Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Пономарева Любовь Дмитриевна

Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности
<
Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пономарева Любовь Дмитриевна. Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности : Дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.02 СПб., 2004 372 с. РГБ ОД, 71:05-13/271

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Концептуально-методологическая основа исследования

1.1. Определение основных понятий художественного речетворчества учащихся 18

1.2. Психологические механизмы речетворчества учащихся 32

1.3. Методическая концепция развития образного мышления учащихся 70

Выводы по главе 1 91

Глава 2. Художественная речетворческая деятельность учащихся

2.1. Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку 95

2.2. Художественный текст и его методическая интерпретация 142

Выводы по главе 2 156

Глава 3. Методика организации работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности 158

3.1. Принципы, методы и формы организации работы по развитию образного мышления учащихся в учебном процессе 158

3.2. Углубление художественной речетворческои подготовки учащихся во внеучебной деятельности 224

Выводы по главе 3 235

Глава 4. Мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности

4.1. Диагностирование речетворческого состояния учащихся 237

4.2. Экспериментальное обучение художественной речетворческой деятельности учащихся старших классов 258

Выводы по главе 4 342

Заключение 344

Введение к работе

Развитие человека предполагает прежде всего осознание им собственных возможностей и их полное, продуктивное использование.

Определять и реализовывать творческие возможности человека призваны методики обучения и воспитания.

Д. Андреев предсказывал в «Розе Мира»:

«Будут разработаны системы воспитания и раскрытия в человеческом существе потенциально заложенных в нём органов духовного зрения, духовного слуха, глубинной памяти...» (Андреев 1993: 21). Коль скоро «неиссякаемые родники творчества кипят за порогом сознания каждого из нас» (Андреев 1993: 23), то необходимо раскрыть потенции, заложенные в каждой душе.

Выявлению и реализации речетворческих потенций учащихся посвящено настоящее исследование.

Важной составляющей развития языковой личности является художественная речетворческая деятельность, так как речь - часть психики личности, с одной стороны, речь - творческая деятельность, с другой стороны. При этом под художественной речетворческой деятельностью понимается деятельность по восприятию и продуцированию художественных текстов, определяемая природой и спецификой художественного текста, объемом и качеством жизненного и речевого опыта личности. Художественные речетворческие способности учащихся соответственно рассматриваются как способности воспринимать и продуцировать художественные тексты, а художественное речетворческое развитие учащихся представляет собой педагогически мотивированный процесс развития способностей языковой личности воспринимать и продуцировать художественные тексты.

В контексте речетворческой стратегии обучения русскому языку, предполагающей иные подходы к слову и тексту как ключевым понятиям речетворчества, рассматривается в исследовании проблема развития образного мышления учащихся, которое представляет собой процесс познания во взаимосвязи эмоционально-чувственного, логического и интуитивного его компонентов.

Обучение учащихся художественной речетворческой деятельности требует развития образного мышления, которое формирует у учащихся особое мироощущение.

Умение чувствовать окружающее не возникает мгновенно: необходимо время, нужна постоянная тренировка.

С годами учащиеся утрачивают эмоциональность и образность восприятия действительности. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что восприятие подростков существенно изменяется по сравнению с младшими детьми. Этот факт можно объяснить не столько началом школьного обучения, направленного на активное формирование рационально-логического мышления, сколько отсутствием целенаправленной и систематической работы по развитию образного мышления учащихся.

Таким образом, одной из задач школы является гармонизация рационального, чувственного и духовного в обучении русскому языку с развертыванием языкового материала как мозаичного поля смыслов. При этом развитие художественных речетворческих способностей учащихся предполагает включение образного компонента мышления.

В дошкольных учреждениях и начальной школе к проблеме развития образного мышления детей постоянно обращаются, сообразуясь с природой ребенка (Т.А. Ладыженская, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Т.Г. Рамзаева, А.И. Савенков, М.С. Соловейчик и др.). Что же касается учащихся среднего и особенно старшего звена, то развитию их образного мышления в процессе обучения русскому языку внимания уделяется

недостаточно: ученые-методисты по русскому языку рассматривают отдельные аспекты данной проблемы в контексте речевого развития школьников (Г.Б. Вершинина, Л.И. Власенков, А.Д. Дейкина, Н.А. Ипполито-ва, В.И. Капинос, Т.А. Ладыженская, Е.В. Любичева, М.Р. Львов, СИ. Львова, Е.И. Никитина, В.А. Сидоренков, Л.А. Ходякова, Н.М. Шанский и др.).

