Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Глазкова Ирина Владимировна

Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна
<
Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Глазкова Ирина Владимировна. Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Москва, 1999 143 c. РГБ ОД, 61:00-13/300-2

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ДИЗАЙН-ГРАМОТНОСТИ И ДИЗАЙН-КУЛЬТУРЫ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ ТЕХНОЛОГИИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

1.1. Поиск оптимального определения и содержательного наполнения понятия "Дизайн" 16

1.2. Исследование роли и места дизайна в профессиональной деятельности учителя Технологии, предпринимательства и труда 26

1.3. Анализ значимости дизайн-составляющих в профессиональном становлении учителя Технологии и предпринимательства 31

Выводы по главе I..... 40

Глава 2. КОНСТРУИРОВАНИЕ КУРСА «НАЧЕРТАТЕЛЬНАЯ ГЕОМЕТРИЯ» С ПОЗИЦИЙ ДИЗАЙН-ПОДХОДА 41

2.1. Требования к дизайн-графическим знаниям и умениям модели специалиста «Учитель технологии и предпринимательства». Анализ уровня подготовленности студентов 1-го курса ФТиП с позиций этих требований 41

2.2. Анализ тенденций развития курсов начертательной геометрии с позиций дизайн-подхода 59

2.3. Проектирование программы с базовыми составляющими дизайна 70

2.4. Реализация разработанных принципов в методике проведения практических занятий по начертательной геометрии 88

Выводы по главе ІІ 106

Глава 3. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ 107

Выводы по зксперименту 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ..133

ЛИТЕРАТУРА 135

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

На современном этапе развития общества происходят различные изменения в социальной сфере, оказывающие значительные влияния на систему образования.

Вопрос подготовки учителей, призванных воспитывать подрастающее поколение в духе времени, остается одним из важнейших.

За последние сто лет человечество продвинулось в области науки, техники, педагогики дальше, чем за всю предшествующую тысячелетнюю историю. Давно ли говорили, что сейчас «век полимеров», но века еще не прошло, как появился «век педагогики», «век генетики», «век информатики». Имеется в виду качественный скачок в эффективности обучения.

Но качественный скачок - это явление, при котором эффективность обучения возрастает многократно по сравнению с существующей на сегодняшний момент. Именно момент, так как лавина научно-технической информации настолько мощная, что в любой момент может захлестнуть современную школу.

Возникает вопрос: можно ли путем совершенствования процесса обучения решить проблему? Или нужны принципиально новые формы, методы, содержание обучения, новый тип системы обучения?

В нашей стране для успешного решения этого вопроса прежде всего необходим подъем на более высокую качественную ступень развития нашей страны системы подготовки педагогических кадров. Нужны не просто специалисты своего дела, а люди с новым типом мышления, т.е. люди инициативные, творческие, смелые в принятии решений по различным вопросам, высоко и всесторонне образованные. Резерв в достижении эффективности прежде всего может быть найден в использовании и развитии индивидуальных особенностей школьников, студентов, их способностей, в раскрытии и поднятии их на более высокий качественный уровень. Без этого многие учебно-

воспитательные задачи, над которыми бьются современные учителя и ученые, становятся неразрешимыми.

Проблемы гуманизации, демократизации, индивидуализации и интеграции обучения требуют выхода на новый качественный уровень. Вот здесь нам представляется, что одним из реальных путей и мощным подспорьем реализации этих целей и задач может стать дизайн-подход в образовании.

Вопросы дизайн-подхода как отдельного направления к образованию не обойдены вниманием специалистов, но только в тех немногих случаях, когда вопрос ставится о самостоятельной профессиональной подготовке дизайнеров.

Но школы, институты, университеты не стоят на месте. Трансформируются их идеология, задачи, жизненные и профессиональные ориентиры. И сегодня вопрос преподавания основ дизайна, который был поставлен еще в 1851 году на Первой Всемирной промышленной выставке, проходившей в Лондоне, становится еще более актуальным.

Еще в 1852 г. в работе Г. Земпера «Наука, промышленность и искусство» [44, с.248] были даны конкретные предложения по реформе системы образования в художественных школах с идеей специализации обучения по основным видам дизайнерской деятельности.

