Содержание к диссертации
Введение 3
Глава 1. Романтизм и неоромантизм в русской
культуре 18
1.1. Русский романтизм и культура XIX века 18
1.2.Культурный архетип как основной элемент романтической
модели мира 35
1.3. Рубеж веков и русский неоромантизм 50
1.4. Неоромантизм как культурная парадигма 71
Глава 2. Философия неоромантизма и её интерпретация
в творческом процессе XX столетия 85
2.1. Неоромантизм и его отражение в искусстве
эпохи «модерн» 85
2.2. Трансформация неоромантических
культурных ценностей и архетипов в творчестве
литературного объединения «Серапионовы братья» 95
2.3. Вымышленный мир Александра Грина:
неоромантические мотивы в творчестве писателя 113
2.4. Неоромантические мотивы, образы и символы
в драматургии Евгения Шварца
(на примере пьесы «Дракон») 129
Глава 3. Неоромантизм и пути развития
русского модернизма 136
3.1. Неоромантические идеи и ценности в русской живописи
концаXIX- начала XXвека 136
3.2. Влияние неоромантизма и модернизма
на зарождение и становление
постмодернизма 149
3.3. Неоромантические идеи, образы и символы
в культурной парадигме постмодернизма
(на примере «Двадцати сонетов к Марии Стюарт» И. Бродского).... 159
Заключение 168
Библиография 174
Введение к работе
В современной культурологии вопрос о возможности существования в творческом процессе XX столетия' самостоятельного типа художественного мышления, близкого к романтизму, остается непроясненным. С одной стороны, романтизм как культурно-историческое явление характерен для европейского искусства конца XVIII - начала XIX в. Однако, с другой стороны, как справедливо утверждает Э.Я. Фесенко, «ни одно из толкований этого понятия в <...> словарях и других энциклопедических изданиях не объясняет феномен романтизма XX в.»1. В частности, это касается и России. Е.Г. Милюгина, В.В. Сергеев, В.И. Сахаров и др. выделяют три волны эволюции романтизма в русской культуре («классический романтизм» начало< XIX века, «вторая волна» - рубеж XIX-XX веков; а также «третья волна» - постмодернизм, контркультура, рок-культура) , Некоторые исследователи утверждают, что романтическое мировидение, своеобразный романтический язык были- особенно востребованы в русской литературе XX столетия . Таким образом, речь может идти о «неоромантизме» в культуре XX века вообще и в русской культуре XX в. в частности, и о его значительном творческом потенциале. «Романтическим был весь тон советской литературы первого революционного десятилетия»4, - справедливо утверждал В. Ковский. Л.П. Егорова определяла «жажду романтизма» как характерную черту русской и советской прозы 1920-х-193 0-х годов . Романтический максимализм, по определению М.Гершензона, предопределял изображение 1 Фесенко Э.Я. Теория литературы. М.: Академический проект, 2008. С. 346. 2 Милюгина Е.Г., Сергеев В.В. Культурно-исторический опыт романтизма и духовные искания новой России. М.: РГГУ, 1995.; Сахаров В.И. Романтизм в России: эпоха, школы, стили. М.: ИМЛИ РАН, 2004; Сахаров В.И. Из истории русского романтизма. М.: Наука, 1988. 3 Шевякова Э.Н. Поэтика современной французской прозы. М., 2002. С. 66. 4 Ковский В. Романтический мир Александра Грина. М., 1969. С. 270. 5 Егорова Л.П. О романтическом течении в советской прозе. Ставрополь, 1966. С. 4. сильной личности, открывающей новые пути в мире и искусстве. Г.П. Поспелов писал о романтизме как об «определенном типе идейно-эмоционального (оценочного) отношения к жизни, в основе которого лежит глубоко личностное, напряженно-страстное стремление к возвышенному идеалу, неудовлетворенность сущим, невозможность довольствоваться повседневностью, прозаическим существованием, жажда иной, лучшей жизни»6.
Еще больший научный интерес представляет неоромантизм, рассматриваемый нами не только- как направление в . художественном творчестве XX века, но т как культурная парадигма, оказавшая глубокое влияние на художественный мир русского модернизма. Модернизм связан с отходом культуры от реализма, с провозглашением независимости искусства от действительности, и в переводе на русский язык означает «приверженность новизне» или, если быть более точным, «новое искусство», возникшее на рубеже XIX-XX веков. Русский модернизм стал важным духовным явлением "серебряного века". Он составляет часть духовного ренессанса и воплощает собой русское художественное возрождение. Подобно религиозному ренессансу, модернизм поставил перед собой задачу возродить самоценность и самодостаточность искусства, освободив его от какой-либо служебной роли. В целом русский модернизм представляет собой сложное, разнородное и противоречивое явление. С этой точки зрения, «неоромантический сплав» является тем идеологическим и эстетическим образованием, без которого невозможно представить себе историю русской литературы XX века - модернизма, а затем и постмодернизма. Неоромантизм как эстетическая, и мировоззренческая система понимается как актуализация в искусстве концепции преобразования мира посредством эстетического начала особого рода. Герои неоромантической литературы - духовно неукротимые и сильные люди, которые идеализировали свое одиночество и сделали его предметом 6 Романтика // Литературный энциклопедический словарь. М., 1987. С. 345. эстетического любования, превратив одиночество в «надмирность» и избранность.
