Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Буторина Наталья Иннокентьевна

Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио
<
Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Буторина Наталья Иннокентьевна. Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 : Екатеринбург, 2002 152 c. РГБ ОД, 61:02-13/1853-6

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА "СОЛЬФЕДЖИО" 11

1.1. Психолого-педагогические аспекты развития интереса у школьников 11

1.2. Сольфеджио и его роль в развитии интереса школьников к музыкальному искусству 25

1.3. Организационные основы развития музыкального интереса у школьников 39

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ СОЛЬФЕДЖИО 59

2.1. Технологические основы учебного процесса 59

2.2. Задачи, организация и структура опытно-экспериментального исследования 72

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментального исследования 96

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 130

ПРИЛОЖЕНИЕ 148

Введение к работе

В культуре как в совокупном исторически развивающемся социальном опыте, регулирующем деятельность, поведение и общение людей, важное место отводится искусству. Музыка, являясь формой духовного освоения действительности, через отражение многообразия жизненных явлений в звуковых образах выполняет особую задачу художественного познания мира, поэтому она занимает значимое место в системах общего и музыкально-профессионального образования, единой целью которых является воспитание разносторонней личности, обладающей не только разнообразными знаниями, умениями и навыками, но и богатым внутренним миром.

Осуществление данной цели возможно только при условии воспитания устойчивых духовных потребностей личности, в том числе и потребности в общении с музыкой, важную роль, в формировании которой играют развитые музыкальные интересы.

Общие психолого-педагогические основы проблемы интереса разработаны М.Ф. Беляевым, Л.И. Божович, М.И. Волынкиным, Л.С. Выготским, Л.А. Гордоном, Н.Ф. Добрыниным, В.Г. Ивановым, А.Г. Ковалевым, Н.В. Кузьминой, В.Г. Максимовым, В.Н. Мясищевым, А.Н. Леонтьевым, С.Л. Рубинштейном, А.А. Смирновым, И.М. Цветковым, Г.И. Щукиной и другими. Исследование проблемы интереса в эстетическом и художественном (в том числе и музыкальном) воспитании связано с именами Т.И. Баклановой, А.Ю. Гончарук, Е.В. Квятковского, B.C. Кузьмина, Т.С. Комаровой, Б.М. Йеменского, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой.

В области музыкальной социологии и музыкальной педагогики интерес исследовался в различных аспектах: социально-психологический анализ интереса к музыкальному искусству больших и малых социальных групп (Е.Я. Бурлина, А.Н. Сохор, B.C. Цукерман); общие вопросы формирования музыкально-эстетических интересов школьников (Ю.Б. Алиев, О.А. Апраксина, Е.Я. Гембицкая, Н.Н. Гришанович, Н.Л. Гродзенская, В.К. Белобородова, В.В. Притула, В.Н. Шацкая, А.А. Шугаров); пути развития музыкальных интересов школьников разных возрастных групп (Ю.Б. Алиев, Л.С. Бабенко, Л.Л. Куприянова, Т.П. Плеснина, А.И. Паламарчук, М.Ю. Самакаева, Е.Н. Ценкова, Ю.В. Юзбашян, З.М. Явгильдина); специфика развития музыкального интереса в условиях профессиональной подготовки учителя музыки (Т.А. Колышева, Н.В. Соколова, В.Л. Яконюк).

Однако все перечисленные аспекты изучения музыкального интереса относятся к области массового музыкального воспитания и профессионального музыкального обучения в высшем звене. Подобных исследований применительно к начальному профессиональному музыкальному образованию фактически не существует, тогда, как современные музыкальные школы призваны решать не только задачи профессиональной подготовки учащихся (так как одаренные дети составляют малый процент из числа обучающихся), но и формирования общей и музыкальной культуры школьников.