Изменения в социальной сфере во все времена оказывали влияние на систему образования, ее неразрывную связь с культурным и материальным наследием стран. Многие деятели науки и искусства поднимали вопрос о том, что дизайн-образование необходимо как составляющая образования любого человека в любой развитой стране: Готфрид Земпер, Генри Кол, Уильям Моррис, Оуэн Джонс, Чарльз Рени Макинтош, Ван де Вельде и т.д.

Дизайн связан с большими воспитательными возможностями. Возникший в ходе научно-технической революции и связанный с индустриальным производством, первоначально в России он рассматривался как область технической эстетики, изучающей вопросы формирования гармоничной среды, созданной средствами

промышленного производства для обеспечения быта, труда и отдыха людей.

«Беру на себя смелость утверждать, что внедрение технической эстетики в школу прежде всего на уроки труда - дело важное, необходимое. Оно содействует всестороннему гармоничному развитию личности, пониманию красоты труда и совершенных произведений человеческих рук...»-отмечал проф. А.А. Белов [11].

Но, чтобы учащиеся смогли выполнить красивые изделия, необходимо дать им знания, умения, сформировать потребность, и способность создавать красоту в окружающих их предметах.

Для осуществления такого процесса обучения и воспитания должна быть, прежде всего организована соответствующая подготовка учителя.

Дизайн-школы, сформировавшиеся к концу XX - го века (Ленинградская, Ульмская, Уральская и т.д.), ставят в центр учебного процесса «...личность педагога-дизайнера...»- это и «живая методика», и программа со своими «плюсами» и «минусами», это личностное понимание дизайна и реакция на проблемы общества. Среди общеобразовательных предметов таких школ значатся: рисование, черчение, художественнй - графические работы, живопись и т.д.

Важность такого образования подчеркивал еще A.M. Горький: «Человек по натуре своей художник. Он повсюду, так или иначе, стремится вносить в свою жизнь красоту.»[21] Эта красота имеет всеобъемлющее понятие: не только создание красивых и эстетичных предметов и окружения, но и умение их приобретать и использовать е жизни и быту. Это две стороны одной проблемы - производство и потребление продуктов труда. А это ставит еще одну задачу перед преподавательским составом в школах и вузах.

И.А. Вакс стремился найти средства, «перекидывающие мосты между ценностями художественной традиции и миром повседневной жизни с ее быстроменяющимися запросами» [Монография "Художник в промышленности". - М.,1965 г.].

«Гораздо важнее приобщить к определенному типу мышления, чем обучить формальным правилам. Это должно быть непрерывным

процессом, развивающимся концентрически, подобно годовым кольцам дерева. Общий круг задач должен охватываться в целом в каждой фазе воспитания, а не дробиться на изолированные разделы, и одновременно распространяться на все области, постепенно интенсифицируясь и углубляясь», - писал В. Гропиус, положивший начало курсу пропедевтики дизйна Баухауза [1,с. 207].

Методика пропедевтического курса неотрывна от личности создателя. Однако она может появиться только как результат прямого взаимодействия, сотрудничества преподавателя, ведущего курс дизайна, и преподавателей других дисциплин, связанных с дизайном напрямую или опосредствованно.

Необходимо параллельно с образованием повышать уровень подготовки специалистов, которые могли бы качественно и квалифицированно не только создать, но и оценить выпускаемые изделия. Современные изделия, начиная от космического корабля и кончая обычной шариковой ручкой, требуют участия в их производстве работников различного профиля. Каждый выполняет свою работу и сотрудничает с остальными.

Чтобы качественно выполнить и оценить работу, необходима соответствующая подготовка специалистов, способных относиться к своей работе с позиций грамотного дизайн-подхода.

Наряду с выработкой умения грамотно оценивать качество конструирования, необходимо, по возможности, учить оценивать и сложности производственных технологий.

