Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Кузуб Татьяна Игоревна

Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации
<
Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузуб Татьяна Игоревна. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации : диссертация ... кандидата культурологии : 24.00.01 / Кузуб Татьяна Игоревна; [Место защиты: Ур. гос. ун-т им. А.М. Горького].- Екатеринбург, 2009.- 149 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-24/62

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Основные направления инновационных исканий в музыкальной культуре XX века 16-71

1.1. Музыкальная культура как понятие в теоретико-культурологических исследованиях XX — начала XXI века 16-28

1.2. Технико-инновационные тенденции в музыкальной культуре XX века как признаки эпохи глобализации 28-53

1.3. Оппозиция и взаимодействие массовой и элитарной музыкальных культур как отражение процессов глобализации 53-71

Глава 2. Инфраструктура музыкальной деятельности в контексте развития глобальной медиакультуры 72-119

2.1. Новые типы музыкального профессионализма в композиторской и исполнительской практиках 72-94

2.2. Специфика слушательской культуры на рубеже XX — XXI веков: новые возможности коммуникации 94-106

2.3. Облик современного музыкального образования в условиях развития медиакультуры 106-119

Заключение 120-124

Список литературы 125-149

Введение к работе

Данная диссертация посвящена проблеме влияния глобализации на музыкальную культуру XX века. Процессы глобализации, как известно, на протяжении всего XX века захватили различные сферы жизнедеятельности человека и оказали большое воздействие на социум, экономику, политическую и культурную жизнь. Активно проявились они и в сфере музыкальной культуры. Исследование этой проблемы представляется актуальным, ибо позволяет понять и объяснить специфику и своеобразие музыкальной культуры XX и начала XXI века, обусловленные её вступлением в другую фазу своего развития, заметно отличную от предшествующей - классико-романтической эпохи ХТХ века. Большую роль в этом процессе сыграли научно-технический прогресс, индустриализация и урбанизация общества, возникновение электронных технических средств сохранения и передачи музыкальной информации. Эти факторы существенно повлияли на формирование нового творческого мышления композиторов XX века, которые пошли по пути значительного расширения акустических и пространственно-временных границ музыки с помощью синтеза техники и творчества (изобретение электронных музыкальных инструментов, использование синтезированного звука, искусственных звуковых систем и др.). Особенно эти тенденции активизировались в современной культуре, что делает необходимым их пристальное исследование в свете новейших достижений эпохи постиндустриального общества, медиа и компьютерных технологий.

Актуальным представляется осмысление также и других сфер музыкальной деятельности (исполнительской и слушательской), которые в контексте развития информационного общества и глобальной медиакультуры приобретают новые черты, качества и духовные смыслы. Такой аспект анализа музыкальной культуры даёт возможность по-новому взглянуть на проблему соотношения в XX веке письменной и устной традиций,

аудиальной и визуальной культур в различных сферах музыкального профессионализма: в процессах сочинения, исполнения и восприятия музыки.

Актуально в современной культуре и исследование особенностей музыкально-интонационного мышления XX века, которое меняется в соответствии с формированием новых культурных доминант, основанных на активном усилении многонациональных связей в музыке («Восток — Запад» и т.д.), диалоге различных музыкальных систем прошлого и настоящего, взаимодействии и ассимиляции различных культур, течений, стилей и жанров (в частности, синтез академической музыки с фольклором, джазом, роком и т.д.).

В свете «многоязычия» музыкальной культуры XX века большую важность приобретает также анализ проблемы оппозиции и взаимодействия массовой и элитарной музыкальной культур. С глобальным ростом потребительской культуры, коммерциализацией всех сфер музыки особенно сложно складывается в современных условиях судьба академической музыки, подчас не выдерживающей своего рода конкуренции с продукцией масс-медиа и с трудом выживающей сегодня в условиях шоу-бизнеса, что также требует пристального исследовательского внимания.

В свете избранной проблематики актуально также и осмысление в современной культуре роли музыкального профессионального и общегуманитарного образования и воспитания, а также тех сфер профессионализма, которые в условиях глобализации обрели новый статус в результате модернизации музыкальной деятельности (менеджмент, звукорежиссура и т.д.).