Сольфеджио - обязательная дисциплина учебного плана детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и общеобразовательных школ, которая закладывает основы музыкально-теоретических знаний, закрепляемых учащимися в разнообразных видах практической деятельности (сольфеджирование, анализ на слух, диктант, подбор аккомпанемента, импровизация и сочинение). Данный предмет нацелен на развитие музыкальных и общих способностей детей. Учебно-музыкальный материал, используемый на уроках, позволяет знакомить школьников с лучшими образцами музыкального искусства, формировать потребность в общении с ним.

Однако возможности сольфеджио в развитии музыкального интереса остаются до конца не реализованными. Как показывает практика, именно данный предмет нередко вызывает у учащихся негативное отношение к занятиям в детской музыкальной школе, которое переносится и на отношение к музыкальному искусству в целом. Это связано в первую очередь с акцентированным вниманием педагогов на решении узкотехнологических задач предмета, которые вызывают определенные трудности у детей, а также раз рывом между концептуальными новациями в сфере общей и музыкальной педагогики и психологии и практикой преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе. Выходом из сложившейся ситуации может стать применение на занятиях рассматриваемого предмета основных принципов развивающего обучения, разработанных Л.С. Выготским, В.В. Давыдовым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, а также форм и методов работы, стимулирующих развитие интереса к музыкальному искусству.

Таким образом, выявлено противоречие между наличием педагогических возможностей сольфеджио в развитии музыкального интереса и отсутствием научно-методических основ их реализации в учебном процессе. Указанное противоречие очерчивает проблему данного исследования — выявление и апробирование форм и методов обучения, способствующих реализации педагогических возможностей предмета "Сольфеджио" в развитии музыкального интереса. Все вышеизложенное определило актуальность и выбор темы исследования: "Развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио ".

Цель исследования — теоретически обосновать и практически проверить технологию развития музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио.

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс на уроках сольфеджио в детской музыкальной школе.

Предмет исследования — методы и приемы развития музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио.

Гипотеза исследования заключается в том, что эффективное развитие музыкального интереса учащихся на занятиях сольфеджио может обеспечиваться:

• организацией учебно-воспитательного процесса на принципах развивающего обучения, позволяющих воспитывать теоретический интерес;

• применением концентрической структуры построения содержания учебного материала, формирующего эмоционально-интеллектуально-волевое отношение школьников к развитию своих музыкальных способностей;

• использованием голографического алгоритма изучения и практического овладения музыкально-теоретическими понятиями, порождающего потребность в различных видах музыкальной деятельности;

• реализацией знаково-символического метода освоения учащимися содержания предмета "Сольфеджио", формирующего практический интерес к музыкальной деятельности.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ психолого-педагогической и музыкальной литературы по изучаемой проблеме.

2. Рассмотреть содержание понятия "музыкальный интерес" и определить уровни его развития применительно к учащимся детской музыкальной школы.

3. Разработать и экспериментально проверить технологию развития музыкального интереса.

Теоретико-методологической основой исследования явились: теория интереса (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров); психолого-педагогическая концепция деятельности (Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); положения отечественной и зарубежной психологии о природе и сущности интереса (Л.С. Выготский, Б.М. Гришицин, Л.К. Золотых, К. Изард, А.К. Маркова, Т. Рибо, Д. Фрейер); теория развития познавательного интереса (В.Б. Бондаревский, В.Г. Иванов, Н.Г. Морозова, Г.И. Щукина); концепция развивающего обучения (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин); основные положения музыкознания о природе развития музыкальных способностей и музыкального восприятия (В.В. Медушевский, Е.В. Назайкинский, К.В. Тарасова, Б.М. Теплов); теория музыкального обучения и воспитания (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, О.А. Апрак сина, Л.Г. Арчажникова, Б.В. Асафьев, Д.Б. Кабалевский, И.Н. Немыкина, Н.А. Терентьева).

