Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Никифорова Саргылана Валентиновна

Символика женских украшений в традиционной культуре якутов
<
Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов Символика женских украшений в традиционной культуре якутов
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никифорова Саргылана Валентиновна. Символика женских украшений в традиционной культуре якутов : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.01. - Санкт-Петербург, 2003. - 209 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Эстетика и язык украшений 25

1. Язык и символика головных украшений .. 30

2. Мифологемы бусинной серьги 40

3. Семантика и образная структура серег с подвесками. 58

4. Традиции и символы нагрудно-наспинных, поясных и наручных украшений 68

Глава 2. Символика обрядов жизненного цикла 90

1. Роль украшений в свадебной обрядности. .. 91

2. Использование украшений в ритуалах,

пограничных семейной обрядности 105

р. Рождение и смерть в символике одежды и украшениях якутов 111

Глава 3 Украшения как символ самосознания в культуре якутов 135

1. Символы самосознания в традиционной культуре якутов 136

2. Пространство и время повседневности 141

р. Стратегия «правильного» поведения в повседневной культуре якутов ,. 152

Заключение 162

Список источников и использованной литературы 164

Источники 164

Список использованной литературы 165

Приложение . 191

Введение к работе

«Традиционная культура - часть общего понятия культуры, совокупность культурных форм и явлений (орудий, бытовых предметов, норм поведения, обиходных понятий, мировоззренческого комплекса), сложившихся в доинду-стриальную эпоху и несущих отчетливую печать локальной и этнической специфики» [79,3], которая применительно к якутской культуре сформировалась в конце XIX - начале XX в.

Традиционная культура создается коллективно, ее нормы стабильны и отражают опыт предшествующих поколений, что позволяет выделить как самостоятельные объекты детали и компоненты костюма с тем, чтобы в результате получить целостное понимание связи одежды, украшения, с одной стороны, и социальной и природной среды, с другой. И если в одних случаях, как, например, с женским и мужским нарядом славян, ученые близко подошли к пониманию целостности образа и полноты внешних, социокультурных функций, то в других случаях работа еще ведется на разных стадиях функционального анализа и обобщения. В полной мере это относится к наряду, внешнем}' облику и украшениям якутов как с точки зрения исторически сложившихся традиций, так и с точки зрения современной практики.

Мы не претендуем на то, чтобы полностью решить задачу выявления функциональных связей и особенностей всех деталей и элементов внешнего убранства с повседневной жизнью и ее важнейшими событиями. В данной работе выделяется лишь один важный участок этой обширной проблемы: символика женских украшений как явление якутской культуры. При этом в целях сокращения объема в диссертации рассматриваются, в основном, серебряные украшения, имеющие в силу своей ценности особую значимость, которая легко выделяется в условиях повседневности. Менее значимые украшения из других материалов имеют меньшие социально-значимые нагрузки и часто обладают

лишь эстетической функцией, что снижает интерес к ним в данной работе, В то же время такой ценный металл как золото вообще не используется в традиционных украшениях якутов. Анализ символики и эстетической выразительности женских украшений из серебра позволяет видеть их связь с повседневной жизнью и наиболее значимыми событиями в жизни якутов.

Язык и символика головных украшений

Головной убор, непосредственно соприкасающийся с волосами, а в них, по представлениям разных народов «средоточие жизни, связь трех миров» [146,157], наделяется особым значением. Волосы предстают в текстах олонхо -эпоса якутов, как символ жизненной силы, вообще, соотнесение головного убора с сакральным верхом характерно не только для древнетюркской традиции.

У многих народов волосы являются универсальным символом, в котором заключено представление о жизни и душе в самых разных ее проявлениях, и все ритуальные действия с ними направлены на сохранение и поддержание жизни тех, кто находится в опасности [271]. Кража и порча головного убора считалась большим грехом [241,78].

