Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Давыдова Наталья Алексеевна

Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков
<
Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Давыдова Наталья Алексеевна. Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Давыдова Наталья Алексеевна; [Место защиты: Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского]. - Ярославль, 2009. - 241 с. РГБ ОД, 61:09-24/82

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Специфика русского православного богослужебного пения 12

1.1. Исторический дискурс церковного пения в России 12

1.2. Музыкально-эстетический дискурс русского церковного пения 46

1.3. Богословско-литургический дискурс православного пения 75

Глава II. Поиски "русского" стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть ХГХ - начало XX вв.) 106

2.1. Проблемы церковно-певческой практики в России на рубеже XIX - XX веков 107

2.2. Духовные циклы П. И. Чайковского в аспекте традиций православного русского пения 130

2.3. Интерпретация традиций православного русского пения в духовных циклах С. В. Рахманинова 163

Заключение 197

Библиографический список источников и литературы 201

Приложение 229

Введение к работе

Период конца XIX — начала XX веков занимает особое место в истории русской культуры и в истории православного» русского пения- и духовной музыки. Богослужебное пение в России имеет более чем тысячелетнюю историю. На пути своего развития оно преодолело ряд глубоких кризисов, один из которых обозначился в последней четверти XIX - начале XX вв., во многом явившись отголоском событий середины XVII века, когда под влиянием западно-европейской хоровой культуры была полностью сломана древнерусская богослужебно-певческая система, коренным образом изменился весь смысловой строй-православного пения:

Духовная музыка русских композиторов долгое время? рассматривалась лишь как феномен музыкального искусства. Сегодня мы имеем возможность изучать ее в контексте православной культуры, что является имманентным подходом по отношению к данному культурному явлению.

Актуальность исследования связана с тем, что сегодня такаяважная составляющая церковной жизни, как богослужебное пение, вновь переживает глубокий кризис. Несмотря на то, что светское музыкальное образование в России находится на очень высоком уровне, многочисленные -проблемы в области церковного пения не находят разрешения.

Сопоставляя современную церковно-певческую практику с ситуацией рубежа XIX-XX веков, можно констатировать, что самые значимые, насущные проблемы этого периода стоят столь же остро в наше время, однако сегодняшняя ситуация усугублена объективными историческими обстоятельствами. В этом смысле обращение к православной певческой традиции и русской духовной музыке конца XIX - начала XX веков оказывается ценным культурно-историческим опытом, который многое дает для» понимания причин и сущности современной ситуации, что в свою очередь является необходимым условием для поиска путей решения сложившихся проблем.

Последняя четверть XIX — начало XX вв. стала моментом обострения, сплетения всех многовековых противоречий, разногласий и споров в области церковного пения, однозначного ответа1 на которые нет и на сегодняшний день. Что считать истинно русским стилем в церковном пении? В чем критерий церковности музыкальных произведений? Можно ли исполнять в концертах духовной музыки произведения, входящие в церковный обиход, и, напротив, можно ли допускать на клирос духовные сочинения светских авторов, не причастных в полной мере к церковной жизни?

Эти вопросы, выдвинутые современниками столетие назад, явились внешней стороной тех глубинных трансформаций в богослужебном пении, когда на первое место в церковном- искусстве выдвинулась эстетическая составляющая, сам принцип музыкального оформления церковной службы, «составленной» из произведений разных авторов, перестал соответствовать, сущности православного богослужения; сложный концертный стиль «церковно-музыкальных» сочинений вступил в противоречие, с духом церковности, а от певчих вместо владения ремеслом потребовалось мастерство вокалиста-исполнителя.

Цель диссертационного исследования — соотнесение русской духовной хоровой музыки последней четверти XIX — начала XX вв. с традициями православного русского пения . на - примере духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова.