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов: анализ психолого-педагогической, музыкально-педагогической, музыкально-теоретической, учебно-методической литературы по проблеме исследования; анализ, обобщение и систематизация теории и практики преподавания сольфеджио и имеющегося опыта развития музыкального интереса в рамках данного предмета; анкетный опрос учащихся, родителей, учителей, выпускников детских музыкальных школ, музыкальных отделений школ искусств и общеобразовательных школ; наблюдение за учебной деятельностью учащихся, анализ их творческих работ; педагогический эксперимент.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МО ДШИ № 5, музыкально-эстетических отделений МОУ СОШ № 12, 167 г. Екатеринбурга. Всего анкетным опросом было охвачено более 300 учащихся, более 100 родителей и более 50 преподавателей названных школ приняли участие в интервьюировании. Основной формирующий эксперимент был проведен на базе МООШ № 12 Верх-Исетского района г. Екатеринбурга.

Исследование проводилось в три этапа.

В ходе первого этапа (1992—1996) были теоретически осмыслены: проблема, тема, цель, объект и предмет; намечены основные подходы к преподаванию сольфеджио с учетом цели исследования. Параллельно изучалась психолого-педагогическая литература по проблеме интереса в обучении и определялась технология организации учебных занятий; вырабатывалась гипотеза; выявлялись общие тенденции в практике преподавания сольфеджио; разрабатывалась методика эксперимента.

В ходе второго этапа (1996—2000) уточнялась гипотеза исследования; проводилась опытно-экспериментальная работа с целью оценки эффективности разработанной технологии обучения, направленной на развитие музыкального интереса учащихся ДМШ; анализировались результаты эксперимента, делались выводы и разрабатывались методические рекомендации.

В ходе третьего этапа (2000—2002) осуществлялись анализ, обобщение и систематизация накопленных материалов, интерпретация полученных результатов исследования и их оформление.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

- впервые предмет "Сольфеджио" рассмотрен как средство успешного развития музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы;

- впервые концепция развивающего обучения положена в основу учебно-воспитательного процесса на предмете "Сольфеджио";

- выявлены уровни развития музыкального интереса применительно к школьникам детских профессиональных музыкальных учебных заведений (низкий-пассивный, средний-полуактивный, высокий-активный) на основе критериев: познавательная активность на уроках и в домашней работе по музыкальным предметам, в том числе и на занятиях сольфеджио, а также в жизненной практике общения с музыкой; интерес к сущности музыкальных явлений и процессов, осознание их закономерностей; самостоятельность в преодолении трудностей при освоении учебного музыкального материала; интенсивность процесса самостоятельной музыкальной деятельности учащихся; корреляция своего свободного времени с учетом профессиональных музыкальных интересов; самостоятельное пополнение знаний, умений и навыков; стремление к развитию своих музыкальных способностей.

Теоретическая значимость исследования:

- выявлены и теоретически обоснованы педагогические возможности предмета "Сольфеджио" для успешного развития музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы;

- определены показатели развития музыкального интереса учащихся детских музыкальных школ: положительное отношение к музыкальным дисциплинам, потребность в разнообразных видах музыкальной деятельности, стремление к выполнению классных и домашних работ, использование знаний, умений и навыков, полученных как на занятиях сольфеджио, так и других дисциплинах музыкального цикла, в дальнейшей жизненной практике;

- впервые рассмотрены существующие формы организации обучения и воспитания, содержание учебного материала и методики его преподавания применительно к занятиям сольфеджио с позиции развития музыкального интереса у учащихся детских музыкальных школ.

Практическая значимость исследования. Технология организации учебно-воспитательного процесса по предмету "Сольфеджио", способствующая развитию музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы, позволяет дополнить содержание методики преподавания данной дисциплины в ДМШ, МО ДШИ и МООШ. Представленный материал обладает высокой степенью универсальности и может быть использован в курсах специализации не только преподавателей сольфеджио, но и учителей музыки, музыкальных руководителей дошкольных учреждений, преподавателей фольклорных и других музыкальных кружков.

