Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Новикова Любовь Валерьевна

Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования
<
Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Новикова Любовь Валерьевна. Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 169 с., Библиогр.: с. 129-147 РГБ ОД, 61:07-13/2552

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Методологические и научно-теоретические аспекты развития творческой деятельности обучаемых 18

1.1 Образовательный процесс в современных условиях развития творческой деятельности личности 18

1.2 Природа творчества и специфика его развития 24

1.3 Психологические основы развития творческой деятельности личности 32

1.4 Педагогические и физиологические (возрастные) особенности развития личности 43

1.5 Дидактические основы обучения направленного на развитие творческой деятельности личности 55

Выводы 1-ой главы 62

Глава II Опытно - экспериментальное решение проблемы развития творческой деятельности школьников и студентов в процессе изучения истории художественно - промышленного образования и практического использования полученных знаний 67

2.1 Из истории художественно - промышленного образования в России 68

2.2 Художественно - промышленное образование в процессе социально - экономического, политического и общекультурного развития общества 79

2,3 Художественно - промышленное образование - фактор развития творческой деятельности 84

2-4 Экспериментальная работа в школе и системе дополнительного образования 89

2.5 Экспериментальная работа со студентами 106

Выводы 2-ой главы 123

Заключение 126

Список используемой литературы 129

Приложение 148

Введение к работе

Национальная доктрина образования Российской Федерации, определившая статус образования, как один из приоритетов государственной политики, четко указывает на необходимость выявления и развития творческих способностей личности, а также формирования умений ее самореализации, что невозможно без включения обучаемых в активную творческую деятельность.

Проблема развития творческой деятельности в педагогическом процессе является одной из важных и ключевых проблем педагогики, ее теории и практики, так как в настоящее время отсутствует стройная система вовлечения обучаемых в активную творческую деятельность в процессе изучения и практического использования теоретического и особенно историко искусствоведческого материала.

Художественно - промышленное образование, (раздел курса история дизайна, науки и техники) на всем протяжении своего становления и развития являлось убедительным примером творческого совершенствования личности, так как требовало от обучаемого создания социально - значимого необходимого обществу продукта, где использовались знания теоретических основ рисунка, практического цветоведения, композиции, черчения и основ инженерной графики, моделирования и лепки, конструирования и проектирования, декоративно - прикладного искусства. В тоже время, мы рассматриваем творчество не только, как личностное качество индивида, а как сложный деятельностиый процесс постоянно связанный с педагогикой развивающей творчески активную деятельность обучаемого независимо, от его возраста (школьник, студент).

Готовность к творчеству необходима в любой сфере деятельности, она помогает поиску оригинальных, нестандартных решений являющихся условием дальнейшего социально-экономического развития и прогресса общества. Активная творческая деятельность личности, ее нравственное, эстетическое совершенствование - это то без чего невозможно становление нового человека, обладающего глубокой убежденностью, высокой нравственной культурой, умением творчески трудиться.

Развитие творчества обучаемых происходит в постоянной и разнообразной деятельности с использованием конкретных знаний и умений, опыта накопленного предшествующими поколениями, с использованием лучших традиций, в том числе и художественно -промышленного образования.

Проблема развития творческой деятельности давно привлекала внимание ученых: философов и искусствоведов, деятелей науки, культуры, искусства, В разные годы к ней обращались: МН. Бахтин, П.П. Блонский, Н.Я. Брюсова, А.В. Луначарский, Н,И. Сац, СХ Шацкий и др, Ей посвящены многочисленные труды как отечественных: Б.Г, Ананьева, А.Н. Леонтьева, Б.Ф- Ломова, Я.А. Пономарева, С.Л. Рубинштейна, П.В. Симонова, Б.Н. Теплова и др., так и зарубежных: В.Вундта, Э.Гросса, Т. Липпса, ПФехнера и др. ученых, которые обосновали широкое понимание природы творческой деятельности.

Философское и социологическое обоснование рассматриваемой проблемы дано в работах: М.Н. Афасижива, А.И. Бурова, А.Я. Зися, А.Ф. Лосева, Б.Г. Лукьянова, Б,С. Мейлаха, М.Ф. Овсянникова, Ю.А. Огородникова, В.А. Разумного, В.К. Скатерщикова, ВЛ. Шестакова, В.А. Щербакова и др.

Вопросы развития творческой деятельности не остались без внимания в работах педагогов и психологов. Они отражены в трудах А.Д. Алехина, Ю.К. Бабанского, Н С, Боголюбова, Г.В. Беда, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, B.C. Кузина, И.Я. Лернера, ВЛС Лебедко, СП. Ломова, MR Скаткина, ВЛ. Сластенина, А.С. Хворостова, Т.Я. Шпикаловой, Е.В. Шорохова, B.C. Щербакова и др.

