деятельность является наиважнейшей для сохранения и развития культуры, поэтому она занимает особое положение по отношению к другим видам деятельности, иногда ее называют моральной практикой, духовными действиями, духовным производством (Н.С. Рыбаков, В.И. Бакштановский, В.Н. Сагатовский, Ф.А. Селиванов, О.Г. Дробницкий).

Тюменский автор К.Г. Рожко внес существенный вклад в изучение теории и истории культуры, публикуя в 2009 году монографию «Категория и принцип деятельности», где показал в историческом ракурсе развитие и становление проблемы.

Говоря о деятельности нового тысячелетия, следует помнить об особом
типе научности, который сможет усовершенствовать и развить

экзистенциально-философские и социокультурные практики.

Наука нового тысячелетия находится в постоянном поиске главенствующих характеристик человека и его деятельности, которые могли бы определить его экзистенциальную сущность. Экзистенциальная культура деятельности является радикальным способом рефлексии, отражая становление нового типа личности посредством ее созидательной деятельности.

Объектом исследования является деятельность как необходимый атрибут существования личности, проявляющийся через культуру смыслов и сущностей.

Предметом исследования является экзистенциальная культура деятельности как феномен развития личности и общества.

Целью диссертационного исследования является определение сущности экзистенциальной культуры деятельности, ее содержания, места и роли для сохранения личности и общества.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

  1. Определить роль, сущность и содержание экзистенциальной деятельности как ключевого феномена для формирования культуры и сущности человека.

  2. Раскрыть становление понятия «деятельность» в разных культурах для обеспечения ее дальнейшего развития.

3. Проанализировать некоторые существующие модели созидательной и
деструктивной деятельности, а также ее эволюцию с античности до наших
дней, значимость с точки зрения некоторых наук и виды деятельности.

4. Определить феноменологическую доминанту творческой деятельности
в экзистенциальной культуре.

5. Рассмотреть творчество как один из механизмов развития

экзистенциальной культуры личности в рамках науки об интегральном человековедении.

Теоретическую основу исследования составляют философские труды и отдельные положения работ: Аристотеля, В.Ф. Асмуса, К.А. Абульхановой, Х. Арендт, П. Адо, Н.А. Бердяева, А. Бергсона, М. Вебера, Ю.В. Громыко, Т. Гоббса, Г.В. Ф. Гегеля, В.В. Давыдова, О.Г. Дробницкого, И.А. Ильина, О. Конта, М.С. Кветного, М.С. Каган, С. Кьеркегора, А.Н. Леонтьева, А. А. Леонтьева, Л. ф. Мизеса, В.В. Налимова, С.В.Поросенкова, Б. Рассела, К.Г. Рожко, Б.Спинозы, И.Л. Солоневича, В.Н. Сагатовского, В.С. Соловьева, Е.А. Тюгашева, Э. Тоффлера, В. П. Фофанова, С. Финкельстайн, Ф. Фукуямы, Ю. Хабермаса, Ф.В. Й. Шеллинга, М. Шлика, Л.Н. Шабатура, Э.Г. Юдина, К. Ясперса, и др.

Сформулированные в диссертационной работе основные выводы и
результаты обоснованы и подтверждены комплексным анализом

теоретических исследований по данной теме и смежным проблемам.

В связи со сложностью темы исследования, автором были выбраны и
использованы следующие подходы общефилософского характера:

культурно-исторический подход, раскрывающий истоки и процесс развития
культуры деятельности; аксиологический подход, позволяющий

рассматривать деятельность человека как культурную ценность;

социокультурный, для выделения и исследования новых типов деятельности в экзистенциальной культуре; герменевтический подход, помогающий толковать и понимать смысл и содержание текстов.

Основными были избраны методы: диалектический метод, позволяющий рассмотреть экзистенциальную деятельность в ее целостности через единство сущности и явления; а так же метод теоретического исследования и изложения, отражающий движение научной мысли от неполного знания о деятельности через последовательное углубление и

расширение; сравнительный метод, выявляющий сходства и различия в культурах; общелогические методы и приемы исследования: анализ, выражающийся в разделении деятельности на составные части; синтез — объединение этих частей для выведения нового результата — экзистенциальной культуры деятельности; обобщение, заключающееся в установлении общих свойств и признаков деятельности; методы индукции и дедукции.