Но кто, какие учебные заведения могут подготовить такого специалиста, который умеет:

а) проектировать и создавать продукты, безупречные с позиции
дизайн - грамотности;

б) правильно оценить уровень дизайн-качества готовой
продукции;

а) обучить вышеуказанным умениям и навыкам и приобщить к ним многих людей с детства и юности?

На основе анализа, проведенного нами (и представленного несколько ниже) в этой работе, мы пришли к следующим заключениям:

  1. Возможности а) и б) могут быть реализованы выпускниками художественно-промышленных учебных заведений, полиграфических, архитектурных, специальных дизайнерских школ и колледжей (разумеется, с учетом их уровня и специализации).

  2. Возможности б) и в) могут быть реализованы выпускниками факультетов технологии и предпринимательства и трудового обучения педагогических учебных заведений.

  3. Возможности а), б) и в) одновременно могут обеспечить выпускники учебных заведений комплексного характера, сочетающих в себе типы учебных заведений, указанных в пп.1 и 2.

И мы в нашей работе рассматриваем проблемы, связанные с исследованием учебного процесса на факультетах Технологии и предпринимательства (ФТиП) педвузов с позиций дизайн-подхода к педагогическому образованию.

Установление межпредметных связей - одна из значимых проблем учебного процесса в любом вузе и школе, равно как и преодоление барьеров между различными отраслями человеческой деятельности - наукой, искусством, инженерией, философией, политикой и т.д.

Дизайн же служит связующим звеном, являясь неотъемлемой частью почти любой человеческой деятельности.

С позиций реального внедрения в быт и деятельность человека такой предмет, как «технология», способен решить проблемы воспитания не просто старательного студента, а ученика, знающего, где и как применить полученные знания.

«...Учитель труда может полностью проявить свои способности, т.к. он должен будет сам проектировать оригинальные процессы обучения в соответствии со своим конечным эффектом и сам руководить самостоятельной и творческой работой учащихся с выходом на конкретный продукт...»,- отмечал в своей книге И.П. Волков [20].

На каких занятиях можно обучить учащихся не только созданию качественных продуктов их труда, но и оценке процесса создания с усвоением новых знаний, выработке качеств личности, необходимых

для творческой деятельности? - Прежде всего на уроках технологии, изобразительного искусства.

Новизна теоретических и научно-педагогических разработок в настоящее время базируется на обобщении достижений отечественной педагогической практики, анализа опыта зарубежных разработок, практическом переосмыслении предшествующего опыта обучения учащихся труду с позиции нового отношения к труду и постоянного развития технологической культуры.

Этими вопросами занимались и занимаются такие ученые и педагоги-практики, как П.Р. Атутов, А.А. Белов, ЮЖ. Васильев, О.А. Кожина, И.Я. Лернер, А.А. Павлова, В.А.Поляков, И.В. Роберт, М.Н. Скаткин, В.Д. Симоненко, Ю.Л. Хотунцев и др.

На уроках технологии при проектировании и изготовлении изделий законы эстетики и красоты вступают в силу на разных этапах: при выполнении набросков, эскизов, при составлении чертежей, изготовлении моделей, макетов, при отделке изделий.

«Понятие «технология» и «дизайн» неотделимы. Любое дизайнерское мышление невозможно реализовать без технологии»-подчеркивал в своем выступлении профессор Д. Питт [74].

При выполнении изделий, их проектировании на уроках технологии студенты и школьники прежде всего обращаются к вопросу: как, в какой форме представить свои идеи и планы, каким образом изложить, чтобы их восприняли окружающие люди (учитель, ученики, товарищи и др.)? В этом случае самым простым и ясным языком является графика.

«Давая познания по общей изобразительности, школа все внимание ученика сосредоточивала на способах выполнения, она чередовала карандаш, перо, кисть, осложняя и сами объекты изображения от орнамента до натурщика. Все устремлялось в конечную цель школы - дать такое изображение, чтобы с него можно было воспроизвести в точности предмет изображений... В такой же последовательности преподавались и теоретические предметы, мельчая на концах. Они углублялись в обособленную ремесленность. Особой заботой школы было окружено черчение с его непогрешимой

точностью. » - отмечал К.С. Петров- Водкин, учившийся в центральном училище технического рисования [107, с.323].

Для будущих преподавателей технологии (студентов ФТиП педвузов) приобщение к знанию законов дизайна необходимо.

«Художественная обработка различных материалов в своей технологической основе базируется на промышленном оборудовании, на умении владеть приемами столяра, слесаря, токаря, кузнеца и др. Соединяя профессиональные навыки с художественным замыслом, дети могут создавать изделия не только полезные, но и красивые. Внося в свою деятельность эстетические начала, приобщаясь к художественному творчеству», - отмечал А.С. Хворостов.

Красота зародилась в недрах простого ремесла как потребность человека в гармонии. Трудовая деятельность позволила создавать вещи все более совершенные, удобные, красивые и, конечно, встал вопрос об эстетическом воспитании средствами труда. Вопросами эстетического развития занимались И.Ф, Фишер, Г.Ф. Рабинович, А.В. Галичев, В.Ф. Коптев и др. Ряд аспектов показателей влияния среды, а также через среду на эффективность деятельности человека определены в ГОСТе 16035-81 (введен в действие 01.07.82 г.).

Итак, создается изделие ... создатель и потребитель «беседуют» при помощи всем понятного языка - графики.

Графика, являясь главным средством дизайна, служит формой представления идей, которые только что появились в воображении автора на этапе поиска, а также в процессе развития этих идей и доведения их до производства в материале.

Следовательно, будущий учитель технологии должен прежде всего быть графически образованным, чтобы уметь донести свою мысль, идею проектируемого изделия или объяснить суть работы существующих изделий до аудитории.

Образовательная область технологии обширна и внедрение дизайн-элементов в различные ее направления - это поле деятельности для преподавателей многих направлений. Мы же, преподаватели графики, остановились на первом модуле -«начертательной геометрии». Почему?

а) начертательная геометрия изучается на первом курсе. Введя элементы дизайна в начертательную геометрию, мы приобщаем студентов к дизайну на ФТиП с самого начала их обучения в вузе;

б) начертательная геометрия является одной из базовых составляющих программы «Технология», и ее элементы входят во многие предметы ФТиП. Следовательно, внедряя дизайн-элементы в программу по начертательной геометрии, мы внедряем их автоматически и в другие предметы;

в) более того, насыщая этот курс элементами дизайна, мы повышаем интерес и к предмету, и к учебной деятельности.

Поэтому, обращаясь к проблеме пропедевтики дизайна в курсе «Начертательная геометрия», мы ставим в данной работе перед собой цели:

Исследовать, разработать и реализовать концепцию методики обучения графике с пропедевтикой дизайна на ФТиП педвузов в первом модуле интегрального курса графики - «Начертательная геометрия».

Объект исследования: учебная деятельность студентов ФТиП в процессе изучения начертательной геометрии, с пропедевтикой дизайна.

Нами была выдвинута рабочая гипотеза : предполагаем, что качество интеллектуального, творческого, политехнического аспектов общей профессиональной подготовки учителя технологии и предпринимательства улучшится, если графическая подготовка студентов ФТиП будет включать в себя элементы дизайн-грамотности и дизайн-культуры, начиная с изучения первого модуля курса графики -«Начертательная геометрия».

Для реализации цели и проверки выдвинутой гипотезы оказалось необходимым решить ряд задач:

  1. Исследовать роль и место дизайн-подготовки в профессиональной деятельности учителя технологии и предпринимательства.

  2. Выявить и обосновать составляющие курса дизайна, которые могут войти в !-ый модуль курса графики - «Начертательная геометрия».

  3. Разработать программу по 1-му модулю курса графики «Начертательная геометрия» с учетом дизайн - включений.

  4. Разработать задания в соответствии q предлагаемой программой.

  5. Апробировать программу с элементами дизайна на первом курсе ФТиП МПГУ

  6. Апробировать задания для индивидуальных и фронтальных форм обучения на 1-ом курсе ФТиП МПГУ.

Методологической,, основой проведенного исследования являются концепции общего, среднего и дизайнерского образования и трудовой подготовки, теория и практика работы русских, советских и зарубежных ученых: В.Р, Аронова, П.Р.Атутова, Ю.К. Бабанского, А.Д. Ботвинникова, И.А. Вакса, И.С. Глазунова, ВО. Гордона, В. Гропиуса, Г. Земпера, Л.С.Катонина, А.Г. Климухина, ЮИ.Короева, У. Крейна, Н.Н. Кузнецова, И,Я. Лернера, Б.Ф. Ломова, У. Морриса, Оуэн Джонса, А,А. Павловой, В.Д. Симоненко, М.Н. Скатшна, Д.А. Тхоржевского, М.Ф. Фишера, Ю.Л. Хотунцева, Н.Ф. Четверухина и др.

Применялись следующие методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической, методической и учебной литературы.

  2. Изучение опыта преподавания графических дисциплин в высшей и средней школе.

  3. Изучение опыта преподавания дизайна и начертательной геометрии в высших и средних учебных заведениях в России и за рубежом.

  1. Беседы, анкетирование, опросы школьных учителей технологии, фафики и других предметов, а также преподавателей и студентов ФТиП, педвузов.

  2. Педагогические эксперименты: констатирующий, развивающий - внутри учебного процесса (начиная с 1995/96 учебного года).

  3. Наблюдение в процессе выполнения работ студентами ФТиП.

Научная новизна проведенного исследования состоит в том, что:

  1. Разработана и обоснована концепция дизайн-подхода к обучению студентов ФТиП графике и пропедевтике дизайна в первом модуле графики - «Начертательная геометрия».

  2. Разработаны требования к модели специалиста, которые обусловлены концепцией дизайн-подхода к обучению студентов ФТиП графике.

  3. Разработана программа обучения студентов 1-го курса ФТиП графике с элементами дизайна.

  4. Разработаны требования к заданиям по начертательной геометрии с новых позиций дизайн-подхода.

Теоретическая значимость заключается:

  1. В определении и обосновании требований к преподавателю графики с учетом дизайн-включений в программу.

  2. В обосновании нововведений в курс графики, предназначенных для студентов ФТиП педвузов.

Практическая ценность работы состоит в следующем:

  1. Предлагаемая программа используется на занятиях по графике на 1-ом курсе ФТиП МПГУ и может быть использована на ФТиП педвузов, а также в УПК и школах с углубленным изучением графики.

  1. Разработаны задания по графике с пропедевтикой дизайна.

  1. Предлагаемая программа апробирована и используется в полном объеме в процессе обучения начертательной геометрии студентов ФТиП МПГУ, начиная с 1997г.

  2. Элементы программы, внедряемые на первом курсе, повышают эффективность обучения на старших курсах.

На защиту выносятся:

1. Содержание модели преподавателя предмета «Графика», 2. Дизайн-требования к методическому обеспечению курса

«Графика» на ФТиП педвуза, его компоненты и результаты апробации

в учебном процессе.

3. Программа пропедевтического курса дизайна в блоке

«Начертательная геометрия».

Апробация результатов исследования осуществлялась в форме докладов и обсуждений в МПГУ на кафедре машиноведения (1987-1999 гг.), МЭИ (1996г.), МИЭТ (1996г.), на конференциях МПГУ (март 1997, март 1998 гг.), на научных семинарах ФТиП, Ленинских чтениях.

Внедрение результатов исследования.

Разработанная программа по начертательной геометрии с элементами дизайна используется на первом курсе ФТиП МПГУ, начиная с 1995 г.

Задания используются при проведении практических занятий со студентами ФТиП МПГУ.

В сжатой форме программа и задания были использованы при обучении учителей технологии и предпринимательства в Москвском институте Повышения Квалификации работников образования (МИПКРО) в 1997/98 и 1998/99 уч. гг.

Объем и структура диссертации.

Диссертационная работа содержит: введение, 3 главы, 21 таблицу, 3 схемы, 3 рисунка, список литературы и 2 приложения.

Общий объем (не включая списка литературы и приложений) -134 стр.

Поиск оптимального определения и содержательного наполнения понятия "Дизайн"

Дизайн как самостоятельная профессия возник в XX веке , хотя разные его черты проявлялись в тех областях материальной культуры, где происходило развитие техники, усовершенствование построек, средств передвижения и др., а также решались вопросы формообразования, гармонии цветов, пропорций и др.

Уже в средние века рассматривались прикладные задачи «дизайнерского» характера. Необходимые знания и умения давались ремесленникам, организаторам производства.

Начиная с эпохи Возрождения, в обучение специалистов в области инженерии, архитектуры вводились проблемы классических составляющих дизайна. Развитие дизайна, как профессии, происходило медленно, менялось с трудом. Одна эпоха дизайна неспешно перетекала в другую на протяжении долгого времени, порой столетий. Принципиальные изменения в облике, в жизни людей растягивались не на одно поколение.

Конечно, вещественный мир человека напрямую зависит от развития общества в целом, его национальных черт, уклада жизни. Человечество на протяжении многих веков стремится как можно лучше обустроить свой быт, сделать его более интересным и удобным, а свое существование - уютным.

Мощный поток развития разных форм и направлений дизайна принесла эпоха научно-технического прогресса, с его ускорением; окружающая среда обновлялась на глазах уже одного поколения. Происходит настолько быстрая смена форм, культур, взглядов, что люди, родившиеся при газовом освещении, узнают об электричестве, самолетах и радио, видят ужасы технически оснащенных войн.

Жизнь становилась не просто удобной, она становилась другой.

Чем явилась эта эпоха научно-технического прогресса для дизайна? - Полной сменой окружения. «Дизайн явился средством приведения в соответствие отношений человека и среды, отдельной личности и общества, производительных средств и потребностей людей. Такого средства человечество не знало в более ранние времена своей истории.» [34]

Вряд ли можно указать точную дату рождения дизайна. Вопросы дизайнерского образования занимают специалистов различных направлений не один десяток лет. Что такое дизайн? Какие функции он должен выполнять? Что входит в понятие «Дизайн»? Какие критерии необходимо учитывать, осуществляя дизайн-образование?

В различных дизайнерских школах, сформировавшихся за последнее столетие, к вопросу дизайн-образования подходили по-разному. Каждая школа, естественно, отражает особенности современного (на данном этапе) дизайна.

Если рассмотреть деятельность школ, готовящих специалистов в области дизайна, можно заметить, что они как бы по крупицам собирали определение, понятия «дизайн».

Конец XIX века. Первая Всемирная промышленная выставка, Лондон. Специальная комиссия, возглавляемая Генри Колом, заявила о дизайне как об отдельном предмете. Понятие «дизайн» тесно связывали с понятием «ремесло» и оба понятия воспринимались как абсолютно одинаковые. Это было обусловлено тем, что работы в ту пору выполнялись в основном вручную. Большое внимание уделялось прикладным и промышленным искусствам.

Швейцарская Высшая техническая школа, 1854 г. - создано архитектурное отделение, возглавляемое Г. Земпером. Цель -подготовка специалистов, способных соединить воедино знания, практические умения, и гуманитарно-художественное образование. «В наше время, - писал Г. Земпер, - редко ...когда в одном лице совмещается непосредственный изготовитель и тот, кто обладает достаточными творческими способностями и временем, чтобы доработать какое- либо изобретение, только еще вышедшее из стадии опытов и расчетов и прошедшее лишь половину пути, для того, чтобы сложилось ясное представление о том, какие художественные формы ему придать... Поэтому крайне нужна практическая теория формообразования для каждой отрасли промышленного производства, имеющей частное или хотя бы косвенное отношение к искусству, написанная с полным знанием специфики предмета.» [44]

Франция, конец XIX века, Национальная школа искусств (Париж, 1829 г.), в дополнение к основам художественных ремесел, включила преподавание основ механики, физики, химии. Начала выпуск специалистов, которые объединяли в одном лице художника, инженера и отчасти архитектора. Особое внимание уделялось курсу технического рисунка, основанного на знании геометрии.

Германия, конец XIX, начало XX вв.: курсы преподавания основ дизайна. Максимальное внимание уделялось подготовке художников-дизайнеров различных специализаций.

Постепенное развитие торговли и промышленности потребовало внести корректировку к подходу в образовании основ дизайна. В связи с этим были введены общие курсы: основы тектоники, цветовая композиция, учение об орнаменте. То есть, специализируясь по различным направлениям, курсы становились более универсальными, а само понятие дизайн-образование более насыщенным.

В Мюнхенской учебно - экспериментальной студии прикладных и изящных искусств (руководители Г. Обрист, В. фон Дебшиц) был разработан вводный курс для будущих графиков, живописцев и прикладников, который включает в себя учения о: цвете, пропорциях, композиции, исходя из закономерностей, встречающихся в природе. [34]

Требования к дизайн-графическим знаниям и умениям модели специалиста «Учитель технологии и предпринимательства». Анализ уровня подготовленности студентов 1-го курса ФТиП с позиций этих требований

Технические средства обучения в мире современных технологий вышли совершенно на новый уровень и, естественно, владение современными средствами ТСО - это не привилегия, а норма для специалиста.

Преподаватель технологии - это постоянно ищущий и способный к самообразованию человек. Графика и дизайн - это дисциплины, корни возникновения и применения которых теряются в далеком прошлом, но постоянно развиваются и не стоят на месте. Поэтому человек равнодушный и эмоционально не развитый вряд ли сможет в духе времени ее преподавать технологию. Графика сама по себе является частью дизайна - графический дизайн, коммуникационный дизайн (реклама, символика, товарные знаки, логотипы) и т.д.

Качества, необходимые специалисту для преподавания графики в школе в рамках программы «Технология», можно сформировать и развить в человеке (в данном случае в студентах ФТиП ) при изучении основ дизайна в графике, непосредственно самой графики и, как продолжение, через графику и дизайн при изучении на старших курсах ряда дисциплин, включенных в учебный план.

На базе компонентов блока «Знания, умения, навыки», которые были сформированы Павловой А.А. в диссертации «Методические основы графической подготовки учителя труда и общетехнических дисциплин»[101,стр.46], нами была разработана усовершенствованная классификация каждого подблока, в соответствии с теми изменениями, которые мы предлагаем внести в программу по начертательной геометрии.

Содержание каждого компонента подблоков блока «Знания, умения, навыки» представлены, в таблице 3. Элементы расширения и усовершенствования подчеркнуты.

Прежде чем обратиться к таблице, рассмотрим содержание каждого компонента более подробно.

1. Уметь (на уровне прочного навыка) выполнить эскиз, рисунок, чертеж: детали, сборочной единицы.

2. Уметь (на уровне прочного навыка) прочитать эскиз, рисунок, чертеж: детали, сборочной единицы. Уметь изготовить по изображению объекта его простейший макет. Уметь выбрать соответствующий, наиболее подходящий материал для изготовления макета и передать пои помощи его основные свойства материала (из которого еыполнена деталь).

3. Знать измерительный инструмент и уметь работать с ним на практике.

4. Уметь прочитать и вычертить принципиальную схему:

а) кинематическую;

б) гидравлическую;

в) электрическую.

Уметь композиционно красиво и грамотно расположить схему на диете определенного формата, чтобы она легко читалась, не нарушив при этом ее назначения и функционирования.

5. Знать (на уровне знакомства):

а) содержание и объем всех разделов учебника школьного курса «Графика»;

б) методику преподавания узловых тем курса графика, наиболее часто используемых на уроках труда;

в) содержание и объем раздела «Графика» программы «Технология» и объекты, выполняемые школьниками на уроках технологии (технического труда и культуры дома).

6. Знать все базовые понятия графики и уметь применять их в своей профессиональной деятельности. Уметь применить базовые понятия для решений нетрадиционных дизайнерских задач.

7. Владеть терминологией графики и использовать ее в учебном процессе. Владеть терминологией базовых понятий дизайна и уметь использовать ее на занятиях.