Шапок разнообразной формы у якутов в употреблении множество. Как правило, праздничный наряд дополняется высокими, живописно украшенными шапками. По поводу высоты головного убора уместным считаем привести замечание А.Н. Зверевой: «Высокая шапка компенсирует диспропорцию в строении тела якутов: большая голова, длинная спина, короткие ноги. Если на плечах широкая шуба, ноги в обуви без каблука, то именно высокий головной убор «вытягивает» пропорции». И не последний довод: ритуальный головной убор должен вместить тот объем информации, который адресован Верхним Божествам -Айыы,

Подробнее рассмотрим форму, признанную за старинную, встречающуюся повсеместно. Это плисовый (ровдужный) колпак, подбитый мехом: «Такие точно шапки встречаются на древній, каменных бабах Монголии (Марко Поло) и, между прочим, на барельефах с гробницы Асхета в нижнем течении Орхона» [228,316].

Меховые якутские шапки (XVII в.) с рожками и султаном на макушке, представляли вид ритуальной одежды, снабженной соответствующими случаю атрибутами. Несоьшенно, что это вариант широко распространенной шапки тюрко-монгольского типа, претерпевший два изменения локального плана.

Одно, в сторону упрощения: бляха-наверпше времен Чингисхана инкрустировалась драгоценными и полудрагоценными металлами. И все усилия по украшению головного убора концентрировались вокруг нее, создавался комплект с добавлением павлиньих перьев, цепей, ажурных бляшек. Знатные татарские женщины на верхушке шапки носили золотой кружок, усыпанный драгоценными камнями и украшенный павлиньими перьями. В Московском Государственном историческом музее, в коллекции сокровищ Симферопольского клада XIII - XV вв., хранятся детали женского головного убора из золота с жемчугом и цветными камнями, в которых легко узнаваемы бляхи-навершия якутской шапки. А у наиболее древней формы якутской шапки, называемой муостаах - нуогайдаах бэргэкэ (шапка с султаном и перьями) - перья и рожки есть аналог павлиньих перьев монгольской шапки.

«К сему платью (имеется в виду тангстай, о нем ниже) принадлежит шапка достойная особливого примечания потому, что она делается из перьев; а верх составлен из большой серебряной бляшки. На это берут они перья журавлиные...» [27,42].

В сторону усложнения - увеличение меховой опушки и разнообразие пушшгны (лисица, соболь, рысь, бобер), что объясняется климатом и имеющимся природным материалом. Общеупотребительная в настоящее время меховая якутская шапка - дьабака, несомненно, произошла от этого колпака, а оба предмета состоят в близком родстве [Прил. 1].

По Э.К. Пекарском} , муостаах - нуоуайдаах бэргэкэ - это «старинная женская шапка с нуоуай - пером на верхушке» [ 184,стлб.434,1761]. Впереди нашивают круглую серебряную чеканенную пластину - myohaxma.

Семантику ее декора определил солярный культ. Мотив круга и точек является одним из самых древних. Кружковой орнамент используется многими народами, говорящими на разных языках и географически отдаленными друг от друга. Со времен Древнего Египта круг с точкой в центре ассоциировался с изображением солнца и входил в титулатуру фараона. В древнеславянском искусстве круг - символ огня, солнца, языческий очистительный и охранительный знак [213,227]. Круг с точкой в центре воспринимался как изображение солнца или глаза [Прил. 2]. Такая связь характерна для солярных мифов многих народов. В Древнем Китае такой круг назывался «солнечным глазом». И якуты солнце называли «следящей особой» [263,91].

Наличие такого орнамента призвано внушать владельцу данной вещи, что он охраняем высшими силами, и, следовательно, чувство неуязвимости, силу и мужество. Крестообразная и лучевая розетка, которая обычно имеет восемь лучей - Акыс ергестеех аламай кун (восьмилучистое ласковое солнце), воспроизводит горизонтальную модель мира и промежуточные направления. Мотив вихревой розетки, трактуется как движение солнца по небу; «тэгирийэ-тэмтэйэ ойор кун» (высоко кругами восходящее солнце) [299,211]. Т.о., «куя ойуу» (солнце-узор), согласно традиционным представлениям якутов, имеет двойную функцию: маркера и медиатора. Серебряная myohaxma - знак обитателя среднего мира, мира под солнцем.

