Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ в. Курасова, Тамара Ивановна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Курасова, Тамара Ивановна. Феномен преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ в. : диссертация ... доктора культурологических наук : 24.00.01 / Курасова Тамара Ивановна; [Место защиты: ФГОУВПО "Московский государственный университет культуры и искусств"].- Химки, 2014.- 318 с.: ил.

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В настоящее время мир находится в процессе фундаментальных перемен, постепенно охватывающих весь земной шар, перехода к новым формам социальной и культурной жизни. В России также произошли изменения во всех сферах общественной, социальной, экономической, политической, культурной жизни, наметилось стремление к укреплению государственности, устойчивому развитию, возрождению культурно-исторических традиций. Изменилось все - культура, искусство, наука, образование, политика, экономика. Изменения свидетельствуют о том, что культурологическая, как и любая другая научная теория, должна подойти к изучению данного вопроса.

Необходимость понять происходящие изменения, рассмотреть средства анализа, особенно в историко-культурологическом, культурно-социологическом аспектах, диктуется как самой жизнью, так и наукой. Подобные средства можно обнаружить в трех областях: на уровне общих понятий о культурологических и социальных изменениях; в сложных категориях социальной и политической философии; в науках (культурологии, истории, социологии и др.), которые стараются применить методологический анализ к процессу изменений.

Актуальность темы исследования обусловлена изменениями в современном обществе, которые порождены социальными трансформациями, меняющими традиционные ценностные ориентации, эстетические и духовные идеалы. В этих условиях особую значимость приобретают задачи консолидации общества на основе демократических ценностей, возрождения как культурно-исторического прошлого нашей страны, так и постижения ценностей зарубежной музыкальной культуры прошлых эпох. Именно преемственность является основой исторического развития человека и культуры, поэтому все усилия общества должны быть направлены на укрепление взаимопонимания и поддержания диалога настоящего с прошлым. Возродить прошлое невозможно, но необходимо познавать и изучать общие метаценности, которые действенны во все времена, понимать их преемственность, сохранять и возрождать их.

Прошедшее с течением времени оборачивается историей, именно из него можно взять ценные подходы, образы, идеи. Межкультурная преемственность дает возможность исследовать культуру прошлых эпох, их традиции и характер бытования в современных условиях. Историческая преемственность имеет большое значение в сохранении целостности культуры: будущее строится на основе прошлого, и чтобы познать будущее, необходимо прежде всего знать прошлое. Будущее – это отнюдь не продолжение прошлого; его пока нет, но именно это обстоятельство требует большой ответственности, так как, чтобы сделать будущее лучше, необходимо использовать все, чему человек научился в прошлом.

Категория преемственности играет значительную роль в понимании социального и духовного развития человечества. Являясь закономерностью эволюции, феномен межкультурной преемственности, способствуя единству и целостности процесса, позволяет исследовать культурные ценности различных эпох прошлого и настоящего. Поэтому обращение к художественному наследию всегда будет иметь ценностный характер. Исследования произведений прошлой эпохи необходимы также потому, что в них часто находятся ответы на вопросы настоящего времени. Процессы преемственности затрагивают духовно-нравственные и эстетические аспекты культуры прошлых эпох, которые нередко соответствуют ценностным ориентациям именно данного общества, поэтому потребность диалога с художественной культурой прошлого иногда бывает вызвана попыткой восполнить дефицит духовности современной жизни.

К проблеме преемственности в целом, в музыкальной культуре, в частности, достаточно часто проявляют интерес философы, культурологи, искусствоведы, социологи, что существенно влияет на процесс формирования общественного и художественного сознания. Именно поэтому не только проблема сохранения культурного наследия прошлого является в настоящее время актуальной, но и проблемы диалога, синтеза прошлого и инновационного, появления новых культурных ценностей в процессе становления современного общественного сознания. Научные исследования аксиологии, герменевтики, эстетики направлены на поиски наиболее глубокой расшифровки художественных текстов прошлого. Понятие ценности ориентирует на преемственность художественных смыслов культуры прошлого как один из возможных способов ее исторического бытия в пространстве и времени.

Для культурологии представляет особый интерес исследование процесса преемственности в зарубежной музыкальной культуре ХХ века, когда композиторы искали новые пути, стараясь по-новому прочитать искусство прошлого, найти особые способы художественной выразительности. Музыкальное искусство этого времени ознаменовано интенсивным развитием языка и поисками средств музыкальной образности. Часто преемственное обращение к музыкально-художественному наследию прошлых эпох было связано с проблемами отбора из культурного фонда того, что определялось художественными установками композиторов, исполнителей, слушателей.

