Содержание к диссертации
Введение
Глава I. ОПТИМАЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ 10
1. Психологические основы создания оптимальных условий развития творческих способностей учащихся 10
2. Возможности дизайна в создании оптимальных условий развития творческих способностей 34
2.1. Преподавание дизайна за рубежом. 34
2.2. Преподавание дизайна в России и СССР. 48
Выводы по первой главе 62
Глава II.МЕТОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИДП КУРСА "ОСНОВЫ ДИЗАЙНА" 64
1. Цели, задачи и содержание методической системы 64
2. Образовательные принципы, формы и методы развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна" 75
3. Дидактические средства развития творческих способностей учащихся 90
4. Система оценки в интегративном курсе «Основы дизайна» 100
Выводы по второй главе 122
Глава III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ В ИДП КУРСА «ОСНОВЫ ДИЗАЙНА» 123
1. Определение направлений проведения педагогического эксперимента 123
2. Исследование комплексного развития творческих способностей учащихся на материале экспериментальной апробации интегративно-го учебного курса «Основы дизайна» в 7 - 9 классах МКОЦ «НОВОКОСИНО» 138
З. Исследование комплексного развития творческих способностей учащихся на материале экспериментальной апробации интегративно-го учебного курса «Основы дизайна» в нехудожественной группе 166
Выводы по третьей главе 180
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 181
ЛИТЕРАТУРА 188
ПРИЛОЖЕНИЕ 204
- Психологические основы создания оптимальных условий развития творческих способностей учащихся
- Цели, задачи и содержание методической системы
- Определение направлений проведения педагогического эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. Человеческое общество в течение XX века стремительно развивалось по пути научно-технического прогресса. На пороге XXI века человек получил возможность выбора альтернативных путей решения теоретических и прикладных задач практически во всех сферах деятельности. Деятельность становится сложнее, системные связи в ней устанавливаются между более широким спектром смежных дисциплин. Технологии производства, бизнес и общественная жизнь развиваются быстрее, чем естественные способности сознания обрабатывать увеличивающиеся потоки информации в различных областях. Для решения профессиональных задач в современных условиях необходим творческий подход, базирующийся на интеграции научно-поисковых, технических, художественных и других видов деятельности. В связи с этим перед российской школой стоит сложная и актуальная проблема развития творческих способностей учащихся, подготовки выпускников, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности.
Решению этой проблемы в условиях общеобразовательной школы мешают объективные трудности: ценностная дезориентация, снижение заинтересованности в обучении, перегруженность содержания образования, нарушение системы межпредметных связей и т.д. Указанные трудности связаны с несфор-мированностью мотивации в необходимости получения знаний. Они предопределены отсутствием или недостаточной широтой поля применения знаний, умений и навыков в практической творческой деятельности.
Развитию творческих способностей детей на основе деятельностного подхода и концепции развития личности в процессе социализации индивида посвящены труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, на основе активизации учебной деятельности Л.А.Венгера, Л.В.Занкова, А.В.Запорожца, Дж.Гил-форда, М.Карне, Дж.Рензулли и др. Дидактические основы развития способностей в изобразительной деятельности заложены в трудах Н.Н.Аниси-мова, А.И.Иванова, Т.С.Комаровой, В.С.Кузина, Н.Н.Ростовцева, Е.В.ПІорохо-
ва, Т.Я.Шпикаловой и др. Развитию способностей учащихся в области художественного конструирования посвящены работы Н.Н.Алексахина, П.Н.Андрианова, В.И.Качнева, И.М. Рязанцевой, в рамках графической деятельности А.Д.Бот-винникова, В.А.Гервера, Ю.Ф.Катхановой, Е.И.Корзиновой, О.П.Шабановой и др.
Педагогический опыт доказывает, что эффективное влияние на развитие творческих способностей, формирование интереса учащихся к творчеству, оказывает деятельность, в которой необходима интеграция знаний, умений и навыков различных областей. Такая деятельность в школе возможна в рамках интегративных (т.е. объединяющих на основе системного холизма знания, умения и виды деятельности других областей) и интегрированных (т.е. включающего таковые в себя) методических систем. Проблема интегративного и интегрированного обучения, как средства развития творческих способностей учащихся, актуальна в последние годы, как в школьной, так и вузовской практике.
