Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие профессиональных умений рисования портрета Голосай, Александр Викторович

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Голосай, Александр Викторович. Развитие профессиональных умений рисования портрета : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Голосай Александр Викторович; [Место защиты: Ом. гос. пед. ун-т].- Омск, 2013.- 136 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-13/255

Введение к работе

Проблема исследования и ее актуальность. В свете реформирования системы общего, среднего и высшего профессионального образования и перехода вузов на многоуровневую систему обучения возрастают требования к качеству обучения студентов по специальным дисциплинам, и прежде всего по рисунку, поскольку именно он (рисунок) является стержнем и основой для успешной творческой деятельности во всех видах и жанрах изобразительного искусства. В связи с этим перед педагогической наукой стоят задачи разработки новых все более эффективных и интегрированных форм и методов обучения специалистов для различных сфер искусства и архитектуры (дизайна, декоративно-прикладного, монументального искусства, учителей дошкольного и школьного образования).

Проблема формирования профессиональных умений рисования сложна, многогранна и тесно связана с психологическими закономерностями процесса образного познания, где особое место занимают образы представлений. Поэтому ее методическое осмысление возможно лишь в контексте общих философских, психологических, педагогических концепций, касающихся различных аспектов многоплановой проблемы познания и отображения окружающей действительности, а также научного обоснования последовательности формирования профессиональных умений в системе многоуровневого обучения, где акцентируется проблема формирования компетентности будущего специалиста.

В философии представление рассматривается как чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств. Представление является необходимым элементом познания, поскольку оно постоянно связывает значение и смысл понятий с образом вещей и дает возможность сознанию свободно оперировать чувственными образами предметов (В. Ф. Асмус, И. А. Гризова, П. В. Копнин, Б. Г. Лукьянов, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, Ю. А. Огородников и др.).

В психологии образы представления исследуются как динамичный процесс, тесно связанный с восприятием, эмоциями и памятью, хотя это образы предметов и явлений, не воспринимаемые в данный момент, но в представлениях фиксируются наиболее обобщенные и информативные признаки предметов и явлений (Б. Г. Ананьев, А. В. Бруш-линский, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, Б. Ф. Ломов, О. И. Никифорова, К. К. Платонов, Б. М. Теплов, Ю. А. Самарин, П. М. Якобсон и др.). В представлении как вторичном образе

прежде всего сохраняются конструктивные точки объекта, определяющие строение его формы, т. е. происходит схематизация образа (Б. Ф. Ломов). Это обстоятельство подчеркивает важность образов представлений для творческой деятельности в любой сфере. В изобразительном искусстве оперирование образам представления дает возможность художнику сформировать замысел будущего произведения, а также наметить общие способы его материального воплощения в конкретном художественном материале, что представляет собой важнейший этап художественного творчества. Познавательную деятельность обучаемых исследуют известные ученые-педагоги. Существуют различные точки зрения к определению понятия «умения» (Б. М. Богоявленский, Ю. К. Бабанский, Н. А. Менчинская, Г. И. Щукина, и др.). Известные авторы (К. К. Платонов, А. В. Петровский, Н. Д. Левитов, А. А. Степанов и др.) считают, что навыки формируются раньше умений, которые определяются как способность к овладению сложной системой психических и практических действий, необходимых для регуляции деятельности по достижению необходимого качества. Известные ученые (П. Я. Гальперин, В. О. Пунской, Н. Ф. Талызина и др.) считают, что общие умения и навыки могут развиваться не только эмпирическим путем, но и теоретически. Несмотря на существующие в педагогической науке различных точек зрения на процесс формирования умений, принцип проблемного обучения напрямую связан с развитием образов представления. Поскольку, известно, что созданная проблемная ситуация носит двусторонний характер, необходимо знать известное, уже изученное и представлять то, что подлежит дальнейшему познанию. Вполне очевидно, что профессиональное становление будущего художника на занятиях по рисунку невозможно без развития его пространственных представлений. Особенно это рельефно проявляется в процессе рисования портрета. В существующей методической литературе по рисунку исследуются различные аспекты рисования головы, как правило, они ориентированы на постижение пластических особенностей строения головы, изучение мимики лица, овладение техникой рисования. В частности, Н. Н. Ростовцев в основательном труде «Рисование головы человека» (М., 1989) достаточно обстоятельно описал важнейшие разделы изображения головы: основные закономерности строения формы головы человека; методическую последовательность работы над рисунком гипсовой головы; рисунок деталей головы; рисование живой головы человека и т. д. Существует ряд исследований, связанных непосредственно с развитием пространственных представлений на занятиях по рисунку (В. К. Лебедко, К. В. Макарова, А. Л. Павловский, В. В Хаб-ловский и др.) В работах этих авторов акцентировались возможности