Научная новизна диссертационного исследования представлена совокупностью следующих положений:

автор определяет роль, сущность и содержание деятельности. На основе проведенного анализа вводится новое понятие «экзистенциальной культуры деятельности»;

автор осуществляет этимологический анализ становления понятия «деятельность» для раскрытия ее сущности, роли и значения как ключевого феномена, формирующего культуру;

диссертант раскрывает ядро деятельности в разных культурах, доказав, что в них (культурах) происходит единение за счет абсолютных и базовых ценностей, которые являются смыслообразованием культур;

было обосновано, что будущее существование человека и человечества следует понимать экзистенциально, так как культура деятельности нового тысячелетия - информационно-энергопреобразовательная и предполагает, что личность должна качественно осмыслить не только свой внутренний мир, но и пересмотреть иерархию своих ценностей, для обеспечения будущего существования человека и человечества;

выявлено, что классификация деятельности имеет проблемный характер, так как сущность деятельности до конца не раскрыта и составляющие деятельности имеют разноуровневый, многокомплексный характер, а так же зависят от многих факторов, причин и условий;

произведен факторный анализ влияния творчества на общую культуру деятельности человека;

автор определяет феноменологическую доминанту в экзистенциальной творческой деятельности, заключающуюся в таких характерных особенностях как:

-загадочность,

-внезапность и непредсказуемость,

-сложность определения компонентов экзистенциального творчества,

-неустойчивость.

Положения, выносимые на защиту.

  1. Деятельность — нравственное, аксиологическое составляющее ядро любого общества. Развитие общества происходит только в рамках деятельности. Без нее невозможно существование человечества. Формирование, развитие и саморазвитие личности тоже осуществляется в процессе деятельности.

  2. Становление понятия «деятельность» — сложный, нелинейный процесс, определяющийся идеалами и ценностями культуры, которые образуют культурный потенциал того пространства, где она формируется. Культура деятельности формируется исходя из ценностных оснований народа-этноса, поэтому обладает многогранным характером и вмещает в себя множество культур. Однако, это множество культур и народов имеет особое единение в труде, единой идее, в единых целях, задачах и даже в едином бытии.

  3. Культура трудовой деятельности нового тысячелетия — особенная, и не смотря на имеющиеся футурологические концепции, трудно ответить с достаточной определенностью на вопрос, что нас ожидает в отдаленном будущем. Бесспорным остается лишь тот факт, что культура трудовой деятельности Третьего тысячелетия предполагает сильную продуктивную

научную деятельность, где конечный результат видится в сохранении и обеспечении дальнейшего развития личности и общества.

  1. С развитием рыночных обществ, отношение к трудовой деятельности как к социальному явлению меняется. В условиях изменяющегося отношения к труду – меняется и человек. Современная трудовая деятельность полна неопределенностей, классическое понимание труда теряет свою актуальность, так активные виды человеческой деятельности замещаются более пассивными.

  2. Классификация видов деятельности имеет проблемный характер, так как некоторые исследователи не учитывали всех элементов деятельности; одни уделяли больше внимания внутренней стороне деятельности, другие— внешней. Обосновано, что деятельность будет полной (идеальной), если в ней будут учитываться как внутренние, так и внешние элементы культуры.

  3. Интегральное (ноосферное) человековедение смогло бы быть ключом к формированию гармоничного общества и личности. Многополярность и окутанность противоречиями – характеристики современного мира. Интегральное человековедение должно занять особое место в системе знаний и рассеять эти противоречия, для того чтобы личность смогла сохранить, реализовать себя, повысить свой потенциал, сформировать культурный, а затем входящий в нее биосоциальный и даже космопланетарный стержень.

7. Феноменологическая доминанта творческой деятельности
заключается в способности личности продуктивно мыслить и действовать.
Человек как социокультурное существо стремится к постижению сути
мироздания и собственной сущности. Интенция творить на благо,
являющаяся неотъемлемой характеристикой экзистенциальной культуры
деятельности человека, способного видоизменять будущее и понимать
объективную реальность, дает возможность сформировать совершенную
интегральную мировоззренческую картину мира.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в теоретико-методологическом исследовании, раскрывающем аксиологические проблемы человека, его культуры и деятельности в современном мире, расширяет научный аппарат исследования посредством представленных результатов по теории и истории культуры, а именно: разработке нового понятия — экзистенциальной культуры деятельности, ее особенностей, сущности, содержания, роли и значения, а так же способов ее формирования.

