Содержание к диссертации
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование проблемы развития творческой одаренности младших школьников 20
1.1. Методологические основы и понятие «творческая одаренность» 20
1.2. Психологические проблемы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 46
1.3. Современное состояние и модель развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 74
Глава 2. Педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 103
2.1. Принципы, структура и содержание развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 103
2.2. Педагогическая технология развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 128
2.3. Эффективность экспериментальной работы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано 157
Заключение 189
Литература 193
- Методологические основы и понятие «творческая одаренность»
- Современное состояние и модель развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
- Принципы, структура и содержание развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
- Эффективность экспериментальной работы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
Введение к работе
Актуальность исследования. В XXI в. в России произошли значительные изменения в общественной идеологии, межличностных отношениях, в системе ценностей. Противоречивые тенденции, постмодернизма, поиски новых основ, эксперименты, вызванные глобализационными процессами, усложняющими картину мира, ведут к необходимости выявления новых основ для наиболее полного развития творческой одаренности детей на начальном этапе их становления, которым предстоит жить и работать в новых условиях, в новой социокультурной парадигме. Современный социум нуждается в людях, предрасположенных к нестандартному, инновационному, творческому мышлению, способных генерировать креативные идеи.
В настоящее время важнейшей исследовательской задачей является выработка средств развития творческой одаренности детей, внедрения в педагогический процесс новейших и наиболее эффективных технологий, с помощью которых ребенок способен познать мир в таких формах деятельности, которые ему близки, доступны, в наибольшей мере способствуют его развитию. Решающую роль должна играть творческая деятельность, в которой ребенок может наиболее полно раскрыть свои творческие возможности, свой креативный потенциал.
Музыка, будучи важнейшей частью духовной культуры человечества, одновременно является испытанным средством выявления и развития творческой одаренности личности. В качестве таковой она признавалась еще античными философами Сократом, Платоном, Аристотелем, входила, наряду с арифметикой, грамматикой и астрономией в квадририум обязательных учебных дисциплин.
Музыка не только развивает музыкальные способности, но и помогает развитию творческого потенциала личности в целом. Занятия в классе фортепиано развивают ребенка не только музыкально, но и помогают решать многие психолого-педагогические задачи, касающиеся, прежде всего, развития его творческой одаренности. Практическое и теоретическое значение множества музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов в значительной мере способствует расширению кругозора учащихся и позволяет углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования. Вместе с тем, существующие социально-педагогические требования к развитию творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано не в полной мере удовлетворяется сложившейся системой образовательных учреждений музыкальной направленности.
Еще большую остроту приобретает актуальность проблемы, если учесть сложность и недостаточную изученность феномена творческой одаренности как психолого-педагогического явления, и своеобразие ее развития. Реализация педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано в значительной мере затрудняется отжившими на сегодняшний день традициями музыкального образования – инертностью мышления, стереотипами в сознании педагогов, ориентацией на формальные признаки в музыкальном обучении. Немногие педагоги владеют результативными технологиями организации развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Проблематика исследования определяется следующими противоречиями:
– между растущей социальной потребностью в креативных личностях, готовых к самостоятельному решению задач, к творческому применению на практике, с одной стороны, и существующей системой музыкального образования, не вполне реализующей потенциал развития творческой одаренности детей в учреждениях дополнительного образования, – с другой;
– между значимостью развития творческой одаренности школьников и ограничением творческой самостоятельности детей, обусловленных учебным процессом с его общепринятыми технологиями обучения музыке.
На этапе создания и внедрения новых педагогических условий развития творческой одаренности детей, имеющиеся методики уже не в состоянии играть решающую роль. На смену им должны прийти новые более совершенные технологии обучения и развития.
Степень научной разработанности проблемы. В основу работы положен научный анализ исследований о человеке, нашедший отражение в трудах по философии, истории, эстетике, психологии, педагогике, культурологии, музыкознанию. Значительный вклад в разработку проблемы творчества и творческих способностей, психологии развития личности внесли русские и зарубежные ученые: Б. Г. Ананьев, Д. Б. Богоявленская, М. П. Блинова, С. Н. Беляева-Экземплярская, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. Н. Дружинин, А. Н. Леонтьев, О. И. Никифорова, А. В. Запорожец, А. С. Лейтес, Ж. Пиаже, Я. А. Пономарев, Б. М. Теплов, К. Тейлор, Р. Стернберг, Г. К. Уэллс, З. Фрейд, А. Валлон, В. Вундт, Д. Б. Эльконин, В. П. Эфроимсон.
Проблема возрастной психологии, в частности, теория одаренности детей, изучалась Л. С. Выготским, Ж. Пиаже, А. В. Брушлинским, В. Н. Дружининым, А. Н. Леонтьевым, О. И. Никифоровой, А. М. Матюшкиным, Я. А. Пономаревым и другими. Психология возрастного развития обосновывает те качественные и количественные изменения, которые возникают в психике и поведении ребенка при переходе от одной возрастной группы в другую.
В исследованиях отечественных психологов – С. Л. Рубинштейна, П. Я. Гальперина, О. И. Никифоровой рассматривались особенности взаимодействия понятийно-образного обобщения в процессе художественного творчества.
В своих основных положениях исследование опирается на труды выдающихся педагогов Я. – А. Коменского, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, которые сформулировали основные позиции теории образовательного процесса гуманистической педагогики. Ученые отмечали то, что в основу формирования творческих качеств подрастающего поколения должны быть положены общечеловеческие ценности. Большой вклад в проблему исследования теоретических и практических особенностей творческого процесса у детей внесли В. И. Загвязинский, О. В. Кузьмина, М. Н. Скаткин, Г. М. Цыпин и другие.
