Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Уварова Любовь Рудольфовна

Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения
<
Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Уварова Любовь Рудольфовна. Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Кострома, 2001 165 c. РГБ ОД, 61:02-13/1372-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Воспитание у будущих учителей милосердия как проблема гуманистической педагогики Стр.14

1.1. Истоки, развитие и осуществление на современном этапе гуманистических идей в педагогике Стр.14

1.2. Педагогическое понятие милосердия и его содержание Стр.39

Глава 2. Исследование процесса воспитания милосердия у будущих учителей. Стр.63

2.1. Педагогическая система с целевой функцией воспитания милосердия студента - будущего педагога . Стр.63

2.2. Конструирование процесса воспитания милосердия в психолого-педагогической подготовке студентов университета и его результаты Стр.92

Заключение Стр.143

Библиографический список Стр.145

Введение к работе

Современная ситуация в стране характеризуется многообразием социальных, экономических, политических, психологических изменений в обществе, которые, как в зеркале, отражаются в образовательной сфере. В педагогике идет этап новой теоретической и практической разработки идей демократизации, гуманизации, общечеловеческих ценностей.

В последние годы на международном и государственном уровнях принят ряд документов, в которых обоснована политика заботы о жизни и здоровье, развитии, воспитании и образовании детей. Создаются и развиваются авторские школьные воспитательные системы. Основой воспитательных систем является претворение в практику школы идей гуманизма.

Вместе с тем, реалии современной массовой школы не отвечают требованиям, обозначенным в программных документах, не соответствуют идеям гуманизма. В изменившейся социально-экономической системе страны нестабильность школы стимулирует возникновение внутренней неуверенности педагога в результатах своего труда, недовольство собой. Отсюда нервозность, нетерпимость, недоброжелательность по отношению ко всему, с чем имеет дело педагог, и, в первую очередь, к ученикам. В профессиональной педагогической деятельности наблюдаются холодность и жесткость в общении с учениками.

Детям приходится выдерживать тяжелые акты педагогической агрессии ъ школе, которая традиционно одним из своих принципов провозглашает уважение к ребенку. Для того чтобы он претворялся в жизнь, необходимо понять, как можно осуществить на практике конкретные шаги, составляющие этот сложный путь. Без любви к детям, без помощи им, без милосердия и уважения к человеку не только школа, но и мир обречен на деградацию.

Задача претворения идей гуманизма в практику современной

школы осознается как на государственном уровне, так и на уровне мирового сообщества. Академик-секретарь Международной академии наук С.Н.Глазачев указывает на то, что «Острые противоречия существуют между семьей и школой, учеником и учителем, и далеко не всегда они разрешаются конструктивно» [44,С.50].

Председатель Комитета Государственной Думы РФ по делам женщин, семьи и молодежи Г.И.Климантова отмечает: «Сегодня мы вынуждены констатировать рост психического и физического насилия, проявлений жестокого обращения с детьми в разных сферах, некорректных приемов воспитания как в семье, так и в учебно-воспитательных учреждениях» [93,СЛ7].

В Государственном докладе «Положение детей в Российской Федерации» указывается, что «...45% опрошенных детей покинули школу из-за конфликта с учителям» [53,С.44].

В Докладе Международной комиссии по образованию для XXI века, представленном ЮНЕСКО, определяется: «Одна из основных задач подготовки преподавателей - развитие у них моральных, интеллектуальных и человеческих качеств, которыми, по мнению общества, они должны были бы обладать для того, чтобы впоследствии они могли воспитывать эти же качества у своих учеников» [155,С157]. «Для того, чтобы быть эффективным, преподаватель должен использовать самые различные педагогические знания, а также человеческие качества, проявляющиеся не только в его авторитете, но и в чувстве сострадания и спокойствии» [155,С.153-154].

Одно из но ых направлений в области образования, пришедшее в Россию в последнее десятилетие XX века - педагогика ненасилия. Ее основными задачами определены следующие: воспитание у подрастающего поколения миролюбия и духа ненасилия, гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия взрослых и детей.

