Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен праздника в контексте отечественной культуры Пронина Ирина Николаевна

Феномен праздника в контексте отечественной культуры
<
Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры Феномен праздника в контексте отечественной культуры
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пронина Ирина Николаевна. Феномен праздника в контексте отечественной культуры : Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 : Саранск, 2001 143 c. РГБ ОД, 61:01-9/410-2

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. СМЫСЛ ПРАЗДНИКА КАК ОСНОВАНИЯ И ФОРМЫ БЫТИЯ 11

1.1. Теоретические модели праздника 11

1.2. Функциональные особенности праздника 37

1.3. Национальный, российский праздник как выражение ментальности 48

ГЛАВА II. ЭВОЛЮЦИЯ ПРАЗДНИКА В РУССКОЙ КУЛЬТУРЕ .65

2.1. "Мир праздника" как сфера духовного и исторического взаимодействия 65

2.2. Тоталитарный праздник в советской социо-культурной модели 97

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 123

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 129

Введение к работе

Актуальность исследования. Феномен праздника - один из наиболее устойчивых элементов культурного континуума, "первичная форма человеческой культуры" (М. М. Бахтин). Однако праздник никогда не принадлежал какому-то одному синхронному срезу культуры, он всегда пронизывал этот срез по вертикали, приходя из прошлого и уходя в будущее. Бытование праздника определяется смысловым полем той культуры, в которой он существует. В праздничных типах жизнедеятельности, поведения и сознания оформляются и приобретают относительную самостоятельность социально-субъективные моменты жизни общества (праздник аккумулирует и преломляет философские, социальные искания эпохи, отражает меняющееся соотношение личности и общества и т. д.). Развитие культуры не только не снимает, но еще более актуализирует вопрос о смысле праздника и его сущности.

Современная праздничная культура представляет причудливый симбиоз различных типов и жанров праздника. Праздничный текст произвольно составлен из наслоений различных семиотических систем: широко используются идеи и маскарадной, и карнавальной культур, и традиция ряженья, и т. п. Праздничная стихия сочетает в себе элементы как христианских (Рождество, Пасха и др.), так и дохристианских языческих праздников (Масленица, День Ив. Купалы), обломки "советских" обычаев и обрядов (1 мая, 7 ноября) и принципиально новые формы (кинофестивали, презентации, шоу и т. п.). Наряду с этим расширяются контакты с ранее незнакомыми обычаями и традициями, что нашло выражение в праздновании Татьяниного дня, Дня Св. Валентина, Хэллоуина, католического Рождества.

Разнообразие на рынке "праздничного предложения" свидетельствует о том, что праздник ищет новые механизмы для своей реализации и может рассматриваться как следующий этап его эволюции, а, следовательно, и как новая эра в его осмыслении. В связи с этим актуально обращение к феномену праздника.

Актуальность настоящего исследования определяется следующими аспектами: во-первых, первостепенной значимостью культурологического подхода, где основополагающее значение приобретает интегративная тенденция, позволяющая представить праздник как явление более масштабное: как синтез социального и духовного, универсального и конкретно исторического содержания.

Во-вторых, актуальность связана с практическими потребностями, которые вытекают из нового процесса культуры - возрождения, вытесненных на периферию, и считающихся исторически изжитыми духовных пластов. Изменения, происходящие в духовной сфере, вызывают пересмотр и переосмысление праздничных обрядов. Обращение к исследованию ментальности праздника, его эволюции в русской культуре способствует выявлению традиционных стереотипов праздничного поведения, традиционных ценностей, национальных образов культуры, позволяя смоделировать те культурные ситуации, которые станут адекватным отражением сегодняшней действительности.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема праздника не является новой. Многоаспектность содержания данного феномена отражает степень его изученности. Праздник не раз являлся объектом изучения таких наук, как социология, этнография, фольклористика, философия, искусствоведение.

В исследованиях философов и теоретиков культуры праздник рассматривался по следующим проблемам: праздник и культура (М. М. Бахтин, А. Я. Гуревич, В. В. Иванов); праздник и игра (Й. Хейзинга); праздник и смеховая культура (М. М. Бахтин, Д. С. Лихачев, Ю. М. Лотман, А. М. Панченко, В. Я. Пропп, Б. А. Успенский). Помимо исследуемых проблем данные работы содержат ряд методологических выводов и обобщений, с позиций которых ведется изучение праздника.