Степень теоретической разработанности темы

В процессе исследования был задействован обширный круг научных работ, помогающих раскрыть различные грани поставленной проблемы. Это, прежде всего, ряд трудов культурологического, философского, философско-эстетического и социологического направления, посвященных проблемам

истории, теории и философии культуры XX столетия (проблемы модернизма и постмодернизма, взаимодействия массовой и элитарной культур, вопросы мифа и мифотворчества, социологические и эстетические аспекты анализа бытия искусства и др.). В их числе: труды М.Бахтина [17]-[18], В.Библера [24]-[25], А.Гениса [43], В.Иванова [78], И.Ильина [79],[80], В.Конева [10Щ102], А.Лосева [132],[133], Н.Лосского [134], Ю.Лотмана [135],[136], С.Махлиной [145],[146], Е.Мелетинского [152], П.Сорокина [213], П.Флоренского [240], Т.Адорно [2], [3], Р.Барта [15], М.Вебера [34], Г.Гадамера [41], Ж.Дерриды [60], В.Дильтея [61], Р.Ингардена [81], Э.Левинаса [125], К.Леви-Стросса [126],[127], Х.Ортеги-и-Гассета [19Щ192], П.Тейяр де Шардена [222],[223], М.Хайдеггера [244], А.Швейцера [270], О.Шпенглера [273] и др.

Существенным для разработки поставленной проблемы является блок научной литературы, посвященный проблемам современного глобального общества. Теоретические предпосылки осмысления глобальных тенденций в начале XX века были заложены авторами философских и историософских концепций человека и культуры (П.Тейяр де Шарден [222],[223], В. Вернадский [37], И. Пригожий [195], К.Ясперс [279] и др.). О формировании новой коммуникативной среды в культуре XX века писали В.Библер [25], Ю.Лотман [136]. Новый этап глобализации (1950-1990-е гг.) осмыслен в трудах У.Бека [20], Н.Винера [38], К.Поппера [194], Э.Тоффлера [227],[228], а также в исследованиях российских учёных: [(МДелягин, КАкопян, СХІанарин), 49], М.Лапицкий [123], А.Урсул [231], А. Филиппов [237], А.Флиер [239], М.Чешков [266] и мн. др.

В исследованиях, посвященных глобализации, выработались разные определения этого неоднозначного, многоаспектного понятия, которое сегодня постепенно выходит за рамки чисто экономических и рыночных категорий. В данной работе мы опираемся на определение У.Бека, по мнению которого глобализация представляет собой тотальный и всеобщий процесс, ведущий к формированию общества и культуры глобального типа, «не

привязанной политическими границами или этническими и традиционными культурными территориями локальности» [20, С. 289].

Глобализация понимается нами как процесс формирования единой общности и единой культуры в масштабах всего человечества, складывающийся, преимущественно, на базе технической революции (развитие электронных и компьютерных технологий, рост масс-медиа, развитие глобальных коммуникаций, сотовой связи, Интернета и т.д.) и интеграции различных сфер культурной коммуникации человека (духовной, социальной и языковой). При этом под глобальностью мы понимаем реалии мирового общества, единого мира, а под глобализмом — способ существования современной общности людей, основанный на преодолении культурных барьеров и границ, ведущий к культурной интергации и возникновению различных видов культурного синтеза.

Временные границы эпохи глобализации в работе соотносятся с определением многих учёных, которые считают, что эта эпоха охватывает весь XX век [(Е.Уткин), 49, С. 181-183]. Первая «волна» глобализации, по мнению исследователей, начала развиваться в первые десятилетия XX века в русле процессов индустриализации и урбанизации общества, активизации научно-технического прогресса, многих научных открытий (в том числе изобретение электричества и др.), изменивших представления о человеке и культуре. Вторая «волна» глобализации, как принято считать, началась во второй половине XX столетия после Второй мировой войны и была обусловлена процессами интенсивного расширения информационного пространства, усилением межкультурных экономических и политических связей на базе роста и развития медиакулътуры, внедрения информационных технологий, компьютеризации и мн. др. На рубеже XX-XXI веков глобализация стали играть ещё более значимую роль в социокультурной жизни, что явственно проявилось в условиях нынешнего экономического кризиса

С процессом глобализации тесно связаны, как известно, и информационно-коммуникативные тенденции развития современного