В связи с поставленной целью были обозначены следующие задачи исследования:

- систематизировать представления об историческом пути формирования традиций православного русского пения и его музыкально-эстетическом своеобразии;

- обосновать богословско-литургический аспект традиционного русского богослужебного пения как элемента системы храмовых искусств;

— выявить причины.обращения светских композиторовжонцаХЕХ — начала XX. вв., Ж Чайковского и С. Рахманинова, к написаниюмузыки для; церкви» и выявить причины «непопулярности» этих произведений в церковном обиходе;

— раскрыть закономерности развития; русской духовной музыки последней четверти XIX — начала XX ВВІ В контексте церковно-певческош практики этого периода;.

— проанализировать духовно-музыкальные циклы И; Чайковского-и С. Рахманинова с позиции традиций церковного искусства;

обобщить специфические: чертьъ музыкального; стиля духовно-музыкальных циклов ПГЧайковского И.Є. Рахманинова Проблема исследования состоит в определении культурологического І . смысла трансформации традиций православного пения; происходившей? в русской?композиторскойдуховной музыке последнешчетверти XIX .- начал аі ХХ,вв..

Объектом исследования является- духовная музыка русских? композиторов последнешчетверти XIX - начала XX вв.

Предмет исследования — интерпретация традиций православного русского пения в духовно-музыкальных циклах Ш Чайковского и С. Рахманинова.

Хронологические рамки диссертации определены.периодом с начала? 80-х гг. XIX века до 1916 г. (в современном культурологическом знании это время часто определяется»как рубеж веков):

Методология исследования опирается на анализ; взаимосвязей и взаимозависимостей в опыте духовной музыки. К числу теоретико-методологических, ориентиров: нашей работы принадлежат общенаучные методы, исследований- принятые в культурологии? и искусствоведении: аналитический, синтетический: и сравнительнышметоды..

В работе использован принцип междисциплинарного научного исследования с применением методов исторического, источниковедческого, богословско-литургического и, прежде всего, искусствоведческого анализа.

Искусствоведческий аспект исследования опирается на опыт и практику российских ученых, изучавших историю и теорию древнерусского пения и отечественной духовной музыки — Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской, А. Кандинского, М. Рахмановой, В. Холоповой, Н. Плотниковой.

Богословско-литургический аспект опирается на святоотеческое наследие — труды Святого Дионисия Ареопагита, Святого Иоанна Дамаскина, Преподобного Максима Исповедника, современных исследователей - прот. Б. Николаева, Б. Успенского, Л. Успенского, М. Красовицкой.

Методологический инструментарий исследования связан сгопытом и практикой культурологических исследований, осуществленных на кафедре культурологии и журналистики ЯГПУ, в искусствоведческих и. культурологических работах и диссертациях Е. Ермолина, Н. Каровской, Т. Юрьевой, С. Овсянникова.

Гипотеза исследования включает в себя следующие положения:

- русская духовная музыка последней, четверти XIX - начала XX вв. отражает начавшийся в XVII в. процесс отхода от принципов каноничности и исихазма в церковном пении;

- особенности развития русской духовной композиторской музыки последней четверти XDC — начала XX вв. в значительной мере обусловлены контекстом церковно-певческой практики этого периода;

- духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и« С. Рахманинова представляют оригинальные художественные интерпретации традиций православного русского пения;

- существует ряд специфических музыкально-выразительных приемов и средств, отличающих духовно-музыкальные циклы П. Чайковского и С. Рахманинова.

Степень разработанности проблемы определяется в нескольких аспектах:

1. История русской музыки конца XIX - начала XX вв. стала предметом изучения многими выдающимися исследователями, начиная с начала XX в., такими как Т. Ливанова, Е. Левашов, Т. Владышевская, О. Левашова, Т. Левая, А.,Кандинский.

