Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Шастина Татьяна Владимировна

Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей
<
Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шастина Татьяна Владимировна. Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 СПб., 2006 309 с. РГБ ОД, 61:06-13/1978

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 20

Раздел 1.1. Характеристика основных понятий исследуемой темы 21

Раздел 1.2. Особенности вокально-эстетического воспитания детей средствами народной традиционной певческой культуры 51

Раздел 1.3. Дидактические возможности народной традиционной певческой культуры в вокально-эстетическом воспитании детей 63

Выводы по I главе 71

ГЛАВА II ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ 72

Раздел 2.1. Формирование этнического певческого поведения детей в системе музыкального образования 72

Раздел 2.2. Особенности освоения детьми диалектного пения 95

Раздел 2.3. Пути внедрения методов вокальной этнопедагогики в систему вокально-эстетического воспитания детей 101

Выводы по II главе 113

ГЛАВА III РЕАЛИЗАЦИЯ ВОКАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИОННОЙ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ 114

Раздел 3.1. Педагогические условия, способствующие повышению результативности обучения детей народному пению 115

Раздел 3.2. Методика обучения детей народному пению 124

Раздел 3.3. Определение эффективности технологии вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры 173

Выводы по III главе 182

ЗАКЛЮЧЕНИ Е 184

ЛИТЕРАТУРА 189

ПРИЛОЖЕНИЯ 209

Введение к работе

Актуальность исследования. Современная социокультурная среда характеризуется утратой национальных традиций, стремительным научно-техническим развитием, связанным с доступностью широким слоям населения разнообразных музыкальных стилей, воспринимаемых часто под воздействием агрессивного натиска рекламной «раскрутки». Коммерциализация музыкального рынка в нынешней России привела к небывалому прежде влиянию западной музыкальной культуры, которая некритично воспринимается неподготовленными слушателями и в особенности - детьми, с их несформированным эстетическим вкусом. Это создает дефицит информации о народной художественной культуре, что отрицательно влияет на приобщение к ней подрастающего поколения.

Распад СССР с его сбалансированной системой интернационального и музыкального воспитания привел к отказу от традиции вокально-эстетического воспитания, от активной певческой деятельности детей в процессе их обучения. Недооценка органами образования значимости проблемы самоидентификации, выражающаяся в свертывании даже уже существовавших программ вокально-эстетического воспитания в общеобразовательных и музыкальных школах, в отсутствии обучения детей народному пению на основе фольклора1, приводит к отрыву новых поколений от традиционной культуры. Современные исследования в области музыкального образования показали, что дети недостаточно знают родную певческую культуру. Это с одной стороны. С другой стороны, они обнаружили низкий уровень влияния образовательных учреждений на формирование интереса к народной музыке.

Такая ситуация отрицательно влияет на наследование стереотипов этнопове-дения, формирование ментальносте, интересов, на динамику и содержание духовного мира, на развитие художественного вкуса молодого поколения, а также

1 Манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции (И.И. Зем-цовский).

вызывает нарушения взаимосвязи эмоционального и рационального в сознании ребенка.

Становится очевидным, что острота вопросов толерантности и национального самоопределения не может быть разрешена вне приобщения детей к чистым истокам народной традиционной певческой культуры.

Вместе с тем, сложные процессы, происходящие в современном обществе, невозможно осуществить без совершенствования духовной культуры человека, формирования творческого мышления. Только единство и согласованное взаимодействие интеллектуальной и эмоциональной сфер человека, обладающего творческим мышлением, может способствовать успешному выполнению любых форм его деятельности. Это призвано обеспечить эстетическое воспитание благодаря художественной творческой деятельности детей, одним из видов которой является пение.

Пение занимает значительное место в системе музыкально-эстетического воспитания детей. Эмоционально воздействуя, оно развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, художественное, музыкальное, логическое мышление. Многими педагогами2 отмечено положительное влияние певческой деятельности на всестороннее развитие ребенка. Обучению детей пению способствует вокально-эстетическое воспитание.

Выявленная в процессе исследования взаимосвязь между вовлеченностью детей в народную певческую культуру и девиантным поведением, усиливает актуальность исследования. Важным условием психофизиологического здоровья личности, гармоничного взаимоотношения ее с обществом и природой, активизации защитных и адаптационных механизмов является художественная творческая деятельность детей на основе народного песенного искусства устной традиции.

2 Е.А. Алмазов, СИ. Бенина, А.Н. Зимина, Н.А. Метлов, Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова, В.Н. Шацкая и др.

В данном исследовании как средство вокально-эстетического воспитания детей рассматривается русская народная традиционная певческая культура.

Народная традиционная певческая культура является важным средством вокально-эстетического воспитания детей. В аспекте данного исследования она рассматривается как сложное многогранное явление, развивающееся исторически на основе создания, фиксаций, хранения в коллективной памяти народа художественных ценностей, освоение и передача которых осуществляется устными способами, диахронно. Обладающая большими дидактическими возможностями в воспитании детей,5 она представляет процесс не только сохранения и трансляции ценностей, но и их постоянного рождения, переосмысления в сфере коммуникации и творчества. Разнообразие народных песен, доступность их мелодического и словесного текстов для детского восприятия создают благоприятные условия для развития детского творчества, способствуют освоению детьми окружающего мира. Пение в народной манере не требует значительной перестройки речевого аппарата, артикуляции, что позволяет активизировать творческую деятельность детей.

