Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами Полозова, Анастасия Владимировна

Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами
<
Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полозова, Анастасия Владимировна. Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 / Полозова Анастасия Владимировна; [Место защиты: Моск. гор. пед. ун-т].- Москва, 2011.- 212 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1230

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Развитие музьпсальных предпочтений у старших школьников в процессе взаимодействия классической музыки и массовых музыкальных жанров как проблема исследования 14

1.1. Дидактико-психологические аспекты развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в трудах отечественных педагогов-музыкантов 14

1.2. Сущность и факторы развития музыкальных предпочтений в процессе взаимодействия классической и массовой музыки 38

1.3. Методика развития музыкальных предпочтений у старших школьниковк классической музыке 57

Выводы 76

ГЛАВА II. Результаты опытно-экспериментального исследования развития музьпсальных предпочтений у старших школьников к классической музыке 79

2.1. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников 79

2.2. Результаты диагностики и оценки качества развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке 117

2.3. Рекомендации по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке 161

Выводы 165

Заключение 167

Список литературы 169

Приложение 193

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня на фоне происходящих в обществе социально-экономических перемен проблема воспитания человека нового времени, высокой эрудиции, творческой направленности мышления всё более активно занимает ведущее место в образовании. При этом всё ярче и отчётливее наблюдается тенденция явного отсутствия у молодёжи музыкальной культуры, во многом определяющей уровень интеллекта, выражающегося понижением интереса и предпочтений подрастающего поколения к эстетически ценной классической музыке.

В последнее время развлекательная музыка весьма низкого художественного уровня наводнила жизненное пространство человека: она звучит по радио, телевизору, на концертных площадках, стадионах, в магазинах, общественном транспорте. Музыка классическая в культурной жизни современного общества занимает, к сожалению, гораздо меньшее место, чем массовая. А ведь именно классическая музыка в воспитании, развитии личности школьников играет особую роль, поскольку любое художественно-ценное произведение искусства содержит высокое нравственное начало. Поэтому учителю так важно развивать музыкальные предпочтения у школьников к классической музыке, которая формирует у человека эстетические потребности высокого уровня, культуру восприятия музыки, вкус, а вместе с ним и способность оценивать художественно-эстетические явления, положительно влияет на творческий потенциал и эмоциональную сферу личности.

Сегодня школьники предпочитают слушать малоценную в художественном отношении массовую музыку. Это можно объяснить разными факторами. Пополнение музыкального опыта учащихся происходит, в основном, вне стен общеобразовательной школы - стихийно и неконтролируемо. Устойчивая направленность музыкальных предпочтений учащихся к легкодоступной музыке не формирует должного отношения к музыке, как к виду искусства, весьма значимого в развитии творческого мышления. Популяризация массовой музыкальной культуры, постоянный контакт молодёжи только с развлекательной музыкой препятствуют восприятию музыки более содержательной, глубокой, эстетически значимой ценности.

При этом следует отметить, что система школьного музыкального образования недостаточно учитывает столь стремительные темпы развития современного общества, с высоким уровнем развития экономики, культуры, науки, техники, которое предъявляет новые требования к организации процесса образования и музыкального образования как важной составляющей развития личности. Узкая направленность содержания музыкального образования в школе, недостаточное внимание классической музыке отнюдь не способствует повышению интересов молодёжи к высокой культуре и улучшению качественных характеристик современного образования, а именно: развитию культуры и навыков восприятия музыки у школьников.

Возникают противоречия между:

содержанием музыкального образования в школе и сформированными музыкальными предпочтениями учащихся, связанными с музыкой массовых жанров;

- необходимостью включения музыки массовых жанров в содержание обучения и недооценкой значимости данного музыкального направления в школьной программе.

Ввиду явных противоречий представляется целесообразным качественное обновление традиционной образовательной концепции в её содержательной части в соответствии с новыми стандартами образования. Современный уровень развития общества, экономики, культуры предъявляет новые требования к личности, развитию творческого потенциала, более гибкому мышлению, формированию эмоционального интеллекта человека, что напрямую связано с условиями организации процесса музыкального образования в общеобразовательной школе.

Перед учителем музыки стоит важная задача - помочь ребёнку ориентироваться в многогранном мире эстетических ценностей, разбираться в музыке и отличать истинное - высокое искусство с его глубиной эмоционального воздействия, тонкостью, многомерностью смыслового выражения. На современном этапе важно учитывать фактор влияния, воздействия массовой музыки на подрастающее поколение. В частности, то влияние, которое оказывает массовая музыка на развитие музыкальных предпочтений. Факт увлечения молодых людей лишь развлекательной музыкой показывает необходимость педагогического участия в развитии музыкальных предпочтений учащихся.