Особенностям развития творческой деятельности в условиях современного личностно - ориентированного подхода к обучению посвящены работы Бондаревской Е.В., Серикова В.В., Сенько Ю.В., Сластенина В А, Шиянова Е.Н., Якиманской И.С. и др.

Значимость проблемы определила необходимость разработки научно - обоснованных методических рекомендаций по использованию накопленного опыта для развития творческой деятельности обучаемых. Анализ состояния научной разработки проблемы реальных потребностей педагогической практики разных уровней - дополнительное образование, колледж, ВУЗ в нашей работе, определил основную задачу: раскрыть оптимальные пути и педагогические условия, обеспечивающие развитие творческой деятельности школьников и студентов в процессе изучения истории и практического использования традиций художественно -промышленного образования (как одного из разделов курса истории дизайна, науки и техники).

Проблема и решение вытекающих из нее задач определили необходимость создания таких условий в образовании, при которых каждый обучаемый может добиться успеха и реализовать себя в труде, в избранном деле, что и станет качественным результатом педагогической деятельности. Об этом говорил президент России В.В. Путин 5 сентября 2005 года представляя национальный проект в области образования, который нацелен на качественный прорыв в системе образования.

Новое время, определившее перемены во всех областях жизни, настоятельно требует, чтобы молодое поколение стало поколением высоко квалифицированных профессионалов, способных к творческому самосовершенствованию в любой области деятельности. Человеку, как творцу, необходимо опираться и на науку, и на опыт предшествующих поколений, ему нужна мировоззренческая ясность- Деятельность становится сложнее, системные связи в ней опираются на более широкий круг смежных дисциплин. Успешное решение поставленных задач возможно сегодня лишь при творческом подходе к ним базирующемся на интеграции различных научно - теоретических знаний и практических умений, владении теорией и историей изучаемого предмета.

Современная педагогика может и должна участвовать в процессе обновления общества. Новая социальная ситуация изменила ценности в массовом сознании, что вызвано экономической нестабильностью и социальным расслоением. Коллективистский тип сознания вытесняется индивидуалистическим и утилитарным, молодые люди слабо подготовлены к жизни в таком обществе. В этой связи, приоритет отдан идеям гуманизации, «встраиванию» личности обучаемого в реальное пространство современного бытия, со всеми его противоречиями, В центре современной системы образования с ее принципами гуманизации и гуманитаризации стоит личность, стремящаяся к саморазвитию, к пониманию целостной картины мира, культуры и опыта предшествующих поколений, в том числе и в художественно - промышленном образовании, рассчитанном не только на подготовку дизайнеров.

Противоречие между возросшими требованиями к развитию творчески активной личности, и отсутствием интенсивных педагогических методик, влияющих на активизацию творческой деятельности обучаемых в процессе изучения и практического использования знаний истории художественно - промышленного образования указывают на необходимость рассмотрения данной проблемы.

Однако, специальных исследований посвященных художественно -промышленному образованию и влиянию его на развитие творческой активности обучаемых и на использование этого опыта в подготовке будущих специалистов различных областей практически нет, что позволяет рассматривать нашу работу как вполне своевременную и необходимую для решения важных педагогических задач.

Аюуальность проблемы исследования определяется комплексом современных социокультурных и профессионально - прикладных проблем связанных с модернизацией системы образования направленной на личностно - ориентированное обучение, основные тенденции развития которой, опираясь на передовую педагогическую науку и методологию, не могут не использовать богатый исторический опыт.

В Концепции модернизации Российского образования, утвержденной Правительством РФ в феврале 2002 года, говорится в частности о подготовке учащихся и студентов к реальной жизни, развитии способности действовать в современных социально - экономических условиях, способности к успешной социализации в обществе- Этому способствует создание открытого образовательного пространства, в котором завершающая стадия обучения характеризуется высоким уровнем самостоятельности обучаемого, достаточной для адаптации в изменяющихся условиях социальной среды.

Одновременно, актуальность проблемы связана с тем, что не использование опыта теории и практики истории мирового искусства (дизайна, науки, техники) ведет к «топтанию на месте» в области практического применения достижений предшествующих поколений. Из-за нерешенности данных противоречий в значительной мере страдает качество подготовки специалистов в области изобразительных искусств и дизайна.

Таким образом, для эффективности развития творческой деятельности, как основной цели обучения, воспитания и развития необходима целостная методическая система, включающая новое сочетание общедидактических и специальных методов, принципов, форм, средств обучения наполняющих содержание дисциплины история дизайна, науки и техники (раздел история художественно - промышленного образования),

В этой связи проблема, которая заключается в недостаточно полном решении важной научно - педагогической задачи развития творческой деятельности обучаемых на занятиях историей художественно - промышленного образования, представляется актуальной. Решить ее можно по средством научного исследования данной проблемы, разработки и экспериментальной проверки методической системы изучения данного курса.

