Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Блимготова, Мадина Ильясовна

Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)
<
Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Блимготова, Мадина Ильясовна. Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов) : диссертация ... доктора педагогических наук : 13.00.02 / Блимготова Мадина Ильясовна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский педагогический государственный университет"].- Москва, 2012.- 385 с.: ил.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Становление и развитие регионального полихудожественного образования и воспитания (на примере карачаевского и балкарского народов) 26

1.1. Теория и история художественной культуры Карачаевского и Балкарского народов 26

1.2. Взаимопроникновение разных видов художественно-творческой деятельности кавказких горцев 54

1.3. Воспитательный опыт формирования у детей изобразительно-художественного творчества в педагогике карачаевцев и балкарцев 101

ГЛАВА II. Методология и стратегия исследования научного феномена «изобразительного творчество» в национально-региональной образовательной практике .. 114

2.1. Социогенез национально-изобразительного творчества кавказких горцев в педагогической культурологии 114

2.2. Характеристика общечеловеческих достояний карачаевцев и балкарцев в народной педагогике XIX - XX столетий 123

2.3. Семья как источник традиционной художественно-педагогической культуры карачаевского и балкарского народов 136

ГЛАВА III. Развитие изобразительного творчества обучающихся в контексте национально-регионального компонента 151

3.1. Воспитательные возможности национально-регионального компонента в образовании молодежи и студентов на примере школ Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республик 151

3.2. Специфика потенциала методики развития художественного творчества учащихся в общеобразовательных национально-региональных школах 169

3.3. Опыт совершенствования художественно-творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству 192

ГЛАВА 4. Формирования профессональной компетентности художников -педагогов в региональных условиях как взаимообусловленный фактор развития творчества школьников 233

4.1. Формирование профессиональной компетентности будущих педагогов изобразительного искусства в контексте национально регионального образования Карачаевского и Балкарского народов 233

4.2. Роль целеполагание народного декоративно-прикладного искусства в подготовке будущих педагогов-художников 248

4.3. Этнопедагогический потенциал развития изобразительного творчества учащихся в контексте этнизации и модернизации общего среднего образования 293

Заключение 341

Список литературы 347

Приложение 1 383

Введение к работе

Актуальность исследования. Формирование творческой, социально адаптированной личности готовой к продуктивной созидательной деятельности в условиях преобразования общества выдвигает новые требования к современной школе, целью которой становится максимальное развитие индивидуальности каждого. Новая функция российской системы образования призвана формировать творческую личность и одновременно «человека культуры» (В.С.Библер). Выбор темы во многом обусловлен кризисным состоянием российского социума, острыми проблемами его духовного оздоровления и возрождения, поиском цивилизационных ориентиров развития общества. Решение глобальных проблем человечества зависит от того, какую личность сформирует школа - ориентированную на «культуру полезности» или на «культуру достоинства» (Л.С. Выготский). Приоритет творчества и культуры вносит новые смыслы в развитие личности: готовность к творчеству, инновационный стиль мышления, поиск рациональных нестандартных путей решения в любой сфере деятельности - качества, формирование которых в современной молодежи является велением времени.

В условиях нарастания социальной деструкции и культурной дегуманизации эти факторы актуализируют необходимость использования элементов традиционной культуры в формировани творческой личности, способной жить и творить «по законам красоты». Искусство, выступающее важнейшим средством приобщения человека к духовным ценностям, формирующее отношение ко всем явлениям бытия, в то же время является тем видом деятельности, который позволяет каждому индивиду максимально развить свои творческие задатки. Как считает известный советский психолог С. Л. Рубинштейн: "Процесс развития творческих способностей человека есть процесс развития человека". Поэтому, искусство, будучи важнейшим стимулом развития творческих способностей личности, вместе с тем служит основой, на которой строится фундамент всесторонне развитой творческой личности, способной воспринимать, ценить и творить красоту в жизни и деятельности. Все сферы материальной и духовной жизни требуют эстетически развитых специалистов, способных создавать общественно значимые ценности. Художественное творчество является мощным механизмом духовного преображения действительности и стимулом самореализации личности в культурном пространстве. Оно формирует культурологическое самосознание индивидуума (Н. А. Бердяев, B. C. Библер и др.), «помогает человеку понять мир и самого себя» (Р. Арнхейм), даёт ему «возможность возвысить достигнутую ранее ступень культурного развития» (Дж. С. Миль), эмоционально обогащает и ориентирует жить «по законам красоты». В исследованиях в области философии, психологии и социологии рассматривается проблема развития творческой личности средствами искусства, которое имеет значительный развивающий и воспитывающий потенциал с широким спектром воздействия на сферу интеллекта, чувств и способностей человека (А.В. Антонова, Э.А.Верб, О.В.Дивненко, Б.Т.Лихачёв, А. А. Мелик-Пашаев, Ю. Х. Фохт-Бабушкин и др.).

По поводу развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в науке ведутся активные дискуссии. В педагогике искусства существуют различные тенденции, так, сторонники одного направления считают, что в начале необходимо научить учащегося всем механизмам изобразительных умений и навыков, и только впоследствии на основе заложенного фундамента, заниматься с ним творчеством; сторонники другого подхода справедливо полагают, что приобщение к искусству необходимо строить как творческий процесс, учитывая при этом индивидуальные особенности учащихся и закономерности психологического развития каждого возраста. Специалисты, придерживающиеся последней точки зрения, считают, что приобщение к искусству и творчеству необходимо начинать уже в раннем возрасте. Ряд ученых приходят к выводу о возможности «обучения искусству», при этом обоснованно считают, что «обучить творческому акту нельзя», но необходимо «содействовать его образованию и развитию», всемерно развивая творческое начало каждого ребенка. Анализ работ по проблеме позволяет утверждать, что раннее приобщение к искусству развивает творческое мышление учащихся в целом, способствует выходу мысли за пределы привычного способа рассуждений, решению творческих задач нестандартными, нетрадиционными способами.

Состояние исследования проблемы. Известные педагоги и исследователи 20-х годов, во многом заложившие основу современной трактовки этого вопроса (А.В. Бакушинский, Я.А. Башилов, Н.А.Кротовский, Н. Н. Нестеров, В.Б. Пестель, А. А. Смирнов, В.А.Фаворский и др.), считали, что изобразительная деятельность учащегося является еще не вполне раскрытым источником и, по словам известного художника А. Бенуа, "пристальное изучение детского искусства может открыть нам, взрослым, многое из самой сути художественного творчества".

