Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века Михайлова Людмила Борисовна

Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века
<
Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Михайлова Людмила Борисовна. Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века : диссертация ... кандидата культурол. наук : 24.00.02.- Санкт-Петербург, 2000.- 276 с.: ил. РГБ ОД, 61 01-24/23-3

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Гуманистические принципы русского просвещения конца XVIII — начала XIX века .

1. Просветительские воззрения русских мыслителей конца XVIII—начала XIX века.

2. Социокультурные предпосылки возникновения Лицея . 39

3. Своеобразие Царскосельского Лицея, как учебного заведения просветительской эпохи .

ГЛАВА II. Нравственно-педагогические взгляды лицейских наставников .

1. В.Ф. Малиновский. 63

2. Е.А. Энгельгардт 85

3. А.П. Куницын. А.И. Галич. 95

4. Н.Ф. Кошанский. И.К. Кайданов . 118

5. Рукописное творчество воспитанников Лицея. 147

ГЛАВА III. Царскосельский лицей и культура русского общество первой четверти XIX века .

1. Императорский Лицей в контексте культурной жизни Царского 172 Села.

2. События 1812 года в восприятии лицеистов. 183

3. Литературное окружения воспитанников. 197

4. Театрально-музыкальные традиции в Царскосельском Лицее . 221

5. Лицей первой четверти XIX века по воспоминаниям воспитанников.

Заключение. 250

Библиография. 254

Социокультурные предпосылки возникновения Лицея

Новиков восстает против христианской концепции о ничтожестве человека. Человек, не уважающий собственное достоинство, не может ценить и уважать его в другом. Основой для истинного человеческого достоинства может быть только уважение к себе как человеку, а уже на этой основе приобретается действиями человека признание сограждан, признание со стороны общества заслуг человека. Для Н.И. Новикова человек, осознающий своё величие, от рождения достигает своего достоинства, своей «божественности» на земле, в общежитии, в гражданской, патриотической общественно-политической деятельности.

Добродетель Новиков представляет как «добродеяние», как деятельность, направленную на достижение общей пользы, общего блага, что в то же время неразрывно связано со счастьем. Счастье личности состоит в добродеянии.

В своих гуманистических взглядах Новиков выступает противником эгоистических, индивидуалистических теорий, а также разновидностей утилитаризма - идей личной пользы, личного интереса и т.д. В издаваемых сатирических журналах он предстает писателем - моралистом, обличающим, высмеивающим светскую дворянскую мораль, её двойственность, лицемерие, противопоставляя ей идеал гражданственности, активной, деятельной личности, творящей добро, служащей общей пользе.

Просветитель решительно отвергает прочно устоявшееся представление о благородстве как высоких свойствах человеческой натуры, зависящей от знатности происхождения. Он не включает в число исходных причин благородства богатство и власть, а связывает его исключительно с добродетелями и славными деяниями, в какой бы области они не проявлялись и каким бы ни было социальное положение их носителей. Новиков осуждает праздность, погоню за богатством, высокомерие, жестокость, т.е. те пороки, которые прежде всего свойственны знатным и состоятельным.

Благородным может быть и человек простого происхождения и скромного достатка, если он честен душой и достигает совершенства в полезных обществу делах.

Н.И.Новиков утверждал необходимость создания такой нравоучительной науки, которая бы воспитывала активного, деятельного человека, оценивала бы его действия с точки зрения общественной пользы.

Вопросам воспитания и образования посвящено несколько работ гуманиста. Это статьи «О воспитании и наставлении детей», «Фамильный разговор», «О воспитании», «О раннем начале учения детей», «Рассуждение о некоторых способах к возбуждению любопытства в юношестве» и др. Такое пристальное внимание к вопросам воспитания объяснялось тем, что по мнению автора «процветание государства, благополучие народа зависит неотменно от доброты нравов, неотменно от воспитания.. .» Главное в воспитательном процессе, по мнению Новикова, это уважение к ребенку, в котором просветитель прежде всего видел свободного человека: «ребенок имеет такие же права, как и мы, с тем только различием, что ему более нежели нам, нужнее чужая помощь» - писал он. Дети «должны учиться уступать необходимости, которая происходит из связи вещей и обстоятельств, а не по непременной воле своих родителей и воспитателей. Первое сделает их кроткими и уступчивыми людьми, а другое подлыми рабами.» Эти гуманистические воззрения были высказаны во всех публицистических работах Н.И. Новикова. Они свидетельствуют о его широкой образованности, о внимательном изучении передовой философской и научной мысли того времени.