Цель исследования заключается в решении обозначенной проблемы.

Объект исследования - учебно-творческая деятельность обучаемых на занятиях по изучению и практическому использованию знаний истории художественно - промышленного образования.

Предмет исследования - целенаправленный процесс развития творческой деятельности, методические условия, педагогические приемы, средства и формы учебно-воспитательной работы в процессе изучения и практического использования материалов истории художественно -промышленного образования.

На основании этих теоретических положений была выдвинута гипотеза исследования; изучение истории художественно -промышленного образования, разработка, научно - теоретическое обоснование и экспериментальная проверка курса «история дизайна, науки и техники» в разноуровневой системе художественного образования и эстетического воспитания может стать эффективным средством развития творческой деятельности обучаемых, если:

- предлагаемый объем знаний, формы и методы ведения занятий, опирающиеся на современную научно-теоретическую базу и богатый исторический опыт будут внедрены в систему дополнительного образования школьников и подготовку студентов;

- изучение теории и истории искусств, развития науки, техники, дизайна будет неразрывно связано с конкретной практической деятельностью обучаемых;

- структура содержания существует как динамичная система, адекватная конкретным условиям педагогического процесса в развивающемся социуме общества;

- будет определено содержание образовательных целей, определяющих развитие творческой деятельности, будут созданы специфические условия сочетания репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

- раскрыть методологию и психолого-педагогические принципы развития творческой деятельности личности в условиях современной модернизации всех уровней системы образования;

- изучить историю художественно-промышленного образования в совокупности с социально-экономическим, общественно - политическим, культурным развитием общества и формированием творческой личности;

определить возможности использования материалов истории развития художественно - промышленного образования в практической работе обучаемых с целью развития их творческой деятельности;

- проанализировать психофизиологические и педагогические основы развития творческой деятельности;

- выявить возможности диагностики и критерии оценки уровней творческой деятельности личности;

- разработать, научно - теоретически обосновать, экспериментально проверить программы по изучению истории художественно промышленного образования для учащихся художественных школ и школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла; студентов профессиональных колледжей и высших учебных заведений;

- разработать и экспериментально проверить эффективные педагогические пути, методы и средства развития творческой деятельности обучаемых в процессе изучения и практического использования материалов истории художественно-промышленного образования.

Для выполнения конкретных задач на разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались различные методы исследования:

изучение, анализ и обобщение научно-методической, педагогической, методологической и специальной литературы по теме данного исследования;

- изучение современных методов преподавания истории искусств, истории дизайна, науки и техники;

- наблюдение за познавательной, репродуктивной и творческой деятельностью школьников и студентов на занятиях;

- беседы, анкетирование, тестирование и интервьюирование;

анализ продуктов творческого процесса выполненных обучаемыми;

- педагогический эксперимент с целью проверки эффективности предложенных программ, анализ и обработка полученных результатов.

Методологической базой и теоретической основой исследовании являлись труды известных философов, историков, искусствоведов, культурологов, педагогов, психологов, видных деятелей культуры, науки, искусства, посвященные методологии научных и педагогических исследований, проблемам воздействия дизайн-образования на активизацию творческой деятельности личности, теории и методики художественно-эстетического воспитания и образования.

Опытно-экспериментальной базой исследования были:

Государственное образовательное учреждение художественная школа Северного Административного округа гор. Москвы, {ГОУ ХШ САО г. Москвы), художественно - графическое отделение Государственного образовательного учреждения Педагогический колледж №16 гор. Москвы (ГОУ ПК - 16 г. Москвы) колледж при факультете искусств МОСУ, колледж при институте искусств Омского государственного педагогического университета, факультет изобразительных искусств и дизайна Государственного образовательного учреждения Московский городской педагогический университет (ГОУ ВПО МГПУ). В общей сложности в эксперименте были задействованы на разных этапах: более 90 школьников, около 70 учащихся средне-специальных учебных заведений более 200 студентов факультета изо и дизайна ГОУ ВПО МГПУ. Исследование проводилось с 2000 по 2007гг. на разных уровнях в несколько этапов.

Этапы исследования.

