Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Нестерова, Ксения Валерьевна

Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков
<
Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Нестерова, Ксения Валерьевна. Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Нестерова Ксения Валерьевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т].- Екатеринбург, 2011.- 190 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1629

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца

1.1. Современный танец как многофункциональный феномен культуры 14

1.2. Развитие творческой индивидуальности как психолого-педагогическая проблема 40

1.3. Творческая индивидуальность подростка в современном танце 64

Выводы по первой главе 82

Глава 2. Опытно-поисковая работа по развитию творческой индивидуальности подростков средствами современного танца

2.1 Начальная диагностика развитости творческой индивидуальности подростков (констатирующий этап опытно-поисковой работы) 84

2.2. Реализация методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе занятий современным танцем (формирующий этап опытно-поисковой работы) 103

2.3 Итоговая диагностика развитости творческой индивидуальности подростков (итоговый этап опытно-поисковой работы)

Выводы по второй главе 136

Заключение 139

Библиография 141

Приложения 161

Введение к работе

Актуальность исследования. В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (от 17.12.2010 г.) отмечено, что изучение предметов образовательной области «Искусство» наряду с решением ряда задач должно обеспечить осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности, развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Согласно этому документу в современной педагогической практике ведущими становятся процессы развития индивидуальности ребенка, что предполагает включение учащихся в различные виды деятельности с учетом индивидуальных особенностей, раскрытие их творческого потенциала как в учебной, так и во внеучебной работе (С.Г. Абрамова, А.В. Бояринцева, О.С. Гребенюк, Т.Б. Гребенюк, Н.Б. Крылова, В.И. Слободчиков и др.).

Индивидуальность наиболее интенсивно начинает развиваться в подростковом возрасте, когда происходит дальнейшее развитие самосознания, специфической чертой которого являются размышления индивида о самом себе, о своих качествах и свойствах. У подростка, в отличие от младшего школьника, возникает интерес к собственной личности, к своему внутреннему миру, обнаруживается стремление к утверждению собственного Я и самовыражению (Э.А. Голубева, Е.П. Ильин, В.С. Мерлин, И.И. Резвицкий, В.М. Русалов).

Часто подростки пытаются самовыражаться в художественном творчестве при освоении разных видов художественной деятельности. Педагоги-практики замечали, что учащиеся стремятся не только овладеть техникой какой-либо творческой деятельности, но и художественными стилями, способами собственного отображения мира в искусстве. У подростка проявляется феномен авторства, что дает право говорить о развитии у него творческой индивидуальности, которая понимается многими авторами как интегративное качество творческой личности (З.Н. Новлянская, А.А. Мелик-Пашаев, Т.Г. Пузыни, В.И. Слободчиков и др.).

Одним из древнейших видов искусства, обращение к которому поможет решить поставленные задачи развития личности, индивидуальности, раскрытия творческих способностей, является танец. В настоящее время наблюдается подъем интереса к танцевальному искусству: появляются новые танцевальные направления, наблюдается интеграция танца с практической психологией и психотерапией (танцевальная терапия), с кино (видеоданс). Следует отметить, что введение танца в учебный план общеобразовательной школы не предполагается, однако возможна организация занятий танцем в рамках дополнительного образования на базе школы, поскольку внеучебная деятельность учащихся организуется на основе вариативной составляющей базисного учебного плана, позволяющей в полной мере реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

В психолого-педагогической литературе проблема развития творческой индивидуальности в рамках дополнительного образования рассматривалась многими авторами (Т.В. Архангельская, Р.У. Богданова, А.В. Гришина, Н.Д. Куланина, Л.М. Митрофанова, И.И. Моногарова, Н.А. Нефедова, Е.А. Семенова и др.). При этом в качестве возможных средств развития творческой индивидуальности школьников предлагаются: арт-терапия, овладение искусством клоунады, иностранным языком, декоративно-прикладная и музыкально-творческая деятельность. Учитывая стремление подростков к самопознанию, самоидентификации, самовыражению, в качестве средства развития творческой индивидуальности мы выбрали современный танец, главной функцией которого является экспресссивная функция или функция самовыражения (М. Вигман).

Исследования в данной области сосредоточены на изучении движения в современном танце как средстве выражения внутреннего состояния танцовщика и хореографа и создания индивидуальной хореографической лексики (И.А. Борзенко, Т.Ю. Кулешова, В.Ю. Никитин, Л.В. Шульман, М.Н. Юрьева и др.). Предлагаемые методы, приемы, формы работы рассчитаны, как правило, на подготовку профессиональных танцовщиков, учащихся специализированных школ искусств. Изучение современного танца в таких образовательных программах является одним из разделов наряду с историко-бытовым, народным и классическим танцем.