Из теоретических работ выделяется обширный пласт литературы социологического характера, где праздник определяется как общественный институт, отражающий уклад жизни, сферу идеалов, традиции (Я. П. Белоусов, А. В. Бенифанд, К. Жигульский, А. А. Руднев, Д. М. Угринович и др.). В рамках данного направления можно выделить работу А. И. Мазаева "Праздник как социально-художественное явление. Опыт историко-теоретического исследования", которая представляет собой наиболее комплексное исследование феномена.

В социальной педагогике праздник рассматривается как тип социальной связи, с целью эффективного воздействия на личность (Д. М. Генкин, А. А. Конович, Л. С. Лаптева, Е. В. Руденский, В. Г. Шабалин).

Исследование социологии культурных форм, реконструкция различных видов праздников в городской культуре нашли отражение в работах А. М. Конечного, А. Г. Левинсона, А. Ф. Некрыловой, О. В. Немиро.

В этнографической науке праздник, с одной стороны, предстает как ретранслятор и аккумулятор национальных традиций, обрядов, обычаев (А. К. Байбурин, Т. Я. Бернштам, М. М. Громыко, В. И. Чичеров и др.), с другой стороны, исследователи акцентируют внимание на архаических особенностях праздника (А. С. Абрамян, В. Я. Пропп, С. Токарев, В. Н. Топоров).

В культурологических исследованиях, число которых стремительно увеличивается за последнее время, разработка проблем праздника осуществляется по следующим направлениям: карнавальная культура (на примере западноевропейского средневековья) М. М. Бахтин, В. П. Даркевич, М. Ю. Реутин; типология карнавальной и маскарадной культур в литературных текстах (А. Л. и А. С. Гринштейн); роль праздничной традиции в нравственном и эстетическом формировании личности (В. П. Исаенко, И. В. Колинько); праздник в дворянской культуре, где праздник предстает как часть бытовой или развлекательной (досуговой) культуры (Б. Р. Егоров, Ю. М. Лотман, В. С. Турчин, Н. А. Хренов).

Следует отметить некоторые частные проблемы, по которым ведется изучение: тоталитарный праздник (А. В. Захаров, А. И. Щербинин); первобытный праздник (А. Ф. Еремеев); попытка философского анализа христианских праздников (Е. Б. Рашковский). Различные культурные преломления праздника исследовались в проблемном поле провинциальной культуры (Е. Я. Бурлина, Н. И. Воронина, И. В. Чванов). Отдельные аспекты праздника затрагиваются в связи с проблемой менталитета как в работах философов (В. К. Кантор), так и психологов (К. Касьянова).

Таким образом, накоплен обширный исследовательский материал, тем не менее, многогранность данной проблемы позволяет выделить новые аспекты изучения праздника. В культурологии научные изыскания ведутся в основном по частным проблемам, что не снимает вопрос об актуальности теоретического исследования. Недостаточно разработана проблема праздника в российском историко-культурном пространстве, не прослежена специфика его ментальных особенностей.

Цели и задачи исследования. Цель диссертации - рассмотреть феномен праздника в пространстве отечественной культуры, как на общетеоретическом, так и на исторически конкретном уровнях.

В соответствии с целью диссертации ставятся следующие задачи:

- выявить содержание и структуру праздника как философско-культурологической категории;

- обосновать теоретические модели праздника;

- рассмотреть механизмы функционирования праздника;

- выделить ментальные особенности праздника;

- проследить эволюцию праздника в русской культуре, выделив при этом духовные константы для каждого культурно-исторического типа.

Объектом исследования выступает праздник как феномен культуры, предметом - диалектика исторической динамики праздника в русской культуре.

Методологическая база исследования:

Для понимания рассматриваемой проблемы теоретико-методологическим основанием стали труды М. М. Бахтина, А. Я. Гуревича, Д. С. Лихачева, Ю. М. Лотмана, Й. Хейзинги, раскрывающие разнообразные методологические аспекты теории праздника.

