Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие патриотического сознания у кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях : региональный компонент Майдибор, Олеся Николаевна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Майдибор, Олеся Николаевна. Развитие патриотического сознания у кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях : региональный компонент : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Майдибор Олеся Николаевна; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т].- Москва, 2011.- 226 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/1086

Введение к работе

Проблема исследования и его актуальность. Воспитание гражданина, патриота своей Родины, во все времена является приоритетной задачей государства и образовательных учреждений. Актуальность темы исследования обусловлена изменениями, которые происходят в обществе и, в свою очередь, оказывают влияние и обусловливают изменения в современной системе образования, что вызывает необходимость развития свободной и ответственной личности, способной оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве. Сегодня на первый план вышла проблема формирования личности гражданина, патриота своей Родины. В этой связи воспитанник казачьей гимназии может быть вполне подготовлен к новым общественным отношениям, найти своё место в обществе, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом Родины, сохранять и преумножать её культуру. При условии эффективны построения образовательного пространства казачьей гимназии, средствами изобразительного искусства.

Ситуация, сложившаяся сегодня, в молодёжной среде, обостряет актуальность проблематики патриотического воспитания. Молодёжь - это люди, которые завтра станут полноправными гражданами своей страны - они будут управлять государством, выполнять свои гражданские и профессиональные обязанности. И от того, какими ценностями они будут руководствоваться в своей деятельности и отношениях, какой багаж знаний в области культуры и особенно изобразительного искусства они содержат, какие качества у них будут сформированы, зависит будущее страны.

Образовательные реформы Российской Федерации обострили многие проблемы, которые вызывают тревогу в обществе. Учитывая качественные изменения реформ, наблюдаются и некоторые негативные процессы, выражающиеся в: снижении уровня духовности; дезориентации в историческом и современном социуме, ограниченности форм мышления, падение образовательного и культурного уровня у достаточно большой части школьников; проявление агрессивного национализма, расширение деятельности различного рода националистических организаций и «неформалов», рост подростковой преступности.

Вызывает беспокойство и тот факт, что в стране ширится формирование неонацистских молодёжных организаций, растёт их экстремистская деятельность, проявляется агрессия по отношению к людям неславянской национальности. Причём, молодые люди утверждают, по их мнению, «новый патриотизм», считая себя истинными патриотами России.

Переосмысление исторического прошлого нашей страны и нечёткие (противоречивые) духовные ценности, которые предлагаются социумом и средствами массовой информации, как отмечают многие исследователи, привели к духовной дезориентации людей, утере ими ценностных идеалов, что во многом способствовало «искажению понятие патриотизма», т.е. причастность к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему многими не осознаётся как нравственная ценность, а сохранение самобытности зачастую подменяется национализмом, которому стремятся придать позитивный характер. Нередко псевдоценности зарубежной культуры воспринимаются молодыми людьми как проявление «цивилизованности», а неумение оценить разнообразную информацию ставит их в позицию конформизма и мешает проявлению полноценной созидательной деятельности.

Современный воспитанник казачьей гимназии живёт в этом трудном переломном времени и задача школы - помочь ему найти своё место в новых социокультурных условиях, стать полноценным гражданином своей страны, патриотом своей Родины.

На важность данной проблемы указывают и документы, принятые правительством Российской Федерации:

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» (2000), которая заложила основы возрождения системы патриотического воспитания в России. Подчёркивалась необходимость единой Государственной политики в данной области и соответствующей её содержанию системы патриотического воспитания россиян, «способной на основе формирования патриотических чувств и сознания обеспечить решение задач по консолидации общества, поддержанию общественной и экономической стабильности, упрочению единства и дружбы народов Российской Федерации»;

«Концепция патриотического воспитания граждан РФ» (2003), которая определила место и роль патриотического воспитания как важнейшего направления в деятельности общества и государства;

Программа «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 годы» (2005), в которой были подведены итоги реализации первой программы и определены перспективы развития системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. Содержание программы направлено на дальнейшее формирование патриотического сознания российских граждан как важнейшей ценности, одной из основ духовно-нравственного единства общества.

