Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века Шарапова Светлана Михайловна

Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века
<
Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры  коми (зырян) XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шарапова Светлана Михайловна. Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века : Дис. ... канд. культурологических наук : 24.00.01 СПб., 2005 219 с. РГБ ОД, 61:06-24/12

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования идентичности в художественной культуре этноса 14

1.1. Проблема идентичности этноса в современной науке 14

1.2. Типология и динамика форм идентичности 34

1.3. Параметры и критерии выявления идентичности в системе художественной культуры этноса 47

Глава 2. Сложение и идентификация коми этноса как основа развитияпрофессиональной художественной культуры 61

2.1. Формирование историко-культурной территории Коми 61

2.2. Особенности этнокультурогенеза коми (зырян) 76

2.3. Трансформация этнического самосознания коми (зырян) в XX веке 89

2.4. Основные этапы в эволюции профессиональной художественной культуры коми (зырян) в XX веке 105

Глава 3. Динамика идентичности в профессиональной художественной культуре коми (зырян) XX века 127

3.1. Основания типологизации проявлений идентичности в истории художественной культуры коми (зырян) XX века 127

3.2. «Дореволюционный» тип коми (зырянской) идентичности в профессиональной литературе коми-зырян 1900-1920-х годов XX века 129

3.3. Специфика «советского» типа идентичности коми (зырян) в профессиональной художественной культуре 20-80-х годов XX века 140

3.4. Характеристика «постсоветского» типа коми (зырянской) идентичности в

художественной культуре 90-х годов XX века 156

Заключение 177

Список использованной литературы 181

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы - выявления динамики идентичности в художественной культуре коми (зырян) XX века - обусловлена рядом причин. Во-первых, в последние годы в российской науке заметно возрос интерес к изучению специфики поликультурных регионов Российской Федерации, в том числе изменений в культурной самоидентификации этносов. Эти изменения, как правило, являются результатом длительных и многосторонних воздействий на культуру этноса со стороны иноэтнического окружения и связаны с такими процессами межкультурной коммуникации, как интеграция и ассимиляция. Коми (зыряне) - титульный этнос Республики Коми - на протяжении многих столетий находились в непрерывном территориальном, культурном, хозяйственном, экономическом взаимодействии со своими соседями (славянами, прибалтийскими финнами, ненцами, саамами, уграми). Интенсивные и разнообразные контакты с иноэтническим и инокультурным окружением, его прямое и опосредованное влияние на культуру коми привели не только к трансформации последней, но и к значительным изменениям в самом характере этнокультурной идентификации.

Во-вторых, чутким барометром трансформаций в самоидентификации этноса является сфера художественной культуры и особенно её ядро - произведения искусства. Пафос этнического самоутверждения ярче всего проявляется именно в искусстве, которое ищет опоры в исторической памяти, в фольклоре, в традиционной символике, в местном художественном наследии. Обращение к поискам идентичности в профессиональной художественной культуре коми (зырян) мотивировано её значением в XX веке как одного из основных способов самоидентификации титульного этноса в исторически сложившейся полиэтнической и поликультурной среде республики.

В-третьих, описание целостной картины своеобразия исторического пути профессиональной художественной культуры коми (зырян) становится возможным при выявлении исторической типологии идентичности в образах ис кусства XX века. Исследование феномена идентичности может стать одним из достоверных и обоснованных способов выявления этнокультурных смыслов, выработанных и зафиксированных в памяти культуры благодаря традиции, составляющих её специфику.