На 1-ом этапе с 2000 по 2003 год наряду с изучением и анализом литературы по проблеме исследования велась экспериментальная работа с учащимися 9-х классов художественной школы САО гор- Москвы. Была разработана программа по курсу «История дизайна» на 34 часа, которая позволила выяснить уровень знаний школьников в этом направлении и возможности использования их, в практической, творческой работе. Результатом этой деятельности было написание дипломной работы на художественно - графическом факультете МГПУ? под руководством доктора искусствоведения, профессора Дажиной В.Д., в которой отражен этот эксперимент. Творческая работа с учащимися, разработанная авторская программа и ее результаты были одобрены и отмечены дипломом 3-ей степени в номинации «Золотое яблоко» (г. Москва) и дипломом оргкомитета городского конкурса «Педагог - Внешкольник 2002», что позволило в дальнейшем развивать и углублять эксперимент.

На 2-ом этапе (2003-2005г), эксперимент переносится в средне-специальное (ГОУ ПК-16, колледж при факультете искусств МОСУ), и высшее профессиональное образование (ГОУ МГПУ), (одновременно продолжается школьный эксперимент). Констатирующий эксперимент со студентами показал низкий уровень использования теоретических (исторических и искусствоведческих) знаний в их практической, творческой деятельности. На основании анализа данных констатирующего эксперимента была скорректирована программа курса «истории дизайна» в направлении изучения истории художественно - промышленного образования, с целью использования этих знаний в практической работе. Наряду с традиционными докладами и написаниями рефератов обучаемые выполняли практические работы, опираясь на опыт ВХУТЕМАСа -ВХУТЕИНа, на разработки «Сенежской студии», на идеи Баухауза и другие этапы развития как Российского, так и зарубежного дизайна. Это позволило им более полно раскрывать свой потенциал, что соответствует задачам индивидуального, личностно-ориентированного обучения. Одновременно это вызвало желание обучаемых использовать полученные теоретические знания в конкретной практической деятельности по созданию эскизов, разработке художественно - концептуальных решений предлагаемых объектов и т.д.

Определенным итогом предложенной нами методики стало более тесное взаимодействие с другими предметами; проектированием, макетированием, практическим цветоведением, проектной графикой, композицией, художественным оформлением школы, основами теории и практикумом по декоративно-прикладному искусству, В этот период сравнивались и уточнялись педагогические пути, методы и средства, применяемые в экспериментальных классах и группах с целью повышения качества преподавания и активизации творческой деятельности обучаемых, были разработаны критерии оценки результатов проводимой работы, позволившие проанализировать ее результаты. Содержание разработанной программы для студентов хорошо корреспондировалось и па такие дисциплины, как философия, политология, экономика, что в процессе бесед отмечали педагоги, ведущие эти дисциплины.

На 3-ем этапе (2005-2007гг\) по итогам контрольного эксперимента анализировались полученные результаты, обсуждались творческие работы, формировались выводы исследования, осуществлялось оформление диссертации, отбирался иллюстративный материал, обобщались данные проделанной работы.

На защиту выносится теоретически обоснованная, разработанная и экспериментально проверенная методическая система развития творческой деятельности обучаемых в процессе изучения и практического использования материалов истории художественно-промышленного образования, включающая:

- цели, задачи и содержание методической системы активизации творческой деятельности;

- дидактические принципы, методы, приемы и формы организации учебно-воспитательного процесса;

- систему учебно-творческих заданий позволяющих объединить конкретно исторический материал с современным процессом обучения;

- обоснованный выбор репродуктивных и продуктивных форм и методов учебной работы.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что:

проанализирована история художественно-промышленного образования в философском, социокультурном, экономическом, психолого-педагогическом аспектах влияющих на развитие творческой деятельности личности;

научно-теоретически обоснована, разработана и экспериментально проверена система развития творческой деятельности обучаемых в новых социально-экономических условиях развития общества с учетом исторического опыта на примере художественно-промышленного образования;

- педагогически определена и охарактеризована основа развития творческой деятельности обучаемых средствами интеграции учебных курсов.

Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что внесен вклад в изучение теории и методики обучения и воспитания (изобразительное искусство); решена значительная научно - педагогическая задача развития творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно - промышленного образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработанные автором программы для художественных школ и школ с углубленным изучением предметов эстетического цикла, для средне-специального и высшего профессионального образования и методические рекомендации по проведению занятий направленных на развитие творческой деятельности обучаемых, позволяют с большей эффективностью организовать учебно-воспитательный процесс на занятиях по изучению истории дизайна, науки и техники, (раздел история художественно - промышленного образования) и использовании этих знаний в конкретной практической деятельности обучаемых.

Полученные результаты, исследования и выводы могут быть использованы преподавателями различных уровней и форм образования, а также при разработке учебных программ и пособий, могут служить материалом для дальнейшей научно-практической работы.