С неоромантизмом как художественным языком связаны такие формально-содержательные особенности, как предельная острота чувственных переживаний героев, преобладание экспрессии над описательностью, иррационального над рациональным, насыщенность художественного текста фантасмагорическими элементами, (введение в художественное пространство текста экзотики как особого эстетического мира. Все эти формально-содержательные особенности неоромантизма характерны для культуры русского модернизма, а для эпохи постмодернизма романтизм и неоромантизм приобретают роль одного из культурных кодов, который используется в художественной практике, иронически обыгрывается, обильно цитируется. Интертекстуальные механизмы взаимодействия культурных кодов неоромантизма и постмодернизма также являются предметом анализа в данном диссертационном исследовании.
Проблема неоромантизма принадлежит к числу самых (сложных и трудоемких для освоения в науке о культуре. Несмотря на то, что сам термин «неоромантизм», согласно некоторым источникам7, появился уже в конце XIX века, он так и не получил с тех пор однозначного толкования, хотя в XX веке неоднократно возникал в различных научных контекстах. Возможно, это происходило оттого, что понятие неоромантизма оказалось отодвинуто в тень столь более актуальными феноменами, как модернизм, авангардизм или даже символизм. Активно занимаясь судьбами реализма в XX веке, ученые по большому счету «не успели» дойти до неромантической проблематики. В результате этого на данный момент по этой проблеме отсутствует богатая библиография, посвященная теоретическим аспектам вопроса. Практически все, кто пишет о неоромантизме, соглашаются с тем, что речь идет об эпохе рубежа веков, а сам феномен имеет отношение к литературе, живописи, 7 Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.,
2003.С. 388 музыке, отчасти философии (или, по крайней мере, мировосприятию), в остальных аспектах, особенно по поводу художественной специфики неоромантизма, между исследователями наблюдаются значительные разногласия, колеблются обоймы привлекаемых имен, проявляются
I неоднозначности трактовок и дифинитивные неясности.
Между тем, без прояснения сути понятия неоромантизма, без достаточно внятной концепции феномена остается неясным целый ряд самобытнейших явлений в культуре рубежа веков и шире - первой половины XX столетия.
Как проявляется неоромантизм в культуре России и Запада, в социальной конкретике национальных литератур и культур, в различных видах искусств?
Для решения всех этих проблем необходим комплексный подход, который способна предоставить исследователю культурология.
В отечественной науке XX века неоромантизм как понятие применялся либо к конкретным национальным литературным феноменам (например, к английской литературе, у М.В.Урнова), либо за ненадобностью вообще опускался (Дьяконова Н.Я.), либо трактовался противоречиво (Ф.П. Федоров, Неоромантизм как культура, 1997).
В настоящее время существует три„ концепции неороматизма, фактически сложившиеся в рамках филологии. В статье М.В. Толмачева, посвященной неоромантизму в академическом справочном издании отмечается несколько принципиально важных моментов, связанных с этим явлением. Он, в частности, указывает на то, что термин этот впервые возник в 1880х-90х гг. в Германии. Явление неоромантизма на общественной арене трактуется исследователем как реакция на натурализм, хотя,ранее он вводит неоромантизм в более широкий контекст, видя в неоромантизме часть «культурологического сдвига», связанного с эпохой рубежа веков.