Степень научной разработанности проблемы. Достоверность основных научных результатов исследования обеспечивается опорой на фундаментальные труды отечественных учёных по теории культуры (М.С. Каган, Э.С. Мар-карян), этнологии (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилёв, С.А. Арутюнов, В.А. Тишков, СВ. Лурье), регионалистике (А.С. Герд, Г.С. Лебедев, Ю.Н. Гладкий, Д.Н. Замятин, Э.А. Шулепова, А.С. Панарин) и истории культуры регионов Российской Федерации (Л.М. Мосолова, Н.А. Розенберг, Х.Г. Тхагапсоев, Л.С. Ватинова, Н.Ю. Костюрина, Л.В. Дмитриева, Е.И. Балакина, Ю.О. Новик, Е.В. Васильева, Г.М. Казакова, М.Р. Маняхина и др.); источники, посвященные анализу феномена идентичности в западной (3. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Г. Мид, X. Абельс, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Тэджфел, Ф. Барт, К. Гирц) и российской науке (А.Я. Флиер, Г.С. Кнабе, М.Л. Магидович, Л.М. Дробижева, Ю.В. Арутюнян, В.Ю. Хотинец, Т.Г. Стефаненко, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова).

Исследование идентичности в современной науке становится общим местом, в то время как художественная культура коми (зырян) до сих пор остаётся наименее разработанной областью общей историографии Европейского Северо-Востока России. Отдельные отрасли художественной культуры коми (зырян) и относящиеся к ним артефакты являются предметом исследования многих учёных - археологов (Л.И. Ашихмина, Г.М. Буров, И.О. Васкул, В.И. Канивец, К.С. Королёв, П.Ю. Павлов, Э.А. Савельева, B.C. Стоколос, Н.Н. Чеснокова), искусствоведов (С.А. Беляева, Н. Герстле, Л.С. Грибова, Д.Т. Козлова, И.Н. Котыле-ва, Г.Н. Климова, В.В. Кублицкий, П. Куратов, И.В. Макарова, B.C. Морозова, А.Г. Осипов, СМ. Попова, Э.К. Поповцева, П.И. Чисталёв, А.И. Шергина, И.И. Шургин), историков (Я.Н. Безносиков, И.Л. Жеребцов, Л.П. Лашук, Н.А. Нестерова, А.А. Попов, А.Ф. Сметанин), краеведов и музееведов (М.И. Бурлыкина, Е.М. Кравцова), культурологов (М.И. Бурлыкина, А.Ю. Котылев, И.Е. Фадее ва), лингвистов (А.В. Панюков, А.И. Туркин, И.И. Уляшёв), литературоведов (Г.В. Болотова, Н.А. Бурилова, В.Н. Дёмин, Т.Л. Кузнецова, В.А. Латышева, Г.К. Лисовская, В.И. Мартынов, З.Я. Немшилова, В.В. Пахорукова, Г.И. Тирас-польский), фольклористов (П.Ф. Лимеров, А.К. Микушев, Ю.Г. Рочев), этнографов (В.Н. Белицер, Л.Н. Жеребцов, И.В. Ильина, Н.Д. Конаков, Д.А. Неса-нелис, М.Б. Рогачёв, В.А. Семёнов, О.И. Уляшёв, В.Э. Шарапов), этнопсихологов (В.М. Вызова) и этносоциологов (О.В. Котов, Ю.П. Шабаев). Однако наличие этих зачастую узкоспециальных исследований не исключает необходимости системного изучения коми (зырянской) профессиональной художественной культуры XX века в исторической динамике развития культуры региона (Республики Коми) и художественной культуры России в целом.

Объектом исследования является художественная культура Северо-Запада России XX века.

Предмет исследования - феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века.

Цель работы - выявить характер содержания и динамики проявлений этнической и культурной идентичности коми (зырян) в образах искусства XX века; определить типы самоидентификации титульного этноса Республики Коми на протяжении XX века.

В соответствии с поставленной целью в данной работе последовательно решаются следующие задачи:

1) рассмотреть понятие «идентичность» и его основные характеристики в различных социогуманитарных дискурсах: философском, психологическом, социологическом, этнологическом, культурологическом; обозначить особенности культурологического подхода к феномену идентичности;

2) обосновать типологию различных форм идентичности; разграничить понятия этнической и культурной идентичности, часто в научной литературе выступающие как синонимы;

3) описать идентичность как динамическое образование; противопоставить идентификацию и идентичность как процесс и его результат; проанализировать

соотношение идентичности и самосознания, менталитета (ментальносте), кон-цептосферы, национальной картины мира;