Являясь частью национальной культуры и одной из сфер национального самосознания, традиционная певческая культура развивается под влиянием культурно-исторических процессов, обладает саморегулирующим характером и представляет совокупность ценностей. Ее функционирование происходит благодаря постоянному воспроизводству и повседневному бытованию артефактов, значимых для определенного общества, с одной стороны, и, творческому их обновлению и созданию новых, с другой. Традиционная певческая культура представляет процесс не только сохранения и трансляции ценностей, но и их постоянного рождения, переосмысления в сфере коммуникации и творчества. Это является хорошей основой для создания благоприятных условий для вокально-эстетического воспитания детей, основанного на творческой деятельности.

4 Далее в тексте диссертации в понятии народная традиционная певческая культура будет
опущено слово народная.

5 На это указывали многие педагоги: Е.А. Алмазов, СИ. Бенина, А.Н. Зимина, Н.А. Метлов,
Н.Д. Орлова, Г.П. Стулова, В.Н. Шацкая и др.

Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры в процессе художественной творческой деятельности способствует совершенствованию духовной культуры человека, согласованному взаимодействию интеллектуальной и эмоциональной сфер, формирует устойчивый интерес к национальным традициям. Построенное на основе изучения локальных певческих стилей, вокально-эстетическое воспитание является одной из предпосылок сохранения национальной идентичности и способствует формированию человека, владеющего знаниями этнокультуры и, в то же время, обладающего видением мировой культуры. Особенное значение приобретает эта проблема в связи с возрастающим интересом к русской народной певческой культуре в мировом художественном пространстве. Такой подход позволяет рассматривать систему вокально-эстетического воспитания детей как существенную составляющую формирования ментальносте, эффективный механизм этнокультурной идентификации личности, с одной стороны, и как средство гармонизации межэтнических отношений, с другой. В условиях многонационального государства, каковым является современная Россия, возникает необходимость формирования личности, способной к жизнедеятельности в поликультурной среде, понимающей и уважающей другие культуры. Через глубокое всестороннее овладение основами традиционной местной певческой культуры, благодаря воспитанию позитивного отношения к различиям локальных песенных стилей России и знакомству с ними, возможна интеграция с другими культурами и решение задачи вхождения в мировое культурно-образовательное пространство.

В этой связи, рассмотрение этнокультурной идентификации личности в аспекте диалога культур позволяет нам определить вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры как важную составляющую формирования ментальносте.

В современных условиях очевидна потребность человека в самореализации через певческую деятельность. На это указывает большой духовный потенциал

общества, рост численности певческих коллективов, в том числе и детских, как в сельской местности, так и в городской среде. Данное обстоятельство связано с тем, что в певческом коллективе себя чувствуют удобно люди, обладающие разной степенью одаренности и мастерства.

Художественное творчество детей, их активное участие в календарных, семейных праздниках и обрядах обогащает духовный мир, повышает внутреннюю культуру, способствует созданию условий, в которых возможно формирование саморегуляции поведения у молодых людей. Г.Н. Волков выдвинул «золотую формулу» этнопедагогики: «без памяти (исторической) — нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности - нет личности, без личности - нет народа (как исторической личности)». Вполне принимая её, считаем, что вокально-эстетическое воспитание средствами традиционной певческой культуры способствует приобщению детей к народному искусству, содействует формированию личности, понимающей и уважающей другие культуры.

Еще в прошлом веке начался процесс утраты народных певческих традиций, являющихся ценностью национальной культуры. Ценности, как регулятивные компоненты любой культуры, находят выражение в нормах, значениях, материальных и духовных продуктах и имеют позитивное значение для людей. Традиционная певческая культура способствует формированию ценностных ориентации, динамика которых создает благоприятные условия для развития разнообразных качеств личности. Поэтому необходимо сохранять и развивать народную певческую культуру, частью которой является искусство устной традиции.

Большой воспитательный потенциал заложен в крестьянских песнях, отражающих бытовую и праздничную культуру народа. Эмоции, возникающие в результате восприятия и исполнения этих песен, помогают воссоздавать в сознании художественные образы, формировать эстетические чувства. Разнообразие, про-

6 Волков Г.Н. Элитарная школа в национальной системе образования // Педагогика. - 2000. -№ 4. - С. 48.

стота построения мелодии, доступность словесного текста для детского восприятия, ритмическое своеобразие крестьянских песен создают благоприятные условия для развития детского' творчества, способствуют освоению детьми окружающего мира, нормализуют их психофизиологическое состояние.

Известный специалист в области российского хорового искусства К.Ф. Ни-кольская-Береговская, сравнивая академическую и народную манеры пения, замечает, что они весьма отличаются друг от друга. В народной манере пения наблюдается сохранение национального колорита вокальной речи, естественное звучание голоса, ненужность перестройки голосового аппарата. Она считает, что «в процессе исполнения народной песни необходимо сохранить специфические особенности песенного фольклора и национальное певческое своеобразие».7

Народное пение - один из видов творческой деятельности, особенно доступных детям. Рассматриваемое как творческий процесс, оно непосредственно связано с художественным развитием личности. Пение позволяет активизировать творческую деятельность детей, повысить уровень формирования их эмоциональной отзывчивости и художественного мышления. Это с одной стороны. С другой стороны, народное пение позволяет сохранить этнические певческие традиции для будущих поколений. Как известно, связь поколений осуществляет ребенок. Этим поддерживается непрерывность семьи и рода, а также развитие традиционной певческой культуры. Следовательно, вокально-эстетическое воспитание детей способствует развитию народных певческих традиций и созданию условий, повышающих эффективность этнокультурной идентификации личности, способной к толерантности и уважению других народов и культур.

Нормы культуры, как известно, в отличие от биологических свойств и потребностей человека, не наследуются генетически, а усваиваются благодаря воспитанию, обучению. Значит от результативности воспитания, обучения зависит

Никольская-Береговская К.Ф. Русская вокально-хоровая школа. - М., 2003. - С. 71.

уровень культуры общества, а от эффективности вокального воспитания зависит уровень народной певческой культуры.

Поэтому, чтобы сохранить певческие традиции народа, нужно начинать вокальное воспитание детей с самого раннего возраста. Для сохранения традиционной певческой культуры необходимо ее развитие средствами вокальной этно-педагогики. Чтобы обучать детей народному пению в условиях современной образовательной системы, нужно знание дидактических возможностей традиционной певческой культуры и специальные обучающие методики.

Наш многолетний опыт вокального воспитания детей позволил создать методику обучения детей народному пению, способствующую формированию эт-нопевческого поведения. Идея разработки авторской методики продиктована жизненной необходимостью: в современных условиях особенно актуальным стало изучение, освоение и развитие художественной народной культуры, в том числе и певческой, а также необходимость сохранения этнических традиций и воспитание детей на их основе.

Актуальность проблемы усиливается выявленным в процессе исследования противоречием между потребностью общества в повышении эффективности развития эмоциональной сферы, формирования эстетического вкуса, вокального воспитания детей средствами традиционной певческой культуры и при этом -отсутствием научных исследований, недостаточной разработанностью технологии обучения детей народному пению. С учетом названного противоречия сформулирована проблема вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

Таким образом, научно-педагогическая актуальность исследования обусловлена необходимостью определения сущности вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, выявления дидактических возможностей традиционной певческой культуры и обоснования авторской методики обучения детей народному пению.

Социально-педагогическая актуальность заключается в определении педагогических условий реализации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры в системе музыкального образования.

Степень научной разработанности проблемы. Объектом изучения являлись разные аспекты традиционной певческой культуры, вокального воспитания, эмоционального развития детей, освоения детьми искусства устной традиции. В процессе исследования темы диссертации были изучены труды по философии музыки, по истории, теории музыки, этномузыкологии, фольклористике, по общей педагогике, психологии.

Традиционная певческая культура исследовалась и исследуется многими учеными: И.И. Земцовским, В.А. Лапиным, Е.И. Линевой, Т.С. Рудниченко, В.М. Щуровым и др. Искусство устной традиции как средство эстетического воспитания рассматривается в работах многих исследователей (В.А. Алексеев, В.Х. Ару-тюнян, В.Е. Гусев и др.). В трудах многих исследователей (Ф.А. Рубцов, А.Н. Сохор, К.Д. Ушинский и др.) отражена социально-педагогическая значимость искусства устной традиции.

Психология творческого процесса исследуется в трудах Е.В. Назайкинского, В.И. Петрушина, К.С. Станиславского и др. Вопросы эмоционального развития детей рассматривают в музыкально-педагогической литературе Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Г.П. Стулова и другие. Значение игровой деятельности и ее влияние на развитие эмоциональной сферы, художественного мышления детей раскрыто в исследованиях Е.А. Покровского, И.И. Шангиной, Д.Б. Эльконина и др. Разные проблемы половой идентификации и тендерных особенностей детей изучены многими исследователями: Т.В. Виноградова, Т.П. Хриз-ман и др. Вопросы изучения поведения человека рассматриваются в трудах исследователей А.В. Бабаева, А.К. Байбурина, С.Л. Рубинштейна и др.

Разные аспекты развития певческого голоса и вокального воспитания рассматривают в трудах многие исследователи и педагоги: Д.Л. Аспелунд, В.А. Ба-

гадуров, К.П. Виноградов, Л.Б. Дмитриев, A.M. Егоров, В.В. Емельянов, Д.В. Люш, Е.М. Малинина, В.П. Морозов, Г.П. Стулова и др. Исследование народного пения отражено в трудах Н.К. Мешко, Л.В. Шаминой и др. Вопросы фониатрии нашли освещение в трудах М.С. Грачевой, М.М. Телеляевой, М.И. Фомичева и др. В работах Н.А. Гарбузова, Л.Б. Дмитриева, В.П. Морозова, Р. Юссона и др. исследуются проблемы акустики и физиологии певческого процесса.

Проблема воспитания детей на основе этнических традиций занимает важное место в современной психолого-педагогической, музыковедческой, музыкально-педагогической литературе. Вопросы музыкального, вокального воспитания и развития детей средствами искусства устной традиции постоянно рассматриваются учеными, педагогами-практиками. Интересующая нас тема регулярно освещается в журналах «Музыкальная академия», «Народное образование», «Педагогика», «Педагогика культуры», «Этнография» и других изданиях. Однако проблема вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры комплексно не рассматривалась.

Изучение литературы по теме диссертационного исследования показало обоснованность ряда аспектов, способствующих разработке методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, и позволило сформулировать гипотезу исследования.

В качестве гипотезы диссертационного исследования выдвинуто предположение, что вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры, нацеленное на формирование этнического певческого поведения, будет способствовать сохранению и развитию народных певческих традиций, этнокультурной идентификации личности, формированию гуманистических качеств, творческих способностей и художественного мышления, развитию эмоциональной сферы, певческого голоса при индивидуальной и коллективной формах обучения, если:

определены теоретические основы вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

изучены особенности и дидактические возможности традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей;

раскрыта сущность и специфика процесса вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

выявлены и обоснованы педагогические условия организации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

разработана и внедрена методика вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

опытно-экспериментальным путем проверена эффективность методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

Объектом исследования является система вокально-эстетического воспитания детей.

Предмет исследования - процесс формирования этнического певческого поведения детей средствами народной традиционной певческой культуры.

Цель диссертационного исследования - обосновать и разработать концепцию вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, а также педагогическую методику воспитания, обеспечивающую эффективность и научную правомерность.

Цель определила следующие задачи исследования:

  1. Рассмотреть теоретические основы проблемы вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

  2. Обосновать воспитательный потенциал и выявить дидактические возможности традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей.

  1. Выяснить и охарактеризовать формы и методы вокальной этнопедагоги-ки, адекватные вокально-эстетическому воспитанию детей, возрастным и психофизиологическим особенностям их развития.

  2. Раскрыть сущность и специфику процесса вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры в условиях системы музыкального образования.

  3. Выявить и обосновать необходимые и возможные педагогические условия организации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, способствующие формированию этнического певческого поведения.

  1. Разработать и внедрить в практику методику вокально-эстетического воспитания детей, системно реализующую педагогический потенциал и дидактические возможности традиционной певческой культуры в сочетании с принципами и методами современной вокальной педагогики.

  2. Опытным путем проверить эффективность методики вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры.

8. -Предложить программы, рекомендации вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, обучения детей народному пению.

Методологическую основу исследования составили: теория развития личности в процессе творческой деятельности (Л.С.'Выготский, М.С. Каган, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов); интонационная теория музыки (Б.В. Асафьев, В.В. Медушевский); теория интонации и артикуляции (И.И. Земцов-ский); резонансная теория искусства пения (В.П. Морозов), теория развития фольклорных форм художественной деятельности в современных условиях (Л.М. Михайлова), а также идеи экологии певческой культуры и валеологии певческого процесса.

Диссертационная работа опирается на сложившиеся психолого-

педагогические, музыкально-эстетические, фольклористические, вокально-педагогические концептуальные взгляды отечественных исследователей, рассматривающих проблемы эстетического, музыкального, вокального воспитания детей средствами народной певческой культуры.

Для уточнения понятия традиционная певческая культура анализировались исследования по культурологии (А.А. Велик, С.Н. Иконникова, Д.С. Лихачев, Э.В. Соколов и др.), по социологии (А.Н. Сохор), по этнографии и фольклористике (А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, Е.В. Гиппиус, В.Е. Гусев, Д.К. Зеленин, М.А. Лобанов, А.И. Мозиас, А.Ф. Некрылова, В.Я. Пропп, А.В. Руднева, Б.А. Рыбаков и др.).

Для определения значения традиционной певческой культуры в вокально-эстетическом воспитании детей изучались труды по этнопедагогике и этнопсихологии (З.П. Васильцова, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, В.В. Зеньковский, Н.М. Лебедева, М. Мид и др.), по музыкальной педагогике и музыкальной психологии (О.А. Апраксина, Н.А. Ветлугина, К.Ф. Никольская-Береговская, В.И. Петрушин, В.М. Подуровский, Л.В. Шамина и др.).

Концепция автора диссертации во многом сложилась на основе экспериментально-педагогической, исполнительской практики и собственного опыта работы по изучению, собиранию, расшифровке фольклорно-этнографических материалов, аутентичных произведений песенного искусства устной традиции.

В изучении проблемы исследования основными методами были:

Теоретические: анализ философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, историко-этнографической, фольклористической, методической литературы по проблеме исследования, материалов учебной документации, а также сравнение, обобщение, моделирование;

Эмпирические: педагогическое наблюдение, диагностика, опрос, анкетирование, интервьюирование, беседы, анализ деятельности обучаемых, педагогиче-

ский эксперимент. В основу эмпирического метода легли результаты, полученные в итоге вокальной работы с учащимися Детской школы искусств им. B.C. Серовой г. Чудова, участниками ансамбля «Журавушка» Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

Для обработки данных применялись методы математической статистики, количественные и качественные методики.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

разработана концепция вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

выявлены основные компоненты традиционной певческой культуры как средства вокально-эстетического воспитания детей в развитии певческих способностей, формировании вокально-технических навыков;

определена роль вокально-эстетического воспитания средствами традиционной певческой культуры в развитии эмоциональной сферы, художественного мышления, певческого голоса, в формировании этнического певческого поведения детей;

научно обоснованы формы и методы вокальной этнопедагогики, сформулированы цели и задачи вокально-эстетического воспитания, адекватные возрастным и психофизиологическим особенностям развития детей;

определены педагогические условия вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

доказана эффективность разработанной методики вокально-эстетического воспитания детей, системно реализующей педагогический потенциал и дидактические возможности традиционной певческой культуры в сочетании с принципами и методами возрастной психологии и вокальной педагогики.

Экспериментальная база, этапы и организация исследования. Научное исследование осуществлялось на базе Детской школы искусств им. B.C. Серовой

г. Чудово, Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга в течение нескольких лет, поэтапно.

Первый этап, аналитический, был связан с изучением степени разработанности, с разработкой методологии и методики изучаемой проблемы на основе анализа философской, психолого-педагогической, музыкально-педагогической, методической литературы. Разрабатывалась концепция и формировалась гипотеза исследования.

Второй этап, опытно-практический, заключался в педагогической, собирательской фольклорно-этнографической деятельности, в осуществлении педагогического эксперимента. Разрабатывалась методика эксперимента. Определялись педагогические условия и выявлялись факторы, повышающие эффективность вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, предварительно обобщались результаты.

Третий этап, заключительно-обобщающий, включал систематизацию, анализ и обобщение результатов исследования, определение критериев, оценок вокально-эстетического воспитания. Проводился эксперимент, в ходе которого велась экспериментальная проверка эффективности разработанного комплекса условий и факторов вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры. Осуществлялось внедрение результатов в практику.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что:

разработана и внедрена методика вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры;

разработаны и внедрены авторские программы по обучению детей народному пению на основе искусства устной традиции.

разработаны и внедрены авторские программы по подготовке специалистов для обучения детей народному пению;

Результаты исследования могут быть использованы для совершенствования педагогического процесса вокального воспитания детей в образовательных учреждениях, а также в ВУЗах, при подготовке специалистов для вокального воспитания детей.

Построение диссертации. Работа содержит: введение, три главы (каждая включает 3 раздела), заключение, список литературы и приложения, в которых помещены: результаты исследования, выраженные в таблицах, графиках, диаграммах, упражнения для развития и тренировки певческого голоса, описание детского певческого аппарата, образовательные программы для обучения детей. Общий объем работы - 309 страниц, из них 188 страниц основного текста. Список литературы содержит 229 наименований, расположен на 20 страницах. Приложения - 120 страниц. Диссертация содержит 36 таблиц, 20 схем, 9 диаграмм, 55 нотных примеров.

На защиту выносятся концепция и методика вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры как система этнокультурной идентификации, всестороннего развития личности ребенка и формирования этнопевческого поведения в условиях современной образовательной среды, а также следующие положения:

  1. Традиционная народная певческая культура, являясь совокупностью локальных певческих традиций, в процессе вокально-эстетического воспитания детей выступает в качестве дидактического средства, реализующего следующие функции: познавательную, ценностную, преобразующую, а также способствующего развитию певческих способностей;

  2. Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры содействует формированию ментальности ребенка, приобщению детей к культурному наследию, развитию эмоциональной сферы, художественного мышления, певческого голоса;

  1. Применение форм и методов вокальной этнопедагогики в процессе обучения детей способствует освоению диалектного пения;

  2. Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры результативно методами адекватными возрастным и психофизиологическим особенностям;

5. Педагогическими условиями, повышающими эффективность вокально-
эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры,
являются: понимание особенностей освоения современными детьми диалектного
пения; сохранение качеств фольклора и традиционной певческой культуры в про
цессе обучения народному пению; единство методов современной и этнической
вокальной педагогики.

Апробация результатов диссертационного исследования. Внедрение результатов исследования осуществлялось автором в ходе преподавательской, научно-практической и творческой деятельности на базе Детской школы искусств им. B.C. Серовой г. Чудово (ДІЛИ) в период с 1993 года, Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга (ДДТ) с 2003 года. Основные идеи исследования внедрены в прочитанные автором в СПб ГУКИ учебные курсы «Методика обучения детей народному пению», «Игровые методы работы с детьми».

Некоторые положения диссертационного исследования излагались автором на научных и научно-практических конференциях, конгрессах: «Методика обучения навыкам организации нравственно-эстетического воспитания», ЛГИК (1987); «Дети и традиционная культура (К вопросу о методике обучения детей народному пению)», СПб ГУКИ (1998); «Дети и традиционная культура (К вопросу об эмоционально-нравственном развитии детей средствами традиционного песенного искусства)», СПб ГУКИ (2000); «Традиционная культура и молодежь», СПб ГУТД (2005).

Характеристика основных понятий исследуемой темы

Для определения основных понятий исследуемой темы «Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей» необходимо рассмотреть содержание и структуру таких понятий как культура, традиция, традиционная певческая культура, пение и т.д. Наиболее ёмким и широким из них является термин культура, поэтому анализ целесообразно начать с него и далее перейти к рассмотрению других, имеющих частный характер.

Культура — одно из общих философско-социолого-культурологических понятий, фиксирующих суть исторического развития человечества, уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура есть «обработка и уход, возделывание, возделка, образование, умственное и нравственное».9 Культура понимается, во-первых, как совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми дополнительно к природным. Во-вторых, культура определяется, как заученные формы поведения и деятельности человека.10 В таком понимании культура - есть процесс воздействия на объект с целью его изменения. Сочетание в культуре традиций и новаторства, устойчивости и изменчивости образует непрерывный процесс исторической преемственности, сохранения культурного наследия и творческого его обновления. Развитию культуры в современном обществе способствует деятельность творческих союзов и ассоциаций, многочисленных социальных институтов, учреждений культуры и досуга. Главное назначение культуры заключается в содействии духовному развитию человека, раскрытию талантов, дарований, способностей.

Понятие культура употребляется для характеристики сфер деятельности человека и включает способности человека, реализуемые в деятельности. Благодаря деятельности, биологическое существование человека на протяжении многих тысячелетий становилось одновременно социальным. Культура охватывает: а) качества самого человека, как субъекта деятельности; б) те способы деятельности, которые не врожденны человеку; в) многообразие предметов, в которых опредмечиваются процессы деятельности; г) вторичные способы деятельности; д) человека, как предмет культуры; е) связь процессов опредмечивания и распредмечивания с общением людей, как особым аспектом человеческой деятельности (М.С. Каган).

Таким образом, культура производна от деятельности человека и является преображением человеком природы по законам общества, особой формой жизнедеятельности людей, дающей возможность проявиться многообразию стилей жизни, материальных способов преобразования природы и созидания духовных ценностей.12

В исследовании мы придерживаемся понимания культуры как: 1) объекта познания культурологии, 2) исторического социального опыта людей. Такой опыт: обеспечивает коллективный характер человеческой жизнедеятельности, воплощаемый в системе регулятивных установок; опредмечивается в результатах деятельности людей по удовлетворению потребностей и интересов, определяющих допустимые в данном сообществе способы осуществления деятельности; является основным содержанием коммуникации; определяет содержание и методику процессов социализации и инкультурации индивидов; интерпретируется в культурных текстах философии, религии, искусства и т.п.; транслируется от поколения к поколению в виде традиций, ценностных ориентации и т.д. В культурологии выделяют следующие подходы к определению феномена культура: аксиологический - совокупность создания духовных и материальных ценностей; деятельностный - творческая деятельность человека; функциональный — технология (специфический способ) деятельности человека; семиотический — культура как знаковая система. Для исследования традиционной певческой культуры необходимо применение всех вышеуказанных подходов, которые показывают разные способы функционирования традиционной певческой культуры в обществе и отражают творческую деятельность человека, включающую накопление и переработку, восприятие, освоение и трансляцию информации индивидом и превращение ее в его личный опыт. Важным для изучения интересующей нас проблемы является одно из направлений культурологии — культуро-лого-психологическое, рассматривающее социально-психологические аспекты инкультурации (С.Н. Иконникова), определяющее культуру как активно-практическую деятельность и считающее культуру не просто суммой предметов и ценностей, а процессом раскрытия способностей и дарований человека.14

Все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, в основе имеют много общего, и эти общие аспекты культуры поддаются анализу (Дж. Мёрдок). Культура передается посредством научения, она не инстинктивна, не является врожденной, не передается биологически, а состоит из привычек 5. Поскольку прививается культура посредством воспитания, то передавать приобретенные привычки своему потомству умеет лишь человек, благодаря факту существования языка. Многие привычки, которые люди приобретают путем научения, передаются от родителей к детям, из поколения в поколение. Прививаясь повторно, эти привычки «раз за разом, обретают такую устойчивость во времени, такую относительную независимость от индивидуальных носителей, что мы вправе

Иконникова. Диалог о культуре. - Л., 1987. 15 Привычками Дж. Мёрдок называет способы реагирования, приобретаемые посредством научения от рождения и на протяжении всей жизни индивида. определять их в совокупности как «культуру»», частью которой является народная культура, включающая культуру певческую. На основе указанных положений, характеризующих культуру, можно заключить, что народная традиционная певческая культура не инстинктивна, она не передается биологически и не является врожденной, в отличие, например, от строения голосового аппарата. Она прививается посредством воспитания, передается из поколения в поколение (при диахронном способе передачи), и может быть средством вокального воспитания (при синхронном способе передачи).

Культурные привычки различны у людей, живущих в разных организованных коллективах или обществах. Данные привычки сохраняют относительное единообразие под воздействием социальных факторов, а будучи общими для членов социальной группы, они образуют культуру этой группы,17 то есть субкультуру, в аспекте нашего исследования — локальную певческую традицию.

Народная культура традиционна и представляет собой динамическое социальное явление, постоянно развивающееся на основе прошлой памяти.18 Манера пения является одним из самых устойчивых элементов народной традиции.1 Поэтому, в рамках данного исследования считаем целесообразным рассмотрение термина традиция, одной из важных категорий теории культуры, обладающей всеобщностью и универсальностью.

Как известно, в качестве традиций выступают ценности, идеи, обычаи, обряды, нормы поведения, передающиеся из поколения в поколение, сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени.20 Именно традиция «сохраняет качество любой культуры».21 Значит, с одной стороны, традиции способствуют сохранению культурных форм, норм и т. д. С другой стороны, они способствуют развитию творчества. Это связано с тем, что диалектика развития традиций как средств передачи опыта, характеризуется устойчивостью и изменчивостью, непрерывностью и дискретностью, преемственностью и новаторством (С.Н. Иконникова).

Формирование этнического певческого поведения детей в системе музыкального образования

В современном обществе художественное детское творчество может иметь отношение к области педагогики (детские образовательные учреждения, творческие коллективы и т.д.), но может быть и самостоятельным: общение детей в семье, в детском коллективе. В аспекте нашего исследования рассматривается развитие песнетворчества, формирование этнопевческого поведения детей в сфере музыкальной педагогики, в процессе вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры, реализуемого в учебных учреждениях.

Наша концепция вокально-эстетического воспитания детей предполагает формирование этнопевческого поведения детей, направлена на гуманистический, личностный подход к воспитанию и, в связи с этим, ориентирована на сочетание двух направлений в данном процессе. С одной стороны, это свободное развитие личностных качеств, соблюдение прав личности на самореализацию. С другой стороны, подчинение певца нормам, правилам, канонам традиционной певческой культуры, правилам вокальной этнопедагогики и детской вокальной педагогики. На наш взгляд, такое воспитание позволит осуществить передачу старшими младшему поколению певческих традиций и при этом создать условия для их развития в процессе детского творчества. Подобный подход к вокально-эстетическому воспитанию детей соответствует системе вокальной этнопедагогики.

Вокально-эстетическое воспитание детей средствами традиционной певческой культуры имеет комплексный интегративный характер и предполагает:

? интеграцию разных видов деятельности детей: пение, танец, игра на музыкальных и ударных инструментах устной традиции;

? активизацию психической деятельности: развитие слуховой, зрительной, пластической, кинетической видов памяти; ? развитие разных видов мышления: наглядно-образного; словесно-логического; ? формирование эстетических чувств, развитие эмоциональной сферы; физическое совершенствование детей: активизация процесса дыхания, укрепление разных групп мышц, развитие координации и мелкой мото рики, формирование осанки. Целью вокально-эстетического воспитания детей средствами традиционной певческой культуры является формирование эстетической и вокальной культуры человека. Принципы вокально-эстетического воспитания средствами традиционной певческой культуры следующие:

направленность воспитания на развитие личности, формирование творческой индивидуальности;

ориентированность воспитания на освоение традиционной певческой культуры, ее ценностей, норм этнопевческого поведения;

соответствие воспитания возрастным и индивидуальным особенностям детей;

вовлечение детей в сознательную активную развивающую деятельность;

соответствие воспитания особенностям культурной и бытовой среды;

сочетание педагогического управления с самостоятельностью воспитанника.

Одним из основных принципов детской вокальной педагогики в современном образовательном процессе мы считаем принцип природосообразности, в со ответствии с которым необходимы методики, способствующие развитию певче ского голоса ребенка на основе его врожденных особенностей способами, учи тывающими его возраст.

Вокально-эстетическое воспитание детей тесно связано с обучением их пению, а обучение влечет за собой развитие. Процесс обучения детей народному пению имеет развивающую, воспитательную и образовательную функции. Следовательно, можно говорить о единстве обучения детей народному пению и развития певческого голоса.

В аспекте исследуемого нами типа воспитания понятие развитие детского певческого голоса мы определяем как процесс качественных изменений состояния организма, органов голосового аппарата и их взаимодействия, а также звучания певческого голоса в результате педагогического воздействия. Процесс развития детского голоса включает: физиологическое развитие системы голосообразо-вания; совершенствование нервно-психической системы; развитие эмоциональной сферы; развитие художественно-образного и логического видов мышления; формирование вокально-технических навыков; воспитание исполнительской культуры; совершенствование речевого аппарата.

Развитию детского голоса способствует: пение в природосообразном режиме звукообразования, работа органов голосового аппарата в условиях близких при-родосообразным, соблюдение норм гигиены голоса, как в процессе фонации, так и вне него. Неправильный режим голосообразования, нарушение гигиенических норм процесса фонации, нередко приводят к заболеваниям голосового аппарата. Поэтому вокально-эстетическое воспитание следует реализовывать в процессе обучения детей технике пения и осуществлять комплексом средств, методов, приемов, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям.

Педагогические условия, способствующие повышению результативности обучения детей народному пению

Вокально-эстетическое воспитание в традиционной культуре — это не специально организованный процесс повседневного общения и взаимодействия детей и взрослых. Влияние на него оказывают социально-экономические и бытовые условия. В результате данного процесса происходит освоение детьми ценностей локальной певческой культуры. Этот процесс способствует непроизвольному формированию эстетической культуры личности, этнического певческого поведения, развитию эмоциональной сферы и голосового аппарата.

Вокально-эстетическое воспитание в современном образовательном учреждении представляет процесс специально организованный, включающий, с одной стороны, педагогическую деятельность, осуществляемую сознательно и направленную на создание ценностных отношений, способствующую передаче традиционной певческой культуры, формированию певческой культуры личности адекватными средствами, учитывая современную ситуацию. С другой стороны, данный процесс включает деятельность детей, направленную на восприятие, освоение и воспроизведение произведений искусства устной традиции, что способствует формированию вокально-технических навыков и этнопевческого поведения.

Для повышения результативности любого процесса необходимо создание условий. К условиям, способствующим повышению результативности процесса вокально-эстетического воспитания детей, относятся как внешние -социокультурные, так и внутренние - имманентные факторы. В аспекте нашего исследования рассмотрим социокультурные факторы.

Известно, что на формирование детского певческого голоса значительное воздействие оказывает та звуковая среда, которая окружает ребенка. В традиционной культуре - это звуки природы и музыкальной локальной традиции, сложившейся веками. В современном обществе звуковая среда до вольно разнообразна и связана, в основном, со звуками музыки. Звуки природы дети, особенно городские, воспринимают редко.

Современная социокультурная ситуация, влияющая на формирование и развитие певческого голоса, характеризуется широким развитием электронных средств, распространением музыки, в том числе и вокальной, которые проникают во все сферы жизни ребенка. Сегодня дети воспринимают музыку разных стилей, пение разного качества по телевидению и радио, на концертах, в школе, дома, на улице. Как известно, восприятие вокальной музыки, звучащей в неправильно освоенной технике пения, ведет к закреплению ошибочных, а иногда и вредных навыков голосообразования. Это связано с тем, что первичные слуховые впечатления оказывают большое влияние на формирование вокальной функции. Отсюда следует, что, во-первых, в педагогической среде должны соблюдаться условия, при которых слуховые восприятия детей оказывали бы содействие формированию правильных певческих навыков. Во-вторых, необходима работа вокального педагога по ориентации детей на дифференцированный подход к воспринимаемой ими музыке.

Нынешние технические средства позволяют услышать и увидеть подлинных исполнителей - мастеров, творцов народной песни, что является необходимым условием в процессе освоения искусства локальной устной традиции. В данном случае педагогу нужно тщательно отбирать звуковой материал для прослушивания детьми. Он должен быть в качественной записи, воспроизводиться на аппаратуре также хорошего качества, исполняться пев-цами, не имеющими дефектов голосового аппарата.

Кроме восприятия пения носителей традиции, дети на уроках слышат звучание голоса педагога, а в ансамбле - пение других детей, видят их артикуляцию, кинетику. Это также является компонентом звуковой среды и ока 157 Однако мы считаем, что общение с носителями традиции, по нашему мнению, продуктивней, чем восприятие записи их исполнения. «Живое» исполнение песни, или наигрыша, есть творческий процесс, сопровождающийся сопереживанием его участников: исполнителей и слушателей. Это повышает результативность освоения детьми произведений искусства устной традиции, способствует формированию этнопевческого поведенияывает влияние на формирование певца. Поэтому педагог, если он считает на уроке необходимым собственный показ голосом упражнения или фрагмента из произведения, должен обладать здоровым голосовым аппаратом и безукоризненной техникой пения. В противном случае, считаем нецелесообразным восприятие учеником пения преподавателя. Кроме того, если какой-либо ребенок, занимающийся в ансамбле, имеет больной голосовой аппарат, то его, при условии возможности пения, мы рекомендуем перевести на индивидуальную форму обучения до.момента выздоровления. Это положительно сказывается не только на динамике развития его голоса, но исключает создание неблагоприятных условий для других детей - участников ансамбля.

Создание ситуаций, которые способствуют проявлению активности ребенка - необходимое условие, повышающее эффективность воспитательного процесса. Для овладения знаниями, умениями и навыками традиционной певческой культуры, включающими творческую деятельность, ребенка нужно ввести в активную познавательную деятельность. Как показала практика, результативными являются занятия, подача материала на которых осуществляется в игровой форме, предполагающей творчество, импровизацию детей.

Повышению действенности вокального развития детей способствует рациональное развитие индивидуальных возможностей ребенка и избежание психических, физиологических и фонационных перегрузок. Перегрузки могут выражаться в чрезмерной силе звука, его форсировании, в слишком долгом пении, в нарушениях правильной техники фонации, в перенапряжении эмоциональной и психической сфер.

В современных условиях следующие социальные институты способны осуществлять вокально-эстетическое воспитание детей: учебные заведения основного образования детей, учебные заведения дополнительного образования детей, учреждения культуры. В задачи нашего исследования не входит рассмотрение процесса вокально-эстетическое воспитания во всех указанных социальных институтах. Рассмотрим реализацию исследуемого нами вида воспитания в учебных учреждениях дополнительного образования детей158 -в детской школе искусств и Доме детского творчества.

В учебных заведениях данного типа процесс обучения строится соответственно учебным планам и образовательным программам. Повышает результативность освоения детьми традиционной певческой культуры, как мы выявили, комплексное обучение, когда наряду с певческой деятельностью осваиваются такие виды деятельности, как игра на инструментах устной традиции, танец, народный театр, рукоделие, интерес к которым проявляют, как показали наши наблюдения, дети всех возрастов. Такое комплексное обучение требует соответствующих педагогических условий, которые предполагают наличие специальных- учебных планов, образовательных программ и методических документов, технического оснащения и помещений, в которых соблюдены гигиенические, акустические и другие нормы.

Мы разработали учебный план и образовательные программы по ряду дисциплин для учащихся отделения русского народного песенного искусства Детской школы искусств г. Чудово, а также образовательную программу для ансамбля «Журавушка» Дома детского творчества Петроградского района г. Санкт-Петербурга.159

Похожие диссертации на Традиционная певческая культура как средство вокально-эстетического воспитания детей