2. История и теория русского церковного пения. Этот исследовательский» пласт в отечественной науке представлен с середины XIX - в первой четверти XX вв. в работах Е. Болховитинова, Д. Разумовского, В. Металлова, Є. Смоленского,- Д. Аллеманова, A. Преображенского, А. Кастальского, В. Зиновьева; в XX в. — в трудах Н. Финдейзена, И. Гарднера, Н. Успенского, М: Бражникова, B. Протопопова, В. Холоповой; в современной науке вопросамчистории и. теории русского церковного пения и духовной музыки посвящены работы. Т. Владышевской, Н. Герасимовой-Персидской; М. Рахмановой, Н. Гуляницкой, А. Конопота, Е. Лозовой, В. Мартынова, Н. Серегиной, Н. Плотниковой. Кроме того, названные проблемы занимают достаточное место в трудах зарубежных исследователей: М. Велимировича, Р. Паликаровой-Вердейль, Ж. Тибо, С. Флороса, А. Идельсона, Г. Мейера, Н. Юсупова.

3. История русской культуры, отдельные ее направления разработаны в трудах Л. Гумилева, Н. Данилевского, Д. Лихачева, Л. Успенского, С. Аверинцева, Г. Вагнера; Т. Владышевской, И: Грабаря, Ю. Лотмана, В. Живова, И. Кондакова, Е. Ермолина, В. Лазарева, В. Колесова.

4. История культуры русского Средневековья являлась предметом исследования многими учеными-медиевистами; такими- как В. Бычков, А. Гуревич, Л. Ионин, И.« Бусева-Давыдова, М. Плюханова.

5. Духовная музыка П. Чайковского и С. Рахманинова в контексте их творчества и эпохи рассматривалась в XX в. Б. Асафьевым, А. Кандинским, Ю. Келдышем, Л. Корабельниковой и современными исследователями — М. Рахмановой, Т. Владышевской. Таким образом, можно констатировать, что рассмотрение духовной музыки конца XIX - начала XX вв. происходило до настоящего времени, в основном, в сугубо музыковедческом аспекте, в то время как изучение этого культурного феномена с позиции церковного искусства пока не получило целостного освещения.

Источниками, послужившими базой исследования явились нотные издания • произведений духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова; опубликованные письма П. Чайковского, С. Рахманинова и их современников; периодические издания, хранящиеся в Государственном архиве Ярославской области, его Рыбинском., филиале, Российской Государственной библиотеке; документы и материалы из Российской Государственной библиотеки, Российской Государственной библиотеки по искусству, Синодальной библиотеки Московского-Патриархата имени Святейшего Патриарха Алексия II.

Научная, новизна диссертационного исследования состоит в том, что:

— композиторское творчество последней четверти XIX - начала XX вв. в сфере духовной музыки введено в широкий контекст церковно-певческой практики этого периода;

— в опыте анализа духовной музыки П. Чайковского и С. Рахманинова совмещены культурологические, искусствоведческие и богословско-литургические подходы, что позволило учесть при изучении композиторских духовных циклов принципы церковного искусства.

Теоретическая значимость исследования определена:

— методологическими позициями данного исследования, основанного на принципе интегративного сочетания наук (искусствоведение, в частности, музыковедение, культурология, богословие, литургика, история), что позволило актуализировать анализ произведений русской духовной музыки в новом аспекте;

— обобщением и классификацией значительного по объему материала по церковно-певческому делу в России последней четверти XIX — начала XX веков и духовной музыке П. Чайковского и С. Рахманинова.

Практическая значимость исследования заключается в том, что диссертация дает возможность использования ее содержания при создании методологической основьь для изучения музыки, употребляемой в церковном обиходе. Материалы диссертации могут быть востребованы в учебных программах и курсах по церковному искусству, истории русской музыки и русского церковного пения; а также других дисциплин искусствоведческого и культурологического циклов; в краеведческой деятельности.

Личный вклад диссертанта состоит в выявлении ряда, традиций-церковного пения, с привлечением специфических религиозных ИСТОЧНИКОВ,-в частности, святоотеческого наследия; Вг соотнесении духовной музыки последней четверти XIX — начала XX вв. с православной певческой традицией и специальной культурно-исторической практикой исследуемого периода; в осуществлении подробного музыковедческо-литургического разбора циклов духовной музыки 1Ъ Чайковского и С. Рахманинова. Актуализирован эмпирический опыт церковно-певческой практики автора исследования.