4) определить художественную культуру этноса как сферу адекватного и наиболее репрезентативного проявления феномена идентичности, а также обозначить роль творческой и научной интеллигенции в художественной репрезентации идентичности;

5) выделить параметры и критерии проявления этнической и культурной идентичности в системе художественной культуры этноса;

6) охарактеризовать территорию Республики Коми с методологических позиций регионалистики как специфическую историко-культурную зону, в рамках которой со времени её сложения протекали процессы смешения и синтеза различных этнокультурных традиций, формировалась относительно устойчивая поликультурная система; представить основные этапы этнокультурогенеза титульного народа республики - коми (зырян);

7) проанализировать изменения в этническом самосознании коми (зырян) в XX веке, обусловившие специфику поисков идентичности в художественной культуре;

8) выявить генезис и типологию профессиональной художественной культуры коми (зырян) в XX веке; на основе выделенных критериев проявления этнической и культурной идентичности исследовать её актуализацию на разных этапах XX века в таких областях профессиональной художественной культуры коми, как литература, изобразительное искусство, музыка и театр, а также в официальной (государственной) символике Республики Коми.

Гипотеза исследования: Этническая и культурная идентичность представляет собой рационализацию «мы» - сознания социальной группы, осознание принадлежности личности к определённому этносу и культурной системе. Проявление этнической и культурной идентичности в искусстве имеет сложную содержательно-выразительную структуру, протекает в определённых параметрах, может быть выявлено через систему критериев, иллюстрирующих общ ность представлений этнофоров об этноинтегрирующих и этнодифференци-рующих признаках.

Материалом исследования выступили произведения профессиональной художественной культуры коми (зырян) - литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и официальной символики Республики Коми - трёх исторических периодов XX века: 1900 - 1920-х, 1920 - 1980-х, 1990-х годов.

Методологическая основа работы. При исследовании истории культуры регионов России представляется целесообразным применение теоретико-методологического аппарата регионалистики и исторической культурологии (А.С. Герд, Г.Н. Лебедев, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, Л.М. Мосолова, С.Н. Иконникова, Ю.Н. Гладкий, Э.А. Шулепова, А.С. Панарин), методологии исследования феномена идентичности в отечественной (М.Н. Губогло, Л.М. Дро-бижева, В.Ю. Хотинец, Г.У. Солдатова, Т.Г. Стефаненко, А.Я. Флиер, Г.С. Кна-бе, М.Л. Магидович и др.) и западной (3. Фрейд, Э. Эриксон, Ч. Кули, Дж. Г. Мид, И. Гофман, П. Бергер, Т. Лукман, Г. Тэджфел и др.) науке. Диссертационное исследование осуществлено в рамках культурологического подхода, предполагающего прежде всего системный и междисциплинарный анализ. В диссертации используются следующие исследовательские методы: историко-генетический; историко-типологический; компаративистский; герменевтико-феноменологический; семиотический; персонологический; эмпирический; фактологический.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. В диссертации впервые представлена попытка системного изучения коми (зырянской) профессиональной художественной культуры XX века в исторической динамике развития культуры одного из субрегионов Северо-Запада Российской Федерации - Республики Коми - и художественной культуры России XX века в целом.

2. Осуществлён целостный поэтапный анализ историографии профессиональной художественной культурыкоми (зырян) XX века с разработкой исто рическои периодизации и критической оценкой имеющихся на сегодняшний день исследований по данной проблеме.

3. Феномен этнической и культурной идентичности впервые рассмотрен на историческом материале профессионального искусства коми (зырян) XX века.

4. Актуализация поисков идентичности (осознание своего места, назначения, собственной этнокультурной специфики) в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян), содержание основных этапов её истории в XX веке, авторефлексия коми (зырянской) творческой (художественной и научной) интеллигенции, репрезентированная в образах профессионального искусства, соотнесены в диссертации с трансформацией этнического самосознания коми (зырян) в XX веке, обусловленной интенсивными процессами межкультурной коммуникации на территории исторически сложившегося поликультурного региона.

