Содержание к диссертации
Введение
Глава 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
1.1. Краткий исторический обзор развития методики преподавания истории изобразительного искусства в средних общеобразовательных учебных заведениях .. 12
1.2. Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности старшеклассников 30
1.3- Эффективность изучения истории изобразительного искусства в старших классах общеобразовательной школы при объединении его с изобразительной деятельностью 45
Выводы по 1-й главе
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ* ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ
2.1. Организация и методика эксперимента 62
2.2.Экспериментальный курс "История изобразительного искусства" для старшеклассников 94
2.3. Результаты проведенного эксперимента 107
Выводы по 2-й главе 134
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 138
ПРИЛОЖЕНИЯ 143
БИБЛИОГРАФИЯ 186
- Краткий исторический обзор развития методики преподавания истории изобразительного искусства в средних общеобразовательных учебных заведениях
- Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности старшеклассников
- Организация и методика эксперимента
Введение к работе
Актуальность исследования. Целостное развитие личности ребенка является ведущей задачей, стоящей перед школой. Разрыв между человеком и культурой, отразившийся в кризисе образования, выразился в противоречиях между содержанием учебных предметов и структурой школьной организации, между потребностями личности и Формами и возможностью реализации этих потребностей в школе. Разрыв между образованием и культурой выразился в дегуманизации учебного процесса. Две альтернативные модели истолкования действительности, интеллектуальная и гуманитарно-эстетическая, сформировали два полярных направления в образовании. Первое было направлено на информационный подход, который предполагал дать учащимся научно организованную информацию об окружающем мире. Это направление и теперь превалирует в нашем образовании. Второе направлено на Формирование "внутреннего мира'1 ученика, на чувственно-эмоциональное образование. Оба направления односто-ронни, следовательно не способствовали как развитию целостного педагогического процесса, так и целостного развития личности и вели к кризису образования. Поиски новой образовательной системы ведут к осознанию необходимости культуро-логизации образования, то есть возвращения человека к культуре, к искусству.
Поиски путей выхода из кризиса осуществляется на протяжении нескольких десятков лет и реализуется в обновлении образовательных структур, создании новых учебных программ и в возникновении качественно новых учебных предметов.
Формирование творческой, духовно зрелой личности человека в школьные годы определяется в большей степени уровнем его художественного образования и художественного развития. Эта проблемная ситуация вычленяется из общей проблемы преподавания изобразительного искусства в школе, причем весьма актуальная в свете процессов, происходящих в образовании на современном этапе.
Особенно остро эта проблема стоит для старшего школьного возраста. Исследований, затрагивающих вопросы обучения школьников старшего возраста изобразительному искусству очень мало, творческие успехи старшеклассников в области изобразительного искусства оцениваются значительно ниже успехов школьников младшего возраста, причем эти оценки отражают объективную ситуацию. Школа испытывает острую потребность в рекомендациях, способных помочь преподавателям искусства при формировании личности учащихся на пороге гражданской зрелости.
Психологические и психолого-педагогические особенности старшего школьного возраста многократно раскрывали в различные периоды в своих трудах многие крупнейшие ПСИХОЛОГИ: Л, С,Выготский, Н,Ф-Добрынин, В.И-Киреенко Р В . Д.Колесов, Н-С.Кон, В.А.Крутецкий, А.К.Маркова, А.В.Мудрик, Е.И.Рыбалко, А.Салиев, П.М.Якобсон.
Психологические аспекты проблемы эстатическ-ого воспита
ния и художественного образования школьников, эстетического
восприятия и художественного творчества, активизации позно--
вательно-творческих интересов и способностей рассматриваются
в работах Б.Г.Ананьева, Б.Т.Теплова, Н.Н.Волкова, Л-С.Выгот
ского , Е. И.Игнатьева, B.C.Мейлаха t Л.С -Рубинштейна,
П-Т.Якобсона, г,И.Щукиной.
Многие вопросы и проблемы теории и практики преподавания художественных дисциплин в общеобразовательной школе раскрываются в трудах, исследованиях специалистов в области эстетического воспитания и художественного образования: Г.В.Беда, С-Е.Игнатьева, В.С.Кузина, т.с-Комаровой, Л.Г-Мед^ ведева, Н-Н-Ростовцева, Н.П.Сакулиной, А.С.Хворостова, Е.В.Шорохова, Т.Я.Шпикаловой и др.
Для учителя изобразительного искусства одной из самых актуальных задач является воспитание культуры восприятия произведений изобразительного искусства. Это создает возможность влияния изобразительного искусства на личность школьника.
