Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах Патаракин Евгений Дмитриевич

Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах
<
Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Патаракин Евгений Дмитриевич. Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Патаракин Евгений Дмитриевич; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный открытый педагогический университет"].- Москва, 2006.- 278 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогическая информатика сетевых сообществ 23

1.1. Обучение в среде сообществ 23

1.2. Педагогика сетевых сообществ 52

Глава 2. Теоретическая необходимость сетевых сообществ для реализации возможностей информатики 65

2.1. Воздействие информатики на теорию познания и обучения 65

2.2. Натуральные сущности информатики 88

Глава 3. Технологическая достаточность сетевых сообществ для реализации возможностей информатики 105

3.1. Информационное обеспечение деятельности, общения и обучения... 108

3.2. Средства общения: электронная почта, телеконференция, чат, форум 114

3.3. Средства для общения и деятельности: MUDs, Blogs, WikiWiki, Flickr 118

3.4. Среда современных сетевых сообществ как полноценная учебная оболочка 143

Глава 4. Построение и апробация модели учебного сетевого сообщества 155

4.1. Основания и составные элементы модели учебного сообщества 155

4.2. Цифровые коллекции 165

4.3. Информационные сервисы 185

4.4. Примеры для подражания — проекты образцы 201

4.5, Учебные проекты 207

4.6. Реализация возможностей курса информатики в рамках учебного сообщества 246

Заключение 255

Литература 258

Педагогика сетевых сообществ

В настоящее время педагогика сообществ является отдельным быстро развивающимся направлением теории обучения. Это направления базируется на следующих ключевых положениях когнитивной психологии и педагогики: 1. Учение определяется инструментами и объектами, которыми пользуется учащийся. Это положение подчеркивается в работах Дж. Дьюи, С.Пейперта, С. Френе, А. Кея, М. Минского, М. Резника, Э. Брукман, Ж.Кафаи, И. Харел, А. ДиСесса, Дж. Гейнса, М. Шоу и других [24, 25, 71, 92, 154, 175, 176, 192, 195, 196, 209, 210, 232, 235, 236, 237, 302, 321] . 2. Учение определяется средой, в которой происходит освоение нового знания. Это положение подчеркивается в работах Г. Саломона, Б. Рогова, Дж. Лав, Е. Ланджер, Дж. Баукер, Л. Стар [144, 145, 259, 260, 263, 327,]. 3. Учение происходит в сообществе, где новички постепенно становятся экспертами через практическое участие в решении проблем внутри конкретной области знаний. Это положение подчеркивается в работах Э.Венгера, С. Стар, Э. Лав, Дж. Орр, Д. Мартин, И. Лессер [263, 264, 267, 275,276,297].