Достоверность результатов и обоснованность выводов обеспечивается соответствием методики исследования поставленным задачам; опытно-экспериментальной работой, основанной на продолжительной педагогической практике автора; достаточной репрезентативностью выборки исследования; анализом творческих заданий, анкет, наблюдений, срезов ЗУН, другого эмпирического материала; результатами экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Музыкальный интерес учащихся ДМШ, МО ДШИ и МООШ может рассматриваться как активное эмоционально-интеллектуально-волевое отношение к познанию музыкального искусства через различные виды музыкальной деятельности, определяющее характер и способы удовлетворения музыкальной потребности.

2. Эффективное развитие музыкального интереса в процессе изучения предмета "Сольфеджио" достигается при организации обучения на максимально высоком уровне трудности с учетом зоны ближайшего развития учащихся и положительном эмоциональном фоне, личностно-субъектном стиле взаимоотношения педагога и учеников с опорой на творческие формы деятельности.

3. Успешному развитию музыкального интереса школьников будет способствовать технология обучения, основанная на принципах развивающего обучения и включающая концентрическую структуру построения содержания учебного материала, инициирующую формирование эмоционально-интеллектуально-волевого отношения учащихся к активному развитию собственных музыкальных способностей; голографический алгоритм изучения и практического освоения музыкально-теоретических понятий, стимулирующий потребность в различных видах музыкальной деятельности; знаково-символический метод овладения содержанием предмета "Сольфеджио", воспитывающий практический интерес к музыкальной деятельности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в процессе опытно-экспериментальной работы и обсуждения материалов диссертации на кафедре теории и истории музыки и музыкальных инструментов УрГПУ; в выступлениях на научно-практических конференциях "Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности" (Екатеринбург, 1999, 2001); через опубликование научно-исследовательских материалов, путем внедрения в практику работы ДШИ № 5, МООШ № 12, 167 г. Екатеринбурга.

Психолого-педагогические аспекты развития интереса у школьников

В современном образовательном процессе важное место занимает познавательный интерес, уровень развития которого у школьников во многом определяет эффективность обучения и воспитания. Проблема интереса существовала на протяжении всего исторического процесса развития школы, и уже в эпоху гуманизма интерес рассматривался как фактор приятного и радостного учения, стимул и побудитель познавательной деятельности воспитанников.

Слово "интерес" в переводе с латинского означает: важно, иметь значение, участвовать. Сущность интереса как общего феномена и социального явления заключается в субъективно-объективном основании: в нём отражается объективная действительность, из которой человек выбирает то, что является для него ценным и значимым; через интерес человек устанавливает связь с окружающим миром.

В научной литературе существуют различные трактовки понятия "интерес", исходя из специфики той или иной науки, которая его рассматривает. В философских трудах под интересом подразумевается причина действий индивидов, социальных общностей (класса, нации, группы), определяющая их социальное положение и поведение; реальная причина действий, событий, свершений, стоящая непосредственно за побуждениями - мотивами, помыслами, идеями, намерениями участвующих в этих действиях; привлечение, склонность к чему-либо; ценность и значение, придаваемое вещам [190, с. 162; 192, с. 219; 191, с. 183].

Социальные основы теории интереса рассматривали многие философы и социологи (А.С. Айзикович, Г.И. Гак, Г.Е. Глезерман, М.И. Здравомыслов, Г.П. Карамышев, В.Г. Нестеров и др.). Единство субъективного и объективного в интересе как коренной вопрос данной категории наиболее точно определяет А.Г. Здравомыслов, который подчёркивает, что интерес — это единство выражения, проявления внутренней сущности субъекта и отражения объективного мира, совокупности материальных и духовных ценностей человеческой культуры в сознании субъекта [215, с. 7].

В то же время современные философские и социологические труды по проблеме интереса как общественного явления рассматривают его в тесной связи с потребностями и проблемой ценностей, которые проявляются во внутренних возможностях человека, оказывая влияние на разные области деятельности общества и отдельно взятого человека. Ценности определяют направленность потребности и интереса, выступая для личности как "объект различных человеческих устремлений и желании" [215, с.9]. Кроме того, философская и социологическая литература рассматривает интерес в тесной взаимосвязи с деятельностью, отмечая, что реализация происходит только в процессе деятельности масс и отдельной личности.