«...Вся система образования и воспитания в казачьих учебных заведениях должна быть пронизана высоким духовно-нравственным и героико-патриотическим смыслом. Весь образ жизни в кадетских корпусах и других казачьих школах должен строиться на этих традициях, на привитии того духовно-нравственного идеала, который казаки искони избрали себе девизом: исповедание Веры Православной и верность Отечеству»... (Архиепископ Ростовский и Новочеркасский Пантелеймон)

Но без государственного подхода решить вопросы казачьего воспитания и обучения в современных условиях в полной мере все-таки затруднительно. Несомненно, что одним из приоритетных направлений развития казачества, как было отмечено Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым остается работа с молодежью. Данное направление нашло свое отражение в Концепции государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества, утвержденной Президентом Российской Федерации от 2 июля 2008 года Приказ-1355, где четко дается установка на осуществление мер поддержки казачьих кадетских образовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы.

Традиционные формы патриотического воспитания, используемые в образовании в современных учебных заведениях мало эффективны. Следовательно, необходимо разрабатывать и внедрять инновационные методы патриотического воспитания, одним из которых является искусство.

На сегодняшний день в педагогической науке и практике необходим интегрированный подход традиционных методов и изобразительного искусства, позволяющий проводить целостный воспитательно-образовательный процесс, что определяет важность эффективного развития патриотического сознания воспитанников казачьих гимназий. Этот интерес обусловлен необходимостью комплексного подхода к организации процесса воспитания, придания ему целостного характера.

Происходит переосмысление патриотического и гражданского воспитания в соответствии с новыми социально-экономическими условиями. Сегодня оно осуществляется и как переосмысление опыта прошлого, его адаптация к новым социокультурным условиям, и как попытка выстроить новые подходы к пониманию и трактовке сущности целостного процесса воспитания.

Анализ литературы показал, что проблемами патриотического и гражданского воспитания занимаются многие исследователи, однако гражданское и патриотическое воспитание рассматриваются ими как

самостоятельные направления целостной системы общественного воспитания, что приводит к противоречиям в толковании целостного воспитательного процесса и мешает разработке интегрированного подхода в его толковании.

Теоретические основы воспитания патриотических и граждански* качеств подрастающего поколения получили освещение в трудах философов, социологов и педагогов: О.С. Газмана, СИ. Гессена, Р.Г. Гуровой, Н.А.Бердяева, И.А. Ильина, Т.А. Ильиной, В.А. Караковского, Л.П.Карсавина, И.С. Кона, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Э.И.Моносзона, Н.Д. Никандрова, Г.А. Смирнова, В.А. Сухомлинского, Г.Н.Филонова, Г.И. Щукиной и др.

Проблема патриотического воспитания личности имеет давнюю традицию, в числе наиболее значимых авторов можно назвать В.А. Белёвцева (Ставрополь, 2000), И.Н. Глазунову (Липецк, 2002), Н.Н. Гомзякову (Анапа, 2004), М.А. Горбову (Москва, 1999), B.C. Горубнова (Кемерово, 2007), В.В.Дьяченко (Москва, 2001), Н.Н. Дубинину (Петрозаводск, 2005), ИЛ.Иванова, С.А. Константинова (С-Пб., 2002), СВ. Кривых (Новокузнецк, 2002), И.В. Кострулёву (Ставрополь, 2004), В.А. Коробанова (Саратов, 2005), Ю.В. Лазарева (Москва, 1999), А.С.Макаренко, СН, Марзоева (Владикавказ, 2000), СЕ. Матушкина (Челябинск, 2000), Е.Н. Поддубного (Ставрополь, 2004), В.И. Руденко (Тюмень, . 2005) В.Н. Сорока-Россинекого, К.Д.Ушинского, и др.

Формированием патриотического сознания школьников занимались А.А. Аронов (Москва, 1998), В.М.Дубровин (Москва, 2009), Е.Л.Суздальцев (Москва, 2008), А.Н. Вырщиков (Москва, 1990), Г.С Зайцев (Владикавказ, 2005), Н.М. Конжиев (Москва, 1988), В.И. Лесняк (Москва, 2006), СВ.Марзоев (Владикавказ, 2000), В.В. Пионтковский (Якутск, 2002) и др., особо выделяется военно-патриотический аспект - СА. Алиева (Махачкала, 2002), К.Г. Байманов (Челябинск, 1986), А.Н. Вырщиков (Москва, 1990), В.В.Дьяченко (Москва, 2001), Н.М. Конжиев (Москва, 1988), СА.Константинов (С Пб, 2002), А.А. Крупник (Москва, 1995), С.И.Мешкова (Новокузнецк, 2002), Н.Н. Михнев (Ставрополь, 2002) А.И. Поберёзкин (Новосибирск, 2003), В.К. Савельев (Кемерово, 2004) Г.А. Самарец (Москва, 2001), С.Н.Смирнов (Кострома, 2002), и др.; проблемы национального воспитания рассматривались А.Г.Голевым (Пятигорск, 1996), А.А.Егизарьянц (Ставрополь, 2005), Ю.В. Лазаревым (Москва, 1999) и др.