общества. Этой проблематике посвящены труды В.Беньямина [21], П.Вирилио [39], М.Маклюэна [140], А.Моля [164],[165], а также российских учёных Р.Абдеева [1], К.Акопяна [4], В.Афанасьева [11], А.Елякова [64], Н.Кирилловой [93]-[96], К.Колина [100] и др. В исследованиях этих ученых анализируются новые информационно-коммуникативные технологии, сыгравшие значительную роль в культуре XX века и наращивающие свой потенциал сегодня (массовая печать, кабельное и спутниковое телевидение, радио, Интернет, компьютерные каналы, системы мобильной связи, электронная почта, цифровые технологии, видео, мультимедиа и т.д.). Немалое внимание ученые уделяют проблемам модернизации современного общества, осмыслению процессов информационного воздействия новой поликулътурной коммуникативной среды (информосферы) на человека. В связи с этим специфику культуры и искусства XX и начала XXI века ряд ученых рассматривают через призму таких важных для нашего исследования понятий как «медиа» (посредник, средство связи по М. Маклюэну), «масс-медиа» (массовая печать, радио, телевидение, Интернет), «медиакультура» (по мысли Н. Кирилловой, культура нового информационного типа, которая постепенно становится глобальной).

Важное значение для разработки проблематики диссертации имеет ряд
фундаментальных работ российских учёных, посвященных

культурологическому подходу к анализу музыки, среди которых академик Б.Асафьев (Б.Глебов) [10], [47],[48], Л.Закс [69]-[72], М.Каган [83]-[85], Л.Коган [98], А.Сохор [214]-[217] и др. Эти работы касаются понимания интонационной сущности музыкальной культуры (согласно теории Б.Асафьева, интонация является смысл ообразующей единицей внутритекстовых и межтекстовых связей в музыке, основой музыкального мышления в целом). Существенно для нас также и осмысление феномена музыкальной культуры в русле идеи множественности «семиотических типов культуры» (Л.Закс) [70], принципов «многоценностного» музыкального

мышления (Т.Чередниченко) [265], «многоцентренности» музыкального наследия XX века (А.Соколов) [212].

Значимым в работе является и понимание инфраструктуры музыкальной культуры как сложной системной иерархии (М.Каган, А.Сохор), состоящей из различных институциональных систем, обеспечивающих её бытование в обществе (знаки, тексты, произведения, условия коммуникации; эстетические нормы, виды музыкальной деятельности; слушатели, исполнители и композиторы; учреждения и социальные институты; система музыкального воспитания). Отметим также, что в нашем исследовании мы рассматриваем музыкальную культуру через призму принятой Б.Асафьевым триады «композитор-исполнитель-слушатель» (система взаимоотношений основных видов музыкальной деятельности, сформировавшаяся в период развития новоевропейской музыкальной культуры — с XVII к XX в.).

Существенным для концепции диссертации является блок работ, посвященных исследованию музыкального мышления, музыкального «языка», музыкальной семантики, психологии познания и восприятия музыки (М.Бонфельд [26], И. Бурьянек [31], Э.Курт [120], С.Лангер [122], М.Арановский [6],[8], Л.Выготский [40], Н.Велижева [35], В.Медушевский [148]-[151], Л.Мельникас [154], Е.Назайкинский [176]-[179], Г.Орлов [188], [189], Б.Теплов [225], Р.Слонимская [211], Ю.Холопов [249], Г.Цыпин [257]-[258] и др).

В диссертации представлен также значительный блок музыковедческих исследований, посвященных музыкально-теоретическим проблемам современной композиции, массовой и элитарной музыкальным культурам, сравнительному изучению музыкально-культурных процессов в цивилизациях различного типа, исследованию традиций письменной и устной культур, кризисным тенденциям в современной музыкальной культуре и т.д. Это работы В.Вальковой [32], Е.Васильченко [33], Н.Велижевой [35], Е.Герцмана [45], О.Девятовой [54]-[58], В.Ерохина [65], И.Земцовского

[73],[74], Л.Кадцына [86], Т.Калужниковой [87],[88], Ц.Когоутека [99], В.Конен [103],[104], Ал.Михайлова [158]-[161], Дж.Михайлова [162], Е.Орловой [190], С.Савенко [203]-[204], А.Соколова [212], Е.Уфимцевой [233], В.Холоповой [250]-[252], Ю.Холопова [246]-[249], А.Цукера [254]-[255], Т.Чередниченко [259]-[265], Н.Шахназаровой [269] Е.Яблонской [276], а также сборник Московской консерватории «Теория современной композиции» [(авторы глав — В.Ценова, Е.Чигарева, Т.Кюрегян и др.), 223].

Специальный блок литературы представлен в диссертации статьями и интервью композиторов, посвященными проблемам западной и отечественной музыки XX века (авангард, новации-традиции, музыка и машины и т.д.), в числе которых Ф.Бузони [28], П. Булез [29], Э. Денисов [59], А. Караманов [91], В. Мартынов [143], А. Онеггер [187], С. Прокофьев [197], С.Слонимский [208],[209], Н. Слонимский [210], А. Шнитке [23], К.Штокхаузен [274] и др. В отмеченных музыковедческих исследованиях освещаются и важные для нашей проблематики технократические тенденции, повлиявшие на развитие композиторского и исполнительского творчества в XX веке.