В диссертационном исследовании изучен феномен «изобразительное творчество» и представлены различные точки зрения на проблему формирования изобразительного творчества, творческого мышления, психологических условий и механизмов творчества, творчества личности в профессиональных сферах деятельности и др. (Б.Г.Ананьев, Л.И.Анцыферова, А.Г. Асмолов, А.В. Брушлинский, Ф.Е. Василюк, П.Я.Гальперин, В.В. Давыдов, А.А.Деркач, И.В. Дубровина, Ю. М. Забродин, И.А. Зимняя, В.П. Зинченко, Е.А. Климов, A.M.Матюшкин, Л.М. Митина, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов. А.Б. Орлов, Ю.М.Орлов, А.В. Петровский, В.А.Петровский, А.Я.Пономарев, А.А. Реан, В.В.Рубцов, С.Л. Рубинштейн. А.А. Смирнов, Д.И.Фельдштейн, Д.Б. Эльконин, М.Г. Ярошевский и др.).

Взгляды фрейдистской школы и неокантианцев, считающих творческий процесс малоподдающимся какой бы то, ни было объективной расшифровке, противопоставлены взглядам представителей эстетики, стоящих на позиции научной познаваемости процесса творчества.

Анализ научных исследований показал, что в творческом процессе во многом скрыты все длительности отдельных этапов, потому очень трудно проследить все стадии, предшествующие творческому результату. В детском возрасте процесс творчества в наиболее полном виде представлена "свернутость", нерасчлененность этапов формирования художественного замысла, хотя процесс созревания замысла и процесс его материального воплощения во многом сходен с творчеством "взрослых". При изучении процесса изобразительного творчества учащихся мы опирались на труды известных исследователей, изучающих способности человека и их развитие (Л.С. Леонтьев, В.А Крутецкий, Б.М.Теплов, В.В. Шадриков, Д.И.Фельдштейн и др.), психологию художественного творчества (Б.Г.Ананьев, Н.Н. Волков, М.Е.Марков, Б.С. Мейлах, Я.А. Пономарев, А.А.Потебни, П.М. Якобсон и др.).

Большой вклад в понимание особенностей творческого развития ребенка внесли исследователи в области психологии Б.Г. Ананьев, Т.А.Артемьева, Л.С.Выготский, В.И. Киреенко, А.А. Мелик-Пашаев, B.C.Мухина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.

На основе практической и экспериментально - исследовательской деятельности с учащимися различного возраста (от 12 до 18 лет) мы считаем, что механизмы и этапы изобразительной творческой деятельности соответствуют определенному возрасту и складываются по определенной логике под влиянием и в контексте социокультурной динамики.

Рассматривая вслед за П.Я. Павлиновым процесс творческой изобразительной деятельности (Н.А. Ветлугина, Г.В. Лабунская, Н.П.Сакулина, B.C.Щербаков) и др., выделяем следующие этапы развития детского и молодежного творчества, т.е. механизмы творчества делятся на следующие фазы:

1. Область образования представления о предмете.

2. Область образования представления об изображении.

3. Область материального воплощения в действительность.

Ученые и художники-педагоги разных поколений - В.В. Алексеева, Г.В. Лабунская, С. Д. Левин, Б.М. Неменский, Е.Е. Рожкова, Н.П. Сакулина, Е.А. Флерина, Н.Н. Фомина, М.С. Чернявская, B.C. Щербаков, Е.В.Шорохов, Н.Н.Ростовцев, В.С. Кузин, Л.Г. Медведев, С.Е. Игнатьев, С.П. Ломов - каждый в своей области, опираясь на результаты собственных педагогических наблюдений, а также на основе выводов, сделанных по поводу творчества учащегося предыдущим поколением педагогов-исследователей, внесли заметный вклад в понимание рассматриваемых проблем, выдвинутых практикой и теорией.

На примере преподавания изобразительного искусства углубленно изучались отдельные стороны творческой изобразительной деятельности учащихся, а также подробно рассматривались и разрабатывались многие общие и частные проблемы, связанные с формированием творческой личности на основе использования искусства, в том числе изобразительного. Специально же вопрос о развитии изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в научно-педагогической литературе раскрыт недостаточно.

Развитию отдельных теоретико-методологических аспектов изучения этнокультуры посвящены исследования А. И. Арнольдова, М. М. Бахтина, Л.Н. Гумилева, Э. С. Маркаряна, В. М. Межуева, Д.С.Лихачева, Ю.М.Лотмана и др. Проблемы развития культуры народов рассматриваются Б.В.Арутюняном, М. Н. Губогло, М. Коулом, А.А. Сусоколовым, проблемы искусствознания и народных художественных традиций (И.Я. Богуславский, В.М.Василенко, B.C. Воронов, М.А. Некрасова, Т.М. Разина, А.Б. Салтыкова, И.В. Черкасова) и др.

Вопросы психологии народов отражены в трудах В. Вундта, Н.А.Бердяева, Л. М. Дробижевой, Н. О. Лосского, B.C. Соловьева, Т.Г.Стефаненко, К.Г. Юнга и др. Изучению этнических отношений и межэтнического взаимодействия посвящены работы А. О. Бороноева, Ю.В.Бромлея, Л. Н. Гумилева, С. И.Королева, Н. М. Лебедевой и др. Особенности этнической психологии раскрываются в исследованиях B.C.Агеева, А. А. Деркач, B.C. Мухиной, В. Д. Попова, Г.В. Старовойтовой, В.А. Тишкова и др.

Философский аспект этнического самосознания рассмотрен в значительном количестве трудов, в том числе в публикациях Г.Г.Дилигенского, И. С. Кона, Б. В. Поршнева, К. Н. Хабибуллина и др.