Отсутствие целостной, единой стратегии развития художественных речетворческих способностей учащихся не позволяет в полной мере решать задачи школьного обучения, гармонизирующего личности учащихся.

В результате обедняется воображение учащихся, утрачивается способность к многозначному, образному восприятию окружающего мира, снижается уровень речевой культуры учащихся. У выпускников общеобразовательных учреждений отмечается невысокий уровень сформированности коммуникативной компетенции, самой значимой для практической деятельности людей: более 60 % выпускников испытывают существенные затруднения при создании собственного речевого высказывания на предложенную тему, не умеют ясно и точно, последовательно и логично, эмоционально и образно выражать свои мысли в письменной форме (Л.М. Рыбченкова, В.И. Капинос, И.П. Цыбулько 2004: 6 -7).

Создание единой системы работы, направленной на развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, на наш взгляд, позволяет

• развивать художественные речетворческие способности учащихся, гармонизирующие рациональное, чувственное и духовное знание в структуре языковой личности,

• формировать коммуникативную компетенцию учащихся через художественную речетворческую компетенцию, предполагающую овладение учащимися умениями воспринимать и продуцировать художественные тексты,

• развивать общеучебные умения учащихся (коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные).

Актуальность проблемы и темы исследования определяется, во-первых, невысоким уровнем речевой культуры учащихся, во-вторых, невостребованностью в учебном процессе словесного творчества как проявления своеобразия личности, её уникальной индивидуальности, в-третьих, необходимостью систематической и целенаправленной работы по развитию образного мышления учащихся в учебной и внеучебной работе для самораскрытия, самопознания, самовыражения личности, в-четвертых, стремлением к интеграции школьных предметов гуманитарного цикла и, прежде всего, русского языка и литературы, в-пятых, неразработанностью данной проблемы в методике речевого развития старшеклассников.

Объект исследования - процесс развития образного мышления учащихся в художественной речетворческои деятельности, содержание и характер деятельности учителя и учащихся, обеспечивающие эффективность этого процесса.

Предметом исследования является художественная речетворческая деятельность учащихся старших классов.

Выбор темы исследования вызван стремлением разрешения противоречия между осознанием необходимости художественного речетворческого развития учащихся и недостаточной разработанностью теории и практики организации этого процесса.

В связи с этим целью настоящей работы является создание научно-обоснованной, концептуально выстроенной, экспериментально проверенной методики развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности.

Цель исследования определяет следующие задачи: 1. Выделить ключевые понятия художественной речетворческои деятельности и методически их интерпретировать.

2. Дать анализ теоретического и практического дидактического материала

действующих школьных учебников русского языка по исследуемой проблеме с целью создания методической концепции по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.

3. Провести констатирующий (включая ассоциативный) эксперимент с целью

выявления уровня речетворческой компетенции учащихся и степени сформированности их речетворческих умений.

4. Создать методическую концепцию развития образного мышления

учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности, включающую принципы, методы, способы деятельности учителя и учащихся.

5. Описать систему работы по развитию образного мышления учащихся в

процессе художественного речетворчества и показать механизмы её включения в процесс обучения русскому языку и во внеучебную деятельность.

6. Проверить эффективность предлагаемой методики развития образного

мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.

Гипотеза исследования:

Развитие художественной речетворческой деятельности учащегося становится возможным при условии

• соблюдения целостности личности в совокупности всех сторон её развития, включая особенности восприятия, памяти, мышления, эмоциональной сферы и др.;

• учета психологических и речевых механизмов художественной речетворческой деятельности: механизмов образного мышления — «деятельности представливания», ассоциирования; речевых механизмов -механизмов развертывания текста, упреждающего синтеза, перебора

вариантов и отбора слов для составления текста, выбора образных средств, интонационной организации письменного текста;

реализации, наряду с общедидактическими и частнометодическими, методологических принципов: целостности, синергетичности, интегративности, диалогичности, природосообразности,

лингвокультурологического и текстового принципов, при этом принципом, определяющим подход к работе по развитию образного мышления учащихся, становится синергетичность, предполагающая резонансное соуправление процессом художественного речетворчества, ведущим принципом в работе по развитию художественных речетворческих способностей учащихся является интегративность, устанавливающая взаимосвязь между русским языком и литературой через слово в его художественно выразительной функции с привлечением произведений живописи, музыки, которые развивают воображение, инициируют художественную речетворческую деятельность, формируя ценностное сознание ученика;