В последние годы наблюдается возрастание интереса к проблемам гражданского воспитания - Л.И. Аманбаева (Якутск, 2002), A.M. Бабаев (Кемерово, 2000), А.В. Беляев (Ставрополь, 1997), В.Н. Власова

(Новочеркасск, 1999), А.С. Гаязов (Челябинск, 1996), И.М. Дуранов (Челябинск, 1991), Н.В. Мальковец (Кемерово, 2005), Т.П. Осипова (Кострома, 2003). В.К Савельев (Кемерово, 2004). О.Е. Сироткин (Ростов-на-Дону, 2005), О.В. Солодова (Москва, 2003), Э.П.Стрельникова (Липецк, 2000), Г.Т. Суколенова (Москва, 1997), и др. Вопросы, связанные с ценностно-смысловым аспектом гражданского образования изучались А.Г.Здравомысловым, В.Н. Сагатовским, В.А. Ядовым.

Гражданское и патриотическое воспитание рассматривались в разных аспектах - русской национальной культуры - A.M. Бабаев (Кемерово, 2000), Г.Ефремова (Москва, 2005); Н.Н. Михнев (Ставрополь, 2002), Н.А.Сиволобова (Ставрополь, 2003), краеведения - Г.Д. Багрова (Москва, 1980), Т. А. Зимина (Смоленск, 2000) К.Л. Михайлюк (Москва, 1981), Д.С.Сенюк (Москва, 2002); туристической работы - М.А. Горбова (Москва, 1999); интернациональности и толерантности - А.Г. Голев (Пятигорск, 1996), Е.В. Головинская (С-Пб., 2005), Е. Громова (Москва, 2006), С.З. Закаряева (Махачкала, 2005); экологические аспекты представлены в работе Н.Г.Бибиковой (Ставрополь, 2005)

Попытки создания системы гражданского воспитания на региональном и городском (муниципальном уровне) предприняты В.Ю. Ерёминой (Москва, 2005), Г.С. Зайцевым (Владикавказ, 2005), Л.Д. Пановой (Ростов-на-Дону, 2005), Н.Г. Хвалевко (Кемерово, 2005).

Анализ представленных исследований показывает, что становление системы патриотического воспитания происходит достаточно медленно, «потому что нет идеологических ориентиров». В тоже время огромный историко-культурный пласт художников прошлого и настоящего как средства воспитаний патриотизма является невостребованным. В частности в Южном федеральном округе бережно сохраняется наследие Вучетича, Королькова, Дубовского, Грекова, Чиненовых, Щебланова, Сарьяна и многих других.

В современной социокультурной ситуации есть необходимость исследовать взаимосвязь, взаимообусловленность образования, общества, искусства, рассматривать патриотическое воспитание во взаимосвязи с художественно-творческой деятельностью.

В научной литературе обращается внимание на необходимость интеграции патриотического воспитания и изобразительного искусства, создание целостной воспитательной системы, однако эта проблема недостаточно полно освещена в современной педагогике. Среди выполненных в этом аспекте работ можно назвать публикации НА.Сиволобовой (2003), С.Д.Полякова (2004) и В.И. Лутовинова (2006) Так,

В.И. Лутовинов отмечает, что хотя на сегодняшний день существует достаточно много наработок и по патриотическому, и по гражданскому воспитанию, но обширные исследования всё еще не привели к пониманию патриотического воспитания как целостной концепции, как качественно нового явления в педагогической науке и практике. Игнорируется динамическое единство, неразрывность главных составляющих патриотического воспитания. По мнению автора, «абсолютизация гражданственности, предполагающая депатриотизацию воспитания граждан, представляется деформацией, совершенно неприемлемой не только обществом и государством, но и для самой личности, высшее предназначение которой - служение Отечеству, самореализация в качестве достойного гражданина, участвующего в возрождении России».