Теоретическую основу исследования составили труды по проблемам нравственно-эстетического и полихудожественного образования и воспитания (Ю.Б. Алиев, В.В. Краевский, Б.Т. Лихачев, Б.М. Неменский, Л.Н.Столович, В.А. Сухомлинский, М.П. Якобсон и др.); исследования по гуманизации образования (Ш.А. Амонашвили, М.Н. Берулава, И.В.Бестужев-Лада,А.А. Бодалев, Е.В. Бондаревская, Б.С. Гершунский, В.П.Зинченко, В.В.Краевский, З.А. Малькова, Н.С.Розов и др.); по общей педагогике (М.В.Богуславский, К.И. Бузаров, В.Л. Вульфсон, Л.Н. Гончаров, В.И.Горовая, В.И. До донов, В.В. Макаев, П.И. Пидкасистый, В.Г.Прядникова, В.Н. Тарасюк, Ф.А. Фрадкин и др); педагогическое образование и процесс формирования профессиональной компетентности будущего учителя (Ф.Н.Гоноболин, В.А. Кан-Калик, Н.В. Кузьмина, З.К.Меретукова, В.А.Сластенин и др.); обобщения в области народной педагогики (М.Ю. Айбазова, Х.Х-М.Батчаева, Г.С. Виноградов, З.П.Васильцова, Г.Н. Волков, А.Ш.Гашимов, А. Ю, Гордин, М.Б. Гуртуева, А.С. Койчуева, Ш.А. Мирзоев, З.Г. Нигматов, А.П. Орлова, К.Б.Семенов, Е.Е. Хатаев, А. Ф. Хинтибидзе, Я. И. Ханбиков, М.Ф.Шабаева, И. А. Шоров, А. Э. Измайлов и др.), работы по формированию этнопедагогической культуры учителя (А.Г.Абсалямов, А.А.Алимбеков, Ш.М.-Х. Арсалиев, А.Г.Гмырин, И.Ф.Гончаров, Р. Н. Идрисов, А. Николаев, Р. А. Низамов, М.Г.Харитонов и др.); исследования в области этнокультурной направленности образования (И.А. Арабов, Н. М. Сажина, В.К. Шаповалов, С. Б. Узденова) и др.

Особое значение для нас имели диссертационные исследования, посвященные этнокультурным и этнопедагогическим ценностям народов Адыгеи, Карачаево - Черкесии, Кабардино - Балкарии (Ф.В. Абаева, М.Н.Апиш, Б.М. Борлакова, Р.И. Байчорова, 3.К. Дагужева, И.А. Дадов, М.Э.Джантотаева, Г.Ю. Нагорная, М.С. Непсо, Ф.Т. Кущетерова, Л.А.Энеева и др.). В вопросах изучения истоков и путей развития народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства Кавказа мы опирались на труды С.М.Броневского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, О.В.Маргграфа, В.И.Марковина, искусствоведов Ю.К. Беджанова, Г.Г.Газимагомедова, А.Я.Кузнецовой, Д.М. Магомедовой и др.

Признавая исключительную важность результатов исследований названных авторов, следует отметить, что:

при наличии достаточно разработанной теоретической базы по художественному образованию и воспитанию учащихся общеобразовательных школ, ряд вопросов по развитию у них изобразительного творчества в контексте традиционной и современной педагогической культуры карачаевского и балкарского народов, требует фундаментального исследования и творческого осмысления;

несмотря на значительный интерес ученых к вопросам полихудожественного образования и воспитания подрастающих поколений, к проблемам развития творчества учащихся общеобразовательных школ в процессе изобразительной деятельности, очень мало работы по исследованию образовательно-воспитательных ресурсов феномена «изобразительное творчество» в контексте этнопедагогической культуры балкарцев и карачаевцев, в связи с общностью традиционных педагогических культур;

недостаточно научных исследований, посвященные исследованию условий и методов оптимизации изобразительного творчества учащихся на основе реализации ценностного потенциала народной педагогики карачаевцев и балкарцев.

Вместе с тем, необходимость модернизации и этнизации российского полиэтнического образовательного пространства, потребность школы и семьи в совершенствовании содержания и методики развития творчества у будущих педагогов и школьников, в том числе навыков изобразительного творчества, породили возникшие в этой области противоречия между:

тенденцией к повышению роли этнонациональных культур в обще-цивилизационном развитии и недостаточным их теоретическим осмыслением, научно-методическим и технологическим обеспечением использования накопленного опыта в практике образования и воспитания;

заложенными в этнокультурных и этнохужожественных традициях воспитания гуманистическими ценностями и недостаточным использованием их потенциала в образовательно-воспитательном процессе общеобразовательной школы;

потребностью подрастающих поколений в целостной системе полихудожественного образования, развитию творческого мышления и несформированностью в педагогическом сознании ценностного отношения к идеалам народного воспитания, опыту формирования у учащихся общеобразовательных школ изобразительно-художественного творчества;

потребностью педагогической практики северокавказских республик в научном обобщении опыта традиционных систем воспитания, в том числе в сфере художественного образования подрастающих поколений и отсутствием системных исследований по развитию изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в контексте этнизации современной школы.

Необходимость разрешения названных и других противоречий порождает проблему исследования, суть которой заключается в необходимости целостного исследования проблемы развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ, в методике полихудожественного образования и воспитания карачаевского и балкарского народов, ее сущностной характеристики, содержания, функционирования и технологий использования в современной образовательной практике.

Объект исследования – методика образовательно-воспитательного потенциала полихудожественной культуры карачаевского и балкарского народов.

Предмет исследования - процесс развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в системе традиционной методике и современной педагогической культуры карачаевского и балкарского народов.

Цель исследования: разработать теоретическую и методическую концепцию развития изобразительного творчества личности, выявить творческий и педагогический потенциал полихудожественной культуры карачаевского и балкарского народов, разработать научно - педагогические основы ее использования в процессе развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ и подготовки будущих педагогов-художников в современном образовательном пространстве северокавказских республик.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что процессом развития изобразительного творчества можно эффективно управлять, если:

исследовать философские основы проблемы развития изобразительного творчества и этапы развития изобразительного искусства карачаевского и балкарского народов, его структуру и методику;

выявить источники и специфику изобразительного творчества карачаевского и балкарского народов в контексте социокультурной динамики;

будут разработаны научные методические основы активизации творческой деятельности:

на методологическом уровне, включающем в себя системный и деятельный подходы;

на теоретическом художественно-педагогическом уровне, включающем соответствующие методические предпосылки развития творческой активности личности;

на теоретико-методическом уровне, связанном с организацией творческих ориентиров в поэтапном развитии творческого действия;

на прогностическом уровне самореализации личности.

Задачи исследования:

  1. Исследовать философские основы проблемы развития изобразительного творчества, провести методологический анализ научно-теоретической и методической литературы по проблеме исследования.