признания речетворческого, апперцептивного, гештальт-структурного принципов основополагающими в организации работы по развитию образного мышления учащихся; ведущими методами обучения художественному речетворчеству коммуникативный, перцептивный и рефлексивный; основными формами организации художественного речетворчества учащихся урок, мастерскую и студию (учебная деятельность — уроки художественного речетворчества, внеучебная деятельность - студия словесного творчества);

определения слова и текста не только как дидактических единиц, но и как средства самовыражения личности, так как слово и художественный текст, в силу своей метафоричности, символичности, полиассоциативности, полисемантичности, способны инициировать, стимулировать

художественную речетворческую деятельность, развивая личность

учащегося.

Методологическую основу настоящего исследования составляют философские и психологические учения о развитии личности (Н.Л. Бердяев, Х.-Г. Гадамер, Д.И. Кирнос, Е.Н. Князева, Г. Хакен и др.; Д.Б. Богоявленская, JI.C. Выготский, Н.И. Жинкин, В.П. Зинченко, А.А. Леонтьев, Б.М. Теплов, И.С. Якиманская и др.); общая теория деятельности; эстетическая концепция словесного творчества М.М. Бахтина; учение о речетворческои функции языка, о символичности, метафоричности слова (В. Гумбольдт, А.Ф. Лосев, Д.Н. Овсянико-Куликовский, А.А. Потебня и др.); теория общей образности (A.M. Пешковский); учение о языковой личности (Г.И. Богин, Ю.Н. Караулов и др.).

Исследование проводилось с 1998 по 2004 год в несколько этапов. Первый этап (1998 - 2000) был посвящен изучению специальной литературы по проблеме; определению методологии и методики исследования. На этом этапе выявлялся уровень владения учащимися базовыми знаниями, умениями и навыками; анализировались условия обучения художественному речетворчеству; выяснялась сравнительная оценка учителями и учащимися необходимости развития образного мышления в процессе художественного речетворчества. В результате была разработана концепция развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности, на основе которой создана методика развития образного мышления учащихся.

Второй этап (2000 - 2002) характеризуется опытной проверкой и корректировкой разработанных методических и психолого-педагогических рекомендаций, направленных на развитие художественных речетворческих способностей учащихся. В процессе обучения определялась степень доступности предлагаемой методики, её результативности и эффективности.

Третий этап (2002 -2004) был связан с проверкой гипотезы, методических выводов, полученных в ходе исследования. На данном этапе сформулированы исходные положения, приведены в систему полученные данные.

На защиту выносятся следующие положения:

1. В структуре языковой личности, кроме вербально-семантического, тезаурусного, мотивационно-прагматического, выделяется образный уровень, предполагающий наличие у учащихся «установки» на художественное речетворчество, образного, метафорического мироощущения и художественных речетворческих способностей.

2. Эффективность процесса художественного речетворческого развития учащихся обеспечивается следующими факторами:

• реализация общегуманистических (внимание к личности творца, сотворчество) и психологических (природосообразность, культуросообразность) принципов в процессе обучения учащихся художественному речетворчеству, а также использование специфических для развития образного мышления учащихся речетворческого, апперцептивного и гештальт-структурного принципов;

• изучение слова и художественного текста как речетворческих единиц: слово как образотворческая звукосемантическая единица в совокупности её значений (лексического, перцептивного, ассоциативного, этимологического, символического, мифологического, художественного (образного), индивидуально-авторского (ученического)) и многообразии их проявлений в художественном тексте, художественный текст как речетворческое произведение мастеров слова и учащихся, как собственно речетворческий процесс, как «установки» на речетворчество;

• использование в организации работы по развитию образного мышления учащихся коммуникативного, перцептивного и рефлексивного методов обучения художественному речетворчеству, урока, мастерской и студии как основных форм организации работы по художественному речетворчеству учащихся;

• взаимопроникновение междисциплинарной, понятийной и деятельностной составляющих содержания обучения художественному речетворчеству.

3. Исследование художественной речетворческои деятельности старшеклассников позволяет представить процесс художественного речетворчества и выделить в нем три ступени:

• погружение в художественный текст на уроках речевого мастерства помогает учащимся не только осваивать писательскую технику, но и способствует возникновению у них собственного художественного замысла,

• рождение замысла и начало его разработки на уроках речетворчества становится возможным благодаря системе речетворческих тренингов, инициирующих художественное речетворчество учащихся,

• создание текста и его совершенствование в речетворческои мастерской предполагает кропотливую работу учащихся над собственным художественным текстом.