Исходя из этого, мы предприняли попытку изучить исторический опыт, накопленный в теории и практике воспитания, выявить те составляющие, которые приобретают актуальность в современных условиях.

Наше исследование основывается на положении о необходимости разработки теоретического основания и методических приемов способствующих развитию патриотического сознания средствами изобразительного искусства воспитанников казачьих гимназий.

В ходе исследования были выделены противоречия между:

задачей построения гражданского общества и отсутствием чёткой и стройной системы, что затрудняет осуществление комплексного подхода к организации воспитательного процесса;

возрастающей социальной значимостью проблемы патриотического воспитания личности и её недостаточной разработанностью в теории и практике на современном этапе развития общества;

необходимостью разработки целостного воспитательно-образовательного процесса, ориентированного на формирование личности гражданина-патриота, и неразработанностью его программного обеспечения, разрозненностью воспитательных действий и операций.

разобщенностью приемов и средств в педагогике и изобразительном искусстве;

Таким образом, обнаруживается ряд противоречий между объективными требованиями повысить уровень воспитательно-образовательной работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения и недостаточной разработанностью теоретических и организационно-методических основ осуществления данного процесса. Данные противоречия преодолимы и связаны, в частности, с решением

проблемы: каким должно быть патриотическое воспитание современных кадетов, которое бы способствовало формированию личности гражданина-патриота Родины?

Разработка данной проблемы является актуальной и требует специального исследования. В связи с этим была сформулирована тема нашего исследования: «Развитие патриотического сознания кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях».

Цель исследования: разработать комплекс приемов, средств и методов преподавания изобразительного искусства, эффективно способствующих развитию патриотического сознания в казачьих гимназиях.

Объектом нашего исследования является специфическая форма сознания кадетов казачьих гимназий.

Предмет исследования: педагогические условия развития патриотического сознания кадетов средствами изобразительного искусства.

В соответствии с поставленной целью и авторской позицией в ходе исследования была выдвинута гипотеза: развитие патриотического сознания современных кадетов будет результативным, если:

  1. Данный процесс рассматривается как форма интеграции образования и изобразительного искусства в условиях дополнительных занятий.

  2. Закрепление теоретического материала, полученного в условиях основного образовательного процесса на практических занятиях по изобразительному искусству в условиях факультатива.

  3. Выявлены пути, средства и методы развития патриотического сознания кадетов в казачьих гимназиях, на основе разработан методический комплекс, способствующий развитию патриотического сознания в казачьих гимназиях средствами изобразительного искусства.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

  1. Проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по развития патриотического сознания кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях;

  2. Изучить процесс и разработать критерии с показателями сформированности патриотических качеств личности в условиях казачьих гимназий;

  3. Разработать концепцию развития патриотического сознания средствами изобразительного искусства и определить возможность её реализации в условиях казачьих гимназий;

  1. Обосновать изобразительную деятельность кадетов как эффективное средство развития патриотического сознания;

  2. Разработать научно-методические рекомендации по развитию патриотического сознания кадетов, обеспечивающие взаимодействие школьного и дополнительного образования средствами изобразительного искусства.

Общую методологию исследования составляют философские труды по проблемам художественного познания, эстетические аспекты творческой деятельности, рассматривавшиеся известными мыслителями начиная с античных философов (Анаксагор, Аристотель, Платон, Сократ и др.), у которых впервые возникла идея личного творчества; философов-рационалистов (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц и др.), веривших в неограниченную силу человеческого познания; философов-эмпириков (Ф.Бэкон, Д.Локк, Д.Беркли и др.), воспринимавших творчество как удачную, но случайную комбинацию уже существующих элементов. В немецкой классической философии (И.Кант, Г.Гегель, К.Маркс и др.) впервые последовательно раскрывается диалектика художественно-образного познания в искусстве, творчество понимается как созидательная, предметно-преобразующая деятельность. Отечественные философы (А.С. Арсеньев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. библер, М.В. Демин, И.А. Ильин, М.С.Каган, И.С. Кон, В.А. Лекторский, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.А.Флоренский. Э.Г. Юдин и др.) большое значение придавали эстетическим категориям. Для современных ученых (Б.Г. Лукьянов, Н.П.Пищулин, Ю.А. Огородников, В.А. Разумный, В.А. Цапок и др.) творческая деятельность в искусстве - духовная деятельность, содержащая в себе высокие эстетические и морально-нравственные принципы.