  2. Выявить сущность и этапы методике обучения и развития изобразительного искусства карачаевского и балкарского народов, его структуру и взаимосвязь разных видов художественно-творческой деятельности в системе полихудожественного образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

  3. Выявить источники и образовательно-воспитательный потенциал методики преподавания изобразительного искусства карачаевского и балкарского народов в контексте социокультурной динамики.

  4. Изучить состояние и определить научно-педагогические основы развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в современной образовательной практике, разработать способы оптимизации художественно-творческих способностей школьников на занятиях по декоративно-прикладному искусству.

  5. Предложить модель формирования профессиональной компетентности учителя изобразительного искусства, ориентированной на развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ, в контексте этнизации и модернизации современного образования.

Методологическую основу исследования составляют отечественные и зарубежные теории и концепции культуры; философско-аксиологические теории и концепции, раскрывающие проблему ценностей культуры, в том числе педагогической.

Исследование базируется на важнейших положениях:

- теории общей и художественной культуры (Ц. Г. Арзаканьян, B.C.Библер, П. Е. Гуревич, М. С. Каган, В. А. Конев, Э. С. Маркарян, В.И.Межуев, Л.А.Рапацкая, В. В.Селиванов, В. К. Скатерщиков, Е.В.Соболев, Э.В. Соколов, Р.А. Тельчарова, Н.З. Чавчавадзе и др.);

философской теории художественно-эстетических ценностей (В.А.Василенко, Г. Выжлецов, А. Г. Здравомыслов, М. С. Каган, Д.А.Леонтьев, Л. Столович, В. П. Тугаринов, В. Франки, А. Г. Харчев и др.);

концептуальные решения, имеющие общетеоретическую значимость для понимания уровневых взаимосвязей, творчески действующего в социокультурном мире человека (Л. И. Анцыферова, К.А.Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, Л. И. Божович, Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, А. В. Петровский, С.Д.Смирнов, Д. И. Фельдштейн, В.Э.Чудновский, Н. И. Чуприкова, Е.В.Шорохова, Д. Б. Эльконин и др.).

концепции формирования личности учителя (Л. Г. Арчажникова, Н. И. Вьюнова, И. Ф. Исаев, А. К. Маркова, М. К. Миронова, Л. М. Митина, Н. Ю. Посталюк, В. Л. Сластенин и др.);

теории эстетического развития личности (Э. Б. Абдуллин, Л.А.Безбородова, Л. В. Горюнова, А. Пиличяускас, Л. А. Терентьева, В.С.Кузина, С.П. Ломова и др.).

Общая методология. Многоаспектность исследуемой проблемы предопределила выбор в качестве методологической доминанты культурологический подход, обусловленный объективной связью человека с культурой как системой ценностей, представлением о человеке как части и творца культуры. Он осуществляется в контексте общефилософского понимания культуры и философской теории ценности, базируется на аксиологических принципах,отражающих национальные и общечеловеческие ценности духовной жизни общества, составляющих одну из сущностных основ стратегии образования; о воспитании человека через освоение отечественной (национальной) и мировой культуры; на личностно-ориентированном и деятельностном подходах, нацеленных на интериоризацию обобщенного опыта человечества и родного народа в аксиологическом аспекте, значимом для отдельной личности.

Конкретную методологию исследования составили следующие положения о конкретно-историческом изучении педагогических явлений в их взаимосвязи; философских основах творческой деятельности личности как составной части общецивилизационных процессов, приоритетными из которых являются сравнительное языкознание, исследование мифологии, фольклора, изобразительного творчества, которое узнается по ее главному, основному предназначению в жизни, в диалектическом восхождении духа - творчеству.

Целостное изучение педагогических явлений есть связь истории с современностью, социокультурная природа преемственности поколений; культурологический подход, рассматривающий традиционную культуру народа как неотъемлемую часть общечеловеческой культуры и его духовной жизни; учение об общечеловеческом и этнически -особенном в педагогическом процессе и др.

Концепция исследования представляет собой совокупность ведущих положений, идей, определяющих замысел работы и раскрывающих сущность исследуемого феномена. Основополагающей концептуальной идеей исследования является положение о том, что опыт и практика развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в педагогической культуре балкарцев и карачаевцев представляют собой целесообразную, динамично развивающуюся систему воспитания, которая:

сформировалась под влиянием национальной культуры, исторических, природно-климатических, социально-экономических условий и имеет свои этапы и закономерности развития;

сложилась под влиянием и в контексте традиционной этнической культуры, при взаимодействии разных видов художественно-творческой деятельности и имеет гуманистическую направленность цели, задач и содержания;

имеет различные источники (семья, быт, природа, народное творчество, язык, наука, ремесло, искусство, государство, религия.), обладает единым этническим содержанием системообразующих элементов (средств, методов, форм и приемов формирования);

имеет этноспецифическое содержание и механизмы функционирования;

при создании соответствующих условий может эффективно использоваться в современной практике образования и воспитания учащихся общеобразовательных школ.

Источниковую базу составили лингвистические, литературные и фольклорные публикации, печатные труды по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа, этнографии, искусствоведения, истории педагогики и школы, учебники и учебные пособия, образовательная практика в средних образовательных школ и др.

В решении поставленных в диссертации задач, автор использовал следующие методы научного исследования:

- теоретические - исторический, сравнительно-сопоставительный, логический и ретроспективный анализ философской, историко-этнографической, художественной и искусствоведческой, психолого-педагогической литературы по проблеме, теоретическое обобщение;

- эмпирические - анкетирование, педагогический анализ и научная оценка учебных программ и учебников по изобразительному искусству и методике ее преподавания; анализ опыта работы школ, вузов, изостудий; педагогическое интервью; анализ рисунков и других продуктов детской и юношеской изобразительной деятельности способом поперечных (трансверсальных) и продольных (лонгитюдных) срезов; наблюдение за деятельностью детей на занятиях в изостудии и общеобразовательной школе, при непосредственном руководстве диссертанта творческим процессом; изучение детских ремарок к рисункам, протоколирование высказываний и пояснений детей, беседа с родителями, детьми, общение в условиях студийной мастерской, школьного класса; опытно-экспериментальная работа, органично включающая в себя констатирующую, поисковую и формирующую фазы целостного творческого процесса.

- статистическая обработка и систематизация полученных данных.