Особое значение для нашего исследования имеют труды по музыкальной педагогике и психологии Б. В. Асафьева, О. А. Апраксиной, Ю. Б. Алиева, Э. Б. Абдуллина, М. П. Блиновой, С. Н. Беляевой-Экземплярской, Л. А. Баренбойма, Н. А. Ветлугиной, В. Ф. Жданова, П. И. Зинченко, Д. Б. Кабалевского, И. А. Липского, Л. Маккинон, Н. А. Менчинской, Е. В. Назайкинского, А. Л. Островского, В. Ф. Одоевского, Б. М. Теплова, Г. М. Цыпина и других авторов, которые освещали проблемы творческого развития и творческой одаренности, изучали пути формирования и развития музыкальных способностей. В исследованиях указанных авторов определены положения о необходимости комплексного подхода к изучению музыкального творчества, отмечена важность дифференцированного учета возрастных и индивидуальных способностей детей, выработки эстетических установок.
Несмотря на существующие достижения отечественной музыкальной педагогики и музыкознания, исследования по развитию творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано, представлены фрагментарно.
Анализ научно-исследовательской и методической литературы, изучение опыта учебных заведений, выявленные противоречия помогли сформулировать проблему исследования: определить педагогические условия, структуру и компоненты педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность предлагаемых педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Объект исследования: учебно-воспитательный процесс обучения младших школьников в условиях учреждений дополнительного образования детей.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Гипотеза исследования: реализация педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано возможна при выполнении следующих условий:
– если будет разработана и внедрена структурная модель развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано;
– если будут разработаны и реализованы основные принципы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано;
– если созданы педагогические условия, включающие школьников в творческую деятельность;
– если учебный процесс будет строиться на основе педагогической технологии, включающей комплекс методов и средств развития творческой одаренности;
– если будут использованы диагностические методики для объективного мониторинга развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
Для достижения этой цели в диссертации решаются следующие задачи:
-
Изучить, проанализировать и обобщить существующую практику развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано в учреждениях дополнительного образования детей.
-
Выявить и обосновать педагогические условия, способствующие развитию творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, являющиеся основой для педагогической технологии.
-
Обосновать:
– педагогическую технологию развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано (основные принципы, структуру, компоненты, формы, методы развития творческой одаренности детей, формы контроля, стимулирования, мониторинга);
– критерии проявления творческой одаренности;
– диагностику и комплексный анализ развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
-
Экспериментально апробировать эффективность предлагаемых педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
В качестве методологического инструмента диссертации была использована разработанная модель педагогических условий развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано как логически выстроенная структура теоретических представлений и последовательной системы действий. С помощью данной модели выделены основные качества творческой одаренности личности, включающие взаимодействие мотивационного, интеллектуально – деятельностного, креативного (творческие способности) и эмоционально-волевого аспектов.
Теоретико-методологическая основа исследования – философские положения, определяющие сущность процесса творчества, его взаимосвязь с развитием личности, утверждающие идеи гуманизации образования, ценностного подхода к формированию личности, роли культуры в развитии общества, духовности и свободы личности в ее становлении и творческой реализации, ориентации на общечеловеческие ценности, роль личности в процессе ее творческого развития.
Общенаучная методология ориентирована на целостное рассмотрение проблемы личности человека, начиная с детского возраста. Ориентиром послужили представления ученых и педагогов-практиков о том, что каждая личность неповторима и что ребенок, воспитанный творчески, перенесет свои творческие способности на другие сферы деятельности в своей будущей практической работе. Ведущие положения методологии обусловили опору на уточнение и разработку направлений исследования, научное описание изучаемых педагогических процессов и явлений.
Исследование опирается на научные положения психологии творчества (Я. А. Пономарев, В. Н. Дружинин, Г. С. Батищев, Д. Б. Эльконин), возрастной психологии (Л. С. Выготский, Ж. Пиаже, А. Н. Леонтьев), психологии музыкальных способностей личности (Б.В. Асафьев, Б. М. Теплов, С. Н. Беляева-Экземплярская, М. П. Блинова, Е. В. Назайкинский, Г. М. Цыпин и др.). Системный метод позволил анализировать развитие творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано достаточно подробно как процесс. В данном исследовании употребляется термин «младшие школьники»: к этой категории традиционно относят людей в возрасте от 7 до 9 лет.
Для реализации поставленной цели, решения задач, проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (изучение философской, психолого-педагогической, научно-методической, учебной литературы, теоретическое моделирование); эмпирические (обобщение, сравнение, систематизация, педагогическое наблюдение, метод анализа документов, опросно-диагностические методы, анкетирование, тестирование, анализ творческих работ, педагогический эксперимент).
Исследование проводилось в период с 2006 по 2011 гг. в три этапа:
I этап (2006-2008 гг.) – поисково-ориентировочный, констатирующий этап эксперимента: определение проблемы, постановка цели и задач исследования, конкретизация гипотезы. Была изучена и систематизирована литература по методологии исследования. Обоснованы исходные теоретические положения и концептуальные основы исследования. Проведена диагностика творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано.
II этап (2008 - 2010 гг.) – организация и проведение формирующего этапа эксперимента: разработаны педагогические условия и структура педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано; определена система показателей, признаков и критериев измерения проявлений творческой одаренности школьников; уточнены условия эффективности развития творческой одаренности детей; проведены промежуточные срезы, экспертные оценки, тестирование.