Роль украшений в свадебной обрядности

Конечная цель ритуалов, описываемых в олонхо - поддержание непрерывности жизни на Земле, что актуализируется изменчивостью и противоречивостью устройства среднего мира: «В этом превратном мире земном, // Где безвозвратно проходит все, // Где не вечно и зыбко все, // Где беспечные поколенья живых - // Надежды и сил полны - // На увяданье обречены, // На гибель осуждены...» [299,14].

Средний мир, таким образом, не статичен, изменчив. По космологии якутов, мир, созданный триадой богов -Аар Тойоном., ЮрюнАйыы тойоном и Сю-бэ тойоном - состоял сначала из неба, размером с маленькое кольцо - символ бесконечности, и земли, в форме четырехугольного коврика - тэллэх. Мир рос и расширялся, пока не достиг современного состояния. «Этот мир будет стоять еще два поколения, после чего он погибнет от огня. Останутся только двое детей - мальчик и девочка, а небо опять будет, как тэллэх. Мир будет отдан этим детям и опять расширится, как было раньше» [132,45]. Таким образом, мифологическое устройство мира предполагает непрерывность жизни на Земле. В этом процессе человек не являет собой пассивный объект божественной воли и всемогущей природы, посредством обрядов и ритуалов он открывает способы коммуникации с окружающей средой и в качестве активного творца становится соучастником мироздания.

В мифологических текстах сотворенный мир - это мир порядка, света, тепла, наконец - Жизни. Это мир для Человека. Следовательно, каждое пространство мира, каждый объект природы наделялись «жизнью» - кут, сакральной силой и набором качеств, свойственных человек}7. Анимизм (антропоморфизм) распространяется на все природное окружение и является особенностью мифологического мышления [63,59].

У якутов есть понятие топору дьол (полное счастье), которое приобретается только со вступлением в брак, когда человек находит свою «половину» - стар, предназначенную ему верховным божеством Юрюн Айыы Тойоном, Якут говорит о жене: «айыыттан аналлаах дьахтарым» (назначенная, указанная божествами айыы жена) [184, стлб.105], «...у якутов случаи грубого насилия очень редки .,., а потому нередко девушки с успехом отстаивают свою свобода и не выходят за того, за кого не хотят» [264, 21-22].

В олонхо и в других жанрах фольклора женщина, выданная за нелюбимого, го ненависти к нему превращается в животное. Богатыри айыы в олонхо наделяются внушительными гениталиями. Тем не менее, они, как правило, избегают как добрачных, так и внебрачных связей. «С женитьбою богатыря наступает конец его подвигам, по олонхо., женатый становится тяжелым на подъем и мягким по характеру. У женившегося мужчины нет уже силы в теле, нет необузданных страстей, толкающих его на борьбу и подвиги. Весь жизненный сок девственной молодости он истратил, израсходовал на любовь, на потомство. Разделивший ложе с женщиной - не богатырь; его счастье в домашнем очаге, в семье - в жене и детях...» [176,314]. Подвиги становятся уделом богатырей второго поколения.

Здесь своеобразное преломление получило характерное для мифологии многих народов представление, по которому женское начало описывается как таинственное и темное, таящее в себе опасность и угрозу смерти, ослабляющее мужчину. В традиционной культуре в соответствии с критериями биосоциального членения жизненного пути различались стереотипы поведения детей, взрослых, стариков, мужчин и женщин. Чем старше становились дети, тем более расширялся набор запретов, правил и примет, строже становился контроль по их соблюдению. «Любой запрет, любое ограничение, будь они хоть чисто биологическими по своей природе и происхождению, получают в общественной среде обязательную социальттю санкцию и тем самым становятся нормой общественной морали» [252,129].

С каждым шагом по возрастной лестнице человек отдалялся от природной среды, включался в общество, приобретая необходимые качества для того, что бы называться человеком. Окончательное становление связано с женитьбой. «Якуты уважают женатого человека. Жениться, по их мнению, значит стать человеком или в люди выйти» [275Л 78].

Символы самосознания в традиционной культуре якутов

Исследование этнического самосознания может быть эффективным при обращении к межэтническим взаимодействиям, т.к. культура «осознает себя ... в глазах другой культуры» [23,334-335]. В процессе узнавания, сравнения происходит анализ символов своей и «чужой» культуры, которые являются средствами обозначения и выражения моральных, экономических, политических интересов этноса, т.е. мы делаем акцент на инструментальный характер символов.