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось в 30 школах КЧР; 25 школах КБР, а также в Карачаево-Черкесском государственном университете, Кабардино-Балкарском государственном университете. Исследованием было охвачено 45 учителей и руководителей школ, 1200 учащихся школ, 160 студентов, 184 родителей, 50 преподавателей, 14 экспертов (представителей национальной интеллигенции).

Организация и основные этапы исследования.

Первый этап исследования (2000-2004 г.г.) - изучение литературы по проблеме; составление программы исследования, конкретизация его задач, разработка теоретических и методологических основ исследования; создание спецкурса для студентов; сбор полевого материала; определение логики научного поиска.

Второй этап (2004-2006 г.г.) - анализ и обобщение исследовательского материала; подготовка и издание монографии «Развитие художественных способностей студентов на занятиях по декоративно-прикладным искусством», а также методического пособия «О формах проведения практических занятий по культурологии».

Третий этап (2006-2010 г.г.) - уточнение теоретических выводов, опытная проверка полученных данных в ряде школ КЧР, КБР; подготовка к изданию монографии «Развитие изобразительного творчества молодежи в традиционной и современной педагогической культуре Карачаево-Балкарского народа», издание учебного пособия, его внедрение в образовательную практику республик Кабардино-Балкария и Карачаево - Черкесия; подготовка текста диссертации.

Научная новизна исследования: Полученные в ходе исследования объективные результаты в своей совокупности содержат решение крупной научной проблемы, включающей:

теоретико - методологическое обоснование целостной динамичной системы художественной культуры, созданной карачаевским и балкарским народами, структурообразующими элементами которой являются декоративно-прикладное искусство (камнерезное, ювелирное, золотошвейное, резьба по дереву, ковроделие, макраме, вязание крючком), рисунок, живопись, скульптура и др., системообразующим фактором которой является изобразительное искусство, изобразительное творчество народа;

комплексное исследование проблемы развитие изобразительного творчества подрастающих поколений в контексте традиционной и современной педагогической культуры таких северокавказских народов как: балкарцы и карачаевцы в связи собщностью традиционных культур; определена структура процесса, выявлены основные этапы развития;

уточнены и конкретизированы понятия «изобразительное творчество карачаево-балкарского народа», «воспитательные ресурсы изобразительного творчества карачаевцев и балкарцев», «аксиологический потенциал детского изобразительного творчества», «механизмы творческой деятельности в педагогических традициях горских народов», которые опираются на народные традиции и имеют следующие характеристики: они всеобщны, массовы, учитывают общественное мнение, долговременны, прочны, стабильны, выражают и регламентируют настоятельную, необходимую для сохранения и развития этноса, деятельность как в духовной, так и в практической сфере, выявлено их соотношение и взаимосвязь;

обобщены и систематизированы источники (семья, природа, быт, труд, взаимоотношения людей, национальные ценности, которые нельзя отделить от общечеловеческих, они находятся в диалектической взаимосвязи и взаимозависимости), средства (культуролизация индивида в обществе; определение успешной жизненной стратегии на достижении духовных целей для самоопределения; источник самопознания; расширение кругозора и определение мировоззренческих позиций; реализация жизненных задач как внутри этноса, так и регулирование отношений между этносами) и методы (творческое воспитание личности в духе нравственности, религии) полихудожественного воспитания и образования в культуре и традициях карачаевцев и балкарцев, раскрыта специфика их функционирования в горской семье, выявлены их гуманистическая направленность, единство и взаимосвязь в процессе формирования личности;

определены и комплексно исследованы структурно-содержательные характеристики методов художественно-творческого действия в процессе изобразительной деятельности, механизмы художественно-творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ и анализ изобразительного творчества в контексте социокультурной динамики;

исследовано состояние, выявлены проблемы и разработаны концептуальные направления дальнейшего совершенствования методов организации изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ на основе использования идей народной педагогики;

разработано научно-методическое обеспечение процесса развития изобразительного творчества у студентов художественно-графических факультетов; определены педагогические условия совершенствования содержания и методики развития навыков изобразительного творчества;

разработан методический вектор развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в контексте этнизации и модернизации образования;

разработаны и обоснованы критерии, уровни сформированности творческой активности учащихся средствами изобразительной деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

получено новое научное знание о сущности методов и особенностях развития изобразительного творческого процесса средствами этнопедагогической культуры карачаевцев и балкарцев;

с позиции системного подхода выявлены источники, цели, содержание, средства и методы полихудожественого воспитания подрастающих поколений в педагогической культуре двух северокавказских народов, представляющие собой уникальный материал об образе мыслей и взглядов народа о воспитании целостной, гармонически развитой личности;

обобщения и выводы диссертационного исследования, о сущности и специфике методов развития изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в традиционной и современной педагогической культуре карачаевцев и балкарцев, существенно дополняют имеющиеся в современной педагогике представления о возможностях использования народного опыта в решении задач полихудожественного воспитания и образования учащихся общеобразовательных школ в условиях поликультурного образовательного пространства;

подтверждено, что традиционная методика обучения и педагогическая культура народа располагает глубоким и разнообразным содержанием, а также системой эффективных средств, методов, приемов формирования и развития изобразительного творчества детей, которые обогащают педагогическую теорию и современную образовательную практику.

Практическая значимость. Результаты и выводы, сформулированные в диссертации, представляют основу для дальнейших исследований художественно-творческой деятельности учащихся общеобразовательных школ средствами этнокультуры, народной педагогики карачаевцев и балкарцев, и всего кавказского региона. Фактологический материал и раскрытые в работе теоретические положения могут быть включены в учебники и учебные пособия по этнопедагогике для средних и высших педагогических учебных заведений, использоваться в системе переподготовки и повышения квалификации работников народного образования, практической деятельности учителей общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования. Диссертационный материал используется в образовательном процессе ХГФ КЧГУ, а разработанные автором учебно-методические пособия, программы курсов по выбору, монографии в СОШ а.Учкулан, а. Карт-Джурт, а. Хурзук, а Нижняя Теберда, а. Верхняя Теберда, СОШ №3, 4, 5, 6 г. Карачаевска, СОШ № 1, 6,7 Малокарачаевского района, что позволяет значительно повысить эффективность процесса формирования и развития изобразительного творчества студентов и школьников современных вузов и школ.