Одним из возможных путей повышения эффективности педагогического воздействия в этом направлении, пробуждения интереса к классической музыке и развития соответственных предпочтений, может быть обновление содержания обучения путём включения в него произведений музыки массовых жанров, по своей сути более близких к повседневному музыкальному опыту учащихся.

Осмысление сущности выявленных противоречий и поиск возможных путей их решения позволили сформулировать проблему исследования: каковы методологические основания, условия и факторы развития предпочтений к классической музыке у старших школьников.

В соответствии с проблемой определена тема диссертационного исследования: «Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами».

Исследование проблемы потребовало анализа литературы из таких научных областей как: социология (П.А. Сорокин, А.Н. Сохор), культурология (А.И. Арнольдов), философия (П.В. Алексеев, А.Г. Спиркин), эстетика (Н.А. Дмитриева, Ю.А. Кремлёв, В.П. Матонис, А.А.Мелик-Пашаев, Р. Ингарден), теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский), система методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин), общая психология

(П.П. Блонский, Е.П. Ильин, Р.С. Немов), возрастная психология (Г.С. Абрамова, О.Б. Дарвиш, В.А. Крутецкий, А.В. Петровский), психология музыкального восприятия (В .К. Белобородова, Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский), психология музыкальных способностей (Б.М. Теплов), музыкальная психология (А.Л. Готсдинер, А.В. Торопова, Г.М. Цыпин), теория и методика музыкального воспитания в школе (О.А. Апраксина, Б.В. Асафьев, Л.А. Безбородова, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский, С.Л. Старобинский, Л.И. Уколова, В.Н. Шацкая), искусствоведение (В.В. Медушевский), теория музыки (Л.А. Мазель, В.В. Медушевский, М.Е. Тараканов, В.А. Цуккерман).

Объект исследования - процесс развития музыкальных предпочтений у старших школьников на уроках музыки.

Предмет исследования - сущность и методика развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами.

Цель исследования - разработать и обосновать методику развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке.

Гипотеза исследования - развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке будет успешным, если процесс восприятия классической музыки организован по специально разработанной методике (происходит во взаимодействии с музыкой массовых жанров), реализация которой предусматривает целостную систему принципов приобщения школьников к классической музыке, а сам процесс развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке осуществляется согласно этапам восприятия музыки в ходе выполнения комплекса как репродуктивных, так и творческих заданий, раскрывающих интонационно-выразительные возможности классической и массовой музыки.

Задачи исследования:

  1. Выявить сущность взаимодействия классической и массовой музыки.

  2. Определить принципы обучения, способствующие развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике.

  3. Разработать и экспериментально апробировать методику развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами.

Методологическая база исследования:

Работы, раскрывающие проблемы музыкального образования и развития музыкальных предпочтений (Б.В. Асафьев, Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, О.А. Апраксина, В.К. Белобородова, Н.Л. Гродзенская, В.Г. Каратыгин, Д.Б. Кабалевский, В.В. Медушевский, Е.В. Николаева, Б.С. Рачина, Л.И. Уколова, В.Н. Шацкая, Б.Л. Яворский); общей и музыкальной психологии (П.П. Блонский, Л.С. Выготский, Е.П. Ильин, Д.К. Кирнарская, Е.В. Назайкинский, Р.С. Немов, А.В. Петровский, С.Л. Старобинский, Б.М. Теплов); теория оптимизации процесса обучения (Ю.К. Бабанский); система методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин); педагогического эксперимента (М.М. Поташник, B.C. Лазарев); музыкознания (М.Ш.

Бонфельд, И.Д. Земзаре, Ю.Г. Кон, В.Д. Конен, Ю.А. Кремлёв, Л.А. Мазель, Л.С. Мархасев, А.В. Михайлов, Т.В. Попова, А.Н. Сохор, В.Н. Сыров, М.Е. Тараканов, В.Н. Холопова, A.M. Цукер, В.А. Цуккерман, Т.В. Чередниченко).

Методы исследования: теоретические (анализ и синтез, обобщение и систематизация, сравнение, педагогическое проектирование научной литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов); эмпирические (беседа, педагогическое наблюдение, анкетирование, изучение и обобщение опыта педагогической деятельности, опрос, педагогический эксперимент и др.), методы математической статистики (количественная и качественная обработка результатов исследования).

Этапы исследования.

На первом этапе - 2004-2005 гг. - проведён анализ и отбор психолого-педагогической, музыковедческой, культурологической, философской, музыкально-педагогической литературы по теме исследования, была сформирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их реализации.

На втором этапе - 2005-2007 гг. - осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных предпочтений старших школьников, связанных с классической музыкой, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных данных, формировались принципы, способствующие развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике во взаимодействии с музыкой массовых жанров.