Результаты исследования могут применяться в лекционных курсах и семинарах по предметам социально-гуманитарного цикла: философия, теория и история культуры, культурология, социология, антропология и другие. По материалам исследования возможна разработка специального курса, учебных пособий, учебно-методических материалов для учащихся и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования.

Апробация работы. Основное содержание исследования отражено в материалах научных и научно-практических конференций, включая международные (2002-2014 гг.).

Широта представленных научных публикаций позволяет применять предложенные в исследовании выводы для дальнейшего развития экзистенциальной культуры деятельности и решения на базе этого глобальных проблем человечества.

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав (содержащих 6 параграфов), заключения, библиографического списка, включающего 189 источников. Содержание работы изложено на 158 страницах.

Менталитет и трудовая деятельность в разных культурах

В суетной, повседневной жизни люди лишились исконного ощущения чувства единения, ощущение неразделенности с миром, а духовные наставники, деятели искусства, пытаются дать ему новую жизнь, искренне надеясь, что единение избавит человека от ощущения оторванности, невостребованности, ненужности, покинутости — того, что можно назвать одним емким словом безразличием. В буддийской терминологии есть понятие «дукха», обозначающее дисгармонию, т.е. нарушение баланса с миром и, в первую очередь, самим собой. Расплачивается за все это человек, согласно буддизму, из-за того что отучился жить в гармонии с природой.

Избавившись от невежества, себялюбия, направленности внимания на самого себя, злословия, и даже малограмотности, он сможет освободиться не только от страдания, но и обретет полноту жизнепонимания. Говоря словами Мацуо Басё, великого японского поэта, который руководствовался философией буддийской школы Дзен и положил в основу своего творчества принцип «озарения» «все, что ни видишь, — цветок, все, о чем ни думаешь, — луна. Для кого вещи не цветок, тот дикарь. У кого в сердце нет цветка, тот зверь. Изгони дикаря, прогони зверя, следуй Вселенной — и вернешься в нее»1.

В загадочной Индии «мудрость рассматривалась как действие, а действие как мудрость». Ученые мужи из Индии, верили, что человеческая деятельность движется по направлению к четырем целям: «богатству, наслаждению, добродетели и освобождению»1.

Православный же священник он вовсе не подобен даосскому монаху, он не ищет ответы на вопросы, замыкаясь в себе, он полностью открыт, и готов не только к монологу с самим с собой, но и к диалогу, и что, не менее важно, к реальной помощи любому страждущему и вопрошающему. Нередко именно православные священники становились главными героями классических произведений. Это и «Воскресение» Л.Н. Толстого и «Соборяне» Н.С. Лескова. Современные сценаристы тоже стали задумываться над смыслом жизни, многим надоело снимать блокбастеры, и Павел Лунгин представил на суд требовательному зрителю замечательный фильм «Остров», который повествует о жизни монаха-отшельника.

Вернемся к Японии. Почему нельзя не коснуться этой страны, когда речь идет о современной Японии? Потому что для японцев эта тема животрепещуща. Они изначально избрали путь прекрасного и привыкли сопоставлять свои поступки не с понятиями плохого и хорошего, а уродливого и красивого.

Японцы понимают, что тайны скрывает в себе красота, «спасающая мир», и продолжают ее поиск. Благолепие прекращает быть прекрасным, если теряется баланс между душой человека и природой. Внешнее великолепие не может быть полноценно истинным, это для японцев лжекрасота, которая негармонична, что усиливает противостояние между человеком и миром, принося боль и страдание2. Часто японский труд — это созерцательная деятельность, концентрирующаяся в уме отдельного индивида.

Основные ценности японской культуры — это упорядоченность и забота о здоровье, следует особо подчеркнуть, что в Японии самый высокий уровень медицинского обслуживания, гарантирующий высокую продолжительность жизни, обучения и грамотности, работа чередуется с отдыхом, сильные устои порядочности и морали, способствующие формированию таких деловых качеств, как аккуратность, оперативность, исполнительность.