Достоверность результатов. исследования обеспечивается всесторонним анализом проблемы при определении исходных теоретико-методологических позиций; комплексностью методологии, адекватной цели и задачам исследования; системным и полным обобщением теоретического и практического опыта исследования традиций православного пения в русской духовной музыке рубежа XIX — XX вв.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Русские композиторы, начиная уже с середины XIX века, испытывали духовную потребность в обращении к традициям православного пения, актуализируя эту потребность в сочинении церковной музыки, равно как и в имплицитном введении обиходных напевов или их стилистических черт в свои светские музыкальные произведения.

2. Русская духовная музыка последней четверти XIX - начала XX вв. отразила процесс идеологического кризиса церковной жизни, повлиявшего на церковное пение, результатом которого явилась замена сакральных форм отправления церковных обрядов профанными, основанными на бытовых формах поведения священнослужителей и паствы.

3. Процесс трансформации православного пения органически предвосхитил рождение традиции композиторской интерпретации, определившей развитие русской духовной музыки.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования. Основные положения исследования отражены в 5 публикациях, в том числе - одной, осуществленной в ведущем рецензируемом научном издании, рекомендованном ВАК РФ. Основные итоги исследования и положения диссертации поэтапно докладывались на заседаниях кафедры культурологии и журналистки ГОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского» в 2005-2009 гг., излагались в докладах и выступлениях автора на научной конференции «Чтения Ушинского» (Ярославль, ЯЛТУ им. К.Д. Ушинского, 2009); на VII! Международной, научной конференции «Государство, общество, церковь в истории России XX века» (Иваново, Ивановский государственный университет, 2009); на региональных научно-практических конференциях: XI и XII Золотаревских чтениях, посвященных изучению историко-культурного наследия (Рыбинск, Рыбинский музей-заповедник, 2006, 2008).

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (Глава I «Специфика русского православного богослужебного пения»; Глава II «Поиски "русского" стиля в композиторской хоровой духовной музыке (последняя четверть XIX — начало XX вв.)»); заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего 295 наименований; приложения, состоящего из схем четырех духовно-музыкальных циклов П. Чайковского и С. Рахманинова и нотных примеров. Общий объем работы - 241 стр.

Исторический дискурс церковного пения в России

Исторический дискурс отечественного церковного пения в представленной диссертации имеет целью рассмотреть, как складывался и развивался традиционный опыт православного пения в России, обозначить время и исторические обстоятельства сломов первоначальной традиции русского богослужебного пения, что позволит выявить и проанализировать причины исторической ситуации, сложившейся в церковном пении России в исследуемый период, а именно в последней четверти XIX — начале XX вв.

Среди исследователей истории церковного пения в России наиболее известны труды Д. Разумовского, В. Металлова, Д. Аллеманова, С. Смоленского, А. Преображенского, И. Вознесенского; статьи Е. Болховитинова, В. Одоевского, М. Лисицына, С. Протопопова, А. Кастальского, написанные в XIX — первой половине XX в.; Н. Финдейзена, М. Бражникова, Н. Успенского, А. Кандинского, Н. Герасимовой-Персидской, Т. Ливановой, написанные в XX в.; а также работы современных исследователей: Н. Гуляницкой, Т. Владышевской, М; Рахмановой, Н. Плотниковой, которые послужили основанием для нашего исследования; большое значение для нас имели монографии И. Гарднера и В. Мартынова.

К общепринятой периодизации, истории богослужебного пения Русской Православной Церкви существует несколько подходов: Исследователи выдвигают разные критерии деления на исторические периоды: семиографические, языковые, музыкально-стилистические признаки; изменения богослужебного порядка и церковной жизни; перемены политического характера.

Мы, в свою очередь, осуществили критическое обобщение и систематизацию накопленного научного опыта, совместив подходы, предлагаемые, в частности, ДЇ Разумовским, В. Металловым, А. Преображенским, И. Гарднером, М. Бражниковым, В: Мартыновым, которые по существу являются взаимодополняющими и отражают в разной степени те или иные обозначенные стороны развития церковного пения в России. При этом мы расставляем акценты на ключевых моментах и фактах, наиболее значимых, по нашему мнению, в отношении формирования богослужебно-певческой традиции и последующего разрыва этой традиции.