III этап (2010-2011 гг.) – контрольный: апробация педагогической технологии развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано; анализ результатов эксперимента и проверка гипотезы; анализ результативности предложенной педагогической технологии и педагогических условий; подведены итоги экспериментальной работы; сформулированы выводы и рекомендации для учителей учреждений дополнительного образования детей; оформлена рукопись исследовательской работы в виде кандидатской диссертации.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
– в контексте исследования обосновано понятие «творческая одаренность», представляющая особую форму проявления творческой природы психики, ее системное качество, для раскрытия и развития которого необходимо наличие не только природных задатков, но и соответствующих педагогических условий;
– дано научное обоснование понятия «развитие творческой одаренности» младших школьников в классе фортепиано, которое представлено как сложный процесс, интегрирующий в себе: возможности образовательного пространства школы, города, региона; особенности самой личности, развитие ее потенциала в реализации потребности в самоактуализации и самореализации. Отмечено, что развитие творческой одаренности школьников предусматривает оптимально организованную педагогическую деятельность, направленную на раскрытие творческих способностей и качеств личности;
– определены принципы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано (интеграции музыкальной деятельности с учетом специфика развития творческой одаренности детей; творческой направленности обучения – от творческой деятельности к познанию; дифференцированного и индивидуального подхода к развитию творческой одаренности детей);
– разработана модель развития творческой одаренности школьников в классе фортепиано, включающая уровневую и содержательную характеристики, критерии и показатели развития исследуемых качеств, этапы развития творческой одаренности и определяющая возможность использования данной модели в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования школьников;
– выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективное развитие творческой одаренности, в числе которых: творческое взаимодействие педагогов и учащихся; творческое развивающее пространство, с направленностью на опережающее развитие; учет возрастных и индивидуальных особенностей, темперамента, способностей; признание ценности и неповторимости творческой деятельности ребенка как личностной самореализации и саморазвития; межпредметная интеграция музыкального блока дисциплин; создание устойчивой мотивации учащихся на творческую деятельность; педагогическая технология, направленная на усиление проблемно – диалогического характера обучения; педагогический мониторинг;
– разработана педагогическая технология развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, включающая: структурную модель творчески одаренной личности, объединяющую качества и способности личности, психолого-педагогические условия и средства развития творчества;
– разработаны компоненты развития творческой одаренности школьников (мотивационный, интеллектуально – деятельностный, креативный (творческие способности), эмоционально – волевой), определены уровни развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано: креативный; репродуктивно – поверхностный; репродуктивно – ограниченный;
– обоснована методика развития творческой одаренности в контексте педагогической технологии (творческое «погружения», метод подражания, эвристический метод, метод игровых технологий и др.), сутью которой является создание особого рода психологической атмосферы для школьников, благоприятным образом сказывающейся на их эмоциональном состоянии, чувствах и мыслях, развитии творческого потенциала;
– в результате эксперимента доказано, что решающее значение в учебно-творческой деятельности имеет соединение педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников, мотивации постоянной творческой деятельности, интеллектуально–деятельностной направленности обучения и творческой деятельности, ее креативность; развитие общих и музыкальных способностей, формирование эмоционально-волевых качеств личности.
Теоретическая значимость исследования. На научно-педагогическом уровне исследована проблема развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, что позволило разработать и практически реализовать педагогическую технологию развития творческой одаренности детей. Теоретически обоснованы понятия: «творческая одаренность» и «развитие творческой одаренности детей». Определены сущность и содержание педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников классе фортепиано, представляющей: организацию педагогического процесса, интегрирующего ресурсы творческого пространства учреждения дополнительного образования детей в развитии творческого потенциала школьников; систему обучения с использованием новых средств, методов, диагностики и мониторинга развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано. Разработано теоретическое обоснование применения педагогической технологии развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, объединяющей диагностическую, содержательную, процессуальную, результативную и проектировочную стороны педагогической деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в обосновании и раскрытии особенностей проявления творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, разработке педагогической технологии ее развития.
Практическую ценность для организации учебного процесса в учреждении дополнительного образования имеют следующие разработанные и экспериментально проверенные материалы: научно-методические рекомендации по развитию творческой одаренности детей в процессе обучения и творческой деятельности в классе фортепиано. В рамках исследуемой проблемы разработано содержание учебного процесса с учетом реализации педагогической технологии развития творческой одаренности детей на начальном этапе обучения в классе фортепиано по трем направлениям: социальному – соответствие современным условиям отечественного музыкального образования и развития; педагогическому – разрабатывается для конкретного учебного заведения (в данном случае – для учреждений дополнительного образования детей) и отображает основные направления образовательной и художественно-творческой деятельности; личностному – собственно процесс развития творческой одаренности личности и характеризует представление учителя класса фортепиано и самого школьника о творческой самореализации на ближайшую и отдаленную перспективу.
Разработанная автором исследования программа «Творческая одаренность», внедренная в учреждении дополнительного образования детей «Личность», позволяет учителям и родителям во взаимодействии с детьми создавать творческое образовательное пространство, обеспечивающее целенаправленное формирование потребности в творчестве. Разработан инструментарий контроля и мониторинга динамики развития творческой одаренности детей.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается совокупностью исходных методологических и теоретических положений, подтвержденных практикой; применением системы методов, адекватных проблеме, целям, задачам и логике исследования; разнообразием теоретических и практических данных, подтверждающих принципиальные положения и выводы диссертации; временными рамками экспериментальной проверки предложенной педагогической технологии; системой апробации и внедрения основных положений исследования в практику учреждений дополнительного образования детей; всесторонним анализом материалов исследования и объективным анализом полученных результатов; экспериментальной педагогической и творческой работой с детьми фортепианного отделения.
На защиту выносятся следующие положения:
-
Изменившееся представление об обществе и культуре, противоречивые тенденции, искания и эксперименты, во многом обусловленные усложнением самого мира, привели к необходимости формирования и развития нового творчески одаренного человека. В контексте процесса музыкального образования младших школьников творческая одаренность предстает как интегрированное качество личности, выражающееся в устойчивой потребности школьника в самоактуализации и самореализации, предполагающих перевода своих задатков и возможностей, своего потенциала в творческую деятельность, направленную на создания качественно новых для человека и общества ценностей.
-
Процесс развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано – это социально обусловленная совместная деятельность учителей и школьников по выработке свойств личности детей, проявляющихся в способности творчески мыслить, переживать и креативно действовать в разнообразных видах творчества. При этом развитие творческой одаренности младших школьников понимается как сложный процесс, интегрирующий в себе: возможности образовательного пространства школы, особенности самой личности, развитие ее творческого мышления, воображении и активности в реализации потребности в самоактуализации и самореализации.
-
Особенности художественно – творческого пространства учебного заведения, ориентированного на развития творческой одаренности младших школьников заключаются в том, что оно: I) развивает творческую составляющую личности школьника, его индивидуальные художественно-творческие способности; 2) формирует эмоциональное восприятие, стойкий интерес и высокую мотивацию к творческой деятельности; 3) формирует художественно-образное и ассоциативное мышление через понимание и осознание содержания музыки, овладения «языком» музыкального искусства; 4) формирует музыкально-теоретические и исполнительские знания, умения и навыки.