Однако специфика неоромантизма в трактовке В.М. Толмачева остается слишком расплывчатой и в эстетическом, и в стилистическом, и в идейном отношении: неоромантизм фактически вбирает в себя искания всех направлений эпохи рубежа веков, а затем, на взгляд исследователя, формирует даже творчество столь разных художников, как Хемингуэй и Камю, что представляет собой неоправданное расширение, феномена. Доминирует же в неоромантизме опыт символизма и натурализма. Автор ссылается на длинные ряды разнообразных имен, не складывающихся в цельную картину. Наиболее конкретное высказывание о стилистике неоромантизма заключается в следующем: «Неоромантизм... перекликается с мотивами примитива, опрощения, мужественности, «деловитости», вещи, живописности, вживания в природу. У истоков неоромантической концепции «нового идеализма» (трагедии художника, стоически ищущего миф личного абсолюта в заведомо неабсолютном, посюстороннем, «слишком человеческом»), - Кьеркегор, Ибсен и особенно Ницше.. .»8. ,
Несколько по-иному трактует понятие неоромантизма В.А. Луков в своей однотомной «Истории литературы». Понятно, что жанр книги не дает возможности пространного анализа,, однако в других работах исследователя-можно проследить тот же подход (В.А. Луков, «Проблема неоромантизма». Самара, 2003). Согласно Лукову, «Неоромантизм связан с традициями романтизма, но возникает в иную историческую эпоху. Это эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декадентства. Неоромантики верили в сильную, яркую личность, они утверждали единство обыденного и возвышенного, | мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии»9. Автор делает особый акцент на неоднородности неоромантизма, который в каждой стране приобретает специфические черты, краткому описанию которых на примере Англии и Франции и посвящен далее раздел книги. Абстрагируясь от частностей, связанных с анализом 8 Толмачев В.М. Неоромантизм// Литературная энциклопедия терминов и понятий под ред. А.Н. Николюкина. М.: НПК «Интелвак», 2001. С.645. I 9 Луков В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней. М.: Академия, 2003. С. 388. национальных ситуаций, об идейно-художественной специфике неоромантизма свидетельствуют, по мнению автора, такие отдельные наблюдения, как «поиски новых жанров»..., в области языка - стилизация как главный принцип организации языкового материала..., соединение, собственно, неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма»10. Применительно к английскому неоромантизму говорится, что «сюжет большинства неоромантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, разрабатываемые английскими неоромантиками, - приключенческие романы, повести, рассказы»11. Как можно видеть, автор больше внимания уделяет новаторству неоромантиков, особенностям их стилистического языка. Однако отдельные наблюдения не в силах выстроить цельную законченную картину, характеризующую феномен.
Н.Т. Пахсарьян в статье, предназначеной для культурологического справочного издания, впервые открыто стремится придать понятию междисциплинарный характер. В связи с неустойчивостью термина автор полагает, что .неоромантизм «используется как минимум в трех 'значениях», причем первое из них признается наиболее распространенным. Поскольку неоромантизм представляет собой понятие, трудно поддающееся определению, уместно привести попытку, предпринятую Пахсарьян: «В широком смысле неоромантизм — комплекс течений в культуре конца 19-начала 20 в., характеризующийся своеобразным возрождением романтических настроений начала 19 в. ... Неоромантизм тесно связан с романтизмом не столько темами и мотивами, формальным строем произведений, сколько умонастроением, общими принципами поэтики, отрицанием всего обыденного и прозаического, пафосом личной воли, раздвоенностью рефлектирующего творческого сознания, обращением к иррациональному, «сверхчувственному», склонностью к гротеску и 10 Там же. С.З89. 11 Там же. С. 390 фантастике, главенством музыкального начала, тяготением к синтезу всех искусств.» . На этом основании автор сближает неоромантизм с модернизмом ( понятием, также весьма неоднозначным и широким), а также с символизмом.
Во втором, «более строгом», значении неоромантизм применяется по отношению к «своеобразной линии английской литературы рубежа 19-20 веков, (1880-1910), связанной с разработкой таких жанров, как приключенческие (Дж. Конрад, Р. Хаггард, Р. Киплинг), историческо-детективные (Р.Л. Стивенсон, А Конан-Дойл), детективные (Г.К. Честертон) новеллы и романы»13.
Наконец, в третьем, наиболее узком значении, согласно Пахсарьян, термин неоромантизм применяется по отношению к художественным тенденциям, возникшим с 1970-1980х и особенно ярко представленных в музыкальном искусстве» .
Как видим, и здесь, при ряде интересных и важных наблюдений, художественная специфика неоромантизма предстает весьма расплывчатой и слишком неоднородной. Примечательно в этом смысле, однако, замечание о том, что «неоромантики хотят дать простор мистическим и запредельным стремлениям души, тяготению ее к неясному музыкальному началу, к тайным силам, ее взрывающим (дионисийство) и к безграничному индивидуализму»15. Что касается национальной специфики, речь идет только о литературе Англии и отчасти Франции; из российского контекста
I упоминаются Мережковский, М. Цветаева и А. Грин. При этом, хотя заявляется именно культурологическая наполненность неоромантизма, речь идет только о литературе и слегка о музыке; Ницше, по-видимому, также упоминается более в своем литераторском, нежели философском качестве. 12 Пахсарьян Н.Т. Неоромантизм. // Культурология. Энциклопедия в 2-х томах. М.: РОССПЕН, 2007, Т.2 С.38. 13 Там же. 14 Там же. 15 Там же С.38
Среди художественных особенностей неоромантизма, к сожалению, приводятся те, которые характерны и для собственно романтизма!