Большинство исследований, посвященных развитию творческих способностей учащихся на занятиях дизайном, рассматривают проблему с позиций интегрирования его положений с содержанием курсов изобразительного искусства, технической графики и технологии. Есть основания утверждать, что такая интеграция способствует повышению уровня общей художественно-графической подготовки учащихся, оказывает положительное влияние на развитие творческих способностей. Идеи такой интеграции и доказательства ее дидактической ценности представлены в трудах Т.С.Комарова, Ю.Ф.Катхановой, В.С.Кузина, Е.И.Корзиновой, Л.А.Кузьмичева, Л.П.Малиновской, Н.В.Малкова и др. И все же, интеграция на данном уровне недостаточно полно, по нашему мнению, использует педагогические возможности дизайна.
В нашем исследовании она будет рассмотрена в новом аспекте - с точки зрения формирования интегративного деятвльностного поля (далее ИДП) в новом школьном курсе "Основы дизайна". ИДП объединяет в практической деятельности в комплексе знания, умения и навыки всех школьных дисциплин. При этом понятие ИДП характеризуется нами как: синхронно и диахронно взаимо-
связанный комплекс учебных деятельностей интегрированных друг с другом системно в едином процессе решения теоретических и практических образовательных задач.
Специальных исследований, посвященных изучению влияния интегратив-ных курсов, используемых в качестве ИДП, на развитие творческих способностей учащихся общеобразовательных школ, не существует. Деятельность по экспериментальной апробации идей ИДП в рамках программы "Столичное образо-вание-2" определяет актуальность такого исследования. Проблема исследования будет рассмотрена нами на материале исследования групп учащихся 7-9 классов. Такой выбор связан с активным психофизиологическим развитием детей этого возраста, что дает, по нашему мнению, возможность ускорить получение наблюдаемого эффекта педагогического воздействия.
Сложилось противоречие между необходимостью решить актуальную проблему развития творческих способностей учащихся, готовых к творчеству на стыке различных видов деятельности, и отсутствием методических систем интегра-тивного типа для этого. Все это определило выбор темы данного исследования: "Развитие творческих способностей учащихся в интегративном деятель-ностном поле курса "Основы дизайна".
Лель исследования: Разработать методическую систему обучения в ИДП курса "Основы дизайна" и получить научно обоснованное представление об ее влиянии на развитие творческих способностей учащихся.
Для реализации данной цели потребовалось решить следующие задачи.
-изучить психолого-педагогические условия развития творческих способностей учащихся;
- выявить педагогические возможности дизайна в решении проблемы развития творческих способностей учащихся в аспекте создания ИДП;
-разработать методическую систему развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна";
-доказать экспериментальным путем эффективность развития творческих
-7-способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
Объектом исследования явился процесс развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна".
Предмет исследования: содержание и средства развития творческих способностей учащихся.
Исходная гипотеза исследования: формирование интегративного деятель-ностноко поля в курсе "Основы дизайна" создаст в рамках общеобразовательной школы оптимальные условия развития творческих способностей учащихся, позволит подготовить учащихся к решению задач на стыке различных видов деятельности, повысит интерес к обучению в целом.
Теоретическую и методологическую основу исследования составляют: учения о сущности и закономерностях развития личности и творческих способностей; положения теории и практики изобразительного искусства и дизайна.
Методы исследования:
теоретический анализ исследований, отражающих различные аспекты проблемы творческих способностей и их развития посредством дизайна;
метод педагогического эксперимента;
метод тестирования;
анкетирование, опрос информантов.
Этапы исследования: Исследование проводилось в период с 1994 по 1999 годы и состояло из трех взаимосвязанных этапов.
Первый этап (1994-96гг.) носил поисковый характер: на этом этапе ставились задачи выявления психологических основ и педагогических возможностей решения проблемы исследования, определения оптимальных условий и разработки методической системы развития творческих способностей учащихся посредством ИДП курса "Основы дизайна".
Второй этап (1996-98гт.) - опытно-экспериментальный - предусматривал проведение педагогического эксперимента по проверке разработанной методической системы развития творческих способностей учащихся.