Как различны народы, так и различна их культурная деятельность, характеризующая именно тот народ, который ее осуществляет. Если мы говорим, о японцах, то в первую очередь затрагиваем неспешность, обдуманность, созерцательность их действий.

В России же патриархальная религиозность была всегда связана с интуитивно-чувственными настроениями человека. В.И. Спиридонов в работе «Эволюция взаимосвязи человека и государства», считает, что отечественная «духовность имела характер свойственный пустынножительству, а созерцание исключало творчество как преобразование, все строилось по принципу «на все воля Божья»1. Поэтому мы так отличаемся не только от продуманной Европы, но и размеренной Азии. Зачастую мы пассивно переживание невзгоды, уповая на Бога.

Профессор МГУ имени М.В. Ломоносова А.А. Гусейнов считает, что «человеческое совершенство можно прировнять с созерцательной деятельностью. Разум в такие моменты чист и является самодостаточным»2. Действительно, человек, находящийся в процессе созерцания как бы отключается от реальности и переносит свое сознание в другую реальность, которая необычна, неординарна, наполнена волшебством. Созерцательная деятельность помогает человеку идеализировать сложный, непонятный и порой конфликтный окружающий мир.

В японской же культуре созерцание является особым типом познавательной деятельности, когда человек способен управлять в процессе интуитивного созерцания пространственно-временным континуумом. Созерцание в данном случае представляет собой чувственную деятельность человека.

Американцы, в отличии от японцев и славян наперед обдумывают каждый несделанный шаг и подсчитывают результат своей деятельности.

Истоком такой ментальности Е.М. Щепановская видит в культурном «приоритете семантики мифологического архетипа бога речи, счета, письма и торговли»1. Америку часто называют «королевой информации», т.к. здесь хорошо развиты все средства связи и они легко доступны человеку. Американцы позволяют себе нарушать самые священные табу, ради утверждения своей силы, они сообразительны, владеют в большинстве своем несколькими иностранными языками, контактны и самоуверенны. Их ментальное ядро сформировано.

Совсем в ином свете представляется иностранному обывателю русский человек. Мы не можем не согласиться с исследователями, так как труд на Руси всегда обладал особенными признаками, был отличительной чертой русского национального характера.

Л.Н. Шабатура связывает самобытность русского труда с тем что, «в российских мегаполисах, например, труд в пределах и за пределами производства совмещается. Поскольку в наших мегаполисах существуют огромные массивы частных домов без удобств, мощеных дорог, газа и водопровода, но с огородами, то труд на производстве совмещается с трудом на своем огороде, земельном участке»2. Очень часто русских называют ленивыми, но с этим утверждением можно и поспорить. Испокон веку русские жили в суровых климатических условиях, на огромнейших территориях, на которых без добротного жилья невозможно было бы не только жить, но и трудиться, обрабатывать землю, поскольку была важна урожайность, которую нельзя было сравнить с южными поселениями, на которых снимали по 2-3 урожая в год. Действительно, по техническому оснащению мы отстаем от «прогрессивного».

Метафизика деятельности

Наука увековечила в памяти имена великих творцов, которые внесли вклад в ее развитие. Идеи малых и великих творцов, после того как они становятся достоянием публики, приобретают самостоятельное значение, которое неподвластно более воле создателя. Ученый, породивший идею, не способен более контролировать ее и даже понять какие формы и масштабы она приобретает, по одной лишь простой причине, его детище уже всеобщее.