Однако, при всей научной ценности многих идей, в ряде научных трудов высказываются и весьма спорные и дискуссионные точки зрения на проблемы современной музыкальной культуры. Так, вызвала значительные дискуссии книга Н. Лебрехта «Кто убил классическую музыку?» [124]. Известный современный композитор и музыковед В.Мартынов в недавно изданной книге «Зона opus-posth или рождение новой реальности» [143] также высказывает интересную, но весьма спорную точку зрения на судьбу академической музыки в XX веке и музыкальную культуру в свете тенденций современной медиакультуры. Условия новой реальности (информосферы) и возможности электронных технологий сохранения и передачи информации (звукозапись), основанные на принципах массового тиражирования и потребления, создают, по мнению В.Мартынова, «иллюзию существования искусства», в которой доминирует принцип симуляции, манипулирующий

сознанием слушателя и композитора. В этой связи В.Мартынов пишет о кризисе современной академической музыки и признаёт факт её гибели в сложившихся культурных условиях, что в целом созвучно идее Р.Барта о «смерти автора», высказанной им в 1960-е годы по поводу литературы XX столетия. На наш взгляд, вывод В.Мартынова о «смерти» композиторской музыки в XX столетии представляется весьма спорным, так как она и сегодня, в условиях глобального развития медиакультуры, продолжает развиваться, вступая в диалог с различными музыкальными традициями прошлого и настоящего, порождая новые формы музыки и различные виды культурного синтеза.

Обзор научной литературы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на ценность многих существующих исследований музыкальной культуры XX века, в настоящее время еще не выработаны единые критерии в осознании ее специфики. Специально не исследовалась пока и роль глобализационных процессов в её формировании и развитии (от начала XX столетия к современности), что делает необходимым поставить эту проблему в нашей работе в качестве главной и определяющей, рассматриваемой в теоретико-культурологическом аспекте.

Сказанным определяются объект и предмет диссертации.

Объектом данного исследования является музыкальная культура XX века как иерархическая система; её структура и функции, закономерности развития и трансформации, основные формы бытия.

Предметом исследования являются инновационные процессы, преобразования и трансформации в музыкальной культуре XX века как отражение глобализации.

Цель и задачи исследования

Цель настоящей работы состоит в том, чтобы выявить специфику музыкальной культуры XX века как феномена эпохи глобализации.

В соответствии с указанной целью в диссертации решается ряд задач:

  1. Рассмотреть «музыкальную культуру» как понятие в теоретико-культурологических исследованиях XX — начала XXI века.

  2. Раскрыть технико-инновационные искания в музыкальной культуре XX века как признаки эпохи глобализации.

  3. Исследовать феномен массовой музыкальной культуры XX века и характер ее взаимодействия с элитарной музыкальной культурой как отражение процессов глобализации.

  4. Дать характеристику инфраструктуры музыкальной деятельности (композиторской и исполнительской) в условиях развития глобальной медиакультуры.

  5. Выявить особенности слушательского восприятия музыки в культуре XX века и новые возможности коммуникации на рубеже XX — XXI вв.

  6. Охарактеризовать облик современного музыкального (профессионального и общегуманитарного) образования в условиях развития медиакультуры.

Методология исследования

Сложность объекта и предмета исследования в данной работе предполагает применение комплексного, междисциплинарного подхода, привлечения выводов различных гуманитарных наук (философия, социология, психология, культурология, искусствоведение, музыковедение). В русле поставленной проблемы влияния глобализации на музыкальную культуру XX века важны также методы структурного анализа, существующие в области языкознания, лингвистики и информатики, помогающие раскрыть особенности музыкальной коммуникации в системе «композитор-исполнитель-слушатель». Для исследования специфики музыкальной культуры XX века применены также и элементы экологического подхода, позволяющие исследовать особенности музыкально-звуковой среды и её взаимодействие с человеком, возникающее в условиях формирования инфосферы и глобальной медиакультуры.

Комплексный подход предполагает также исследование феномена музыкальной культуры как сложной системной иерархии, различные звенья и структуры которой находятся в тесном взаимодействии друг с другом и образуют единый целостный объект. В ходе диссертационного исследования применяется и метод историко-кулътурологического анализа, необходимый в понимании генезиса музыкальной культуры XX века. Существенен в концепции работы и типологический подход, позволяющий определить своеобразие музыкальной культуры XX века как явления нового типа.