Опираясь на основные положения философии, психолого-педагогическая наука рассматривает понятие "интерес" как:

- познавательную направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанную с положительным эмоциональным переживанием;

- форму проявления познавательной потребности, обеспечивающую направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, более глубокому ознакомлению с новыми фактами [151, с.146];

- мотив или мотивное состояние, побуждающие к познавательной деятельности, которые могут перерасти в активную устойчивую потребность личности в деятельном отношении к предмету, в склонность [ 149, С.140].

Как сложное и значимое образование для человека "интерес" также трактуется в качестве: ведущего побудителя деятельности человека; избирательной направленности внимания человека; активатора разнообразных человеческих чувств; особого сплава эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающих активность сознания и деятельности человека; активное эмоционально-познавательное отношение к миру; одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной сферы; избирательная направленность личности к объекту, обращенная к области познания, индикатор её общего развития (Л.А. Гордон, Н.Ф. Добрынин, В.Г. Иванов, А.К. Маркова, Н.А. Менчинская, Н.Г. Морозова, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, Г.И. Щукина и др.).

Этот далеко не полный перечень трактовок показывает разные позиции их авторов. Одни исследователи толкуют "интерес" широко, отождествляют его с направленностью личности в целом, с избирательной сосредоточенностью её на определённом объекте, с совокупностью проявлений активности человека. Другие авторы рассматривают "интерес" более узко, сближая его с отдельными побуждениями, входящими в мотивационную сферу (мотив, активное эмоциональное переживание или отношение, эмоциональное выражение потребности). Третьи, разграничивают "интерес" и мотивационную сферу по принципу: следствие, проявление процесса — причина, источник, основа. Они предлагают проследить прямую зависимость между изменением в мотивационной сфере и возрастанием (или угасанием) интереса, а не только его формирование через содержание учебного материала (Г.С. Абрамова, Б.М. Грицишин, Л.К. Золотых, Т.И. Лях, А.К. Маркова и др.).

Сольфеджио и его роль в развитии интереса школьников к музыкальному искусству

В системе начального профессионального музыкального обучения и воспитания школьников центральное место принадлежит детским музыкальным школам (ДМШ), музыкальным отделениям школ искусств (МО ДШИ) и общеобразовательных школ (МООШ), одной из обязательных дисциплин учебного плана которых является сольфеджио.

Пройдя долгий путь развития, начиная с возникновения абсолютной системы сольмизации, появившейся в результате реформы Гвидо Аретинско-го (ок. 995- ок. 1050), сольфеджио как пение с названием звуков, долгое время составляло часть вокально-хоровой работы в обучении певцов. История развития данного предмета проходила в борьбе двух направлений: в основе первого лежала абсолютная высота звуков, второе выступало за относительность в изучении ступеней, что всегда определяло множественность подходов и взглядов, систем и методик преподавания сольфеджио [56, с. 31].

Первоначально сольфеджирование, то есть исполнение нотного текста голосом, также как и нотные записи, было относительным. Условность и неточность последних привела к необходимости разработки более совершенной системы записи с помощью нотоносца и звуков-нот. К концу XVII — началу XVIII века существовали два способа прочтения нотного текста — относительный и абсолютный: первый из них использовался в церковных хорах в практике преподавания пения; второй сначала утвердился в области инструментальной музыки и музицирования, затем в практике профессионального обучения хоровому пению. Этому способствовало возникновение натурального сольфеджио (с названием абсолютных звуков) в Париже в 1709 году, а также выход учебника "Сольфеджио" для Парижской консерватории (1802), что окончательно утвердило абсолютное сольфеджирование не только во Франции, но и в большинстве других стран. Подтверждением этому являются "Сольфеджии" Л. Керубини, Э. Мегюля, Ф. Госсека и других авторов. Данные сборники предназначались для исполнения голосом с обязательным инструментальным сопровождением, обозначенным в виде цифрового баса, и содержали не только многочисленные упражнения в тональности до мажор, но и художественные музыкальные номера.

