Введение к работе
Актуальность темы исследования. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции.
Этнокультурный облик России характеризуется огромным разнообразием, обусловленным обширностью территории, природными различиями. Сохранение и возрождение национальных культурных традиций может быть осуществлено лишь на основе их взаимообогащения и обращения к истокам традиционных народных культур, прежде всего -фольклору. Главной задачей обеспечения безопасности нации является воспитание в общественном сознании установок социальной ответственности, толерантности и патриотизма через формирование ценностей многокультурного общества, воспитание установок возрождения национальных культур.
В условиях полиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности российского социума актуальны проблемы сохранения народной культуры субэтносов.
Мы рассматриваем вопросы сохранения и развития традиционной народной культуры не только как имеющие значение в социокультурной, художественно-творческой, организационно-педагогической деятельности, но и с точки зрения возможностей проявления личностью гражданских, патриотических инициатив, роста ее эстетической, нравственной, политической культуры. Этнокультурные ценности и идеалы, бережно сохраняемые и развиваемые, безусловно, будут способствовать духовно-нравственному воспитанию молодежи, укреплению единства нашей страны.
Культурная жизнь России в последние десятилетия характеризуется нарастающей агрессивностью массовой культуры. Масштабы этого явления представляют реальную угрозу для традиционной народной культуры. В результате выхолащивается ее духовное содержание, что лишает народную культуру возможности выполнять функции этнического объединения и общения, трансляции и межкультурного диалога. Этим процессам может противостоять государственная концепция сохранения традиционной народной культуры.
Многие государственные документы, принятые в последнее время, свидетельствуют о том, что традиционная народная культура является объектом внимания и заботы государства ("О государственной поддержке традиционной народной культуры" - Решение Госсовета РФ, 2006г; "Культура России (2005-2011гг.)" - Федеральная целевая программа, 2005г; "Этнокультурное развитие регионов России на 2008-2012 годы" -Концепция федеральной целевой программы, разработанная Министерством регионального развития РФ, а также ряд законов о
традиционной народной культуре, принятых субъектами РФ - например,
Закон Краснодарского края «О государственной политике в сфере
сохранения и развития традиционной народной культуры в Краснодарском
крае», 2007г. и др.). Везде в этих принятых документах подчёркивается
большая роль традиционной народной культуры в развитии современного
общества, сохранении национальной самобытности. Традиционная
народная культура должна быть сохранена, должна жить и активно
развиваться, а для этого она должна быть интересна, прежде всего,
молодежи. Из поколения к поколениям передаются традиции
праздников, обрядов, семейного уклада, обычаи, традиции народной педагогики, художественной культуры (устный, хореографический, музыкальный фольклор, народный театр, народные промыслы, декоративно-прикладное творчество). Во всём этом воплощен в яркой образной форме национальный менталитет, духовно-нравственные ценности, идеалы, нормы поведения, этикет, стереотипы поведения, которые представляют собой специфические черты этнического самосознания. Нам близка точка зрения Т.И. Баклановой, которая выделяет как главные ценности русской традиционной культуры следующие: ценностное отношение к матери (мать - главная святыня); ценность семьи, семейных отношений, построенных на уважении к старшим, взаимопомощи и сопереживании; ценность родной земли, Родины; ценность трудолюбия; ценность здорового образа жизни, духовной красоты человека. Отсюда как важнейшая функция традиционной народной культуры - аксиологическая, наряду с регулятивной, коммуникативной, познавательной. В традиционной народной культуре воплощена этнокультурная деятельность (создание произведений народного художественного творчества, сохранение обрядов, праздников, в которых отражены национальный менталитет, этнические стереотипы, характер народа), а также необходимость ее трансляции в современное социокультурное пространство (см: Т.И. Бакланова, Л.В. Ершова, Т.Я. Шпикалова "Концепция этнокультурного образования в РФ").
Одним из источников, из которого современный человек черпает сведения об историческом прошлом своего народа, является фольклор во всем его жанровом многообразии, среди которого большое место занимает фольклор песенный.
Культура Донского края по своей природе уникальна и многогранна. Из поколения в поколение народ бережно передавал культурные традиции, накопленные в течение столетий. Большое место в донской культуре принадлежит фольклору, обрядам, обычаям. Среди них особой любовью пользуется старинная казачья песня, в которой так или иначе нашла отражение вся история казаков.