-
Теоретическая модель развития творческой одаренности школьников в классе фортепиано, определяющая внутренние предпосылки к творчеству и развитие личности в творческой деятельности при обеспечении соответствующих условий, включает в себя уровневую и содержательную характеристики, критерии и показатели развития исследуемых качеств, отражает этапы развития творческой одаренности и определяет возможность использования представленной модели в работе с детьми в учреждениях дополнительного образования школьников.
-
Педагогические условия развития творческой одаренности младших школьников предусматривают:
– принципы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано, которые заключаются в интеграции музыкальной деятельности с учетом специфики развития творческой одаренности детей; в творческой направленности обучения – от креативной деятельности к познанию; в дифференцированном и индивидуальном подходе к развитию творческой одаренности детей;
– разработку структуры и содержания педагогического процесса, обеспечивающих эффективное развитие творческой одаренности младших школьников (творческое взаимодействие педагогов и учащихся; учет возрастных и индивидуальных особенностей, темперамента, способностей; признание ценности и неповторимости творческой деятельности ребенка как личностной самореализации и саморазвития; межпредметная интеграция музыкального блока дисциплин; создание устойчивой мотивации учащихся к творческой деятельности; педагогическая технология, направленная на усиление проблемно-диалогического характера обучения; педагогический мониторинг);
– компоненты и критерии развития творческой одаренности школьников (мотивационный, интеллектуально – деятельностный, креативный, эмоционально-волевой), и уровни развития данных качеств (репродуктивно – ограниченный (низкий), репродуктивно–поверхностный (средний), креативный (высокий), определяющие развитие потребностей и потенциала творчески одаренного школьника.
-
Педагогическая технология в контексте исследования, – это системный метод планирования, использования, и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействие между ними для достижения наиболее эффективных форм образования в процессе развития творческой одаренности школьников. Педагогическая технология включает следующие основные аспекты: научный (технология является научно разработанным решением определенной проблемы); формально-описательный (технология представляется моделью, описанием целей, содержания, методов и средств, действий, применяемых для достижения планируемых результатов); процессуально-деятельностный (технология есть сам процесс осуществления деятельности объектов и субъектов, их целеполагание, планирование, организация, реализация целей и анализ результата, мониторинг качества творческой деятельности школьников; создание системы мотивационного обеспечения учебно-творческой деятельности школьников).
Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе преподавания фортепиано, организации внеклассной художественно-творческой и концертной деятельности в учреждении дополнительного образования детей «Личность»; в процессе обсуждения результатов исследования на кафедре «Музыковедения, композиции и методика музыкального образования» ФГОУ ВПО «Краснодарский государственный университет культуры и искусств»; в процессе организации деятельности школьной студии «Творчество»; участия в работе конференций, в публикациях статей по теме диссертационного исследования.
Структура и объем диссертационной работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы из 300 наименований, в том числе и на иностранных языках. Общий объем диссертации состоит из 217 страниц, 13 таблиц и 3 рисунков.
Методологические основы и понятие «творческая одаренность»
Проблема развития творческой одаренности ввиду ее значимости для самореализации и духовного роста личности постоянно находится в поле пристального внимания исследователей. Большинство инновационных программ обучения и воспитания акцентированы на развитии мышления и личностных характеристик: воли, характера, мотивации к учебной деятельности. Вместе с тем, именно знаниевая основа обучения остается основополагающей, так как, в конечном счете, именно знания на начальном этапе обучения определяют качество обучения. Однако необходимость креативного развития личности очевидна, когда речь идет о когнитивном развитии личности школьника в возрасте от 7 до 10 лет. Этот процесс осмысливается более широко в связи с интеллектуальным развитием, уровнем познавательной и творческой активности. Развитие творческого мышления на фоне общих процессов гуманизации образования, смены ценностных парадигм, возрастающего приоритета развивающих педагогических технологий, личностно-ориентированных подходов, в основе которых аспект педагогического взаимодействия с обучаемым, - проблема развития одаренности становится все более актуальной.
Начало нового тысячелетия ознаменовалось появлением основополагающих государственных документов в сфере образования: Концепция художественного образования детей в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования. Перечисленные документы, представляют определенную стратегию развития системы образования. Современная образовательная парадигма в качестве приоритета рассматривает ориентацию на развитие личностных качеств каждого школьника, на выявление и развитие его творческой одаренности и потенциала.
Общение с музыкой в процессе музыкального образования оказывает идейно-эстетическое воздействие на школьников. Музыкальное искусство не дает готовых предписаний, безусловных оценок, неукоснительных норм, а позволяет учащимся самих прийти к определенным выводам, оценкам, установкам. Музыка моделирует воздействия, которые ученики испытывают в повседневной жизни - именно музыка способна ставить детей в разные обстоятельства, делает участниками разных событий, вовлекает в разные ситуации и вызывает сходные с жизненными наблюдения, переживания. Таким путем она приводит детей, как бы ценой их собственных достижений и ошибок, к определенным выводам, помогает пережить и усвоить приобретенный таким образом опыт. Этот процесс организуется восприятием музыкального произведения, а чувства и мысли, к которым оно приводит -являются результатом художественного осмысления и обобщения множества жизненных наблюдений, опыта, спрессованного в выдающихся произведениях музыкального искусства. Являясь концентрацией жизненного опыта, музыка оказывает эффективное воздействие не только на какую-либо частную ситуацию жизни школьника, но опосредованно и на ядро его личности.
В развитии творческой одаренности школьников используется способность музыкального искусства не только в передаче результатов познавательной и оценочной деятельности, но и как программирование их творческой деятельности. Эта программа, заложенная в музыкальное произведение, направляет активность учеников в творческую деятельность. Проникая вглубь личности обучаемого, музыка изменяет отношение личности к миру, и к самому себе. Музыка пробуждает чувствительность школьников, стимулирует социальную активность их личности, ориентирует их на приведение мира в соответствие с идеалом. Занимаясь музыкальным творчеством в процессе музыкального образования, школьник с помощью воображения и впечатлений от действительности перерабатывает жизненный материал, строя новую реальность - мир музыкальных образов. Выполняя творческие задания, он преобразует звук, форму, лад и т.д., создавая или новое музыкальное произведение, или новое звучание уже известного сочинения.