Методологическое значение для понимания проблемы имели общетеоретические исследования Н. А. Бердяева, Н. И. Ворониной, Г. Д. Гачева, И. А. Ильина, В. К. Кантора, К. Касьяновой, И. В. Кондакова, Н. О. Лосского, X. О. Ортеги - и - Гассета, В. В. Розанова, Э. В. Соколова, Г. П. Федотова.

В диссертации использованы следующие методы, обусловленные спецификой данной работы: структурно-функциональный метод, на базе которого определяется сущностное содержание праздника, его составляющие компоненты, механизмы функционирования; сравнительно-исторический метод, позволяющий представить праздник в конкретных исторических формах; интегративный метод, позволяющий применить знания, полученные различными науками к задачам, поставленным в настоящем исследовании.

Научная новизна исследования. Осмысление феномена праздника в культурологическом пространстве позволило сформулировать несколько новых положений выносимых на защиту.

1. Выстроены теоретические модели праздника в пространственно-временном контексте культуры:

"Жизнь - не праздник, праздник - не жизнь", где праздник предстает как модельная инаковость реальной действительности, как компенсаторная форма, разрешения существующих противоречий.

"Жизнь как праздник, праздник как жизнь", где праздник -форма самой жизни, пронизывающая и общественную жизнь, и быт, и моду, и архитектуру, и общественное поведение (на примере культуры XVIII века).

"Жизнь - в празднике, праздник - в жизни", где праздник выступает как сфера непредсказуемого реально-практического поведения, заключающего в себе угрозу конфликта.

"Жизнь есть праздник, праздник есть жизнь", где праздник отражение жизни, которая конструирует праздник по собственному образу и подобию.

2. Выявлены функциональные особенности праздника, по-разному проявляющееся как в различные исторические периоды, так и в различных социокультурных ситуациях.

3. Обоснована роль менталитета, как составляющей основы праздника, определяющей на протяжении длительного времени его национальное своеобразие, выделены следующие черты русской ментальности, которые отразил праздник (гостеприимство, отсутствие середины; культ природы, коллективизм).

4. Выявлена эволюция праздника в отечественной культуре, как на хронологическом, так и на смысловом уровнях, при этом обозначены следующие духовные константы: язычество, как важнейшее духовное основание народной праздничной культуры, проявившееся в феномене скоморошества, в специфике древнерусского смеха, в отношение к природе; христианство, как неотъемлемая часть русской культуры и ментальности, нашедшая выражение в празднике (идея соборности, отношение к святыне, традиции обрядоверия, концепция линейного времени); светская культура, возникшая в недрах дворянской культуры (уникального духовного и культурного образования), и создавшая целый комплекс праздничных форм (балы, маскарады, домашний театр, система усадебных праздников), имеющих общекультурный смысл.

5. Рассмотрен тоталитарный праздник как "ценностно- адаптационное пространство" советской тоталитарной системы, выделены следующие его особенности: официальность, массовость, сакральность и идеальность, грандиозность и замкнутость категории "праздничного пространства".

Практическая ценность исследования: осмысление связанных с феноменом праздника значимых механизмов культуры имеет как теоретическую, так и практическую ценность. Актуальность темы исследования позволяет использовать материалы и выводы диссертации при чтении общих и специальных курсов культурологии, истории и теории культуры, а также при составлении культурно-досуговых программ, предполагающих освоение духовно-практического опыта праздничной культуры.

Теоретические модели праздника

Феномен праздника представляет собой сложное и многогранное явление, которое нельзя толковать в виде простой механической суммы слагаемых. Здесь эти слагаемые пребывают во взаимодействии и тесно переплетены друг с другом. Проникнуть в сущность праздника и объяснить его роль в культуре и общественной жизни, руководствуясь каким-то одним принципом, невозможно. Вбирая в себя опыт культуры и искусства, праздник предстает как сложный синтез, по-своему использующий различные виды художественной деятельности.

Праздник не раз являлся предметом научного изучения. Опыт в этом накоплен немалый, но он распылен по различным отраслям знаний: этнографии, фольклористике, искусствоведению, социологии, теории культуры, а также в опыте творческих работников - режиссеров массовых театрализованных зрелищ, театроведов, дизайнеров и т. д. Однако полных и исчерпывающих ответов на такие основополагающие вопросы, как сущность праздника, его место и роль в развитии культуры и искусства, его связь с другими сторонами общественной жизни - пока нет. Поэтому потребность в теоретических работах о празднике актуальна и сегодня.