Одним из важнейших положений французских просветителей, унаследованных последующими поколениями, к которым принадлежал и Н.И. Новиков, была мысль о том, что человек, а, следовательно, и его нравственность, есть продукт обстоятельств и воспитания. Причем под воспитанием понималось в широком смысле воздействие среды, воздействие на нравы людей форм правления и законодательства.

Ответственность за порочные поступки людей возлагалась на правительство и плохие законы. Для усовершенствования морали Новиков считал необходимым преобразование общественных форм правления и законодательства, от которых и зависит воспитание, просвещение и нравственное совершенствование человека и общества в целом.

Работа «О воспитании и наставлении детей для распространения общеполезных знаний и всеобщего благополучия» была написана в 1783 году и опубликована Новиковым в его журнале «Прибавление к Московским ведомостям». В ней автор полемизирует с общепринятыми и самыми передовыми системами воспитания XVIII века Ж-Ж Руссо и Д. Локка, высказывая своё собственное мнение.

Главная задача воспитания по Новикову - это образование и воспитание не верноподданических слуг, а просвещенного и добродетельного человека, который становится хорошим гражданином, полезным членом общества, который будет находить своё счастье в деятельности на благо Отечества и сограждан.

Он считал необходимым привить детям «известных гражданских или общественных добродетелей, в которых собственно детей воспитывать надлежит». При этом особенная роль отводилась воспитателю, на 21 ставнику. Для него воспитатель - это не строгий ментор, полностью подчиняющий себе ребенка, а прежде всего старший сотоварищ, на которого возложена задача развивать природные склонности, ценные для человеческого достоинства, прививающие умение самостоятельно разбираться в том, что полезно и что вредно.

«...Худой человек всегда бывает и худой гражданин... Главный предмет воспитания, чтоб образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами...»1 Счастливый человек, по Новикову, это такой, который обладает высокими нравственными качествами и почитает себя (и на самом деле является) примером для других людей и общества.

Понятия «счастливый человек» и «полезный человек» сливаются у него в одно целое, характеризуя того идеального человека, которого он и хотел создать при помощи воспитания.

В этой статье Н.И. Новиков рассуждает о роли труда, способствующего воспитанию «полезных граждан». Именно в труде проявляется общественная природа человека. Только в деятельности на благо сограждан, считает автор, человек осуществляет себя как личность, ибо только в обществе, в деятельности, в общественной практике проявляются его способности: «Показывайте им, коль тесно связаны между собою все челове-ки, сколь одному нужен другой и коль выгодно для каждого особенно и для всех вообще бывает, когда они с общею ревностию стараются споспешествовать взаимному благосостоянию.»

Своеобразие Царскосельского Лицея, как учебного заведения просветительской эпохи

В 1808 году в Германии были опубликованы и получили широкую известность «Речи к немецкой нации» Иоганна Фихте. Проблема национального обновления, поставленная Фихте перед немецким народом, была актуальна и для России. Не призывая непосредственно к открытой вооруженной борьбе против Франции, Фихте пытался пробудить лучшие качества соотечественников - патриотизм, беспокойство за судьбу Отечества, порабощенного французами. Национальное обновление должно было произойти как результат воспитания на принципах уважения прав и свобод личности, гуманизма, устранения из педагогики всего, что носило бы характер насилия или принуждения.

До событий французской революции большинство учебных заведений Франции было подчинено церкви. Указом Наполеона в 1802 году учреждаются новые учебные заведения - Лицеи, в которых закладывались основы подготовки будущих чиновников. Французские лицеисты получали классическое образование, хотя строгая дисциплина и форма, похожая на военную, приближала эти школы к военным училищам.

Разрабатывая проект нового учебного заведения, М.М. Сперанский думал прежде всего о том, какую пользу может принести Лицей в деле общего просвещения и преобразования России. Главное, по мнению создателя, было воспитать мыслящего по-новому гражданского чиновника, способного быстро реагировать на все нововведения правительства.

