Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Карнаух Наталья Леонидовна

Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников
<
Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Карнаух Наталья Леонидовна. Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 2001 192 c. РГБ ОД, 61:02-13/1080-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе 10

1.1. Проблема обучения и классификация юношеских сочинений (из истории вопроса) 10

1.2. Эссе как жанр литературного произведения 26

1.3. Эссе как жанр школьного сочинения и критерии его оценки 36

3.1. Школьные программы по литературе и русскому языку и их методическое обеспечение в аспекте исследования 36

3.2. Анализ методической литературы в аспекте исследования 39

1.4. Состояние обучения сочинению-эссе в школьной практике 45

Глава II. Методика обучению сочинению в жанре эссе (опытно-экспериментальная работа)

I. Исходные положения, организация, задачи и программа опытно-экспериментальной работы 51

2. Основные этапы обучения сочинению в жанре эссе в старших классах 66

3. Результаты опытно-экспериментальной работы 121

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138

БИБЛИОГРАФИЯ 141

ПРИЛОЖЕНИЯ 158

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Проблема развития письменной речи учащихся, работа над сочинением имеет исключительное значение для школьного преподавания литературы, что нашло отражение в работах педагогов, ученых-филологов и писателей дореволюционного периода (А. Д. Алферова, С.Н.Браиловского, Ф. Я. Буслаева, В.И.Водовозова В. П. Острогорского, В.Г.Павловского, В.Д.Сиповского, В.Я.Стоюнина, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского и др.), классиков отечественной методики (В.В.Голубкова, Н.В.Колокольцева, М.А.Рыбниковой и др.) М.А.Рыбникова, оставившая науке ценное методическое наследие, большое значение придавала системе письменных работ, которая призвана «научить думать с пером в руке».

Изучению вопроса обучения школьников различным видам творчества посвящены исследования ученых-методистов и учителей - практиков В.НАлександрова, Л.С.Айзермана, Г.А.Богдановой, О.Ю.Богдановой, А.М.Грининой-Земсковой, Т.С.Зепаловой, Л.Г.Жабицкой, П.Ф.Ивченкова, Т.А.Калгановой, В.И.Капинос, Т.А.Ладыженской, С. А. Леонова, В.В.Литвинова, В.Г.Маранцмана, В.Н.Мещерякова, Н.П.Морозовой, В. А Никольского, Г.А.Обернихиной, Л.В.Овчинниковой, Ю.А.Озерова, И.П.Павлова, Ю.И.Равенских, Е.С.Романичевой, Л.А.Ходяковой и др.

В современном литературном образовании школьников используется более сорока видов письменных работ, среди них — изложение, анализ поэтического и прозаического текста, разнообразные жанры сочинений, реферат, отзыв, рецензия, эссе.

Истоки эссе как вида творческой деятельности учащихся находим в до
революционном и советском периодах развития отечественной методики, ко
гда активно пропагандировались такие сочинения, как творческие
(М.А.Рыбникова, Н.В.Колокольцев), сочинения па отвлеченные рассулсде-
ішя и свободно-творческого характери
(А.Д.Алферов, В.В.Голубков,
В.В.Литвинов), свободные (В.П.Никольский, Т.А.Ладыженская,

Л.Г.Жабицкая, И.П.Павлов и др.). В них, по мнению ученых, раскрывается творческий потенциал школьника, раскрепощается его мышление, проявляется его личность. Учитель-практик, известный методист В.В.Литвинов писал, что подобные жанры «исключают по самому своему характеру механическую компиляцию чужих мыслей, конгломерат чужих формулировок и фраз» (97, с. 70). Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к эссе.

Это жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат, развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры ученика, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира — научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметная область литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной деятельности школьников.

Л.Г.Жабицкая, И.П.Павлов и др.). В них, по мнению ученых, раскрывается творческий потенциал школьника, раскрепощается его мышление, проявляется его личность. Учитель-практик, известный методист В.В.Литвинов писал, что подобные жанры «исключают по самому своему характеру механическую компиляцию чужих мыслей, конгломерат чужих формулировок и фраз» (97, с. 70). Не случайно в современных условиях гуманизации и гуманитаризации образования, поиска личностно-ориентированных подходов в обучении возвращается интерес к эссе.

