Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка и власть в контексте культуры Харламова, Галина Сергеевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Харламова, Галина Сергеевна. Музыка и власть в контексте культуры : автореферат дис. ... кандидата философских наук : 24.00.01 / Ин-т переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и соц. наук.- Ростов-на-Дону, 1997.- 26 с.: ил. РГБ ОД, 9 98-1/3690-1

Введение к работе

з

Актуальность темы исследования

В обоснование актуальности темы "Музыка и власть в контексте культуры" следует подчеркнуть несколько обстоятельств. Первое из них связано с увеличением масштаба распространения музыки и особенно массовых жанров, нарастание пассивности восприятия музыки, что влечет за собой массовую раскультивированность слуха, утрату навыков распредмечивания образцов мировой музыкальной культуры, подводит к ослаблению и возможному разрыву с традициями не только музыкальными, но и в целом культурными. Второе связано с фактом усиления политической значимости музыки, признанным и обсуждаемым на многочисленных конгрессах европейских музыкантов, специально посзященных отношениям между музыкой и политикой и особенно активно проводимых с 1991 года. Исследование поставленной проблемы обусловлено также необходимостью учитывать возможности музыки в решении задач, стоящих в настоящее время перед Россией, одна из них - признание самобытности России нормальным состоянием и основой осуществления модернизации.

Степень разработанности проблемы

В литературе последних лет активно предпринимается попытка изучать музыку "извне", т.е. преодолевать узко профессиональный, музыковедческий подход к проблемам музыки (Чередниченко Т.В., Каган . М.С.). Музыка рассматривается как вид искусства, результат развития общественного сознания, духовно-практического освоения действительности, тип художественного мышления (Панкевич Г.И., Набок И.Л.). Попытка дать универсальное определение музыки в современной исследовательской литературе славится некоторыми авторами под сомнение в связи с тем, что каждая цивилизация имеет свои звуковые представления и реализует их на практике в определенных типах звучания (Васильченко Е.В.).

По-разному толкуется и появление музыки в культуре: как овладение человеком акустической сферой (Каган М.С.), как

резулы' і рождения звуковой волны в различных
экологических средах, обусловливающих степень

интенси.іности звука, его разнообразие (Васильченко Е.В.), как реализация возможностей человеческой психики (Герасимова И.А.)> и как результат творческого процесса, в котором участвует воля (Османзаде P.M.).

Большое количество работ посвящено исследованию роли музыки и ее функций в обществе. В них отмечается способность музыки формировать интеллектуальный и эмоциональный мир человека, участвовать в общественных процессах (Панкевич Г.И., Герцман Е.В., Орлов Г.А., Аронов Р.А.).

Меньше внимания уделено собственно философии

музыки, изучению ее природы, социально-культурных

функций, т.е. тем вопросам, ответы на которые могли бы стать

фундаментом, объясняющим особенности современных

процессов бытования музыки в культуре. К таким

особенностям мы относим властные функции музыки. Власть -

фундаментальное явление для человеческого общества.

Современные исследователи отмечают онтологическую

укорененность власти, ее биологическую и культурную

целесообразность (Куббель Л.Е., Ильин В.В., Панарин А.С.,

Канетти Э., Зонтаг С, Рикер П., Арендт X. и др.).

В постмодернистской философии и социологии власть, господство, суверенитет выделяются в качестве критериев истинности произведений искусства (Батай Ж.).

Опорой в анализе темы "Музыка и власть в контексте

культуры" служили также положения и выводы социологов и

политологов Оболонского А., Кравченко И.И., Макаренко

В.П., Харитонова Е.М., Милованова Ю.Е., культурологов

Гуревича А.Я., Лифшица М.А., Сакулина П.Н., философов

Гайденко П.П., Давыдова Ю.Н., Давидовича В.Е., Матяш Т.П.,

психологов Выготского Л.С., Василюка Ф.Е., Изард К.,

v историков музыки и музыковедов Асафьева Б.В., Яворского

Б.Л., физиологов Бехтерева В.М., Сеченова И.М., Хватовой

М.В., медиков Лисицына Ю.П., Беляевского А.Д., Беляевского

С.А., Женило В.М., а также наблюдения и размышления

музыкантов-практиков (композиторов, исполнителей)

А.Веберна, Г.Эйслера, Л.Стоковского, К.Штокхаузена и др.

Объект исследования - феномен музыки в культуре и жизнедеятельности человека, предмет исследования - место, роль и функции музыки в системе властных отношений.

Цель и задали диссертационного исследования

В работе поставлена цель - выявить сущностные характеристики властной функции музыки в культуре, а также соотношение музыки и власти в контексте культуры.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- обосновать неизбежность появления музыки в культуре,
проанализировать культурно-антропологические условия се
востребованности;

обозначить психофизиологические основания суггестивного воздействия музыки; выявить культурно -обусловленные когнитивные механизмы, благодаря которым музыка приобретает потестарный характер;

проанализировать специфику властной функции музыки в различных культурах и изучить соответствующие историко-философские интерпретации условий возможности властного воздействия музыки на человека;

обосновать культурологическое определение музыки как власти;

- обосновать существование культурного звучащего
пространства музыки как типа чувствования;

осмыслить практическое использование музыки институциональной властью;

- показать в историко-культурологическом контексте
взаимосвязь видов, жанров музыки и форм правления.