5. Определены параметры и критерии проявлений этнической и культурной идентичности в искусстве, на основе которых проанализированы произведения профессиональной художественной культуры титульного этноса Республики Коми.

6. Выявлены исторические типы идентичности коми (зырян) в XX веке: дореволюционный, советский, постсоветский; определён волнообразный характер их динамики на протяжении XX века.

Теоретическая значимость исследования состоит

• в разграничении этнической и культурной форм идентичности, которые часто в научной литературе используются как синонимы;

• в рассмотрении художественной культуры этноса и её ядра - искусства - в качестве сферы адекватного и репрезентативного воплощения феномена идентичности;

• в выделении параметров и критериев проявления этнической и культурной идентичности в искусстве;

• в разработке исторической типологии развития профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века;

• в характеристике особенностей проявления феномена идентичности в образах профессионального искусства коми (зырян) в контексте динамики культуры России XX века.

Практическая значимость исследования заключается в том, что

- оно способствует расширению методологической базы культурологических исследований регионально-этнических типов художественной культуры России XX века и культурологического осмысления феномена идентичности;

- теоретические выводы и практический материал диссертации могут быть использованы в практике преподавания вузовских курсов этнокультурологии, регионалистики, истории художественной культуры и искусства России XX века, истории культуры цивилизаций, при разработке спецкурсов и подготовке учебных пособий;

- определённые в исследовании параметры и критерии выявления идентичности могут послужить основой анализа феномена идентичности на материале истории художественной культуры других регионов России;

- результаты исследования могут быть применены в культурной политике и практике управления социокультурными процессами на территории Республики Коми и регионов Российской Федерации, а также в воспитательном процессе, связанном с формированием позитивных форм личностной и групповой идентичности, ценностных ориентации, в целом - этнокультурной компетентности населения.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Выбор ракурса идентичности в диссертационном исследовании мотивирован её статусом в современном социогуманитарном знании как важного междисциплинарного концепта, приобретающего в последнее время всё большую актуальность в связи с интенсивным развитием процесса глобализации.

• Под идентичностью в контексте данной работы понимается осознание своей принадлежности к данной общности на основании культурных характеристик последней; самоотождествление, осознанное принятие культурных «образцов» (традиций, норм поведения, сознания, ценностей, языка), которые мар кируют, определяют специфику конкретного этноса и личности как его представителя (А.Я. Флиер). Идентичность представляет собой рационализацию «мы»-сознания социальной общности.

• Проявления идентичности имеют множественный характер и иерархическую структуру. Идентификация может одновременно осуществляться по различным векторам: индивид может осознавать свою собственную самотождественность (персональная/личностная/эго-идентичность), а также идентифицировать себя с различными формами групповой/коллективной идентичности (этнической, культурной, национальной, гражданской, классовой, профессиональной, расовой, тендерной).

• Этническая и культурная идентичности в диссертационном исследовании разводятся. Этническая идентичность есть осознание своей принадлежности к определённой этнической общности с позиций генетического, кровного родства, общности территории, языка. Культурная идентичность - осознание принадлежности к данной (этнической, национальной, региональной) общности на основании в первую очередь культурных характеристик последней; осознанное принятие культурных «образцов».

• Этническая и культурная идентичность - трудноуловимый феномен. Идентичность в художественной культуре необходимо квалифицировать по её проявлениям. Внешним проявлением идентичности является способ её маркировки. Идентичность может быть адекватно выявлена на основании наличия и степени разработки в произведениях художественной культуры определённых параметров и критериев, образно моделирующих этническое своеобразие, иллюстрирующих общность представлений носителей культуры об этноинтегри- рующих и этнодифференцирующих признаках.

• Рассмотрение проявлений этнической и культурной идентичности на материале произведений профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века является обоснованным, поскольку именно сфера художественной культуры этноса и в особенности её ядро - произведения искусства — среди всех других сфер этнической культуры являются адекватным «полем» глубоко го осмысления и выразительной репрезентации феномена идентичности как для самих носителей культуры, так и для «других» - иноэтнического и инокультур-ного окружения. Особенно это касается такой формы художественной культуры, как профессиональная.