История русского богослужебного пения распадается на две больших эпохи1, граница между которыми обозначена предельно ясно: 1652-1654 гг. Такое разделение имеет основание в принципиально различном понимании сущности богослужебного пения. Первую эпоху обозначим как эпоху монодии, а вторую — как эпоху гомофонно-гармонического многоголосия. В каждой из двух эпох выделяется несколько периодов; в первой мы сочли правомерным выделить следующие периоды:

- от 988т. до начала XIV в. - начальный;

- от начала XIV в. до XVI в. - московский;

- от XVI в. до середины XVII в. - раннего русского многоголосия; во второй: - от середины XVII в. до середины XVIII в. - украинско-польский, или партесного пения;

- от середины XVIII в. до первой трети XIX в. — итальянский;

- от первой- трети XIX в. до последней четверти XIX в. — немецко-петербургский;

- от последней» четверти XIX в. до 1917 г. - синодальный или московский.

Музыкально-эстетический дискурс русского церковного пения

Рассмотрение русского-церковного пения, в аспекте его музыкально-эстетической уникальности позволит нам сформулировать музыкально-стилистические основаниям и принципы древнерусской (то есть традиционной) богослужебно-певческой. системы.

Понимание уникальности русского богослужебного пения сложилось с началом научного изучения «знаменного распева во второй половине XIX в. и представляет одну из сторон вопроса уникальности русской культуры вообще. До настоящего времени распространено представление, согласно которому русская церковная культура заимствована из Византии и продолжает традиции византийской. В частности, эта точка зрения отражена в теории трансплантации, выдвинутой Д. Лихачевым [167]. Показательной является и концепция М. Приселкова [216], согласно которой византийская культура на Руси была усвоена в переработанном болгарском варианте. Однако насколько правомочны эти утверждения?

Факт принятия христианства от Византии, вхождение Руси в-качестве митрополии в византийскую иерархическую систему церковной власти и все другие связанные с ними факты бесспорны и не нуждаются в комментариях.

Но все это, как справедливо отмечает В. Живов, «не доказывает ни единства древнерусской и византийской культур, ни даже их структурного и содержательного сходства» [103, 73]. Он подчеркивает, что тот сложный процесс «...отбора и трансформации, который происходит при рецепции элементов византийской культуры и их освоении новой системой;..» нельзя сводить к понятию влияния.

Киевская Русь, по его мнению, «...не воспроизводит и... не стремится воспроизвести византийскую культуру как законченную систему. Она ориентирована не только на византийские образцы и удовлетворяет свои нужды нового христианского народа за счет разных, гетерогенных источников» [103, 73 и 93]. На это же указывает А. Иконников: «Приняв византийское христианство, Русь... открыла для себя путь синтеза культур, соединяя традиции восточнославянских племен с наследием Византии, стран Передней Азии и Средиземноморья...» [115, 51]. Укажем лишь некоторые существенные, на наш взгляд, моменты, позволяющие сделать определенные выводы по существу обозначенной проблемы.

Русь восприняла и осваивала одну культурную традицию Византии -так называемую аскетическую1, что было определено выбором богослужебного Устава. Известно, что до конца XI в. порядок богослужения в Киевской митрополии равнялся на порядок служения, в храме Святой Софии в Константинополе, обусловленного церемониалом императорского двора и патриаршего служения. Это были торжественные богослужения, требовавшие участия многочисленного клира. С основанием в конце XI в. Киево-Печерского монастыря, который играл исключительную роль в распространении церковной православной культуры, был введен Студийский монастырский устав, после Собора 1274 г. при митрополите

Кирилле III стал распространяться Святогробский (Иерусалимский) монастырский устав1.

В этой связи В. Живов подчеркивает: «Культура Киевской Руси не повторяет и не трансплантирует современную ей византийскую культуру, а усваивает один ее изолированный фрагмент и даже в этом фрагменте существенным образом переставляет смысловые акценты» [103, 82]. Это изначально формирует духовные ориентиры, во многом определяющие лик русской культуры как культуры христианской.

