Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Экологические традиции в культуре якутов Попов Николай Спиридонович

Экологические традиции в культуре якутов
<
Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов Экологические традиции в культуре якутов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Попов Николай Спиридонович. Экологические традиции в культуре якутов : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 : Санкт-Петербург, 2004 159 c. РГБ ОД, 61:04-24/109

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Формирование экологической культуры

1.1. Экологическая культура как система устойчивого развития стр.6

1.2. Происхождение экологической культуры якутов стр.18

Глава 2. Традиционная экологическая культура якутов.

2. 1. Особенность экологической культуры якутов стр.37

2. 2. Экологические традиции в экономическом развитии якутов стр.49

2. 3. Божественная природа в культе «айыы» стр.70

Глава 3. Экологические традиции в современной культуре Якутии

3.1. Традиционная экологическая культура в республике Саха стр.125

3.2. Перспективы развития экологического проекта «северной цивилизации» на основе модернизации традиционных культур стр.138

Введение к работе

Традиционные ценности, существующие с незапамятных времен в культурах малочисленных народов, для современной науки представляют большие возможности для новых открытий. Современное воздействие человека на природные ландшафты создало проблемы во всем мире. Многие этносы в просторах родного природного пространства в процессе взаимодействия и адаптации создали наиболее приспособленную к своему региону, сбалансированную культуру, основанную на экологических нормах и традициях. Разработали и усовершенствовали процессы регуляции взаимодействия человека с природой и в итоге пришли к гармоничному развитию своего общества. В отличие от современной экологии, которая возникла как результат влияния индустриального развития, у некоторых этносов экологические традиции сформировались в ходе процессов стихийной эволюции самой природы, эволюции приводившей порой и этносы, и природу к катастрофическому исходу.

Якутия является большим географическим пространством, охватывающим крупные объекты. Первозданная природа здесь занимает огромную территорию, речные и горные системы. Особенность Якутии как сложного экологического региона обусловлена ее расположением. Нарушение, какой либо части экосистемы здесь восстанавливается долго, так как регион находится в зимнем периоде 8 месяцев. Климатические условия резко континентальные, зимой до -58, летом +40. На ускоренное восстановление нарушений экосистемы дается только 2 месяца летнего сезона. Адаптация человека в таких условиях на ранних этапах развития происходила медленно и сложно. Якуты, как аборигены, старались не нарушать природную основу, и все особенности окружающей среды были для них очагом культурных творений.

Сегодня в связи с развитием индустрии и появлением техногенных ландшафтов нарастают экологические проблемы с возможным катастрофическим исходом.

Основным средством воздействия на природную среду Якутии являются горнопромышленные и алмазодобывающие промышленные предприятия, которые сбрасывают высокотоксичный элемент - таллий прямо в реки. Территория вилюйского района подвергается воздействию ГЭС. При заполнении водохранилища здесь было затоплено 30 млн. куб. м. леса на корню, что повлекло повышение содержания фенолов по всей долине реки Вилюй. Коренные жители отмечают резкое изменение климата, фауны, состояния здоровья людей. На территории Якутии были произведен целый ряд подземных ядерных взрывов. Некоторые из них, проведенные в 1975-78гг., создали радиоактивное загрязнение, превышающее уровень выброса при аварии Чернобыльской АЭС . Река Хрома, впадающая в Ледовитый океан, фактически мертва в результате тридцатилетнего сброса побочных продуктов добычи олова. В золотодобывающих районах Якутии нарушаются ландшафт, уничтожаются флора и фауна. В бассейне реки Алдан выявлены концентраты ртути, которые особенно опасно для экосистемы.

В последние годы ожесточилось поведение браконьеров, их охота на определенных животных превратилась в сплошной отстрел всех видов. Таким образом, фактически вся Якутия покрыта язвами варварского отношения к природе и к условиям жизни коренного населения.