• Проявления этнической и культурной идентичности имеют свою типологию. В истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века выделяются три типа идентичности: дореволюционный (1900-1920-е годы), советский (20-80-е годы XX века) и постсоветский (90-е годы XX века). Динамика исторических типов коми (зырянской) идентичности в XX веке имеет волнообразный характер, характеризуется сменяющими друг друга актуализацией (всплесками) и угасанием (спадами) интереса к этнокультурной проблематике на протяжении XX века, обусловленными прежде всего социокультурной и политико-идеологической ситуацией, сложившейся в регионе.

• В дореволюционную эпоху закладываются основы рационализации «мы»-сознания коми (зырян), репрезентированные в первую очередь в области профессионального литературного творчества (в произведениях К.Ф. Жакова, М.Н. Лебедева) и научной деятельности К.Ф. Жакова и П.А. Сорокина по материалам экспедиционного обследования Коми края (статьи «Этнологический очерк зырян», «Современные зыряне»).

• Необходимо различать две временных разновидности советского типа идентичности коми (зырян) - советскую идентичность 20-60-х годов и 60-80-х годов XX века (выделяемые в соответствии с исторической типологией истории российсской культуры XX века). Указанные разновидности отличаются характером и степенью интенсивности разработки феномена идентичности.

• В 20-60-е годы XX века по идеологическим причинам вопросы этнической и культурной идентичности в профессиональном искусстве нивелировались; этничность подавлялась. На протяжении этого периода шло выстраивание по преимуществу советской идентичности, осознания принадлежности коми людей к метаэтнической общности - «советскому народу», вследствие чего коми идентичность приравнивалась к «советской» идентичности, в первую оче редь коми писатели и художники воспевали образ человека - гражданина вообще, а затем уже рассматривали его как представителя своего этноса.

• В 60-80-е годы XX века наблюдается всплеск локального (коми) этнического осознания, активные поиски родовых корней, нашедшие отражение в профессиональном искусстве титульного народа Коми АССР.

• Советская идентичность коми (зырян) 60-80-х годов XX века наиболее показательна, ярко представлена в области коми профессиональной литературы, изобразительного искусства, музыкальной культуры данного периода, свидетельствует о глубоких размышлениях авторов - этнофоров и образном воплощении в профессиональном искусстве данного периода насущного ответа на вопрос, кто мы коми, какие мы, то есть репрезентации феномена этнокультурной идентичности.

• Современный период из всех этапов истории коми культуры XX века максимально и многомерно связан с различными проявлениями феномена идентичности в художественной культуре, что обусловлено общими историческими характеристиками постсоветского этапа на территории регионов России: активизацией этнического самосознания, национализма, сепаратизма, интенсивным развитием национальных движений, поисками идентичности и связанного с ними повсеместного интереса к этнической тематике.

• Проявления идентичности на постсоветском этапе истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века, репрезентированные в коми этнофутуризме, постановках театра фольклора, художественном решении официальной символики Республики Коми, литературе 90-х годов, целенаправленно конструируют постсоветскую коми идентичность, способствуя консолидации титульного этноса на полиэтничной территории региона, а также выстраивают постсоветскую пермскую (коми-зыряне, коми-пермяки, удмурты) и финно-угорскую идентичность в целом, то есть главным образом выполняют этноинтегрирующую функцию.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретических аспирантских семинарах и заседаниях кафедры художественной культуры РГПУ имени А.И. Герцена, представлены в докладах на межрегиональной научной конференции «Символ в системе культуры: проблемы интерпретации текста» (Сыктывкар, Коми государственный педагогический институт, 2003), всероссийской конференции «Философия человека. Современная культура. Общественные коммуникации» (СПб., РГПУ имени А.И. Герцена, 2004), международных научных конференциях «Символ в системе культуры: символические миры и знаковые системы» (Сыктывкар, КГПИ, 2004), «Коммуникативное пространство современной культуры» (Сыктывкар, КГПИ, 2005), «Финно-угорский мир в контексте диалога культур России и Европы» (СПб., РГПУ имени А.И. Герцена, 27-28 июня 2005 г.), изложены в сборнике научных трудов «Культурологические исследования 04» (СПб.: Астерион, 2004). Всего по теме диссертации опубликовано 5 работ.