Достоверность и объективность результатов полученных соискателем определяется использованием комплекса взаимосвязанных методов исследования, научной методологией, четкой организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, философии, искусствознания, теории и практики эстетического воспитания и художественного образования, а также анализом и сравнением динамики изменений развития творческой деятельности школьников и студентов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе экспериментальной работы в ГОУ ХШ СОА гор. Москвы, в ГОУ ПК-І 6 и колледж при факультете искусств МОСУ, колледж при институте искусств Омского государственного педагогического университета, ГОУ ВПО МГПУ. Отдельные положения, теоретические выводы, сравнительные данные докладывались на педагогических советах и методических совещаниях ГОУ ХШ ежегодно начиная с 2000 года, заседаниях кафедры и СНО в 2002-2003ГҐ. на ХГФ МПГУ, на заседаниях кафедры декоративного искусства и Ученого Совета факультета изобразительных искусств и дизайна МГПУ 2003-2007гг, Материалы исследования докладывались и обсуждались на межвузовских научно-практических конференция в разные годы, что отражено в публикациях статей и тезисов докладов; на международной научно-практической конференции посвященной 10-летию МГПУ (Москва 2005г). Работа отмечена двумя Грантами Правительства Москвы в области гуманитарных наук и педагогических технологий в 2004 и 2005гг.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав с выводами по ним, заключения, библиографии и приложения. Список литературы насчитывает 228 наименований. В тексте работы имеются схемы, таблицы, графики, В приложении представлены материалы, иллюстрирующие и поясняющие основные положения диссертационного исследования- По теме исследования опубликовано 12 работ, в том числе 2 программы для средне специального и высшего профессионального образования. 

Образовательный процесс в современных условиях развития творческой деятельности личности

Будущее любого государства, и России в том числе, во многом зависит от образовательной политики, стратегии развития человека и общества. Она включает не только обучение на основе современной педагогической науки и технологии, но и воспитание, направленное на то, чтобы духовность, нравственность и высокий профессионализм стали ее неотъемлемой частью. Современное образование, направленное на воспитание гуманного человека, призвано объединить, интегрировать материал необходимый для будущей специальной подготовки человека, способного активно действовать в обществе, одновременно человека, стремящегося к духовной внутренней жизни, к творчеству.

Проблема воспитания подрастающего поколения волнует сегодня не только педагогическую общественность и родителей, она по праву стала одним из ведущих условий реализации приоритетного национального проекта «Образование». Дело не только в политическом развороте в пользу «человеческого капитала», но и в том, что общество столкнулось с серьезными проблемами переломного периода развития страны, Встречающиеся проявления агрессивности и неуправляемости детей и подростков, активизация различного рода экстремистских молодежных группировок вызывает определенную озабоченность и требует повышенного внимания к вопросам воспитания на всех уровнях. К сожалению, мы должны констатировать, что воспитание в конце прошлого века в школах, средних и высших учебных заведениях было отторгнуто от обучения, что привело молодежь к потере моральных и духовных ориентиров, произошло низвержение многих авторитетов, а на смену пришла идеология экономической успешности достигаемой любыми

средствами. Однако, уже в начале двадцать первого века становится очевидным, что общество не может развиваться и прогрессировать не опираясь на культуру и духовность, что и привело к возвращению института воспитателей.

Следует отметить, что современная педагогическая наука не разделяет понятия воспитание и образование. В рамках единого образовательного процесса понятия «воспитание», «обучение» и «образование» употребляются как тождественные по сути, но различные по форме осуществления и способам реализации конкретных целей. Можно сказать, что воспитание образовывает, а образование воспитывает человека. Оно имеет своим смыслом и главной целью максимально возможное в настоящее время развитие всех качеств, имеющихся возможностей и необходимых потребностей человека в единстве и подчиненности всех сторон его бытия; развитие человека в гармонии с самим собой, обществом, окружающей средой. Культурообразующая составляющая воспитания нацелена на формирование творчески активной, социально значимой личности, критерием оценки которой является ее поведенческий характер.

Достойное будущее может создать лишь широко образованный, творчески мыслящий человек. В свете этих современных требований пересматриваются философские, антропологические, педагогические основы российского образования. Осуществляется переход к личностно -ориентированному, индивидуальному обучению: от обучения как простого накопления знаний - к умению оперировать знаниями, к пониманию необходимости непрерывности образования, к саморазвитию и самообразованию, что невозможно без активизации творческой деятельности личности.

В педагогике сегодня наметились, и осуществляются новые направления, связанные с формированием личности, где;

- ученик - это, активно действующий субъект, личность, которая самостоятельно формирует себя, становясь свободным гражданином;

- цель обучения и воспитания - научить подрастающего человека изменять и улучшать условия жизни опираясь на положительный опыт предшествующих поколений;

- социализация личности осуществляется в поли культурном обществе, которому присуще культурное разнообразие и взаимозависимость его членов. «Личность всегда является продуктом конкретных общественно - исторических условий. Личность как социальное существо формируется и развивается в системе общественных отношений и активно преобразует окружающую среду»(107.-С34);

- перенесение акцента в процессе обучения с учителя на ученика, приближение его к современной жизни в качестве активного участника социообразовательного процесса.