На Руси сложилась принципиально иная по сравнению с Византией система образования: образование на Руси «носило исключительно-катехитический характер» [103, 81], в то времякак в Византии сохранялось светское образование, куда входило изучение античных авторов.

Древнерусская литература складывается, в основном, из текстов духовного содержания, «концентрически сосредоточивается вокруг одного основного- текста.. .(библейского канона), в Византии такой единый сверхобразец отсутствует» [103, 103]. Византийская система жанров словесности не была усвоена древнерусской литературой2. Например, русская-летопись отличалась от византийской хроники самим принципом изложения: хроника представляет собой историю царств и царствований, в ней нет абсолютной хронологии, а русская летопись представляет историю своего государства, описывает непрерывную цепь событий - погодичных статей.

Проблемы церковно-певческой практики в России на рубеже XIX - XX веков

Для объективного понимания сути кризиса, обозначившегося в . русском церковном пении в последней четверти XIX - начале XX вв., на наш взгляд, необходимо рассматривать его в контексте церковно-певческои практики и критической оценки взгляда современников на эту проблему, что позволит анализировать русскую духовную музыку и церковное пение этого периода как целостное культурно-историческое и социальное явление.

В обозначенный период церковно-певческое дело в России занимает весьма серьезное место в общественно-культурной жизни. Проблемы! в области церковного пения начинают волновать- разные слои общества. Интерес к ним проявляют знатоки церковного пения и историки культуры, теоретики музыки и любители из числа священнослужителей, светские композиторы и церковные регенты, Святейший Синод как представитель духовной-власти. «Движение растет вширь и вглубь» [105, 13]: во многих епархиях увеличивается число церковных хоров; появляются новые типы хоров — школьные и сельские, полковые, любительские, увеличивается, число частных хоров; возобновляется практика исполненияг произведений, написанных для церкви, в концертах духовной музыки; в Москве, Санкт-Петербурге, крупных губернских центрах открываются школы псаломщиков, регентские училища, регентские курсы и курсы учителей пения церковно-приходских школ, разрабатываются новые программы для специальных учебных заведений по истории, теориии практике церковного пения; издается новая учебная литература и современная церковно-певческая литература, пропагандируется искусство композиторов «нового направления».

Возросший общественный интерес к церковно-певческому делу обнажил множество острых проблем, накопившихся в этой области,, которые активно обсуждаются современниками и часто являются предметом дискуссий. Круг обсуждаемых вопросов чрезвычайно широк: во-первых, это вопросы, затрагивающие религиозно-нравственную сторону церковного пения: о цели, назначении и содержании церковного пения; во-вторых, вопросы, касающиеся, историко-теоретической стороны церковного пения: о путях развития церковного пения в России и причинах искажения древних напевов, о возрождении древней церковной монодии в произведениях композиторов «нового направления», о «церковности» в» музыке,об отношении к местным напевам;.

В третьих,. проблемы, связанные с современной практикой церковно-певческого дела в России: о недостатках и проблемах обучения церковному пению, о правовом и материальном положении регентов, псаломщиков и певчих, о современном состоянии церковных, хоров; об отношении духовенства; к проблемам постановки церковного пения; о введении: общенародного пения в храмах; в-четвертых, музыкально-критические статьи разного рода: отзывы на-; концерты духовной! музыки, рецензии и обзоры вышедших в свет учебных пособий; рецензии? на отдельные произведения? и сборники произведений; церковных жанров современных русских: композиторов? и на1 разного рода «новинки»1.

Из: обозначенного круга проблем; занимавших современников;; нас,, в данном случае; будет интересовать их взгляд на творчество: композиторов «нового направления» и взаимосвязанный с ним вопрос: «церковности» духовно-музыкальных произведений; а также собственно проблемы церковно-певческой практики.

Похожие диссертации на Традиции православного пения в русской духовной музыке последней четверти XIX - начала XX веков