Особенно важен для нашей работы метод культурологической интерпретации, необходимый для анализа текстов музыкальной культуры. В осмыслении специфики музыкального языка и музыкального мышления в культуре XX века, а также вопросов взаимодействия различных видов музыкальной деятельности (в том числе и в сфере музыкального образования и воспитания) в работе применяются также методология музыковедческого историко-сравнителъного анализа, необходимая для осмысления и сопоставления особенностей массовой и элитарной, академической и неакадемическои, письменной и устной музыкальных культур, а также их взаимодействия с музыкальной культурой прошлых эпох, фольклором, джазом, культурами внеевропейских стран.

Научная новизна диссертации состоит в следующем:

Музыкальная культура XX века исследована целостно как феномен эпохи глобализации.

Представлен свой взгляд на типологию музыкальной культуры и её эволюцию, показано влияние технико-инновационных исканий на композиторскую, исполнительскую и слушательскую культуру XX века, способствующих расширению её музыкально-звуковой среды, акустических возможностей музыки, появлению новых типов музыкального мышления (рационально-прагматического и интеграционного).

Исследованы особенности взаимодействия массовой и элитарной, устной и письменной, аудиальной (слуховой) и визуальной (нотной -

письменной; экранной и зрелищной) культур, их оппозиционность и взаимосвязь как проявления эпохи глобализации.

- Выявлена интеграционная специфика музыкальной культуры XX века, ведущая к формированию интеграционного языка на основе взаимодействия и диалога различных типов мышления и музыкальных систем (академической музыки с фольклором, джазом, роком, менестрельством, городской «низовой» культурой, восточными музыкальными практиками и т.д.).

Исследованы инфраструктура и типы музыкального профессионализма через призму глобальной медиакультуры, осмыслена специфика слушательской культуры, особенно рубежа XX-XXI веков, которая меняется в условиях глобализации.

Проанализирована система музыкального образования и воспитания, предложены пути её модернизации в условиях глобальной медиакультуры.

Апробация работы

Содержание и результаты диссертации обсуждались на заседаниях кафедры культурологии и социально-культурной деятельности УРГУ, а также изложены автором в докладах на международных, всероссийских, региональных и межвузовских конференциях («Молодые учёные - науке и производству», Самара, 2002; международная научно-практическая конференция, посвященная проблемам музыки (Самара, 2002 год); 61 и 62 региональная научно-практическая конференция по итогам НИР СГАСУ (Самара, 2003-2004 гг.); международная научно-практическая конференция, посвященная Дню славянской письменности и культуры памяти святых равноапостольских Кирилла и Мефодия (Самара, СамГАПС, 2004 год) и др).

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть применимы при подготовке специальных курсов по истории культуры, теории культуры, философии культуры, истории музыки XX века, а также учебно-методических пособий и проектов по изучению

музыкальной культуры XX — начала XXI века для специалистов широкого профиля (культурологов, искусствоведов, философов, историков, социологов, музыковедов, музыкантов-исполнителей и т.д.). Теоретические результаты диссертации использовались автором при чтении специального курса «Музыкальная культура в информационном сообществе», который ведётся на кафедре прикладной математики и вычислительной техники СГАСУ (Самарский государственный архитектурно-строительный университет) с 2003 года, а также в 10 научных статьях.

Структура работы

В соответствии с поставленными целью и задачами структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Общий объем диссертации — 149с. Список литературы включает 283 наименования.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования, показана степень её научно-теоретической разработанности, определены объект, предмет, цель и задачи исследования, методология исследования, научная новизна, показана практическая значимость результатов и выводов диссертации.

Первая глава «Основные направления инновационных исканий в музыкальной культуре XX века» посвящена характеристике наиболее важных направлений в инновационном развитии музыкальной культуры XX века. В главе осмысливается ключевое для диссертации понятие «музыкальная культура», а также «структурная вертикаль» (О.Девятова) музыкальной культуры и ряд других терминов, представленных в работе. Исследуются изменения в музыкальном мышлении композиторов от начала XX к рубежу XX-XXI веков; прослеживается влияние урбанизма, техницизма, индустриализации на творчество композиторов; осмысливается роль электронных, звукозаписывающих и компьютерных технологий, кино в эволюции музыкального мышления к рубежу XDC — XX веков. Исследуются также особенности массовой музыкальной культуры и характер её взаимодействия с элитарной музыкой в XX и начале XXI века.