Исследователями отмечается, что особенностью современного танца является так называемая «исследовательская направленность», под которой подразумевается целенаправленное изучение каждым танцующим возможностей и особенностей собственного тела, эмоциональной сферы, в процессе импровизации поиск выразительных средств, наиболее адекватных данному человеку (Т.Ю. Кулешова, В.Ю. Никитин, О.А. Сорокина, Л.В. Шульман, Г.С. Фешкова и др.).

Вышеупомянутое позволяет говорить о том, что современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков имеет большой педагогический потенциал, но в общем образовании это последовательно не учитывается.

Таким образом, можно утверждать, что в педагогической науке и педагогической практике существуют противоречия:

– между требованием современной педагогической науки к развитию индивидуальности каждого обучающегося и недостаточной реализацией этих требований в системе дополнительного образования общеобразовательной школы;

– между потребностью в развитии творческой индивидуальности каждого школьника средствами искусства и малой востребованностью общеобразовательной школой такого вида искусства, как танец;

– между возможностью применения современного танца для развития творческой индивидуальности подростков и недостаточной разработанностью методики обучения современному танцу в системе дополнительного образования общеобразовательной школы.

Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в необходимости создания и обоснования методики развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.

Проблема исследования обусловила выбор темы: «Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков».

Цель исследования – теоретическое обоснование и разработка методики развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.

Объект исследования – процесс обучения подростков современному танцу в системе дополнительного образования общеобразовательной школы.

Предмет исследования: развитие творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.

Гипотеза исследования. Развитие творческой индивидуальности подростков будет эффективным, если:

– выявить возможности каждого из направлений современного танца (релиз, импровизация, контактная импровизация, соматик), позволяющие проявляться индивидуальности исполнителя в эмоциональной и двигательной выразительности (пластике), импровизационности, креативности;

– использовать современный танец как средство индивидуального выражения, особенностью которого является «исследовательская направленность», предполагающая изучение каждым школьником возможностей и особенностей собственного тела и эмоциональной сферы, в процессе импровизации поиск выразительных средств, наиболее адекватных данному человеку;

– разработать методику развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца, реализуемую поэтапно и включающую методы, формы и комплекс упражнений, способствующий снятию мышечных зажимов, раскрепощению (релиз), проявлению творческого начала в танцевальной деятельности, развитию умения работать с партнером (импровизация, контактная импровизация), наблюдению за изменениями, происходящими в теле, за дыханием, эмоциями и выбору танцевальной лексики для художественного воплощения идеи в танце (соматик).

В соответствие с целью, предметом и гипотезой исследования определены следующие задачи:

1. На основе анализа научной литературы уточнить понятия: «современный танец» и «творческая индивидуальность подростка в современном танце».

2. Обосновать целесообразность использования современного танца для развития творческой индивидуальности подростков.

3. Разработать методику развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу, определив этапы ее реализации, методы, формы, содержание включенного в методику комплекса упражнений.

4. В опытно-поисковой работе проверить результативность разработанной методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теории развития личности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А. Маслоу и др.), концептуальные положения о творчестве как высшей цели индивидуального саморазвития (Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, А.Н. Лук, Я.А. Пономарев, М.Г. Ярошевский), теории развития творческой личности (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Д. Гилфорд, В.Т. Кудрявцева, А.М. Матюшкин, А.А. Мелик-Пашаев и др.), теории, отражающие специфику индивидуальности человека (А.Г. Асмолов, Л.С. Выготский, И.С. Кон, В.С. Мерлин, И.И. Резвицкий, Л.И. Рувинский, В.М. Русалов, В.П. Тугаринов и др.), теории эстетического воспитания (Э.Ж-Далькроз, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, К. Орф, Р. Штайнер и др.), методики обучения и воспитания профессионального танцовщика (Н.Г. Александрова, Л.Д. Блок, А.Я. Ваганова, В.Ю. Гиглаури, М. Грэхам, Э.Ж. Далькроз, Т.М. Дубских, М. Каннингхэм, В.Ю. Никитин, С.Д. Руднева, Н.Е. Шереметьевская и др.), теории взаимосвязи танца и движения (Ф. Дельсарт – теория выразительного жеста, Э.Ж-Далькроз – теория связи движения и ритма, Р.Фон Лабан – теория танцевального жеста для анализа и описания всех пластико-динамических характеристик движения), идеи педагогов-хореографов, деятелей в области современного танца в России о развивающем потенциале современного танца (Г. Абрамов, Т. Баганова, А.Е. Гиршон, А. Доний, А. Кукин, Н. Огрызков, Е. Панфилов, А. Пепеляев, О. Петров, С. Смирнов, Л. Шульман).