Научная новизна исследования.

1. Выделены и научно обоснованы основные понятия художественного речетворчества учащихся: художественная речетворческая компетенция, художественная речетворческая деятельность, художественные речетворческие способности.

2. Создана методическая концепция развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности.

3. Предложена модель художественного речетворчества учащихся, позволяющая представить процесс создания учащимися собственного художественного текста.

4. Разработана целостная методическая система, направленная на развитие образного мышления учащихся в процессе художественного речетворчества, которая включает принципы, методы и способы организации деятельности учителя и учащихся, а также формы организации художественного речетворчества учащихся в учебной работе и во внеурочное время.

Теоретическая значимость исследования заключается в выделении и научном обосновании понятий «художественная речетворческая компетенция», «художественная речетворческая деятельность»,

«художественные речетворческие способности» и на их основе создание целостной концепции и методики развития образного мышления учащихся в процессе художественного речетворчества.

Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная методика может быть использована в школьной практике: на уроках русского языка, литературы, словесности, в интегрированном курсе русского языка и литературы, на спецсеминарах и практикумах для учащихся школ, гимназий, лицеев, во внеурочной работе; в вузовской практике: на занятиях курсов «Речевое развитие учащихся», «Технология и методика обучения учащихся русскому языку». Механизмы развития образного мышления учащихся могут быть включены и на занятиях культурологической направленности, на факультативных занятиях по теории и практике художественного текста.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивается общей методологической базой исследования; совокупностью использованных исследовательских методов, адекватных предмету, целям и задачам диссертационной работы; апробацией результатов исследования.

Для решения поставленной проблемы использован комплекс взаимодополняющих методов исследования: метод теоретических построений {выдвижение гипотезы, определение теоретических основ и исходных положений исследования), социально-педагогические методы {наблюдение за процессом художественного речетворчества учащихся, изучение и обобщение опыта учителей, индивидуальные беседы со школьниками, анкетирование), метод вероятностного прогнозирования, эксперимент {ассоциативный, констатирующий, обучающий, контрольный), статистический метод. В исследовании процесс создания учащимися художественного образа изучался посредством метода рассуждения вслух, словесного самоотчета, специально построенного диалога.

В эксперименте приняло участие 1200 старшеклассников школ, гимназий, лицеев г. Магнитогорска и Челябинской области.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы исследования используются в лекционном и практическом курсе по методике преподавания русского языка, спецкурсах и спецсеминарах для учащихся, студентов, слушателей ФПК, учителей (С.-Петербург, Москва, Курск, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск и др.). Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских и межвузовских конференциях, семинарах и совещаниях: «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» (Челябинск, 1999), «Проблемы науки и образования в школе» (Магнитогорск, 2000), «VI Ручьевские чтения. На рубеже эпох: Специфика художественного сознания» (Магнитогорск, 2001), «Актуальные проблемы методики преподавания русского языка на современном этапе развития российского высшего и среднего образования» (Москва, 2002, 2004), «Культуроведческий подход: его реализация в школьном и вузовском курсах русского языка» (Москва, 2003), «Этнолингвокультурология: проблемы и решения» (С.-Петербург, 2003), «Интертекст в художественном и

публицистическом дискурсе» (Магнитогорск, 2003), «Современные научные концепции в филологии и преподавание словесности» (Магнитогорск, 2003).

Опубликованные монография, учебное и учебно-методическое пособия, методические рекомендации внедрены в практику школьного преподавания.

Основное содержание диссертационного исследования нашло отражение в 35 публикациях (монография, учебное и учебно-методическое пособия, методические рекомендации, статьи, тезисы и др.), что составляет 75,7 печатных листа.

На защиту выносятся методическая концепция развития образного мышления учащихся и модель обучения художественному речетворчеству.

Диссертация состоит из введения, четырёх глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе представлена концептуально-методологическая основа исследования. Во второй главе рассматривается художественная речетворческая деятельность учащихся. В третьей главе предложена методика организации работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности. В четвертой главе описан мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности.