Для решения первой задачи в мировой практике обучения и воспитания в духе ненасилия накоплен значительный опыт, хотя в

нашей стране целостной программы воспитания в духе мира пока нет. Вторая же задача требует особого внимания. Нельзя у ребенка сформировать гуманное ненасильственное отношение к другим людям, если современная педагогика продолжает придерживаться авторитарных позиций. Учителя, воспитатели осознанно и неосознанно используют широкий спектр жестких, авторитарных, бестактных методов и приемов. Важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшей школой. Гуманизация предусматривает переориентацию с учебно-воспитательной модели педагогического воздействия на личностно ориентированную модель. Очевидна необходимость обеспечения педагогов новым учебным инструментарием, раскрытием деятельностно-практического аспекта гуманизма, каким, на наш взгляд, и является милосердие педагога.

Милосердие как компонент гуманистической педагогики вносится личностью учителя в учебно-воспитательный процесс, и в связи со специфичностью этого процесса становится особенным - педагогическим милосердием. Педагогическая наука ранее не рассматривала специфику и содержание педагогического милосердия. Считалось, что оно складывается стихийно в процессе социализации. Возможно, поэтому в науке не было определения педагогического милосердия, не рассматривались вопросы воспитания этого качества у будущих учителей и проявления его в педагогической практике. В связи с этим, теоретическая и практическая разработка данной проблемы представляется актуальной.

В истории образования многие педагоги обращались к идеям гуманизма. Особое значение для ненасильственной педагогики имеют взгляды Л.Н.Толстого. Он писал, что дети не хотят учиться тому и так, чему и как их учат учителя, и объяснял: «Школа учреждается не так, чтобы детям было удобно учиться, но так, чтобы учителям было удобно учить» [217,СЛ4].

Против физического и морального принуждения выступали Н.Бердяев, К.Н.Вентцель, Н.А.Добролюбов, Я.Корчак, А.Маслоу, М.Монтессори, И.Песталоцци, Н.Рерих, Ж.Ж.Руссо, В.А.Сухомлин-ский, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой, С.Френе, Э.Фромм, Р.Штейнер и др.. В настоящее время идеи педагогики ненасилия развивают М.Ка-батченко, Я.Краков, В.Ситаров и многиедругие.

В советской школе была разработана и во многих местах проводилась в жизнь педагогика сотрудничества. В этом направлении работали И.П.Иванов, В.А.Караковский, А.С.Макаренко, В.Ф.Матвеев, Т.А.Миледина, А.В.Мудрик, С.Л.Соловейчик, С.А.Шмаков, Ф.Я.Шапиро и многие другие.

В педагогике ведущую роль играет личность воспитателя. Изменение обстановки в школе зависит от установок педагогов, от их педагогического мировоззрения, основа которого закладывается в студенческие годы. Следовательно, забота о гуманной, милосердной педагогике начинается с обучения будущего педагога.

Изучением педагогики высшей школы занимались многие исследователи. Общетеоретические основы содержания и организации профессиональной подготовки педагога заложены в трудах С.И.Архангельского, О.А.Абдуллиной, Ю.К.Бабанского, К.И.Васильева, Ф.Н.Гоноболина, Э.И.Моносзона, В.А.Сластенина, А.И.Щербакова и других.

Вопросы профессионально-целевого подхода к изучению педагогической деятельности и формированию личности учителя рассматриваются в работах В.И.Загвязинского, Н.В.Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, В.А.Сластенина. Теорию формирования педагогических умений и профессиографических характеристик разрабатывали О.А.Абдуллина, А.Д.Андронова, Ю.С.Алферов, Н.И.Болдырев, Н.И.Вьюнова, Л.Ф.Спирин, А.И.Щербаков и другие.