Третий этап (1998-99гг.) был посвящен обобщению результатов эксперимента, подготовке методических рекомендаций внедрения интегративного курса "Основы дизайна" в качестве основы создания ИДП в средней школе.
На защиту выносятся следующие основные положения:
1. Интегративное деятельностное поле - новая педагогическая технология
развития творческих способностей учащихся в дизайнерской холистической дея
тельности, носящей социальный или личный интерес, требующей одновременно
го применения знаний, умений и навыков из различных областей школьных зна
ний.
2. Предлагаемая методическая система развития творческих способностей
учащихся в ИДП курса "Основы дизайна" обеспечивает оптимальные условия
эффективного развития творческих способностей учащихся, подготавливает уча
щихся к решению задач на стыке различных видов деятельности, повышает ин
терес к обучению в целом.
Научная новизна работы состоит в том, что в ней представлены:
созданная автором новая педагогическая технология - обучение в интегра-тивном деятельностном поле курса "Основы дизайна";
доказательство того, что интегративный курс "Основы дизайна" создает оптимальные условия для построения интегративного деятельностного поля и развития творческих способностей учащихся в нем.
Базой исследования являлся МКОЦ "НОВОКОСИНО" (средняя школа №1048 МКО), где проводилась основная опытно-экспериментальная работа, использовались на практике данные педагогических наблюдений, анкетирований и тестирований в общеобразовательных школах Восточного административного округа г. Москвы (№ 631, 635,1022, 1026).
Достоверность проведенного исследования подтверждена применением взаимопроверяющих методов разработки проблемы с опорой на аналогичные положения и выводы других исследований; результатами экспериментальной работы, выразившимися в высоком уровне развития творческих способностей уча-
щихся экспериментальных классов, участием автора в апробации предложенной
методики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что разработана методическая система развития творческих способностей в ИДП курса "Основы дизайна", что создало теоретическую базу развития ИДП, как технологии обучения. Выводы и предложения, содержащиеся в работе, составляют перспективное направление дальнейшего исследования этой проблемы.
Практическая значимость. Материалы исследования вошли составной частью в концепцию создания на базе средних школ культурно-образовательных центров (далее МКОЦ) для районов со слаборазвитой инфраструктурой, составили основу содержания методических рекомендаций по формированию ИДП художественно-прикладного направления, программы "Интегративный курс "Основы дизайна" для 5-11 классов средних общеобразовательных школ". Программа и методические рекомендации могут быть использованы учителями школ с целях развития творческих способностей учащихся.
Апробация работы проходила на Научно-методическом совете МКОЦ "Но-вокосино" (1994,1996,1998), кафедре методики преподавания изобразительного искусства и черчения Mill У (1997,1998,1999), международных, российских, научно-практических конференциях (1998,1999), семинарах-практикумах МИПК-РО, МКО, НМЦ ВОУ МКО (1998,1999).
Внедрение результатов исследования в практику проводилось путем ознакомления с ними в выступлениях автора на научно-практических конференциях, семинарах-іграктикумах различного уровня; в ходе проведения диссертантом лек-ционно-семинарских занятий со студентами 4 курса художественно-графического факультета Mill У; в педагогическом процессе МКОЦ "Новокосино" (средней школы №1048 МКО), (диссертантом и учителями ИЗО).
Структура диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Психологические основы создания оптимальных условий развития творческих способностей учащихся
Представителям гуманистических течений в психологии и педагогике образование представляется методологией оптимального формирования личности, использующей свои способности, знания и умения во благо человечества, считаясь с интересами других людей.
Многие психологи, педагоги и социологи (Э.Боуер, Г.Массон, Т.Парсонз, Д.Райт, Э.Щутц и др.) видят путь развития образования через создание "справедливых сообществ детей и взрослых" в рамках школы и вне ее стен. "Главная цель образования - готовить зрелую, целостную личность", - говорит Л.Кольберг (Цит. по 35, стр.5). Цель образования, отмечает Л.Кольберг, - развитие в учащемся потребности нравственного совершенствования и конструктивной деятельности по преобразованию социума. Д.Дьюи говорит по этому поводу: "Школа может создавать в проекте такой тип общества, который нам хотелось бы осуществить. Влияя на умы в этом направлении, мы постепенно изменили бы и характер взрослого общества" (Цит. по 35, с.5).