Формирование научных идей — это тоже человеческая деятельность, которая играет особую роль и направлена на получение конкретных знаний. Изучение науки — это процесс деятельности и изучение ученого в этом процессе, по созданию чего-то нового, полезного, индивидуального. Что же дает нам теория деятельности и экзистенциальная теория в частности? Она выступает сегодня в качестве основы последовательного исторического подхода к научному знанию, а также основы программно-целевого метода. Современная экзистенциальная теория деятельности утверждает, что реальное осуществление акта деятельности возможно только при наличии ответа на основополагающие вопросы, которые содержит язык человечества, возникший на основе орудийно-мыслительной деятельности. Это вопросы: зачем? что? где? когда? как? сколько? и связанный с возникновением науки вопрос: почему? Если нет ответа хотя бы на один из этих вопросов, деятельность не может осуществляться1, хотя отдельные ее фрагменты имеют место быть. Орудийно-мыслительная деятельность тесно связана с философской. Философская деятельность характеризуется большим количеством функций: мировоззренческая, воспитательная, гносеологическая, методологическая, информационно-коммуникативная, интегрирующая, аксиологическая и др. При наличии общих точек соприкосновения с наукой, философская деятельность намного шире, это не только интеллектуальная деятельность, которая направлена на «воссоздание способности человека понимать и находить себя и свое место через то знание и информацию, которые он имеет о мире»1.

На практике с помощью философии человек способен найти не только свое предназначение в реальной действительности, но и понять, кто он есть, к чему ему стоит стремиться, в чем заключается смысл его существования и предназначения. Если человеку не удается найти и осмыслить себя с помощью знаний, то знания для него становятся ничтожными, а такого человека можно назвать «бедным духовно». Ученые всего мира заняты проблемой изучения человека, определением его роли в обществе, его самоактуализацией и самореализацией, становлением экзистенциальным субъектом деятельности. Последовательное и грамотное использование экзистенциальной культуры деятельности в практике общества, в экономической, этической, эстетической и других сферах, актуализирует решение проблем человека, социокультурных проблем и будет способствовать созданию гуманного общества на научно- философском созидательном базисе. Экзистенциальная философия — особая деятельность, включающая в себя свод правил, которые могут быть применимы в науке и направлены на фиксацию смысла, роли и места человека в этом мире. Известный культуролог из Ишима В.И. Полищук акцентирует внимание читателей своей статьи на проектной функции философии. Культуру, как считает автор, можно понять через «трехаспектную призму философии». «Философия проектирует будущее человечества. С помощью философии человек не только самосовершенствуется, но креативно изменяет окружающую среду»1. Проектная функция философии на современном историческом этапе заключается в проектировании систем деятельности, включающей такие элементы как: прогнозирование, планирование, анализ, управление, организацию и т.д. Многие исследователи пытались использовать философские знания для объяснения феноменов, в тех направлениях, в которых они работали. Историк с помощью философии растолковывал историю, а лингвист — языковые особенности. Представитель логического позитивизма, немецкий ученый, Мориц Шлик, с помощью философии объяснял предложения, с помощью науки верифицировал, «именно деяние, или действие, составляющее философскую деятельность»2. Французский философ постструктуралист и семиотик, Ролан Барт рассматривает «структурализм как деятельность, упорядоченную последовательность определенного числа мыслительных операций»3. Р. Барт считает, что о структуралистской деятельности можно говорить так, как раньше говорили о сюрреалистической деятельности.

Философия – является сложной, иерархической, многогранной системой знаний и духовной деятельности и имеет свои особые законы, структуру, цели, задачи, функции, ряд решаемых проблем, а так же средства. Все эти составляющие философской деятельности могут варьироваться, так как они не являются абсолютными, вечными.

Делёз Ж и Гваттари Ф. понимают под философией «искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты»4. Они выделяют различия между древним восточным мудрецом и современным философом, видя их основное различие в мышлении и осмыслении, первый «мыслит фигурами», второй исключительно «концептами»1. Под концептами понимают инновационные идеи, которые наполнены созидательным смыслом.

Создатель целостной философской концепции Валерий Николаевич Сагатовский сравнивает философию с математикой. Философия включает в себя, казалось бы, общие простые положения, довольно абстрактные. Математика оперирует специфической символикой, которая отпугивает малосведущих. Некоторым философия кажется настолько простой, и нет ничего проще, как просто порассуждать на различные темы. Мыслитель не дублирует знания частных наук и не кумулирует их, а занимает совершенно иную позицию. Философ, как считает автор, «непосредственно имеет дело с человеческой деятельностью по изучению и преобразованию мира»2.