Автор подчеркивает, что художественная жизнь первой половины ХХ века в Европе отличалась глобальными потрясениями, социально-политической нестабильностью, конфликтами, кризисами, двумя жесточайшими мировыми войнами. Ни один этап в развитии зарубежной музыкальной культуры не вызывал столько разноречивых подходов, как первая половина ХХ столетия. В значительной степени это определялось существованием в зарубежном музыкальном искусстве этого времени различных образно-стилевых направлений (неоромантизм, импрессионизм, экспрессионизм, неоклассицизм и т.д.), поисковым характером, разнообразными художественными линиями, что актуализирует исследования музыкальной культуры данного периода.

Тема преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века не нашла достаточно разностороннего и комплексного анализа в научной литературе, что подчеркивает актуальность диссертационное исследования, еще раз подтверждая важность изучения проблемы преемственности музыкального наследия.

В настоящее время недостаточно рассмотрены в музыкальной культуре аспекты преемственности как универсальной категории, не имеется системного исследования преемственности как комплекса философских, культурологических, исторических, эстетических, социологических проблем и как целостного явления, вписанного в художественное пространство зарубежной музыкальной культуры первой половины ХХ века, отражающего показательные черты времени. Подобная разработка данной темы видится в наши дни актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Феномен преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века рассматривается в диссертации с разных сторон. Исследование носит междисциплинарный характер, поэтому автор рассматривает проблему в различных аспектах - философском, культурологическом, естественнонаучном, эстетическом, историческом, теоретическом, эмпирическом. Научные труды Д. Вико, Г.В.Ф. Гегеля, В. Дильтея, М. Хайдеггера, Х.-Г. Гадамера, К. Ясперса, Е. Шацкого, М.К. Мамардашвили и др. послужили основанием философского подхода к проблеме культурно-исторической преемственности. При решении проблем социокультурной типологии использованы наиболее значимые исследования зарубежных и отечественных философов прошлого и современности. Большое значение для данной диссертации имели работы: Аристотеля, Т. Гоббса, А.М.С. Боэция, Ф. Бэкона, Р. Декарта, И. Канта, а также русских (М.М. Бахтина, В.В. Бычкова, П.П. Гайденко, М.С. Кагана, А.Ф. Лосева, И.В. Малыгиной, Л.А. Марковой, В.С. Соловьева, А.Я. Флиера) и зарубежных ученых (Э. Гуссерля, Р. Колливуда, С. Лангер, Э. Левинаса, К.С. Льюиса, Х. Ортеги-и-Гассета, К. Поппера).

На методологию и результаты диссертационного исследования оказали значительное влияние научные труды по культурологии. Сущность историко-культурологического процесса, его основания и движущие силы, направленность изменений, многообразие его форм, а также логико-методологические проблемы познания культуры исследовали: А.И. Арнольдов, А.А. Аронов, А. Боннар, Г.П. Выжлецов, Г.В. Гриненко, А.Я. Гуревич, А.Б. Есин, Л.С. Зорилова, М.С. Каган, К.И. Леонтьев, Д.С. Лихачев, А.Ф. Лосев, Д.А. Силичев. Различные аспекты отношения к преемственности являются основанием различных интерпретаций культурно-исторического развития (естественнонаучное знание, классический эволюционизм, неоэволюционизм, линеарное, циклическое, спиралевидное и другие процессы развития). Теоретический анализ содержания преемственности в связи с концепцией развития впервые был представлен Г.В.Ф. Гегелем, который, анализируя диалектику процесса, использовал в качестве модели образ спирали, сформулировав закон отрицания отрицания.

Как установившееся понятие, термин «преемственность» впервые употребляется в естественнонаучном знании X1X века О. Абелем, В. Гааке, Ч. Дарвиным, Л.Г.Ф. Додерлайном, Л. Долло, К.В. фон Нагели, К. А. Тимирязевым, А. Уоллесом, Т.Г.Г. Эймаром. Ими доказано, что преемственность есть закон существования природы. Согласно этому универсальному закону, всякое развитие действует направленно только по причине преемственности. Поэтому все процессы в природе осуществляются от менее устойчивых к более устойчивым состояниям. Противоположное движение в сторону меньшей устойчивости всегда будет вести к понижению направленности и разрушению структуры субъекта самого движения.