Причиной, возникающих экологических проблем, является человек: его недальновидность, некультурность. В целях преодоления этого кризиса разрабатываются всевозможные природоохранные меры, безотходные и замкнутые технологии переработки ресурсов. Но эти меры только смягчают кризис, но предотвратить его не в состоянии. В поисках максимально возможного приспособления экологических проектов необходимо вдумчиво относиться к особенностям местной культуры, которая более адаптирована к региону и имеет свои традиционные приемы и знания, связанные с экологией.

Выживание любого народа во многом зависит от сохранности природной и культурной среды, от элементов традиционного образа жизни,

1 Винокурова У.А. Сказ о народе саха / У.А. Винокурова. - Якутск: ЯГУ, 1994. - С. 71-73

который сформировал их духовно-нравственный и культурно-психологический облик .

Историческое развитие якутов тесно связано с особенностями своего региона, его природно-географическими условиями и традиционными методами ведения хозяйства. Большое значение имеют происхождение и формирование народа, исторически выработавшего своеобразные, методы регуляции взаимоотношений человека и окружающей среды в различных природных, эволюционных и миграционных условиях.

Особенности якутских экологических традиций выражаются во всех
аспектах культурной деятельности, например: в описании ландшафта по
воодушевленной, антропоморфной структуре, пространственном

проектировании местности до момента ее освоения, так как хозяйственное освоение жизненного пространства связано с освоением духовным. Промысел регулируется сезонами охоты, запретами на отстрел зверей определенного тотема, пола и возраста, разумными потребностями добычи, балансом количества в определенных охотничьих местах. Ресурсные резерваты использовались с учетом особенности экосистемы в добычи меди, серебра, золота, рубки деревьев и т. д. Образование и воспитание человека включало развития чувства бережливости ко всему живому, природному.

Уникальные экологические традиции якутов и грамотная адаптация к природному региону Якутии в будущем, являются обязательными условиями дальнейшего существования региона. Сохраняющиеся якутские традиции, поддерживающие гармоничное развитие человека и природы являются общекультурной ценностью и должны разрабатываться в современной науке, в качестве программы целенаправленного развития экологической культуры общества.

2 Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало / Л.Н. Гумилев.-М.:Айрис пресс, 2003.-45 С.

Экологическая культура как система устойчивого развития

С точки зрения культурологии - экология важнейшая составная часть культуры каждого народа. Как отрасль она сформировалась во взаимодействии культуры с определенной природно-ландшафтной средой, путем адаптации к ней. Уровень устойчивости в развитии культуры диктуется тем, насколько она гармонирует с окружающей природной средой.

История западной нерационально потребительской цивилизации, в которой мы живем, характеризуется как история борьбы человека с враждебной ему природой, как процесс ее приспособления к своим нуждам. До недавних пор общественное мнение полагало, что эта модель - единственно верная. Но в последнее время развиваются мысли, что существуют другие модели культурных цивилизаций, которые не хуже, а часто лучше по некоторым параметрам, чем западная модель цивилизации. Каждая из ныне существующих цивилизаций — это своеобразный путь развития человечества.

Промышленные отрасли, в процессе интенсивного развития по неполноценным проектам, сталкиваются со многими затруднениями и нуждаются в культурном осмыслении возникающих проблем3. Недостает необходимого, гармоничного развития, например: лесохозяйственные отрасли, обвиняют «общества охотников» в избытке животного мира; охотники в ответ заявляют об опустошении лесного ландшафта. Сами они в подобных случаях не находят положительного решения. Действенным ответом может выступать только духовно—нравственное и культурное преобразование всего человечества по отношению к окружающей среде. Природа нуждается изначально в обращении к ней, как человеку. Экологическая культура - понятие недавнее. До формирования экологии как науки в начале XX в. каждой культуре существовали виды природосообразных, природоохранных традиций, необходимых для полноценной адаптации человека к природе. На этапе научно технической революции, вспыхнувшей в Европе произошел разрыв между традиционным опытом и формированием экологии как науки. В процессе индустриальной борьбы и в захватах новых земель природные ценности оказались вне культурного развития. Мудрость и жизненный опыт, которые были в традиционных этнических культурах, существующих в различных природных условиях, при взаимодействии с технически развитым миром постепенно исчезают.