Деятельность и мышление людей всегда опосредованы инструментами и объектами. Люди никогда не действуют в вакууме или некоем гипотетическом универсуме деятельности. Всякая деятельность всегда сопряжена с использованием средств деятельности и материальных объектов. Всякая сущность становится действительно объектом, который мы воспринимаем, только в контексте деятельности и использования. Соответственно, всякий объект мыслится и воспринимается нами только в контексте определенной деятельности. Всякий воспринимаемый нами объект обязательно обладает способностью проводить, осуществлять деятельность и мышление. Мы можем освоить только те сущности, которые можно представить как материальные объекты. Совместная деятельность и обсуждение этой деятельности формирует сообщество. Действия над объектами требуют общения и это общение по поводу действий и объектов имеет первостепенное значение для учения. О том, насколько важны средства, которыми мы пользуемся в своей деятельности, писал, прежде всего, Дьюи и это направление, которое получило название инструментализма. Щей инструментализма, разработанные американским философом и педагогом, достаточно часто представляются только его фразой "учение через действие", забывая, о том, что Дьюи всегда размышлял о действиях в контексте человеческой культуры [24]. Обучение мыслится в контексте освоения предметов, средств и устройств, которые создает человечество в ходе своего культурного развития. Как писал Дьюи: Сама сущность цивилизации состоит в том, что мы нарочно воздвигаем монументы и памятники, чтобы не забыть; нарочно, до того, как произойдут различные житейские случаи и приключения, создаем средства, чтобы задержать их приближение или определить их природу, чтобы отклонить неблагоприятное или, по крайней мере, защитить себя от полного столкновения и чтобы сохранить и развить благоприятное. Все формы искусственных приспособлений являются намеренно задуманными модификациями природных вещей для того, чтобы они лучше, чем в естественном состоянии, могли служить для указания того, что скрыто, что отсутствует и что удалено. Дьюи был чрезвычайно крупной фигурой в философии и психологии и его влияние не ограничивалось только педагогикой. Само название книги, в которой Дж.Дьюи размышлял о педагогике и психологии мышление «How we think - Как мы мыслим» в контексте дальнейших работ показывает его воздействие на развитие мира цифровых технологий. Работа, в которой В.Буш описывает прообраз гипертекстовой системы Мемекс называлась «As we may think - Как бы мы могли мыслить». В этой работе В.Буш показывает те изменения, которые происходят в культуре, деятельности и мышлении благодаря технологиям, но общий подход остается тем же, что и у Дьюи - он прослеживает связь деятельности с реальными вещами и реальными социальными отношениями. Важнейшей составляющей учебы для Дьюи виделась деятельность, которая бы была направлена на достижение реального, конкретного результата через использование соответствующих материалов, средств и технологий. Деятельность, направленная на конкретный, воплощенный в материале результат, извлекает преимущества из понятий. Такая деятельность контролирует развитие понятий, сохраняя их естественную связь со строением реальных вещей. Конструктивная, созидательная деятельность заинтересована не сама в себе, а в продукте или результате, к которому такая созидательная деятельность приводит. Конструктивная деятельность или работа над проектом всегда направлена на конкретную цель, которая должна быть достигнута. Истинное отличие конструктивной деятельности, согласно Дьюи, состоит в том, что такая деятельность постоянно стремиться к конкретному результату и это стремление связывает различные этапы деятельности в единое целое: Для ребенка домашние дела, протекающие около него, не являются практическими средствами для достижения физических целен: они представляют чудесный мир, глубин которого он не исследовал, - мир, полный таинственного и многообещающего, что сопровождает все поступки взрослых, которыми он восхищается. Как бы прозаичен этот мир ни был для взрослых, которые видят в его обязанностях рутинные дела, для ребенка он полон социального значения. Погружаться в него -значит упражнять воображение в построении опыта более широкого значения, чем тот, каким ребенок владел до тех пор.

Это упоминание опыта более широкого значения напоминает слова Монтессори о том, что главной задачей обучения является погружение ребенка в область "непривычного смысла". Проводя в жизнь свои идеи деятельностного, конструктивного обучения, Дьюи очень хорошо понимал, что само по себе обращение к средствам и к деятельности, направленной на конкретный результат, не является решением проблем обучения. Очень важно, чтобы эта деятельность воспроизводила формы общественной жизни, чтобы понятия, объекты, средства и методы осваивались социально значимым образом. Метод мышления, оторванный от нормальной деятельности и нормальной научной практики, неизбежно превратится в отдельную от науки и реальности теоретическую дисциплину. Как писал Дьюи:

Воздействие информатики на теорию познания и обучения

Информационная категория сетевого сообщества приложима к различным биологическим и социальным феноменам. Современные теории познания и обучения во многом основываются на категории сетевого сообщества. Современная картина построения и научного и общечеловеческого знания предполагает, что знания формируются участниками сообщества и являются результатом их совместной деятельности. Информационные категории оказали значительное влияние на развитие лингвистики, семиологии и антропологии, на различные области организационной и познавательной деятельности. Кибернетика и компьютерная наука внесли значительный вклад в формирование и развитие нового подхода к познанию. Этот новый подход учитывает адаптивный, активный и общественный характер обучения. Кибернетика и информатика никогда не были изолированными дисциплинами, а всегда объединяли несколько направлений. В научных семинарах Винера принимали участие не только математики, нейрофизиологи и физики, но и такие известные социологи, этнографы и когнитивные психологи как Грегори Бейтсон и Маргарет Мид. В работах этих авторов отчетливо прослеживается влияние кибернетического подхода, методов и средств, которыми пользуется кибернетика на проблемы построения человеческого знания. Новый взгляд на теорию познания, в рамках которого всякий живой организм рассматривался как познающая система, во многом сформировался под влиянием кибернетики и компьютерных наук. Работы этого направления опирались на классические работы Л.С. Выготский, Ж. Пиаже в области когнитивной психологии и на новые объекты мышления [19, 74]. Метафора «человек - компьютер» или «мозг - это компьютер» вызвала неприятие у многих представителей смежных дисциплин и создавала поле плодотворного напряжения, в котором ученые стремились опровергнуть эту метафору и показать, чем же человек и человеческий разум отличается от компьютерного разума. В ходе конструктивной борьбы мнений были сделаны шаги к пониманию того, чем является процесс человеческого познания. Результаты этого обсуждения были значимы и для эпистемологии, и когнитивной психологии, и для информатики, и для теории обучения. Наиболее значимыми для познания и обучениями выводами, которые были сформулированы в рамках полемики и противопоставления человек -компьютер, являются следующие: человек не просто получает информацию из окружающего мира, а сам является активным агентом познания, который выдвигает и отбрасывает гипотезы, направленные на решение стоящих перед ним проблем (Дж.Гибсон, Дж. Келли, Т. Кун, А. Лабори, К. Поппер, [21, 32,34,77, 78, 254]). новое содержание возникает в процессе творческого перевода, который осуществляется в процессах культурно значимой коммуникации при переводе с языка моего "я" на язык твоего "ты" (Р. Барт, К. Леви-Строс, Ю.М. Лотман, М. Фуко У. Эко, [4, 38, 39, 43, 94, 95, 102, 103]). развитие человека, освоение им нового содержания и понимания формируются в сети общественных отношений, которые включают и отношения с компьютерными средствами (В.Ф. Турчин, Ф. Хейлиген, Э.Венгер, Дж. Лав, Т. Луман, Д. Норман и другие [90, 217, 218, 264, 270, 291]). Модель, в рамках которой формирование и рост знания является результатом общественных отношений и коллективных действий, не сразу завоевала признание и получила распространение. Первые кибернетические модели биологических систем были централизованны и имели жесткую структуру. Первые представления об организации взаимодействия между людьми так же основывались на иерархических моделях. В иерархической модели управление осуществляется сверху вниз, и команды передаются от управляющих к исполнителям. Знание в этой модели было сведено к передаче информации из центра, где известна истина, на периферию, где истина ожидается. Эта иерархическая модель познания преобладала в первой половине 20-го века и технологии того времени (телефон, радио, громкоговорители и копировальные устройства) поддерживали именно такую модель.

В дальнейшем в биологии, социологии и эпистемологии все большее внимание уделялось самоорганизации, автономности и взаимодействию между многочисленными составляющими систем. Это было связано и со справедливой критикой в адрес моделей с централизованным управлением и с растущими возможностями для моделирования самоорганизующихся систем, которые предоставляла вычислительная техника. Изучая живые и социальные системы, современные ученые - биологи, психологи и социологи уже не заостряют внимание на статичной структуре их внутренней анатомии. Во второй половине 20 века ученых привлекало многообразие процессов, с помощью которых организм адаптируется к постоянно изменяющейся внешней среде. Множество идей и методов, объединенных в области "теории сложных систем", привели к пониманию того, что организмы и группы - это самоорганизующиеся, адаптивные системы. Наиболее значителен вклад таких авторов как Н. Винер, И. Пригожий, В.Ф. Турчин, М. Минский, Ф.Хейлиген, Ж. Росне, У. Матурана, Ф. Варела [14, 15, 46, 83, 90, 282, 218, 278] Большинство процессов в сложных системах децентрализовано, неопределенно и постоянно изменяется. Сложное адаптивное поведение подобных систем возникает в процессе свободного взаимодействия между отдельными автономными компонентами. Развитие идей децентрализации на всем поле точного и гуманитарного знания было обусловлено во многом достижениями кибернетики и информатики. Эти науки сформировали условия, в которых развитие идей децентрализации и самоорганизации стало возможным и естественным.