В работе определены такие понятия как «художественная речетворческая компетенция», «художественная речетворческая деятельность», «художественные речетворческие способности»,

«художественные речетворческие умения», «уровни развития образного мышления учащихся», «дидактические гештальт-структуры», «уроки речевого мастерства», «уроки речетворчества», «речетворческая мастерская», «словесно-художественная рефлексия», «карта-речекреатив», «ассоциативная карта».

Ключевыми понятиями художественной речетворческой деятельности являются слово и художественный текст.

Слово выступает в исследовании как дидактическая и образотворческая единица в совокупности ее значений и многообразии их проявлений в художественном тексте.

Художественный текст рассматривается нами как сложное, многогранное явление, представляющее собой и результат художественной речетворческой деятельности мастера (писателя, поэта), и речетворческий процесс; и дидактическую единицу; и «установку» на речетворчество; и результат художественной речетворческой деятельности учащегося.

Центральным понятием в исследовании являются художественные речетворческие способности учащихся, реализованные в художественных речетворческих умениях, динамика их развития.

Личность учащегося рассматривается нами как языковая личность, в структуре которой, кроме вербально-семантического, тезаурусного, мотивационно-прагматического (Ю.Н. Караулов), выделяется образный уровень с готовностью к сопереживанию, готовностью к эмоциональному самовыражению, готовностью к метафорическому видению мира, готовностью к отражению действительности в конкретно-чувственной форме с позиций определенного эстетического идеала, готовностью к речевой реализации художественного замысла.

Формирование художественных речетворческих умений учащихся требует специального обучения художественному речетворчеству, призванного развивать прежде всего образное мышление учащихся как обязательную составляющую процесса обучения.

Предложенная в настоящем исследовании концепция развития образного мышления учащихся, выстроенная с учетом методологических (принцип целостности, принцип синергетичности, принцип интегративности, лингвокультурологический принцип, текстовый принцип, принцип диалогичности, принцип природосообразности), общедидактических

частнометодических и специфических принципов, определяет методику работы по развитию образного мышления учащихся.

Методическая система развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности направлена на формирование у учащихся «установки» на речетворчество, метафорического мироощущения и художественных речетворческих способностей.

Результативность предложенной в исследовании методической системы проверена экспериментами, организация и результаты которых описаны в диссертации.

Мониторинг развития образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности позволяет выявить динамику развития художественных речетворческих способностей учащихся, реализованных в художественных речетворческих умениях школьников воспринимать и создавать художественные тексты.

В процессе художественной речетворческои деятельности у учащихся, как показал эксперимент, развиваются и общеучебные умения: анализировать тексты, логично, точно и образно выражать свои мысли, создавая тексты разных жанров, планировать речетворческую деятельность, совершенствовать созданные тексты.

Определение основных понятий художественного речетворчества учащихся

Проблема художественного речетворчества учащихся требует прежде всего осмысления основных его понятий: художественная речетворческая компетенция и художественная речетворческая деятельность.

Определяя понятие «художественная речетворческая компетенция», мы опираемся на подход Е.Д. Божович к языковой компетенции (Божович 1997: 33-44).

Художественная речетворческая компетенция рассматривается нами как система, включающая данные речетворческого опыта, накопленного учеником в процессе общения и деятельности; и знания о слове и художественном тексте, усвоенные в ходе специального организованного обучения.

Художественная речетворческая компетенция понимается нами как целостное образование, каждый из компонентов которого функционирует и преобразуется только в связи с другим.

Речетворческий опыт включает практическое владение словом и эмпирические обобщения наблюдений над словом и текстом, сделанные учеником независимо от специальных знаний о языке.

Вычленяя речетворческий опыт в качестве компонента речетворческой компетенции, мы исходим из положения Л.С. Выготского о двух типах обучения: спонтанном и специально организованном. Спонтанное обучение описывалось Л.С. Выготским как движение ребёнка «по собственной программе», определяемое прежде всего тем, что он «сам берёт из окружающей среды» (Выготский 1956: 426-427). Конечно, ребёнок «сам берёт» что-либо из среды не без влияния и участия взрослых, но организованный, регламентированный процесс обучения при этом не осуществляется.

Знания о слове и художественном тексте, предусмотренные программами обучения, включают два аспекта:

а) характеристики слова и художественного текста как ключевых понятий художественной речетворческой деятельности;

б) приёмы (способы) освоения, изучения этих понятий.

Объём знаний о слове и художественном тексте предполагает знание законов построения художественного текста, знание значений слова и приёмов работы с ними, определение образного потенциала слова, знание способов создания художественных образов.