Человек, создавая культуру, творит новый тип бытия. Особенность экологической культуры зависит от того, как человек - творец существует сразу в двух мирах: в мире природы и в мире символической реальности. Оба эти мира образуют окружающую человека среду4. На основе экологической культуры, при ее взвешенном соотношении с природой, общество развивается с обусловленным ростом эффективности использования природных богатств. В грамотных мерах освоения природных ресурсов происходит рост народонаселения, поднимается производительность труда и углубляется экономическая специализация. Проблемой экологии так же являются культурные модели поведения обществ, определяемые способы бережного освоения и сохранения природных богатств.

Степень ответственности за сохранение природы характеризует меру развития человека в процессе материально — практического и духовно-теоретического освоения природы.

На ранних исторических этапах, экология строилась на традиционных, то есть непознанных еще наукой, взаимоотношениях человека с природой. Она собой представляет не покорение человеком природы, а приспособление и соразвитие человека в мире природы .

Экологический аспект присутствовал в культурах во всех эпохах. Однако в XX в. культура человечества оказалась анти - экологической. В ней возобладала идея негуманного, потребительски хищнического покорения природы. Теряя чуткость, перестав руководствоваться естественными, заданными природой установками, цивилизованный человек разрушает природу не только вокруг себя, но и в самом себе. Стремясь к комфорту люди, в месте с тем вредят всему живому.

В стремлении к самостоятельности и независимости от природы общество дошло до критического состояния саморазрушения. Возникла реальная угроза уничтожения глобальной, социально-природной экосистемы.

На ранних этапах развития у человечества тоже существовали конфликты с природой, но разрушить природную основу жизни на планете оно тогда еще не могло. Рост экономической мощи человечества приводит к тому, что конфликт между обществом и природой достигает небывалой остроты6.

Очевидно наступивший XXI век, будет временем поворота приоритетных тенденций, перехода к экологической культуре. Однако такой переход очень сложен.

Анализ прошлого помогает понять будущее. В историческом процессе культуры наблюдаются два основных направления: приспособление к природе и преобразование природы.

Принципиально важным для данной работы является само понятие «экологическая традиция» и «экологическая культура», впервые, вводимое в научный оборот применительно к традиционной культуре народа саха.

В термине «экология» содержится слово «логос» - «знание, учение», а в современном понимании - «наука», которой в традиционных культурах раньше не было. В этом утверждении справедливым будет, на наш взгляд, лишь то, что в традиционных культурах не было экологии как науки в современном смысле. Тем не менее, в каждой культуре прошлого, безусловно, существовал определенный пласт (или сфера человеческой деятельности), который был связан с регуляцией процессов взаимодействия человека с природой. В таком случае вполне правомерно говорить об экологической культуре как относительно автономном элементе каждой культурной традиции, т.е. том ее элементе, который более непосредственно, чем все другие виды культурной деятельности человека, был связан с формированием определенного типа отношений человека к природной среде.

Экология в традиционных культурах. Экологическая культура меняется не только во времени, но и в пространстве. То, что ее воспроизводят люди, вовсе не означает, что они воспроизводят ее одинаково. Напротив, экологическая культура чрезвычайно разнообразна. Наличие в этническом образовании специфичной экологии является непременным условием здоровья всей ее системы. Ведь культура, как мы помним, это «вторая природа», и в ней также действует принцип неоднородности. Неучет разнообразия традиционного развития выступает общим критерием экологической деградации - и для естественной и для социоприродной экосистемы. Неодинаковость экологических культур порождается у различных народов вследствие зависимости от местных социоприродных условий, из которых и складывается глобальная экосистема. Природные условия на поверхности Земли, несомненно, разнообразны. Особенность природы обуславливает в рамках определенного пространства формирования особых стилей культурного развития. В них традиционные стили определяют иерархию ценностей, форм деятельности, через которые общество воспроизводит себя и всю экосистему. Методы освоения природы у различных народов усовершенствовались в оригинальных традициях. Оригинальность особенно прослеживается в этнических образованиях, у которых адаптация происходила в отдаленных от техногенной цивилизации локальных культурных очагах.