В конце XX в. Россия столкнулась с феноменом возрождения казачества. Духовное, культурное возрождение казачества представляет собой одно из ярких и сложных явлений отечественной и мировой истории. Оно протекает в условиях недостатка достоверной информации
об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов нашей страны. На этот процесс накладывает отпечаток не только многолетнее замалчивание некоторых страниц трагической истории казачества, но и нынешняя кризисная ситуация в России, обострение политических и межнациональных отношений.
Активные процессы возрождения казачества сделали проблемы его происхождения, истории, культуры одними из самых актуальных в отечественной науке. Накоплен значительный материал, отражающий разные стороны жизни казачества, однако комплексных исследований по изучению фольклора, народной культуры и культурного наследия донских казаков на сегодняшний день недостаточно. В особенности необходимо рассматривать фольклор донских казаков как фактор сохранения и развития культурных традиций в России. Всем этим и определяется актуальность исследования.
Степень изученности вопроса:
В исследованиях в области теории, методики и организации социокультурной деятельности разработано понятие «социокультурная среда» как совокупность разнообразных природных, культурных и цивилизационных условий, в которых протекает жизнедеятельность человека, сообществ, этносов, которые определяют во многом их существование; качество природного и социокультурного окружения. (М.А. Ариарский, Т.Г. Киселева, ЮД. Красильников, Н.Ф. Хилько и др.); раскрыты сущность и технологии проектирования социально-культурных процессов (А.Д. Жарков, Г.М. Бирженюк, АЛ. Марков, Ю.А. Стрельцов, Н.Н. Ярошенко и др.); обоснована взаимосвязь социокультурного и этнокультурного подходов к организации, педагогическому руководству и кадровому обеспечению процессов сохранения и развития традиционной народной культуры (Т.Н. Бакланова, М.И. Долженкова, М.С. Жиров, В.М. Захаров, А.С. Каргин и др.); выявлены особенности организации и руководства общественными объединениями и движениями (Э.И. Летрова, Е.И. Смирнова, В.Е. Триодин и др.).
Проблемы социального проектирования в контексте государственной культурной политики рассматриваются в философских, социологических и культурологических исследованиях О.И. Генисаретского, В.Л. Глазычева, М. Драгичевич-Шешич, Т.М. Дридзе, В.Ю. Дукельского, С.Э. Зуева, Н.И. Лапина, А.В. Лисицкого, В.А. Лукова, Г.А. Никич-Криличевского, Э.А. Орловой, П.А. Сорокина, Г.П. Щедровицкого и др. Различным аспектам российской федеральной и региональной национально-культурной политики посвящены исследования Р.Г. Абдулатипова, Г.А. Аванесовой, О.Н. Астафьевой, Л.Е. Вострякова, И.Я. Горловой, Н.Г.Денисова, О.Л. Кубышкина, В.В. Савельева, СП. Шевчугова и др. В работах этих и других авторов отмечается значение этнокультурных традиций как одного из факторов устойчивого развития регионов и сохранения культурного
разнообразия нашей страны.
Своеобразные ракурсы анализа этнокультурных проблем регионов представлены в философских трактовках таких дефиниций, как «культурное гнездо» (Н.Л. Анциферов, И.М. Гревс, В.А. Горский, Н.К. Пиксанов и др.), «культурное наследие» (А.И. Арнольдов, Э.А. Баллер, Н.И. Воронина, Н.С. Злобин, С.Н. Иконникова, СМ. Ковалев, И.К. Кучмаева, Э.А. Орлова, В.М. Межуев, А.К. Хачиров и др.), «культурная среда» (О.Н. Андреева, Г.Н. Баженова, Н.В. Кирьянова, Л.В. Ошман, В.О. Кутьев, И.Б. Стояновская и др.), «провинциальная культура» (В.Ю. Афиани, И.Л. Беленький, Е.Я. Бурлина, Н.И. Воронина, Н.М. Инюшкин, М.С. Каган, Т.Н. Кандаурова, Л.Н. Коган, Т.А. Чичканова и др.) и т.п.
Культуру малых территорий (сел, городов, губерний, областей) на материале конкретных исторических периодов исследовали Л.Н. Гончаренко, Н.М. Дмитриенко, ЕЛ. Лезина, Г.Н. Рябова, Д.Н. Смирнов и
др.