Вопросам формирования и развития творческой личности посвящены психологические исследования СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Е.П.Белозерцева, В.В. Волкова, Б.Т. Лихачева, Н.П. Саккулиной, А.И.Щербакова и др. Психологические аспекты творческой деятельности человека рассматриваются в трудах П.П. Блонского, Е.И. Игнатьева, А.Н.Лука, Р.С. Немова, О.И. Никифировой, В.П. Полонского. Я.А.Пономарева, П.В. Симонова, Д.Н. Узнадзе и др.

Большое теоретическое и практическое значение для решения стоящих перед нами задач имеют психологические труды отечественных ученых, занимавшихся проблемами творчества и восприятия (В.П. Зинченко, В.И.Кириенко, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др.). Положения педагогической науки об обновлении высшего педагогического образования, об инновационной культуре учителя значимы

для нашего исследования в методологическим плане, так как выдвинутая проблема обусловлена и задачами подготовки педагогических кадров.

Фундаментальные методические исследования различных аспектов изобразительной деятельности (В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьев, B.C. Кузин, Т.С. Комарова, СП. Ломов, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведев, Н.Н. Ростовцев, Н.П. Хворостов, Е.В. Шорохов, Т.Я. Шпикалова и др.) способствовали уточнению сущности художественного обучения.

Разработаны теории и концепции: культурологического подхода (И.Е.Видт, А.В. Вилъковская, И.Ф. Исаев, А.А.Прищепа, М.Л. Ситникова, В.А. .Сластё'нин, и др); теории и практики гражданского и патриотического воспитания (С.А. Алиева, Г.А. Алмонд, Л.И. Аманбаева, А.Н. Вырщиков, О.С. Газман, З.Т. Гасанов, А.С. Гаязов, В.В. Дьяченко, Г.Н. Филонов, А.Я.Камалетдинова, В.В. Макаров, СВ. Марзоев, В.К. Савельев и др.).

Решение поставленных задач обеспечивалось комплексом взаимодополняющих методов исследования: анализ литературы в контексте проблемы исследования, обобщение научных, методических статей, учебных пособий и монографий по рассматриваемой проблеме, диссертационных исследований, государственных стандартов и образовательных программ по патриотическому воспитанию, графики, живописи, скульптуре; изучение практического опыта обучения изобразительному искусству в казачьих гимназиях и кадетских корпусах; длительные педагогические наблюдения за учебно-творческой работой воспитанников, беседы; педагогический эксперимент; анализ содержательных компонентов учебно-творческой деятельности воспитанников казачьих гимназий и выполняемых ими практических живописных заданий, а также творческих работ художников, собственной творческой деятельности в батальной живописи и опыта работы художников-педагогов в системе дополнительного образования. Особое место в исследовании отведено педагогическому эксперименту.

Организация и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась в течение 3 лет на базе казачьих гимназий и кадетских корпусов Ростовской области, Краснодарского и Ставропольского краев (2009-2011), домов детского творчества Ростовской области (2009-2011). В эксперименте принимали участие в общей сложности более 350 воспитанников (7-9 классов).

Первый этап (2010) - определение проблемы исследования и обоснование актуальности. В этот период изучались материалы, посвященные истории портретной и батальной живописи, анализировались философские исследования по специфике художественного познания, а

также психологические исследования по художественно-образному мышлению опубликованы четыре статьи в различных научных сборниках.

Второй этап (2011) - проводилось изучение методической, педагогической литературы в контексте проблемы исследования. Сформулирована гипотеза, и дано теоретическое обоснование принципов обучения. Исследованы гносеологические основы патриотического воспитания, виды и формы индивидуального и общественного сознания. На этом этапе работы было подготовлено и издано учебно-методическое пособие для студентов художественных факультетов педвузов, а также опубликовано 10 статей в различных межвузовских сборниках научных трудов.