Как более быстрый способ начального обучения музыке относительное сольфеджио продолжало борьбу за существование: "Цифровая метода" Ж.Ж. Руссо использовалась в хоровых кружках и общеобразовательных школах П. Галеном, Э. Шеве во Франции; система "Тоника соль-фа" С. Гловера и Дж. Кервина сочетала относительные слоги и абсолютные названия и применялась в Англии; в Германии система "подвижного ДО" или "Тоника-ДО" была разновидностью уникальной по своей универсальности английской системы [56, с. 32].

В настоящее время современные системы и методы преподавания в своей основе имеют те же направления: абсолютное и относительное. Наиболее распространенные относительные системы - венгерская релятивная 3. Кодая (относительное значение слоговых названий и соответствующие ручные знаки) и болгарская система "столбицы" или "лесенки" (наглядное обозначение ступеней гаммы на любой высоте).

В истории развития сольфеджио в нашей стране, тесно связанной с хоровым пением в церквях и хоровых капеллах, борьба двух направлений (абсолютной и относительной систем сольмизации) также нашла отражение, хотя путь развития сольфеджио в России имел свои особенности: в монастырских, церковно-приходских и братских школах пение велось "по знамёнам" и "гласам", а профессиональные придворные и боярские хоры обучались по нотам и учебникам на "нотах линейных".

Первые русские учебники сольфеджио "Азбука" А. Мезенца и "Муси-кийская грамота" Н. Дилецкого, по мнению Е.В. Давыдовой, свидетельствуют о творческой и методической самостоятельности русских педагогов и руководителей хоров того времени [56]. Н. Дилецкий предлагал интересный для учащихся способ объяснения нот на пяти пальцах, А. Мезенец использовал слоговые названия звуков, которые размещал на пятилинейном нотном стане. Однако в обучении пению большое значение отводилось технической стороне.

XIX век вместе с борьбой против схоластики в обучении, выступая за народность искусства, привнёс новые взгляды в методику преподавания пения и сольфеджио. Больше внимания стало уделяться эстетической стороне обучения музыке, развитию слуха и восприятия, что являлось результатом деятельности М.И. Глинки, чей метод воспитания музыкального слуха и был подхвачен русскими музыкантами и критиками (А.Е. Стасовым, А.Н. Серовым и др.). Однако преподавание сольфеджио страдало от заимствования далеко не лучших систем зарубежной музыкальной школы. Заслуживающие внимание педагогические советы русских музыкантов не были в достаточной степени изучены и усвоены современниками. Вследствие этого сольфеджио до 20-х годов XX века в качестве предмета обучения в практике музыкальной школы представляло собой систему упражнений, цель которых заключалась в беглом и точном "чтении нот", а от учащихся требовалось следующее: "настроиться " в тональности с помощью камертона, скрипки или фортепиано; вовремя вступать голосом с помощью тактирующей руки; точно и ритмично петь, называя ноты.

Технологические основы учебного процесса

Понятие "технология", имеющее в педагогической науке различную трактовку, будет рассматриваться нами в данном исследовании как педагогическая система, как способ обучения, включающий в себя не только методику, но и систему средств обучения [138, с. 248].

Основными составляющими компонентами рассматриваемой технологии обучения, направленной на развитие музыкального интереса учащихся детской музыкальной школы, музыкального отделения школ искусств и общеобразовательных школ на занятиях сольфеджио являются три важных момента:

- концентрическая структура построения содержания учебного материала;

- голографический алгоритм изучения и практического овладения музыкально-теоретическими понятиями (порождающий потребность в различных видах музыкальной деятельности);

- знаково-символический метод освоения учащимися содержания предмета "Сольфеджио".