Проблема идентичности этноса в современной науке

Понятие «идентичность» широко используется в современной науке: в философии, психологии, социологии, этнологии, культурной и социальной антропологии - с конца 60-х годов XX века. По определению Ф. Брентано, идентичность есть «соответствие, мыслимое в совершенстве». Словарное значение данного термина в соответствии с его латинским эквивалентом (от средневекового латинского identicus - тождественный, одинаковый) - тождественность, совпадение чего-нибудь с чем-нибудь . Тем не менее понятие идентичности в различных дисциплинарных контекстах XX века тесно связывается со становлением понятия «индивидуальное», а также с выстраиванием в европейской традиции дискурсов «различия», «инаковости», «аутентичности» и «Другого».

В последнее время в связи с интенсивным развитием процесса глобализации идентичность приобретает статус важного междисциплинарного концепта. Как пишет Т.Г. Азимов, «повышенное внимание к проблеме идентичности есть во многом результат воздействия глобализации и глобальных изменений на всю систему политических нормативно-регулятивных средств и механизмов, обеспечивающих координацию жизнедеятельности людей и сообществ, ... в условиях глобальной турбулентности ключевую роль играет идентичность, которая является связующим принципом организации микро- и макрополитических пространств, придающим конкретный смысл отдельным личностям, социаль-ным грз ппам и государственным образованиям» . По мысли М.В. Заковорот-ной, «феномен идентичности становится объектом научных концептуализации только в рамках постнеклассической парадигмы исследования мира», его ак 15 центирование связано со становлением современного информационного общества3.

Несмотря на активную разработку в современных научных теориях проблемы идентичности, до сих пор не выработано единое определение понятия, что свидетельствует о сложности феномена. Очевидно, что идентичность представляет собой многоаспектную проблему, вырастающую на стыке научно-исследовательских направлений различного профиля. В социогуманитарном знании на сегодняшний день сложилось несколько дисциплинарно автономных, хотя и соотносимых друг с другом концепций понимания идентичности: 1) в философии; 2) в психологии; 3) в социологии; 4) в этнологии; 5) в культурологии4. Кратко охарактеризуем каждый из указанных дискурсов, выделив то новое, что он вносит в разработку феномена идентичности.

Философская традиция истолкования феномена идентичности является самой ранней. В истории философии до начала XX века термин «идентичность» не использовался. Обсуждение проблематики идентичности велось в контексте рассмотрения понятий «тождество», «самость», то есть было тесно взаимосвязано с характеристикой субъекта. Так, связь понятий идентичности и тождества субъекта (тождественности субъекта самому себе) отчётливо прослеживается в рамках классической философии (Аристотель, Декарт, Шеллинг5 и др.). У Фихте, С. Кьеркегора идентичность отождествлялась с «самостью»6, однако аспект самотождественности дополнялся при этом акцентированием соотнесённости с «другим». Дальнейшая трансформация содержания понятия «идентичность» была обусловлена изменением эпистемологии «субъекта» и переходом от классической трактовки (единство и рациональность субъекта) к неклассической (множественность и децентрированность субъекта).

Иная линия рассмотрения идентичности в классической философии (преодоление доминанты тождества) выделяется уже в работах Д. Локка и Д. Юма7. Д. Юмом, в частности, была подвергнута сомнению идея «Я» как тождественности самому себе и обоснован тезис о конституировании идентичности не «изнутри» («самости» человека), а «извне» (из общества) и её поддержании через имя, репутацию, славу и т.д. Наиболее адекватное воплощение этот круг идей нашел впоследствии в диалогической философии М.М. Бахтина (ключевая идея вненаходимости человека, согласно которой подлинное «Я» всегда обнаруживается в точках несовпадения человека с самим собой, в его идентификациях с «Другим»).