Символы - инструменты выражения коммуникации, знания и контроля. Они могут определять объекты, действия, понятия, события [154,406], которые пробуждают чувства и эмоции [227,204], побуждают к ответной реакции.

«Анализ текущего содержания символов национального самосознания позволяет определять, на какую аудиторию ориентирована данная система символов, какие социальные группы вероятнее всего воспримут эту систему, наконец, какие модели поведения, черты характера будут культивировать адепты этой системы в качестве национальных» [122,34]. В качестве доминантных национальных символов самосознания в традиционном обществе якутов мы рассматриваем язык, самоназвание, костюм и украшения. Знаки доминантных символов воспроизводятся и изменяются во времени, изменения не произвольны, и являются результатом социальной динамики, в период государственности это могут быть гимн, флаг, герб и т.д.

У якутов в языке есть понятие «саха эрдэххэ» (буквально: когда мы были соха). Точно так же, когда хотят пригласить шамана, иногда употребляют выражение - «сахатыйаары гынныбыт» - (буквально: хотим объякутиться). Былыр саха сагана ойун бакыылыктаан олорор юНю [120,234]. (В древности, когда мы были саха, люди жили под началом и управлением шаманов). Г.В. Ксенофонтов замечает, что эти примеры словоупотребления намекают на религиозный смысл имени «саха». Речь идет о традиционном сознании - системе мировоззрения, основанной на этнической картине мира, передающейся в процессе социализации и включающей представления о приоритетах, нормах и моделях поведения в конкретных обстоятельствах.

Словарный состав якутского языка не содержит слов «якут» и «якутский», т.е. якуты - это экзоэтноним (название народа, употребляемое среди его соседей) [36,45-46]. Вероятно, так презентовали русским первопроходцам своих соседей саха, сахаааар [йака, йаколар] эвенки, которых якуты вытеснили с долины реки Лены; в отчетности первопроходцев Якутия называется «Якольская землица» [152,52]. На родном языке себя и друг друга якуты называют только «саха», «т.о. этноним важен ... как свидетельство существования у общности самосознания: осознание членами этноса своего группового единства принято именовать этническим самосознанием, внешним проявлением которого является наличие общего самоназвания (этнонима)» [36,48,56].

«Фраза «Ютюгэн Юрэйдин, Сох сарайдын» — старинная поговорка, произносимая, когда грозит беда. Общий смысл - пусть не сбудется это, и не допустят этого божества. По-видимому, когда-то Ютюгэн и Сох были главными божествами якутов ... значение Саха, как главного божества того степного народа, от которого происходят якуты ... Сох почти на всех наречиях монгольских и турецких языков - связь с небесным огнем» [120,245]. Часто с уст якута вылетает поговорка «Сох бипэр». Говорится, когда человек что-либо не знает, затрудняется ответить: Сох знает. Здесь имя употреблено в смысле бог, а вся поговорка тождественна с русским «бог знает». Сох почти на всех наречиях монгольских и турецких языков - связь с небесным огнем. Не был ли Сох когда-то мифологическим именем солнца бога летнего жара и молочного изобилия? ... В связи с изложенным наименованием Сака, Саха можно понимать как люди Саха, поклонники солнца» [Там же, 246].

Традиционная культура определяет стратегические приоритеты повседневности, программирует ее посредством обряда. Она стимулирует, регулирует процессы повседневной жизни, освобождает последнюю от рефлексии. Исследователи отмечают «конкретно-ситуативный характер» повседневности [93,56], повторяемость, устойчивость, постоянство повседневного образа жизни [215,64], а также альтернативный характер поведения в повседневности, нацеленность на решение тактических задач.

Традиционная культура - сакрализованная часть повседневности. Все наиболее значимое в повседневности аккумулируется в традиционной культуре и вновь транслируется в повседневность в форме табу, правил, стереотипов. Обыденная культура - наиболее открытое и доступное наблюдению в культуре, и одним из ведущих факторов здесь является структура поведения, маркируемая костюмом и украшениями.

Похожие диссертации на Символика женских украшений в традиционной культуре якутов