Особенность экологической культуры якутов

Якуты, занимая значительное пространство Сибири, сформировали уникальную, традиционную культуру диалога природы и человека, природы и общества. Создали множество характерных особенностей диалога почтения родной земли.

Интенсивность общения народа с природой необыкновенна, высока, что отражено во многих фольклорных произведениях, в письменной литературе. Человек традиционно ищет и находит поддержку в силах природы. Постоянное общение человека с природой, неразрывная связь народа с землей, должны учитываться и осмысливаться наукой.

Адаптация якутов предполагает соизмерение воздействий на природу с ее возможностями, в сущности, в этом и заключается олицетворение традиционной культуры народа.

Как таежные промысловики, якуты выработали целую систему экологических традиций, которые проявляются, например, в хозяйстве при соблюдении сезона лова, в запретах на отлов зверей определенного вида, пола и возраста, в регулировании потребностей добычи, удерживании баланса количества в определенных охотничьих местах и т.д. Суть экологического сознания выражалась в религиозно оформленном представлении о природе, перед лицом которой человек чувствовал себя младшим партнером. Люди в связи с этим имели чувство целесообразности и соразмерности, считали себя частью природы. Поэтому они не добывали дичь сверх надобности, охотились только на промысловых зверей и птиц, соблюдая тотемы. У якутов тотемными считаются многие виды фауны, начиная с паука, включая стерха, лебедя, хищных птиц, хищников и т. д. . Старались не рубить тотемных деревьев без надобности. К примеру, у многих тюркских народов береза считается священным деревом. Она применяется в обрядах летних праздников и священных молений . Хозяйственное освоение жизненного пространства неразрывно связано с освоением духовным, с его «очеловечиванием». Выражением последней является почитание и обожествление родной природы.

В мифологии якутов сказываются изначально специфичные и экологически беззащитные природные места. Уже своим происхождением, обусловленным дефицитом влажности, климатом и т.д. эти степные, лесостепные, пустынные, тундровые и песчаные места, издревле обречены на экологическую хрупкость5 . Несмотря на эти условия, якуты создали хорошо приспособленную и тонко сбалансированную с таежно-природной зоной, экологическую культуру.

Прямую экологическую подоплеку можно обнаружить, например, в древне якутском культе (Айыы) бога создателя или {байанай) хозяина леса, а в системе верований древних тюрков почитании (Кёк Тенгри) синее небо, бог и (умай) огонь60. Именно в этих культах наиболее отчетливо выражено органическая, совершенно неразделимая связь понятий - природа и экологическая культура. Вся окружающая среда у якутов обобщается в понятии (Айылха) создание, которое свято оберегается как источник материальной жизни, одновременно обоготворяясь и почитаясь как «прародитель», «даритель благ», «хозяин, господин», «бог»61, и представляя собой опору человека.

Эволюция природы в преданиях. Замечания об изменении природного цикла у якутов наблюдаются во всех устных преданиях: (олонгхо), сказках, песнях и сказаниях,. Изменения природы во времени и в пространстве, по свидетельствам стариков, было высоко описано в фольклоре. В них упоминаются, что хорошие мудрецы (билгэ) видели или прогнозировали сценарии будущего в эволюции природы на тысячи лет вперед, а то и больше.

Анализ прошлого всегда вероятнее и точнее будущего. Так упоминание о прошлом в природном пространстве у якутов сохранилось достаточно хорошо. Знатоки оценивают нынешнее состояние природы по сравнению с прошлым таким образом, что природа меняется в худшую сторону во всех своих проявлениях. Вероятно, это связано с намеками на миграцию с Центральной Азии в северные края, а может быть предания настолько древние, что описывают состояние природы как минимум три тысячи лет тому назад.