Личность, ее структура, особенности, а также оптимизация условий ее формирования - проблема психологии на всем протяжении истории данной науки. В различное время личность понималась с идеалистических и материа-листических позиций. В средние века ее воспринимали аналогом души, начиная с "эпохи просвещения" - в качестве самосознания, восприятия своего "Я". В современном экзистенциализме личность воспринимается как некая абстракция, отражающая восприятие индивидом самого себя, наличного бытия и существования - "Я-концепция".
Личность чаще всего рассматривают во взаимосвязях с окружающей природной и социальной средой. Н.Гартман определяет личность следующим образом: "Под личностью мы понимаем человеческий индивид, поскольку он - как действующий, наделенный волей и стремлениями, как представитель своих мыслей, взглядов, суждений, как существо с претензиями и правами, настроениями и оценками - предстает соединенным с другими такими же человеческими индивидами и узнает об их манере общения, высказываниях, воле и стремлениях, встречается с их мыслями, взглядами, суждениями и занимает какую-то позицию по отношению к их претензиям, настроениям и ценностям" (цит. по 90, стр.244).
В контексте нашей работы, мы будем придерживаться определения личности, данного В.С.Кузиным: "Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира". (98, стр.34)
Психологическую структуру личности, по В.С.Кузину, составляют "ее направленность, характер, способности, темперамент, особенности протекания по-знавательных процессов и чувств". (98, стр.34)
По К.К.Платонову (144) структура личности раскрывается в четырех системных компонентах: биологические свойства (темперамент, инстинкты, задатки и т.п.); психологические особенности (воля, чувства, восприятие, эмоции и т.п.); индивидуально приобретенный опыт (знания, умения, привычки); социально обусловленные свойства (направленность личности).
В 20-30гг. XX века, крупнейшими российскими психологами Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым и А.Р.Лурия, была разработана культурно-историческая теория - концепция развития личности в процессе социализации индивида. (36) Человек, по мнению указанных авторов, воспринимает исторический опыт, транслируемый учителями, родителями, окружением, в качестве своего опыта, чувствуют ответственность перед будущим, как перед личным будущим. Ребенок, на основании этого, был признан полноправным субъектом образовательного процесса. Современные психологи и педагоги считают гуманизацию образования, основанную на субъективации учащегося основным условием оптимального развития его личности.
Важнейшим условием развития личности, указанные авторы, видели деятельность. В игровой, учебной, трудовой деятельности создаются оптимальные условия развития, как биологических свойств человеческого существа, так и его психических свойств, формируются интеллект, потребности, черты характера, способности, мировоззрение. В деятельности происходит социализация индивида, т.е. становление личности, как структурной единицы общества.
Особая роль в процессе формирования личности принадлежит творчеству, преобразовательной деятельности, изменяющей материальную и духовную среду. Творчество, или творческая деятельность, является одновременно и производной развития личности, и сильнейшим стимулом развития личности.
Одним из главных показателей развития личности многие психологи рассматривают интеллект или интеллектуальную активность. Интеллект (от лат. Intellectus - ум, рассудок) понимается ими как совокупность мыслительных способностей, познавательных функций, разум. К интеллектуальной сфере относят способность отражать окружающий мир, выявлять системные взаимосвязи его V явлений, а на основе этого творчески преобразовывать действительность. Творчество рассматривается как проявление интеллекта, интеллектуальной активности. Для решения проблемы развития творческих способностей необходимо, таким образом, определенное понимание структуры интеллекта, сущности творчества и места в нем способностей, позволяющих заниматься творческой деятельностью.
Цели, задачи и содержание методической системы
Главной целью методической системы развития творческих способностей учащихся в ИДП курса "Основы дизайна" является подготовка образованной, всесторонне, гармонически развитой творческой личности ребенка, носителя высокой культуры, способного принять активное участие в различных отраслях государственной, общественной и экономической жизни страны, в решении задач на стыке различных форм деятельности. Для выполнения данной цели необходимо репппъ комплекс образовательных задач (Таблица II. 1.1.)
В ИДП должны быть созданы условия для применения учащимися знаний, умений и навыков на стыке различных направлений общественной жизни и производства в практической деятельности, что обеспечивает интегратив-ный характер дизайна.