По замечанию Б.С.Мейлаха: «...Проект создания Лицея может быть понят только в связи с планами преобразования России, возникшими в 1800е годы. В свете всех дошедших до нас материалов и документов, Лицей, по мысли его организаторов, должен был подготовить деятелей для борьбы именно за осуществление этих планов...Сравнительный анализ составленного Сперанским плана реформ государственного строя и проекта Лицея указывает на прямую зависимость замысла подготовки юношест ва, особенно предназначенного к важным частям службы государственной, от плана политического преобразования.» 1

Документ «Первоначальное начертание особенного Лицея», подготовленный М.М.Сперанским небольшой по объему, но в нем несколько раз автор возвращается к своей мысли о равенстве воспитанников, независимо от их происхождения. «Все учащиеся составляют одно общество без всякого различия», - пишет он в главе «Об образе жизни в Лицее», замечая также, что предпочтение в классах «должно быть основано на успехах, а в домашней жизни на благонравии».

Наиболее подробно М.М. Сперанский разрабатывает раздел «О предметах и образе учения», в которых не только перечислялись изучаемые дисциплины в зависимости от курса, но и предостерегались преподаватели от излишней развлекательной стороны преподавания. Умение заинтересовать учеников своим предметом свидетельствует о педагогических способностях учителя.

Многие пункты этого документа казались сомнительными и вызывали недоумение. Весьма влиятельные лица, а среди них министр народного просвещения А.К. Разумовский, сардинский посланник Жозеф де Местр, приняли участие в обсуждении проекта и каждый внёс свои коррективы, что в дальнейшем привело к разноречивым мнениям о настоящем авторе проекта.

Позднее М.М. Сперанский вынужден был заметить: «Училище сиё образовано и устав его написан мною, хотя и присвоили себе работу сию другие...»

С проектом создания Лицея знакомится министр народного просвещения А.К. Разумовский, он составил своё собственное мнение. Он в част ности писал: «...множество и важность предметов, которым воспитанники должны учиться... не соображены ни с возрастом, ни со временем, которое они пробыть должны в сем учреждении. Предписывается в нем обучать, например, химии, астрономии и другим, отвлеченным частям математики. Нужны ли сии науки министру, судье, дипломату и другим состояниям обыкновенной гражданской службы? Нет сомнения, что между воспитанниками Лицея будут редкие таланты... но таковым открыт путь в университеты, где преподают науки во всей обширности. История мнений философских о душе, идеях и мире большею частию нелепых и противоречащих между собою, не озаряет ума полезными истинами, но помроча-ет заблуждениями и недоумениями. Естественную историю... в обширности преподавать излишне. Греческий язык также нужен состоянию ученому».1

Спор о проекте нового учебного заведения отражает противоречивость политики императора Александра 1. Рядом с ним были люди, которые придерживались различных точек зрения по вопросам государственных преобразований: с одной стороны - М.М. Сперанский с его смелыми проектами, с другой - консерваторы, воспринимающие всё новое с осуждением. Порой император стремился соединить невозможное и со временем этот приём станет излюбленным для него: предлагаемые к принятию решения будут рассматривать антиподы.

Только в августе 1810 года появилось высочайше утвержденное постановление о Лицее, но, видимо, и после официального утверждения возникли какие-то вопросы, т.к. только спустя пять месяцев после принятия оно было обнародовано. Это произошло в январе 1811 года.2 Местонахождением Императорского Лицея было определено Царское Село.

Н.Ф. Кошанский. И.К. Кайданов

«Наставление воспитанникам» А.П.Куницына было издано отдельным оттиском и разослано по академиям, университетам и другим учебным заведениям России1.

Несмотря на молодость, Куницын очень серьезно отнесся к преподавательской работе. Свою программу лицейского воспитания он провозгласил в «Наставлении воспитанникам». Цель воспитания, по Куницыну -«даровать согражданам истинного соревнователя в общественных пользах»; научить воспитанников исполнению гражданского долга: показать «существо гражданских обязанностей»; указать будущему гражданину истинную цель его деятельности. Единственным мерилом человека должна быть, по Куницыну, высокая нравственность. Оценивать человека, и прежде всего самого себя, следует по достоинствам, но не приобретенным от рождения, а заслуженным, а первое достоинство человека - быть истинным гражданином своего Отечества. «И хотя можно было присвоить отличие не по достоянию, но можно ли присвоить неизъяснимое удовольствие, проистекающее от ощущения собственных достоинств?.. Почести без заслуг, отличия без дарования, украшение без добродетели наполняют горестью благородное сердце. Какая польза гордиться титлами, приобретенными не по достоянию, когда во взорах каждого видны укоризна или презрение, хула или нарекания, ненависть или проклятия?» «Так думали и действовали древние россы, прославленные веками, вы должны последовать их великому примеру».

Завершая свою речь, обращенную к будущим гражданам отечества, А.П.Куницын провозглашал: «Любовь к славе и отечеству должны быть вашими руководителями!»