Нами учитывалось, что музыка - средство организованного влияния на личность школьника, которое приносит ей же самой большое удовлетворение, духовный подъем, наслаждение. Изменяя ученика в нужном направлении, музыка одновременно удовлетворяет его насущные жизненные потребности, обогащая его жизнь, делая ее ярче, интереснее, увлекательнее, счастливее. Развитие творческих возможностей начинающего пианиста подчиняется субъект-объектным и субъект-субъектным процессам взаимодействия не только непосредственно на уроках фортепиано, но и во внеучебной деятельности (академические концерты, знакомство с исполнительским искусством выдающихся пианистов-исполнителей, знакомство с различными интерпретациями одного и того же сочинения и др-) Для процесса развития творческой одаренности особую значимость имеет закон первенствования смысла над логикой действия, который обосновал Д.Б. Эльконин (283). Автор утверждает, что всякому периоду усвоения операционально-технической стороны деятельности, предшествует период усвоения мотивационно-потребностной составляющей процесса обучения. Творческая одаренность человека самым теснейшим образом связана с наличием у него определенных качеств: соответствующего уровня интеллектуальных способностей, умения аналитически оценивать сложившиеся ситуации, быстроты реакции, нестандартности мышления, творческого воображения, развитой интуиции, самостоятельности и потребности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих возможностей. Постоянное стремление творческой личности к активной деятельности создает основу для развития генетически заложенных природой в человеке качеств, их совершенствования, формирования и развития новых, приобретенных в процессе образовательной и творческой деятельности.
В настоящий момент активно обсуждается вопрос о значимости творческой одаренности ребенка на начальном его обучении. Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А. М. Матюшкин (167) настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности - творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать; или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.
Проблема развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано не разрабатывалась в современной музыкальной педагогике применительно к структурной модели учреждений дополнительного образования детей. Вместе с тем, проблема «творчества» широко представлена в теории и практике музыкального образования.
Накоплен значительный теоретический материал и практика развития творческой одаренности детей младшего школьного возраста. Так, например, исследования о музыкальных видах деятельности представлены в работах Н. А. Ветлугиной, Н. А. Метловой, О. П. Радынова, Ю. Л. Полуянова и др. Авторы утверждают, что творческие способности, как и одаренность, могут не развиваться, если специально не организовывать процесс обучения, направленный на развитие творчества (210). Для развития творческой одаренности требуются специальные условия, обоснованная научная концепция, педагогическая практика.
Говоря о младшем школьном возрасте, как периоде благоприятном для развития творческой одаренности, исследователи А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин, А. Н. Леонтьев, определили, что в этот период происходит формирование личности, модели поведения, которые получают дальнейшее развитие в подростковом возрасте. Вместе с тем, нельзя не отметить определенные противоречия между теоретическими подходами к природе творческой одаренности и практикой ее развития. Эти противоречия заключаются в следующем: с одной стороны современные теоретические концепции подчеркивают роль личностных качеств, как одного из важнейших компонентов творческой одаренности, а с другой -«ориентированы на когнитивное развитие: творческость отождествляется с продуктивностью и оценивается по конечному творческому продукту, а в качестве его выступает решение поставленной задачи» (241, С.92.).
Принято считать, что творческая одаренность школьников является побочным продуктом обучения, стихийно возникающим и практически не поддающимся развитию, так как «суть креативности, - считают Е.П. Варламова и СЮ. Степанов, - представляют собой интеллектуальную активность и чувствительность (сензитивность) к побочным продуктам своей деятельности». (51, С.ЗЗ.). В этой связи проблема развития творческой одаренности школьников на начальном этапе обучения не выделялась как особая задача музыкальной педагогики, и, как правило, рассматривается с точки зрения психологии, физиологии.
Современное состояние и модель развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
Организация учебного процесса в учреждениях дополнительного образования детей по принципам единообразия и усредненности тормозит творческое развитие учащихся. Основное назначение учреждений дополнительного образования детей - общее музыкальное образование и воспитание, осуществляемое в дополнение к программам общеобразовательных школ, развитие личности, формирование стремления к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Более чем восьмидесятилетний опыт внешкольной, а в последние десять лет -дополнительного образования - свидетельствует, что учреждения дополнительного образования - уникальное явление. В концепции развития системы дополнительного образования указано, что приоритетной задачей здесь является создание условий для проявления и развития воспитанников (81).
Известно, что в конце XX века массовое музыкальное воспитание и образование в России, в основном, осуществлялось посредством учебно-воспитательной работы в системе детских школ искусств и детских музыкальных школ. Ретроспективный взгляд на историю становления и принципы функционирования системы таких школ позволяет проследить тенденцию постепенного отказа от всеобщей профессионализации музыкального обучения. Сегодня в контексте идеи гуманизации и гуманитаризации образования особую актуальность приобретает проблема развития учащихся средствами музыки как вида искусства. Принципиальное значение такой подход приобретает, в том числе, и в отношении преобладающей группы учащихся, не ориентированных на дальнейшее профессиональное образование. Роль учителя, направляющего формирование личности учащегося, помогающего преодолеть инертность музыкального восприятия, развить весь комплекс способностей - чрезвычайно важна и значительна. Г.Г.Нейгауз в своей книге "Об искусстве фортепианной игры" (183, С. 202) постоянно проводит мысль, что «все познавательное -музыкально», а «вездесущность» музыки коренится в самой природе человека, поэтому необходимо обучать игре на инструменте каждого.
Осознание первостепенности задач общего музыкального развития учащихся неизбежно влечет за собой коррективы в структуре и формах работы преподавателей, в частности, переосмысление роли и места предмета фортепиано в подготовке школьников учреждений дополнительного образования детей.