Идеи об отсутствии центрального плана выдвигались и раньше, но встречали в обществе и даже научной среде ожесточенное сопротивление. Это сопротивление было направлено в первую очередь против признания отсутствия единого центрального источника истины, единого управляющего плана. Так, идея эволюции встречались у многих философов, но только дарвинизм вызвал такое неприятие в научной среде, поскольку в нем не было место для Всезнающего Творца. Для кибернетического и информационного подхода взаимодействие множества случайных процессов внутри системы представляется естественным. Если мы проанализируем развитие теорий личного и коллективного познания, то увидим заметное влияние кибернетических и информационных идей на эпистемологию. Поскольку познание и обучение - это коммуникативные феномены, то изучение процессов познания и обучения оказались затронуто кибернетической революцией. Кибернетика оставила заметный отпечаток на работах Г. Бейтсона, Дж. Гибсона, Дж. Келли, М. Мид [5, 21, 32, 47].

Средства общения: электронная почта, телеконференция, чат, форум

Многие из возможностей, заложенных в NLS, нашли свое широкое применение относительно недавно. К этим возможностям относятся встроенные в систему возможности установления гипертекстовых связей; возможность хранения групповых переговоров, встроенная в системы электронной почты; возможности личных настроек, перестроек и расширений системы пользователями; возможности усиления не только индивидуальных, но и групповых возможностей. Файлы в NLS содержались как иерархии сегментов. Каждый сегментов назывался "утверждением". Каждое "утверждение" снабжалось идентификатором своего уровня в иерархической структуре файла. Можно было установить любое число ссылочных связей "утверждений" друг с другом, связей как внутрифайловых, так и межфайловых. В результате структура приобретала неиерархические и нелинейные свойства. В системе обеспечивалось несколько способов перемещения внутри файла по "утверждениям". Исследования, проводившиеся в рамках создания системы NLS расширяли возможности сохранения записей в коллективной памяти и, самое главное, заметно упрощали механизмы обмена записями или мимами внутри сетевого сообщества. Энгельбарт рассматривает отношения людей и программ как гетерогенное сообщество, в котором происходит эволюция всех вовлеченных в систему агентов. Внутри сложных современных информационных комплексов происходит совместная эволюция, в которую вовлечены люди и средства. Энгельбарт отмечал, что как только мы начинаем использовать новые средства, они изменяют привычные условия нашего существования. Подход, нацеленный на саморазвитие, заставляет нас постоянно перестраивать наш мир. Нам приходится осваивать новые роли, вырабатывать новые привычки и осваивать новые методы деятельности. Эти изменения в нас происходят только потому, что появляются новые технические средства, которые мы сами же и придумали. После того как новые средства деятельности вносятся в сообщество, между средствами и людьми, которые их используют, происходит совместный процесс эволюционных изменений. Люди видоизменяют и друг друга, и программные средства для своего роста и развития. Самое известное изобретение Энгельбарта — манипулятор «мышь» позволял компьютерному пользователю управлять программами вычислительной машины, нажимая на области компьютерного экрана. Изобретение мыши продолжило развитие метафоры «мысль есть вещь». Мысль, утверждение, гипотеза в мире компьютера это - вещи, которые можно перекладывать с место на место из одного раздела памяти в другие, которые можно удалять и которые можно группировать различным образом. Результаты наших манипуляций с мыслями и мыслительными агентами можно наблюдать на экране компьютера. Мы можем наблюдать и память в вещах и память как процесс на экране монитора. Мимы, конструкты, категории, которые в работах Докинза, Келли и других исследователей были исследовательскими объектами, доступными для понимания ограниченному кругу специалистов, с развитием вычислительных средств перемещаются в область представлений, где они оказываются доступны для экспериментирования и изучения и со стороны не специалистов. Компьютерные науки позволяют нам играть со своими личными и общественными представлениями, со своими вербализованными программами поведения так, как будто они являются физическими вещами. На экране компьютера мы можем получить представление о том, как взаимодействуют между собой мыслительные агенты личного и общественного сознания. Например, мы можем использовать модель имитирующую процесс, в котором мимы как агенты будут бороться друг с другом за пространство человеческого или компьютерного мозга.