Во второй главе «Инфраструктура музыкальной деятельности в
контексте развития глобальной медиакультуры»
осмысливаются
изменения в системе «композитор-исполнитель-слушатель» в XX веке; даётся
характеристика основных сфер и типов музыкальной деятельности
(композиторство, исполнительство, слушательская культура); выявляются
новые типы профессионализма в условиях развития глобальной
медиакультуры. Раскрываются тенденции взаимодействия устной и
письменной практик, импровизационной и письменной культур,
композиторской музыки с музыкой прошлых эпох; прослеживаются также
изменения в системе «композитор — исполнитель», «исполнитель — слушатель»,
выявляются результаты их преобразования и трансформации.
Осмысливаются также особенности слушательской культуры и восприятия
музыки, новые возможности коммуникации музыки и человека, связанные с
использованием звукозаписи, мультимедиа, цифровых технологий.
Исследуются особенности системы профессионального и

общегуманитарного музыкального образования, а также пути её модернизации в современной культуре.

В заключении делаются основные выводы по исследованию.

Музыкальная культура как понятие в теоретико-культурологических исследованиях XX — начала XXI века

Приступая к исследованию специфики музыкальной культуры XX-XXI вв. в эпоху глобализации, необходимо уточнить ряд терминов и понятий, которые определяют основные характеристики объекта и предмета данного исследования. Главное и принципиальное из них — это понятие «музыкальная культура».

Музыкальная культура как целостный феномен складывается из множества явлений и поэтому представляет собой «сложную иерархичную систему отношений», в которую, как справедливо считал А.Сохор, входят «знаки, тексты, условия коммуникации, философско-эстетические и этические нормы, определяющие ценность музыки, все виды музыкальной деятельности, субъекты и объекты музыкальной деятельности (слушатели, исполнители, композиторы, произведения), а также учреждения и социальные институты, обеспечивающие и обслуживающие функционирование музыкальной культуры» [214, С.61-62].

Отметим также, что свойства и характер функционирования музыкальной культуры определяет творческая деятельность человека (сочинение, исполнение и восприятие музыки), а также другие институциональные системы (в том числе система музыкального воспитания и профессионального образования, музыкальная наука и критика, филармонические и концертные залы, издательства, управляющие организации, творческие союзы и т.д.), обеспечивающие её бытование в обществе.

Вместе с тем, музыкальная культура как сложная иерархическая система складывается из множества типов и видов музыки, классифицирующихся по различным признакам (историко-стилевым, региональным, жанровым, социокультурным); она охватывает различные эпохи, национальные традиции, опирается на эстетические нормы и ценности, принятые в той или иной культуре. В разных культурах развитие системы происходит с различной скоростью, что свидетельствует о неравномерности и нелинейности музыкально-исторического процесса (так называемая «горизонталь» культуры), в котором большую роль играет диалектика взаимодействия традиций и новаций (дифференциация на «медленные» (традиционные) и «неканоничные» (динамичные) культуры).

Так, например, Н.Велижева, исследуя специфику новоевропейской музыкальной культуры, рассматривает культуру в двух измерениях: как «тип» и как «процесс» [35, С.9]. Думается, что данный подход применим и для исследования специфики музыкальной культуры XX века, в которой многое наследуется от новоевропейской культуры (эвристичность мышления, ориентация на категории новизны) и отчасти предопределяет динамику её дальнейшего развития.

В современном музыкознании сложилась устойчивая классификация региональных типов музыкальных культур (западноевропейская культура, русская музыкальная культура, культура стран Востока, афро-американская культура, американская культура, внеевропейские типы музыкальных культур). Широко разработана и подробная историко-культурная классификация музыки разных эпох, начиная с древности вплоть до новоевропейской культуры и музыкальной культуры XX столетия.

Существует также ряд глобальных концепций музыкальной культуры, учитывающих генезис, языковый и социокультурный контекст, формы звуковысотной организации музыки и другие аспекты функционирования системы музыкальной культуры. Кратко отметим некоторые из них. Так, В.Холопова, например, выделяет две глобальные концепции музыки: «мелодическую» и «ритмическую» [251, С.34]. По мнению исследователя, ритм является наиболее древним элементом музыки, он главенствует в культурах Африки, в странах средиземноморского юга Европы (Испания) и Латинской Америке, в некоторых пластах музыки стран Азии. Мелодическое начало является, в первую очередь, сущностью европейской музыкальной культуры. Взаимодополняя друг друга, отмеченные типы музыки продолжают существовать и в музыкальной культуре XX столетия.