Исследовательский интерес к феномену праздника возникает в отечественной науке в 30-е годы XIX века. Первым сформулировал теоретическое определение праздника и сумел охарактеризовать некоторые его существенные моменты И. М. Снегирев. Его труд "Русские простонародные праздники и суеверные обряды" (1837) содержит сравнительно точные и весьма яркие характеристики народных праздников, а также изложение их эстетической и социологической проблематики. Заслугой Снегирева является также то, что он связывал праздник не с одним из видов трудовой деятельности, не с одной из сторон духовного мира людей, а с народным миропониманием и жизнью в целом.

Работу в этом направлении (условно обозначим его как эмпирико-описательное) продолжили А. П. Сахаров, А. В. Терещенко и другие. Ими были созданы многотомные труды о русских праздниках, но общей теории праздника в них не выявляется. Слабой стороной этих работ является неглубокий философский уровень, приоритет эмпирического начала, описательность, а сильной - подробность, богатый фактический материал, наглядность, тщательность изучения отдельных празднеств. Снегирев и его последователи впервые обратили внимание на существенное отношение праздников к свободному времени и времени вообще. Праздничные дни, названные именами святых или событиями церковного календаря, истолковывались ими как обозначение периодов времяисчисления в соответствии с теми календарными циклами, которые заложены в самой природе, в смене времен года. С этим связана предпринятая Снегиревым попытка периодизации типов праздника по сезонам, что легло впоследствии в основу цикловой концепции праздника. Создание общей теории праздника было впервые предпринято группой ученых, представлявших мифологическое направление в фольклористике. В эту группу входили А. Н. Афанасьев, Ф. И. Буслаев, А. А. Потебня. Сторонники мифологического направления на базе "солярной" концепции пытались по-своему типологизировать празднества в соответствии с теоретическим предположением о взгляде людей на природу как борьбу лета и зимы. По этой типологии своеобразие народных праздников и праздничной обрядности подчиняется делению года на летний и зимний циклы, причем весна предстает преддверием лета, а осень - зимы. Порядок праздников в продолжение года протекает в виде восходящей кривой от Рождества к Ивану Купале и нисходящей - от Ивана Купалы к Рождеству. Эти кривые образуют не четырех, как полагал Снегирев, а двуцикловой праздничный календарь года, в котором опорными пунктами являются летний и зимний солнцевороты. Этим самым сторонники мифологического направления признавали определенную миросозерцательную самостоятельность праздника как явления духовной культуры, его относительную независимость от процесса труда. Они зафиксировали не просто связь этого явления с жизнью природы, но и указали на привязанность праздничных дней к переломным, кризисным моментам природы.

Представители последующего направления в фольклористике, так называемой школы заимствования, которую представляли Е. В. Аничков, А. Н. Веселовский, В. Ф. Миллер вывели изучение русских народных празднеств из рамок национальной замкнутости, показали сходство античных, византийских, славянских и румынских обрядово-зрелищных форм. Из этого сходства, на наш взгляд сделаны не совсем верные выводы. Так, Веселовский полагал, что русские святки не что иное, как римские сатурналии, перешедшие через мифы к скоморохам и переданные через их посредство из Византии румынам и русским. Сторонники данной школы также акцентировали внимание на самых общих, в основном эстетико-культурных особенностях традиционного праздника, высказав по этому поводу ряд интересных идей и наблюдений.

В полемике с разнрго рода мифологическими концепциями оформилась так называемая "трудовая" теория праздника, характерная для советской этнографической науки. В ее основе лежит общественно-трудовая деятельность человека, рассматриваемая как основной и

единственный источник праздника, его календаря и обрядовых форм. Приверженцем этой теории является В. И. Чичеров, для которого связь праздника с трудом является определяющей. В труде "Зимний период русского земледельческого календаря XVI - XIX вв." автор анализирует многие содержательные аспекты русского аграрного праздника. Слабым местом этой концепции является то, что все остальные типы празднеств оказываются за пределами данной теории.