Идея эволюции как универсального механизма развития человечества разрабатывалась также в науках о культуре и обществе: О. Контом, Г. Спенсером, Э. Тайлором, Д. Фрэзером, Л.Г. Морганом, А. Бастиани (классический эволюционизм); Л. Уайтом, Д. Стюардом, Г. и Ж. Ленски, Т. Парсонсом (неоэволюционизм); Н. Данилевским, О. Шпенглером, А. Тойнби (цивилизационизм) и др. В работах русских ученых - Н.А. Бердяева, В.С. Соловьева, Н.Н. Ланге, Н.О. Лосского, А.А. Богданова - представлены общие универсальные дифференционно-интеграционные закономерности развития культуры, общества, включая развитие познавательной сферы человека. Вместе с тем В.С. Соловьев, Н.О. Лосский и А.А. Богданов высказали мысль о системной природе всех развивающихся объектов мира, что и предвосхитило современный системный подход к процессам развития. Согласно основной идее теории систем, комплексное целое состоит из множества элементов, которые объединены различными взаимосвязями. Подобное обобщение приложимо к разным уровням человеческого общества и культуры. На макроуровне в качестве системы может рассматриваться «глобальное общество», то есть все человечество и «глобальная культура»; на мезоуровене - национальные государства и национальные и региональные культуры; на микроуровне — локальные объединения, локальные культуры.

Вопросы взаимодействия культур, преемственности как межкультурного диалога рассматривали: В. Библер, М. Бубер, К. Гарднер, Ф. Гогартен, А. Гуревич, С.Н. Иконникова, Е.А. Куштым, Э. Левинас, А.Я. Флиер. Проблему диалога разрабатывали: в герменевтике – Х. Гадамер; в феноменологии – Э. Гуссерль, М. Мамардашвили; в фундаментальной онтологии – М. Хайдеггер; в социолингвистике - Л. Якубинский; в литературоведении и семиотике – А. Аверинцев, М. Бахтин, М. Локшин, Ю. Лотман; в коммуникации - А. Моль. Проблема преемственности поколений может решаться в контексте более общего понятия отношения поколений. Функции смены поколений в культурно-историческом процессе как раз и состоят в преемственности, которая должна быть непрерывной и включать как традиции, так и инновации, в силу чего проблема преемственности поколений обнаруживает достаточную сложность в процессе наследования.

Проблематику искусства, в том числе его социокультурные функции, исследовали: М. Вебер, Ж.-М. Гюйо, Э. Дюркгейм, Г. Зиммель, П. А. Сорокин, Г. Спенсер, И. Тэн, Л. Уайт, А. Уэстин, П. Штомпка. В их трудах представлены различные аспекты анализа: культурологические работы, воссоздающие историю художественной культуры и художественного творчества, или рассматривающие отдельные явления культуры в контексте социокультурной жизни западноевропейских стран.

Комплексный подход, который можно видеть в современных исследованиях музыкального искусства (В.Д.Конен, Е.В. Назайкинского, А.А. Фарбштейна, В.Н. Холоповой, Ю.Н. Холопова, Т.В. Чередниченко и др.), является одним из наиболее перспективных в изучении поставленной проблемы. В исследованиях отечественных ученых осуществляется исторический подход к анализу музыкально-художественных процессов: это труды Б. Асафьева, В.В. Стасова, А.Ф. Лосева, И. Соллертинского, Б. Яворского, а также работы М. Арановского, М. Друскина, Л. Мазеля, В. Медушевского, С. Скребкова.

Наряду с культурологическими, социологическими и историческими работами в диссертации используются материалы по истории музыки, исследования творчества зарубежных композиторов ХХ века, способствовавших сохранению духовных идеалов культуры. Тема духа, духовности занимает в культурологии и философском дискурсе центральное место, к ней обращались как зарубежные, так и российские мыслители, философы, ученые.

Большой вклад в исследование философских, культурологических, историко-культурологических проблем внесли: Р.Г. Абдулатипов, А.А. Аронов, Л.Н. Воеводина, В.А. Волобуев, Г.В. Гриненко, Л.С. Зорилова, А.Г. Казакова, Ю.В. Китов, С.Н. Комиссаров, И.В. Малыгина, Н.И. Неженец. А.А. Пелипенко, В.А. Ремизов, Ю.С. Савельев, М.Я. Сараф, Т.Н. Суминова, В.А. Тихонова, В.М. Чижиков, В.В. Чижиков, Н.Е. Шафажинская, М.М. Шибаева.