На третьем этапе - 2007-2011 гг. - осуществлялся анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались и систематизировались полученные данные по развитию музыкальных предпочтений старших школьников, систематизировался накопленный педагогический опыт, были сформулированы выводы, литературно оформлен текст диссертации.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что автором:

  1. Определена сущность организации взаимодействия классической и массовой музыки, которая основана на абсорбции элементов массовой музыки в музыку серьезную; синтезировании в музыкальных произведениях стилей и жанров серьёзной и лёгкой музыки.

  2. Выявлена система принципов (системности, развивающего обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности, систематичности и последовательности, сознательности и активности усвоения учебного материала), реализация которых в образовательной практике способствует развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике.

  3. Разработана и экспериментально апробирована методика развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами, включающая теоретический материал, иллюстрируемый примерами из классической и массовой музыки; - слуховой анализ произведений классической и массовой музыки; - комплекс заданий, раскрывающих

интонационно-выразительные возможности классической и массовой музыки; - практические репродуктивные и творческие задания.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выявлена сущность взаимодействия классической и массовой музыки, разработано поурочное тематическое планирование уроков музыки в современной школе, методика развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке, систематизированы принципы развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке, которые способствуют уточнению содержания профессиональной подготовки учителя; технологизация и индивидуализация музыкально-образовательных маршрутов старших школьников в условиях согласованности классической музыки с музыкой массовых жанров.

Практическая значимость исследования заключается в апробации методики развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами, основные положения которой могут быть использованы в курсах теории и методики музыкального образования, музыкально-педагогических практикумах, для учителей музыки общеобразовательных школ, в педагогических вузах и колледжах, системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров, а также при разработке учебных программ, создании методических рекомендаций и учебно-методических пособий.

Достоверность результатов диссертации обеспечивается опорой на данные современной науки (социологии, общей и музыкальной психологии и дидактики, музыкознания, музыкальной педагогики), подтверждение эффективности предлагаемой методики опытным путём и результатами математико-статистического анализа.

Апробация и внедрение в практику результатов исследования.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в практической деятельности учителя музыки в ГОУ СОШ №795 г. Москвы в период с 2005 по 2008 гг., в ходе обмена опытом с педагогами-музыкантами, студентами музыкального отделения ГБОУ СПО Педагогический колледж №7 «Маросейка». Основные положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории музыки ГОУ ВПО г. Москвы «Московский педагогический государственный университет», а также кафедры пения и хорового дирижирования ГОУ ВПО города Москвы «Московский городской педагогический университет», выступлениях на международных, региональных и отраслевых научно-практических конференциях («Наследие О.А. Апраксиной и музыкальное образование в XXI веке» - Москва, 2006; «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования» - Липецк, 2007; «Тенденции развития региональных систем общего и профессионального музыкального образования» - Саранск, 2008; «Использование современных технологий обучения с позиций технологичности образовательного процесса и формирования мотивации студентов на педагогическую деятельность» -

Москва, 2009; «Современный учитель: традиции и инновации гуманной педагогики» - Москва, 2010; «Современное образование: традиции и инновации» - Москва, 2011).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Главным фактором, определяющим развитие музыкального
образования, средством преодоления барьера, отделяющего серьёзную
музыку от широкой аудитории, являются механизмы взаимодействия
классической и массовой музыки, которые эффективно работают
посредством интеграции массовой музыки в музыку серьёзную;
синтезирования в музыкальных произведениях стилей и жанров серьёзной и
лёгкой музыки. В основе этого взаимодействия лежат принципы
«включения» в содержание обучения школьников массовой музыки, что
расширяет круг слушателей и способствует развитию музыкальных
предпочтений у старших школьников к классической музыке.

2. Реализация принципов развития музыкальных предпочтений у
старших школьников к классической музыке (системности, развивающего
обучения, связи обучения с жизнью, научности и доступности,
систематичности и последовательности, сознательности и активности
усвоения учебно-музыкального материала) осуществляет обучающую,
развивающую, воспитывающую, побуждающе-мотивационную функции
обучения, развивает у школьников преимущественное внимание к
классической музыке; делает процесс развития музыкальных предпочтений у
старших школьников увлекательным, интересным, позволяет приобщить
школьников к миру высокого музыкального искусства, тем самым
обеспечивает прочность, действенность и результативность обучения
(музыке) с точки зрения развития у старших школьников музыкальных
предпочтений к классической музыке.