Вопросы развития системы дополнительного образования освещаются многими учеными (Газман О. О., Голованов В. П., Горский В. А., Евтушенко С. В., Журкина А. Я., Сальцева СВ., Ясвин В. А.). В них подчеркивается, что учреждения дополнительного образования детей обладают всеми необходимыми предпосылками и условиями для всестороннего творческого развития личности школьников. Авторы утверждают, что специфические условия дополнительного образования детей заключаются в высокой степени вариативности, благодаря которой каждый может выбрать образовательное направление, отвечающее его интересам и склонностям, а также темп и объем освоения образовательной программы. Такие учреждения не только не противоречат основному виду деятельности -учебе, но и развивают, дополняют то, что невозможно достичь в рамках основной школы.
Сегодня такие учреждения выполняют двуединую задачу. С одной стороны они должны воспитывать музыкантов-любителей; с другой стороны - представляют собой первую стадию допрофессионального музыкального образования. К сожалению, вторая задача часто доминирует над первой. Перед педагогическим коллективом ставится совершенно определенная задача, чтобы как можно большее число детей стали в дальнейшем музыкантами-профессионалами. Ведь это очень простой и удобный критерий качества школьной подготовки. Эффективность работы учреждения дополнительного образования детей измеряется количеством победителей детских конкурсов, смотров, фестивалей. Но остается важный вопрос -сколько детей получили навыки творческого развития, как реализован их творческий потенциал.
В контексте развития творческой одаренности младших школьников предмет фортепиано является важным компонентом музыкального обучения детей. Фортепиано обучаются практически все школьники учреждений дополнительного образования детей; в одном случае этот предмет становится специальным (ученики класса фортепиано), в других - общее фортепиано изучают ученики класса народных, духовых, струнных и других инструментов. В развитии творческой одаренности неоспоримы развивающие возможности фортепианного исполнительства. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся и позволяет значительно углубить общетеоретический и культурологический аспекты образования. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии мелодического, гармонического и полифонического слуха, музыкальной памяти и других музыкальных способностей личности ребенка.
На современном этапе очевидна возрастающая роль новых технологий, обеспечивающих творческую деятельность детей в сфере музыкального искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению, развитию творческой одаренности. В связи с этим особую значимость представляют виды творческой деятельности младших школьников на начальном этапе обучения в классе фортепиано, ориентированной на формирование опыта музыкального восприятия и оценки услышанного.
Анализ работы учреждений дополнительного образования детей показывает, что ученики, чьи показатели развития определяются как «средние» в ситуациях, связанных с проявлением их творческой одаренности, проявлениями творческого мышления, воображения и фантазии демонстрируют нетрадиционные решения. И. Я. Лернер (153) сформулировал основные процессуальные черты, которые являются теоретическими принципами развития творческих способностей детей: самодеятельное осуществление ближнего и дальнего межсистемного и внутреннего переноса знаний и умений в новую ситуацию; видение структуры объекта; видение новой функции объекта; учет алътернатив при решении проблемы; комбинирование и преобразование ранее известных способов деятельности при решении новой проблемы; отбрасывание всего известного и создание принципиально нового подхода (способа объяснения).
Анализ работы учителей по классу фортепиано свидетельствует, что занятия в них ведутся в основном в русле традиционной педагогики. Были выделены характерные обстоятельства, которые не способствуют развитию творческой одаренности детей, их учебной поисково-мыслительной деятельности, общих и музыкально-творческих способностей, формированию творческого мышления, фантазии, воображения, самостоятельности, инициативы. Исходя из требований типовых программ учреждений дополнительного образования детей, большинство учителей класса фортепиано видят основную задачу обучения в выучивании учениками программного материала. Одной из основных причин расхождения между современными требованиями и отсталой практикой в учреждениях дополнительного образования детей является неподготовленность большинства педагогов к проведению радикальных мер, нужных для создания новых систем, новых методик работы. Также, возможно и недостаточная их убежденность в том, что занятия, не направленные на развитие творческой одаренности, входят в противоречие с требованиями жизни и установками современной педагогической науки.
Практика свидетельствует, что младшие школьники в процессе обучения в классе фортепиано осваивают необходимый минимальный учебно-педагогический репертуар: обучаемые разучивают определенный программный материал на протяжении длительного времени (четверть, полугодие), что не позволяет обращаться к привлечению нового материала. Данное обстоятельство не может не сказываться на творческой деятельности обучаемых, на темпе развития их творческой одаренности. Данный факт отметил педагог-ученый Г. М. Цыпин, который считает, что не может быть полноценного развития, когда «молодые музыканты учат... подолгу и понемногу - немногое» (265).
Принципы, структура и содержание развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
Развитие музыкальной одаренности детей на начальном этапе обучения все больше приобретает не только научно-теоретическое, но и практическое значение. Творчески одаренная личность, как свидетельствует анализ литературы, - это личность, которая на основе влияния внешних факторов приобрела необходимые для актуализации своей творческой одаренности качества, способствующие достижению творческих результатов в музыкально-исполнительской творческой деятельности.
Особенности организации педагогического процесса в учреждениях дополнительного образования детей (в триаде непрерывного музыкального образования «школа-училище-вуз» учреждения дополнительного образования имеют статус допрофессионального обучения) определены художественно-педагогической деятельностью, которая направлена на обеспечение передачи мирового художественного опыта, создание оптимальных условий для развития творческой одаренности личности и предоставление возможностей для самоопределения школьников.
Деятельность формирует отношения, характеризуемые глубоко осознаваемой содержательностью, двусторонним взаимодействием (педагог-ученик), причем в неразрывном единстве как со стороны учащихся в плане творческой деятельности, так и со стороны учителя в художественно-педагогическом ее аспекте. Такое взаимодействие является основой передачи традиций, от чего и рождается глубокое осмысление взаимосвязей искусства с жизнью социума и разнообразными явлениями отечественной и мировой фортепианной исполнительской культуры. Здесь можно говорить о художественно-педагогическом общении, представляющим собой двустороннее, осмысленное взаимообогащение учителя и детей через совместную художественно-творческую и художественно-педагогическую деятельность, осуществляемую в их неразрывном единстве.