Это жанр, нацеленный на раскрытие внутреннего «я», на самопознание личности. В работе над ним используется конкретный жизненный и читательский опыт ученика, выявляется сфера его интересов, активизируется мыслительный аппарат, развивается ассоциативное мышление, умение находить аналогии, подбирать параллели, подобия, необходимые для построения собственного речевого высказывания в данном жанре. Осуществляется совершенствование коммуникативной и речевой культуры ученика, так как эссе соединяет в рамках одного текста разные типы и стили речи и позволяет познакомить с целым комплексом близких жанров: очерком, стихотворением в прозе, словом, беседой, письмом.

Этому способствует интегративное свойство эссе (возможность объединять разные системы описания мира — научную, религиозную, художественную) и определяемая жанром необходимость личностного восприятия действительности и творческого осмысления художественного текста в плане самостоятельной оценки тех или иных авторских концепций.

Эссе все шире входит в школьную практику как один из видов сочинения, предлагается на олимпиадах, турах интеллектуального марафона, где предметная область литература и русский язык, а также обществоведческие дисциплины, иностранные языки, экология. Этот жанр активно используется в электронных средствах информации, в телекоммуникационных связях, открывая новые технологические возможности для внеурочной деятельности школьников.

Задачи исследования:

на основе анализа и обобщения историко-теоретических источников в области изучаемой проблемы выявить общенаучное представление об эссе как литературном жанре, его жанрообразующих признаках;

определить критерии оценки ученического сочинения-эссе;

обозначить этапы обучения, найти общедидактические способы формирования умения писать эссе и условия использования межпредметных и внутрипредметных связей в процессе освоения учениками этого жанра в школе;

разработать типологию упражнений и заданий, способствующих обучению;

проверить эффективность предложенной методики.

Теоретико-методологической основой диссертации стали современные гуманистические педагогические и психологические концепции, утверждающие идею ценности и уникальности человеческой личности, способной к самоактуализации и самоусовершенствованию: «личностно- центрированный» подход в западной психологии (К.Роджерс, Л.Маслоу, Г.Олпорт и др.) и «личностно—ориентированный» в отечественной традиции (И.Д.Демакова, И.А.Зимняя, В.В.Сериков, В.Д.Шадриков, И.С.Якиманская и др.). Вслед за рядом ученых мы исходим также из философского и психологического понимания личности как творчески действующею человека (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов и др.) и эссеизме как мышлении (М.Монтень, Ф.Бэкон, Р.Музиль, В.Кругликов, М.Эпштейн).

На различных этапах исследования был использован следующий комплекс методов:

изучение и анализ философской, психологической, педагогической, филологической, методической литературы;

анкетирование учителей и учащихся, беседа с участниками опытной работы, наблюдение за процессом обучения, анализ результатов;

опытно-экспериментальная работа.

На первом подготовительном этапе (1997-1998 гг.) изучалось состояние вопроса в теории и школьной практике: анализировалась учебная, научная и методическая литература по проблеме, в том числе программы и учебники по русскому языку и литературе; проводилось анкетирование учителей (с целью выявления уровня их методической подготовки к работе с учащимися над сочинением в жанре эссе); осмыслялся и обобщался собственный педагогический опыт подготовки школьников 9-11 классов гимназии к сочинениям различных жанров.

На втором аналитическом этапе (1998-1999 гг.) формулировались основные положения исследования и разрабатывались материалы подготовки учащихся к написанию творческой работы в жанре эссе для опытного обучения в 9-11 классах. Проводился анализ опытного материала, беседы-консультации с учителями.

На третьем опытном этапе (1999-2001 гг.) проходило опытное обучение учащихся старших классов. Систематизировался и обобщался материал исследования, подводились итоги и уточнялись выводы.

Апробация и внедрение осуществлялись посредством публикаций в педагогической печати, выступлений на второй междисциплинарной научной конференции аспирантов и соискателей АПК и ПРО (апрель 1999 г.), на лекционных чтениях и практических занятиях в системе повышения квалификации учителей из различных регионов России: г.Дудинки Таймырского автономного округа, г.Ханты-Мансийска и Ханты-Мансийского автономного округа, г.Твери и Тверской области и др. (1999-2001 гг.); на семинарах для учителей-словесников, организованных в различных школах и округах г.Москвы (2000-2001 гг.); на педагогических чтениях, практикуме для учителей-участников конкурса «Учитель года», в работе лагеря медалистов и творчески одаренных детей в Северо-Западном учебном округе г.Москвы (1999-2001 гг.).