Зритель, его деятельность, психология, роль в его жизни изобразительного искусства изучается учеными ряда гуманитарных наук - психологии, эстетики, искусствознания, методики преподавания изобразительного искусства.
Воспитание зрителя - сложный процесс, включающий работу мысли, активность эмоций, творческое воображение. Проблема воспитания и развития квалифицированного зрителя исследуется современной наукой широко и многогранно. Основательный вклад в развитие теории художественного восприятия содержится в трудах В.Б.Блудовой, Е.И.Игнатьева, М.С.Кагана, Т,С.Комаро-вой, В.С.Кузина, С.Х.Раппопорта, П.М.Якобсона и др.
Вопросы формирования представлений о художественном образе произведений живописи нашли свое отражение в исследованиях Н.Н.Волкова, Г.В-Лабунской, Б.П.Юсова и др.
Одна из этих проблем изучение произведений, созданных далекой культурой. Особое значение художественного наследия для Формирования духовно-развитой личности отмечают известные специалисты в области эстетического воспитания подрас-
тающего поколения: В . Г.Брюсова, Е. И.Игнатьев, Э.И.Кубышкина, Н.Н.Ростовцев. А.С.Хворостов и др.
Они ставят проблему приобщения школьников к художественному наследию, считая его одной из самых сложных, трудных и вместе с тем ответственных.
Однако, Формирование восприятия является не единственной задачей художественного обучения в школе. Необходимость совершенствования подготовки подрастающего поколения к продуктивной и созидательной деятельности в условиях экономического преобразования общества поставило проблему обеспечить возможность осуществления старшеклассниками общественно-полезной деятельности как высшую Форму проявления интеллектуальной активности -
В области изобразительного искусства этим является собственная изобразительная деятельность школьников.
Творческие способности развиваются в постоянном и разнообразном учении при активном использовании имеющихся знаний и умений в конкретной учебной деятельности.
Все выше сказанное позволяет определить проблему данного исследования: разработка и экспериментальная проверка путей и методов активизации изучения основ истории изобразительного искусства в старших классах при использовании обучения, объединяющего теоретическое изучение истории изобразительного искусства и практической изобразительной деятельности учащихся.
Решение данной проблемы составило цель настоящего исследования .
Объектомисследования является процессе изучения истории изобразительного искусства учащимися 8-11 классов общеобразовательной школы.
Предметом исследования является влияние практической изобразительной деятельности и нетрадиционных методов, применяемых в процессе обучения на эффективность изучения истории изобразительного искусства.
Гипотеза исследования:
- если объединить теоретическое изучение основ истории
изобразительного искусства в 8-11 классах общеобразователь
ной школы с их планомерной и систематической практической
изобразительной деятельностью, то эффективность и глубина
изучения курса "История изобразительного искусства для стар-
шеклассников возрастет.
- Их художественно-творческая практическая изобрази
тельная деятельность, являющаяся крайне важным Фактором в
процессе общего развития личночти, приобретет более высокий
интеллектуальный и культурный уровень.
Б соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
1. Определить психолого-педагогические условия, позво
ляющие эффективно объединять изобразительную деятельность и
изучение истории искусств >
2. Проанализировать и отобрать исторический материал
для построения школьного курса по истории искусств и разра
ботать его содержание-
3. Разработать экспериментальный курс "История изобра
зительного искусства" для 8-11 классов,
Выявить значение практической изобразительной деятельности старшеклассников и их успехив в процессе изучения курса "История изобразительного искусства".
Определить и экспериментально проверить эффективность методики преподавания курса.
б. Разработать программу, научно-методические рекомендации, а также дидактический материал для обеспечения учебного процесса (хрестоматия для учащихся, тесты, вопросы для самостоятельной работы, пособия и наглядный материал, слайды) .
Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов, психологов, видных деятелей искусств и культуры, а также работы, исследования по общей педагогике, дидактике, художественному образованию и эстетическому воспитанию, методике преподавания художественных дисциплин, эстетике и искусствоведения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
изучение и анализ психолого-педагогичесой, искусствоведческой , эстетической и методической литературы по проблеме исследования,
изучение и анализ ранних и действующих программ школьного цикла, кружков и Факультативов по истории изобразительного искусства,
прямое и косвенное наблюдение за учебным процессом в школах и во время проведения экскурсий,
практическая работа в школе в качестве учителя изобразительного искусства и истории изобразительного искусства в 8-11 классах,
анкетирование с целью выявления отношения учителей изобразительного искусства к программе курса и методическим рекомендациям,
- педагогических эксперимент,
- анализ результатов учебной и творческой деятельности
уча щихся (рефератов, письменных работ, тестов, художес
таенных работ).
Исследование,проводилось на базе средней общеобразовательной школы N9 г. Москвы. В опытно-экспериментальном исследовании приняло участие более 700 учащихся.
Периоды исследования: Исследование проводилось в течение 1990-1995 гг, и состояло из трех этапов.
I. Разведовательный эксперимент, 1990-1991 гг.
К концу этого этапа были определены исходные позиции иссле дования, 'его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.
II. Основной эксперимент, 1991-1994 гг.
В этот период осуществлялся констатирующий эксперимент с целью исследования состояния искусствоведческой подготовки учащихся. В течение четырех лет (1991-95) проводился Форми^ рующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной методики преподавания, результативность применяемых методов.
III. Заключительный эксперимент, 1994-1995 гг~
В этот период были проведены обработка результатов экспериментальной работы и уточнение полученных результатов.
Научная.новизна и теоретическая ценность исследования заключается в:
1. изучении истории проблемы преподавания истории искусств в средней общеобразовательной школе,
2." предложенном новом подходе в обучении учащихся 8-11 классов изобразительному искусству,
- 3. разработанной методике обучения старшеклассников предмету "История изобразительного искусства", основанной на использовании двух видов деятельности - теоретической по изучению истории искусств и практической изобразительной де-
ятельности.
Практическая значимость данного исследования состоит в
ТОМ, ЧТО:
1. Разработана и экспериментально проверена эффективная
методика изучения истории изобразительного искусства в 8-11
классах общеобразовательной школы;
2. Создана программа курса мИстория изобразительного
искусства" для 8-11 классов;
Предложены конкретные методические рекомендации по реализации для преподавание данного предмета;
Разработан полный комплекс дидактического материала для обеспечения учебного процесса;
5_ Опробовано применение тестов для определения усвоения учебного материала учащимися.
Результаты исследования, программа и все дидактические материалы могут быть использованы непосредственно для организации в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях курса "История изобразительного искусства" в четырех старших классах, а также для художественных школ, изостудий и т.д.
Данные разработки могут оказать практическую помощь учителям в организации обучения учащихся средней школы на уроках изо в качестве методических рекомендаций, наглядных пособий и т.д., а также при организации Факультативов.
Достоверность _и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы: научной методологией, использованием современных достижений педагогической науки, психологии изобразительного творчества, искусствоведения, эстетики, методики преподавания изобразительного искусства и, наконец, результатами опытно-экспериментальной работы-
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы по исследованию проверялись и корректировались в процессе практической работы над темой, обсуждались на заседаниях Совета Художественно-графического Факультета МПГУ им. В,И.Ленина (1993, 1995), заседаниях каФедр рисунка и методики преподавания изобразительного искусства МПГУ им. В.И.Ленина (1993-95), на семинарах методического объединения учителей изобразительного искусства Юго-западного округа г.Москвы (1993-94). на Круглом столе Международной выставки-конференции "Детское изобразительное творчество и педагогика" (март 1996), являлись частью российско-голландского проекта "МЕТРОПОЛИС", излагались в публикациях автора.
Результаты исследования внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы с гимназическими классами N9 г. Москвы,
class1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В СТАРШИХ КЛАССАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ class1
Краткий исторический обзор развития методики преподавания истории изобразительного искусства в средних общеобразовательных учебных заведениях
Важность изобразительного искусства для обучения и воспитания человека понимали во все времена- Им не пренебрегали в древние эпохи, в период становления и развития современной педагогики. Но до середины XIX века обучение изобразительному искусству не применялось для общеобразовательных целей.
Первые попытки ввести изучение данного предмета в школе появляются в Западной Европе в середине XIX века.
Уже к 80-м годам XIX века вопрос о преподавании в средней школе истории искусств и о включении сведений по этому предмету в программу других предметов представляет одну из излюбленных и популярных тем немецкой. Французской и частично итальянской педагогической литературы.
Особенно много статей по этому вопросу появилось в немецких специализированных журналах и в так называемых школьных программах, т.е. в отчетах, издаваемых обязательно каждой гимназией и реальным училишем в Германии и Австрии. Кроме того для обсуждения этого вопроса было устроено несколько съездов и собраний.
Литература по указанному вопросу не столь обширна, но даже проанализировав имеющуюся, можно определить отношение к этому предмету немецких педагогов. Очень многие рекомендуют преподавание истории искусств как обязательного предмета гимназического курса. Такой курс чаще всего охватывает такие разделы как: античное искусство, искусство Возрождения и современное немецкое искусство XIX века. Из этого сразу видно, что курс истории искусств не является целостным и ориентирован на изучение классического направления в искусстве.
Имеются еще несколько подходов к изучению истории изобразительного искусства. Некоторые педагоги вводят ее в курс всеобщей истории или преподают как курс художественной археологии начиная с VI класса и заканчивая первым (т.е. в старших классах).
Достаточно часто курс истории искусств соединяют с курсом рисования.
Известный педагог Р.Менг требует для преподавания истории искусств по 2 часа в неделю в двух последних классах (78) .
Однако, почти всегда основное место в гимназическких курсах по истории изобразительного искусства отводится ознакомлению с греческим и римским искусством, с памятниками, иллюстрирующими немецкую историю и с немецким искусством XIX века.
Бот высказывания уке Француза Ж.Франка, преподавателя лицея. Ж.Франк, учитель истории, преподает историю искусств как отдельный предмет введенный в лицее Лякональ, уже 16 лет: "Разве мы не соединим приятное с полезным, стараясь заинтересовать наших учеников этим удивительным движением знания вперед? И воспитанники дойствитадьйо яоймадйпно воепринимают подобное их посвящение в науку " (130, с.7).
В английских школах также много сделано-для подъема эстетического воспитания.
Кроме школьных программ и специальных брошюр и изданий вопрос о художественных элементах воспитания и введении истории в школьную программу обсуждался не раз и на специальных собраниях и съездах Филологов и художников. Наиболее плодотворным по своим последствиям оказался съезд в конце сентября 1901 года в Дрездене, так называемый Kunsterziexhungstag, посвященный вопросам художественного воспитания в школе и дома.
8 1905 году состоялся самый интересный и важный съезд -Археологический конгресс в Афинах, на котором был широко представлен вопрос о преподавании истории искусств в гимназиях. Седьмая секция этого конгресса была школьная.
Основной вопрос, поставленный школьной секцией, был следующим: в каких размерах и каким путем может быть введено в средние учебные заведения (гимназии и лицеи) изучение археологии и истории искусств? Какой применять метод и какие могут быть достигнуты результаты в тех странах, где уже введено преподавания данного предмета? Таким образом, обсуждению подлежало два вопроса: теоретический„ касающийся вопроса о введении самого _ предмета и практический, относящийся к предмету преподавания.
Психолого-педагогические основы изобразительной деятельности старшеклассников
Проблема визуального и эстетического воспитания имеет множество аспектов, среди которых не последнюю роль играют психологические Возрастной период, в котором находятся учащиеся 8-11 классов, т.е. 14-17 лет, определяется физиологами как период перехода от подросткового возраста к ранней юности (37. 107, 141, 169jР чрезвычайно сложный и важный этап в плане Формирования личности.
Как показывают исследования в области биологии и Физиологии, человеческий организм к этому возрасту в большинстве случаев оказывается уже полностью сформирован, это относится как к Физическому облику, так и к мышлению, строению нервной системы и т.п. Однако не следует думать, что старшеклассник - это уже человек, который ощущает и думает так же, как и взрослый. Процесс развития человека протекает неравномерно. То новое, что появляется в человеке в первое время становится наиболее значимым для него и только спустя некоторое время занимает свое "подобающее" место в общей структуре. Пока новые ощущения человеком не притуплены жизнью, они воспринимаются и ощущаются гораздо острее, чем даже очень развитые, но прошедшие процесс адаптации в процессе повседневной жизни.
Многие исследователи считают этот возраст возрастом повышенной эмоциональности. Эмоциональные переживания занимают очень большое место в ДУХОБНОЙ жизни старшеклассника и имеют специфическую окрашенность. Вновь возникающие переживания накладывают очень сильный отпечаток на все ранее существующие переживания, живущие в человеке как воспоминания, но не поглощают их, а вступают во взаимодействие.