Успех образовательного процесса напрямую связан с развитием в человеке его ценностных ориентации, которые относятся к духовной природе человека и опираются на его сущностные силы, их зрелость и активную творческую деятельность.(17. С92). Для решения данной задачи предлагается опереться на культурно - историческую концепцию нашего выдающегося психолога и мыслителя Л.С. Выготского, на ее антропологическую часты Он предложил рассматривать процессы онтогенеза, то есть закономерности индивидуального развития, в контексте филогенеза, то есть в контексте закономерностей развития во взаимосвязи с историей культуры. Общим в обоих процессах является созревание духовных структур человека, его способностей к созидательной, творческой деятельности. Таким образом, Л,С. Выготский аксиому биологической науки о том, что этапы онтогенеза соответствуют этапам филогенеза распространил и на процесс становления сознания личности. Такой взгляд меняет отношение, к воспитательному процессу, который надо рассматривать не только Б контексте возрастной психологии, но, прежде всего культурной и педагогической антропологии (35,36).

Методология каждой науки и, соответственно, обслуживаемой ею практики раскрывается через специфические относительно самостоятельные подходы или принципы ее рассмотрения. В педагогике это целостный, личностно - ориентированный, деятельностный, полисубъективный, культурологический, этнопедагогический, антропологический подход, которые и представляют ее методологические принципы.

Целостный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся личности, прежде всего интегративных, инвариантных системаобразующих связей и отношений. Он предполагает выяснение вклада отдельных процессов в развитие личности как системного целого. Следовательно, личность сама должна пониматься как целостность, как сложная система, имеющая свою структуру, функции и внутреннее строение.

Психологические основы развития творческой деятельности личности

Проблема развития творческой деятельности личности находится под постоянным наблюдением ученых разных специальностей- Особое внимание к ней проявляется в периоды общественного развития, и кардинальных перестроек и реформации. Поэтому всестороннее, многогранное развитие личности, интеллект, нестандартность и неординарность мышления, проявление творческой активности в любой сфере деятельности стали насущной потребностью времени,

В данной работе, рассматривая проблему развития творческой деятельности старшеклассников (на занятиях в системе дополнительного образования) и студентов в процессе изучения истории художественно -промышленного образования и использования этих знаний на других предметах мы опирались на ведущие научно - теоретические положения, сформированные педагогикой и психологией в области комплексного развития личности.

Определив предметом исследования, процесс развития творческих способностей личности нами «всесторонне рассматривались факторы ее составляющие. Личность по определению Л.С. Выготского (36) - это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. Основные функции личности - творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Р.С Немов (135) дополняет характеристику личности вводя такие понятия, как «человек», «индивид», «индивидуальность», где понятие «человек» включает в себя все человеческие качества присущие людям вообще. «Индивид» указывает качества конкретного человека ему присущие, «Индивидуальность» - это лишь личностные характеристики человека, его особенности, которыми он отличается от других людей. В определении В.С- Кузина: - «Личность - это человеческая индивидуальность, выступающая как субъект познания и преобразования мира» (107-С.34). Следовательно, понятие «индивидуальность» в психологии предполагает комплекс характеристик конкретной личности, в системе межличностных и общественных отношений, а функции «познания и преобразования мира» требуют творческого подхода.

В тоже время развитие личности возможно лишь при условии постоянной, активной и творческой деятельности, что также подчеркивает B.C. Кузин - «Только» в деятельности, вначале игровой, а затем учебной и трудовой, развиваются органы чувств и познавательные психологические процессы, чувства и воля, черты характера и способности, потребности и мотивы поведения, «формируются убеждения и мировоззрение» (107-С.34).

Следовательно, формирование личности представляет собой постоянное усвоение ей новых знаний, технологий, приобретение умений и навыков и на этой базе успешное развитие творческой, стремящейся к самоусовершенствованию и саморазвитию личности.

Одновременно, личность каждого человека характеризуется индивидуальными признаками, принадлежащими только конкретной личности особенностями и свойствами. Психологи, изучая и анализируя личностные характеристики, выделили их в несколько групп.

К первой группе относятся особенности протекания различных психических процессов конкретной личности, а именно - чувства, эмоции, ощущение, восприятие, мышление, память, воля. Развитие чувств и эмоций у молодежи в процессе ее обучения является важнейшей задачей и занятия по изучению истории художественно - промышленного образования позволяют быстро и эффективно влиять на формирование этих качеств личности. Ощущения, восприятия, мышление составляют познавательные процессы, которые активно влияют на развитие творческой активности человека. Память является одним из важнейших средств познания действительности, одновременно благодаря ней человек накапливает знания, приобретает исторический и жизненный опыт, развивается. Протекание этих процессов, необходимых для развития личности, невозможно без определенных волевых условий.