Сочетание теоретико-методологического исследования с решением задач практического характера обусловило выбор методов исследования, включающих:

теоретические: анализ психолого-педагогической, культурологической и литературы по танцу, анализ базовых понятий исследования, обобщение, классификация, прогнозирование;

эмпирические: педагогическое наблюдение, беседа, тестирование, опытно-поисковая работа.

Организационной базой исследования явился танцевальный коллектив «Соло» Муниципального общеобразовательного учреждения «Лицей №1» г. Шадринска, Курганской области. Всего в опытно-поисковой работе принимало участие 60 подростков.

Исследование осуществлялось в три этапа в период с 2007 по 2011 гг.

На констатирующем этапе (2007 – 2008 гг.), изучалась и анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература, материалы по теории и истории танца, а также его современным направлениям, на основе которых уточнялись теоретические положения исследования, его цели и задачи, осуществлялось понятийно-терминологическое обеспечение темы исследования, изучался педагогический опыт, велась разработка методики развития творческой индивидуальности на занятиях современным танцем.

На формирующем этапе (2008 – 2010 гг.) осуществлялось внедрение методики, направленной на развитие творческой индивидуальности подростков средствами современного танца.

На контрольном этапе (2010 – 2011 гг.) производился анализ, обработка, обобщение и интерпретация данных, полученных в результате исследования, формулировались выводы, осуществлялось оформление опытно-поисковой работы.

Научная новизна исследования.

1. Доказано, что современный танец является средством индивидуального выражения и обеспечивает самопознание в результате целенаправленного изучения возможностей своего тела, особенностей эмоциональной сферы, самовыражение, которое заключается в импровизационном поиске наиболее адекватных для обучающегося выразительных средств в танце, самопрезентацию в результате создания субъективно нового художественного продукта, развитие творческих способностей, проявляющееся в переносе полученных знаний на другие виды художественной деятельности. Современный танец обеспечивает повышение уровня развития творческой индивидуальности подростков.

2. Разработана и обоснована методика обучения современному танцу подростков, реализуемая в три этапа: 1) подготовительный, на котором начинается формирование танцевальной лексики (языка танца); 2) интенсивного включения в танцевальную деятельность, на котором происходит творческая обработка ранее изученного материала в результате импровизационной деятельности; 3) творческого самовыражения (самопрезентации), на котором создается субъективно новый художественный продукт (миниатюра, спектакль, перформанс).

3. Выявлены методы (игра, ролевая игра, игры с предметом, со звуком, цветом, линией, формой, эмоционально-ассоциативный метод работы с произведением искусства, диалог с художественным текстом, метод придумывания, методы «Если бы…», «Книга», «Аналогия», метод гиперболизации, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, видеоанализ и другие), формы (урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», стажировка, урок-лекция с просмотром видеоматериалов, перформанс, мастер-класс, индивидуальная работа педагога с наиболее успешными учениками, постановка танцевальных спектаклей, индивидуальные постановки участников танцевального коллектива) развития творческой индивидуальности подростков; разработаны упражнения (упражнения на развитие мышечного чувства, двигательной и мимической выразительности, воображения; упражнения на развитие импровизационных способностей, пространственного мышления, умения выстраивать танцевальную композицию; упражнения для непосредственного изучения базовых движений современного танца – обогащение танцевальной лексики и др.), направленные на развитие творческой индивидуальности подростков.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

1. Уточнено понятие «творческая индивидуальность подростка в современном танце» – это актуализация подростка в субъективно новом художественном продукте (танцевальная миниатюра, спектакль, перформанс) как результате художественной деятельности.

2. Уточнено понятие «современный танец». Это направление хореографического искусства и вид художественной деятельности, который включает взаимосвязь индивидуальной двигательной и эмоциональной выразительности (пластики), импровизационности и креативности, приводит к созданию средствами движения субъективно нового художественного продукта, обеспечивающего выражения внутреннего состояния танцовщика, и не опирается на заранее определенную хореографическую нотацию (запись танца).

3. Обоснованы возможности современного танца для развития творческой индивидуальности подростков, заключающиеся в изучении каждым ребенком специфики собственного тела, особенностей эмоциональной сферы, в поиске в процессе импровизации выразительных средств, наиболее адекватных данному человеку.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке авторской программы для занятий современным танцем с подростками в системе дополнительного образования общеобразовательной школы, методического пособия для педагогов-хореографов «Творческая мастерская: приемы импровизации на занятиях современным танцем»; в подборе хореографического материала для творческих танцевальных занятий, в компоновке комплекса диагностических процедур.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечиваются теоретико-методологическими позициями, использованием комплекса теоретических и эмпирических методов на всех этапах исследования, адекватных объекту, предмету, цели и задачам исследования, результатами опытно-поисковой работы.