Развитие философии постструктурализма, постмодернизма, герменевтики привело к проблеме децентрированного субъекта, обретающего свою идентичность в социальных связях, в межсубъектном пространстве диалога-коммуникации. Представители постмодернистской философии (Ж. Деррида

«Письмо и различие», Ж. Делёз «Различие и повторение» ) сосредоточились в основном на исследовании проблем распада идентичности. В герменевтике (П. Рикёр «Время и нарратив»9, 1984-1988) была вскрыта опосредующая роль в формировании структур идентичности знаково-символических средств и прежде всего языка. Итак, в философской традиции исследования идентичность выступала характеристикой субъекта; была выявлена связь этого феномена, с одной стороны, с внутренним миром, субъективностью человека, с другой - с внешним, социальным миром.

Формирование историко-культурной территории Коми

При исследовании истории культуры регионов России представляется целесообразным применение теоретико-методологического аппарата регионалистики и исторической культурологии122. Операциональным понятием региона-листики является специализированный эквивалент понятия «регион» - «историко-культурная зона» (ИКЗ), то есть «определённое ареальное единство, которое выделяется по данным археологии, этнографии, антропологии, языкозна-ния, истории, географии и других наук» . По А.С. Герду, Г.С. Лебедеву, культурологическое содержание ИКЗ определяется строго выверенной соотнесённостью категорий тип - топохрон (тип в координатах места - топос и времени -хронос) - культура. ИКЗ представляет сумму различных по своему качеству культурно-исторических типов (КИТ) в синхронном и диахроническом плане.

В данном параграфе и в контексте всего исследования территория Республики Коми рассматривается с методологических позиций регионалистики в качестве стабильной ИКЗ, в рамках которой со времени её сложения протекали процессы смешения и синтеза различных этнических, культурных, языковых, археологических, хозяйственных типов. Представляется очевидным, что культурное пространство этнической территории коми с момента её заселения не было однородным, представляло сплав различных историко-культурных традиций. В связи с этим необходимо проследить эволюцию всех объективно зафиксированных по данным археологии, лингвистики, этнографии культурных пластов, связываемых с этой территорией.

Республика Коми расположена на северо-востоке европейской части России и охватывает Печорскую и Мезенско-Вычегодскую низменности, Средний и Южный Тиман, западные склоны Уральских гор в границах Северного, Приполярного и Полярного Урала, бассейн Вычегды и верховья Печоры на юге, бассейн Мезени на западе, побережье Баренцева моря на севере. Её территория простирается от Северных Увалов на юге до Пай-Хоя на северо-востоке (59 12 и 68 25 северной широты), от Пинего-Мезенского междуречья на западе до водораздела бассейнов рек Печоры и Оби, проходящего по Уральскому хребту на востоке (между 45 25 и 66 10 восточной долготы)124. На западе, северо-западе и севере Коми Республика граничит с Архангельской областью и входящим в её состав Ненецким автономным округом, на востоке - с Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским автономными округами Тюменской области, на юго-востоке - со Свердловской областью, на юге - с Пермской областью и входящим в её состав Коми-Пермяцким автономным округом, на юго-западе - с Кировской областью . Данная территория закономерно включается в более обширные ИКЗ Европейского Северо-Востока, Северного Приуралья, Русского Севера. Специфика ИКЗ Республики Коми, на наш взгляд, не в последнюю очередь определяется её пограничным географическим положением между европейской и азиатской частями России. Эволюция историко-культурной зоны тесно связана с проблемами этнической истории, этно-, демо- и культурогенеза и их соотношением. Под этногенезом в науке понимается исторический «процесс сложения новой этнической общности на базе различных ранее существовавших этнических компонентов, начальный этап этнической истории» . Причём новые этносы могут образовываться в результате интеграции, дифференциации и трансформации127. После появления этноса на исторической арене весь последующий период его устойчивого существования составляет этническую историю. Таким образом, этногенез и этническая история - два последовательных этапа в процессе возникновения и развития этноса. В свою очередь первой, начальной ступенью этногенеза, выступает демогенез - история формирования населения на данной территории, выявление историко-культурных типов, связанных с конкретными челове-ческими коллективами . От теории и истории этногенеза отделяется собственно этническая история ареала, объектом которой выступает история этноса (этносов) на данной территории.