8. Владеть техникой рисунка и чертежа при работе;

а} карандашом (с чертежным инструментом и без него);

б) тушью и краской {на чертежной бумаге, кальке, прозрачной пленке для графойроектора и т.д.) (с использованием чертежного инструмента и без него);

в) мелом (на классной доске) - с использованием чертежного инструмента (классного) и без него.

Уметь при помощи рисунка отобразить не только форму предмета, но и материал изделия, передать тектонические и эргономические качества изделия.

9. Уметь выполнить графическую часть:

а) оформления и оборудования кабинета или мастерской;

б) методического обеспечения (не типового) учебного процесса, используя знания законов композиции и комбинаторики. А также умения их применить на практике.

10. Знать основы компьютерной графики:

а) уметь работать (в качестве пользователя) с графическим оборудованием ПЭВМ;

б) уметь составлять несложные программы;

в) знать современное состояние компьютерных программ в

области графики и дизайна.

Выводы по зксперименту

Этапы эксперимента

1-ый этап. Констатирующий этап эксперимента проходил в период с 1 по 15 сентября 1995/96 по 1999/2000 уч.гг., для его проведения использовались методы наблюдения, бесед, опросов студентов.

Для проведения констатирующего эксперимента на 1 - ом курсе выбирались случайным образом две группы общим количеством 50 учащихся. Одна группа являлась экспериментальной - 25 человек, а другая - 25 человек, занималась по традиционной методике.

Преподаватели ФТиП МПҐУ, работавшие в группах как по экспериментальной, так и по традиционной программам, были практически одни и те же: д.п.н., профессор Павлова А.А. (ведущий лектор, стаж педагогической деятельности 30 лет); ст. преп. Севрук Н.А. (стаж педагогической деятельности более 30 лет); доц. Афанасьев Ф.З. (стаж педагогической деятельности 30 лет); ст. преп. Глазкова И.В. (стаж педагогической деятельности 5 лет); асе. Макленкова СЮ. (стаж педагогической деятельности 3 года).

В процессе работы было проведено исследование личностных и профессиональных характеристик студентов ФТиП с целью выявления готовности к обучению по новой программе. Для этого использовались такие методы, как: наблюдения, беседы, анкетирование, тестирование студентов. Результаты исследований показаны в таблице 5 на стр. 56.

ВОПРОСЫ анкеты №1.

1. Что такое графика? (в Вашем понимании).

2. Какое количество часов в неделю и в каком классе отводилось урокам черчения (графики) в Вашей школе?

3. Имеете ли Вы дополнительную художественную, графическую или дизайнерскую подготовку (художественная школа или училище, УПК с графическим уклоном и т.д.).

4. Как Вы считаете: нужна ли сегодня графика человеку и зачем?

5. Что такое «Дизайн» (в Вашем понимании) и зачем он нужен человеку?

Результаты исследования по анкете №1 отражены в таблице 9. Как показало исследование, уровень довузовской подготовки:

а) крайне неравномерный;

б) с каждым годом понижается.

В дополнение к анкете предлагались также графические задачи для проверки практической подготовки студента.

Дать реальную оценку на этом этапе исследования стало возможным только с 1996/97 уч.г., после того, как в 1995/96 уч.г. по наблюдению, анкетированию и тестированию сложилось достаточно четкое представление о студентах, поступивших на ФТиП МПГУ.

В августе 1996г. удалось провести как бы «досрочный» опрос абитуриентов, поступивших на ФТиП в 1996г., целью которого было сформироватьпредставлениео целяхабитуриентов.

Результаты проверки оказались неудовлетворительными: студенты, поступающие на первый курс ФТиП, с каждым годом имеют все более слабую подготовку по графике, недостаточную для обучения в вузе, хотя на факультет поступают люди далеко не равнодушные и желающие (за редким исключением) не только получить диплом, а действительно научиться какому - либо виду деятельности в рамках программы «Технология»; многие до поступления в вуз занимались различными видами декоративно-прикладного творчества, некоторые пробовали рисовать.

Похожие диссертации на Методические основы преподавания начертательной геометрии на факультетах Технологии и предпринимательства педвузов с элементами дизайна