Апробация результатов исследования осуществлялась посредством публикаций результатов исследования в научных вестниках, сборниках и журналах, в том числе включенных в реестр ВАК РФ (Шадринск, 2006; 2010; Курган, 2007; 2011; Москва – Шадринск, 2008; Санкт-Петербург, 2010; Москва, 2010; 2011; Челябинск, 2011); участия в международных и Всероссийских научно-практических конференциях (Москва – Шадринск, 2007; Саратов, 2009; Москва – Шадринск – Петропавловск, 2009; Новосибирск, 2010; Шадринск, 2010, 2011; Екатеринбург, 2011; Челябинск, 2011), выступлений на методических объединениях и семинарах на базе МОУ «Лицей №1», Института повышения квалификации работников образования г. Челябинск, обобщения педагогического опыта в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» (Курган, 2006), участия в региональном конкурсе научных работ (Курган, 2011), где работа автора получила первое место.

Внедрение в образовательный процесс методики развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца осуществлялось в процессе проведения автором настоящего исследования танцевальных занятий в МОУ «Лицей №1» г. Шадринска Курганской области, выступлений на семинарах по творческому развитию детей (г. Шадринск, Челябинск, Курган).

Положения, выносимые на защиту.

1. Творческая индивидуальность подростка развивается в процессе занятий современным танцем, проявляется в своеобразной, неповторимой эмоциональной и двигательной выразительности (пластике), импровизационности, креативности и выражается в актуализации себя в субъективно новом художественном продукте (танцевальная миниатюра, спектакль, перформанс) в результате художественной деятельности.

2. Современный танец – это направление хореографического искусства и вид художественной деятельности, который включает взаимосвязь индивидуальной двигательной и эмоциональной выразительности (пластики), импровизационности и креативности, приводит к созданию средствами движения субъективно нового художественного продукта, обеспечивающего выражения внутреннего состояния танцовщика, и не опирается на заранее определенную хореографическую нотацию (запись танца).

3. Методика развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу включает последовательно реализуемые этапы: подготовительный, интенсивного включения в танцевальную деятельность, творческого самовыражения (самопрезентации).

4. Реализация методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу предполагает использование следующих методов: игра, ролевая игра, игры с предметом, со звуком, цветом, линией, формой, эмоционально-ассоциативный метод работы с произведением искусства, диалог с художественным текстом, метод придумывания, методы «Если бы…», «Книга», «Аналогия», метод гиперболизации, «мозговой штурм», метод контрольных вопросов, видеоанализ и другие, – форм: урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», стажировка, урок-лекция с просмотром видеоматериалов, перформанс, мастер-класс, индивидуальная работа педагога с наиболее успешными учениками, постановка танцевальных спектаклей, индивидуальные постановки участников танцевального коллектива, – комплекса упражнений: упражнений на развитие мышечного чувства, двигательной и мимической выразительности, воображения; упражнений на развитие импровизационных способностей, пространственного мышления, умения выстраивать танцевальную композицию; упражнений для непосредственного изучения базовых движений современного танца – обогащение танцевальной лексики и другие.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.

Развитие творческой индивидуальности как психолого-педагогическая проблема

В настоящее время внимание философов, психологов и педагогов все более привлекает проблема индивидуальности, путей развития творческой индивидуальности, вопросы индивидуализации процесса воспитания и обучения, поскольку только то образование можно назвать гуманным, которое имеет развивающий индивидуальный характер.

Основатели научной школы «Педагогика индивидуальности» О.С. Гребенюк и Т.Б. Гребенюк отмечают, что «современная педагогика, делая акцент на воспитании только личности, упускает самого человека, его неповторимость и уникальность. Чтобы преодолеть данный пробел, необходимо уделить должное внимание проблемам развития индивидуальности человека, ориентировать общество на культивирование не только личностных качеств, но и индивидуальных» [67, с. 245].

У наших предков, живших в эпоху формирования человеческого общества, отсутствовала индивидуальность как таковая, это явление возникает в период разложения родоплеменных отношений и становления классового общества, когда отдельный индивид выделяет из окружающей среды не только свое физическое Я, но и свой внутренний мир, когда он осознает себя в качестве самостоятельного и неповторимого существа [158].

Проблема развития индивидуальности не нова в науке. Теоретическое ее осмысление связано с именами древнегреческих мыслителей, прежде всего Демокрита и Левкиппа, которые понимали индивидуализацию как принцип, лежащий в основе философского объяснения бытия. Именно введенное ими понятие «атом» явилось отправным пунктом формирования понятия «индивидуальность».