качественного повышения уровня профессиональной подготовки художника-педагога через систему изучения пространственных представлений межпредметных связей, объединяющих теоретические дисциплины (литературу, музыку, искусствоведение, психологию) с рисунком, живописью композицией, перспективой, скульптурой и др. Решалась проблема развития творческих способностей студентов на занятиях по рисунку посредством освоения умений и навыков рисования по представлению. Специальных же исследований, посвященных последовательному развитию пространственных представлений в процессе рисования портрета нет. Это обстоятельство придает особую актуальность и важность выявлению пространственных представлений в процессе рисования портрета.

Необходимо отметить имеющийся богатый эмпирический материал, а также теоретические рекомендации многих выдающихся художников по различным аспектам изображения портрета (А. А. Дейнека, А. Дюрер, Д. Н. Кардовский, И. Н. Крамской, В. Е. Савинский, В. А. Серов, П. П. Чистяков и др.). Все это позволяет методически осмыслить богатое наследие портретного искусства в контексте исследуемой проблемы.

Цель исследования заключается в научно-теоретическом обосновании и экспериментальной проверке методики обучения рисованию портрета студентами художественных специальностей.

Объектом исследования является процесс обучения студентов искусству рисунка в системе бакалавриата художественных факультетов в высшей школе.

Предмет исследования - профессиональное становление будущего дизайнера на занятиях по рисунку в системе бакалавра.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, эффективность профессионального становления будущих дизайнеров значительно повысится, если в процессе рисования портрета прежде всего активизировать развитие их пространственных представлений.

Задачи исследования:

выявить психолого-педагогические особенности развития пространственных представлений на занятиях по рисунку;

обосновать педагогические условия, эффективно способствующие развитию пространственных представлений;

определить критерии и отдельные показатели оценки профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

в процессе констатирующего и формирующих экспериментов определить исходный уровень профессиональных умений рисования

портрета, выявить типичные ошибки студентов, а также научно обосновать методику их развития.

Методологической основой исследования послужили

философские исследования, посвященные специфике художественного познания (В. Ф. Асмус, А. К. Дремов, М. С. Каган, В. А. Разумный, С. X. Раппопорт, Б. Г. Лукьянов и др.)

психологические исследования по проблемам образного восприятия, представления, воображения (Б. Г. Ананьев, Н. Н. Волков, Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, Е. И. Игнатьев, В. С. Кузин, Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов, П. М. Якобсон и др.);

педагогические исследования, посвященные многоаспектным дидактическим проблемам высшего образования (А. Г. Асмолов, Д. Б. Богоявленский, А. В. Брушлинский, А. М. Матюшкин, Ю. К. Бабанский, Л. Я. Зорин, И. Я. Лернер и др.);

методико-педагогические исследования, посвященные актуальным проблемам обучения изобразительному искусству студентов вузов (Г. В. Беда, В. П. Зинченко, А. И. Иконников, В. С. Кузин, В. К. Лебедко, С. П. Ломов, Л. Г. Медведев, Н. Н. Ростовцев, В. К. Шабанов, О. В. Шаляпин, Е. В. Шорохов и др.).

Методы исследования:

изучение, анализ, обобщение научной литературы (философия, психология, педагогика, методика обучения изобразительному искусству) по проблеме исследования;

изучение современного состояния обучения рисунку в художественных и педагогических вузах;

-целенаправленное педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, просмотр учебных и творческих работ;

- проведение педагогического эксперимента, обработка и обоб
щение полученных результатов экспериментального исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

установлено, что развитие профессиональных умений рисования портрета происходит достаточно эффективно в условиях, когда у рисующих формируется целостный, пространственный образ представления о модели изображения, включающий в себя основные этапы воплощения этого представления на бумаге;

установлена зависимость между развитием профессиональных умений рисования и умозрительным замыслом с освоением конкретных технических умений рисования;

выявлены педагогические условия, способствующие эффективному развитию профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета;

- обоснованны основные критерии и отдельные показатели для сравнительно объективной оценки уровня развития профессиональных умений рисования портрета.

Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что его результаты позволили углубить и расширить научное представление о неиспользованных резервах развития профессиональных умений рисования портрета на основе взаимодействия пространственных представлений о воспринимаемой модели и поиском технических возможностей реализации этого представления конкретным художественным материалом и техникой исполнения.

Научно обоснована динамика последовательного развития профессиональных умений рисования в процессе изображения портрета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанная теоретическая и практическая модель развития профессиональных умений рисования у студентов в процессе изображения портрета формирует у них пространственные представления, значительно активизирующие их творческую деятельность, что позволяет достаточно успешно развивать общие профессиональные компетенции будущего дизайнера.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась в процессе проведения опытно-экспериментальной работы автора в Нижневартовском гуманитарном университете и в Омском государственном педагогическом университете. Основные положения диссертации обсуждались на международных научно-методических конференциях в Алматы (2011), Астане (2012), Новосибирске (2008), Омске (2010), Москве (2007). По материалам исследования были разработаны учебные программы по дисциплине «Рисунок для студентов по специальности 070600.65 - дизайн», а также по по специальности «050602.65 - изобразительное искусство». Программы апробированы на факультете искусств и дизайна Нижневартовского гуманитарного университета, института искусств Новосибирского государственного педагогического университета.

Результаты диссертационного исследования были опубликованы в научных статьях, отражены в докладах на научных конференциях, обсуждены на ученом совете института искусств Омского государственного педагогического университета, внедрены в учебный процесс Нижневартовского гуманитарного университета и ряда других высших учебных заведений.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования и выводов обеспечиваются исходными методологическими позициями; адекватностью применяемых методик, анализом сущест-

вующей педагогической практики; комплексным характером педагогического эксперимента; подтверждением гипотезы исследования, результатами экспериментальной работы. Теоретические выводы базируются на фундаментальных положениях философии, психологии, посвященных специфике процесса образного познания, а также на педагогических концепциях формирования умений и навыков; подтверждаются экспериментальной проверкой основных положений исследования, проведенного в Нижневартовском гуманитарном университете; анализом полученных исходных и конечных результатов исследования на основе научно-обоснованных критериев.

Основные положения, выносимые на защиту:

обоснование последовательности обучения рисования портрета, опирающего на формирование пространственных представлений и соответствующих этому последовательных изобразительных действий;

выявление взаимодействия пространственных представлений и развития профессиональных умений рисования;

педагогические условия, стимулирующие процесс развития профессиональных умений рисования;

экспериментальная проверка методики обучения студентов-дизайнеров по рисованию портрета, включающей в себя реализацию пространственного представления в конкретной художественной форме.

Структура диссертации. Исследование состоит из введения, двух глав, каждая из которых включает в себя по три параграфа, заключения и приложения, иллюстрирующего ход и результаты экспериментальной работы.

Похожие диссертации на Развитие профессиональных умений рисования портрета