Общепризнанным является комплексный (междисциплинарный) метод исследования этногенеза на основе итоговых данных лингвистики, археологии, антропологии, этнографии. По мысли А.Я. Флиера, этногенез, наряду с морфо-, социо- и формогенезом, является частью культурогенеза: «... под культуроге-незом следует... понимать не только уникальный в своей единократности процесс «изначального» формирования культуры ..., но ... совокупность целого ряда процессов становления культуры и её наиболее фундаментальных параметров...»129. Культурогенез есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем, обусловленный адаптацией человеческих сообществ к меняющимся условиям их существования.

Основания типологизации проявлений идентичности в истории художественной культуры коми (зырян) XX века

Уже указывалось, что под идентичностью в контексте настоящей работы понимается осознание своей215 принадлежности к данной общности на основании культурных характеристик последней; самоотождествление, осознанное принятие культурных «образцов» (традиций, норм поведения, сознания, ценностей, языка), которые маркируют, определяют специфику конкретного этноса и личности как его представителя (см. 1.1.). Феномен идентичности был определен нами как динамическое образование, его главное свойство - исторический характер. Проявления идентичности имеют качественно различное содержательное и формальное наполнение на разных этапах XX века, то есть типологи-зация динамики проявлений идентичности в профессиональной художественной культуре коми XX века базируется главным образом на исторических основаниях. Поэтому проявления коми идентичности, на наш взгляд, представляется возможным типологизировать в соответствии с выделенными в предыдущей главе (2.4) тремя этапами (дореволюционный, советский и постсоветский) в истории художественной культуры коми (зырян) XX века. Таким образом, в образах коми профессионального искусства XX века выделяются три типа идентичности:

1. «дореволюционная» коми идентичность (1900-1920-е годы);

2. «советская» коми идентичность (20-80-е годы XX века),

3. «постсоветская» коми идентичность (90-е годы XX века).

Этническая и культурная идентичность - трудноуловимое явление (особенно если учитывать разницу двух позиций - наблюдателя и носителя культурной традиции). Для её выявления необходимо использовать систему критериев, маркеров, разработанную нами в первой главе. К критериям идентичности, образно моделирующим этническое своеобразие, иллюстрирующим общность представлений носителей культуры об этноинтегрирующих и этнодиф-ференцирующих признаках, мы отнесли наличие и характер разработки в произведениях художественной культуры следующих особенностей:

1. противопоставление образа «мы» (позиция носителя культуры) образу «они» («другие», «чужие»), то есть носителям иной этнокультурной идентичности;

2. образное воплощение «дома» / «малой родины» / «родной земли»;

3. описание / изображение специфики «родной природы», осмысления взаимоотношений человека и природы;

4. осознание этнической принадлежности автором и его героями;

5. обращение к национально-культурным ценностям, константам, символам, архетипическим образам и мотивам, этноконцептам;

6. культивирование исторического прошлого, мифологии, фольклора и традиционной культуры своего народа, поиск этнических корней;

7. художественное исследование проблем ментальности, национального своеобразия характера и психологических особенностей героев;

8. выявление этнически своеобразного типа, идеала личности (включая антропологические особенности);

9. подчёркивание специфики национальной (в том числе языковой) картины мира;

10. образно-смысловое осуществление идеи духовной преемственности и взаимосвязи поколений;

11. использование характерных антропонимов, гидронимов и др.

12. стилевые черты поэтики произведений (см. 1.З.).Следует помнить и о том, что значение и роль выделенных критериев в восприятии одного и того же автора может меняться в зависимости от исторической ситуации, от стадии консолидации этноса, от специфики этнического и культурного окружения. Кроме того, в каждом из видов искусства проявления феномена идентичности имеют свою специфику, обусловленную различием языков отдельных видов искусства.

Похожие диссертации на Феномен идентичности в истории профессиональной художественной культуры коми (зырян) XX века