Теоретико-практическое освоение законов построения художественного текста и его жанров - задача, в большей степени решаемая на уроках литературы. Освоение же слова (его значений, его образного потенциала) -одна из основных задач уроков русского языка. Способами создания художественных образов учащиеся овладевают и на уроках литературы, и на уроках русского языка.

В обучении происходят процессы осмысления и преобразования речетворческого опыта ребёнка под влиянием усваиваемых знаний о слове и тексте; процессы наполнения и конкретизации знаний о слове и тексте материалом речетворческого опыта.

В школьной практике названные процессы недостаточно учитываются и контролируются, поэтому протекают в основном спонтанно, по «собственной программе» ученика, зачастую до конца обучения неосознанно. Это происходит, в первую очередь, потому, что в речетворческом опыте фиксируются прежде всего семантика слова и смысловое наполнение текста. В школьной же программе представлен в большом объёме формально-грамматический аспект языка и в очень незначительном - семантический. Создаётся разрыв между данными речетворческого опыта и знаниями о слове и тексте.

Таким образом, формирование у учащихся речетворческой компетенции как системы, то есть взаимодействие данных опыта и знания о слове и тексте, протекает не в самых благоприятных условиях:

«В нашем языковом образовании сложилось положение, при котором ребёнок в повседневной речевой практике ориентируется и на формализованные, и на неформализованные отношения языка, а в школе он должен ориентироваться в основном на те аспекты языкового материала, которые фиксируются в формальных правилах, определениях; выполнять главным образом действия, поддающиеся алгоритмическому описанию» (Божович 1997: 39).

Ориентация на неформализованные отношения языка становится одним из условий проявления интуитивной составляющей художественного речетворчества.

Художественная речетворческая компетенция служит основой для художественной речетворческой деятельности. Как и всякая другая, обладает определённой структурой, элементами которой являются художественная речетворческая деятельность потребности, мотивы, цели. Потребность выступает как «предметно-определённая зависимость человека от внешнего мира, субъективные запросы личности к объективному миру, её нужду в таких предметах и условиях, которые необходимы для её нормальной жизнедеятельности, самоутверждения и развития» (Спиркин 1972: 118). Потребности определяют отношение человека к окружающей действительности как к средству их удовлетворения, стимулируют его физические и духовные силы (Кирнос 1992: 12).

Речетворческое осмысление слова в процессе обучения русскому языку

Основной дидактической единицей на уроках русского языка является «слово, рождённое в глубочайших недрах речевого сознания...» (Мандельштам 1977: 46). Освоение слова учащимися - процесс достаточно сложный и длительный, требующий от учителя определённой филологической, психолого-педагогической и методической подготовки.

Этап освоения слова как лексико-грамматической единицы выстроен давно и описывается весьма традиционно во всех учебниках по русскому языку (В.В. Бабайцева, Т.А. Ладыженская, М.М. Разумовская, Н.М. Шанский и др.). Этап же освоения слова, связанный с его функционированием, требует основательной разработки непосредственного выхода в речетворческую деятельность учащихся. Некоторые подходы к решению названной проблемы существуют в методике преподавания русского языка: слово определяется как единица системы языка с выходом в словесное творчество школьников (В.А. Сидоренков), слово изучается как лингворечевая единица с выходом в литературное творчество учащихся (А.И. Власенков), слово рассматривается как лингвокультурологическая единица с выходом в речевое творчество школьников (А.Д. Дейкина, Е.В. Любичева, Т.М. Пахнова), слово осваивается как первоэлемент художественной литературы (С.И.Львова, Н.М. Шанский) с выходом в сочинительство учащихся.

Предлагаемая в настоящем исследовании методика освоения слова с выходом в художественную речетворческую деятельность учащихся рассматривает слово прежде всего как речетворческую единицу, обладающую «речетворческими» способностями, ибо слово является и «исходным ростком возникновения текста» (Мусхелишвили Н.Л., Шрейдер Ю.А. 1997: 84), и материалом для создания текста.