Доклад В. Давыдова и Ю. Громыко на III международном конгрессе по теории деятельности имел большой успех. Ученые пришли к мнению, что деятельность человека может быть понята с помощью анализа, входящих в нее особенностей таких как: «как открытость, универсальность, свобода, сознание, целеполагание, а современная теория деятельности становится основанием подхода к работе с человеческим сознанием в различных областях социальной практики»3. Без применения теории деятельности невозможно добиться стабильности в работе с людьми, осмыслить социальные и технические системы, поэтому деятельность целесообразно называть некоторым универсумом.

Обоснование видов деятельности и её значимость с точки зрения некоторых наук

За последние десятилетия широкое распространение «теории деятельности» привело к размыванию не только сущностного смысла деятельности как одной из категорий философии, но также к обыденному словоупотреблению, утратив при этом свое методологическое значение, которое первоначально являлось основанием для распространения категории деятельности. Как считает Н.С. Злобин, понятию деятельности трудно найти место не только в строе марксистской философии, но и в историческом материализме, в частности2. Сложность еще состоит в том, что в философской литературе не сложилось однозначное использование терминов «типы», «роды», «виды», «формы деятельности», как считает М.С. Кветной, что привело к неопределенности критериев членения деятельности1. Анализ деятельности на философском уровне, согласно автору, составляет единство четырех всеобщих типов: «материально-преобразовательной, духовно-познавательной, духовно-оценочной деятельности и общения»2. А.М. и Д.А. Новиковы написали новую книгу «Методология», посвятив ее учению об организации деятельности. Авторы делят человеческую деятельность на репродуктивную и продуктивную, ставя их во главе остальных видов деятельности3. Основные виды деятельности по А.М. и Д.А. Новиковым: «-научная, -практическая, -учебная, -художественная, -игровая, -философская, -религиозная», обладающие своими характерными особенностями, условиями, принципами и нормами. Деятельность так же можно логически разложить, выделив субъект, объект, предмет, формы, средства и результаты. Деятельность может быть рассмотрена во временном континууме: -фазы, -стадии, -этапы деятельности. В научных кругах известна работа В.Н. Тенишева, которую он озаглавил «Деятельность человека» и предложил собственную классификацию деятельности: «-отличительные свойства организма, - окружающий мир в отношении к людям данного племени или класса народа, - исторический очерк, - образ жизни народа, -общественные установления, обычаи и законы, регулирующие отношения людей ко всему племени или государству, - отношения между соотечественниками, - верования, знания, язык, письмо, искусство, - семья, обычный порядок жизни, - сближение полов, брак, отклонение от брака, -рождение детей, воспитание, обучение и доведение до самостоятельности. -выходящие из ряда обстоятельства»1. Проанализировав классификацию В.Н. Тенишева, М.С. Каган пришел к выводу, что эта классификация носит формальный характер, потому что отображает лишь внутреннюю упорядоченность2. Классифицировать деятельность следует учитывая не только внутренние, но и внешние элементы, потому что, только такая деятельность будет считаться полноценной, идеальной. Нет, ничего удивительного, что исследователи видят деятельность по-разному, потому что каждый обладает собственным восприятием картины мира, перенося свои концепты в собственные теории.

Меняется картина мира, меняются и взгляды исследователей на деятельностное видение этой картины мира. Если ранние философы рассматривали деятельность как некую силу, особенно такое мнение бытовало в античные времена. Если брать в пример Анаксагора, который вывел понятие «нус», включавшее в себя союз духовных и механических сил. Эмпедокл выделяет четыре первоосновы: огонь, вода, воздух, земля, которые имеют свои движущие силы, а так же Любовь и Ненависть, которые могут соединять и рассоединять вещи1. Западногерманский исследователь Ханна Арендт в «Деятельной жизни» выделяет три основных вида деятельности: труд, поведение и созидание. Следует отметить, что автор не обосновывает классификацию теоретически, а просто постулирует2. Остановимся подробнее на каждом виде деятельности, который попытались обосновать Новиковы А.М. и Д.А. Уже сама по себе новая концепция ценна тем, что была написана в новом тысячелетии, и являет собой новое видение окружающей ситуации. Авторы разводят понятия говоря о научной деятельности, между индивидуальной научной деятельностью и коллективной научной деятельностью3. Ииндивидуальная научная деятельность, по мнению А.М. и Д.А. Новиковых, следующие: «четкое ограничение рамок своей научной работы и определение целей своей научной работы, четкое вычленение направления работы, постановка конкретной цели и последовательное продвижение к ее осуществлению»4. М.М. Кашапов подчеркивает в научной деятельности значимость индивидуальной деятельности профессионала. Профессионал обладает такими качествами, которые помогают ему вырабатывать «регуляторные схемы», позволяющие более эффективно организовывать свои мыслительные действия5. Специалист принимает профессиональные решения, обнаруживая единство не только интеллектуальных, но и волевых и эмоциональных качеств самой личности. Каждый специалист в современных условиях вынужден привносить в свою деятельность творчество, адаптироваться к окружающему его миру, что приведет деятеля к самореализации и актуализации потенциала. В профессиональной деятельности неотъемлемым компонентом является отражение собственных познаний и анализ своей деятельности1. Если в индивидуальной деятельности важен самоанализ и самомнение, то в коллективной деятельности учитывается плюрализм мнений рабочей группы.