Теодор Нельсон, последователь Энгельбарта, работал над созданием всеобщей системы электронных публикаций и всеобщего архива. Нельсон предложил сам термин "гипертекст" и многое сделал для того, чтобы идеи гипертекста получили широкое распространение Он неоднократно подчеркивал, что гипертекст в его понимании не является иерархической структурой. С его точки зрения, знак равенства, который ставят между понятиями «иерархия» и «структура», представляет собой популярный миф. Живые формы информационных структур не могут быть верно представлены иерархией. Такие структуры как параллелизм, перекрестные связи, взаимное проникновение и одновременное присутствие одного элемента в нескольких местах не могут быть переданы иерархией [287, 288]. Гипертекст видится Нельсону как мультиагентное сообщество, внутри которого существуют сложные неиерархические отношения между агентами.

В начале 90-х годов Тим Бернерс-Ли разработал протокол HTTP -(HyperText transfer protocol), который позволил связать между собой документы, размещенные на одном или на нескольких компьютерах, подключенных к сети Интернет. Эта гипертекстовая сеть документов известна как Всемирная Паутина. Всемирная Паутина, как и большинство компьютерных средств, расширяет не только возможности индивидуума, но и возможности группы, сообщества и общества, обеспечивая группе возможное поле для совместной интеллектуальной деятельности. Сам Бернерс-Ли описывал Всемирную Паутину как абстрактное пространство информации. Паутина делает сеть полезной, поскольку люди на самом деле интересуются информацией и не хотят ничего знать про провода и компьютеры. Паутина существует, потому что программы работают и поддерживают постоянный обмен информацией между компьютерами. Вначале работ по созданию Всемирной Паутины Бернерс-Ли представлял ее как общее информационное пространство, в котором люди общаются и делятся информацией. Это представлялось возможным, поскольку если наши взаимоотношения происходят в Сети, то мы можем использовать компьютеры для того, чтобы анализировать эти отношения, находить смысл в наших действиях и находить лучшие способы для совместных действий [131, 132]. Всемирная Паутина представляет собой электронную инфраструктуру семиосферы, в которой все участники мыслительного пространства могут обмениваться сообщениями. Существенно, то эта электронная инфраструктура хранит все записи и коммуникации, происходящие между членами сетевого сообщества.