Отдельные аспекты развития культуры в том или ином конкретном регионе раскрыли в своих работах Л.М. Артамонова, Г.Г. Габдельганеева, В.А. Гуркин, И.А. Зеткина и др. В ряде исследований представлены этнокультурные традиции отдельных регионов (А.А. Ашхамахова, О.А. Богатова, Г.М. Давлетшин, Р.А. Данакари, М. М. Зязиков, М.З. Саблиров, А.Д. Тлеуж, Д.Л. Хилханов, Л.Л. Шабалина и др.).
Особенности русских этнокультурных традиций, видо-жанровая структура и формы бытования традиционной русской культуры исследованы историками, этнографами и фольклористами: М.К. Азадовским, В.Л. Аникиным, А.Н. Афанасьевым, Ф.И. Буслаевым, Г.С. Виноградовым, М.М. Забылиным. П.В. Киреевским, Ю.Г.Кругловым, Е.А. Покровским, И.Л. Сахаровым, А.В. Терещенко, П.В. Штейном и др. Все это помогает осмыслению вопросов, связанных с этнокультурными аспектами и проблемами фольклористики.
Художественно - эстетическое содержание народного искусства как части традиционной народной культуры раскрывается в трудах по эстетике, истории культуры и искусствознанию: В.В. Бычкова, Д.С. Лихачев, Ю.М. Лотман, М.А. Некрасова, В.М. Захаров, Л.А. Рапацкая и др. Роли народного искусства в мировой художественной культуре и дизайне уделено внимание в трудах Н.М. Сокольниковой и в исследованиях, выполненных под ее научным руководством И.П. Гладилиной, СВ. Городецкой, Л.Н. Романовой и др.
Проблемы сохранения и возрождения традиционной народной культуры, этнохудожественного профессионального образования исследованы в работах В.Ф. Генинга, Г.С Голошумовой, Т.В. Дадиановой, В.М. Захарова, СВ. Кривых, И.А. Лыковой, А.А. Макарени, Ю.И. Мкртмяна, В.Н. Нилова, В.А. Тишкова, Л.А. Хакимовой, Е.Л. Ясючени, Ю.М. Чурко и др.
Необходимость специального изучения данной проблемы обосновывается социальными факторами. К их числу можно отнести рост
национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к обновлению национального образования, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что, в свою очередь, часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Этническая принадлежность «задается» вместе с рождением, умением говорить на «родном» языке, культурным окружением, в которое человек попадает и которое, в свою очередь, «задает» общепринятые стандарты поведения и морали. В научной литературе встречаются два термина: «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание». В.Ю. Хотинец утверждает, что чувство принадлежности к своему этносу, сформулированное англоязычными учеными как «этническая самоидентификация» (ethnic identity), эквивалентен русскоязычному термину «этническое самосознание».
В результате обобщения рассмотренных представлений этнического
самосознания (Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, А.Х. Гаджиев, Ю.И.
Мкртмян, Г.У. Солдатова и др.) можно дать следующее определение:
этническое самосознание есть относительно устойчивая система
осознанных представлений и оценок реально существующих
этнодифференцирующих и этноинтегрирующих признаков
жизнедеятельности этноса. Данное определение этнического самосознания
позволяет выделить в его структуре три основных компонента: когнитивный
(знание об этнокультурных и этнопсихологических особенностях своего
народа), эмоционально-ценностный (этнокультурные и
этнопсихологические потребности, мотивы, интересы), регулятивный (связанный с нормами поведения). Этническое самосознание включает в себя возможности:
осознавать себя в качестве этнокультурных субъектов в родной среде;
выявлять культурные различия и сходства между представителями различных этнических групп с целью расширения рамок собственной групповой принадлежности за пределами национальных границ родного края;
определять свое место, роль, значимость и ответственность в глобальных общечеловеческих процессах;
инициировать и принимать активное участие в действиях против этнокультурной агрессии, дискриминации и культурного вандализма.
В конце XX в. активизировались исследования по материальной и духовной культуре казачества, возникло мощное движение по изучению и возрождению донской песенной традиции, проводились полевые исследования по сбору и обработке фольклора (Т.С. Рудиченко, В.М. Щуров, Н.Н. Гилярова, Т.С. Бершадская). Т.С. Рудиченко на основе песенного фольклора реконструировала традиционную картину мира донских казаков.