На основании рассматриваемого материала, из анализа концепций всех трех авторов просматривается любопытная мысль о том, что теоретизирование по поводу неоромантизма, сама необходимость выделения этого понятия, не только не ставится ими под сомнение, но и постулируется как интересная именно для России. Другими словами, возникнув в Европе в конце 19 века, неоромантизм как научное понятие стал разрабатываться в XX веке больше в России, нежели в кругу западных коллег.
По нашему мнению, романтизм и неоромантизм, несмотря на всё их внешнее сходство, представляют собой различные направления в искусстве.
И различие это обусловлено, прежде всего, тем, что неоромантизм преобразовал, модифицировал и воплотил черты реалистического мировосприятия. Неоромантизм являет собой самостоятельное, принципиально новое течение в культуре России XX столетия, объединяющее в себе традиции классического русского романтизма XIX века и новое искусство века XX, воплотившее в себе уникальное явление синтеза, взаимопроникновения и наложения традиций реализма. Импрессионизм, символизм, модернизм, экспрессионизм и другие различные направления искусства, находившие для отражения как внутреннего, так и окружающего мира человека самые разные формы, фактически представляют собой совокупность тех черт, которыми можно определить течение неоромантизма.
Сиюминутность ярких ощущений, передающих любовь к жизни, утонченность эстетических образов, объединяющих прошлое, настоящее и будущее в новой реальности, созданной при этом субъективной волей художника, представляют собой не что иное, как неоромантизм. Следует, однако, добавить, что важной, можно даже сказать, стратегической чертой данного направления является отражение в культуре неоромантизма исторической переходной эпохи, которую переживала Россия в гіервой трети XX столетия.
I Объектом исследования являются произведения культуры тех авторов модернизма и постмодернизма, для которых характерно обращение к неоромантизму как к эстетике и мировидению. В диссертационном исследовании рассматривается особая творческая философия «Старинного театра» Н.Н.Евреинова и Н.В.Дрезена, творчество таких художников, как М.Врубель, Н.Рерих, М.Нестеров, С.Малютин, В.Борисов-Мусатов, художественных объединений «Мир искусства» и «Голубая роза», произведений Д.С. Мережковского, Вяч. Иванова, В. Брюсова, А. Ахматовой, Б. Пастернака, литературной группы «Серапионовы' братья», А. Грина, Е. Шварца и И. Бродского.
Предметом исследования, таким* образом, служит неоромантизм как культурная парадигма, как самостоятельное' творческое направление, характерное для литературы русского модернизма, русской литературы советского периода (1920-х-193 0-х гг.), а также, опосредованно, для русского постмодернизма как художественной школы. Цели и задачи диссертационного исследования:
1. Попытаться дать определение неоромантизма как культурологического
I явления.
Исследовать парадигму развития неоромантизма в русской культуре XX века на основе анализа развития зарубежной и русской романтической культуры XIX века.
Рассмотреть в комплексе взаимосвязи романтизма, реализма, неоромантизма, привлекая для этого многообразный спектр творчеких направлений в русском искусстве начала XX столетия.
Обосновать и показать роль и значение понятия неоромантизма для решения насущных культурологических задач, а таюке объяснить его актуальность и востребованность в художественной культуре XX века.
Раскрыть специфику и продемонстрировать трансформацию неоромантических культурных ценностей на материале творчества представителей объединения «Серапионовы братья», Александра Грина, Евгения Шварца.
6. Выявить неоромантические идеи и ценности, нашедшие свое отражение в живописи, а затем - в последующем формировании русского постмодернизма.
В первой главе диссертации, «Неоромантизм как понятие теории и истории культуры», имеющей по преимуществу теоретический характер, сделана попытка продемонстрировать многоаспектность неоромантизма как культурологического понятия, очертив и уточнив хронологические пределы «эпохи неоромантизма», выделив основные концепции понятия на их основе предлагается авторская точка зрения на этот феномен, в контексте анализа неоромантизма как парадигмы художественной культуры.
Во второй главе диссертации представлены мировоззренческие аспекты неоромантизма в художественной культуре России первой половины XX века
I (такие, как понятие неоромантического типа личности, отражение идей неоромантизма в различных искусствах и сферах деятельности).
Исследуется неоромантическая эстетика в русской литературе первой половине XX века. Возвышенное и трагическое, прекрасное и безобразное, игра воображения и творческая фантазия — как категории рассматриваются в связи с анализом конкретных., произведений сообщества «Серапионовы братья», А. Грина и Е.Шварца.