Разновидностью "трудовой" теории является концепция В. Я. Проппа, согласно которой: 1) в основе народных праздников лежит мифология; 2) обрядово-зрелищным формам праздника свойственно магическое содержание; 3) праздничные обряды, развлечения и игры - это своего рода модель повседневного крестьянского труда, праздник является своеобразным продолжением труда, вольным повторением сложившихся в труде навыков, обычаев, отношений.

Функциональные особенности праздника

Праздник - внутренне антиномичен, и только в таком виде он может быть осознан по-настоящему. В критериях праздника как бы концентрируются абсолютные уровни человеческой жизни, в самом общем виде постигается сущность бытия, времени, пространства, коллективности и т. п. как неких целостностей. Между тем нельзя не учитывать функционально-социологическую предназначенность данного явления. В таком совмещении разных по содержанию ролей и заключается подлинная сложность праздника.

Всякий исследователь, обращающийся к проблеме праздника, в той или иной мере не обходил вопрос о его функциях. Можно назвать целый ряд исследователей, косвенно затрагивающих эту тему: Д. М. Генкин, К. О. Жигульский, А. И. Мазаев, Д. М. Угринович и другие.

Выделим особо работы: Я. П. Белоусова "Праздники старые и новые" (1974), Л. С. Лаптевой "Социально-эстетическая природа и функции массовых праздников" (1975), интерес этих исследователей к функциям праздника связан, прежде всего, с видением праздника как явления социально-педагогического, как средства идеологического воздействия на массы.

Белоусов определяет функции праздника следующим образом: 1) торжественное обновление жизни; 2) коммуникативная и регулятивная (удовлетворение потребности в общении и снятии социальных барьеров); 3) компенсаторная (снятие напряжения и восстановление физических и психических сил); 4) эмоционально-психологическая (средство эмоциональной разрядки); 5) идеологическое и нравственное воспитание; 6) целостная функция, включающая в себя все предыдущие (16.38).

Лаптева называет: 1) идеологическую; 2) воспитательную; 3) информативно-коммуникативную; 5) интегративную; 6) игровую; 7) рекреационно-компенсаторную функции (96.11).

На основе представленных концепций сделаем обобщение и представим свой ряд, наделив функции праздника некоторыми новыми смыслообразующими аспектами, уложив их в некую систему.

Социально-интегративная функция. Эту функцию мы считаем универсальной для всех типов праздничного общения. Любой акт праздничного поведения индивида социален по своей природе, так как включен через каналы различного порядка в контекст социальной действительности, в функционирование общественной системы. Суть социально-интегративной функции заключается: во-первых, в стимулировании и повышении уровня групповой консолидации; во-вторых, в организации людей в их совместной жизнедеятельности посредством их структурной дифференциации на различного рода группы (социальные, территориальные, социально-функциональные и т. д.); в-третьих, в консолидации и самоидентификации членов коллектива (выработка общих целей и идеалов совместного существования). Коллективный характер празднеств отражает не просто факт участия в них некой массы, а наличие вполне определенной единой общности, группы, считающей праздник своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей. Связь праздника с самосознанием личности и общности предполагает в нем черты обособления, выражающие осознание "я" и "мы". То, что отличает представителей одной группы, объединяет и сплачивает представителей другой (этнической, региональной, территориальной, профессиональной, возрастной и т. д.).

Интегративные начала праздника выражаются в различного рода коллективных действиях, шествиях, процессиях, в праздничных костюмах (это определенная семантическая и знаковая информация об этнической, сословной, профессиональной принадлежности и сопричастности).

Многолюдная и анонимная атмосфера праздничного общения, тесный физический контакт, вызывающий эффект эмоционального заражения, возникновение своеобразной коллективной эйфории порождает коллективное чувство, опредмечивая в общем переживании связь индивида с общностью - укрепляет в нем чувство причастности, принадлежности к целому. С помощью праздника коллектив периодически утверждает себя, свое единство. Поскольку социальное объединение является необходимым условием жизни людей, постольку оно требует постоянного переутверждения.