Современные исследователи опирались на достижения своих предшественников. Так, первая публикация о казачьем песенном
творчестве появилась в 1824 году (статья Сухорукова и Корниловича «Общежитие донских казаков в XVII-XVIII ст.» с 5 казачьими песнями). Среди публикаций XX века следует отметить статью В. Самарцева «Хуторские игры и гульбища с Бузулука» в «Донских областных ведомостях» за 1903 год и статью Е. Савельева «Проводы казака» в тех же «Донских областных ведомостях» за 1904 год, где были представлены тексты казачьих песен, исполняемых при проводах казака-новобранца.
После 1917 года в советской историографии интерес к истории и культуре казачества значительно снизился, однако он устойчиво сохранялся в культуре российского зарубежья, которую сегодня мы рассматриваем как неотъемлемую часть истории российской культуры XX века.
В послевоенные годы появляется первое крупное собрание донского песенного фольклора, которое представил в своём пятитомном труде «Песни донских казаков» (Москва-Ленинград, 1949-1954 гг.) Александр Михайлович Листопадов (1873-1949). Отечественная музыкальная фольклористика не знает другого издания, столь же широко представившего местную песенную культуру. На сегодняшний день этот труд остаётся самым крупным собранием русских народных песен с нотами.
В обширной коллекции А. М. Листопадова представлены различные песенные жанры, сделаны описания народных обрядов, даны этнографические и метрические справки, особенности исполнительской манеры. Несмотря на ряд недостатков (запись по слуху, с вытекающей из этого неточностью фиксации музыкально-песенного материала и авторской аранжировкой), этот пятитомный свод A.M. Листопадова по-прежнему сохраняет свою познавательную и художественно-практическую ценность. Однако это песенное собрание всё ещё недостаточно изучено как с текстологической стороны, так и со стороны музыкально-песенного и в целом - историко-культурологического анализа. Сравнительно недавно стали появляться статьи, посвященные как анализу наследия A.M. Листопадова, так и изучению современного бытования песенной традиции донских казаков. Среди таких работ следует назвать книгу Б.М. Добровольского «Народная устная поэзия Дона» (Ростов-на-Дону, 1963 г.). Статья Т. Рудиченко «О песенной традиции родины A.M. Листопадова» посвящена вопросу многоголосия донской казачьей песни. Нельзя не отметить и книги, выходившие за рубежом и хранившиеся в спецхранах, начиная от изданий справочного характера1 и исторических исследований о казаках2 до воспоминаний и работ, включающих сведения о лидерах Белого движения3. Помимо специальных работ, посвященных казачеству, сведения о казаках содержатся практически в каждом издании
1 Казачий словарь-справочник / Изд. А.И. Скрылов, Г.В. Губарев. - М.: 1992, Т.1-3 (репринтное
воспроизведение издания: Кливленд, Огайо, 1966).
2 Гордеев А.А. История казаков. М.:1991-1993.
3 Денисов СВ. Белая Россия СПб.: 1991 (репринтное воспроизведение издания: Нью-Йорк, 1937).
мемуарного характера, а также в работах современных авторов о Белом движении. Полное переиздание «Архива русской революции»4 дало возможность более детально познакомиться со свидетельствами очевидцев, политических и общественных деятелей России о предоктябрьском периоде, гражданской войне и роли казачества в этих событиях. Эти издания так или иначе связаны с социокультурными и политическими аспектами.
Изучению историко-культурного наследия казачества посвящен ряд современных исследований.5 Значительные материалы по культуре казачества содержатся в очерках по истории Волгоградского края. Существенным вкладом в изучение казачьего сказочного фольклора являются работы В.В. Когитина. Необходимо отметить 4-х томное исследование "Поэтика русского танца" В.М. Захарова6, которое носит энциклопедический характер и раскрывает многообразные стороны традиционной народной культуры (обряды, обычаи, промыслы, танцевальный, устной фольклор). В этом исследовании ряд глав посвящен донскому казачеству.
Таким образом, имеется достаточная база для комплексного исследования традиционной культуры донских казаков на материалах фольклора. Заметим, что многие исследователи подчёркивали необходимость синтетического подхода к изучению культурного наследия казачества, однако на практике таких попыток было реализовано мало.
Объект исследования: фольклор как этнокультурный феномен традиционной народной культуры донского казачества.
Предмет: различные виды и жанры фольклора донских казаков в контексте сохранения и развития культурных традиций России.