В психологии и педагогике существуют разные взгляды и концепции развития личности. Базисные принципы в развитии одаренности ребенка исследователей едины: понимание личности как системы относительно устойчивых характеристик индивидуальности, которые она проявляет во внешней среде; понимание личности как уникальной системы личностных смыслов, т.е. мотивов и наклонностей; понимание личности как субъекта деятельности - системы планов, отношений, направленности, ценностей. Известно, что принципы обучения представляют собой обобщенные положения существующих проявлений педагогического опыта, основные дидактические условия, определяющие педагогическую обоснованность всех действий по организации и проведению учебного процесса, основных направлений развития творческой активности детей.
В музыкальном образовании на начальном этапе обучения в классе фортепиано используются общие для дидактики принципы. Принципы музыкального образования можно определить как обоснование совместных действий учителя и ученика, направленные на развитие музыкальных способностей и основ начального музыкального образования. Так, Л. В. Горюнова предложила принципы музыкальной дидактики, в числе которых единство (целостность), образность, ассоциативность, импровизационность, интонационность и артистичность, которые, в соответствии с психикой ребенка, призваны управлять творчески-педагогическим процессом в детских учреждениях. Значимыми для определения принципов обучения детей стали идеи культуросообразного образования, концептуальные принципы которого были предложены В. Г. Кудрявцевым, В. И. Слободчиковым и Л. В. Школяр (незаурядности в творческой деятельности; общности приоритетов творческого развития; направленности на универсальные модели творчества в процессе развития творческой активности детей; соответствия творческих заданий программному содержанию; полифоничности функциональных средств внедрения творческих решений и экспериментов; совпадения творческих занятий с эмоционально переживаемыми жизненными событиями детей.
Учитывая отечественный опыт обучения музыке детей младшего школьного возраста, нами использованы следующие основные принципы развития творческой одаренности детей:
- принцип интеграции музыкальной деятельности с учетом специфики развития творческой одаренности детей;
- принцип творческой направленности обучения - от творческой деятельности к познанию;
- принцип дифференцированного и индивидуального подхода к развитию творческой одаренности школьников.
Первый принцип - интеграции музыкального образования и деятельности с учетом специфики развития творческой одаренности школьников позволяет детям, независимо от их музыкальных способностей, удовлетворять потребности в музыке, в активной творческой деятельности. Исходя из данного принципа, учитывая фазы психического и физического развития, следует выбирать из области музыки то, что ребенку ближе, доступней, стимулирует его творческое мышление, творческое воображение, творческую активность. При реализации данного принципа, были учтены фундаментальные научные положения отечественного музыкального образования, изложенные в трудах Б. В. Асафьева (19), А. Н. Леонтьева (152), Я. А. Пономарева (214), С. Я. Рубинштейна (227), Б. М. Теплова (249), построения педагогических систем М. Е. Бершадского, В. В. Гузеева (33), В. В. Давыдова (87) и других. функциональное значение данного принципа обуславливается своеобразием развития творческой одаренности в классе фортепиано. Сложность задачи, стоящей перед учителем, требует от него обладания специфическими знаниями, широкой музыкально-исполнительской подготовкой и практическими навыками, а также знаниями в области педагогики, психологии. Кроме того, требуется наблюдательность, тонкость восприятия особенностей развития творческих способностей, творческого мышления, творческого воображения и творческой активности школьника в процессе его личностного развития.
В соответствии с данным принципом исследуемый процесс характеризуется научной направленностью, систематичностью и последовательностью в развитии творческой одаренностью, связью этого развития с процессом обучения и творческой деятельностью. При построении процесса обучения «опора на науку как источник системы законов, закономерностей, понятия» (179, С.7.), проявляется, прежде всего, в отборе учебного материала и в применяемых методах обучения. Научность требует, чтобы все сообщаемые учебные сведения находились в полном соответствии с развитием творческого потенциала, содержание обучения было направлено на развитие творческого мышления и творческого воображения. Формирование знаний, умений и навыков овладения исполнительским искусством в таком контексте способствует лучшему и более точному усвоению практических навыков.
Научная направленность в учебной деятельности детей в классе фортепиано позволяет расширить кругозор, следовательно, помогает избежать слепого копирования манеры исполнения своего преподавателя, выявить свою творческую индивидуальность. В свою очередь ориентация на систематичность, последовательность и логическую связь предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе. Взаимосвязанный комплекс функционально соотнесенных компонентов обеспечивает целенаправленное приобретение школьниками
содержательных знаний, умений, навыков. Последовательность применяемых методов и их систематичность стимулирует процесс развития творческой одаренности и влияет на развитие их музыкально-эстетического вкуса. Данный принцип включает в себя и такие требования, как связывание незнакомого материала со знакомым, направление изучения теоретического материала от простого к сложному, к раскрытию между ними причинно-следственной связи, что способствует последовательному и целенаправленному освоению предусмотренной программой области знаний через активизацию познавательного интереса.
Для того чтобы процесс обучения стимулировал развитие творческой одаренности важно научить школьников при обучении в классе фортепиано использовать полученные знания в решении практических задач, анализировать окружающую действительность, вырабатывать собственные взгляды. Только таким образом можно обеспечить связь обучение с практической творческой деятельностью. Такая направленность в обучении фортепианному искусству, связана с определенными трудностями. Педагог в классе фортепиано, в своей направленности на развитие творческой одаренности школьника должен не только обладать комплексом определенных знаний, но и уметь гибко применять эти знания на практике, решать множество стихийно возникающих проблем, обусловленных особенностями личностного развития ребенка, уметь трансформировать знания в новых условиях обучения, направленного на развитие личности обучаемого.
Эффективность экспериментальной работы развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано
Экспериментальная работа по развитию творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано представлена тремя этапами: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте принимали участие школьники учреждения дополнительного образования детей «Личность», общее количество детей, задействованных в экспериментальном исследовании, составило 65 человек по классу фортепиано. Возраст детей - от 7 до 9 лет.