В одном упоминании сохранилось, что «зимы не было; край был вольный, хороший, солнце не закатывалось, луна не уменьшалась»62. О состоянии длительности дня и лета можно судить по календарю якутов. Так, название марта — (кулун тутар), время «держания или рождения жеребят» показывает, что когда-то в это время жеребились кобылицы, а название апреля - {мус устар), «плавание льда» свидетельствует, что в ту пору вскрывались реки. «Так было когда-то: теперь в эти периоды мороз слезы из глаз выжимает, а кобылы рожают два месяца спустя», - поясняют якуты.

О климате многие якуты упоминали, что «некогда были такие засухи и жара, что днем люди боялись выходить из дому и прятались под землей, а работали только по утрам и вечерам». Или в этом же предании: «В старину было теплее: снег выпадал позже, таял раньше. Потом произошли перемены: пошли чрезвычайно глубокие снега в шесть, семь четвертей, морозы стали невозможные. Иногда будто легчает: слабее становится холод, а снега бывают даже чересчур мелкие - это тоже худо: земля вымерзает, сохнут, умирают корни трав, и на следующий год жди неурожая. Подножный корм, не укрытый снегом, теряет вкус и сок, ломается и крошится, колеблемый ветром. Вот отчего в малоснежную зиму приходят лошадиные табуны домой» .

Таких упоминаний о растительности существует множество в разных вариантах. Приведем примеры некоторых из них. «Некогда травы росли такими высокими, что люди ранним утром боялись косить: огромные, покрытые росой, падая на людей, мочили их одежду, мешали двигаться».

«Когда-то цветов на лугах было такое множество, что если кто проходил по ним, обувь его пропитывалась маслом и медом растений и делалась мягкой, точно только что смазанная и вымятая. Разве теперь так случается? Сколько не ходи, обувь твоя останется сухой ... Исчезли куда-то цветы, травы утеряли соки» .

Правда все подобные рассказы проникнуты мыслью, что такие изменения произошли на теперешней родине якутов, но вероятнее всего, это глухие отголоски воспоминаний о старом гнезде, где действительно «солнце жгло сильнее, трава росла выше, гуще и яркие цветы покрывали землю, издавая душистый запах».

Традиционная экологическая культура в республике Саха

В экологической культуре проблема времени занимает особое место. Она возникает сегодня не как абстрактная философская, а как насущная, жизненная проблема, от решения которой зависит будущее. Будет ли у человечества время, есть ли запас времени? Как распорядиться временем? Сегодня часть человечества, сохраняющая традиционный быт взаимодействия с природой приходит к пониманию зависимости собственного благополучия от благополучия каждой части экосистемы, к осознанию неприемлемости управления экосистемой в эгоистических интересах людей за счет попрания природы. Это понимание является первым важнейшим шагом на пути выработки новой стратегии управления экосистемой в целях ее оздоровления. Главная черта этой стратегии следующая: управление экологическими процессами в целях превращения социально - своевременного в природосообразное.

Для большинства якутов, экологические проблемы сегодня являются весьма болезненными. Экологические традиции, передающиеся от поколения к поколению как норма поведения, как высший закон уже не соблюдаются. Несмотря на официальное принятие православия, якуты вплоть до послереволюционного атеистического террора еще сохраняли свою богатую традиционную культуру, языческую религию, в которой добро было единственной творческой созидательной силой, а зло считалось способным только к разрушению215. В последнее время нарушение традиционных заповедей одновременно разрушает нравственные нормы, исполнение обычаев предков - служению добру, что заметно повлияло и на окружающую среду. На нынешнем этапе развития национальная культура пытается получить подлинно самобытное содержание и форму, встает на путь действительного возрождения и развития. Разумеется, здесь еще много нерешенных вопросов и проблем.

Решение вопроса традиционных культур в России зависит от каждого из нас, и, что важно, люди начинают понимать и осознавать это. В наших традициях есть свои цивилизационные особенности. Надо идти собственным, путем, который предписан историческими, традиционно-культурными, природно климатическими условиями страны. Надо сделать все, чтобы Россия оставалось Россией .