Целью исследования является комплексный, историко-культурологический анализ различных жанров фольклора донского казачества как основы выявления характерных особенностей традиционной казачьей культуры.
Поставленной целью обусловлены следующие задачи:
проанализировать современные научные концепции, посвященные историко-культурной специфике фольклора донского казачества;
рассмотреть условия формирования и развития донского казачества как этнокультурного феномена;
- выявить самобытные черты фольклора донских казаков;
4 Архив русской революции (Русский архив) в 22 тт./ Изд. Г.В. Гессен. - М.: 1991-1993. (репринт с
издания, выходившего в 20-30-х годах в Берлине).
Пономарев А.В. Субкультура донского казачества (19-20 вв.) как феномен региональной культуры. -
автореф. канд. дисс. культурологии, М.: 2009г. 6 Захаров В.М. Поэтика русского танца в 4-х тт. М.: 2004-2009г.
охарактеризовать феномен казачьего песенного фольклора и продемонстрировать его отличительные черты, главными из которых является «историзм» и «реализм»;
раскрыть специфику и функции декоративно-прикладного и песенного фольклора в традиционной культуре донского казачества, во взаимодействии с обрядами, играми, обычаями.
Методологическая основа и методы исследования базируются на историческом и диалектическом подходах к изучению культурных феноменов. Основу составили научные труды отечественных и зарубежных авторов по теории и истории культуры, литературы, философии, православия: М.М. Бахтин, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.А. Бердяев, С.С. Аверинцев, Д.С. Лихачев, Л.А. Успенский, И.А. Есаулов, прот. Василий Зеньковский, о. Сергий Булгаков, прот. Георгий Флоровский, о. Павел Флоренский. Методологической основой исследования является междисциплинарный подход к решению выдвинутых цели и задач, рассмотрение проблематики исследования с привлечением гносеологических средств философии, культурологии, педагогики, психологии, политологии, этнологии, регионоведения и других смежных отраслей науки.
В исследовании нашли применение:
социокультурный подход, его специфика состоит в том, что он имеет многомерный характер и позволяет интегрировать, например, социологическое, культурологическое и этнологическое рассмотрение объекта исследования. При таком подходе традиционная народная культура (ее идеи, ценности, нормы и образцы), а также этнокультурная деятельность по ее сохранению и распространению в социуме рассматриваются как один из факторов социокультурного развития;
философско-антропологический подход;
системный подход;
исторический подход (Ф. Боас, В.Н. Тенишев, Г. Спенсер, Р. Раппопорт, А.А. Потебня), позволяющий раскрыть феномен региональной культуры в ее динамике, необходимый для понимания современных реалий культуры на определенной территории;
культурологический подход, позволяющий рассматривать этнокультурные процессы в русле истории цивилизации России (Н.Я. Данилевский), экологии культуры (Д.С. Лихачев), этногенеза (Л.Н. Гумилев) и культурогенеза (А.Я. Флиер), выделяя в качестве предметов изучения этническую культуру личности, человеческих общностей (этносов) и в целом человеческой цивилизации, ее этносферы (И.К. Кучмаева);
- аксиологический подход (Н.А. Бердяев, Н.О. Лосский и др).
Использовались как общенаучные, так и специальные методы историко-культурологического исследования; теоретическое изучение этнического самосознания, историко-генетический анализ литературы и
современного состояния науки по изучаемой проблеме. Исследование песенного творчества донского казачества предполагало изучение весьма значительного круга литературы и сравнительный анализ источников исследования. Сравнительно-исторический метод позволил на основе широкого круга фольклорных образцов выявить общие и самобытные черты традиционной донской казачьей культуры. Аксиологический метод позволил определить доминирующие традиции, нормы и ценности в песенном фольклоре, а также в иных видах народного искусства донского казачества. С помощью функционального метода исследовались формы и способы воздействия песенного творчества донских казаков на нравственный потенциал общества, на углубление самосознания людей, на совершенствование и укрепление их духовных сил, патриотизма, гражданственности. Характер работы обусловил необходимость междисциплинарного, синтетического подхода, позволяющего исследовать традиционную культуру комплексно, привлекая достижения культурологии, истории, этнографии, фольклористики и лингвистики.
Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих междисциплинарную научно-теоретическую базу исследования - обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, истории, фольклористике, лингвистике, этнографии); логичностью общей структуры исследования - его целей, задач, методов изучения; оптимальным сочетанием теоретического и эмпирического аспектов исследования. Можно также отметить использование системно-деятельностного и социокультурного подходов; целесообразное сочетание комплекса теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных его предмету.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что она дает возможность расширить области анализа отечественной культурологической мысли, в особенности на фоне активизации внимания к народной культуре и сохранению культурных традиций в России. Все это способствует повышению интереса исследователей к песенному и иным видам народного творчества донских казаков как этнокультурному феномену с учетом эволюции духовной культуры казачества. Отдельные положения нашей работы могут быть использованы при чтении спецкурсов и проведении спецсеминаров в гуманитарных колледжах и вузах. Основные положения диссертации могут быть использованы при разработке прикладных учебных дисциплин, связанных с преподаванием истории культуры, а также при изучении важных процессов культурной жизни российского общества XX- начала XI веков.
Новизна исследования определяется тем, что на основе комплексного историко-культурного анализа формирования и развития
донского казачества как этнокультурного феномена исследован фольклор донских казаков: песенный фольклор, декоративно-прикладное искусство в контексте сохранения культурных традиций в России, обрядов, обычаев, а также особенности жилища, одежды, ведения хозяйства, отражающие духовно-нравственные ценности; при этом мы рассматривали виды и жанры фольклора в контексте эволюции духовной культуры казачества, выявляя ее специфику, проявляющуюся в стереотипах поведения, менталитете, обрядах и обычаях. Все в целом определяет параметры социокультурного пространства казачьего мира в его целостности.
Проблема исследования
В современных условиях возникло стремление к возрождению казачества, сохранению и развитию традиционной народной культуры, что рассматривается государством как фактор воспитания в общественном сознании бережного отношения к богатому культурному наследию, воспитанию толерантности, уважению к национальной самобытности других этносов, возможности проявления гражданских, патриотических инициатив. В связи с этим возрастает внимание государства к возрождению казачества, которое всегда стояло на страже Отечества и представляло собой полиэтническое сплоченное внегосударственное образование с высокими формами самоорганизации, объединенное православной верой. С другой стороны, общественное сознание в условиях недостатка достоверной информации об исторических корнях и культурных традициях казачества, его роли в истории русского и других народов, многолетнего замалчивания некоторых страниц его истории, еще не подготовлено к пониманию актуальности проблем возрождения казачества, в особенности в условиях обострения межнациональных отношений. С этим связаны проблемы исследования.
Гипотеза
Фактором сохранения и развития культурных ценностей в России является фольклор донских казаков как одна из составляющих традиционную народную культуру. Процессы современного культурного развития общества определяются как глобализацией, так и самоидентификацией, стремлением этносов сохранить своего национальную идентичность, проявляющуюся в сохранении верований, традиций, обычаев, обрядов, форм ведения хозяйства, типа семьи, системы воспитания детей (традиции народной педагогики) и, безусловно, в бережном, любовном отношении к фольклору во всех его разновидностях, развитии и преумножении его богатств, что только и может обеспечить высокое понимание патриотизма, нравственности, верности гражданскому и общественному долгу современного человека.
Положения, выносимые на защиту:
задачи сохранения и развития лучших традиций народной культуры имеют приоритетное значение в современном мире и связаны с преодолением унификации культурных различий в ходе глобализации;
духовная культура народа, сформированная веками, приобретает огромную ценность в патриотическом, нравственном, эстетическом и религиозном воспитании молодого поколения;
традиционная народная культура включает в себя культурные пласты разных эпох и связана с самоидентификацией, определяет стереотипы социального поведения, культурные эталоны и нормы, обычаи, формы досуга, ведения хозяйства, типа семьи и воспитания;
активизация интереса к народной культуре связана с вопросами включения культурных архетипов прошлого в современную культуру, что обусловлено в том числе и проблемой возрождения казачества;
песенный фольклор донских казаков - явление яркое и самобытное; в казачьей песне, сохраняющей в целом черты, характерные для общерусского стиля, отразилась уникальная, сложная история казачества как социокультурного феномена;
декоративно-прикладное искусство донских казаков демонстрирует своеобразие и специфику форм коммуникации и межкультурного диалога (народная одежда; жилище; национальная кухня);
казачий фольклор в различных его видах и жанрах развивался в тесном взаимодействии с обрядами, играми, обычаями, что является залогом его жизнеспособности и сохранения как общерусской культурной ценности.
Апробация работы