Понятие «индивид» (впервые введено в научный оборот Цицероном (106 — 43 до н.э) как латинский аналог греческого термина «атом») обозначает отдельно взятого представителя человеческого рода, общества, народа, класса, социальной группы, как своеобразного социального атома, то есть далее принципиально неразложимого элемента бытия социума.

Проблема индивидуальности в науке ставится в эпоху Возрождения (XIV — XVT вв.), когда обнаруживается ценность самобытности и уникальности каждого человека, провозглашается его право на индивидуальное самосознание, на собственную индивидуальную жизнь [157, с. 13]. Так, Пикко де Мирандолла пишет: "Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире... ты сам, свободный и славный мастер, сформировал себя в образе, который ты предпочтешь" [137, с. 27]. Человек, по мнению мыслителей этой эпохи, выступает, прежде всего, как прекрасная и совершенная индивидуальность, творческое существо.

В настоящее время термин «индивидуальность» рассматривается представителями различных наук. Под индивидуальностью в философии понимают неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека [197, с. 206], а также своеобразное сочетание в человеке природного и социального [136, с. 159].

Опираясь на данное определение, ученые дают разнообразные трактовки понятию «индивидуальность», что говорит о широте, многообразии возможных подходов: так, С.Л. Рубинштейн, Т.Ф. Базылевич и В.М. Русалов рассматривают индивидуальность как целостную характеристику совокупности всех ее компонентов, используя понятие «целостная индивидуальность»; А.В. Брушлинский предлагает термин «субъектно-деятельностная индивидуальность», указывая, что индивидуальность может проявиться только в определенной деятельности [85]; Э.А. Голубева изучает индивидуальность как функциональную систему, имеющую четкую организационную структуру [72]; термин B.C. Мерлина «интегральная индивидуальность» подразумевает синтез свойств организма, свойств индивида и особенностей психических процессов. По мнению ученого, интегральная индивидуальность - это не совокупность особых свойств, отличная или противо 42 положная другой совокупности, обозначаемой как характеристика типичности человека. Интегральная индивидуальность - это особый, выражающий индивидуальное своеобразие характер связи между всеми свойствами человека [120].

Ряд ученых (Г.М. Гак, И.С. Кон, В.П. Тугаринов) понимают под индивидуальностью неповторимость, уникальность человека при его сравнении с другими людьми. Однако И.И. Резвицкий утверждает, что сведение ее только к неповторимости и уникальности значительно обедняет научный анализ феномена; любая индивидуальность, по его мнению, выступает, прежде всего, как что-то единичное, хотя определение индивидуальности только через единичность является ее формальной характеристикой, не связанной с ее содержательным анализом [158].

Большое внимание проблеме индивидуальности человека уделял в своих работах Б.Г. Ананьев. Он утверждал, что индивидуальность является относительно закрытой системой и представляет собой уникальное сочетание всех свойств человека как индивида и личности. Наиболее адекватный термин для обозначения данного явления, по мнению ученого, — «комплексная индивидуальность», которую можно раскрыть через интеграцию всех свойств человека как индивида, как субъекта деятельности и как личности, где личность является «вершиной» структуры психологических свойств, а индивидуальность - «глубиной» личности [85, с. 212].

Этой же точки зрения придерживается и философ И.И. Резвицкий, понимая целостность индивидуальности как взаимосвязь общего, особенного и единичного в человеке. По его словам, индивидуальность включает в себя: общие черты, свойственные индивиду как представителю биологического вида и человеческого общества; особенные признаки, которые присущи ему как члену определенной общественно-экономической формации; единичные признаки, обусловленные специфичностью его биологической организации и социальной микросреды. Эти черты и свойства, взятые в их внутренней взаимосвязи и целостности, образуют индивидуальность человека, характеризуют его как конкретное существо [157].

Творческая индивидуальность подростка в современном танце

Выделение подросткового возраста как особой возрастной ступени в становлении человека произошло во второй половине ХТХ в. в промышленных развитых странах. С тех пор подростковый возраст, проблемы подростков стали центром внимания многих ученых: психологов, медиков, педагогов, культурологов, социологов.

Подростковый возраст - это качественно новый этап в формировании индивидуальности. Многочисленные факты, взятые из жизни подростков, свидетельствуют о том, что именно на этом этапе происходит образование собственно индивидуальности [158].

Особенность психологического состояния подросткового возраста связана с двумя «переломными» моментами: психофизиологическим - половым созреванием (внутренними гормональными, физиологическими и эмоционально-чувственными, влекущими за собой телесные изменения, половое влечение), и созреванием социальным - конец детства, проявляющийся в тенденции к обособлению и от мира детства, и от мира взрослых, к созданию своего собственного мира сверстников.