В опытно-экспериментальной работе нашла отражение педагогическая деятельность автора в школе в течение 17 лет, двухлетний стаж на кафедре филологии АПК и ПРО (1998-2000гг.).

Научная новизна исследования заключается в том, что

с опорой на научно-теоретические источники выявлены жанрообра-зующие признаки и закономерности построения эссе;

сформулированы критерии оценки сочинения-эссе в сравнении с требованиями, предъявляемыми к традиционным жанрам сочинения;

показаны взаимосвязи между уроками литературы, русского языка и другими предметами в аспекте проблемы в условиях урочной и факультативной деятельности старшеклассников;

отобраны методические приемы и разработаны варианты уроков, виды упражнений и заданий, активизирующие способности учащихся и готовящие к созданию творческой работы.

Практическая значимость исследования.

С целью реализации методики обучения сочинению в жанре эссе подготовлены следующие разработки: а) программа учебного курса «Эссе как жанр литературного произведения и вид творческой работы старшеклассника», включающая основное содержание, понятия, межпредметные связи, б) тематическое планирование учебного материала; в) задания и упражнения для учащихся. Реализация данной методики возможна на уроках развития речи, во время проведения факультативов по литературе и индивидуальных занятий с учащимися.

Указанные материалы могут быть использованы авторами школьных программ, учебников и другой методической литературы, преподавателями при подготовке спецкурсов для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации учителей русского языка, литературы и других предметов гуманитарного цикла.

На защиту выносятся следующие основные положения:

В систему литературного образования старшеклассников необходимо включить сочинение-эссе, способствующее становлению их творческой самостоятельности, развитию речевой, коммуникативной, ассоциативной культуры.

Поэтапная подготовка школьников основывается на комплексе теоретико-литературных, речеведческих знаний и речевых умений и учитывает внутрипредметные и межпредметные связи в преподавании.

Повышение квалификации учителя в аспекте указанной проблемы будет способствовать успешности проводимой работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Первая глава — «Теоретические основы обучения сочинению в жанре эссе». Вторая глава — «Методика обучения сочинению в жанре эссе (опытно-экспериментальная работа)».

Проблема обучения и классификация юношеских сочинений (из истории вопроса)

Актуальным вопросом истории методики преподавания литературы является развитие письменной речи учащихся.

Различные концепции обучения сочинениям были представлены уже в дореволюционных трудах психологов, педагогов и методистов.

Виднейший педагог и журналист 19 века В.Д.Сиповский посвятил ряд своих работ школе, в том числе проблеме развития «дара слова у детей». В «Заметках об ученических сочинениях» (переиздание 1911 года) педагог разбирает современные ему пособия по развитию письменной речи учащихся, книги И.Гаврилова, Весина, и приходит к выводу, что предложенные в них письменные работы отличаются «крайней искусственностью, формализмом и решительно не приспосабливаются к интересам учеников» (181, с. 193).

Он считал, что «научить писать выразительно, живо и содействовать умственному развитию» можно, лишь пробудив мотивацию школьников. Л этим мотивом творчества ученика становится «какая-то сильно заинтересовавшая его мысль», которая, в свою очередь, «озарит сознанием все те понятия и мысли, которые уже составляют достояние его души и которые в силу ассоциации сочетаются с заинтересовавшей его мыслью; из сочетаний этих мыслей рождаются новые. Чем сильнее мысль, тем богаче запас знаний, тем величественнее и шире разрастается рассуждение» (181, с. 194).

В.Д.Сиповский был убежден, как и в свое время профессор Ф.И.Буслаев, на чьи работы 1867 года по преподаванию отечественного языка он опирался, что план будущей творческой работы может быть всего лишь наброском. Главное же — пробудить «живой, внутренний интерес» учеников. Вот почему необходимо предоставить выбор тем для ученических сочинений, которые должны быть основаны «на действительных знаниях и интересах учеников» (181, 196). Иной путь обучения — от формы, от плана, от схем — по мнению ученого, плодит «пустых фразеров» или людей, для которых сочинительство «является делом просто невыносимым» (181, с. 198).