Все вышеизложенные модификации категории преемственности исследуют последнюю в сфере культурологического знания. Однако анализ преемственности, ее универсального значения как феномена культуры, соотношения и синтеза прошлого и настоящего в процессе становления целостности художественной культуры еще не стал предметом специального исследования культурологии, что еще раз подтверждает актуальность данной диссертационной работы.

Объект исследования – преемственность в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века.

Предмет исследования – особенности проявления и пути реализации феномена преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века.

Цель исследования - раскрыть сущность и определить теоретико – методологические основы феномена преемственности в контексте зарубежной музыкальной культуры первой половины ХХ века.

Достижение поставленной цели осуществлялось через решение следующих задач исследования:

- осуществить теоретико-понятийный анализ и исследовать основные элементы структуры преемственности, выявить ее специфику, содержание, функции и характер;

- представить различные подходы к интерпретации преемственности в культурно-историческом процессе;

- рассмотреть феномен преемственности как деятельности, раскрыть ее творческий характер;

- исследовать специфику художественного сознания в музыкальной культуре первой половины ХХ века, установить основные аспекты его функционирования;

- проанализировать преемственные взаимосвязи зарубежной музыкальной культуры первой половины ХХ века с эпохой барокко; определить функции преемственности в музыкальных произведениях разных жанров;

- выяснить преемственное претворение традиций музыкальной культуры эпохи Просвещения в зарубежном музыкальном искусстве первой половины ХХ века; показать использование принципов классицизма в музыкальной культуре этого времени;

- исследовать духовно-нравственное содержание зарубежной музыкальной культуры первой половины ХХ века, рассмотреть преемственное претворение духовных идеалов прошлых культур: обращение к темам героического прошлого и подвигам во имя справедливости, свободы, во имя народа; использование религиозных сюжетов, олицетворяющих духовные ориентиры общества и личности; обращение к фольклору как «духу народа»;

- в диссертации сделать акцент на исследовании музыкальной культуры периода 1933-1945 гг, времени Второй мировой войны и ее подготовки, как самом трагичном, жестоком и губительном во всей мировой истории и выявить духовный потенциал зарубежной музыкальной культуры данного времени;

- раскрыть нравственно-этическую и духовную преемственность в зарубежном музыкальном искусстве, которое является историко-художественным и нравственным документом эпохи.

Теоретико-методологическую основу исследования составил междисциплинарный подход, предполагающий синтез ряда дисциплин: философии, культурологии, социологии, истории, музыковедения. Изучение сложных процессов вызывает необходимость привлечения научных знаний и теоретических построений различных научных дисциплин в комплексе, т.е. концепции метадисциплинарного системного исследования (М.С. Каган), суть которого заключается в том, что данный подход позволяет выявить более глубокие и существенные особенности объекта. Методологической основой диссертации явились также содержательный и системно-структурный подходы, философский анализ категорий преемственности, традиции, культурных универсалий.

Методологически определяющими в данном исследовании стали концепции: культурно-исторического развития, представленная трудами Г.В.Ф. Гегеля, О. Конта, Г. Спенсера, Э. Тайлора, Д. Фрэзера, Л.Г. Моргана; диалога культур М.М.Бахтина, М. Бубера, а также концепция диалога культур, развитая В.С. Библером, основной категорией которой выступает культура как специфический субъект; концепции полифонического сознания и «полифонического романного жанра», разработанные М.М.Бахтиным; а также музыкальных жанров Б.В.Асафьева, В.А. Цуккермана, Л.А. Мазеля, А.Н. Сохора. Важными в диссертационном исследовании представляются также следующие научные направления и концепции: философии культуры (А.А. Аронов, А.В. Костина, А.А. Пелипенко, А.Я. Флиер, М.М. Шибаева и др.); социокультурного менеджмента В.М. Чижикова; художественной культуры как информационной системы Т.Н. Суминовой; диалога культур как культурологической концепции Г.В. Гриненко; социальной экологии культуры личности В.А. Ремизова; этнокультурной идентичности И.В. Малыгиной, методологии искусства в западной эстетике В.А. Волобуева; мифотворчества в современной культуре Л.Н. Воеводиной.

Методологически значимыми явились: взаимосвязь диалектического, системного и эволюционного принципов развития общества и культуры (философский подход); общий принцип преемственности и взаимообусловленности в развитии общества и культуры (социально-культурологический подход); принцип единства исторического и логического (культурно-исторический подход); идеи герменевтики, позволившие понять смысл анализируемых текстов зарубежного музыкального искусства первой половины ХХ в.

Перечисленный комплекс различных подходов обусловлен характером самого исследования, сложность и многоуровневый характер которого не могут быть раскрыты в рамках одной методологической парадигмы.