Содержание поэтапного развития творческой одаренности младших школьников в классе фортепиано проходило в условиях педагогического процесса, в рамках основного учебного времени. Кроме того, была организована внеучебная творческая деятельность. Развитие творческой одаренности детей проходило на основе программы «Творческая одаренность», разработанной автором исследования. Реализация целевой комплексной программы «Творческая одаренность» происходила на базе спроектированной учебной и творческой деятельности школьников на основе педагогической технологии.
В констатирующем эксперименте принимали участие 19 школьников; 12 учителей класса фортепиано учреждения дополнительного образования детей «Личность»; 18 родителей детей, участвующих в эксперименте. Констатирующий эксперимент проводился в 2006-2008 учебном году.
На этапе констатирующего эксперимента решались следующие задачи:
- изучалось состояние педагогической работы с детьми в учреждении дополнительного образования детей «Личность» по проблеме развития творческой одаренности младших школьников (1 и 2 классы);
- выявлялись особенности развития творческой деятельности детей, для чего изучалась их деятельность, сформированность эмоциональной сферы и особенности самопознания;
- проводился анализ особенностей развития творческой одаренности в возрасте 7-9 лет.
Нами использовались следующие методы:
а) анкетирование учителей класса фортепиано и родителей детей, участвующих в эксперименте, с целью изучения особенностей развития творческой одаренности младших школьников;
б) наблюдение за творческой деятельностью школьников, состоянием их творческого мышления, воображения, активности и эмоциональной сферы;
в) сравнительный анализ полученных данных.
Для изучения проблемы развития творческой одаренности школьников было необходимо проанализировать состояние педагогической работы учителей в учреждении дополнительного образования детей «Личность», работающих с данной возрастной категорией детей по классу фортепиано.
Для решения поставленной задачи нами использовалось анкетирование учителей класса фортепиано по следующим вопросам:
1 .Что такое «творческая одаренность»?
2. Как Вы думаете, надо ли проводить специальную педагогическую работу по развитию творческой одаренности младших школьников? Кто должен ее осуществлять?
3. Каковы возрастные особенности младшего школьного возраста для организации работы по развитию творческой одаренности?
4. Каково, на Ваш взгляд, состояние педагогической работы по этой проблеме в учреждении?
5. Каковы, по Вашему мнению, особенности педагогической работы по развитию творческой одаренности младших школьников?
6. Каким образом на практике происходит педагогическое сопровождение формирования творческой деятельности младших школьников в классе фортепиано?
7. Какие технологии, на Ваш взгляд, наиболее успешно можно использовать в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию творческой одаренности?
8. Владеете ли Вы педагогической технологией для осуществления развития творческой одаренности младших школьниками?
9. Какое значение для развития творческой одаренности младших школьников имеют игровые средства?
10. Нужны ли внеклассные формы работы с детьми для активизации их творческого развития? Назовите эти формы?
11. Как Вы оцениваете личный пример учителя по классу фортепиано в активизации творческой деятельности?
Проведя анкетирование, исходя из психологических и педагогических условий, существующих в учреждении, мы получили следующие результаты.
Из 12 респондентов - 8 учителей класса фортепиано (66,4%) не смогли объяснить, в чем заключается смысл понятия «творческая одаренность».
После разъяснения понятия все учителя ответили, что осознают необходимость и важность работы по развитию творческой одаренности младших школьников.
На вопрос о том, надо ли проводить специальную педагогическую работу по развитию творческой одаренности у детей, и кто должен ее осуществлять, - 74,7% респондентов ответили, что работа должна вестись совместными усилиями всех учителей учреждения и родителей, - 41,5% респондентов считают, что данная работа должна проводиться только в учреждении дополнительного образования детей «Личность».
Учителя класса фортепиано мало осведомлены о возрастных особенностях развития творческой одаренности детей: только 41,5 % аргументировано ответили на данный вопрос.
На вопрос об особенностях работы по развитию творческой одаренности школьников затруднились ответить 74,7% опрошенных. Значительная часть опрошенных (66,4%) ответили, что специальных занятий и целенаправленной работы по данной проблеме не осуществляется.
100%) опрашиваемых не могли ответить на вопрос, в чем заключается работа по развитию творческой одаренности детей; также затруднились ответить (91,3%о) каким образом на практике происходит педагогическое сопровождение формирования творческой деятельности младших школьников в классе фортепиано.
Подавляющее большинство педагогов (91,3%) среди методик, которые предпочтительнее использовать в работе с детьми младшего школьного возраста по развитию творческой одаренности предложили использовать игровые средства творческого развития. Вместе с тем, признавая игровые средства творческого развития эффективными, затруднялись ответить (49,8%) как следует применять игровые средства для осуществления процесса развития творческой одаренности школьников.
Учителя класса фортепиано однозначно утвердительно (100%) ответили на значимость внеклассной работы по развитию творческой одаренности детей, ходя формы этой работы, назвали только - 41,5% учителей (посещение концертов музыкантов-исполнителей, музеев, выставок, проведение творческих отчетов, сольных концертов школьников и др-) Учителя класса фортепиано утвердительно подчеркнули роль и значение личного примера учителей (100%).
Данные проведенного анкетирования свидетельствуют о недостаточном уровне педагогических знаний по руководству системой развития творческой одаренности у младших школьников в учреждениях дополнительного образования детей.
Таким образом, результаты анкетирования позволяют сделать следующие выводы:
1. В учреждении дополнительного образования детей данная проблема является актуальной.
2. Необходима целевая обучающая программа, направленная на развитие творческой одаренности детей.
3. Необходима экспериментально апробированная педагогическая технология, направленная на развитие творческой одаренности детей в учреждениях дополнительного образования детей в классе фортепиано
В рамках констатирующего эксперимента, с целью выявления уровня понимания значимости творческого развития детей, было проведено анкетирование родителей школьников, участвующих в эксперименте. В устном опросе принимали участие 18 человек: все родители однозначно высказались в поддержку развития творческой одаренности их детей: с точки зрения родителей, творческая деятельность сможет откорректировать их поведение, будет способствовать интеллектуальному развитию, создаст возможности для самореализации детей в учебном процессе.