Основания и составные элементы модели учебного сообщества

Легкость, с которой мы вводимся в заблуждение, связана с условиями нашей эволюции. Люди развивались и эволюционировали в отсутствии средств коммуникаций. Эти средства появились только в 20 веке. Человеческий мозг эволюционировал в условиях, когда только люди демонстрировали богатое общественное поведение, в мире, где все объекты были реальными физическими объектами. Все, что казалось личностью, действительно ею и было. На протяжении примерно 200000 лет все, что действовало социально, действительно было личностью. Так было почти на всем протяжении эволюции, и мы автоматически привыкли так воспринимать окружающий мир. Метафоры, согласно которым все активное является живым организмом, а все действующее сходно с человеком и является человеком, глубоко проникли в наше сознание и управляют нашим сознанием вне зависимости от нашего понимания. Как показали в своей книге «Метафоры, которыми мы живем» Дж. Лакофф и М. Джонсон, 101 метафоры пронизывают наше мышление и управляют нашим поведением [35]. Зачастую это управление нами не осознается. Понятия, управляющие нашим мышлением, вовсе не замыкаются в сфере интеллекта. Они управляют нашей повседневной деятельностью, включая самые обыденные детали. Понятия, которыми мы пользуемся, упорядочивают воспринимаемую нами реальность, способы нашего поведения в мире, наши контакты с людьми, со средствами медиа и с программными агентами. Вся наша понятийная система носит преимущественно метафорический характер. Наше мышление, повседневный опыт и поведение в значительной степени обусловливаются метафорой, но не всегда осознается нами. Сегодня современная среда коммуникаций завладевает нашим сознанием, внутри которого пока еще действуют мощные веками наработанные и подтвержденные схемы поведения и восприятия. Люди не могут освободиться от мысли, что созданные средой образы действительно являются реальными местами или реальными людьми. В нашем мозгу пока нет никакого переключателя, который позволил бы нам различать реальный мир и миры, созданные медиа. Люди отвечают на имитации социальных ролей и естественных объектов так, как будто они реальны. Люди на всей истории своего развития склонны были выделять животных из окружающей среды, поскольку в животных таились наибольшие возможности и наибольшие опасности. Люди эволюционировали в мире, где наибольшие проблемы и возможности в поисках пищи, жилья, территории были связаны с другими людьми. В этих условиях серьезные преимущества давала следующая стратегия — «Если существует хотя бы низкая вероятность того, что иная тебе сущность является человеком, воспринимай ее как человека». Компьютеры, и многие 102 другие технологические изобретения демонстрируют социальные характеристики и получают от людей социальные ответы. В результате мы оказываемся в смешанных сообществах, в состав которых входят как люди, так и различные компьютерные устройства, которых мы воспринимаем как социальных партнеров, и с которыми мы взаимодействуем как с партнерами. Электронный агент или группа таких агентов в случае необходимости помогут нам разобраться в связях, которые существуют между нашими записями, в том случае, если будут оговорены правила извлечения записей из цифровой памяти. Клод Леви-Строс отмечал, что растения и животные служили людям не только источником пищи, и источником эстетических чувств, первых и последующих глубоких размышлений [38]. Сегодня цифровые объекты и программные агенты, как когда-то растения и животные, помогают нам думать и чувствовать. Например, создатель языка Перл Л. Уолл полагает, что опыт организации взаимодействующих между собой программ может быть перенесен мир человеческих отношений и быть источником более толерантного поведения [367]. Необходимо отметить, что программные агенты все чаще не только воспринимаются нами как полноценные участники гетерогенных сетевых сообществ, но и ведут себя соответствующим образом. От полноценных участников информационного сообщества ожидается не только выполнение действий, но и реакция на действия других членов сообщества, видоизменение собственного поведения в ответ на действия других членов сообщества. Как показывают работы в области повсеместной информационной инфраструктуры, окружающие нас агенты становятся все более умными и ответственными. Как отмечают Кутаз и коллеги новые 103 компьютерные сервисы обладают способностью адаптироваться к контексту, в котором их используют [170]. Например, если пользователь отправляет документ на печать, то программные агенты среды должны сообразить, где находится пользователь, куда он движется, чтобы выдать ему документ в наиболее удобной точке. Большинство изменений в системе ценностей и соответственно задачах, которые ставятся перед современным образованием, связаны с воспитанием творческой личности, способной активно взаимодействовать с другими в составе сетевых коллективов. Успешная творческая деятельность в современном мире невозможна вне сетевых коллективов, без использования телекоммуникаций, без привлечения специальных интеллектуальных агентов, которые обеспечивали бы возможность творчества на более высоком уровне. Реализация творческих и воспитательных возможностей курса информатики внутри сетевого сообщества тесно связана с системным мышлением, совместной деятельностью и новыми формами информационной грамотности. Схема реализации этих учебных задач на базе сетевых сообществ показана на следующем рисунке (см. рис 5).

Похожие диссертации на Реализация творческих и воспитательных возможностей информатики в сетевых сообществах