3. Методика развития музыкальных предпочтений у старших
школьников к классической музыке в условиях во взаимодействии с музыкой
массовых жанров характеризуется пятью этапами восприятия произведений
классической и массовой музыки (докоммуникативный - готовность слушать;
собственно коммуникативный - восприятие музыки; посткоммуникативный-
осмысливание после слушания, анализ музыкального произведения;
повторное слушание музыкального произведения; слушание и запоминание
уже освоенной музыки на последующих занятиях: освоение новых
классических музыкальных произведений по выбору школьников),
содержательно включающими в себя:

- теоретический материал: тематический план, музыкальный
репертуар, произведения литературы и изобразительного искусства;

- слуховой анализ произведений классической и массовой музыки
(наблюдение за развитием музыки, нахождение общего и различного в
музыкальных образах, средствах их воплощения, определение разных
«задач», уровня художественной ценности классической и массовой музыки);

- вербальную коммуникацию;

- комплекс практических и творческих заданий, направленных на раскрытие интонационно-выразительных возможностей классической и массовой музыки (анализ средств музыкальной выразительности в классической и массовой музыке, с помощью которых создается ощущение: активного моторного начала, воплощается одна и та же программа, создаются сходные по характеру и настроению музыкальные образы; решаются одни и те же художественные задачи, создается мелодическая линия и осуществляется динамическое развитие); творческого потенциала личности школьника посредством графического изображения мелодической линии произведения, его динамического развития, исполнения фрагмента музыкального произведения, группировки произведений по тематике, жанрам и названиям, рисования, подбора стихотворений, лепки.

Структура диссертации.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, таблиц, списка литературы из 285 наименований.

Во введении обосновывается актуальность проблемы исследования, степень её научной разработанности, сформулированы цель, объект, предмет, задачи, методы, гипотеза исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость, положения, выносимые на защиту, обоснована достоверность результатов, определены этапы исследования.

В первой главе «Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников в процессе взаимодействия классической музыки и массовых музыкальных жанров как проблема исследования» рассматриваются дидактико-психологические аспекты развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в трудах педагогов-музыкантов, сущность и факторы развития музыкальных предпочтений в процессе взаимодействия классической и массовой музыки, излагаются основные положения методики развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке.

Во второй главе «Результаты опытно-экспериментального исследования развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке» излагается организация опытно-экспериментального исследования по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников, приводятся результаты диагностики, оценки качества развития у старших школьников предпочтений к классической музыке во взаимодействии с музыкой массовых жанров, даются рекомендации по развитию музыкальных предпочтений к классической музыке у старших школьников.

В заключении обобщены результаты исследования.

Дидактико-психологические аспекты развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в трудах отечественных педагогов-музыкантов

Проблема развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классике в трудах отечественных педагогов-музыкантов Э.Б. Абдуллина, Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, В.К. Белобородовой, Н.Я Брюсовой, Н.Л. Ветлугиной, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Каратыгина, Д.К. Кирнарской, Л.А. Мазеля, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Е.В. Николаевой, В.И. Петрушина, Г.С. Ригиной, С.Л. Старобинского, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского и др. рассматривается достаточно подробно. При этом в поле зрения авторов оказываются и пути формирования у школьников осознанного восприятия музыки. Рассмотрим наиболее важные положения этих исследований.

Сравнение концепций разных авторов (Ю.Б. Алиева, О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Каратыгина, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского), связанных с освоением музыки школьниками, позволило выявить в них общее и различное. Общие точки зрения ведущих педагогов-музыкантов (В.Г. Каратыгин, Б.Л. Яворский, О.А. Апраксина, В.Н. Шацкая, Н.Л. Гродзенская, Д.Б. Кабалевский и др.) таковы: - освоение музыки начинается с её восприятия (слушания); - восприятие должно быть осознанным; - целенаправленность и осознанность восприятия музыки обеспечивается её предварительным анализом. Особенности каждой из концепций заключаются в следующем. В.Г. Каратыгин считал, что при развитии музыкального восприятия у школьников слушание музыки должно преобладать (90, с. 24). Он подчёркивал, что непосредственное слушание музыки с ранних детских лет может способствовать одухотворению психики ребёнка. Благодаря слушанию музыки у человека развивается музыкальный слух и вкус, музыкальное воображение, умение думать.

По мнению В.Г. Каратыгина, слушание музыки следует культивировать не только на ранних стадиях приобщения к музыке, но и «на всех фазах музыкального развития», вплоть до специального музыкального образования, где оно, слушание музыки, «должно происходить параллельно с теоретической эрудицией» (90, с. 24).

Б.Л. Яворский обращал особое внимание на организацию мыслительных процессов при восприятии музыки. Эта проблема разработана им в труде «Слушание музыки». Средства «организации мыслительных процессов» - записи слушателями своих впечатлений от музыки, анализа произведения, разъяснений педагога (227, с.46). Произведение, предназначенное для изучения, исполнялось не менее трёх раз. После каждого исполнения слушатели записывали свои впечатления (63, с.78-79).