Предлагаемая технология опирается на принципы развивающего обучения, содержание которых и особенности применения с целью воспитания интереса к занятиям сольфеджио и музыке в целом были рассмотрены в предыдущем параграфе (см. 1.3).

Первый компонент обучающей технологии как способ построения учебных программ охарактеризован П.И. Пидкасистым и предполагает изложение одного и того же материала (вопроса) "несколько раз, но с элементами усложнения, с расширением, обогащением содержания образования новыми элементами, с углублённым рассмотрением имеющихся между ними связей и зависимостей" [137, с. 229].

Концентрическое расположение учебного материала "предусматривает не простое повторение, а изучение тех же вопросов на расширенной основе с более глубоким проникновением в сущность рассматриваемых явлений и процессов", в отличие от линейного способа, при котором отдельные части (шаги, порции) учебного материала, выстраиваются как бы по одной линии и образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой и взаимообусловленных звеньев - ступеней учебной работы [137, с. 228-229]. Экономичность во времени последнего за счёт исключения дублирования материала не скрывает его серьёзного недостатка "в силу возрастных и психологических особенностей учащихся, особенно на младшей ступени обучения, школьники не в состоянии постигать сущность изучаемых явлении, сложных по своей природе" [137, с. 223-224]. Именно данный линейный способ построения учебного материала практикуется на занятиях сольфеджио с вытекающими из этого негативными последствиями.

Нежелательные стороны применения концентрической структуры удаётся избежать благодаря опоре на принципы развивающего обучения, а также за счёт сокращения времени, через которое происходит возвращение к исходной учебной проблеме.

Концентрическая структура построения содержания учебного материала использовалась нами на занятиях сольфеджио во всех классах детской музыкальной школы, начиная с подготовительного. Рассмотрим действие данного технологического компонента на примере изучения понятия "тональность", которое осуществляется в традиционной программе по сольфеджио (см. 1.2) с 1-го по 7-ой класс в ряде уроков, количество которых уменьшается от 15-ти — 20-ти до 3-х — 5-ти (соответственно в первом и 7-ом классах). В обычной практике, несмотря на то, что указанное понятие является центральным, его изучение связывается, в основном, с освоением квинтового круга и закреплением представлений о мажоро-минорных тяготениях в процессе развития ладового слуха учащихся через различные упражнения (пение гамм, ступеней, аккордов и интервалов в тональности, их построение и игра на инструменте), мелодические и интервальные диктанты (одноголосные и двухголосные) и интонирование музыкальных фрагментов.

Основываясь на главных принципах развивающего обучения, какими являются ведущая роль теоретического знания и развитие теоретического мышления (от анализа и содержательного обобщения к конкретизации теоретического понятия), а также высокий уровень трудности с учётом зоны ближайшего развития школьников, первое ознакомление с тональностью предлагается осуществлять уже в подготовительном классе. На этом начальном этапе освоения сольфеджио ставится задача перехода от главного игрового обучения (с ведущей игровой деятельностью учеников) к целенаправленной учебной деятельности, одним из условий формирования которой является развитие мышления (не только уже имеющегося эмпирического у ребёнка, но и теоретического). Это объясняет тот факт, что уже в III четверти подготовительного класса ребёнок знакомится с научным понятием "тональность" в упрощённой форме, осваивая и углубляя представления о нём через практическую музыкальную деятельность, включающую:

- анализ строения мажорной гаммы и ее исполнение;

- транспонирование мелодий для сольфеджирования в тональностях, тониками которых являются все белые клавиши (звуки первой и частично малой октавы) с последующей письменной фиксацией полученных вариантов и указанием знаков альтерации;

- пропевание музыкальных примеров сольфеджио с дирижированием, показом на "лесенке" ступеней и игрой на фортепиано или картонном пособии-клавиатуре (с названием слов песенки или попевки, нот, ступеней, ритмических слогов).

Похожие диссертации на Развитие музыкального интереса учащихся на уроках сольфеджио