Научная новизна представленной работы состоит в следующем:

- обоснована онтологическая природа звучания и
неизбежность появления музыки в культуре;

обозначены психофизиологические основания суггестивного воздействия музыки на человека; выявлены культурно-обусловленные когнитивные механизмы, благодаря которым музыка приобретает потестарный характер;

изучены соответствующие историко-философские интерпретации условий возможности властного воздействия

музыки на человека; проанализирована специфика властной функции музыки в различных культурах;

- обосновано культурологическое определение музыки как
власти, показана специфика ее власти;

- введено понятие "культурное звучащее пространство
музыки" и обосновано его существование как типа
чувствования;

выявлены социокультурные основания

инсгтитуционализации власіной функции музыки; показана динамика физических, психических и культурных характеристик звучащего пространства музыки в процессе осуществления властных функций;

- введено и обосновано определение "музыка власти".

На защиту выносятся следующие положения:

1. Вибрационная природа окружающего мира и человека
дают основания утверждать, что звук, ритмически и
гармонически организованные звучания онтологически
укоренены. Они родственны человеческому телу, душе,
космосу. Воздействие музыки на человека характеризуется
прямой связью с подсознанием (иррациональными, не
рациональными слоями сознания). Отсюда неотвратимость
многоуровневой власти музыки над человеком (его
телесностью, психикой, интеллектом).

2. Понимание и интерпретации оснований властного
воздействия музыки на человека были различными: в каждую
эпоху складывается оригинальная культурно-потестарная
интерпретация как объективных, так и субъективных факторов
музыкальной суггестии. В европейской истории культуры
выявлено пять таких интерпретаций: в античности, Новом
Времени и Просвещении, в иррационализме XIX века,
психоанализе XX века, русской нравственной философии.

3. В обобщенном виде указанная спецификация
проявилась как два типа чувствования (мирочувствия),
отражающихся в музыкальных жанрах: тип чувствования,
связанный с переживанием ценностей мира

надиндивидуального и сверхиндивидуального; тип чувствования, опирающийся на экзистенциальные переживания.

4. Осваивая звучащий объективный мир, человек
сформировал культурное звучащее пространство музыки.
Понятие "звучащее пространство музыки" фиксирует граншгу
между тем, что услышано человеком той или иной культуры, и
тем, что присуще звучащему миру как таковому, между тем, что
вошло в культурный обиход, и тем, что пока человеком не
обнаружено.

5. Формирование культурного звучащего пространства
музыки или рационализация музыки (М.Вебер) осуществлялось
как рассудочно-математическое упорядочивание слуховых
ощущений.

Рационализация музыки расширила возможность технического управления ею, а также "психотехнического" ее использования властными структурами.

6. Два основных типа чувствования, проявляющиеся в
культурном звучащем пространстве музыки, соответствуют
двум основным общественно-политическим тенденциям в
истории институциональных властных отношений:
системоцентристской и персоноцентристской. В культурном
звучащем пространстве музыки озвучивается соответствующий
потребностям власти тип чувствования с помощью конкретных
жанров, специфического музыкального языка. Создается
музыка власти, выступающая в качестве средства
эмоциогенного воздействия на подданных с целью управления
их эмоционально-переживательной сферой.

Теоретическую и методологическую основу работы
составляет методология философского рационализма, в основе
которой лежат общедиалектические принципы философских
систем Запада и России. Использование в диссертационном
исследовании материалов различных эмпирических
направлений потребовало применения метода

феноменологической реконструкции. Последний служит эвристическим средством, которое позволяет (по методу

Э.Канетти) на основе субъективного личностно окрашенного опыта, в том числе авторского переживания, выделять общезначимые когнитивные и психо-физиологические механизмы музыкальной суггестии.

Такого рода механизмы, реконструированные в процессе исследования, потребовали обращения к философской герменевтике как теоретико-познавательному приему. В свою очередь, использование герменевтического подхода позволило выявить устойчивые корреляции между концептуальными конструкциями и обширным эмпирическим материалом, какой поставляет музыкальная литература как классическая, так и современная.

Теоретическая и практическая значимость работы

Результаты данного исследования могут быть использованы в практике учреждений культуры федерального и регионального уровней, в учебном процессе на довузовском и вузовском этапах преподавания философии, культурологии, политологии, валеологии. Полученные выводы могут учитываться также при подготовке программ дошкольного воспитания, их практическом применении, в практике лечебно-профилактических учреждений.

Апробация работы

Материалы по теме диссертационного исследования доложены:

1. На региональной конференции работников
педагогических учебных заведений "Управление качеством
педагогического образования в условиях единого
образовательного пространства Ростовской области" (Ростов-
на-Дону, 1995).

2. На международном семинаре "Роль независимых
средств массовой информации в формировании российской
демократии (Ростов-на-Дону, 1996).

3. На ежегодной конференции молодых ученых "Путь в
науку" (Ростов-на-Дону, 1996).

4. На научно-практической конференции "По пути
реформ и преобразований", посвященной 10-летнему юбилею
работы Ростовской-на-Дону больницы скорой медицинской

помощи № 2 в новых территориальных и социально-экономических условиях (Ростов-на-Дону, 1997).

5. На заседании кафедры философии и культурологии ИППК при РГУ (Ростов-на-Дону, 1997).

Апробация проведена в учебном курсе "Культура -философия - музыка", читаемом в Донском педагогическом колледже г. Ростова-на-Дону (1993 - 1997).

Объем и структура работы

Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих тринадцать параграфов, заключения, практических рекомендаций и списка литературы из 236 источников.

Похожие диссертации на Музыка и власть в контексте культуры