С точки зрения физиологии, особенностью этого периода является интенсивность и неравномерность развития и роста организма - «пубертатный скачок», что определяет значительную индивидуальную вариативность темпов развития.

Одиннадцать — двенадцать лет - период повышенной активности, значительного роста энергии. Но это и период повышенной утомляемости, некоторого снижения работоспособности. Чрезвычайно трудны для подростков ситуации монотонии. Если у взрослого человека выраженное падение работоспособности вследствие выполнения однообразных, но профессионально необходимых действий составляет примерно 40-50 минут, то у подростков оно наблюдается через 8-10 минут [151].

Происходящие в моторной сфере изменения: интенсивный рост, достигающий 4 - 7 см в год, увеличение объема мышц и мышечной силы, изменения пропорции тела приводят к временным нарушениям координации крупных и мелких движений: подростки становятся неловкими, суетливыми, делают много лишних движений.

В то же время, подростковый возраст - период, когда многие функции активно формируются и развиваются. Это наиболее благоприятное время для овладения многими наиболее сложными движениями, видами спорта, трудовой деятельности. Если в период специфической неловкости и нарушения координации движений не заниматься развитием грубой и тонкой моторики, то в дальнейшем это не компенсируется или компенсируется с большим трудом.

Для подростков характерен рост критичности мышления, стремление самим оценить те или иные явления действительности, найти доводы проверки того, что говорят взрослые; происходит дальнейшее развитие самосознания, специфическую черту которого составляет размышление индивида над самим собой, над своими качествами и свойствами. Меняется понятие ребенка о себе: в его основу ложится не внешняя оценка, а самооценка, которая зависит от внешней оценки, но не совпадает с ней по содержанию («я есть то, что Я о себе думаю») [118, с. 23]. В оценках других людей и их поступках подросток стремится руководствоваться собственными критериями.

В подростковом возрасте совершенствуются восприятие и представление, осуществляется переход от непроизвольной к произвольной памяти, увеличивается быстрота и объем запоминания. Восприятие в это время характеризуется избирательностью и целенаправленностью, внимание — устойчивостью. Формируется способность к интеллектуальной деятельности. Происходит постепенный переход от конкретного к абстрактному мышлению, в основе которого лежит образование понятий. Это вызывает развитие самовосприятия, самонаблюдения, интенсивное познание внутренней действительности, мира собственных переживаний. Развитие формально-логического мышления проявляется в том, что подросток может абстрагироваться от наглядного материала и строить свои рассуждения в вербальном или идеально плане. Исследуя особеннострі мышления подростков, Ж. Пиаже установил, что в возрасте от одиннадцати до пятнадцати лет происходит последняя фундаменталь ная децентрация, что способствует развитию гиптетико-дедуктивного мышления. У подростков появляется способность абстрагировать понятие от действитиельно сти, формулировать и перебирать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль [151]. В своих последних работах Пиаже отмечал тот факт, что новые умственные качества подростки применяют в тех сферах, которые для них наиболее значимы и интересны, а в остальных вопросах они могут обходиться прежними навыками. В подростковом возрасте, когда в связи с умственным развитием формируются и временные представления, изменяется жизненная перспектива ребенка: у него усиливается потребность в достижении конкретных результатов, а также в признании, что, в свою очередь, приводит к формированию важнейших психических новообразований подросткового возраста — чувства собственного достоинства и чувства взрослости. Чувство собственного достоинства - это высокая оценка себя в зависимости от каких-либо высоких достижений и свершений в обществе [178, с. 34] Чувство взрослости, в свою очередь, выражается в стремлении к независи І мости, в утверждении своего личного достоинства. И.И. Резвицкий отмечал, что у подростка наблюдается развитие волевых ка честв личности, растет волевая сдержанность и дисциплинированность. Он уже может совершать усилия для достижения поставленных целей [158, с. 81].

Реализация методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе занятий современным танцем (формирующий этап опытно-поисковой работы)

В данном параграфе раскрывается формирующий этап опытно-поисковой работы, в которую были включены подростки, посещающие танцевальный коллектив «Соло» МОУ «Лицей №1» г. Шадринска.

Целью формирующего этапа опытно-поисковой работы явилась разработка методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу, способствующая развитию пластики (эмоциональной и двигательной выразительности), импровизационности и креативности.

Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи. 1. Определить и обосновать этапы введения методики развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца. 2. Выявить методы, формы, разработать систему упражнений для успешного введения методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу, учитывая современные тенденции развития танцевального искусства. 3. Ввести в образовательный процесс методику развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу. Предвосхищая описание методики, следует отметить отличительные особенности детского танцевального творчества на современном этапе, обратиться к рассмотрению сложностей развития творческой индивидуальности подростков в системе дополнительного образования общеобразовательной школы, к педагогическим условиям, соблюдение которых обеспечит эффективное введение методики. Посещение различных танцевальных конкурсов и фестивалей для детей, анализ периодических изданий и интернет-публикаций о танце дает возможность утверждать, что детское танцевальное творчество, как важный компонент 104 современной культуры, является сферой непосредственного контакта личного творческого опыта ребенка с обширным художественным и эстетическим опытом, накопленным в профессиональном искусстве и народном творчестве. По мнению Л.С. Андрусенко, на данном этапе можно выделить ряд тенденций в развитии танцевального искусства для детей: - все большая ориентация на обучение детей танцу независимо от наличия у них специальных физических данных; - индивидуализация творчества, обращение к личности ребенка, его внутреннему миру, стремление раскрыть его творческие способности; - обращение к высокохудожественному музыкальному материалу, требующему в свою очередь владения танцевальной формой, скульптурно-графической выразительностью движений, поз, жестов, в своей условности приближающихся к выразительным средствам музыки; - многожанровость и синтез танцевальных форм и направлений при формировании репертуара [5, с. 23]. Анализ литературы по теме исследования позволил дополнить этот перечень еще одной тенденцией развития танца для детей - его терапевтической направленностью. Стоит отметить, что занятия танцем имеют лечебный эффект. Это объясняется тем, что применяемые в обучении движения, прошедшие длительный отбор, оказывают положительное воздействие на здоровье детей. Кроме того, в последние годы все чаще используются при обучении танцу методы хореотерапии (танцтерапии, танцевально-двигательного тренинга), целью которой является не столько овладение лексикой танца, сколько получение оздо-равливающего эффекта, улучшения настроения, повышение самооценки, снятия чувства тревожности, развития индивидуальности, что очень важно для детей школьного возраста и особенно подростков. В современном танце, как в ни каком другом направлении танцевального искусства, активно используются методы хореотерапии. Так, освобождение сопротивления и снятие внутренних и внешних напряжений обеспечивает техника релиз; осознавание своего тела, развитие понимания самого себя - Соматик; в импровизационной деятельности (особенно в контактной импровизации) важен не только финальный креативный продукт, но и сам процесс взаимодействия и поиска новых движений (это основная цель хореотера-пии). Сопровождение вербальных инструкций свободным диалогом (что не характерно для традиционного обучения танцу) обеспечивает педагогическую поддержку развития подростка, помогает снять барьеры в общении между учителем и учеником, а также между членами коллектива. Известно, что многие танцевальные терапевты (М.С. Уайтхаус, М. Чейз, Т. Шоуп и др.) раньше преподавали современный танец. Таким образом, введение в процесс обучения современному танцу некоторых принципов, методов, форм хореотерапии с целью развития творческой индивидуальности оправдано. При решении поставленных задач по развитию творческой индивидуальности следует учитывать также факторы, которые осложняют процесс работы с учащимися: а) общеобразовательная школа, где часто администрацией, учителями предметниками необходимость дополнительных занятий и их развивающий по тенциал недооценивается; б) разный уровень подготовленности детей, отсутствие отбора (его неуме стность при поставленной цели развития творческой индивидуальности); в) ограниченное количество учебного времени; г) подмена творческого материала занятий прогоном танцевальных поста новок из-за необходимости быстрого публичного результата. Однако грамотно выстроенная система обучения современному танцу позволяет педагогу справиться с этими сложностями.

Итоговая диагностика развитости творческой индивидуальности подростков (итоговый этап опытно-поисковой работы)

Сравнение результатов констатирующего и итогового этапов позволило сделать вывод, что умение создавать субъективно новый художественный продукт действительно является важным показателем развития творческой индивидуальности.

В 1 - 4 заданиях и в поисковой, и в контрольной группах наблюдался качественный рост (более всего в поисковой группе), во второй подгруппе контрольной группы на итоговом этапе после выполнения пятого задания произошло снижение уровня развития творческой индивидуальности подростков. Данный факт объясняется тем обстоятельством, что большинство участников второй подгруппы контрольной группы выбрало роль исполнителя, либо подготовило работы низкого качества. Однако один из участников этой группы поднялся на высокий уровень, что является положительным моментом.