На сегодняшний день более 90% территории Якутии не затронуто промышленными или иными видами освоения и представляет собой экосистемы с естественным ненарушенным ходом природных процессов. Это составляет свыше 30% нетронутой хозяйственной, деятельностью дикой природы России, около 15% - всего мира . Наличие огромных площадей первозданных земель дает нам право считать Якутию уникальным достоянием человечества, резервом биосферы планеты.

Осознавая ответственность перед сегодняшним и будущими поколениями, бывший президент М.Е.Николаев и Правительство Республики Саха начали Государственную экологическую политику, основанную на частичных природосберегающих традициях народов республики и принципах устойчивого развития, провозглашенных на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро 1992 году.

Традиционная экологическая культура якутов фрагментами живет и до наших дней. Она возрождается на традиционной основе почитания священных для народа объектов, запретов на нарушения покоя священных мест - «ытык сирдэр». Изучение традиций рационального природопользования якутов, их хозяйственная жизнь, верования (основа тенгрианской религии айыы), обычаи, бытовавшие и сохраняющееся ныне у народа, привели к разработке закона «Об особо охраняемых природных территориях Республики Саха (Якутия)». Он был разработан на основании ст.2 федерального закона об ООПТ, позволяющей субъектам Федерации иметь «иные формы» особых традиционных территорий, наряду с действующими ныне республиканскими законами «Об охране природы», «об административной ответственности за экологические правонарушения», принятыми Государственным Собранием Ил Тумэн Якутии.

Возрождая антропоморфно-философское значение природных местностей, закон утвердил новые формы особо охраняемых территорий и -впервые в России - наименовал их местными, традиционно-экологическими, обозначениями: (Аан Айылгылар) национальные природные парки, (Эркээйи Сирдэр) ресурсные резерваты, (Улуу туелбэлэр) охраняемые ландшафты, (Айылга Мэнгэлэрэ) памятники природы, а также ввел понятие о резервных территориях. Параллельно с законом были разработаны и приняты Правительством республики Типовые положения:

-о резервных территориях; - о национальных природных парках; - о ресурсных резерватах.

В пределах республиканских ООПТ выделены функциональные зоны, различающиеся режимом охраны. Например, в национальных природных парках предусматриваются:

-заповедная зона (тыытыллыбат сирдэр), где запрещены все виды хозяйственной и рекреационной деятельности;

-священные места (ытык сирдэр) - места проведения традиционных народных ритуалов;

-зона ограниченной рекреационной деятельности (посещение строго регулируемым количеством людей);

-зона активной рекреационной деятельности - познавательного туризма, отдыха, эко-просветительской деятельности;

-зоны традиционного природопользования (этнические территории торут сирдэр), где допускается использование природных ресурсов в формах, обеспечивающих защиту исконной среды обитания коренных народов и сохранение традиционного образа их жизни:

-зона искусственного содержания и разведение редких и исчезающих видов животных для их последующей реакклиматизации;

-исторические или археологические охраняемые участки (стоянки древних людей, наскальные рисунки - «писаницы» и др.)

В ресурсных резерватах таким же образом проводится функциональное зонирование с выделением зон:

-абсолютного покоя (тыытыллыбат сирдэр); - священных земель (ытык сирдэр); - лицензионного изъятия биологических ресурсов; традиционного природопользования (торют сирдэр); Закон предусматривает также создание резервных территорий (резервирование под будущее ООПТ) с запретом в их пределах промышленных видов деятельности и разрешением охоты, оленеводства и других традиционных занятий.

Уважение к обычаям предков со стороны руководства государства, сохранение традиций природопользования, при создании республиканской системы особых традиционно - культурных территорий (ытык кэрэ сирдэр) священных прекрасных земель, нашли большую поддержку и понимание у населения Якутии.

Похожие диссертации на Экологические традиции в культуре якутов