Насыщенность курса интегративными материалами должна не только дать учащимся большой комплекс знаний из области дизайна, изобразительного искусства и архитектуры, но и показать системные взаимосвязи художественных видов творчества с другими областями человеческой деятельности. В рамках курса становится возможным совместить знания художественной культуры с получением навыков их применения. Это позволяет решить задачу обновления содержательно-операционного блока учебных дисциплин, связанных с изобразительным искусством и технологией, насытить их прикладным значением, связанным с конкретными потребностями учащихся, которым придется встречаться с дизайном в своей жизни в обществе, быту и на производстве.
На занятиях интегративного учебного курса "Основы дизайна" учащиеся осваивают в теоретической и практической учебной деятельности основные знания, умения и навыки в выполнении дизайнерских разработок в различных областях.
Учебный процесс занятий курса благодаря творческому характеру выполняемых учащимися учебных работ благотворно влияет на развитие воображения, развитие дивергентного и критического мышления. Выполнение большого числа изображений, чертежей, мысленных преобразований, мани-ііуляций с графическими и конструктивными образами, интегрированными с теоретическими положениями широкого комплекса школьных дисциплин, позволяет развивать память (зрительную, оперативную и долговременную).
Наличие практической ценности учебных заданий курса позволяет решить задачу развития эмоциональной сферы личности учащихся. Формы построения интегративных уроков, в особенности "дизайн студия", позволяют решить задачи развития коммуникативных навыков учащихся, контактности, толерантности и ответственности за общее дело.
Эстетическое воспитание всегда являлось важной стороной развития личности человека. Специфика курса позволяет осуществлять этот процесс на основе приближенных к жизни, понятных, близких человеку образцов (конечно, в качестве образцов должны браться примеры дизайна с высокой степенью эстетичности).
Когда понятия прекрасного ассоциируются с вещами, окружающими человека в повседневной жизни, его понятия о самой жизни и красоте станут более осмысленными и не оторванными от реальности. Через антропометри-ку, эргономику и другие направления дизайна у учащихся должны развиваться чувства прекрасного тесно переплетенные с чувством экологичности. Важной задачей становится формирование мировоззрения учащихся творчески преобразующего действительность, на основе эстетики и экологичности.
Творческая личность должна быть патриотичной. Домыслами являются суждения о некой общей вненациональной специфике творчества. При этом человек должен спокойно воспринимать проявления чужого, и даже чуждого, творчества, даже если оно не соответствует личным взглядам и эстетическим воззрениям человека.
Учащиеся в рамках интегративного деятельностного поля оказываются в ситуации, когда задание требует от них выполнения одновременно различных функций и видов деятельности, применения знаний из различных областей для решения проблемы при самостоятельном или групповом поиске путей решения. Курс "Основы дизайна" решает задачи формирования понимания необходимости в знаниях, которые изучаются в школе. Основная трудность поддержания интереса учащихся к изучению любого учебного предмета состоит в доказательстве его необходимости для каждого ученика. В случае введения в школе интегративного курса "Основы дизайна" эта проблема во многом снимается. Курс позволяет создать деятельностное поле, в котором будут применяться в большей или меньшей степени знания, умения и навыке из всех школьных дисциплин.
Достижение поставленных целей, решение перечисленных задач требует наличия определенной методической системы преподавания, понимания объема, номенклатуры и дидактических возможностей учебных материалов и видов занятий курса "Основы дизайна".
В процессе разработки содержания интегративного курса "Основы дизайна" мы исходили из задач создаваемой методической системы развития творческих способностей учащихся, основанной на принципе интегративного дея-тельностного поля. Для этого нами были определены объем и номенклатура интегрируемых положений теоретического характера, виды занятий (учебные деятельности) интегративного типа.
Каждая тема курса "Основы дизайна" интегрируется с одним или несколькими разделами других дисциплин, чьи положения создают базу для изучения дизайна или требуются для разрешения учебных проблемных ситуаций. Курс "Основы дизайна" включает в себя около двух третей учебных материалов имеющих непосредственные интегративные связи. Оставшаяся часть - специальные положения дизайна, интегрирующиеся с иными дисциплинами через понятийный аппарат, как, например, химический состав в области материаловедения связан с формообразованием, или другими способами.