Полный курс политических и нравственных наук, который Куницын читал в Лицее в течение шести лет учебы, состоял из 12 циклов: психология, логика, нравственность (этика), право естественное частное, право естественное публичное, право народное, право гражданское русское, право публичное русское, право уголовное, право римское, финансы, политэкономия. В журнале Конференции значилось: «науки он должен преподавать не в одно время, а по большей части одну за другою, переходя всегда от одного предмета к следующему...»2.

Блестящие ораторские способности, широкий кругозор, яркая образность молодого педагога - все это с первых минут было высоко оценено воспитанниками.

Уже в первый год преподавания Куницын почувствовал необходимость в создании собственного учебника. И одним из первых среди лицейских профессоров он предпринимает попытку написать учебник по этике или, как тогда писали, по ифике, над которым Александр Петрович начал работу в 1812 году.

Сохранилось письмо министра просвещения А.К.Разумовского к директору Лицея В.Ф.Малиновскому, где он писал: «По изъяснению Вашему, что адъюнкт-профессор Куницын занимается сочинением учебной книги для преподавания ифики, прошу, ежели книга сия уже окончена, ис требовать оную от него и мне доставить на предварительное рассмотрение»1.

Однако книга Куницына, которую он назвал «Ифика или наука о нравах», так и не увидела свет2. Пришлось ограничиться уже существующими пособиями. Для облегчения работы преподавателя по рекомендации Куницына Конференция Лицея приобретает книги по законодательству и праву.

Правовым теориям Куницын предавал особое значение. По его мнению главным условием переустройства России было подготовка «искусных законоведцев». Здесь его взгляды совпадали с мыслями В.Ф.Малиновского, который писал: «чтобы облагородить русских людей, показать их разум перед целым светом и уверить их в самих себе, надле-жит дать им работу законодательства» . Поэтому, среди приобретенных им книг, «Рассуждение о прошениях и жалобах, подаваемых в правительственные и судебные места и к тем лицам, кои по законам принимать оные должны» (СПб., 1811), «Деяния Екатерины II, императрицы и самодержицы всероссийской» сочинения П.Колотова (СПб., 1811), «Уложение по которому суд и расправа во всяких делах в российском государстве производится, сочиненное при владении Алексея Михайловича», СПб., 1780), целый ряд книг по воинским артикулам Петра I, различные судебные грамоты, уложения и другие. Не оставлены без внимания произведения французских просветителей Вольтера, Монтескье, энциклопедистов. А.П.Куницын был и среди тех авторов, которые активно сотрудничали в новом издании «Сын Отечества», В журнале преобладал дух гражданского патриотизма и свободолюбия, что отвечало взглядам и убеждениям лицейского наставника.

Его «Послание к русским», «Замечания на нынешнюю войну», написанные в минуту наивысшей опасности для России - наступления французской армии на Москву, были созвучны основным положениям нового издания. Написанные в жанре ораторской прозы, они призывали к борьбе с Наполеоном, которого автор называл «кровожадным зверем, посланным на землю в образе человека». «Мы сражаемся в родной стороне, наши войска прикрывают мирные хижины, в коих жены, дети и старцы преклоняют колена пред создателем и просят победы и избавления. Французы проливают кровь за дело их тирана, мы сражаемся за наше собственное»1. Эти слова находили отклик в сердцах «великодушных россов» и укрепляли авторитет педагога.

Театрально-музыкальные традиции в Царскосельском Лицее

Поди кричи, брани другого...1 По мнению Н.Н.Петруниной, и стихотворение Пушкина и пародия Дельвига на стихотворение Кошанского «На смерть гр.Ожаровской» были написаны уже тогда, когда наставника не было в Лицее. Ироничное отношение к профессору появилось после его «болезни», о причинах которой воспитанники были осведомлены.2

Н.Ф.Кошанский тяжело переживал разлуку с любимой Москвой. Может быть, тоска по родным местам, неустроенность личной жизни -профессор был холост, - явились причиной извечной «русской» болезни и частых отлучек из Лицея. Он преподавал в Царском Селе до 1828 года и в последние годы преподавательской деятельности стал меньше времени уделять латинскому языку, видимо осознав, что в нем нуждаются лишь единицы. Сохранилось свидетельство инспектора Московского благородного пансиона И.И.Давыдова, посетившего Лицей в 1819 году, спустя два года после первого выпуска. «Мне позволено было посидеть в классе», -пишет он. «В это время в высшем отделении был латинский класс профессора Кошанского. Вспоминая лицейский устав, я думал услышать тут на 136 стоящих римлян, но... из 25 воспитанников семеро держали Корнелия Непота с французским переводом; прочие, казалось мне, с жалким удивлением смотрели на Кошанского, который тщетно доказывал им пользу латыни»1.