Проблема восприятия музыки разрабатывалась и О.А. Апраксиной. Она отмечает: «можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую школьники не могут исполнить сами (например, оркестровую). Цель слушания музыки не должна сводиться просто к знакомству с музыкальным произведением. Надо научить школьников слышать музыку. «Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на неё, но и понимать и переживать её содержание, хранить её образы в своей памяти, внутренне представлять её звучание» (11, с. 172).

Сходная точка зрения у В.Н. Шацкой. Она отмечала, что слушание музыки содействует обогащению музыкального опыта учащихся, развивает у детей интерес к музыке, повышает знание музыкальных произведений, близких им по содержанию, разнообразных по тематике и жанрам. Цель восприятия музыки В.Н. Шацкая видела в том, чтобы научить аудиторию сознательно слушать музыку, понимать её содержание (269, с.74).

Д.Б. Кабалевский считал, что в основе различных форм приобщения школьников к музыке, музыкальной деятельности лежит эмоциональное, активное восприятие. Он замечает, что это понятие нельзя отождествлять с термином «слушание музыки», поскольку оно шире. Восприятие музыки нельзя сводить к одному из «видов деятельности учащихся», как это обычно делается по отношению к «слушанию музыки». «Активное восприятие музыки — основа музыкального воспитания в целом, всех его звеньев.... музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль тогда, - отмечает Д.Б. Кабалевский; - когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней» (195, с.25). «Слушание музыки — это прежде всего внимательное вслушивание в неё...(195, с. 27).

Так же как Б.В. Асафьев и Б.Л. Яворский, Д.Б. Кабалевский отмечал, что любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в неё (195, с. 26). Аналогичные взгляды у О.А. Апраксиной, Н.Л. Гродзенской, В.Н. Шацкой.

Подчёркивая неисчерпаемые возможности восприятия музыки в плане расширения и обогащения интонационно-слухового запаса школьников, Э.Б. Абдуллин и Е.В. Николаева отмечают, что главной задачей слушательской деятельности является формирование слушательской музыкальной культуры учащихся. Для её формирования необходимо, чтобы в интонационно-слуховом запасе школьников были произведения народной, классической, современной музыки в их жанрово-стилевом многообразии. Слушание музыки, считают исследователи, должно быть направлено на освоение глубины музыкальной культуры, а также на личностное, индивидуальное постижение высоких образцов в разнообразных формах и жанрах, на углубление эмоциональной, эстетической, нравственной сфер личности учащихся. При этом важно, чтобы изучение музыкального искусства осуществлялось с освоения высоких образцов отечественной музыки, И ТОЛЬКО потом постепенного включения в- неё произведений зарубежных композиторов. Слушание музыки способно обеспечить учащихся максимально широким объёмом получаемых знаний- об интонационно-образной природе музыки, её жанровом и стилевом многообразии, музыкальных произведениях, композиторах, исполнителях, то есть раскрыть учащимся богатство и многообразие музыки. (2, с.88-93).

В.А. Багадуров, Т.Л. Беркман, В.А. Дышлевская, Д.Л. Локшин; М.А. Румер, В.Н. Шацкая говорят о воспитании целенаправленного осознанного восприятия. Они формулируют задачи, которые при этом нужно решить: активизировать внимание слушателей, пробудить у них интерес к содержанию музыкального произведения, эмоциональную отзывчивость на музыку, подготовить осознанное восприятие содержания музыки и её характера образности, средств музыкальной выразительности (144, с. 26-30).

Методика развития музыкальных предпочтений у старших школьниковк классической музыке

Опора на труды педагогов-музыкантов, в вопросах развития музыкальных предпочтений у старших школьников, знание дидактико-психологических особенностей развития музыкальных предпочтений, особенностей процесса взаимодействия классической и массовой музыки позволили разработать и предложить методику развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке.