Идеологическая функция. Власть осуществляет управление жизнью коллективов с помощью культурных социально-психологических механизмов. В состав последних входит и праздник. Со времен античности известна двойственная природа праздника: он принадлежит и миру социальной системы и миру человека, в отношении которых ему приходится играть, как правило, прямо противоположные роли. В собственно художественном значении праздник выступает лишь тогда, когда он, будучи сосредоточием, исключительно свободной жизнедеятельности, ориентируется на усовершенствование самого человека и развитие культуры. Но одновременно с этим праздник выполняет и чисто техническую, служебную роль, навязанную социальной системой.

В содержании праздника нельзя не увидеть того, что можно назвать идеей вечного возврата к тому, что уже было. Праздник изначально был способом приобщения подрастающего поколениям к традициям, идеям и верованиям предков. Здесь играли роль и календарь, и предмет празднования, и обычаи, и обряды. Замеченная или прочувствованная связь праздника с миром идеалов и основных ценностей людской общности уже в давние времена и перманентно на протяжении веков, использовались властью в целях утверждения своей идеологии, верований, ценностей. Опираясь на традиционно признанные предметы и элементы празднования, придавая им иные смысловые оттенки, меняя "реквизит" создавали новые праздники, добавляли недостающие звенья эмоционально-действенного аналога в системе воззрений. Во времена французской революции все наиболее значительные политические деятели и деятели культуры участвовали в организации праздников (Дантон, Лафайет, Мари Шенье, Марат, Мирабо, Робеспьер). Тоталитарные режимы, используя искусство в качестве "идеологического инструмента", также очень высоко ценили праздник. Уже в первые годы революции праздник стал предметом серьезного внимания со стороны государства. Так, в осуществлении грандиозного замысла по декорированию Петрограда в честь празднования первой годовщины Октябрьской революции участвовало около 170 человек живописцев, графиков, декораторов, скульпторов, архитекторов, среди которых были такие известные художники как Б. Кустодиев, К. Петров-Водкин и др. (157.108). Эти зрелища, не только играли роль эстетического камертона, но и задавали нужное восприятие мира. Разумеется, способность праздника максимально содействовать сохранению стабильности, неизменности общественной жизни нельзя истолковывать только в отрицательном значении, так как статичность праздника в той или иной мере содействует равновесию сложившихся общественных устоев. В ранние периоды истории праздник осуществлял регуляционную функцию самим фактом своего существования. Не следует также упускать из виду, что в отдельных типах праздников, прежде всего в массовом и народном, часто или почти всегда присутствует момент оппозиции, протеста господствующим устоям.

"Мир праздника" как сфера духовного и исторического взаимодействия

XX век богат переломными моментами, он способствовал выявлению значимости культурных универсалий. То, что ранее отбрасывалось как "реакционное" и "идеологически неверное", предстает как содержащее в ряде своих положений глубокий и непреходящий смысл. Возрождение культуры делает актуальной проблему более глубокого осознания накопленных отечественной культурой духовных ценностей.

Осмысление праздника проникнуто интенцией изменения, обусловленной механизмами того типа культуры, в котором зародились и развивались те или иные его формы - с одной стороны, и трансформацией и динамикой его форм - с другой. Праздник позволяет рассматривать элементы культуры постоянно передаваемые традицией и возобновляемые в каждом поколении, а также новые ее элементы, ее тенденции, стремления и проблемы. Но праздник - не только особое измерение институциональных видов деятельности, но и измерение человека. Поэтому феномен праздника является одним из важнейших аспектов понимания духовного мира человека, его отношения к самому себе и миру в целом.

В данной главе мы постараемся проследить те процессы, которые характерны для функционирования и эволюции праздничных форм, специфичных для каждого типа русской культуры и выявить духовные константы для каждого культурно-исторического типа. В ходе истории они не только не исчезают, но и в разных исторически меняющихся формах постоянно воспроизводятся.

Разработанные нами модели праздника являются теоретическим основанием анализа представленных праздников. Трудно выделить какое-либо действо под отдельную модель. На наш взгляд, каждый праздник интегрирует в себе жизненное и нежизненное (мифологическое, фантастическое и т. д.) пространство. Жизнь человека и общества можно представить как праздник бытия, и данную человеку возможность превращать свою жизнь в праздник.