Из последующих за пушкинским выпуском курсов лишь отдельные воспитанники посвятили свою дальнейшую жизнь литературному творчеству.

Это М.Д.Деларю, поэт, переводчик, литератор, близкий друг А.А.Дельвига и Я.К.Грот, академик, автор многочисленных работ по филологии, русской орфографии, истории Лицея, но такого блестящего результата, который был достигнут в пушкинском выпуске, повторить не удавалось: «... первый выпуск Лицея представлял из себя нечто необычное по своей авторской производительности...»2

Иван Кузьмич Кайданов (1782 - 1843) пришел в Лицей молодым адъюнктом. Он - один из немногих преподавателей Лицея, чья жизнь была неразрывно связана с этим учебным заведением, в котором он прослужил больше тридцати лет, оставив его лишь за два года до смерти.

В судьбах молодых педагогов Лицея было много общего. Галич, Ку-ницын, Кайданов, - выходцы из духовного звания, выпускники духовных семинарий и академий, продолжившие обучение в Петербургском педагогическом институте. Именно в институте Иван Кайданов начинает систематически заниматься историей, а затем стажируется в лучших европейских университетах.

Геттингенский университет, который Кайданов выбрал для продолжения учебы, был одним из наиболее либеральных учебных заведений Ев 137 ропы. Старинный студенческий городок потряс молодого русского необычной обстановкой студенческого братства. В Геттингене, где все было проникнуто седой стариной, Кайданов понял, что именно истории суждено сохранять накопленный человеческий опыт, знание которого позволит лучше понять настоящее, избежать ошибок и определить перспективу будущего развития.

По возвращении из-за границы И.К.Кайданов блестяще сдал экзамен на степень магистра и был определен адъюнктом в Лицей. Ему поручили вести курсы истории, географии и статистики. Желание испытать свои силы было настолько сильным, что два молодых адъюнкта, Куницын и Кайданов, прочитали пробные лекции воспитанникам еще до начала учебных занятий .

Кайданов начинает свою литературную деятельность в разгар войны В 1812 году в журнале «Сын Отечества» появляется его первая работа, перевод статьи «Освобождение Швеции от тиранства Христиана II, короля Датского». Свой литературный опыт автор закончил эмоциональным призывом к русскому народу: «Мужественные, благородные Россы!... Можно ли сомневаться, что ваше мужество, терпение и примерная любовь к Отечеству сокрушат силу всемирного тирана, дерзнувшего простереть свой меч и на вас?» Только русская армия способна освободить не только свое Отечество, но и стать освободителем Европы: «Европа в радости и уповании взирает на ваши подвиги!»2

Сотрудничество с «Сыном Отечества» продолжалось много лет. В разные годы И.К.Кайданов опубликовал на страницах этого издания множество статей. Наиболее интересны среди них «Крестовые походы. Из ис 138 тории средних веков»1, «Обозрение политических происшествий Европы от смерти Фридриха Великого и начала французской революции до 1812 года» и другие.

Приобретя некоторый педагогический опыт, Кайданов приступает к написанию учебника по истории. В конце 1814 года Конференция Лицея извещала министра просвещения А.К.Разумовского об окончании работы адъюнктом Кайдановым над рукописью под названием «Основания всеобщей политической истории» . В количестве 650 экземпляров книга была отпечатана в академической типографии. Работу Кайданова благосклонно принял ученый мир, а академик Шторх отозвался о ней с «отличной похвалою» .

История Кайданова была рекомендована в качестве учебного пособия для гимназий низшего возраста, т.е. начального периода обучения. В обращении, предваряющем основной текст этого учебного пособия, автор выразил надежду на то, что его учебник восполнит отсутствие «хорошего исторического сочинения». Во время работы над книгой Кайданов, по его признанию, во всем следовал рекомендациям своего «незабвенного наставника» профессора Герена, старался хронологически верно изложить то или иное событие и «упомянуть о причинах и следствиях важных происшествий», основываясь на различных источниках. Какой-либо оригинальной концепции Кайданов не выдвигал.

Похожие диссертации на Гуманистические традиции русского просвещения в царкосельском лицее первой четверти XIX века