Методы исследования. Для обеспечения достоверности диссертационного исследования были применены методы: системно-структурный, эволюционный, компаративный, герменевтический, синхронный и диахронный, эмпирико-культурологический анализ музыкальных произведений исследуемого периода, методы моделирования, сравнительной историко-культурной реконструкции и ряд других. Логико-методологический подход способствует анализу вопросов, связанные с проблемами культуры, искусства, творчества, а эмпирический материал диссертации используется как доказательный. Диссертационное исследование основывается на историко-логическом и диалектическом методах, которые позволяют рассматривать механизм преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ века в процессе развития художественного сознания. Системный подход дает возможность понять художественное сознание как целостность, как комплекс индивидуального, общественного и художественного.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- впервые понятие «преемственность» рассматривается в качестве ключевого, доминирующего при изучении его функционирования в музыкально–художественном пространстве, что, несомненно, будет стимулировать теоретическую направленность новых научных исследований в дальнейшем;

- впервые осуществлен теоретико-понятийный анализ феномена преемственности, исследованы основные элементы ее структуры (движение, изменение, процесс, развитие, прогресс), выявлены специфика, содержание, характер и функции преемственности;

- представлены различные интерпретации преемственности в культурно-историческом процессе. Изложенные в диссертации основные концепции культурно-исторического развития объединяет одна главная доминирующая парадигма – наличие преемственности в любом процессе развития общества, культуры, социума;

- рассмотрен креативно-творческий характер преемственности как деятельности, дан анализ преемственности как творчества;

- музыкально-художественное сознание зарубежной культуры первой половины ХХ века исследовано в диссертации в контексте культурно-исторической преемственности;

- показаны преемственные взаимосвязи зарубежной музыкальной культуры первой половины ХХ в. с эпохой барокко; проведено исследование жанровой природы музыкального искусства данного периода. Часть эмпирического музыкального материала представляется впервые в России: М. Регер Вариации и фуга на тему Бетховена ор. 86 (1904), Ф.Бузони Контрапунктическая фантазия (1921, изд. 1922), А. Онеггер Партита (1940), Т. Чанлер Фуга «Вторая радостная мистерия» (1943), В. Риети Сюита «Шахматная серенада» (1945), А. Хайев Соната (1945);

- выявлено преемственное использование и инновационное претворение принципов классицизма в музыкальной культуре первой половины ХХ в.: от непосредственного обращения к композиционным приемам до их переосмысления в новаторских конструкциях;

- выделена и рассмотрена зарубежная музыкальная культура периода 1933-1945 гг. в контексте экстремально-конфликтной ситуации, показана духовно-творческая преемственность, раскрыт духовный потенциал зарубежной музыкальной культуры, представленный в качестве научной проблемы и анализируемый в соответствии с его музыкально-образным содержанием: патриотическая направленность музыкального искусства, обращение композиторов к темам исторического и героического прошлого своего народа и др.;

- выявлена нравственно-этическая и духовная преемственность в зарубежной музыкальной культуре. Это позволило сделать вывод о том, что межкультурная преемственность является одним из главных условий создания духовно-содержательных музыкальных произведений, явившихся шедеврами мировой музыкальной культуры;

- введены в научный оборот для дальнейшего исследования, а также в педагогическую и концертно-исполнительскую практику ранее неопубликованные музыкальные произведения для двух фортепиано (Ф.Бузони; М.Регера, Т.Чанлера; А.Онеггера, А.Хайева и др.).

Теоретическая значимость диссертационного исследования характеризуется тем, что его результаты расширяют научно-теоретическую и эмпирическую основу комплексного анализа содержания музыкальной культуры ХХ века. Материалы, представленные и проанализированные в диссертации, помогут исследовать феномен преемственности в музыкальной культуре первой половины ХХ века и раскрыть его значение в музыкальной культуре данного периода. Такой культурологический подход изучения музыки будет способствовать углублению знания об уникальных возможностях художественной культуры, потенциальных путях ее развития.