Тюменский философ К.Г. Рожко говорит, что практическая деятельность, как важнейшее звено любой деятельности, одновременно с практическим общением2.Когда зародилась коммуникация, люди смогли договариваться и совместно работать, что облегчило жизнь каждого отдельно взятого индивида. По мнению Леонардо да Винчи, Кондильяка и Эйнзиделя практическая деятельность есть — изменение природной реальности. Смысл практики состоит в том, чтобы, «производить и сообщать данному телу природу или новые природы»3. С помощью практической деятельности человек преобразует окружающий мир, в соответствии со своими собственными или коллективными целями. Будь то практическая или какая-то иная деятельность, у каждой из них возможно выделить общие особенности: -человеческая деятельность обладает не только характеристиками уникальности, но и еще непредсказуемости, наличием свободы воли, но, и с другой стороны, ограничением возможностей, которые могут определяться ресурсами: материально-техническими, информационными, интеллектуальными и др.; -возможность приспосабливаться к внешним и внутренним условиям; -способность к осмысленному целеустановлению. Благодаря активности человека, его умственным способностям, цели продуктивной деятельности могут формироваться в процессе самой деятельности; -только человек, понимая, как внутреннюю так и внешнюю угрозу, которая может исходит от результатов деятельности, способен выстроить несколько сценариев этой деятельности. Это некоторые общие особенности человеческой деятельности, которые могут определять не только практическую деятельность, но и любую другую деятельность. Одну из особенностей деятельности К.Г. Рожко назвал «Категориальным конусом», в котором ведущими являются понятия бытия, отношений, и законов1. Любая деятельность должна быть четко выверена с теорий и не идти вразрез с общепринятыми законами, так как в наше время проблема взаимодействия практики и теории и соответственно дифференциации человеческой деятельности на практическую и теоретическую, является одной из центральных проблем философии.

Творчество как механизм культурной эволюции в условиях интегрального человековедения

Эволюция жизнедеятельности позволяет линейно проследить процесс непрерывного развития человека от парапитека до современного человека кроманьонца, понять возникновение интеллекта. Зарождающийся интеллект наделил человека способностью понимания, а прямохождение способностью к действиям. Интеллект обеспечивает гармоничное сосуществование человека с окружающей средой, создавая представления о мире вещей.

Эволюцией человека как творческой личности интересовались философы древности Платон и Аристотель. Видя в творчестве движущую силу развития личности, Платон описал не только природу, но и механизмы творчества. Главный экзистенциальный сюжет творчества Платона — стремление человека к бессмертию. Основываясь на экзистенциалистских мотивах, Платон впервые классифицирует виды творчества: физическое, техническое, художественное, научное, общественно-политическое1.

Проникнувшись идеями Платона, Аристотель создал собственные классификации. Хорошо известна классификация наук Аристотеля, в которой он вводит слово poiesis, обозначающее творчество или созидание. Как писал Аристотель: «Всякое познающее мышление направлено на деятельность человека или на творчество»2.

Эволюция в смысле творения новых видов и вообще новых форм жизни осуществляется не только в среде животных и растений, но и во всех областях культурно-материального бытия, начиная от электронов и протонов, образующих атомы, молекулы и т.д., как разные, все более сложные ступени.