Речетворческое осмысление слова вырабатывает у учащихся «установку» на речетворчество. Но чтобы привести языковую систему учащегося «в состояние речевой готовности» (Караулов 1999: 146), необходима многоплановая, разносторонняя работа со словом, которая начинается с определения его глубины и перспективы, ибо «слово всегда глубинно-перспективно...» (Лосев 1994: 58). Речетворческая глубина слова измеряется прежде всего его значениями: «За словом стоит совокупный общественный опыт, фиксированный и кристаллизованный в значениях» (Леонтьев А.А. 1965: 36). Значения слов представлены в словарях. Обращение к словарям разных типов на уроках русского языка и литературы — обязательная часть работы учащихся, потому что словари не только «ключи к тайнам духа поэтов» (Белый 1922: 7), но и ключи к тайнам собственного духа. Работа со словарём символов, мифологическим, этимологическим словарями, словарём эпитетов, сравнений и др. помогает учащимся в освоении слов и рождении собственного художественного замысла. На вопрос учителя «Помогает ли работа со словарями создавать собственный художественный текст?» 98,7% учащихся (в опросе принимало участие 300 старшеклассников), освоивших работу со словарями разных типов, ответили «Да».

В процессе обучения русскому языку для определения речетворческой глубины и перспективы следует отбирать «слова, имеющие свойство магической формулы. Сказав такое слово, сразу даёшь образ, ряд образов, исчерпывающих и выразительных...» (Бальмонт 1980: 556).

Одним из условий отбора слов для речетворческого анализа на уроки русского языка становится наличие у слова символического значения: «Символ представляет концепт, родственный образу» (Алефиренко 2002: 18). Полисемантичность и полиассоциативность также учитываются при отборе слов для анализа.

Принципы, методы и формы организации работы по развитию образного мышления учащихся в учебном процессе

Методика организации работы по развитию образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческои деятельности построена с учётом принципов, реализующих речетворческую стратегию обучения русскому языку. Таковыми (наряду с общедидактическими и частнометодическими) являются следующие принципы:

? речетворческий,

? апперцептивный,

? гештальт — структурный.

Речетворческий принцип является одним из базовых принципов методики, предложенной в исследовании. Суть его состоит в том, что работа над словом и художественным текстом в процессе обучения русскому языку имеет выход в речетворческую деятельность учащихся.

Речетворческий принцип требует перестроить систему работы над словом и текстом: сделать её инициирующей речетворчество учащихся. С этой целью в процесс обучения русскому языку нами вводится определение речетворческои глубины и перспективы слова через многообразие его значений. Художественный текст на уроках русского языка рассматривается нами как живая, образная речь, которая «зажигает наше воображение огнём новых творчеств...» (Белый 1994: 133).

Речетворческий принцип реализуется на всех этапах художественного речетворчества учащихся и предполагает развитие художественных речетворческих способностей учащихся: способностей воспринимать чужой текст и продуцировать собственный художественный текст. При этом работа над художественным текстом в процессе обучения русскому языку осуществляется в русле речетворческой стратегии восприятия текста: чужой текст становится ориентировочной основой для создания собственного текста. Привычный для методики анализ текста превращается в речетворческую беседу по тексту, цель которой инициировать художественное речетворчество учащихся.

Рождение замысла влечёт за собой его разработку и создание собственного художественного текста. Воплощение авторского замысла является процессом поиска форм, свежих, оригинальных, адекватных художественному замыслу, ибо «радость искусства - эта радость воплощения. Это радость найденных форм» (Волошин 1988: 266).

Апперцептивный принцип выражает зависимость восприятия (слова, текста, окружающего мира) от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности учащихся и их индивидуальных особенностей.

Для художественного речетворчества субъектный опыт является основой. Поэтому учителю необходимо не просто помнить об этом, но и активно работать с опытом учащихся (его содержанием, структурой, источниками приобретения).

В рамках апперцептивного принципа реализуется программа сенсорного развития учащихся.

Сенсорная программа включает комплекс речетворческих тренингов, целью которых является обострение зрения, слуха, запаха, вкуса, осязания, синестезических ощущений. Вот некоторые из них:

- Вы наблюдаете осенний восход или закат солнца. Опишите увиденное.

- Послушайте тишину! Опишите услышанное.

- Чем пахнет осень?

- У Вас в руке яблоко, надкусите его. Опишите ощущения.

- Нарисуйте музыку к тексту: слушая текст, напевайте мелодию, навеваемую текстом, и рисуйте всевозможные фигуры, раскрашивая их в разные цвета.

Результатом развития сенсорных возможностей учащихся становится их особое мироощущение, благодаря которому рождаются оригинальные художественные замыслы.

Похожие диссертации на Развитие образного мышления учащихся в процессе художественной речетворческой деятельности