Существуют классификации музыкальной культуры, ориентированные на звуковысотную и ладотональную организацию музыки. Так, Е.Герцман выделяет две базовые функциональные системы: «модальную» (основанную на звукоряде без тоники или центрального созвучия, что свойственно григорианскому пению, знаменному распеву, средневековой музыке) и «тональную» (ладотональную) (её центральным элементом является аккорд (гармония), тональность как централизованная система высотных связей, возникшая в творчестве венских классиков) [45, С.4-7].

Е.Назайкинский разделяет историю европейской музыки на два глобальных периода: культуру импровизации (до Нового времени) и культуру музыкального произведения (Новое время) [177]. В рамках последней сложились базовые сферы европейской музыкальной культуры (авторство, музыкальное произведение, слушательская культура, исполнительство, система нотации, нотопечатание и т.д.).

Важна для понимания специфики новоевропейской музыкальной культуры также и «триада» академика Б.Асафьева - «композитор-исполнитель-слушатель», составляющая основу функционирования современной системы музыкальной культуры [10].

Технико-инновационные тенденции в музыкальной культуре XX века как признаки эпохи глобализации

Как уже отмечалось, в XX столетии культура вступает в новую эпоху, развитие которой тесно связано с технократическими тенденциями инновационного характера. Отметим, что термин «инновация» (от англ. Innovation - нововведение) первоначально возник в технической и экономической отраслях науки. Сегодня это понятие применяется также и во многих других сферах человеческой деятельности и обозначает процесс принципиально новых, революционных по своей сути изменений, связанных с техническими нововведениями, внедрением новых правил, норм и способов организации любого вида деятельности человека. Инновации - это «механизм формирования новых технологий и новых моделей поведения, которые создают предпосылки для социокультурных изменений» [116, С.251].

Напомним, что начало XX столетия отмечено активным ростом промышленного производства, развитием городской культуры, расширением торговых связей и экономических отношений между странами. Изобретение электричества, появление сложных машин, развитие промышленных технологий, системы рыночных отношений, урбанизация жизненного пространства человека в первые десятилетия XX века послужили стимулом для формирования культуры индустриального общества. «Вторая волна человеческой цивилизации» (Э.Тоффлер), пришедшая на смену рациональной классической культуре и классико-романтической эпохе, олицетворяла собой утверждение идеи технического прогресса, которая в свою очередь стимулировала появление нового модернистического искусства, а также дальнейшее развитие массовой, тиражированной культуры, основанной на приоритете материальных ценностей.

Технические изобретения и инновации, быстро внедрившиеся в повседневную жизнь человека (автомобили, самолёты, телеграф, радио, кинематограф, звукозапись и т.д.), существенно изменили традиционные (письменные, вербальные) способы и формы коммуникации. С появлением электронных средств связи (телеграф, телефон, радио) и звукозаписи большую роль в жизни человека стали играть аудиальные и аудиовизуальные формы коммуникации. Развитие масс-медиа и электрических технологий, индустриализация культуры стимулировали процессы сближения стран, экономик, культур на фоне бурного развития городской культуры и мегаполисов. Значительно ускорились процессы сообщения, «уплотнились» географические расстояния, возросли объёмы информации, появилось множество новых научных теорий, гипотез и открытий в области исследования Космоса, Вселенной. Бурные перемены в социальной и культурной среде человека вызвали изменения в восприятии человеком пространства и времени, окружающего мира в целом, что, к примеру, в музыкальной практике проявилось в значительном ускорении темпо-ритмов и уплотнении текстов, расширении звукового и акустического пространства музыки.

Новые типы музыкального профессионализма в композиторской и исполнительской практиках

Инфраструктура музыкальной деятельности складывается из взаимодействия целого ряда видов и форм, из которых композиторство и исполнительство в академической музыке представляют основные типы музыкального профессионализма. В эту систему органично вписывается сфера слушательской культуры (культуры восприятия), к особенностям которой в свете проблем глобализации мы обратимся чуть позже. Отметим также такие специфические виды музыкальной деятельности, как музыкальная критика, музыкальная наука, музыкальная педагогика, существующие в непосредственном контакте с композиторской, исполнительской и слушательской культурой и во многом способствующие сохранению и развитию музыкальной культуры в целом.