Учебно-методические пособия и программы спецкурсов могут использоваться в качестве содержательной основы для работы со студентами художественно-графических факультетов и др. Результаты исследования могут быть использованы при составлении программ, методических рекомендаций, предназначенных для всех форм занятий с детьми изобразительной деятельностью (уроки, кружки, студии, школы искусств, художественные школы и др.), а также при составлении рекомендаций для педагогов и родителей. Модификация программы (при опоре на региональный материал) может использоваться в образовательных учреждениях других регионов России.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась широкой источниковой базой исследования, апробацией его результатов, методологической обоснованностью исходных позиций, связанных с аксиологическим, культурологическим и личностно-деятельностным подходами, применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике, репрезентативностью выборок, непротиворечивостью выводов и опытных данных, их сравнимостью с массовой практикой.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Направленность творческого процесса при работе с учащимися общеобразовательных школ, в первую очередь, основывается на глубоком изучении этнокультуры, психологических особенностей каждого возраста. Большая роль при этом отводится использованию опыта художественно-творческой деятельности в этнопедагогической культуре карачаевского и балкарского народов, наблюдению педагогом учащегося, изучению всех его проявлений в процессе творчества. Причем, необходимо, чтобы методы стимуляции творческого акта, разрабатываемые педагогом в процессе сотворчества со школьником, шли параллельно развитию ребенка, росту его творческих способностей и соответствовали народным художественным традициям, апробированным временем.

  2. Художественное воспитание и образование молодых поколений - категория не только методическая и педагогическая, но и историческая. Его сущность и содержание в традиционной педагогической культуре карачаевцев и балкарцев складывались как целостная система художественных идей и замыслов, принципов и методов формирования, а вклад в отечественную педагогическую культуру определяется своеобразием национально-психологических особенностей и художественных традиций, сформировавшихся под влиянием условий жизни и природных особенностей региона.

  3. Сущность и своеобразие художественного творчества народа выступают основой этнокультуры горских народов, причем системообразующим фактором этого объединения является изобразительное творчество народа, аккумулирующее в себе миропонимание и мироощущение народа в контексте социокультурной динамики.

  4. Гуманистическая направленность художественного воспитания в традиционной педагогической культуре, обеспечивающая эффективное развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ, обусловила устойчивость, преемственность и успешность его функционирования в многонациональном регионе и одновременное сохранение национального колорита в задачах, содержании, источниках, средствах и методах, коррелирующих с общечеловеческими ценностями и идеалами.

  5. Профессиональная компетентность будущего педагога, осуществляющего формирование изобразительного творчества современных школьников, заключается, в том числе в использовании накопленного народной педагогикой опыта организации изобразительного творчества и своеобразия национальной культуры.

  6. Педагогическая технология формирования навыков художественного творчества основывается на принципах развивающего обучения и делает возможным осуществлять весь процесс как движение от духовного содержания народного искусства к формам его выражения, формирует готовность к творчеству, инновационный стиль мышления.

Апробация и внедрение в практику. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедр педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета. Материалы исследования докладывались на научно-практических конференциях г. Ростов -на Дону, в Северо-Кавказском научном центре высшей школы, в Ставропольском государственном университете в научном журнале «Вестник», в Пятигорском государственном технологическом университете, в Карачаево- Черкесском государственном университете, в Карачаево - Черкесской технологической академии.

Опубликованные материалы использовались в практической работе диссертантом и преподавателями кафедр педагогики Карачаево-Черкесского государственного университета, кафедры рисунка художественного- графического факультета КЧГУ, кафедры социально- гуманитарных и естественнонаучных дисциплин, кафедры управления и сервиса в Карачаевском институте экономики и управления (Филиала ПГТУ), в научно- исследовательской работе студентов и аспирантов.

Взаимопроникновение разных видов художественно-творческой деятельности кавказких горцев

Социальные процессы, происходящие, в обществе, выдвигают новые требования к развитию личности. Настоятельной потребностью времени является проявление творчества, поиск рациональных нестандартных путей решения задач в любой сфере деятельности, повышение интеллектуального потенциала каждого члена общества, максимальное развитие изобразительное творчество человека.Развитие способностей личности не может рассматриваться как процесс самостоятельный, отдельный от комплексного формирования личности.

Исследуя проблему психологических особенностей развития художественно-творческих способностей, необходимо определить факторы, влияющие на данный процесс, свойства и основные характеристики художественных способностей.Существуют различные психологические факторы, которые влияют на формирование личности: наследственность, среда, активность, воспитание, образование, развитие.

В задачу данного исследования не входит подробное рассмотрение каждого фактора с психологической точки зрения. Отметим лишь те особенности, которые непосредственно влияют на развитие художественно-творческого потенциала личности.Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы позволил сделать вывод о том, что каждый человек наделен задатками, на основе которых формируются в последствии индивидуальные способности: художественные, литературные, музыкальные, научные организаторские, спортивные и т.п.

Способности определяются психологами как индивидуальные особенности, которые являются условием успешного выполнения какой-либодеятельности, или нескольких видов деятельности. Своеобразное сочетание способностей, которое позволят человеку достичь выдающихся результатов в каком-либо виде деятельности, называется одаренностью (талантом) (144,с.10)

Способности к каждому виду деятельности имеют определенную структуру, которая представляет собой сложный комплекс основных и вспомогательных свойств. Так, например, в своих научных трудах B.C. Кузин рассматривает свойства индивидуальных художественных способностей; «творческое воображение и мышление, зрительная память, способствующая созданию ярких зрительных образов в сознании художника и помогающая успешной трансформации их в художественный образ, эмоциональное отношение к изображаемому явлению и др. (193,с.31)

Многие видные психологи среди которых Л.С. Леонтьев (206), В.А.Крутецкий(189), Б.М. Теплов(359) и другие обращались к проблеме изучения способностей человека и их развития. С недавнего времени в психологии все больше стало появляться исследований, посвященных изучению механизмов художественно-творческого развития человека. Разработка этого вопроса имеет ряд направлений. Рассмотрим некоторые из них.ПЕРВОЕ - выдвинуто Л.С. Выготским еще в 20-е годы. Он выбрал объектом изучения само произведение искусства, т.е. конечный результат творческого процесса, а не его автора и не его потребителя. Он писал: "Мы пытаемся изучить чистую и безличную психологию искусства безотносительно к автору и читателю, исследуя только форму и материю искусства". (72,с.17). Это, несомненно, плодотворный путь, однако он исключает возможность выявления психологических свойств, тесно связанных с формированием творческих способностей человека, в силу своей "безличности".