Предлагаемая методика освоения классической музыки разрабатывалась с опорой на данные смежных наук: - физиологии и психологии об особенностях подростков; дидактики о закономерностях процесса обучения и формировании содержания обучения; - музыкознания о видах взаимодействия, общем и различном у классической и массовой музыки, анализе музыкальных произведений; - музыкальной педагогики о? развитии у школьников осознанного восприятия музыки, методах и формах этой работы. Новизна разработанной методики освоения школьниками-подростками классической музыки заключается в том, что. классическую музыку предлагается осваивать: - во взаимодействии с музыкой массовых жанров; - в ходе осознанного восприятия музыки, предполагающего: наличие установки на восприятие музыки, формируемой с опорой на имеющиеся у учащихся знания (о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности и т.д.) и умения учащихся под руководством учителя анализировать музыку в заданном ракурсе и делать из.него выводы. Основой для предлагаемой методики развития музыкальных предпочтений старших школьников к классической музыке во взаимодействии с музыкой массовых жанров являются труды О.А. Апраксиной, Б.В. Асафьева, Н.Я Брюсовой, Н.Л. Гродзенской, Д.Б. Кабалевского, В.Г. Каратыгина, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, С.Л. Старобинского, В.Н. Шацкой, Б.Л. Яворского. Особенность разработанной методики развития музыкальных предпочтений у старших школьников в том, что классическую музыку предлагается осваивать во взаимодействии с музьпсои массовых жанров, в ходе осознанного восприятия музыки. Осознанное восприятие музыки включает наличие установки на восприятие музыки с опорой на имеющиеся у учащихся знания (о жанрах музыки, средствах музыкальной выразительности); умение учащихся под руководством учителя анализировать музыку в заданном ракурсе, делать выводы. Методика развития музыкальных предпочтений у старших школьников музыкальных предпочтений предполагает восприятие и анализ произведений классической и массовой музыки на каждом занятии, которые объединяются попарно на основе их общности: программной, образной, видов взаимодействия. Школьники вместе с учителем рассматривают содержательные особенности классической и массовой музыки. Для методики характерно, что: старшие школьники слушают произведения классической и массовой музыки, объединённые попарно на каждом занятии согласно тематическому планированию на основе программной и образной общности, видов взаимодействия, рассматривают виды их взаимодействия; определяют разные «задачи», уровень художественной ценности классической и массовой музыки; находят общее и различное в музыкальных образах, средствах их воплощения; наблюдают за развитием классической и массовой музыки; беседуют, оценивают услышанную музыку; анализируют произведения в соответствии с этапами восприятия; выполняют задания, раскрывающие интонационно-выразительные возможности классической и массовой музыки, также практические и творческие задания. Предлагаемая методика развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической, музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами характеризуется этапами восприятия музыки, которые разрабатывалась, в опоре на положения работ О.А. Апраксиной, Ю.Б. Алиева, Б.В. Асафьева Н.Л. Гродзенской, Д.Б. ІСабалевского, А.В! Тороповой, В.Н. Шацкой, Б.Л: Яворского: Этапы восприятия музыки включают: теоретический материал, иллюстрируемый примерами из классической и массовой музыки; слуховой анализ произведений классической и массовой музыки; комплекс заданий, раскрывающих интонационно-выразительные возможности, классической и массовой музыки; практические и творческие задания; принципы, способствующие развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике в условиях взаимодействия классических и массовых музыкальных жанров. Первый этап: Докоммуникативный - готовность слушать. Предполагает вступительное слово учителя перед слушанием музыки. Задача вступительного слова создать установку на последующее осознанное восприятие музыки учениками. Содержание вступительного слова определяется темой урока, характером, содержанием музыкального произведения. Педагог помогает школьникам настроиться на адекватное восприятие музыки.

Второй этап: Коммуникативный — восприятие музыки. Слушание музыкального произведения. Музыкальные произведения звучат в записи или в исполнении учителя. При этом особое внимание уделяется созданию атмосферы, способствующей сосредоточенному восприятию музыки школьниками.

Третий этап: Посткоммуникативный — осмысливание после слушания. Анализ музыкального произведения. После слушания музыкального произведения осуществляется его анализ. Содержание вопросов определяется темой урока. Ключевое положение анализа музыки таковы: в массовой и классической музыке выражаются одни и те- же настроения, создаются сходные образы, но разными средствами. При этом классическая музыка в большинстве случаев обладает большей глубиной, разнообразием и оригинальностью средств музыкальной выразительности: В ходе анализа школьники рассуждают, высказывают своё мнение. Анализ музыкальных произведений способствовал развитию музыкального восприятия и воображения учащихся.

Организация опытно-экспериментального исследования по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников

Организация опытно-экспериментального исследования по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников включала в себя - определение сроков и базы опытно-экспериментальной работы; - формирование экспериментальных (Э1, Э2) и контрольных (К1, К2) групп; - изучение литературы по теме исследования; определение тематического плана экспериментального обучения, музыкального репертуара и используемых на уроках музыки произведений литературы и изобразительного искусства; - определение шкалы и критериев оценки учащимися музыки классических и массовых жанров. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в общеобразовательной школе №795 г. Москвы в три этапа. На первом этапе: 2004-2005 гг. — проведён анализ и отбор психолого-педагогической, музыковедческой, культурологической, философской, музыкально-педагогической литературы по теме исследования, была сформирована гипотеза, намечены цель, задачи и пути их реализации. На втором этапе: 2005-2007 гг. — осуществлялась опытно-экспериментальная работа по развитию музыкальных предпочтений старших школьников, связанных с классической музыкой, проверялась выдвинутая гипотеза, проводился анализ полученных данных, формировались принципы, способствующие развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике во взаимодействии с музыкой массовых жанров. На третьем этапе: 2007 2011 гг. — осуществлялся анализ опытно-экспериментальной работы, обобщались и систематизировались полученные данные по развитию музыкальных предпочтений старших школьников, систематизировался накопленный педагогический опыт, были сформулированы выводы, литературно оформлен текст диссертации. В экспериментальной работе принимали участие школьники-подростки шестых классов (по два класса в 2005/2006 и 2006/2007 учебных годах), обладающие примерно одинаковым уровнем школьной успеваемости: учащиеся учатся на «4» и «5». В каждой, экспериментальной и контрольной группе было по 20 человек. Выбор для эксперимента старших школьников обусловлен усилением именно в этом возрасте положительной мотивации учебной деятельности и удовлетворением интереса к ней, формированием абстрактного, теоретического мышления; возрастающей интеллектуализацией психических процессов. Эти качества школьника прежде всего необходимы для успешного освоения экспериментальной программы. Кроме того, известно, что подростковый период жизни человека особенно благоприятен для любого педагогического воздействия, в том числе и направленного на формирование музыкальных предпочтений, связанных с классической музыкой. В экспериментальных группах планировалось вести обучение по предлагаемой методике. В контрольных группах обучение проводилось по программе «Музыка» для общеобразовательных школ (Т.И. Науменко, В.В. Алеев, Т.Н. Кичак). Эксперимент по проверке состоятельности гипотезы исследования и эффективности разработанной методики освоения классической музыки во взаимодействии с музыкой массовых жанров имел три этапа: констатирующий, обучающий, контрольный. В начале и конце учебного года проводилось по одному срезу. Цель опытно-экспериментального исследования: проверка эффективности предлагаемой методики развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке и состоятельности гипотезы исследования. Задачи опытно-экспериментального исследования: реализация методики развития музыкальных предпочтений у старших школьников; анализ полученных результатов и мониторинг уровня развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке. Изученная литература по теме исследования связана с общей и музыкальной психологией и педагогикой, дидактикой, социологией, эстетикой, музыкознанием, учебно-методическими работами и исследованиями по теории и практике педагогического эксперимента.

В опытно-экспериментальном исследовании по развитию музыкальных предпочтений у старших школьников к классике во взаимодействии с музыкой массовых жанров мы исходили из того, что эффективность развития музыкальных предпочтений учащихся, связанных с классической музыкой зависит от применения дидактических принципов и методов обучения.

Методика освоения классической музыки во взаимодействии с музыкой массовых жанров опирается на принцип системности, который выражается в органичном включении музыки массовых жанров в содержание уроков музыки. Системные отношения пронизывают все дидактические принципы. Данный принцип проявляется в логике педагогического процесса, во взаимосвязи его частей, целостности: учебной программы, тематического плана её освоения, музыкального материала, видов деятельности учителя и учащихся. Системность выражается в органичном включении методики освоения классической музыки в контекст содержания обучения, используемых методов работы, а также в межпредметных связях (музыка, живопись, литература). Согласно принципу системности теоретический материал логически выстроен: обучение идёт от того, что понятно и интересно для учащихся, к тому, что ещё не известно. Как писал А.Н. Сохор, приобщаться к музыке следует идя от лёгкого к серьёзному (224, с. 38). А именно, в начале обучения включаются произведения, которые любят слушать школьники на досуге. Произведения живописи, литературы подобраны по тематическому признаку в соответствии с содержанием музыкальных произведений. Например, школьники слушали и анализировали музыкальное произведение А. Вивальди «Времена года. Осень». Затем педагог показывал репродукцию картины И. Левитана «Осенний день. Сокольники», читал стихотворение А. Толстого «Осень осыпается весь наш бедный сад...». Учащиеся размышляли над характером, настроением в произведениях музыки, живописи, литературы, находя общее и различное в средствах воплощения художественных образов. Взаимодополняя друг друга произведения живописи и литературы углубляли восприятие музыки. Системный характер также проявляется в последовательности действий, избранной для формирования осознанного восприятия музыки. Когда учитель от словесных и наглядных методов осуществляет переход к восприятию музыки, затем — к её анализу, а от него к повторному — более осознанному и прочувствованному — восприятию музыки.

Результаты диагностики и оценки качества развития музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке

Анализ ответов на первый вопрос о любимой музыке показал, что школьники экспериментальной (Э1) и контрольной групп (К1) увлечены в основном музыкой массовых жанров: отечественной и зарубежной, что. их музыкальные предпочтения сформировались, в основном, под влиянием моды.

Ответы на второй вопрос свидетельствуют о том, что увлечения учащихся весьма разнообразны: компьютерные игры, спорт, танцы. Однако чтение в ряду любимых занятий, увлечений школьников-подростков упоминается редко.