Социальный опыт, накопленный в результате предшествующего развития и обретаемый в настоящее время, детерминирует возникновение и существование вновь возникающих чувств, эмоциональных переживаний, поступков, совершаемых на их основе. Подробный смысл и механизм этого процесса излагается в работах Н.С Кона "Психология старшеклассника" (102) и "Психология юношеского возраста (101), А.В.Мудрика "О воспитании старшеклассников"(141). На основании исследований школьников старшего возраста, проведенных вышеназванными исследователями, и на основании исследований, проведенных Л.С.Выготским, В.А.Краковским, Н.С.Лейтесом, А.И.Мироновым, можно выделить ряд характерных психологических особенностей старшеклассников, без которых не обойтись при Формулировании требований к эффективному процессу обучения, воспитания и развития:
1. Школьники старшего возраста обладают специфической эмоциональностью, которая занимает в их жизни важнейшее место (102). Они склонны к мечтательности и Фантазированию (102, 141), ftpyr Факторов, способных вызвать у человека эмоциональное возбуждение расширяется, увеличивается продолжительность эмоциональной реакции,
2- Старшеклассники склонны к восприятию всего нового, но обладают наиболее "консервативным мышлением" (101, 102),
3. Школьники старшего возраста глубоко заинтересованы самопознанием (101, 102)- Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие внутреннего мира (102, 141).
4. Школьники старшего возраста стремятся к самосто ятельности и независимости, к тому, чтобы была признана их индивидуальность.
5, Важное место в исканиях старшеклассников занимает поиск "смысла жизни", своего "места" в жизни.
6. Созревает способность абстрагировать мыслительные операции от объектов, над которыми эти операции производятся (101, 102, 141). Значительное развитие получает теоретическое мышление (102, 141). Однако широта умственных интересов часто сочетается у старшеклассников с разбросанностью, отсутствием системы и метода (102),
Все эти особенности несут в себе положительный заряд и при удачно построенном процессе воспитания и образования могут дать духовно богатую личность.
"Повышенная эмоциональность и открытие внутреннего мира 1 - это есть тот путь, по которому осуществляется эстетическое развитие. "Обретая способность погружаться в себя и наслаждаться своими переживаниями, подросток и юноша открывает целый мир новых чувств, красоту природы, звуки музыки" (141. с.58). Если суметь не заглушить эти переживания, а сделать их привычкой, нормой, то эстетическое развитие будет осуществляться само по себе, посто и естественно, по мере накопления знаний и опыта.
Организация и методика эксперимента
Экспериментальное исследование проводилось на базе средней общеобразовательной школы N9 г. Москвы в течение 1990-1995 гг. и состояло из нескольких периодов;
I. Разведовательный .эксперимент, 1990-1991 гг.
К концу этого этапа были определены исходные позиции исследования, его предмет, задачи, рабочая гипотеза и методы экспериментальной работы. Параллельно апробировалась методика поискового эксперимента.
II Основной, эксперимент,, 1991-1994 гг,.
В этот период осуществлялся констатирующий эксперимент с целью исследования состояния искусствоведческой подготовки учащихся. В течение четырех лет (1991-95) проводился Формирующий эксперимент, показывающий эффективность разработанной методики преподавания, результативность применяемых методов.
III, Заключительный эксперимент, 1994-1995 гг.
В этот период проводился контрольный эксперимент, была проведена обработка результатов экспериментальной работы и уточнение полученных результатов_
Во всех видах опытно-экспериментальной работы приняло участие более 900 учащихся.
Основной эксперимент, проходивший в течение четырех лет (Формирующий эксперимент), ставил-своей целью разработку методики и педагогическую проверку преподавания эксперямен тального курса "Истории изобразительного искусства". В этой части эксперимента принимало участие около 400 учащихся - 12 групп, с 8-го по 11-й класс.
При этом, в экспериментальном обучении было задействовано по три класса на каждой параллели для основного (формирующего) эксперимента, по одному классу в параллели для поискового эксперимента, и по одному классу на каждой параллели для контрольного эксперимента.
Экспериментальные классы, в которых проходило обучение по полной экспериментальной программе, имеют индекс "А", например: 8-А, 10-А и следующее количество учащихся:
8-А (178 учащихся), 10-А (90 учащихся),
9-А (175 учащихся), 11-А (72 учащихся),
В ходе поискового эксперимента принимали участие группы учащихся, изучавшие курс "Истории изобразительного искус-ства1 не полностью, а лишь в теоретической части. Эти группы имеют индекс "Б". например: 8-Б, 9-Б, 10-В, 11-Б.
8-Б (58 учащихся), 9-Е (60 учащихся),
10-Б (56 учащихся), П-В (54 учащихся);
Контрольные классы, не изучавшие историю изобразительного искусства, имеют индекс "В":
8-В (120 учащихся), 9-В (116 учащихся),
10-В (118 учащихся), П-В (102 учащихся).
Тот, кто работал в школе, знает, что в старших классах большинство учащихся не ставит изобразительное искусство в ряд полезных и любимых предметов. Как же обстоит дело с ознакомлением старшеклассников общеобразовательных школ с историей изобразительного искусства?