Третий этап (2011) - опытно-экспериментальный, в ходе которого проводился констатирующий эксперимент по проверке, уточнению и совершенствованию форм, методов, приемов адаптации изобразительного искусства в образовательную среду казачьих гимназий, разработка программ по графике, живописи и скульптуре, способствующие развитию патриотического сознания. Этот этап включал основной объем опытно-экспериментальной деятельности по проверке эффективности методики, разработку заданий, упражнений и проекта учебно-методического комплекса.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Художественно-педагогические условия обучения изобразительному
искусству как важнейшему фактору личностного становления кадетов;

  1. Методический комплекс приемов и средств изобразительного искусства, способствующих эффективному развитию патриотического сознания воспитанников казачьих гимназий, как личности владеющей интеллектуальной, нравственной и политической культурой России и мира, культурой межнациональных отношений, созидатель и творец-преобразователь, умеющий адаптироваться . к социальным условиям жизнедеятельности, обладающий осознанным желанием и сформированным умением жить для Родины, понимающим и ценящим мировое художественное достояние.

  2. Целью образовательного процесса, осуществляемого в условиях школьного и дополнительного образования, выступает развитие патриотического сознания кадета системой учебно-методических разработок по изобразительному искусству.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в процессе реализации воспитательно-образовательного процесса в школах Ростова-на-Дону, Новочеркасска, Батайска (Примерная учебная программа для 7-9 классов), в работе студентов факультета изобразительного искусства,

проходивших педагогическую практику в средних образовательных учреждениях.

Основные положения диссертации докладывались на научно-практических и теоретических конференциях: международного уровня -г.Санкт-Петербург - 2010 г; г. Орел, г. Волгоград, г. Москва - 2010 г.; г. Астана, Ростов-на-Дону - 2011 г.

Научная новизна исследования заключается:

в выявлении этапов развития патриотического сознания у кадетов в историческом аспекте и характеристик целостного воспитательного процесса в новых образовательных условиях;

в обосновании интегративного методического комплекса по изобразительному искусству, способствующего формированию личностных характеристик как целевой установки патриотического воспитания в казачьих гимназиях;

в обосновании педагогических основ патриотического воспитания как целостной системы, обеспечивающей взаимодействие школьного и дополнительного образования в условиях обучения в казачьих гимназиях;

обоснован методический комплекс по изобразительному искусству, включающий содержательный, целевой, технологический и контрольно-результативный компоненты, составленные с учетом специфики учебно-творческой деятельности;

выявлены педагогические условия, активизирующие процесс развития патриотического сознания у кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназий.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что результаты настоящей работы позволили углубить и расширить научное представление о методических возможностях, о приемах и формах развитии патриотического сознания у кадетов:

систематизирован теоретический материал по философии, психологии, истории искусств, педагогике и методике с учетом специфики обучения изобразительному искусству кадетов, исходя из современных образовательных задач;

научно обоснован принцип продуктивного развития качеств личности, осознанной патриотической позиции в общеобразовательной системе, выявлены художественно-образные компоненты изобразительной деятельности, дана их содержательная характеристика на основе историко-педагогического осмысления философских и психологических теорий познания;

Практическая значимость исследования заключается в её прикладной части:

разработаны специфические интеграционные подходы и методические приемы изобразительной деятельности в развитии патриотического сознания у кадетов в новых образовательных условиях;

определена возможность их реализации в системе казачьих гимназий и кадетских корпусов;

разработаны и внедрены в практику казачьих гимназий программы: «Исторический пейзаж», «Батальная живопись» (приложение № 1, 2); учебно-методический комплекс «Историко-патриотическая живопись» (Приложение № 3).

Научная обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается принципами научной методологии, обоснованности комплекса теоретических и экспериментальных методов исследования, адекватных его цели, задачам и логике, опорой на эмпирические данные, репрезентативностью количества участников констатирующего и формирующего эксперимента, их статистической значимостью, а также воспроизводимостью результатов эксперимента и практическим опытом автора.

Содержание диссертационного исследования нашло отражение в опубликованных автором статьях и рекомендациях научно-практического характера. Общий объём публикаций составляет: 7 международных сборников научных трудов, 1 коллективная монография, 10 статей, 1 методическая рекомендация.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 268 наименований и 3 приложений.

Похожие диссертации на Развитие патриотического сознания у кадетов средствами изобразительного искусства в казачьих гимназиях : региональный компонент