ВТОРОЕ - направление исследует сам творческий процесс, от замысла до воплощения /Б.М. Теплов/. В центре внимании оказывается автор художественного произведения /создатель или исполнитель/. Одни ученые концентрируют внимание на выявлении основных этапов создания произведения и материалистической природе творчества. Другие стремятся обнаружить психологические предпосылки формирования художественно-творческих способностей, и это ближе к теме нашего исследования. Допустимо предположить, что многие из этих способностей необходимы как для создания произведения, так и для его восприятия. В своей основе они могут иметь немало общего и у художника, и у потребителя искусства.

Некоторые авторы в своих научных трудах обращаются к рассмотрению сугубо специальных художественно-творческих способностей, необходимых для занятий определенным видом искусства. Например, В.М. Теплов в своем исследовании "Психология музыкальных способностей" (359,с.230) выделяет основные музыкальные способности, развитие которых имеет важное значение в деле музыкального воспитания. Корни творческих способностей человека Б.М. Теплов стремился найти в общих способностях его психики и связывал художественный тип с особой реактивностью нервных процессов, которая обуславливает острую впечатлительность людей.

В рамках ТРЕТЬЕГО направления, посвященного восприятию произведения искусства потребителем, чаще, чем при анализе творческого процесса обращаются к психофизическим свойствам личности. Стремятся учесть человеческие типы, исследованные И.П. Павловым /художественный, мыслительный, средний/ и принять во внимание, вслед за Б.М. Тепловым, отдельные качества общих типов высшей, нервной деятельности. Например, Г.А. Петрова выявляет связь особенностей художественного восприятия с подвижностью или инертностью высшей, нервной деятельности.(276,с.24.)

Следует отметить, однако, что большинство исследований этого направления чаще посвящены самому процессу восприятия художественного произведения и не рассматривают влияние восприятия произведений искусства на формирование творческих способностей личности или влияние личностных качеств на восприятие произведений искусства. Вопрос о степени адекватности зрительного восприятия идейно-эстетическому содержанию произведения. Требуется учет многих факторов, в числе которых -культурный уровень потребителей /реципиентов/, их вкусы, степень подготовленности к восприятию произведения искусства, а также психофизиологические особенности зрителя.Последние экспериментальные исследования показали, что творческие потенции изначально заложены в мозгу каждого человека, но на практике

Характеристика общечеловеческих достояний карачаевцев и балкарцев в народной педагогике XIX - XX столетий

Идейное, трудовое и эстетическое воспитание подрастающего поколения, формирование гармонически развитого и творчески активного человека всегда было и остается одной из важнейших задач общеобразовательной и высшей школы. В творческом и практическом решении ее работники народного образования опирается на достижения и опыт мировой, отечественной педагогической науки, наконец на ценнейшее достояние народной педагогики.

Великий русский педагог Н. Д. Ушинский отводил родной педагогике в общей системе воспитания очень большое место. «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах... - утверждал он. - Только народное воспитание является живым органом в процессе народного развития». Высоко оценивается опыт народной педагогики и нашими современниками: «Народ только «потребитель», но и один из разработчиков педагогики. Так было в прошлом, тем более есть в настоящем».(373, с. 14)

Народ всегда стремился воспитывать у учащихся глубокое уважение к знаниям, а знания, накопленные старшими, бережно передавались подрастающим поколениям. В отношении к труду во все времена народ видел главный основной критерий моральной, нравственной оценки личности. В содержании многих обрядов, сказок, песен, пословиц, поговорок, и других произведений фольклора отражено благотворное влияние труда на становление характера человека. В трудовой среде родители всегда стремились привить своим детям качества трудолюбия, с ранних лет привлекали их к ведению хозяйства. Необходимость многосторонней трудовой подготовки требовала от юношей и девушек усвоения разнообразных умений и навыков. В многовековом процессе воспитания подрастающих поколений трудящиеся интуитивно искали и находили своинаиболее верные и эффективные пути и методы педагогического воздействия. Так возникло убеждение, что трудовое воспитание лишь в том случае, если оно начинается с раннего детства и при этом учитывается опыт предыдущих поколений. Передача трудовых знаний и навыков осуществляется, таким образом, непосредственно от родителей к детям, и на этой основе возникает устойчиво, прогрессивные трудовые традиции и педагогические воззрения в полной мере сохраняют свое значение для педагогической науки.

В народной педагогике цели и средства нравственного и художественного воспитания всегда тесно связывались с эстетическим аспектом. Старшие всегда учили не только видеть прекрасное, но и ценить его.

Конкретные эмоциональное насыщенные образцы искусства как правило, оставляют глубокий неизгладимый след в характере учащихся, активно способствуют процессу формирования их творческой личности. Это воздействие тем сильнее, что для сельского ребенка народное художественное и декоративно-прикладное, присутствующее как необходимый элемент едва ли во всех предметах бытового обихода, - не музейные экспонаты, а естественная, привычная с детства эстетически -бытовая среда его жизни. Приобщение его к этому миру не в форме каких-то «уроков» а на протяжении его детства и последующей жизни, в процессе трудовой деятельности. Сначала ребенок просто воспринимает окружающие его предметы, затем, как правило под руководством старших, учится изготовлять простейшие из них, последовательно осваивает необходимые художественные операции, и при этом не изолированно, а в процессе познания художественной и эстетической функции предмета.

На селе всегда ценился умелый человек, который своими руками мог сделать все или почти все необходимо для жизни, от избы до детской игрушки, и при этом не только прочно, добротно, но и красиво, в лучших традициях национальной художественной культуры. Именно такого умельца,который сочетал бы в себе прочные трудовые навыки с развитым художественным и эстетическим вкусом, и стремилась воспитывать народная педагогика.

Условия современной жизни ставят, разумеется, новые требования, выдвигают новые, значительно более сложные претензии. Сегодня не только в городе, но и в любой, самой отдаленной деревне человек живет в обстоятельствах, очень далеких от патриархального быта старой деревни с ее натуральным хозяйством. Так что многие конкретные цели народной педагогики уже отмирают. Однако жизнеспособным и в высшей степени актуальным остается одно из ведущих ее положений: воспитание гармонически развитой личности, труженика, хорошо владеющего всеми секретами своего ремесла, творческого, чуткого к красоте окружающей его жизни, создающего мир по единым законам пользы и красоты.