В 1902 году вышла работа Н.Абрамова «Дар слова» (Искусство писать сочинения), в который предлагалась жанровая концепция — обучение рассказу, описанию, письму, рассуждению интервью и другим типам текста (1). К рассуждениям автор относил сочинения на отвлеченные темы, газетные и журнальные статьи. Путь его обучения — в понимании темы, отборе материала, в четкой структуре работы (введение, изложение содержания и заключение). Ученый предполагал, что в сочинении идет опора на известные знания и рождение собственных мыслей. Источником знаний он считал книги и те сведения, которые черпают от учителя ученики. Источник собственных мыслей видел «в размышлении и всестороннем рассмотрении фактов» (1.C.28). «Мышление же поддерживается интересом к предмету». «Интерес же к предмету может быть субъективный, когда данный предмет интересует весь потому, что он именно для нас важен, и объективный, когда предмет вообще внушает интерес, хотя бы автор или какая-нибудь подробность предмета не имели для нас никакого отношения» (1, с.28). Главное — воспитать стремление к самостоятельному мышлению, только истина, полученная в результате собственного поиска, «принадлежит нам в действительности» (1.С.29).

В начале 20 века в методике преподавания отечественной словесности разгорелась дискуссия по вопросам обучения сочинениям. Поводом послужила статья С.Н.Браиловского «О школьном сочинительстве». Автор, полемизируя с точкой зрения некоторых специалистов, что бесполезно вмешиваться в процесс творчества, утверждал, что «необходимо учить учеников сочинительству» (31, с.32).

Эссе как жанр литературного произведения

Эссе — особый жанр, занимающий вполне определенное место в сложившейся жанровой иерархической системе. Его история в европейской литературе насчитывает четыреста двадцать лет («Essais» («Опыты») М.Монтеня). Китайские «суйби» («по следам кисти»), японские «дзуйхицу» (см. кн. «Макура-на-соси» («Записки у изголовья») писательницы Сэй Сена-гон), положившие начало эссе, появились в литературе Востока еще раньше— в конце 11-ого века. Крупными произведениями этого жанра были «Ходзеки» («Записки в келье») Камо Темэй (13 в.), «Цурэдзурэгуса» («В часы досуга») Еси Кэнко (14 в.). Затем эссе утверждается в английской философии и литературе (Френсис Бэкон с 1597 по 1625 год переиздает с дополнениями свой сборник эссе, а Джон Флорио переводит «Опыты» (1580 г.) Монтеня. С тех пор эссе развивается в английской литературе 17-18 веков.

Эволюция жанра демонстрирует подвижность его родовых и видовых границ: эссе живет в религиозной, проповеднической, философской, публицистической, искусствоведческой, критической и художественной литературе. Но авторы эссе в этом случае в первую очередь художники, а уж затем — религиозные деятели, проповедники, философы, публицисты. М.Н.Эшнтейн отмечает «тягу к эссеизму» (21 , с.371) внутри разных философских направлений Нового времени: образность проникает в такие полярные учения 10-ых годов 20-ого века, как психоанализ (труды З.Фрейда и К.Юнга) и феномено-ШШ (Э.Гуссерль). Затем развитие экзистенциализма (Ж-П.Сартр, А.Камю, С.Кьеркегор, Г.Марсель, М.Хайдеггер, М. де Унамуно, К.Ясперс). Образы в литературе Т.Манна, Ф.Кафки, Лкутагавы Рюноскэ, Ясунари Ковабато, Кобо Аб), Х.-Л.Борхеса, Дж.Джойса также «порождены эссеистической манерой письма» (216, с.24). Число написанных зарубежными авторами эссе достигает значительной книжной массы. Среди эссеистов писатели европейской и латиноамериканской культуры: Эдгар Алан По (1809-1849), Хорхе Луис Борхес (1899-1986), Марсель Пруст (1871-1922), Курт Тухольский (1890-1935), Томас Эдвард Лоуренс (1888-1935), Андре Жид (1869-1951), Герман Гессе (1877-1962), Сомерсет Моэм (1874-1965), Эдуард Морган Форстер (1879-1970), Хорхе Куэста (1903-1942), Уистен Хью Оден (1907-1973), Ландольфи Томмазо (1908-1979), Хулио Кортарсар (1914-1984), Генрих Белль (1917-1985), Ежи Косинский (1933-1991), Октавио Пас (р. 1914), Гор Видал (р. 1925), Милорад Павич (р. 1949), Джон Барт (род. в 1930), Умберто Эко (род. в 1932) и др. Жанр эссе активно развивается в немецкой, английской, американской, латино-американской французской, итальянской, испанской, польской, сербской, сирийской, японской, белорусской литературе. Как видим, география эссе обширна.