Языческие праздники. Язычество Древней Руси - важный этап русской культуры, без которого невозможно понять ни народную культуру деревни и городского посада, ни многогранную культуру феодальных верхов.

Видный отечественный историк и археолог Б. А. Рыбаков, автор фундаментального двухтомного труда по истории язычества отмечал, что "хронологические рамки рассмотрения материалов по язычеству, не могут быть ограничены заранее намеченной эпохой: корни многих явлений уходят в каменный век, а их пережитки могут сохраняться вплоть до XIX в." (151.753). Это высказывание напрямую можно отнести и к такому явлению культуры, как праздник. Лишь знание языческих традиций позволит нам правильно понять характер и пути развития праздничной культуры.

Бытовое содержание праздников оказывается всегда более устойчивым, чем тот мифологический смысл, который в них вкладывается. Языческие праздники прочно вошли в быт, и частично распространились в городском обиходе, главнейшие из них: святки, масленица, русальная неделя ("семик"), день Ивана Купалы, окончание жатв. Истоки их мы и постараемся проследить.

Главным и первенствующим в языческих обрядах было обращение к природе, к макрокосмосу во всех его проявлениях. Подавляющее большинство древнеславянских языческих празднеств и молений проводилось общественно и являлось совместным заклинанием природы.

Из многообразного годового цикла языческих обрядов, зафиксированного этнографами, лишь небольшая часть проходила внутри села и в домах (это зимние святки с их колядой, Новым годом и "велесовым днем"), остальные проводились за пределами житейского бытового круга. Так, например, масленица с ее катанием огненного колеса, ездой с бубенцами, сожжением чучела зимы, ряжеными, заклинанием весны, кулачными боями и т. п., выходила за рамки поселка и превращалась в "игрища меж селы". Весь весенний цикл и летний, купальский, связаны с природой, с полями, с "красными горками", с берегами рек, с березовыми рощами. Древнему земледельцу нужно было, прежде всего, воздействовать к вегетационной мощи природы, обратиться к различным "рощенням", священным деревьям, к водным источникам - родникам, кладезям, студенищам, к полям в процессе вспашки, сева и во время вызревания драгоценного урожая.

Помимо этих вполне конкретных разделов природы, существовало еще почитание гор и холмов, связанное с обобщением природы, с теми роженицами и Родом, которые управляли природой в целом, причем управляли ею с неба, на котором находились. Общечеловеческим является почитание гор и проведение на них особых молений, обращенных к тому или иному верховному божеству. Все эти места культа воды, растений, гор широко отразились в восточнославянской топонимике, где встречаются сотни "святых озер", "святых рощ", "красных горок", "лысых гор" и т. д.

Календарь языческих молений слагался, во-первых, из четырех солнечных фаз:зимнее солнцестояние, (святки от 24 декабря до 6 января), весеннее равноденствие (масленица в древности - около 24-25 марта), летнее солнцестояние (Купала, "зеленые святки" 23-29 июня). Осеннее равноденствие не праздновалось отдельно, а приурочивалось к празднику урожая (8 сентября). Во-вторых, годовой

языческий цикл складывался из сезонных аграрных обрядов, часть которых впоследствии была приурочена к христианским праздникам.

Что касается дней недели, отмечаемых в древней Руси, то неделя начиналась с воскресенья, т. к. среда не считалась бы средним днем семидневного отрезка времени. Четверг, судя по романо-германским и югославским аналогиям, был днем Юпитера, Перуна. Пятница была днем Фрейи, Макоши. Воскресенье было днем Дажьбога - Солнца (151.659-660).

Мы рассмотрим три основных праздничных комплекса: зимние святки (24 декабря - 6 января), купальский цикл "зеленых святок" и осенние праздники Рода и рожениц (август и начало сентября), посвященные новому урожаю.

Зимние святки были длительным (двенадцатидневным) заклинательным комплексом, во время которого подводились итоги прошедшему и производились заклинания на все 12 месяцев предстоящего год:а "слава хлебу", гадания о замужестве и т. д.

Одной из характерных черт святок и масленицы является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. "Рядились в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Во время сборищ пелись самые разнообразные песни из всего годового репертуара", - пишет В. И. Чичеров ( 183.166-205).

Похожие диссертации на Феномен праздника в контексте отечественной культуры