Проблемы адаптации в вузе и взаимоотношения студентов и преподавателей отражены в работах Л.А.Абрамовой, Ф.Б.Березина,

Ю.И.Бородина, З.Ф.Есаревой, Я.Л.Коломинского, Н.В.Кузьминой, М.П.Мирошникова, А.Н.Михайлова, Л.Б.Наумова, В.А.Сластенина, и у зарубежных авторов: Л.Вотруба, Э.Ю.Гринене, З.Людкевич, А.И.Новодворские, А.Шимкене.

Роль и значение педагогического общения в структуре деятельности учителя изложены в работах В.А.Кан-Калика, Н.В.Кузьминой, А.А.Леонтьева, А.В.Мудрика, Н.Д.Никандрова. Вопросам педагогической этики и такта посвящены работы В.С.Грехнева, А.А.Леонтьева, А.С.Макаренко, А.В.Мудрика, В.И.Писаренко, И.Я.Писаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и других.

В совокупности работы всех вышеназванных авторов имеют большое значение для педагогической науки и практики, но современное неудовлетворительное состояние школы и общества в этом направлении, неразработанность вопросов практического применения гуманистических идей в педагогическом процессе позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшей разработки проблем формирования милосердия у учителей. Учитель, как более опытный, знающий, старший может и должен взяться за нравственное оздоровление сегодняшней ситуации в школе. В.И.Писаренко и И.Я.Писаренко отмечают: «Формирование нравственных потребностей учительства, его взглядов и убеждений является важнейшей задачей высшей школы. А поиски путей решения этой задачи - предмет эти-ко-педагогических исследований» [170,С.42].

При всей актуальности данной проблемы, специальных исследований в этом направлении не проводилось. В педагогическом словаре нет пока термина "педагогическое милосердие", однако проявление этого свойства личности учителя в практике современной школы крайне необходимо. Следовательно, нужно ввести в научный оборот сам термин и определить его место в учебно-воспитательной работе.

Таким образом, можно констатировать наличие неразрешенного

противоречия между растущей потребностью школы и общества в дальнейшей разработке вопросов гуманизации через формирование милосердия, как потенциала педагогической деятельности по воспитанию молодежи в духе общечеловеческих ценностей, и недостаточной подготовкой многих учителей в этом вопросе в силу неразработанности теории и методики формирования педагогического милосердия.

Сказанное выше определяет постановку проблемы:

• в чем сущность милосердия как педагогического явления,

• каковы пути и способы воспитания педагогического милосердия будущего учителя,

• как осуществить на практике воспитание милосердия у будущих учителей в процессе их психолого-педагогической подготовки в вузе.

Цель исследования: выявить и обосновать педагогические пути и способы воспитания милосердия будущего учителя. Данную цель конкретизируем задачами:

• определить сущность милосердия как феномена педагогической деятельности;

• выявить и экспериментально проверить пути и способы воспитания милосердия в процессе психолого-педагогической подготовки студентов;

• разработать методические подходы воспитания милосердия у студентов университета.

Объект исследования: процесс воспитания педагогического милосердия как необходимого профессионального свойства личности учителя.

Предмет исследования: пути и способы воспитания милосердия у студентов в процессе их обучения в вузе.

Гипотеза исследования: милосердие как профессиональное педагогическое свойство личности может быть результатом количе ственно-качественных накоплений его проявления в состояниях, актуализированных специальной организацией процесса гуманистиче-ски направленной психолого-педагогическои подготовки студентов.

Воспитание милосердия будущих педагогов осуществляется: • путем акцентирования гуманистической сущности педагогики и педагогической деятельности в преподавании, организации самостоятельной работы и других формах психолого-педагогической подготовки студентов; (ff • способом моделирования во всех видах и формах психолого-педа гогической подготовки (учебно-познавательных, имитационно-тренировочных, реально-практических) ситуаций, вызывающих когнитивно-мыслительные, эмоционально-нравственные, устано-вочно-деятельные состояния сострадания и готовности к помощи ребенку.

Методологическую основу исследования составляют всеобщий закон перехода количественных изменений в качественные, важнейшие философские положения о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений окружающего мира, о социальной детерминированности педагогических явлений, о деятельностном подходе в развитии личности, о состояниях и свойствах в диалектике устойчивого изменчивого в социализации и воспитании личности. (• Частно-научную методологическую базу исследования сос тавили концепции педагогической и психологической наук: о природе педагогической деятельности и вузовской подготовки (Н.В.Кузьмина, В.А.Сластенин и др.), о единстве сознания и деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн), концепция ненасильственного обучения (В.А.Ситаров, В.А.Сухомлин- ский, Л.Н.Толстой); теория педагогического общения (А.А.Бодалев, В.В.Давыдов, М.С.Каган, В.А.Кан-Калик, А.А.Леонтьев, А.В.Муд- І рик); единство прерывности и непрерывности воспитательного про цесса как соотношение воспитания и социализации (А.В.Мудрик);

теория нравственного развития, а также философия и социально-политическая доктрина гуманизации образования.

Источниками исследования стали труды ученых-гуманистов, философов, педагогов, психологов, социологов, практический опыт и труды педагогов-новаторов, собственный 16-летний опыт педагогической работы, анализ гуманистических воспитательных систем, результаты эксперимента.

Методы исследования. Использовались эмпирические методы: ретроспективный анализ собственной педагогической деятельности, пролонгированное включенное наблюдение, собеседования, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, рейтинг, тестирование, педагогический анализ, диагностический и формирующий эксперименты. Методами теоретического уровня были анализ, синтез, сравнение, моделирование, делались обобщения, формулировались выводы.

База исследования: исследование осуществлялось в течение 7 лет на факультете иностранных языков. Непосредственно экспериментальным обучением были охвачены 369 студентов на протяжении их обучения с 1-го по 5-й курс, отдельными диагностическими процедурами и занятиями по нашей программе - еще 268 человек. Всего, всеми формами исследования были охвачены 637 человек.

Научяая новизна исследования состоит:

• в педагогической интерпретации понятия "милосердие", как важнейшего компонента гуманистической педагогики, описании его сущности и содержания;

• в разработке теоретических и практических предпосылок формирования педагогического милосердия у будущих учителей через акцентирование сущности гуманистической педагогики и психологии в процессе психолого-педагогической подготовки в вузе и актуализацию состояний милосердия во всех видах и формах учебно-воспитательного процесса.

Теоретическая значимость исследования состоит:

• в анализе исторического развития гуманистических идей в педагогике с позиций определения проявления милосердия педагогами и описания его как явления практической педагогики;

• в определении понятия "педагогическое милосердие", выделении его сущностных компонентов;

• в обосновании путей и способов конструирования процесса психолого-педагогической подготовки студентов в вузе с целью формирования основ педагогического милосердия.

Практическая значимость исследования:

• использование результатов исследования позволяет повысить эффективность подготовки будущих учителей к педагогической деятельности на основе принципов гуманизма;

• разработан и внедрен в КГУ им.Н.А.Некрасова спецкурс «Гуманизация педагогического общения в учебно-воспитательном процессе»;

• результаты и материалы исследования могут использоваться в работе по повышению квалификации педагогических кадров Костромской области и других регионов страны.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивалась всесторонним анализом проблемы, концептуальной непротиворечивостью, применением системы методов, адекватных предмету и задачам исследования, соотнесением результатов исследования на теоретическом и практическом уровнях, пролонгированной в течение 7 лет экспериментальной работой, подтвердившей возможность решения поставленных задач.

Апробация и внедрение. Основные теоретические положения и полученные практические результаты были изложены автором в докладах и выступлениях на Международной научно-практической конференции "Решение педагогических задач в системе непрерывного педагогического образования" (Кострома, 1992), Международном

конгрессе «Психология инновационного управления социальными группами и организациями» (Кострома, 2001), Второй Всероссийской научно-практической конференции «Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы» (Москва, 2001), на научно-практических конференциях преподавателей и сотрудников КГУ им.Н.А.Некрасова, на методических семинарах на кафедре педагогики КГУ им.Н.А.Некрасова, на конференции "Школа молодых ученых" (Кострома, 1996), в чтении курсов лекций для студентов Костромского госуниверситета, выступлениях на школьных педсоветах, лекциях в институте повышения квалификации, а также путем публикаций статей, тезисов, методических материалов в Москве и Костроме.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Определение понятия "милосердие педагога" (педагогическое милосердие) как устойчиво реализуемое в педагогической деятельности интегральное свойство личности учителя, которое проявляется в принятии ученика (воспитанника) как самоценности, в понимании его психологического состояния и сострадании в трудных для него ситуациях, в готовности к сотрудничеству с ребенком как субъектом в преобразовании жизненных обстоятельств в благоприятные для его индивидуального развития.

2. Милосердие как профессиональное педагогическое свойство личности формируется в результате количественно-качественных накоплений его проявления в состояниях, актуализированных специальной организацией процесса гуманистически направленной психолого-педагогической подготовки студентов.

3. Основной путь воспитания милосердия будущих педагогов заключается в акцентировании гуманистической педагогики и педагогической деятельности в преподавании, организации самостоятельной работы и других формах психолого-педагогической подготовки студентов.

4.В качестве способа становления милосердия как свойства личности выпускника - будущего педагога выступает моделирование во всех видах и формах психолого-педагогической подготовки учебно-познавательных, имитационно-тренировочных, реально-практических ситуаций, вызывающих когнитивно-мыслительные, эмоционально-нравственные, установочно-деятельностные состояния сострадания и готовности к помощи ребенку.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. В работу включены схемы, таблицы, диаграммы.

Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, дано ее обоснование, определены цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, характеризуются его методы и база, обосновывается его достоверность, показана научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Воспитание у будущих учителей милосердия как проблема гуманистической педагогики» рассматриваются истоки и развитие гуманистических идей в педагогике, современная ситуация в школе и необходимость изучения милосердия как сущностного выражения гуманизма в педагогике, раскрывается понятие «педагогическое милосердие», его сущность и содержание, место в структуре личности и деятельности педагога.

Во второй главе «Исследование процесса воспитания милосердия у будущих учителей» раскрывается процесс формирования педагогического милосердия как свойства личности будущего педагога через актуализацию состояний милосердия в специально моделируемых педагогических ситуациях, приведены результаты и анализ опытно-экспериментальной работы.

В заключении даны выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки проблемы.

Истоки, развитие и осуществление на современном этапе гуманистических идей в педагогике

В статье 2 Закона РФ «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования на первом месте стоит: «Гуманистический характер образования, приоритет человеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности и любви к Родине» [69,С.4].

Провозглашённая законом и признаваемая всеми гуманистическая парадигма образования пока не нашла полноценного и эффективного воплощения в массовой школе ввиду отсутствия условий, а в значительной мере, непонимания частью педагогов истинного смысла гуманизации образования. В процессе интенсивного поиска путей и способов обновления образования проявляются, по крайней мере, три тенденции: воссоздание позитивного отечественного опыта, традиций и продуктивных идей; перенесение зарубежных моделей, чужого опыта в российские условия; внедрение отдельных: новшеств в традиционную систему образования.

Педагогические проблемы школы - это проблемы педагогического вуза, так как сегодняшний студент завтра придёт в школу. В его руках - умных, добрых, равнодушных - будут человеческие судьбы. Какой стиль взаимоотношений, какие методы обучения и воспитания он принесёт с собой в школу? Какой «педагогической веры» он будет придерживаться и как это отразится на детях, которых так привычно называют «нашим будущим»?

Особенно сложно ответить на эти вопросы сегодня, в ситуации изменяющегося мира. Состояние нашего общества нельзя назвать безукоризненно здоровым, напротив, скорее подойдёт характеристика его духовного кризиса. Например, доктор филологических наук, профессор Ю.В.Лебедев заметил: «Наше общество поражено тяжёлым нравственным недугом. Особенно резко бросается в глаза и давит на психику наша душевная расхристанность, озлобленность, грубость... Наша страна за годы «перестройки» впала в какое-то безумное неистовство, смешала понятия о добре и зле, о высоком и низком, о красоте и безобразии. Люди утратили спасительное чувство иерархии жизненных ценностей и вступили в стадию прогрессирующего нравственного растления и распада...» [115,С.2].

Стратегической целью истинно профессиональной деятельности учителя является создание благоприятных условий для максимально возможного позитивного развития личности каждого ребёнка с учётом его индивидуальных, психосоматических, возрастных особенностей.

Г.А.Ягодин отмечал, что человек, отрабатывающий время в школе или в вузе, чтобы получить зарплату, не может быть педагогом. «Школа - для ребёнка, учитель - для ребёнка, а не наоборот. И вуз, профессор - для студента!» [252,С17]. Сказанное вполне соотносится с позицией гуманизма в педагогике.

Гуманистическая педагогическая традиция имеет глубокие корни. Историко-теоретический анализ педагогических систем и концепций, разработанных в разные исторические и социокультурные этапы развития человеческого общества, свидетельствует, что им свойственна преемственность непреходящих гуманистических идей, нравственных ценностей. Эти идеи преобразуются и успешно осваиваются. Пройдя через сознание учёных, они наполняются личностными смыслами и опытом. Даже в своё время невостребованные идеи при определённых исторических условиях возрождаются в новом качестве.

Процесс развития гуманистических идей тесно связан с развитием философско-религиозной мысли. Основные гуманистические идеи освещены в Нагорной проповеди Христа и концентрируются на выражении человеческой сущности в любви и добродетельном проявлении жизни по заповедям Христа. Первое послание Апостола Павла коринфянам педагог Н.Д.Маттиас (конец XIX века) назвал кратким изложением гуманистической педагогики.

Гуманизм, возникнув в недрах древнегреческой культуры, весьма сложно эволюционировал, проникая в философские, педагогические и этические воззрения. Гуманистические идеи всегда были самым тесным образом связаны с решением проблем формирования человека, с созданием условий для его гармоничного развития.

Педагогическое понятие милосердия и его содержание

Структура педагогической деятельности включает в себя множество компонентов. Это цели и задачи, характер и содержание деятельности, разработанные на основе знания педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку. Это осуществление воспитания, обучения, организация образования и развития личности, на основе многообразных научных знаний, навыков и умений, опыта, накопленного человечеством в различных областях общественной деятельности и отношений. Все эти компоненты не раз подвергались изучению педагогами различных эпох.

В прежние века и в наши дни актуальными были и остаются вопросы нравственности взаимоотношений в системе «учитель-ученик». Было выдвинуто множество требований, которым должен соответствовать учитель. Среди них разнообразные учительские добродетели, отвечающие принципу гуманизма в педагогике.

Душевное сочувствие становится всё более ценным по мере того как ожесточается настроение в обществе, сегодня школа в глазах всё большего числа детей перестаёт быть «вторым домом» именно потому, что там их не понимают. Не стоит идеализировать ни учеников, ни учителей, не стоит прощать того, что невозможно простить, но нельзя и игнорировать динамику проявления детского внутреннего мира.

Взаимоуважение и взаимопонимание старшего и младшего -проявление профессиональной духовности, возможно, один из путей ненасильственного воспитания, педагогического гуманизма, милосердия.

В ходе анализа психолого-педагогической литературы выяснилось, что в период до конца 80-х годов понятие «милосердие» не употреблялось не только как педагогическое, но и как общеупотребительное. Нет его и в «Советском энциклопедическом словаре» (1986г.)

В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова есть определение милосердия: «готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия» [157,С.348]. Однако общеупотребительное понятие милосердия не может переноситься в педагогику, так как не отражает специфики педагогической деятель ности.

«Словарь по этике» (1989) дает общее понятие милосердия как сострадательную и деятельную любовь, выражающуюся в готовности помогать каждому нуждающемуся и распространяющуюся на всех людей, на всё живое [199,С.179-180].

В педагогике традиционное устоявшееся родственное более широкое понятие - гуманизм. В отечественной педагогике гуманизм является одним из основополагающих принципов организации педагогического процесса. Однако со временем он из принципа превращается в лозунг, редко выполняемый

Педагогическая система с целевой функцией воспитания милосердия студента - будущего педагога

Для того, чтобы выявить педагогические пути и способы формирования милосердия у будущих учителей, необходимо обозначить ситуацию, в которой будет проходить этот процесс. Эффективное осуществление данной работы возможно в рамках определенной педагогической системы.

Педагогическая система, согласно определения, сформулированного Л.Ф.Спириным, это «Объединение людей, специально созданное для осуществления целей воспитания. Система педагогическая возникает всякий раз, когда учебная, трудовая, общественно-политическая, научная, художественно-эстетическая, нравственная, спортивная, природоохранительная, игровая деятельность людей рассматривается с точки зрения осуществления педагогических целей, когда эта деятельность становится источником целей и средством воспитания одновременно» [206,С.150].

Процесс профессиональной подготовки студентов проходит в педагогической системе высшего учебного заведения, которое, в свою очередь, объединяет педагогические системы низшего уровня -факультетов. Любая устоявшаяся педагогическая система имеет свою специфику, порядок работы, нарушать которые нецелесообразно. Следовательно, в этой же педагогической системе необходимо найти такое звено деятельности, в которое можно ввести новые элементы, не нарушая целостную структуру системы. Таким звеном для целей нашего исследования был взят блок психолого-педагогических дисциплин. С одной стороны, он является одним из компонентов педагогической системы факультета, с другой - это относительно самостоятельная подструктура учебного процесса, включающая в себя различные виды учебной деятельности: лекции, семинары, практические занятия, практикумы, практики, спецкурсы и т.д.

Так, в определенном нами звене педагогической системы факультета существует деятельность с определенным учебно-воспитательным содержанием, которая является источником целей (воспитание педагогического милосердия у студентов) и средством ее достижения, т.к. цель осуществляется в ходе учебно-воспитательного процесса. Специально созданным объединением людей для осуществления заданной цели являются преподаватели психолого-педагогических дисциплин и студенты факультета. Работа повторялась с каждым новым приемом студентов и продолжалась в течении всего срока их обучения в вузе. Таким образом, имеют место все признаки системы, указанные в определении Л.Ф.Спириным, а следовательно, данное объединение можно считать педагогической системой.

Организацию и проведение опытно-экспериментальноой работы предлагалось осуществить в данной педагогической системе в естественных условиях традиционно сложившегося учебного процесса. В соответствии с подходом Л.Ф.Спирина, преподаватели психолого-педагогического цикла, организующие целенаправленную работу по воспитанию милосердия будущих педагогов, являются субъектом воспитания. Студенты-участники данного процесса являются объектом воспитания. Преподаватели других дисциплин, люди, встречающиеся вне учебного процесса, явления социума будем считать субъектами непреднамеренного воспитания.

По условиям опытно-экспериментальной работы путь формирования милосердия педагога мы определили как моделирование в различных видах учебной деятельности (учебно-познавательной, имитационно-тренировочной, реально-практической), ситуаций, актуализирующих у студентов состояние милосердия. Специальное целенаправленное создание ситуаций становится основным содержанием процесса воспитания милосердия будущего педагога. А.В.Мудрик определяет воспитание как "относительно контролируемый процесс развития человека в ходе его социализации" [144,С.3], а социализацию как "стихийный, относительно направленный процесс" [144,С.15]. "Стихийная социализация - процесс непрерывный, воспитание - процесс дискретный, ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, органично определенным местом и временем" [144,С. 16]. Организуемая нами работа по воспитанию милосердия будущих учителей является прерывным процессом в непрерывном, т.е. влияние среды не отрицается, но корректируется. Воспитание как целенаправленно организуемый педагогами-профессионалами процесс дает возможность пережить, осознать, проявить состояние милосердия, переживая при этом чувство удовлетворения.

Похожие диссертации на Воспитание милосердия у студентов университета в процессе их обучения