Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Пономарева Елена Юрьевна

Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях
<
Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Пономарева Елена Юрьевна. Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2002 197 c. РГБ ОД, 61:02-13/1712-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы развития творческой свободы певца 15

1. Сущность и содержание творческой свободы певца 15

2. Психолого-педагогические условия развития творческой свободы обучающихся вокалу 38

3. Роль творческой свободы личности в исполнительской деятельности вокалиста 63

Глава II. Методика развития творческой свободы певца в музыкально-педагогическом процессе 92

1. Установление уровней развития творческой свободы обучающихся певческому искусству 92

2. Применение психолого-педагогических методов в процессе духовного роста учащихся-вокалистов 121

3. Воздействие психолого-педагогических методов как фактор оптимизации развития творческой свободы певца (итоги эксперимента) 148

Заключение 174

Список использованной литературы 181

Приложения 196

Введение к работе

Актуальность исследования. В настоящее время в условиях развития демократического общества проблема свободы личности, уникальности каждого человека, проявления его индивидуальной природы в области искусства и культуры приобретает первостепенное значение. Свобода, творчество, индивидуальность выражают сущность демократических преобразований в обществе. Растет потребность каждого индивида и социума в целом к подлинно высоким образцам искусства и культуры, которые ориентируют людей на духовное, нравственное оздоровление.

Кризис духовности породил стремление к идеалу существования в безликой серой толпе, подчинение личности менталитету масс, отсутствие индивидуальной жизненной позиции. Поэтому в настоящее время обнаруживает себя противоречие между свободным поиском высоких идеалов и стереотипизацией мышления, поведения, между возможностью творческого самовыражения и степенью самореализации.

В современной культурной жизни обозначились такие негативные явления, как непопулярность классического искусства, отсутствие интереса значительной части населения к высокохудожественным ценностям, нежелание молодого поколения заниматься истинным творчеством.

В передовой науке создана широкая теоретическая база, обосновывающая необходимость свободного творческого роста человека, направленность его созидательной деятельности, духовного самовоплощения. Поэтому внедрение инновационных технологий в художественную практику, предполагающих активизацию творческих ресурсов обучающихся, представляет собой актуальную научную задачу.

Сегодня возрастает значимость психолого-педагогических процессов в развитии творческих способностей и расширении мировоззрения каждого, отдельно взятого феномена.

В свою очередь, в педагогике и психологии прослеживается противоречие между наличием арсенала научных средств и отсутствием обоснования их эффективного применения в сфере искусства и культуры.

В области свободного творческого самовыражения личности большой удельный вес имеет музыкальное искусство, которое, с одной стороны, пронизывает весь многогранный спектр творческой деятельности, с другой, - заключает в себе чувственную природу, способствующую реализации креативного потенциала.

Важная психолого-педагогическая роль в формировании деятельно-творческих качеств индивида принадлежит вокальному искусству, в котором человек одновременно и объект воспитания, и инструмент, и средство художественного воплощения. Поэтому становится актуальным поиск как новых форм и методов психолого-педагогического воздействия, так и принципов их применения в сфере духовно-креативного становления вокалиста.

В решении перечисленных вопросов особую значимость приобретают вокальные студии, где в свободное время в детско-юношеский возрастной период учащихся закладывается фундамент для их дальнейшего духовного роста.

Степень научной разработанности проблемы. Основные работы, в которых затрагиваются вопросы духовного развития личности, ее творческого потенциала, принадлежат следующим русским философам: В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков, В.В.Розанов, Л.Шестов. Их труды содержат положения, характеризующие сущность творческой свободы, рассматривающие различные аспекты ее структуры и содержания.

В сфере психолого-педагогической данную проблематику изучали такие ученые, как В.И.Мясищев, М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Занков, Э.В.Ильенков, Д.С.Лихачев, Л.С.Выготский, Я.А.Пономарев, Б.М.Теплов, Г.И.Кечхуашвили, Л.С.Зорилова и др. Аналитические суждения и выводы этих авторов дают основу для понимания процессов развития креативного потенциала индивида.