«Современная постнеклассическая наука», по мнению В.Э. Войцеховича, «пытается восстановить целостность представления о мире, понимает его как синергийный организм, в котором совместно, в единстве, в коэволюции развиваются живая и неживая материя, человек и вселенная»1.

В научных кругах широкое распространение получил труд А. Бергсона «Творческая эволюция», в которой автор высказывает точку зрения на интеллект человека, имеющий дело с неподвижными предметами, в которых наш труд видит свои орудия. Прежде чем осуществить идею, необходимо предварить ее осмыслением, увидеть теоретически ход развития идеи. Наличие идеи в основе всякого действования, осуществляющего реальное бытие, не только не стесняет творчества, но, наоборот, является условием возможности творчества, всякого изобретения и всякого открытия, даже такого, толчком к которому в значительной мере служат влияния среды и случая2. Эволюция затрагивает не только живые организмы, но и касается творческих процессов во всех областях общества, изменяет бытие, ведет к появлению новых видов и форм жизни. Каждый эволюционный элемент может находиться на разной ступени становления; если существо находится на верном пути, то оно осознает, что его целью является не только жизнеобеспечение, но и что-то более высокое, совершенное. Как считает Н.О. Лосский, таким совершенным является осознание человеком того, «что он не удовлетворяется совершенством своей биологической деятельности, но ставит сверхбиологические цели»3. Любой процесс становления биологического или творческого протекает во времени, длится, поэтому А. Бергсон в теорию эволюции вводит понятиедлительности. Эволюция предполагает беспрерывное развитие прошлого в настоящем. Перманентное изменение, необходимое для сохранения и поддержания прошлого в настоящем. «Непрерывная длительность», как считает А. Бергсон, «свойства живого существа, которые характерны и для сознания»1. Непрерывность жизни тесно связана не только с физиологической эволюцией, но и эволюцией сознания, где прошлое находится с будущим в постоянном противовесе, образуя новые формы и подвиды, приспосабливающиеся к новым условиям. Приспособление организмов в дочеловеческом мире происходило как преобразование физиологических способов, а развитие человека было направлено на видоизменение способов деятельности человека, которое осуществлялось через преобразование действительности.

Эти изменения В.В. Агеев описал следующим образом: «... Если самоизменение человека осуществляется путем изменения способов его деятельности, а деятельные способности человека могут существовать только в предметном воплощении, то развитие человека приобретает как в онтогенезе, так и филогенезе совершенно уникальную для природы форму. Его развитие происходит не в форме изменения данного ему от природы тела или физиологических механизмов жизнедеятельности этого тела, а в результате изменения способов его предметно-практической деятельности, т.е. путем преобразования мира культуры как предметного воплощения деятельных способностей, производительных сил человека ...»2.

Под эволюционированием В.В. Налимов понимает необходимое преображение цивилизации, а изменение цивилизации возможно только с изменением культуры, ее смыслового содержания. Изменение смыслов есть ничто иное, как творческий процесс. Сам человек должен обрести иные смыслы, что позволило бы ему стать полноправным гражданином Земли3. Обретая смыслы, которые бы позволили индивиду гордо носить название «человек», именоваться гражданином Земли, стать ее патриотом, помогли бы устранить экзистенциальные проблемы, наполнить жизнь особыми смыслами, подойти ко всему с философским осознанием дела. Экзистенциальные смыслы и ценности, по мнению Л. В. Баевой, «отражают устремление к наполнению жизни уникальными смыслами, позволяющими осознать, что личность способна оставить свой след в бытии через творчество и мышление»1. По мнению В.В Налимова, «человек не может существовать, активно действуя, если культура не дает ему путеводной нити широкого мировоззренческого характера»2. А культура дает нам абсолютно все: культуру мышления, культуру понимания, культуру отношения, культуру деятельности и даже культуру ответственности. Культура неисчерпаема, в теории ее познают ученые, художники, поэты, писатели и другие представители творческой части общества, в повседневной же жизни обыкновенный обыватель знакомится с ценностями и нормами культуры. Порой это знакомство происходит стихийно, как бы между прочим, все это можно связать с многомерностью культуры. Вся многомерность и многоликость культуры нацелена на то, чтобы человек мог воплотить в своей деятельности накопленный обществом опыт.

Похожие диссертации на Экзистенциальная культура деятельности