Результаты выполнения заданий на итоговом этапе показали значительные изменения уровня развития творческой индивидуальности: а) увеличение количества учащихся, достигших высокого уровня (в поисковой группе на высокий уровень перешли 36% учащихся): у подростков улучшилась техника исполнения танцевальных движений (широкая амплитуда, равновесие, координация), которая согласовывалась с мимикой исполнителя (критерий эмоциональная и двигательная выразительность); б) при выполнении творческих заданиях стала преобладать импровизацион ность: подростки самостоятельно составляли танцевальные комбинации, исполь зуя различные уровни в пространстве, различную скорость исполнения движений, порядок их комбинирования, подбирали подходящую танцевальную лексику (критерий импровизационность); в) положительная динамика наблюдалась и в развитии креативности: подро стки стали выдвигать большое количество различных идей для танцевальной по становки и стремиться к их воплощению, самостоятельно создавать законченные танцевальные произведения - субъективно новый художественный продукт. Следует отметить, что в поисковой группе наибольшие изменения произошли в показателях, связанных с импровизационностью и креативностью, так как в процессе обучения были использованы специальные задания для развития данных критериев. В контрольных группах также наблюдался незначительный рост: изменения более всего произошли за счет критерия «эмоциональная и двигательная выразительность» (пластика) - улучшилось качество исполнения танцевальных движений. Это объясняется тем, что учащиеся получали опыт публичных выступлений. Показатели креативности и импровизационности в контрольных группах выросли незначительно, так как методика обучения не предполагала проведения творческих импровизационных занятий, обсуждения постановок и самостоятельной работы над танцевальным номером. Все вышеуказанное дает нам право сделать вывод об эффективности разработанной нами методики развития творческой индивидуальности подростков средствами современного танца. Проведенные констатирующий, формирующий и итоговый этапы опытно-поисковой работы позволили сделать следующие выводы. 1. В настоящее время большая часть существующих методик, связанных с танцевальной деятельностью, позволяет оценивать только специальные танцевальные способности и данные: выворотность стопы, балетный шаг, гибкость тела, его пропорции и др.; единой диагностической процедуры для определения уровня развития творческой индивидуальности не существует. В связи с вышесказанным, нами были использованы методики, адаптированные к танцевальной деятельности, либо заимствованные из танцевальной терапии, поскольку они дают возможность оценки движения и его интерпретации, а также методики для оценки креативности, проявляющейся в танцевальной деятельности. 2. Данные методики позволили оценить основные показатели трех выделенных нами критериев развития творческой индивидуальности: а) эмоциональную и двигательную выразительность (пластику): методика «Интерпретация танцевальных движений», метрическая шкала для исследования моторной одаренности подростков; б) импровизационность: методика анализа и видеоанализа импровизации; в) креативность: методика «Пространственное мышление», метод наблюдения, адаптированные к танцевальной деятельности. 3. Анализ результатов констатирующего этапа опытно-поисковой работы позволил определить, что уровень развития творческой индивидуальности подро стков, пришедших в танцевальный коллектив «Соло» при МОУ «Лицей №1» в ос новном низкий и средний. Наиболее высокие результаты были получены при оценке отношения подростка к творческой деятельности, уровня самостоятельности в творческих заданиях, темпа вхождения в творческую деятельность. В заданиях, где необходимо было импровизировать на определенную тему без предварительной подготовки и составить законченную танцевальную миниатюру, были получены низкие результаты. Большинство подростков имело моторное развитие, соответствующее возрасту, однако сложности при выполнении заданий на различные группы движений возникали с сохранением равновесия и координированностью движений. Мимическая выразительность также была на низком и среднем уровне. 4. При разработке методики развития творческой индивидуальности подростков в процессе обучения современному танцу нами были учтены особенности каждого из направлений современного танца и стремление подростков к авторству, выражающееся в потребности создавать субъективно новый художественный продукт. Исходя из этого, разработанная методика реализовывалась посредством последовательно применяемых этапов: подготовительный, интенсивного включения в танцевальную деятельность, творческого самовыражения (самопрезентации). 5. Поскольку целью реализации методики стало развитие творческой индивидуальности подростков, нами были выбраны креативные методы, заимствованные из технологии эвристического обучения и саморазвития А.В. Хуторского, методы развития творческой личности Г.С. Альтшуллера, В.Г. Березиной, И.М. Верткина методы театральной и танцевальной педагогики. 6. Формами работы, которые были использованы в методике, стали: урок-тренировка, открытый урок, выступление, «творческая мастерская», стажировка, урок-лекция с просмотром видеоматериалов, перформанс, мастер-класс и другие. 7. Разработан комплекс упражнений: на развитие мышечного чувства, двигательной и мимической выразительности, воображения, импровизационных способностей, пространственного мышления, умения выстраивать танцевальную композицию; упражнения для непосредственного изучения базовых движений современного танца, каждое из которых вводилось на определенном этапе реализации методики.

Похожие диссертации на Современный танец как средство развития творческой индивидуальности подростков