Практическая значимость исследования. Данное исследование имеет практическую значимость в трех областях: во-первых, в науках (культурологии, философии, эстетике, истории, музыкознании); во-вторых, в сфере образования и воспитания; в - третьих, в культурной политике общества и государства. Во всех случаях выводы могут быть использованы как теоретико-методологические регулятивы. Материалы, полученные в ходе настоящего исследования, могут найти применение в анализе явлений музыкальной культуры западноевропейских стран, а результаты и аналитические выводы помогут решению ряда проблем зарубежной музыкальной культуры. Основные положения и выводы могут быть использованы для последующих исследований художественной культуры, преемственных межкультурных взаимосвязей, дихотомии традиции и новаторства в художественном сознании. Положения и результаты могут быть учтены при разработке учебных программ, пособий, лекционных курсов, семинаров по проблемам культурологии, истории культуры, музыковедения, а также в спецкурсах, посвященных музыкальному искусству Европы в системе среднего специального и высшего образования. Музыкально–эмпирический материал диссертационного исследования несомненно расширит и обогатит репертуарный багаж музыкантов–исполнителей как в процессе обучения и воспитания, так и в концертно–исполнительской деятельности.

Соответствие диссертационного исследования паспорту научной специальности. Диссертационное исследование, посвященное рассмотрению преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ в., соответствует паспорту специальности 24.00.01 – теория и история культуры (культурология): п.1.6. Культура и цивилизация в их историческом развитии; п.1.9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; п.1.10. Принципы периодизации и основные периоды в историческом развитии культуры; п.1.13. Факторы развития культуры; п.1.14. Возникновение и развитие современных феноменов культуры; п.1.15. Роль культурного наследия в жизнедеятельности общества; п.1.16. Традиции и механизмы культурного наследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Теоретико-понятийный анализ, осуществленный в диссертационном исследовании, расширяет научно-понятийную сферу феномена преемственности, открывая путь новому научному направлению, и констатирует, что существенными параметрами содержания культурной преемственности, находящимися в постоянной взаимосвязи, являются: движение, изменение, процесс, развитие, прогресс. Концепция преемственности в контексте культурологического научного знания представляет собой систему, включающую различные ее дефиниции: диалог культур как принцип взаимодействия культур; преемственность традиций; коммуникативно-информационную функцию преемственности как коммуникативную связь культур; преемственность поколений и др. Многообразные подходы к изучению межкультурной преемственности способствуют выявлению ретроспективы различных ее интерпретаций. Классический подход определяет преемственность в качестве одной из характеристик культуры, раскрывающей закономерности ее развития.

2. Преемственность способствует целостности культуры, образуя исторический континуум, ее можно рассматривать как форму включения отдельного культурного явления в процесс культурного развития. Преемственность в качестве универсального посредника является средством трансляции культурных ценностей и смыслов из одной культуры в другую, осуществляя различные формы соотнесенности явлений культуры с историей. Она двойственна по своей структуре – «историческая» и одновременно «внеисторическая»: с одной стороны, преемственность не существует без экстраполяции к прошлому, и в то же время она антиисторична, возводя прошлое на уровень вневременного явления. Анализ концептуальных подходов к исследованию преемственности в культурно-историческом пространстве подтверждает значимость исследования ее как феномена. Вопрос в данном контексте связан с анализом преемственности как культурной универсалии.

3. Преемственность в культурологическом контексте рассмотрена в диссертации с разных позиций (естественнонаучного знания Ч. Дарвина, А. Уоллеса, Л.Г.Ф. Додерлайна; классического эволюционизма О. Конта, Г. Спенсера, Д. Фрэзера, Л.Г. Моргана, А. Бастиани; неоэволюционистских школ Дж. Стюарда, Э. Тайлора, Л. Уайта и др.; диалектико-материалистической концепции развития марксизма, воспринявшего диалектический метод Гегеля; концепций «локального развития», «социокультурноых изменений» (Дж. Лопреато, Г. и Ж. Ленски); «цивилизации» или «историко-культурных типов»; «цикла» и др.).

Все изложенные в диссертации основные концепции культурно-исторического развития объединяет одна главная доминирующая парадигма – утверждение наличия преемственности в любом процессе развития общества, культуры, социума. Констатация данной дефиниции имеет не только большой научный потенциал, но и важное практическое значение в идеологии, культуре, экономике, социальной и межнациональной политике государства.

4. Преемственность как процесс возникновения и накопления нового есть творчество, которое является движущей силой любого развития. Творчество представляет собой процесс человеческой деятельности, в ходе которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. Преемственность в процессе деятельности есть один из важнейших смыслов бытия человека, связанных с целенаправленным изменением как внешнего мира, так и самого человека. Феномен преемственности обусловлен двумя важнейшими сторонами: стремлением к сохранению художественной культуры прошлого и необходимостью ее новаторской интерпретации. Возможность творческой интерпретации позволяет преемственности быть актуальной в пространстве духовной культуры.

5. В первой половине ХХ столетии музыка часто служила источником отображения трагических исторических событий, свидетелями и современниками которых были многие великие композиторы этой эпохи, ставшие провозвестниками новых музыкально-художественных направлений в музыкальной культуре, новаторами и реформаторами (К.Дебюсси, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б.Барток, Ф.Пуленк и др.). При всем разнообразии культурных процессов в первой половине ХХ века, в результате действия универсальной тенденции межкультурной преемственности складываются предпосылки для культурного синтеза. Наполненное различными, порой противоположными, идеями, музыкальное искусство знаменовало собой перелом во многих аспектах музыкального сознания, во многом определяемых преемственным взаимодействием с музыкальной культурой прошлых эпох.

6. Доминирующей особенностью, присущей композиторам разных национальностей, разных творческих устремлений, было преемственное обращение к принципам музыкальных жанров прошлого, характерных, например, для эпохи барокко (фантазия, вариации, сюита, партита, фуга). В качестве эмпирического материала исследования представлена зарубежная музыка первой половины ХХ века, написанная для двух фортепиано (Ф.Бузони, В.Риети, А.Онеггер, Т.Чанлер, Э.Фергюсон и др.), мало освещенная в научной литературе, что заключает в себе широкие перспективы дальнейшего изучения музыкально-художественной культуры ХХ века.

Осуществлен также анализ музыкальных произведений из концертного репертуара фортепианного дуэта (автора диссертации и профессора, заслуженного артиста РСФСР А.И. Ведерникова), а также фондовых записей, сделанных пианистами на Всесоюзном Радио.

7. Музыкальная культура в сложной социально-политической атмосфере первой половины ХХ века преемственно восприняла многие доминирующие принципы эпохи Просвещения. Композиторы, обратившись в своем творчестве к основополагающим принципам классицизма (К.Дебюсси, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б.Барток, А.Хайев и др.), явились не только продолжателями традиций эпохи Просвещения, но и основоположниками нового музыкально-художественного направления в музыкальной культуре первой половины ХХ века – неоклассицизма.

8. Парадигма преемственности в культуре обусловлена воздействием социокультурной ситуации той или иной исторической эпохи. Поэтому в диссертационном исследовании сделан акцент на самом трагичном периоде первой половины ХХ века и, пожалуй, во всей мировой истории (1933-1945 гг.). Трагедия в Испании, аншлюс Австрии, оккупация Чехословакии, попытка фашистского путча во Франции, нападение на Польшу подготовили начало Второй мировой войны (1939-1945); число человеческих жертв в ней превысило общую сумму потерь за все предыдущие войны, а развитие технологий и науки способствовали увеличению ее разрушительной мощи. Война принесла неисчислимые бедствия народам мира и нанесла непоправимый ущерб мировой культуре.

9. Автор подчеркивает, что источником преемственности в процессе формирования художественной культуры определенного периода являются не только социокультурные параметры жизни общества, но и творческая деятельность каждого художника, музыканта, композитора. Субъективный мир художника, его креативная деятельность в контексте художественного сознания играют значительную роль.

Первая половина ХХ в. дала мировой музыкальной культуре яркие творческие индивидуальности: К.Дебюсси, М.Равель, И.Стравинский, П.Хиндемит, Б. Барток, А.Онеггер, Д. Мийо, К. Орф и т.д. На основе анализа их творчества можно сделать выводы о духовной рефлексии общественной жизни Европы исследуемого периода. Духовный аспект музыкальной культуры в соответствии с ее образно-художественным содержанием заключается в использовании и преемственном претворении композиторами в своем творчестве тем исторического и героического прошлого своего народа, антивоенной и антифашистской темы, Гражданская позиция композиторов разных стран Европы, патриотическая направленность музыкального искусства выявляют яркое художественно-образное и высоко этическое содержание музыкальной зарубежной музыкальной культуры данного периода.

10. Духовное составляет особую сферу действительности, где находят отражение специфические проявления духа – язык, нравственность, идеология, политика, религия, искусство, философия. Во время Второй мировой войны композиторы Европы часто обращались к религиозным темам, чтобы быть понятными и рассказать слушателям о правде жизни во время оккупации, дать надежду на победу добра над злом, что позволяет считать данное музыкально-художественное явление фактором духовного характера. Библейские сюжеты использовали в своем творчестве Д. Малипьеро, В. Новак, И. Пицетти, К. Сикорский, П. Хиндемит, Я. Экер и многие другие.

Духовная культура, представляя многоуровневую систему, помимо религии включает также науки об обществе, все виды искусств, и конечно - национальные традиции, фольклор. Значение фольклора в любой национальной культуре определяется его способностью сохранять жизненную силу форм, воплотивших народную мудрость, нравственные ценности. Не случайно фольклор называют «духом народа». К фольклору в этот трагический период времени обращались: Б.Барток, Я.Готовец, М.Козина, Б.Мартину, Д.Мийо, А.Онеггер, К.Орф и т.д.

Апробация основных результатов исследования.

1. В публикациях автора: издано 62 печатные работы, общий объем - 84,2 п.л.; среди них по теме диссертации - две монографии, 8 статей в журнале, рекомендованном ВАК Минобрнауки РФ; 21 научные статьи и тезисы научных докладов; 11 статей в других изданиях, 20 учебно-методических работ, включающих Учебное пособие по теме диссертации, 2–е Программы курсов (по специальностям 050999 и 050901), две педагогические редакции сборников пьес в издательстве «Советский композитор» (впервые в СССР).

2. В выступлениях автора на международных, республиканских и межвузовских научных конференциях, среди которых наиболее значимы: Международная научная конференция «Художественное образование в культурных процессах современности» (MOLDOVA, Academia de muzica, teatru, si arte plastice, 2013); Международная научно-практическая конференция «Философия, искусствоведение и культурология: вопросы и тенденции развития» (Новосибирск, CSRNI, 2013); Международная научно-практическая конференция «Методология, теория и практика в современной педагогике, психологии, социологии, философии» (Новосибирск, CSRNI, 2013); Международная научно-практическая конференция «Методология, теория и практика в современной филологии, культурологии, искусствоведении, истории» (Новосибирск, CSRNI, 2013); Международная научно-практическая конференция «Фортепианная педагогика и исполнительство» (М.: МГУКИ, 2011); Международная научно-практическая конференция «Фольклор в контексте современной культуры» (М.: МГУКИ, 2010); Международная научно - практическая конференция «Вокальное образование в ХХI веке» (М.: МГУКИ, 2009); Международная научно-практическая конференция "Актуальные проблемы воспитания молодежи на современном этапе" (М.: МГУКИ, 2007); Межвузовская научно-практическая конференция "Мир музыки – музыка мира" (М.: МГУКИ, 2006); III секция фортепиано Научно-методического Совета ГУУЗ Министерства культуры РСФСР (Горький: Государственная консерватория им. М.И. Глинки, 1988); XIII Международный симпозиум Европейской ассоциации педагогов-пианистов /EPTA/ (Москва: Государственная консерватория им. П.И. Чайковского, 1991); Республиканская научно-практическая конференция "Актуальные проблемы возрождения духовности, развития народного художественного творчества и подготовки кадров в вузах культуры" (М.: МГИК, 1991).

3. Материалы и выводы исследования использовались при разработке и чтении лекционных курсов «Теория культуры», «История отечественной культуры», «История мировой культуры», «История театра» на кафедре истории, истории культуры и музееведения в Московском государственном университете культуры и искусств.

4. Основные концептуальные положения исследования апробировались в педагогической, научно-методической и концертно-исполнительской практике автора: - ряд музыкальных произведений, исследуемых в качестве музыкально-эмпирического материала диссертации, были исполнены автором (в составе фортепианного дуэта с профессором Московской государственной консерватории им. П.И.Чайковского, заслуженным артистом РСФСР А.И. Ведерниковым) в центральных концертных залах Москвы и других городах России, Бурятии, Башкирии, Карелии, Татарии, Литвы, Эстонии, Латвии, Молдавии, Узбекистана, Беларуси, Украины, Германии, Финляндии и т.д.;

- на Высших Международных курсах имени С. В. Рахманинова (Тамбов, 1991, 1992); на Международном фестивале имени И. Соллертинского (Витебск, 1992); Международном фестивале камерной музыки (Финляндия, Кухмо, 1992);

- сделаны 14 фондовых записей по теме диссертации на Гостелерадио СССР (ряд из них с особой оценкой за качество исполнения);

- изданы в грамзаписи Всесоюзной фирмой «Мелодия»; на видеодиске Японской фирмы «Denon».

5. Диссертация прошла обсуждение и была рекомендована к защите на заседании кафедры истории, истории культуры и музееведения Московского государственного университета культуры и искусств 30 октября 2012 г. (протокол № 5).

Структура диссертации подчинена логике изучения предмета исследования, его целям и задачам, включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы на русском и иностранных языках, приложение.

Похожие диссертации на Феномен преемственности в зарубежной музыкальной культуре первой половины ХХ в.