Аспекты теории и методики преподавания музыки представлены в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Т.И.Баклановой, Л.В.Шаминой, Г.П.Стуловой, Е.И.Максимова, П.А.Черватюка и др. В работах данных авторов проблема развития творческих способностей получила освещение с теоретико-методологической стороны музыкального обучения и воспитания.

Творческую природу феномена, как объективную необходимость для его внутреннего развития, рассматривали М.С.Бернштейн, Е.Б.Евладов, Р.С.Тафель, С.П.Торренс, К.Р.Роджерс, И.А.Мартынюк, Л.Н.Москвичева, Е.В.Колесникова,Г.А.Глотова, Г.Г.Браже, Ю.Н.Кулюткина, М.Г.Мерзлякова.

Проблемой активизации объекта воспитания, создания среды, позволяющей динамично влиять на процесс совершенствования духовного содержания человека, занимались В.И.Загвязинский, В.А.Кан-Калик, В.В.Краевский, Я.С.Турбовский и др.

Для нашего исследования являются важными работы А.Н.Леонтьева, Д.Н.Узнадзе, В.Т.Лежнева, Е.С.Кузмина, В.Н.Колбановского, М.Я.Басова, в которых подробно освещаются вопросы, касающиеся интересов, потребностей, вкусов, ценностных ориентации, оказывающих непосредственное влияние на формирование эстетического сознания индивида.

В основу разработки методов развития творческой свободы вокалиста легли положения таких ученых, как З.Фрейд, К.Юнг, Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Сатир, В.Райх, Г.Лейтц, С.Фанти, Ф.Перлз, М.Е.Бурно.

В трудах С.В.Шушарджана, Л.С.Брусиловского, В.И.Петрушина, J.Alvin, F.Licul, M.Priestli, D.Michel анализируются вопросы, касающиеся взаимодействия психологических и вокально-творческих процессов в системе музыкально-педагогического образования. Перечисленные авторы обращали внимание на взаимообусловленность и взаимозависимость физиологии певца, его культурно-мировоззренческого уровня и духовного развития в целом.

Существует ряд разработок в сфере музыкознания и искусствоведения, касающихся деятельности С.Рахманинова, И.Стравинского, А.Скрябина, Ф.Шаляпина, Н.Обуховой, Ф.Стравинского, Л.Собинова, М.Биешу,

6 Е.Образцовой, М.Ланца, М.Каллас. В них освещаются учебно-воспитательные и концертно-исполнительские аспекты в ракурсе синтеза творческого и психологического начал.

В области театрального искусства существуют технологии, которые основываются на применении психотерапевтических методов воздействия на творческие процессы Художника. К.С.Станиславским, М.Б.Чеховым, Е.Б.Вахтанговым, В.Э.Мейерхольдом, Е.Гротовским и др.активно использовались аутотренинг, метод психической саморегуляции, измененных состояний сознания, мышечной релаксации, медитации, телесно-ориентированной психотерапии, а также восточных эзотерических техник и.т.д.

Л.Б.Дмитриев, А.П.Зданович, Д.Л.Аспелунд, В.П.Морозов, Н.И.Жинкин, А.С.Иррисов обосновывают принципы и методы вокально-педагогической работы, направленной на динамизацию голосовых возможностей певца.

В современной вокальной научно-теоретической и учебно-методической литературе почти полностью отсутствуют исследования, в которых бы применялись психотерапевтические принципы и методы воспитания творческой свободы певца, формирования его исполнительской культуры. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность и значимость данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.

Учитывая актуальность темы и ее недостаточную разработанность на вокально-педагогическом уровне в музыкально-образовательной системе, соискатель избрал следующий объект исследования: музыкально-исполнительская подготовка певца в вокальных студиях.

Предметом исследования является процесс становления и развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

Цель исследования - теоретико-методическое обоснование художественно-воспитательного процесса, направленного на развитие творческой свободы певца.

В диссертации решались следующие задачи:

1 .Выявить историко-теоретический генезис проблемы развития творческой свободы вокалиста.

2.Теоретически обосновать психолого-педагогические возможности применения элементов музыкально-терапевтического воздействия как средства развития творческой свободы учащегося-вокалиста.

3 .Разработать и экспериментально апробировать методику развития творческой свободы певца посредством психолого-педагогических методов с использованием некоторых музыкально-терапевтических механизмов.

4.0ценить психолого-педагогическую эффективность предлагаемой методики и разработать конкретные рекомендации по ее использованию в системе вокального воспитания и обучения.

В диссертации была выдвинута гипотеза:

Есть предположение о том, что художественно-педагогическая работа в классе вокала связана как с совершенствованием исполнительских умений и навыков, так и с формированием внутренней культуры. Она позволяет певцу найти свое творческое «Я», обрести гармонию с самим собой и окружающим миром. Процесс развития творческой свободы предполагает формирование исполнительского мастерства вокалиста, совершенствование всех сторон его креативного сознания, деятельно-творческой природы, культуры в целом.

Реализации такого подхода в наибольшей степени будет соответствовать применение психолого-педагогических методов (включающих элементы нейро-лингвистического программирования - НЛП, телесно-ориентированного тренинга, вокалотерапии), способствующих решению следующих художественно-педагогических задач: активизации объекта воспитания; совершенствованию элементов творческого сознания («интерес», «потребность», «вкус» и др.); формированию исполнительской культуры, ее внутренней и внешней природы («культура внутреннего «Я» и «культура поведения, общения» со зрительско-слушательской аудиторией и т.д.).

Подобная организация учебно-воспитательной работы будет оптимизировать креативные процессы исполнителя, позволит динамично развивать творческую свободу вокалиста.

Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений Аристотеля, Платона, И.Канта, Г.Гегеля, З.Фрейда, К.Юнга и др., которые рассматривали творческую свободу как созидательное начало в человеке, путь к формированию духовности, внутреннего мира личности.

Теоретическими источниками исследования явились произведения русских философов: Н.А.Бердяева, С.Н.Булгакова, Б.П.Вышеславцева, И.А.Ильина, Н.О.Лосского, В.В.Розанова, В.С.Соловьева, Л.Шестова и др. В их работах глубоко раскрывается духовный путь развития мира и индивида в нем, общечеловеческие ценности, многогранность творческой свободы. Исследование опирается на определение понятия «творческая свобода», данное Н.А.Бердяевым, который рассматривает ее как составляющую совокупности принципов общечеловеческих ценностей: духовности, любви, добра, красоты и др.; идеи духовного возрождения России и всего человечества В.С.Соловьева, И.А.Ильина, Б.П.Вышеславцева и др., где превалирующее значение в качестве ее движущих сил приобретают свобода и творчество; интуитивные основы человеческого познания Н.О.Лосского.

Для исследования имеют большое значение положения представителей отечественной педагогической науки, таких, как Ю.П.Азаров, Ю.Б.Алиев, Л.Б.Дмитриев, Д.Б.Кабалевский, А.Н.Малюков, Г.М.Цыпин и др., которые раскрывают сущность творческого совершенствования личности.

Диссертант опирался на труды видных отечественных психологов - теоретиков психологии творчества: М.М.Бахтина, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.И.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова и др., которые рассматривали креативные процессы на сознательном уровне.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс теоретических и эмпирических данных таких зарубежных ученых, как Р.Бэндлер, Д.Гриндер, В.Келер, К.Коффка, Ф.Перлз, В.Райх и др.

В диссертации использовались работы следующих выдающихся музыковедов: Б.В.Асафьева, В.Д.Конен, В.В.Медушевского, Е.В.Назайкинского, С.С.Скрепкова, Н.Г.Шахназаровой.

Диссертационное исследование проводилось в три этапа на основе целостного подхода к решению поставленных задач.

Методика исследования.

Первый этап (1997-1998 гг.) посвящен изучению теоретико-методологических источников по вопросам развития творческой свободы личности, поиску и определению ее сущностного содержания, анализу историографического аспекта проблемы. Была проработана литература на психолого-педагогическом и вокально-методическом уровнях, связанная с развитием творческой свободы вокалиста. Изучались современные методики, направленные на активизацию творческого потенциала певца в вокальных студиях.

Автор осваивал материалы, касающиеся психологии творчества, а также методов психотерапии, которые могут способствовать развитию креационного потенциала личности (и, в частности, вокалиста).

Анализировались принципы нейро-лингвистического программирования, телесно-ориентированной психотерапии, вокалотерапии. Методы этих направлений рассматривались как средства развития и совершенствования творческой свободы певца в целом и его вокально-педагогических умений и навыков в частности. Выявлялась специфика художественно-воспитательного воздействия музыкально-терапевтических методик.

На данном этапе использовались методы анализа литературы по проблеме исследования; методы синтеза, сравнения и обобщения теоретических положений, связанных с развитием творческой свободы певца; наблюдения за деятельностью педагогов-вокалистов и учащихся, а также вокалистов-исполнителей.

В результате проделанной работы была создана экспериментальная методика, в основе которой лежит механизм психотерапевтического воздействия, базирующийся на музыкально-педагогическом материале.

Второй этап (1998-2000 гг.) - решение задач, направленных на развитие творческой свободы вокалиста в вокальных студиях. На данном этапе были определены исходный уровень вокальных знаний, умений и навыков, творческой отдачи и раскрепощенности участников, их интересы и потребности в музыкальной сфере, степень развития творческой свободы в целом участников экспериментальных и контрольных групп. Использовались методы наблюдения, беседы, анкетного и устного опросов. Они проводились с исполнителями, их родителями и вокалистами-педагогами.

Экспериментальная проверка методики, способствующей развитию креативного потенциала и творческой свободы певца, осуществлялась в вокальных студиях на базе учебно-воспитательного комплекса №1804 г.Москвы (1 экспериментальная и 1 контрольная группы) и клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2 экспериментальная и 2 контрольная группы). Выбор баз исследования определялся тем, что Московский регион в целом и вокальные коллективы, представляющие его, имеют достаточно высокий уровень исполнительской культуры. В московских певческих коллективах сложился положительный опыт художественно-воспитательной работы в условиях индивидуального подхода к участникам.

Эксперимент проводился в течение 3-х лет (1998-2001 гг.).

На третьем этапе (2000-2001 гг.) осуществлялся анализ результатов эксперимента, сравнение итогов экспериментальной и традиционной учебно-воспитательной работы в классе вокала, разработка научно-методических рекомендаций по совершенствованию процесса развития творческой свободы в вокальных студиях. На этом этапе применялись математические методы обработки эмпирических данных.

Исследование велось в русле комплексной программы раскрытия творческих начал в человеке, представляющей новейшие технологии художественно-

11 го образования, совместно с Московским государственным университетом культуры и искусств, НИИ высшего образования РФ, Московским городским педагогическим университетом, Европейским университетом права, школами-лабораториями университета культуры и искусств - УВК №1804 и СШ №1278, лабораторией духовного развития под руководством проф., доктора пед.наук Ю.П.Азарова.

Научная новизна и теоретическая значимость диссертации заключаются в следующем: на новой концептуальной основе дана характеристика творческой свободы вокалиста как сложного трехуровневого образования, представляющего особое состояние духовного мира, регулируемое творческим сознанием и проявляющееся в созидательно-креативной деятельности.

Обоснована целенаправленность художественно-воспитательного процесса, способствующего развитию творческой свободы вокалиста. Он базируется на педагогических (в отличие от терапевтических - лечебных) принципах психотерапевтического воздействия и определяет поэтапность учебной деятельности: введение в состояние, отвечающее творческим задачам, через формирование установок, стимулирующих художественную работу к созданию качественной музыкальной продукции.

Определены психолого-педагогические методы, с одной стороны, учитывающие специфику вокально-педагогической работы, с другой, - в значительной степени оптимизирующие подсознательные креативные ресурсы исполнителя. Они представляют собой органичное соединение механизма психотерапевтического воздействия и музыкального материала активизирующего и развивающего характера (основываются на нейро-лингвистическом программировании - НЛП, телесно-ориентированном тренинге, вокалотерапии). Установлено, что применение разработанных методов позволяет активизировать сознательно-подсознательный потенциал, влияющий на процесс развития творческой свободы обучающихся певческому искусству.

Обоснована целесообразность применения психолого-педагогических методов как средства развития творческой свободы певца в вокальных студиях.

Практическая значимость исследования. Апробированная в процессе диссертационного исследования методика позволила динамизировать развитие творческой свободы участников первой и второй экспериментальных групп, что подтверждается результатами эксперимента. Разработанные в диссертации рекомендации по совершенствованию процесса развития творческой свободы внедрены в практику вокального коллектива учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1804 г.Москвы (1-я экспериментальная группа) и вокального класса клуба «Ладога» Северного административного округа г.Москвы (2-я экспериментальная группа).

Выводы и рекомендации исследования используются в учебно-воспитательной работе вокального ансамбля гимназии №1 г.Оренбурга, на вокальном факультете Московского государственного университета культуры и искусств и вокальном отделении Московского областного высшего училища (колледжа) искусств.

Положения, творческие задания и упражнения, разработанные в ходе диссертационного исследования, могут применяться в практике преподавания вокала в детских садах, общеобразовательных и музыкальных школах, центрах творчества детей и молодежи, специальных средних музыкальных заведениях, на музыкальных факультетах вузов культуры и искусств, в концертно-творческих организациях.

Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения экспериментальной работы в классе вокала; в ходе выступления на семинарах, научно-практических конференциях: Международной научно-практической конференции «Проблемы музыкальной педагогики в контексте художественной культуры XXI века» (май 1998 г., г.Москва); межуниверситетском симпозиуме по проблемам трансцендентального синтеза в образовании (февраль 1999 г., г.Москва); Международной научно-практической конференции «Российская культура накануне нового столетия: итоги и перспективы развития» (февраль 1999 г., г.Москва); научно-практической конференции «Актуальные проблемы образования в сфере культуры и искусства на современном

этапе», посвященной 40-летию со дня открытия художественных специализаций в Московском государственном университете культуры и искусств (ноябрь

  1. г., г.Москва); Международном научно-практическом семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); «круглом столе» «Трансцендентальный синтез в образовании - ускоренное развитие дарований личности», посвященном 70-летию Московского государственного университета культуры и искусств и 40-летию творческих специализаций (апрель 2000 г., г.Москва); научно-практической конференции молодых ученых «Современная культура: теоретико-методологический и практический аспекты» (апрель 2000 г., г.Москва); Международной научной конференции «Человек в информационном пространстве цивилизации: религия, образование, культура» (сентябрь

  1. г., г.Новороссийск).

Комплекс музыкально-терапевтических технологий в вокальном исполнительстве был апробирован в концертных выступлениях воспитанников и сольных выступлениях автора: представление музыкально-драматического проекта на оркестровом факультете Московского государственного университета культуры и искусств (февраль 2000 г., г.Москва); выступление вокального коллектива (1-ая экспериментальная группа) и сольная программа автора показаны на международном научном семинаре по новейшим технологиям образования (март 2000 г., г.Москва); экспериментальная программа прошла апробацию в сольных концертных выступлениях автора, прошедших в клубе «Ладога» г.Москвы, в Московском государственном университете культуры и искусств, в Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел РФ, в Оренбургском государственном университете.

Основные положения, выводы и рекомендации исследования нашли отражение в одиннадцати публикациях по теме.

Структура диссертации подчинена логике научного поиска, поставленным задачам исследования. Диссертация состоит из введения; первой главы, где нашли отражение теоретико-методологические вопросы исследования развития творческой свободы певца в вокальных студиях; второй главы, которая

посвящена экспериментальной работе, направленной на оптимизацию процесса развития творческой свободы учащегося-вокалиста посредством психолого-педагогических методов; заключения; списка использованной литературы.

Сущность и содержание творческой свободы певца

Первые упоминания о творческой свободе связаны с этическими учениями о духовной свободе философов Древней Греции: Сократа, Платона, Аристотеля и др. Человек может ощущать и переживать ее как чувство возвышенного. Сократ существенной чертой свободы считает публичность. В его понимании она означает возможность возвышения человека над жизненной суетой, над самим собой. Это не приоритет какой-либо индивидуальности, ею обладает каждая личность. Она корениться во внутреннем мире каждого. Афинский мудрец призывает человечество к возвышению над обыденным.

Творческая свобода, уходящая своими корнями в учение философов Древней Греции о духовной свободе, является категорией, восходящей к духовным сферам. Исследователь философского аспекта понятия "свобода" З.М.Хасаиа пишет: "В различных вариантах духовной свободы на передний план выступают психологические черты, однако общей для всех формой можно считать переживание "возвышенности".

Иногда свобода духа сопоставляется с божественным, перекликающимся с природными качествами в человеке, его духовным и телесным началом. Типичной чертой свободы древнеримский философ Сенека называет спокойствие, заключающееся в полном согласии со своим внутренним миром. Он пишет: "Разум есть не что иное, как часть божественного духа, погруженного в теле людей".

Понятие "творческая свобода" еще не существует в чистом виде в античной философии, но положения о творчестве и свободе рассматриваются учеными того времени как симбиоз высших начал: духовности, внутреннего душевного равновесия, гармонии человеческого и божественного

Можно отметить, что в трактатах вышеперечисленных философов творчество и различные аспекты духовной свободы являются принадлежностью внутреннего мира личности.

Дифференциация понятия "свобода" на духовную и творческую впервые происходит в эпоху Ренессанса. В недрах духовной свободы рождается креативная свобода. Сначала она является божественной прерогативой: "креация" означает сотворение, создание из ничего. Постепенно сакральная принадлежность начинает распространяться и на человека.

Подобное направление в философии ярко проявляется в учении И.Канта. «Креативность» И.Канта - это созидательная деятельность познания. В центр теории познания он ставит воображение. Однако оно ограничивается "вещью в себе" и общей структурой трансцендентального сознания.

Иначе креативная свобода рассматривается им в сфере эстетической. Здесь воображение выдвигается вперед, и ничего его не ограничивает. И.Кант выделяет воображение художника, свободного от общепризнанных норм, как рефлектирующую способность, а креативность - как часть эстетической свободы.

В свою очередь, Г.Гегель считает свободу принадлежностью внутреннего мира человека. В его учении она прокладывает путь к божественному. Философ связывает понятия "творчество" и "свобода", видя в свободе созидательную творческую бесконечность.

Продуктивная «способность» гениального воображения сохраняется и у Ф.Ницше. Отдельная личность встает на место Бога. Человек освобождается от всякой необходимости. Сверхчеловек является и созидателем, и творцом, и вершителем судеб. Он - также хозяин новых ценностей, творческий индивид. Но, вкладывая в него такой огромный потенциал творческой свободы, Ф.Ницше не представляет творчество без наличия воли к власти. Подобная личность убивает Бога, разрушает высшее начало в созидании. В итоге становится ясным, что в теории философа теряется положительное содержание творческой свободы.

Соответственно встает вопрос: возможно ли переживание творческой свободы без высшего начала, без духовности, без стремления человека к идеалам.

Русские философы XIX - начала XX вв., стремясь возродить духовные идеалы и ценности, рассматривали проблему свободы и творчества в русле божественной мудрости, общечеловеческих ценностей, духовного обновления мира. Этого круга вопросов касались В.С.Соловьев, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Н.О.Лосский, Б.П.Вышеславцев, С.Н.Булгаков, Л.Шестов (Л.И.Шварцман).

Наличие у человека свободы внешней и внутренней отстаивал в своих взглядах И.А.Ильин. Он много размышлял о духовно-социальном возрождении России - русской идее. Основное зло он видел в чувстве зависти, в культе материи и материальных благ, подчинении культуры классовой идее, ненависти и расправе. И, как следствие, - забвение Бога и Духа. Он обращал внимание на тот факт, что люди ополчились на саму идею духовного начала, потеряв при этом чувства, добродетели, индивидуальность, свободу и свою творческую сущность. И.А.Ильин утверждает следующее: человек, подлежащий насильственному "перевоспитанию", теряет свой внутренний мир. Личность перечеркивается.

Психолого-педагогические условия развития творческой свободы обучающихся вокалу

В основе современной науки лежит представление о человеке, как о существе творческом. Об этом неоднократно писали такие мыслители, как И.А.Ильин, Н.А.Бердяев, Б.П.Вышеславцев, Н.О.Лосский и др. Проблемами творчества занимались крупнейшие отечественные психологи, литературоведы, философы В.И.Мясищев, М.М.Бахтин, С.Л.Рубинштейн, Л.В.Занков, Э.В.Ильенков, Д.С.Лихачев и др.

Творческую личность, как правило, определяет устойчивый интерес к мотивационно-креативнои деятельности, которая проявляется в единстве с высоким уровнем духовных способностей. Они позволяют ей достигнуть значимых результатов в определенных областях жизни общества.

Творчество вокалиста проявляется в певческой деятельности. Она имеет довольно широкий спектр и находит свое отражение в процессе формирования музыкального образа, интерпретации произведений, в работе над инструктивно-тренировочным материалом, в концертном выступлении и т.д. Психологическими аспектами развития певческого искусства занимались следующие вокалисты-методисты: Л.Б.Дмитриев, Д.А.Аспелунд, А.П.Зданович и др. Они много внимания уделяли вопросам постановки дыхания, интонирования, озвучивания резонаторов и др.

Например, в работе Л.Б.Дмитриева "Основы вокальной методики" есть раздел, в котором дан разбор основных психологических понятий, необходимых в вокальном творчестве. Однако крайне мало уделяется внимания взаимообусловленности психологических факторов и вокального исполнительства. Остаются неизученными педагогические возможности раскрытия творческого потенциала певца.

В главе, посвященной психологической природе личности, Л.Б.Дмитриев анализирует такие понятия, как "ощущения", "восприятие", "память", "мышление", "воображение", подробно останавливается на вопросах, связанных с их развитием. Автор определяет значимость процесса формирования перечисленных элементов творческого сознания для повышения исполнительской культуры вокалиста.

Л.Б.Дмитриевым разбирается эмоциональная, волевая сферы, психические свойства личности (интересы, способности, характер, темперамент, талант). Особое внимание автор уделяет психологическому анализу певческой деятельности как результату творческого процесса. Он выделяет единые общие моменты, характерные для творчества в целом:

1) глубокие знания в данной области;

2) интеллектуальные усилия;

3) обработка интуитивных находок с включением сознания;

4) волевое усилие;

5) переживание состояния вдохновения. Обязательным для певца он считает:

1) формирование мировоззрения, идейности;

2) создание исполнительского замысла, идеи, плана произведения;

3) аналитическое отношение к исполнению.

Для выработки творческого отношения к занятиям по вокалу Л.Б.Дмитриев советует следующее: "Развитие наблюдательности, запоминания явлений, фактов, эмоциональных переживаний, чтение книг, знание искусства, живописи, развитие интеллектуальных способностей... Приобретение широкого кругозора, выработка ясного мировоззрения, и отсюда эстетических взглядов, - также необходимы певцу".

Автор подчеркивает, что педагогическая работа, направленная на формирование умений, позволяющих раскрыть индивидуальность, личный дар учеников, имеют большую художественно-воспитательную ценность. Он пишет: "Для педагога-вокалиста творческий подход связан с умением понять и раскрыть способности каждого ученика".

Далее в работе отмечается важность наличия у преподавателя вокала интуиции, понимания индивидуальной психологической природы певца.

Другой теоретик А.П.Зданович пишет о роли и значении конкретных психологических категорий в выработке певческих навыков. Освещает некоторые положения, касающиеся ощущений, восприятия, эмоций, темперамента, характера. Определяет важность перечисленного психологического ряда в становлении исполнительской культуры вокалиста. В работе автор характеризует творческую деятельность певца, раскрывает значение первой и второй сигнальных систем, обращает внимание на подсознательную сторону психики, которая оказывает непосредственное воздействие на формирование интуиции вокалиста.

Установление уровней развития творческой свободы обучающихся певческому искусству

Анализ литературы, материалы и документы по избранной соискателем теме, а также теоретические выводы первой главы послужили основой для выбора участников эксперимента и методов его дальнейшей проверки.

Опытно-экспериментальная работа проводилась в вокальных студиях на базе учебно-воспитательного комплекса (УВК) №1804 г.Москвы (1-я экспериментальная группа) и клуба "Ладога" Северного административного округа г.Москвы (2-я экспериментальная группа).

В состав вокального класса (1-я экспериментальная группа) вошло 10 человек - учащиеся 7-х - 9-х классов (13-15 лет) УВК. Учебно-воспитательный процесс проходил в индивидуальных и групповых формах. Выбор форм занятий зависел от конкретно взятого экспериментального этапа и соответствующих ему художественно-творческих задач.

Вокально-педагогическая работа во 2-й экспериментальной группе проводилась на базе клуба "Ладога" среди коллектива учащихся 1-х - 4-х классов (7-10 лет), насчитывающего 10 человек.

Одновременно осуществлялось педагогическое наблюдение в УВК №1804 (1-я контрольная группа), клубе "Ладога" (2-я контрольная группа). В каждом из этих коллективов находилось по 10 участников, что полностью соответствует численному составу экспериментальных групп. Следует отметить, что соискатель был педагогом-вокалистом в 1 -й экспериментальной и в 1 -й контрольной группах.

Опытно-поисковая работа проводилась в вышеперечисленных коллективах в течение 3-х лет (1998-2001 гг.). Она была направлена на развитие творческой свободы участников, посещавших вокальные студии.

Для нашего исследования является значимым принцип выбора базы опытно-экспериментальной работы. Поскольку развитием творческого потенциала личности важно начинать заниматься с достаточно раннего возраста, мы во 2-й экспериментальной и во 2-й контрольной группах остановили свой выбор на детях 7-й - 10-и лет. Выбор состава участников 1-й экспериментальной и 1-й контрольной групп, чей возраст относится к периоду юношеского развития, тоже стал не случайным. Именно в этом возрасте особенно остро встает вопрос о направленности энергии, формировании творческой свободы и креативных способностей подростков (13-15 лет) на художественно-эстетическом уровне в соответствии с общечеловеческими идеалами, составляющими гармонию с внутренним миром вокалиста.

Следует отметить, что возрастной спектр участников эксперимента представляет интересную, наиболее трудную категорию, работа с которой и является важной составляющей образовательного звена в вокально-педагогической системе.

Во-первых, детско-юношеский период - это начальный этап развития творческой природы личности, ее исток и отправной пункт дальнейшего творческого роста вокалиста.

Во-вторых, в этом возрасте еще не отложились в такой степени, как у взрослых, штампы и стереотипы в мышлении, поведении и деятельности. Окружающая действительность не успела оставить грубых «отпечатков» в сознании детей и подростков. Поэтому на "чистом" и "первородном" материале возможно более четко и планомерно проследить этапы развития творческой свободы певца.

В-третьих, в детско-юношеском возрасте человек бывает более открытым и искренним в общении.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно заключить, что такой выбор возрастных категорий окажет положительное влияние на достоверность и репрезентативность результатов экспериментально-творческой работы.

Без сомнения, развитие творческой свободы личности вокалиста лучше начинать значительно раньше (с рождения или даже в период внутриутробной жизни плода) и продолжать до глубокой старости. К сожалению, кандидатская диссертация не позволяет охватить все возрастные категории. Мы выбрали лишь, на наш взгляд, наиболее ценные для исследования периоды развития личности.

Далее следует подчеркнуть, что в учебно-воспитательном комплексе №1804 и клубе "Ладога" наши занятия не были скованы рамками школьных программ и учебных планов. Вокально-образовательный процесс в экспериментальных группах осуществлялся в свободной от традиционных установок педагогической зоне. Необходимо отметить, что, если бы эксперимент проходил в музыкальной школе или школе искусств, было бы нужно работать в строгом соответствии с музыкально-эстетическими задачами данного учреждения.

Проводимая нами педагогическая работа в вокальных студиях на базе общеобразовательной школы и клуба, с одной стороны, являлась неотъемлемой составляющей целостной системы вокального обучения и воспитания, с другой, - позволяла осуществлять индивидуальный подход к певцам на основе разработанной нами экспериментальной методики.

Похожие диссертации на Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях