Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Кошелева Лидия Юрьевна

Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе
<
Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Кошелева Лидия Юрьевна. Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 136 c. РГБ ОД, 61:02-13/548-5

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Проблема обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству 11

1 . Смысл, значение, условия протекания процесса изобразительного творчества младших школьников 11

2. Пути руководства изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической литературе, программах по изобразительному искусству, театральной педагогике 35

Глава 2. Кукольный театр в преподавании изобразительного искусства в начальной школе 60

1. Проблемы преподавания изобразительного искусства как творчества в широкой педагогическою практике 60

2. Определение и обоснование принципа анимации, его значения на уроке изобразительного искусства в организации обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству : 82

3. Результаты, итоги, выводы применения принципа анимации на уроках изобразительного искусства в начальной школе 103

Общие выводы исследования 123

Список литературы 126

Введение к работе

Актуальность исследования обусловлена поисками нового мировоззрения, которое бы гармонизировало человека с миром, наполняло жизнь целью и смыслом. Обществом все больше осознается необходимость педагогики, в центре которой стоит личность ребенка. Многие ученые в основу педагогики ставят искусство как методологию человекознания, в результате чего педагогика из рационально-информативной превращается в смысловую, ценностную. Предметы искусства в этом случае призваны сыграть важную роль, создать основу не только эстетического, но и общего интеллектуального развития школьников.

Современные прогрессивные концепции преподавания изобразительного искусства в школе - стратегия художественного воспитания подкрепляется тактикой, то есть методами, которыми ведется преподавание изобразительного искусства. Но во многих общеобразовательных школах, вне зависимости от программы, методы преподавания изобразительного искусства, по-прежнему, традиционны и не всегда адекватны природе искусства.

Обучение языку пластических искусств - важнейшая задача воспитания художественной культуры учащихся как части духовной культуры должна осуществляться через творчество. Однако, на практике, обучение и творчество традиционно разъединяются.

Природа и смысл детского изобразительного творчества в разные годы исследовались такими учеными как Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, В. С. Щербаков, Н. П. Саку-лина, Е. С. Рожкова, С. Д. Левин, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов. Однако и в настоящее время, как много лет назад, мы встречаем в печати публикации о необходимости

опоры на творчество в школьном образовании, свидетельствующие об актуальности проблемы. Об этом пишут А. Г. Асмолов, Б. П. Юсов, Ю. А. Полуянов, Э. В. Гирусов, Е. Д. Никитин и многие Другие.

Современные исследования в области педагогики искусства обогатили практиков новыми прогрессивными теориями, концепциями, направленными на художественное развитие как неотъемлемую часть духовного развития личности.

А. А. Мелик-Пашаев считает, что в воспитании нужно исходить из признания ребенка уникальной личностью, которая не сформируется когда-то в будущем, а существует изначально и только нуждается в особых условиях, чтобы проявить себя. За подтверждением этого ученый предлагает обратиться к духовным учителям человечества, учениям веками накопленным как сокровищница духа.

Б. П. Юсовым разработана теория полихудожественного развития, разводящая понятия "воображение" и "творчество", в которой приоритет, ведущая роль отведена воображению, а цель художественного воспитания учащихся - духовное очищение и духовное возвышение.

Проблемы художественного творчества получили своеобразное разрешение в системе К. С. Станиславского, совершившего переворот не только в психологии творчества актера, но и в психологии художественного творчества.

В этой области значительные открытия принадлежат и М. А. Чехову, разработавшему новые пути развития воображения. Данные открытия в теории психологии и педагогики свой путь в образовании находят с трудом и освоены до настоящего времени общеобразовательной школой мало.

Урок изобразительного искусства, построенный в соответствии с современными прогрессивными концепциями преподавания этого предмета, направленными, в конечном счете, на формирование духовной культуры школьников, предполагает его организацию по законам театрального искусства. Об этом пишут такие ученые, как Б. М. Неменский, Л. Б. Рылова, Н. Н. Фомина, Т. А. Копцева.

Вместе с тем, программы театрального воспитания школьников, имеющие своей сутью переосмысление учебно-воспитательного процесса по законам театрального искусства А. П. Ершовой, В. М. Букатова, Т. Г. Пеня, И. А. Генераловой и ряд других не трансформированы к преподаванию изобразительного искусства, где бы они получили своеобразное звучание.

Возможности кукольного театра, понимаемого как искусство оживающей материи в развитии воображения, творческих способностей школьников исследовались рядом авторов, в том числе М. А. Разбаш, Ф. 3. Файнштейн, однако проблема значения театра кукол для преподавания изобразительного искусства в школе остается до настоящего момента неизученной.

Определение сути кукольного театра как ожившего изобразительного искусства позволяет нам предположить продуктивной идею преподавания изобразительного искусства, "оживающего" в действии, погружении в атмосферу - выразительных средствах театрального искусства, что даст возможность обнаружить глубокое внутреннее родство искусств (жеста и линии, цвета и звука, формы и движения), подключить к разрешению проблемы пробуждения творческой активности синтез искусств.

Анализ практики преподавания изобразительного искусства в
школе, проведенный нами, доказывает необходимость освое-

ния новых подходов для реализации идеи обучения в единстве с творчеством. Вышеперечисленные противоречия и обусловили наш выбор проблемы исследования.

Предлагаемое диссертационное исследование направлено на выявление и обоснование нового принципа обучения изобразительному искусству, позволяющего учителю реально осуществлять идеи обучения языку пластических искусств как творчеству, определения его значения в художественном развитии учащихся.

Цель исследования: определение теоретической основы обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе, обоснование принципа анимации, построенного на законах театрального искусства, выявление его роли в художественном развитии учащихся.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников языку пластических искусств как творчеству на уроках изобразительного искусства.

Предмет исследования: принцип "оживления" {анимации) в процессе обучения языку пластических искусств как творчеству на уроках изобразительного искусства в начальной школе.

Задачи исследования:

изучить постановку проблемы смысла, значения, условий протекания процесса детского изобразительного творчества в философской, психологической, педагогической литературе;

выявить наиболее эффективные пути руководства изобразительным творчеством младших школьников, наиболее прогрессивные концепции и программы руководства детским изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической ли-

тературе, программах по изобразительному искусству, театральной педагогике;

выявить и проанализировать проблемы преподавания изобразительного искусства в широкой педагогической практике и определить наиболее целесообразные пути их разрешения;

определить и обосновать принцип анимации, построенный на законах театрального искусства, направленный на обучение младших школьников языку пластических искусств как творчеству, выявить его роль в художественном развитии учащихся;

апробировать принцип анимации в практике преподавания изобразительного искусства в школе.

Гипотеза: идея обучения языку пластических искусств как творчеству реализуется, если теоретической основой преподавания изобразительного искусства является принцип анимации.

Методологическая основа исследования: Философский взгляды Д. Андреева, центральные идеи систем воспитания актера К. С. Станиславского, М. А. Чехова, личностный подход к воспитанию и обучению А. А. Мелика-Пашаева, основные идеи психологии творчества Л. С. Выготского, теория полихудожественного развития Б. П. Юсова, концепция "Приобщения к мировой художественной культуре" Б. М. Неменского, основные идеи театрального воспитания А. П. Ершовой, В. М. Букатова.

Методы исследования: изучение и анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по проблеме исследования, анализ уровня освоения языка пластических искусств в зависимости от методов преподавания изобразительного искусства в школе, обобщение личного педагогического опыта

диссертанта в качестве учителя изобразительного искусства в школе, эксперимент, опросы, беседы, наблюдения, анализ детских творческих работ.

База исследования: общеобразовательные школы № 7, 20 г. Абакана, школы № 2 п. Усть-Абакан, Хакасский ИПК.

Научная новизна исследования; - изучена постановка проблемы смысла, значения, условий протекания процесса детского изобразительного творчества в литературе по проблеме исследования;

- выявлены наиболее эффективные пути руководства изобра
зительным творчеством младших школьников, которые заключены
в: теории полихудожественного развития Б. П. Юсова, концепции
"Приобщения к мировой художественной культуре Б. М. Йемен
ского, теории театрального воспитания школьников" (А. П. Ершо
ва, В. М. Букатов).

- выявлены и проанализированы проблемы преподавания
изобразительного искусства как творчества в широкой педагогиче
ской практике;

выявлен наиболее целесообразный путь их разрешения, состоящий в осознании учителем своей роли с позиций театральной педагогики как режиссера и актера на уроке, приобщении учителя к театральной культуре;

определена теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству: обоснован принцип обучения изобразительному искусству в начальной школе, построенный на законах театрального искусства, выявлена его роль в художественном развитии учащихся;

выявлены параметры оценки уровня освоения языка пластических искусств в единстве с общим художественным развити-

ем - 'творческая активность" и "грамотность", уровни художественного развития в восприятии искусства, которые использовались при подведении итогов эксперимента, показавшего эффективность принципа анимации для освоения языка пластических искусств как творчества.

Практическая значимость исследования:

Практика показала, что предложенный принцип преподавания изобразительного искусства может быть использован на уроках чтения, литературы, музыки, мировой художественной культуры, во внеклассной работе, на курсах повышения квалификации учителей в ИПК, на художественных факультетах педагогических институтов.

Достоверность и обоснованность выводов исследования:

обеспечивается значимостью исходных теоретических и методических позиций, тщательностью теоретической и экспериментальной проработки результатов исследования, успешностью практической работы диссертанта в качестве учителя-экспериментатора и подтверждается данными, полученными при изучении педагогического опыта учителей Хакасии, которые использовали наши подходы и получили аналогичные положительные результаты.

Апробация исследования: осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной, работы, в выступлениях на научно-практических конференциях в г. Абакане в 1991-1999 г.г., лекциях перед учителями разных категорий. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики ХГУ, лаборатории театра ИХО РАО.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в процессе чтения лекций для слушателей разных категорий и в процес-

се проведения многочисленных семинаров на базе экспериментальных классов, внедрены в нескольких школах республики Хакасия, освещены на страницах методического журнала "Поиск", в сборниках научно-методических материалов "Интеграция искусств на уроках в начальной школе", "Гуманистические основы современной образовательной парадигмы: теория и практика", "Развитие образовательного процесса: опыт, проблемы, перспективы", брошюре «Взаимопроникновение искусств в процессе преподавания музыки и изобразительного искусства в школе».

. Смысл, значение, условия протекания процесса изобразительного творчества младших школьников

Проблема исследования содержит два аспекта: задачу обучения языку пластических (изобразительных) искусств и развития изобразительного творчества, рассматриваемые в неразрывной связи. Возраст учащихся определен нами от 7 до 10 лет (младший школьный).

Рассмотрим, прежде всего, относительно данного возраста проблему развития изобразительного творчества, принимая во внимание и еще одно условие исследования - рамки урока изобразительного искусства в начальной школе.

Необходимо отметить, что проблема преподавания изобразительного искусства как творчества, воспитание и художественное образование в творчестве, остается на протяжении длительного времени в числе самых актуальных и трудных в художественной педагогике.

В 1844 году вышли "Очерки истории рисования как общего предмета" Г. А. Гиппиус. Впервые капитальный труд был посвящен рисованию как общеобразовательному предмету и охватывал общетеоретические вопросы педагогики и изобразительного искусства, вопросы методики преподавания рисования.

В данном пособии его автором ставился актуальный для того времени вопрос: "Обучение рисованию есть искусство, и требует человека, знающего дело. Такой человек старается не только упражнять детей, но и возбуждать их деятельность применительно к духовной потребности каждого воспитанника, нисколько не упуская из вида общности преподавания" [121, 66].

Не менее актуальной проблема преподавания изобразительного искусства и творчества предстает в 1913 году, когда Петербургское общество учителей рисования обратилось с докладной запиской в совет Академии художеств, прося выразить свое отношение к спорам между представителями геометрального и натурального методов преподавания: "Принимая во внимание, что успешность обучения рисованию зависит главным образом от применяемым при этом методов... в этой области в настоящее время происходит крупный переворот... основные принципы современной школы - развитие творческих сил и самостоятельности... " [121, 37].

В течение последующих лет проблеме изобразительного творчества детей были посвящены работы таких известных ученых, как Л. С. Выготский, А. В. Бакушинский, Г. В. Лабунская, В. С. Щербаков, С. Д. Левин, Н. П. Сакулина, Е. Е. Рожкова, Е. И. Игнатьев, А. А. Мелик-Пашаев, Б. П. Юсов и многих других.

В последнее годы на страницах педагогических изданий мы встречаем публикации о необходимости опоры на творчество в школьном образовании, по-прежнему, свидетельствующие об актуальности данной проблемы. Так А. Г. Асмолов считает, что педагогике еще только предстоит стать "смысловой, понимающей", что невозможно без единства обучения и творчества, и такая педагогика станет "той сферой, где рождаются ценностные и целостные миры" [8].

Пути руководства изобразительным творчеством на уроках изобразительного искусства в начальной школе в методической литературе, программах по изобразительному искусству, театральной педагогике

Проанализировав основной для нашего исследования вопрос важнейших закономерностей, условий возникновения и протекания процесса изобразительного творчества младших школьников, мы определили, что он в большой степени достигается атмосферой урока изобразительного искусства. Мы выявили глубинный смысл понятия атмосфера (М. А. Чехов, Д. Андреев).

Известно, что атмосфера - в окружении человека и она воспринимается непосредственно чувствами. Атмосферу создает и человек своими действиями. Это означает, что урок изобразительного искусства, где во главу угла ставится творчество учащихся, должен быть организован по законам театрального искусства. Подобная мысль высказывается рядом авторитетных ученых: Б. М. Неменским, Л. Б. Рыловой, Т. А. Копцевой, Н. Н. Фоминой.

Это побудило нас обратиться к современной театральной педагогике, тем теориям, программам, которые в этой области в настоящий момент созданы. Театральная педагогика в целом определенным образом преломляет средства, возможности искусства театра для решения самых разнообразных задач обучения и воспитания. Мы же пытались, вооружившись ее методами, рассмотреть пути решения важнейших задач предмета "Изобразительное искусство", согласно наиболее прогрессивным концепциям и программам, акцентируя внимание на решении задачи обучения школьников языку пластических искусств.

Вполне логичным было наше обращение к искусству кукольного театра, которое по своей сути - "ожившее" изобразительное искусство (Н. И. Смирнова, М. М. Королев). В последние года создан ряд программ (преимущественно - студийных или кружковых) для занятий детьми этим видом искусства авторов: М. А. Разбаш, Н. Ш. Владимировой, А. Я. Михайловой, Ф. 3. Файнштейн, Е. А. Плотниковой. Обращение педагогики к искусству кукольного театра закономерно и обусловлено многими причинами, считают данные педагоги, а именно:

- игры в кукольный театр оказываются деятельностью, психологически близкой детям, являются той стихией, в которой ребенок пребывает с детства;

- игры в кукольный театр побуждают ребенка самого придумывать, создавать игрушки, развивая творческое начало;

- кукольный театр предоставляет безграничные возможности для эксперимента, творчества, поскольку позволяет из всего делать все - таковы законы существования этого искусства.

Кукольный театр самым положительным образом влияет на развитие детей:

- действия с куклой развивают способность к идентификации с другими людьми, объектами природы, а это - возможность глубже понять себя и мир (В. С. Мухина) ;

- вследствие двигательной активности, подвижности детей в игре, развивается их чувственная, эмоциональная сфера ;

- развивается творческая активность ребенка вследствие возможности "спрятаться" за куклу, действуя от ее имени, выступая не только перед зрителем непосредственно, а под "защитой" ширмы.

Проблемы преподавания изобразительного искусства как творчества в широкой педагогическою практике

Анализируя процесс изобразительного творчества младших школьников , мы неизбежно говорим о педагогическом творчестве как организующем и направляющем начале. Рамки урока изобразительного искусства таковы, что деятельность ученика оказывается во власти учителя и вследствие этого носит либо творческий характер, либо репродуктивный, подражательный. Смысл творчества учителя в том, чтобы развивать и пробуждать творчество детей.

Н. Д. Никандров и В. А. Кан-Калик справедливо отмечали: "Сотворчество - непременное условие эффективности педагогического процесса. Это, казалось бы, элементарно. Но в живую практику школ сотворчество входит с трудом... " [55, 55].

Это подтверждают и проведенные нами на территории республики Хакасия исследования, направленные на определение уровня художественного развития школьников во взаимосвязи с методами преподавания изобразительного искусства.

Художественные знания, умения, навыки (уровень освоения языка пластических искусств) - лишь один из элементов художественной культуры (развития) учащихся, без которой, однако, не имеет смысла говорить о других ее элементах. Формально уровень освоения языка пластических искусств, по сравнению с другими характеристиками художественного развития, легче фиксируется, измеряется, однако, в целом, "оценивание произведений детского творчества - один из самых сложных моментов в художественной педагогике" [ПО].

Понимая художественные знания, умения и навыки учащихся как освоенные ими приемы, понятия ("ставшие своими"), мы ставили целью выявить не формально усвоенные художественные понятия и способность как-то ориентироваться в области признанных художественных авторитетов, мы выясняли круг художественных знаний, умений и навыков, необходимых школьнику для выражения своих чувств и мыслей.

В рамках принятой нами в исследовании за основу концепции ("Приобщение к мировой художественной культуре" Б. М. Йеменского) имеет смысл говорить только об имеющих личностный смысл художественных знаниях детей и только в этом случае они имеют значение для художественной культуры учащихся как части их духовной культуры. Техническая сторона детских работ, таким образом, (заполнение листа, выбор формата, передача пространственных планов и т. п.) интересовала нас не сама по себе, а лишь в связи с личностным смыслом, вкладываемым в тот или иной прием для выражения того или иного замысла. А это означает, что мы оценивали все четыре составляющие художественной культуры учащихся: художественные знания, умения и навыки как выражение творческой активности, эстетического отношения и интереса к искусству.

Данные показатели рассматривались:

- в контексте общего художественного развития младших школьников,

- в нескольких видах художественной деятельности (воспри ятии искусства, разных видах изобразительной деятельности),

- в разных условиях преподавания (сельские, городские школы), учителей с разным опытом преподавания по разным программам: "Изобразительное искусство и художественный труд", традиционная программа "Изобразительное искусство").

Мы стремились форму наших исследований (устный и письменный опрос, беседа, контрольные задания) сделать привлекательной, вызвать интерес, создавая атмосферу, располагающую к общению. Это достигалось предоставлением возможности выбора материалов (можно работать теми из них, которые привычны, больше нравятся), внимательным выслушиванием детей, отсутствием запретов, высоким качеством демонстрируемых материалов (слайдов или репродукций).

Письменный или устный опрос и контрольное практическое задание проводились в форме урока одним и тем же исследователем.

При определении художественного развития школьников в восприятии искусства использовалась репродукция картины И. Грабаря "Февральская лазурь" - произведение яркое, образное ("апогей" в искусстве) , вместе с тем хрестоматийное, известное детям по учебнику чтения .При этом вопросы к нему могли быть для детей непривычными, неожиданными:

Изображен ли на картине сам художник?

Как художник выразил свое отношение к природе?

Нравится ли что-нибудь тебе в этой картине особенно?

Похожие диссертации на Теоретическая основа обучения языку пластических искусств как творчеству в начальной школе