Отвечая на вопрос о любимой книге, учащиеся редко приводили. названия книг. Чаще всего они упоминали названия экранизаций исторических произведений. При этом, как правило, фамилии-писателей не упоминались.

Говоря о любимых классических музыкальных произведениях, школьники экспериментальной (Э1) и контрольной (К1) групп часто упоминали только их названия или только фамилии композиторов, при этом часто неверные. Полные ответы на этот вопрос с указанием имени композитора и названия произведения встречались редко. В основном это были сочинения, которые школьники слушали на уроках музыки.

Из отечественных композиторов самым любимыми оказались П.И. Чайковский и Н.А. Римский-Корсаков; из зарубеэюных - И.С. Бах, В.А. Моцарт, Л. Бетховен. Знание классической музыки ограничилось произведениями И.С. Баха» (Токката и фуга ре минор), В.А. Моцарта («Симфония» №40), Л. Бетховена — (Соната №14), П.И. Чайковского (балеты, «Щелкунчик», «Лебединое озеро», фортепианный, цикл «Времена года»); Н:А. Римского-Корсакова («Шехеразада», фрагменты из оперы «Садко» и оперы «Сказка о царе Салтане» -«Полёт шмеля»).

Большинство ответов учащихся, как экспериментальной. (Э1), так и контрольной группы (К1), о пяти вещах, которые они взяли бы с собой на необитаемый остров, связано с предметами материального быта (еда, спички, одежда, компьютер, телефон, телевизор и т.д.), реже с предметами культуры (книги, музыка: лёгкая, классическая, диски).

Это позволяет говорить о преобладании у участников эксперимента материальных интересов над духовными в начале " экспериментального обучения. Данные результатов письменного опроса показали примерно одинаковый исходный уровень интересов, увлечений, ценностных ориентиров, предпочитаемой музыки в экспериментальной (Э1) и контрольной (К1) группах. Анализ письменного опроса школьников свидетельствует о том, что интересы, увлечения, любимые занятия учащихся экспериментальной (Э1) и контрольной (К1) групп при всём их многообразии имеют в большинстве случаев только развлекательную направленность и редко - познавательную. Они подтвердили невостребованность классической музыки у школьников-подростков принимавших участие в опросе. В экспериментальной (Э1) группе - 14 человек (70%), в контрольной (К1) группе - 13 человек (65%). Изложение ответов у них - с большим количеством ошибок — говорит о невысоком уровне грамотности, а значит и успеваемости учащихся. После письменного опроса был проведён первый срез экспериментальной (Э1) и контрольной (К1) групп. Материал для первого среза - десять музыкальных произведений (пять произведений классической музыки и пять -музыки массовых жанров, которые были даны вперемешку). Выбор музыки массовых жанров определялся с ориентиром на результаты предварительного письменного опроса учащихся, о котором речь уже шла. Для тестирования были выбраны пять песен, которые в письменной работе школьников, чаще всего отмечались как любимые. Это песни Ж. Фриске, группы «Блестящие», Аврил Лавин, Шакиры, Бритни Спирс. В них преобладает моторно-двигательное начало - быстрый темп, чёткий ритм, простая мелодия. Эти данные учитывались и при подборе произведений классической музыки для проведения последующего тестирования. Были выбраны несколько произведений, в которых преобладает моторное начало: П.И. Чайковский «Испанский танец» из балета «Лебединое озеро», И.С. Бах «Скерцо» из сюиты №2, Н.А. Римский-Корсаков «Пляска рыб» из оперы «Садко», И.Ф. Стравинский «Русская» из балета «Петрушка». Специальной предварительной установки учителя на восприятие музыки не было. Перед однократным прослушиванием этих произведений школьникам лишь сообщались фамилия композитора и название сочинения. После прослушивания музыкального произведения учащимся предлагалось оценить его по пятибалльной шкале, о которой уже говорилось. Вместе с выставлением балла, учащимся также предлагалось охарактеризовать звучание музыки, используя для этого определения из «Словаря признаков характера звучания» В.Г. Ражникова (школьникам были даны соответствующие распечатки из этой работы В.Г. Ражникова). Цель использования определений — показать, как воспринимает музыку и как относится каждый участник эксперимента к тому или иному музыкальному произведению в начале и в конце эксперимента. Критерием изменения характера отношения к произведениям классической и массовой музыки стало количество и разнообразие подобранных учащимися определений, характеризующих лёгкую и серьёзную музыку. Используемые учащимися определения дополняли оценку и позволяли судить об адекватности их восприятия.

Похожие диссертации на Развитие музыкальных предпочтений у старших школьников к классической музыке в условиях взаимодействия с массовыми музыкальными жанрами