Разъясним предварительно, что представляет собой композиторство как тип профессионализма. Это явление тесно связано с «высоким» искусством и классической (академической) музыкой, возникшей, как известно, в новоевропейской музыкальной культуре. При этом профессиональная традиция (школа) имеет ряд родовых признаков, основным из которых является опора на письменную культуру или «принцип нотации» [(В.Конен),104, С. 28]. Нотная запись (текст) музыкального произведения выступает здесь как одно из условий сохранения его «инвариантной структуры» (авторского аутентичного текста) [177, С. 27]. Е.Назайкинский, к примеру, считает, что нотный текст (а в XX столетии — звукозапись) является необходимым условием автономной жизни музыкального произведения в культуре. К весьма важным родовым признакам композиторства относится также ориентация на индивидуальные виды творчества — композиторскую и исполнительскую деятельность, которые иногда могут совмещаться в одной творческой личности (примеры тому многочисленны — В.- А.Моцарт, И.- С.Бах, Н.Паганини, С.Рахманинов и т.д.).

Напомним, что в XX столетии сохраняются и другие «непрофессионализированные» сферы музыкальной деятельности, а именно фольклор и шенестрельная» традиция, о которой мы уже упоминали в связи с исследованием массовой музыкальной культуры. К этим типам музыки примыкают также аналогичные системы культуры Востока (индийская рага, мусульманский маком) и Запада (литургический распев), которые, согласно терминологии Т.Чередниченко, являются «искусством канонической импровизации» [261, С. 109]. Все эти пласты музыкальной культуры, опирающиеся на бесписьменную (устную) традицию сохранения и передачи музыкальной информации и импровизационный характер музыкального творчества, бытовали и в прошлом. Существуя параллельно с академической музыкой, фольклор и бытовая музыка в разные исторические эпохи всегда оказывали благотворное влияние на развитие композиторского искусства, питая его интонационную основу и жанровую систему.

В XX столетии взаимодействие этих весьма разных по своей природе типов музыки приобретает несколько иные формы, вызывая непривычные, подчас конфликтные соотношения между устной и письменной (нотной) практиками, аудиальной (слуховой) и визуальной (экранной) культурами восприятия музыки, хотя в некоторых случаях эти практики взаимодействуют между собой, что ведет к их синтезу. По мнению В.Мартынова (в чём мы с ним солидарны), причиной конфликта служит тот факт, что в XX веке культура композиторского письма со всеми её атрибутами (автором и нотным текстом, обращенным, по мысли В.Мартынова, к сфере визуального опыта) постепенно вытесняется устными практиками (джазом, роком, «менестрельной» культурой), в которых доминирует сфера слухового опыта как соответствующая интонационной природе музыки [143, С. 148-151]. Большую роль в этом процессе играет возникновение звукозаписи и электронных технологий.

Следует отметить также, что В.Мартынов, имея оригинальный «композиторский» взгляд на многие явления в музыкальной культуре прошлого и настоящего, весьма своеобразно трактует визуальное начало как основу нотной новоевропейской культуры (когда чтение музыкального текста, игра по нотам предшествуют слуховому восприятию). Вместе с тем, думается, что музыкальное искусство в любых его проявлениях (также, как и фольклор, о котором В.Мартынов не упоминает в своей книге, «менестрельство» и искусство «канонической импровизации») изначально обращено, прежде всего, к сфере активного слухового восприятия, формирующегося на основе слуховых представлений, эмоциональных переживаний и интонирования музыки (её пения и игры). И в этом отношении звукозапись невероятно расширила потенциальные возможности слушательского восприятия, а также исполнительства и композиторства (о чём мы ещё будем говорить в дальнейшем).

Вместе с тем, напомним, что наряду с процессом «эмансипации слуховой сферы» [(В.Мартынов), 143, С.183] и возрастающей ролью устных практик (в связи с возникновением таких явлений, как джаз, рок и др.) академическую музыку (особенно во второй половине XX века) захватывает активный процесс визуализации, тесно связанный с внедрением в сферу музыкального творчества телевидения, видео, мультимедиа, компьютерных технологий (как мы уже отмечали, экранное и клиповое мышление оказывает своё влияние и на классическую музыку, причём последствия такого синтеза пока трудно оценить в силу новизны явления). Поэтому, как нам представляется, в XX веке возникает проблема двоякости перехода от «визуальной» культуры (нотной, письменной) к слуховой (в фольклоре, джазе, роке, авангарде), и от слуховой (как соответствующей природе музыки) — к визуальной (экранной, клиповой) в новых условиях массовой коммуникации.

Похожие диссертации на Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации