Введение к работе
Актуальность темы диссертационного исследования определяется возросшими темпами социокультурных изменений в современном российском обществе, которое несмотря на многолетние дискуссии о выборе «исторического пути», «определении национальных приоритетов» и т п , так или иначе движется по пути адаптации принципов и установок европейского сообщества (по крайней мере, в их нормативно-правовом выражении) Это относится, в том числе, к формированию оснований реального равноправия полов в пространстве российского социума и культуры Наряду с безусловной актуальностью такой модернизации, столь же безусловно возникают проблемы размывания традиционных связей и былой определенности полоролевых (гендерных) отношений между мужчиной и женщиной Проблемы пола, соотношения мужского и женского обсуждались и обсуждаются в философских, культурологических, социологических и психологических теориях Априорными предпосылками традиционного анализа этих проблем обычно выступали представления о принципиальном биологическом отличии женщин от мужчин, которое предопределяет их социокультурные отличия и формирует соответствующие статусные и ролевые иерархии При всей вариативности таких иерархий системообразующим для них был и остается принцип женской второсортности и, как следствие, естественности мужского доминирования в обществе Попытки преодоления столь одностороннего понимания факторов социально-гендерной организации общества обычно ассоциируются с феминизмом - и как с социально-политическим движением новейшего времени, и как с идейно-теоретическим комплексом Сама противоречивость социалыю-гендерных процессов современности предопределяет неоднозначность восприятия феминизма как в массовом сознании, так и в системе теоретического (прежде всего, философско-культурологического) знания
Ни одно явление нельзя понять, вычленив его из целого, что и определяет важность анализа истории, современности и перспектив феминизма в рамках культурологической парадигмы социально-гуманитарного знания О феминизме можно сказать, что его история началась вместе с эволюцией человеческой цивилизации, но наиболее значимые периоды развития пришлись на XIX-XX вв , в течение которых феминистская мысль прошла ряд этапов При этом, несмотря на попытки выработки единой парадигмы феминизма, его теоретико-методологическая база остается фрагментарной и незавершенной В последние 30-40 лет на Западе, как и в России, явным образом происходит ревизия теоретического и практического наследия феминизма, направленная на создание интегральной теории, формирование и рост которой возможны только через введение в контекст современных комплексных гуманитарных теорий, основное место среди которых занимает культурология
Необходимо отметить, что само развитие феминистских процессов в
современности уже существенно повлияло на понятийный аппарат,
методологические принципы, инструментарий современных
культурологических исследований, а также обрело специфическое отражение в повседневной, обыденной культуре Противоречия общей динамики развития современного российского общества (в том числе, и тендерной структуры социального взаимодействия на всех уровнях социума) и культуры (включая комплекс идей, представлений и установок относительно соотношения мужского и женского, их социокультурных функций) выдвигают проблему оценки перспектив феминистского движения и теории в современной России Эта проблема может быть всесторонне исследована лишь с учетом специфики отечественной культуры, что, безусловно, придает ей статус проблемы культурологической науки
Основная цель исследования проанализировать содержание, характер и динамику феминизма на протяжении его истории, определить тенденции
5 его развития в контексте культурологической парадигмы социально-гуманитарного знания
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач
рассмотрение феминизма как важнейшего фактора формирования моделей культуры в современном социально-гуманитарном знании,
анализ феминистской теории и динамики ее становления на материале философско-культурологических концепций,
определение и характеристика основных направлений феминизма на Западе и в России,
выявление наиболее перспективных феминистских мотивов в постсовременной культурологии,
определение путей развития феминизма на Западе и в России, выявление общего и особенного
Объектом исследования является феминизм как культурологическая доктрина
Предмет исследования - культурно-историческая определенность и перспективы феминизма в различных социокультурных традициях
Степень научной разработанности проблемы Феминистская литература и посвященные феминизму исследования как обзорного, так и аналитического характера представляют собой достаточно обширный и активно развивающийся пласт современной философско-культурологической мысли Обобщенный теоретический анализ исследуемой проблемы представлен работами зарубежных и отечественных авторов, таких как С Айвазова, В Брайсон, Г Брандт, Т деЛаурентис, Г Елышкова, Т Ладыкина, Т Мельникова, Л Московчук, Н Мотрошилова, Л Мясникова, Л Николсон, Ш Ортнер, Т Рубин, Г Силласте, Д Скотт, Е Соколова и др В данных исследованиях история и теория феминизма рассматриваются с различных сторон, но зачастую выступают в качестве самодостаточного предмета, работы авторов, представляющих само феминистской движение (Рубин, Брайсон и др) нередко строятся по принципу противопоставления
6 феминизма «традиционным» социально-философским и культурологическим теориям
Исследование вопросов теории, методологии и практики тендерного равенства представлено трудами О Ворониной, И Жеребкиной, Е Здравомысловой, Н Пушкаревой и др В исследованиях этого рода, как правило, доминирует социологический подход к проблемам Вопросы феминистской критики социокультурных систем разрабатывают И Ильин, Т Клименкова, А Темкина и др И Кон рассматривает феминистские теории в контексте проблем сексологии, исследованиям в области тендерной психологии посвящены работы Т Бендас, Е Ильина, М Палуди Здесь феминистская теория и практика рассматриваются с точки зрения их включенности в предметную сферу отдельных социально-гуманитарных наук литературоведение, социальная и индивидуальная психология, политология и т д
Анализ существующих исследований в отечественной и зарубежной литературе показывает, что, несмотря на ее многочисленность и разнообразие, ощутим недостаток в систематизации и классификации имеющейся базы знаний в области становления и динамики феминизма, анализа общего и особенного в развитии феминизма на Западе и в России
Теоретическую базу исследования определил анализ основных теоретических положений, концепций, методологических принципов и выводов, сформировавшихся под влиянием фундаментальных трудов по теории и истории феминизма западных авторов С де Бовуар, Дж Батлер, Г Гиллиган, К Миллет, С Файерстоун, Н Фрейзер, Б Фридан, Н Чодороу, а также первых российских активисток эмансипации А Коллонтай, Н Стасовой, М Трубниковой, А Философовой Существенное значение в определении теоретико-методологической базы исследования имеют труды таких представителей постсовременной философской мысли, как Ж Бодрийяр, Ж Делез, Ж Деррида, Ж Лакан, Ж-Ф Лиотар, Р Рорти, М Фуко и др Кроме того, важнейшим источником диссертационного
7 исследования являются официальные документы женских организаций Европы и США, художественная и мемуарная литература
Знакомство с источниками по теории и истории феминизма, их анализ и систематизация позволили определить следующую концепцию исследования зарубежные и отечественные исследователи выдвинули множество критериев, позволяющих определить тендерный анализ, являющийся основой современного феминизма, как одну из парадигм современной культурологии К числу принципиальных задач теоретической культурологии относится целостное осмысление, систематизация и обобщение теоретического и практического опыта феминизма и тендерных исследований
Методологическая основа исследования В диссертации использован
историко-культурологический подход, необходимый для определения
истоков и развития феминизма Системный метод позволил представить
направления и течения феминизма в виде системы и выявить связи между его
элементами Использование диахронического метода позволило выявить
специфические черты теории феминизма и определить пути их дальнейшей
эволюции Применение информационно-аналитического метода
способствовало систематизации и анализу большого количества материала При выявлении глубинного смысла опыта женской самоидентификации использовался герменевтический метод Методология исследования строится на основании принципов диалектического единства единичного, особенного и общего, единства исторического и логического, конкретности истины
Использование в диссертации перечисленных подходов и методов позволило рассмотреть различные аспекты развития феминизма, анализ которых опирается на принципы объективности, историзма, целостности и системности исследования
Научная новизна исследования состоит в развитии существующих в современных исследованиях представлений об истоках, основных направлениях и мотивах феминизма в постсовременной культурологии
В частности, данная работа является одной из первых в отечественной культурологии, где представлена попытка всестороннего и систематического анализа феминистской теории на протяжении всей истории ее развития Наднациональное феминистское общество не является объединением, действующим в интересах исключительно женщин, а создает альтернативные проекты глобального развития человечества в целом
В исследовании показано, что теория феминизма, будучи изначально фрагментарной, несовершенной и незавершенной, создается и расширяется через столкновение и полемику с рядом различных культурологических концепций В частности, индуктивный принцип данной теории - от отдельно взятых женщин и их частных историй к стройной гипотезе - является отличительным признаком ее построения
В диссертации предпринят достаточно полный дискурс-анализ трудов западных и отечественных авторов-феминистов, делается акцент на общем и различном в подходах и развитии исторических моделей феминизма
Теоретическая и научно-практическая значимость работы Результаты диссертации могут способствовать развитию новой методологии в изучении истории и теории феминизма Данная работа может служить теоретической и методической основой при подготовке общих и специальных курсов по теории и истории культуры, философии, социологии, тендерному конструкту, по вопросам идентификации мужского и женского, а также для разработки учебных и методических пособий по указанным дисциплинам и являться рекомендациями для проведения тендерных исследований
Апробация работы Материалы диссертации были отражены в публикациях и выступлениях автора на V Международной научной конференции «Деятельностное понимание культуры как вида человеческого бытия» (Нижневартовск, 2-3 ноября 2007 г) и на Всероссийской очно-заочной научной конференции «Актуальные проблемы региональной культуры» (г Нижневартовск, 16 апреля 2009 г), а также в научных докладах
9 на теоретических семинарах кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета Положения, выносимые на защиту:
Феминизм является неотъемлемой частью культурной истории человечества История феминизма началась вместе с эволюцией человеческой цивилизации, но наиболее значимые периоды его развития пришлись на XIX-XX вв В настоящее время феминизм представляет собой не только один из наиболее влиятельных факторов развития социально-гуманитарной теории, но и существенный компонент социокультурных процессов в целом
В становлении, развитии и функционировании феминистской теории долгое время наблюдались разнородность, несовершенство и незавершенность на уровне теоретического дискурса, а также гетерогенность методологической базы В последние 40-50 лет выявляется принципиальная тенденция к интеграции теоретического и практического опыта, накопленного в сфере феминистской мысли и тендерных исследований В результате феминизм из относительно автономного направления социально-гуманитарного знания трансформируется в один из важнейших факторов формирования интегральной культурологической теории
Интеграция имеющегося научного знания в области феминистской мысли приводит к созданию и расширению теории феминизма Особую роль в ней играет появление института тендерных исследований как социокультурной парадигмы, принципиально нового методологического подхода к исследованию не только мужских и женских социальных ролей, но и культуры в целом как в зарубежной, так и в отечественной постсовременной культурологии
Феминизм является наднациональным движением как в области философско-культурологической мысли, так и в сфере реального социокультурного взаимодействия Тем не менее, специфика его развития
10 и функционирования определяются особенностями социокультурных систем и традиций в разных культурно-исторических сообществах
Основной социокультурный ареал феминизма - страны Западной Европы и США Опыт феминистской теории и практики, характерный для Запада, безусловно, является важнейшим фактором соответствующих процессов в странах, переживающих период социокультурной модернизации Вместе с тем, тенденции развития женского движения в России основываются на отечественных национально-культурных традициях и ведут к перспективе собственного, уникального пути развития феминизма на российской почве в рамках общемирового феминистского движения
Основные пути развития теории феминизма выявление и разработка наиболее перспективных феминистских мотивов, формирование и построение тендерного конструкта как диалога культур, осмысление опыта женской самоидентификации в «женском письме»
Структура и объем диссертации обусловлены последовательностью решения основных задач и цели исследования Диссертация включает введение, три главы, заключение, список литературы Общий объем диссертационного исследования - 146 страниц печатного текста