Определение направлений проведения педагогического эксперимента
В течение 1992-1993 учебного года на базе МКОЦ «Новокосино» (школа №1048 ВОУ МКО) и средней общеобразовательной школы №635 ВОУ МКО нами проведено исследование по определению возможности и направлений апробации интегративного курса «Основы дизайна» в рамках общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие учащиеся 5-11 классов общей численностью около 400 человек. Перед исследованием были поставлены задачи.
-выявить круг интересов учащихся к проблемам дизайна;
-определить педагогическую необходимость и область содержания преподавания интегративного курса «Основы дизайна»;
-определить направления отбора контрольных и экспериментальных групп.
Для определения круга интересов учащихся мы предложили им анкету следующего содержания:
1. Что Вы знаете о современном дизайне и его роли в обществе?
2. Какие направления дизайна вызывают у Вас наибольший интерес?
3. Пробовали ли Вы заниматься дизайном для своих личных целей (оформление комнаты, создание каких-либо устройств, улучшение существующих и т.п.)?
4. Показали бы Вы Ваше изделие товарищам, родителям, учителям., в каком случае?
5. Хотели бы Вы заниматься дизайном в школе?
6. Все ли предметы, преподающиеся в школе, по Вашему мнению, могут пригодиться в реальной жизни или просто быть интересны?
7. Какой области деятельности Вы хотите посвятить себя по окончании школы?
В анкетировании участвовало 228 учащихся 5-11 классов школы №1048 и 147 учащихся 6- 9 классов школы №635 ВОУ МКО, были получены результаты:
1. Современный дизайн вызывает интерес у 85% учащихся,
2. Мальчиков интересуют:
а) автомобилестроение - 70%,
б) архитектурный дизайн и интерьер 45%,
в) оружейный дизайн - 45%,
г) реклама - 40%,
д) графика и издательство - 25%,
е) проектирование бытовой техники - 20%,
ж) прочее -10%.
Девочек интересуют:
а) дизайн одежды - 90%,
б) фитодизайн и флористика 70%,
в) интерьер - 60%,
г) реклама - 50%,
д) графика и издательство - 30%,
е) проектирование бытовой техники - 20% ,
ж) прочее - 20%.
3. Дизайном в домашних условия занимались в той или иной мере 60% учащихся, специализированные кружки и студии дизайна посещали только 5% учащихся.
4. Представляют свое изделие на всеобщее обозрение в том случае, если оно, по их мнению, обладает оригинальной формой и эстетизмом около 50% опрошенных, безразличны к мнению других 20%, не стремятся к показу 25%, действуют повинуясь сиюминутным импульсам оставшиеся 5%.
5. Дизайном в школе хотели бы заниматься 75% опрошенных.
6. Интересными оказались результаты ответов на 6 вопрос. Более 90% респондентов назвали неинтересными различные базовые дисциплины, 40% отметили ненужность их в дальнейшей жизни. Это показатель определенной узости интересов в учащихся, а также, возможно, наличия излишней информации в содержании данных курсов, которая не связана с практикой их применения.
7. В ответе на этот вопрос выявилась тенденция к выбору конъюнктурных профессий, приносящих в данный момент наибольший доход. Экономика и банковское дело - 30%, юриспруденция - 20%, стоматологическое протезирование -20%, как ни странно, предпринимательство только - 10%, и прочие профессии, в том числе дизайнер интерьеров, парикмахер- стилист и другие - 20%.
Проведенное анкетирование позволило ответить на несколько вопросов, стоявших перед автором исследования.
Подтвердилось предположение об интересе учащихся к дизайну и к некоторым его разделам, о доступности творческого языка современного дизайна для учащихся и необходимости введения в школьный курс такого предмета, сообразуясь с проявленным интересом школьников. Причем среди школьников возрастной группы 7-11 классов такой интерес на 20% выше, чем у учащихся 5-6 классов, более осознан и аргументирован, что определено их возрастными осо-бенностями.В ответах учащихся ясно прослеживается тенденция снижения интереса к некоторым школьным базовым дисциплинам, что подтвердило необходимость стимулирования интереса к их изучению.