В отечественной гуманитарной науке и культуре проявление эссеизма находим, начиная с традиций П.Я.Чаадаева, А.И.Герцена и В.Г.Белинского, в творчестве В.В.Розанова, Л.И.Шестова, М.М.Бахтина, М.О.Гершензона, П.А.Флоренского, Л.Лосева, Н. Я-Берковского, А.Ф.Лосева, С.С.Аверинцева, Г.Д.Гачева, И.Ф.Анненского, Вяч.Иванова, А.Белого, О.ЭМанделынтама, М.И.Цветаевой, В.В.Набокова, Э.Голлербаха, И.Д.Ермакова, В.Н.Ильина, Н.К.Рериха, Ю.К.Олеши, К.Г.Паустовского, В.Гроссмана, Ю.Домбровский, И..7 Эренбурга, Ю.Н.Тынянова, Ю.А.Айхенвальда, В.Б.Шкловского, В.А.Солоухина, В.А.Чивилихина, И.А.Бродского, А.Д.Синявского и др. (215, с.373; 83, с.1). Среди современных писателей — у В.П.Астафьева, А.И.Солженицына, Ф.Искандера, В.Ерофеева, И.Клеха, М.Харитонова, А.Гольдштейна, Т.Толстой, В.Пьецуха, В.Пелевина и других.

В чем секрет долговечности жанра? Гор Видал, один из мэтров американской литературы, создатель эссе, считает, что этот вид литературы необходим как связующее звено между читателем и писателем.

Эту же цель жанра определяет литературовед О.Вайнштейн в критическом этюде «Для чего и для кого писать эссе?»: «...Главное — заставить читателя думать, разбудить в нем удивление, самостоятельную мысль и, наконец, потребность в самовыражении» (35, с.215).

Исходные положения, организация, задачи и программа опытно-экспериментальной работы

Разрабатывая поэтапное обучение сочинению-эссе, мы исходили из следующего понимания системы. Под системой обучения понимается последовательность обучения, развитие у учащихся определенных умений связной речи. Ее «прочность» и «устойчивость» обеспечат дидактические правила, разработанные в М.А.Рыбниковой и изложенные в «Очерках по методике литературного чтения». Систему создает выполнение таких заданий, решая которые, ученики приобретают знания, следующие по степени «возрастающей трудности — от простого к сложному», где «старое должно постоянно переплетаться с новым» (178, с.352).

Мы придерживаемся дидактического правила ученого, что школьник должен ясно представлять поставленную перед ним задачу. А учитель обеспечивает «стройность и систематичность знания», «диалектически соединяя дедукцию с индукцией» (178, с.352).

Эссе как жанр школьного сочинения по своим признакам ближе всего к творческим, свободно-творческим, свободным и самостоятельным сочинениям, выделяемым в дореволюционном и советском периодах развития школы. Согласно современным жанровым классификациям, к сочинениям, «предполагающим определенную интерпретацию исходного текста», или «текстам, в которых концепция автора в отношении исходного (исходных текстов) дается в оригинальной форме» (Т.А.Ладыженская) (91, с.41) и виду творческой работы, рассчитанному на авторскую индивидуальность ученика (Ю.А.Озеров) (116, с.371; 139, с.10), а по определению В.Н.Мещерякова, к так называемым «авторским текстам» (119, с. 13).

Говоря о моделировании авторских текстов или сочинений на свободную тему, В.Н.Мещеряков утверждает, что «здесь нет литературоведческих категорий, здесь свободнее выбор необходимых для раскрытия компонентов содержания, здесь тезисы сосуществуют с оценками, в результате чего в тексте сочинения существенно возрастает объем авторского плана, здесь свободнее ход мысли, так как он может быть не только индуктивным или дедуктивным, но и традуктивным... от частого к общему. От общего к частному, от причин к следствиям, от прошлого к настоящему лил от настоящего к прошлому, от вопросов к ответам, от констатации к вопросам и т.д.» (119, с. 153). Такого же плана суждения А.А.Крундышева: «В сочинении на «вольную» тему важно не просто ответить на вопрос, поставленный в заглавии, — а показать свое отношение, свое понимание избранной темы. В работе должны быть видны круг интересов автора, его мысли, чувства, вкусы (84, с.70).

В этом случае психологические и методические принципы поддержания интереса и желания писать, требование искренности изложения, развитие «личного внутреннего мира» (Л.С.Выготский) соответствуют жанру эссе.

Похожие диссертации на Сочинение-эссе в системе литературного образования старшеклассников