Воля - это умение решать сложные задачи, преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей. На занятиях по изучению и практическому использованию знаний истории художественно -промышленного образования обучаемому приходится постоянно проявлять различные волевые качества, что, безусловно, влияет на развитие творческой активности личности, проявляющейся в се потребности к деятельности.

Ко второй группе характеристик относятся биологически обусловленные особенности темперамента - холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик. Зависимость адекватности, восприятия и характера воспроизведения в процессе творческой деятельности от характеристик данной группы очевидна. Следовательно, знания темперамента обучаемого позволяет широко использовать индивидуальный подход, который необходим при выполнении композиционных заданий на основе изученного конкретно исторического материала. Так преодолевая медлительность флегматика мы опираемся на его выдержку и спокойствие. Отсутствие устойчивости у сангвиника компенсируется его живостью и подвижностью которые учитываются при выборе задания, постановке обучающих задач, организации учебного процесса. Резкость, и несдержанность холерика педагог должен уравновесить, формированием у него умения последовательно по жесткому плану вести свою работу, давая четкие и строго выверенные задания, требующие их конкретного выполнения. Медлительности и замкнутости меланхолика следует противопоставить включение его в коллективную работ}-, где будут воспитываться чувства долга, дружбы, ответственности за коллективный труд.

Третью группу составляют социально обусловленные характеристики личности, та направленность, которая формируется в процессе воспитания - интересы, стремления, убеждения, мировоззрения. На стремление характера активного воздействует социальное окружение, формирующее потребностно - мотивационную сферу и влияющее на становление личности.

К четвертой группе характеристик относится уровень накопленных знаний, умений, навыков в процессе обучения, которые показывают уровень развития личности, ее подготовленность к творческой деятельности.

Первая и вторая группы характеристик, объединяющие особенности протекания психических процессов и особенностей темперамента конкретной личности, базирующиеся на анатомических предпосылках структуры мозга и нервной системы, влияют на предрасположенность личности к тем или иным видам деятельности, т.е. предпосылкам способностей с которыми рождается человек. В изначальном (т.е, неразвитом) состоянии их можно определить лишь как задатки.

Из истории художественно - промышленного образования в России

Историческое образование, во всех его проявлениях, всегда являлось одним из центральных направлений в теории и практике обучения и воспитания в педагогической науке, активно влияющих на формирование личности независимо от возраста.

История художественно - промышленного образования, как один из разделов исторического образования предполагает ознакомление школьников (в системе дополнительного образования) и студентов с историей развития науки, культуры, искусства, техники и технологий России, других стран и народов, Воспитание любви и уважения к прошлому; формирование чувства гордости и уважения не только к своим предкам, но и к современным людям, их взглядам, стремлениям, к преобразованию всего уклада жизни до уровня цивилизованной, великой страны - основные задачи данного курса. Знание истории художественно -промышленного образования помогает понять и осмыслить огромную роль художественно - творческой (дизайнерской) деятельности в политическом и социально - экономическом развитии общества. Одновременно оно является элементом высоконравственного и патриотического воспитания молодежи.

В личностных смыслах история развития мировой науки, техники, культуры, искусства предстает перед человеком в свете тех мотивов, ради достижения которых он живет, действует, развивается; для него открывается значение мира, а не пассивное, равнодушное знание о действительности. В нем зарождаются ориентиры жизненного самоопределения, которые помогают выбрать направленность деятельности.

Особую актуальность вопросы изучения истории художественно -промышленного образования приобретают на занятиях историей искусств, композицией, проектированием, где осуществляется система художественно - эстетического воспитания и образования, творческого развития молодежи- Знание истории дизайна, науки и техники является необходимым этапом в общем развитии личности, в формировании ее мировоззрения, системы взглядов, жизненных принципов, убеждений, эстетических интересов и потребностей, развития творческих способностей.

Содержание предмета способствует формированию национального самосознания, уважению к историческому и культурному наследию России и народов всего мира.

История развития художественно - промышленного образования, безусловно, связана с передачей накопленных знаний, умений и навыков из поколения в поколение, что и определяет, по сути, наличие обучения. Начинается эта деятельность с момента использования человеком простейших орудий труда, обустройства собственного жилища, создания предметного мира, необходимой одежды, всего того, что удовлетворяло его потребности» в том числе и эстетические, что невозможно сделать без творческого отношения к выполняемой работе. Мы по праву гордимся великолепными памятниками деревянной архитектуры, сохранившимися до наших дней. Предметы быта, дошедшие до нас, показывают умение наших предков соединять воедино функциональное назначение вещи с ее эстетическими качествами, использовать материал, добиваться совершенства формы и конструктивной прочности.

Однако мы должны отметить, что одним из первых, кто по настоящему осознания значимость этой проблемы и стал заботиться о подготовке промышленных художников в России был Петр І. В начале XVIII века по его указанию на Урале В.Н. Татищев и В,И, Гении организуют школы, в которых наряду с другими предметами преподавали и «знаменование», так в те времена называли рисование. (41. - С. 25-26). По праву «первым дизайнером России» мы можем считать Петр I и не только за все его преобразования и деяния по развитию Российской науки, культуры, искусства, промышленности и мануфактур. Его идея, к сожалению не осуществленная при жизни, о создании «Академии всех искусств и ремесел» предполагала готовить в ней наряду с традиционными архитекторами, скульпторами и живописцами еще по 19 специализациям в том числе: 1) мастера «архитектура цивилис», или гражданской архитектуры, «механик всяких мельниц и слюзов»; 2) мастера «иконных дел, штрихованных всяких дел, тушевальных дел, гравюрных дел, который отправляет шпентели» (штамповка монет и медалей); 3) мастера «оптических дел, фонтанных дел, что надлежит до гидролики (гидравлики), токарных дел, что надлежит до токарных машин, математических инструментов, слесарных дел и железных инструментов»; 4) мастера «плотницких дел, что надлежит до шницов, столярных дел, обронных медных дел (рельефы на медных листах), литейных медных дел, оловяншиых всяких дел, медных мелких дел, серебряных всяких дел». Другимн словами, граница между практическим проектированием, созданием вещей и различными «высокими» искусствами воспринималось как гибкая и подвижная. (8. -СЮ),

Обращения к вопросу подготовки специалистов для промышленности и различных мануфактур в России возникали в моменты развития и подъема культуры, науки, производства. Так в 1765 году последовало повеление Екатерины II о подготовке рабочих для императорского фарфорового завода в особой школе, учрежденной при заводе. В ней всем рабочим завода, включая и художников - живописцев, преподавали живопись и моделирование. (216, -С. 11),

Следующее обращение к потребностям подготовки художников для промышленности возникает на фоне роста национального самосознания, вызванного победой в Отечественной войне 1812 года. Активно развивается промышленность, расширяется внутренний и внешний рынок и как следствие возникает конкуренция в товарном производстве. Одновременно растет спрос на высокохудожественные изделия, используемые в быту, в повседневной жизни, что приводит графа С.Г\ Строганова к мысли о создании учебного заведения где «молодым людям, посвящающим себя разного рода ремеслам и мастерствам, доставить случай приобрести искусство рисования, без которого никакой ремесленник ни в состоянии давать изделиям своим возможное совершенство». Училище открытое 31 октября 1825 года просуществовало с некоторыми изменениями до 1917 года, что позволило готовить высококвалифицированные кадры мастеров и художников для ремесел и отечественного производства. (129).

Идентичным учебным заведением, готовящим художников для промышленности становиться Центральное училище технического рисования борона AJL Штиглица открытое в 1879 году в Санкт -Петербурге. Интересно отметить, что, не смотря на разницу учебных программ в ЦУТРе была, как и в академии художеств, введена пенсионерская поездка. Лучшие выпускники получали рекомендательные письма к европейским художникам, владельцам мастерских и художественных производств. (111).

К концу XIX началу XX веков в России работало более десяти средних художественно - промышленных учебных заведений, что соответствовало требованиям развивающейся промышленности и экономики, (216). Большой вклад в развитие художественно - промышленного образования и не только для России, внесли ВХУТЕМАС - ВХУТЕИН (1920-1930гг.), где шла активная разработка новых методов и принципов подготовки специалистов, В разные годы там преподавали замечательные специалисты; В. Татлин, А. Родченко, К. Малевич, Л. Попова, С, Коненков, Э. Лисицкий и многие другие. Однако, сложившиеся социально -экономические и политические условия в стране привели к расформированию ВХУТЕИНа, а на базе его факультетов были созданы МАРХИ (архитектурный институт), Полиграфический институт, а в институте легкой промышленности факультет художественного текстиля, Строгановское училище стало готовить специалистов среднего звена.

После закрытия ВХУТЕМАСа - ВХУТЕИНа, в нашей стране была утрачена традиция художественно - промышленного образования. Разработанные в 20-с годы экспериментальные программы по цветоформообразованию, пространственным проблемам архитектуры и городской среды, по моделированию и «созданию вещей» оказались не востребованными.

Похожие диссертации на Развитие творческой деятельности обучаемых в процессе практического использования знаний истории художественно-промышленного образования