Проблемы педагогики и, в частности, художественного и эстетического воспитания детей, занимают важное место в общей системе педагогического воздействия на процессы формирования личности. «Если бы все мы в полной мере отдавали себе отчет, насколько рано они формируются, - пишет о детях отечественный педагог - основное - фундамент мировоззрения, моральные принципы, душевные качества человека - закладывается именно в раннем детстве... Постепенно, со ступени на ступень поднимается малыш в своем физическим и духовном развитии. Еще не научившись хорошо держать мелок или карандаш, ребенок пытается ощутить мир путем изображения его. Бессознательно закрепить свое ощущение цвета, формы, образов. Эти изображения наивны и прекрасны в своем лаконизме, в ласковом, теплом отношении к миру. Кажется, на всех первых ребячьих рисунках прежде все появляются солнце, мама, цветы. Самое простое, понятное и приятное».(358,с.56)

Искусство оказывает на детей огромное влияние, рождает и углубляет в них благородные, высокие чувства, активно формирует отношения кокружающей действительности. Народное искусство вводит детей в поэтический мир образов, обогащает их художественное восприятие, развития их фантазию и воображение. «Маленькие дети воспринимают их (изделия народных мастеров) глубже и полнее, чем больше полнота живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу детского сада в формировании художественного вкуса детей и в руководстве их изобразительным искусством», - пишет Н.Н. Саккулина. И далее: «Жизнерадостное по колориту, живое и динамичное по рисунку, простое и ясное в композиционных решениях, реалистическое в образах, народное

Специфика потенциала методики развития художественного творчества учащихся в общеобразовательных национально-региональных школах

Согласно нашей гипотезе, повысить эффективность подготовки учащихся в области изобразительного творчества, возможно, если на начальном этапе обучения сделать акцент на развитие художественного восприятия. Известно, что через определение понятия можно раскрыть его содержание и выявить специфику отображаемых им явлений. Поэтому в свете исследуемой проблемы важным представляется раскрытие общего и особенного в понятии «художественное творчество». В данном исследовании не ставится задача всестороннего и полного анализа литературы по проблеме художественного восприятия, поэтому использование психолого-теоретических подходов будет носить избирательный характер.

Мы попытаемся в рамках этого параграфа: 1) опираясь на общую теорию восприятия, попытаться раскрыть его сущность, структуру и механизм развития; 2) проследить взаимосвязь понятия «восприятие» с понятиями «деятельность», «личность», «способность», «интеллект», «мышление», «речь», «творчество», - на этой основе выявить положение о художественном восприятии как профессионально значимом виде деятельности молодого художника; 3) выделить группы психических процессов и их функции, развитие которых влияет на адекватность восприятия произведений искусства, наметить образовательные компоненты; 4) на основе психологических исследований проверить правильность выдвинутых в первом параграфе критериев и показателей подготовки студентов-художников к профессиональной деятельности; 5) дополнить дидактические и методические принципы и этапы обучения, составляющие основу вводного курса изобразительного искусства. Анализ научной литературы показал, что при изучении художественного восприятия необходимо исходить из общей природы восприятия. В настоящее время существует более двух десятков теоретических трактовок восприятия, разнящихся по многим весьма существенным пунктам. Причина подобного положения в том, что, в отличие от образов восприятия, процесс, приводящий к их возникновению, не только скрыт от самонаблюдения, но и экспериментальным путем выявляется с большим трудом, поэтому подходы у авторов, исследующих процессы художественного восприятия, и его развития, также очень разные.. Применительно к изобразительному творчеству; тем более в практике изобразительного образования, такого рода данные только приобретаются.

А. Н. Леонтьев в ретроспективном анализе исследований восприятия отмечает два подхода в отечественной психологии. Один из них -сенсуалистический или «рецепторный», выделяет два звена в схеме анализа восприятия: «афицирующее» (внешнюю причину) и «афицируемое» (состояние субъекта). Другой - «рефлекторный», как и само понятие рефлекса, восходит к Декарту и имеет долгую историю развития. Где, к перечисленным выделяется третье звено: «деятельность субъекта», опосредующая его связи с внешним миром.(74,с.67)

В отношении природы восприятия мы придерживаемся позиции «деятельностного» подхода, так как именно в его рамках были сделаны важные выводы о том, что восприятие - это сложная деятельность, опосредованная активностью субъекта, в результате которой происходит формирование психического образа. Кроме того, в исследованиях П.К.Анохина, Д.Б.Богоявленской, Л. С Выготского, А. Н. Леонтьева, Б.С.Мейлаха, А.Т.Шумилина, М. Г. Ярошевского. и др. Подчеркивается, что проблема деятельности органически связана с проблемой развития личности, так как личность и формируется, и проявляется, и совершенствуется в деятельности.

Из сказанного видно, что в современной психологии восприятие рассматривается в тесной связи с такими понятиями как «деятельность» и «личность», что подтверждает предположение о необходимости организации полноценной, методически обоснованной учебной деятельности по восприятию искусства.

Проблема восприятия как вида деятельности в отечественной психологии была разработана в трудах А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А.В.Запорожца, В. П. Зинченко, Л. А. Венгера и др. Так, А. Н. Леонтьев и А.В.Запорожец делают вывод о сложности состава восприятия и его деятельностном характере. А. Р. Лурия выдвигает положение, что «восприятие является сложным процессом, который протекает по типу сложной ориентировочной деятельности, имеет вероятностное строение и включает в свой состав анализ и синтез воспринимаемых признаков, выбор одного из множества возможных альтернатив и «принятия решения» -...аналогичный по своей структуре процессам, лежащим в основе более сложных форм познавательной деятельности» (128, С. 33). Он экспериментально обосновывает и сближает восприятие с процессом наглядного мышления, показывает связь восприятия с речью. В частности, исследуя восприятие цвета, ученый приходит к выводу о том, что человек может различать около трех миллионов различных оттенков, однако существует только 16-20 их названий. Отсюда понятно, что каждое название укладывает данный оттенок в определенную систему цветов, и, воспринимая цвета, «мы фактически осуществляем работу по переработке чувственного отражения элементарных оттенков цвета в категорию цветовых обозначений, соответствующих предметной деятельности с одной стороны, и категориям языка с другой» (169,с.87). Таким образом, восприятие объединяет сенсорную чувственную ткань и знание о предмете, с которым человек имеет дело.

Выводы об избирательности восприятия, имеют методически важное значение, т. к. позволяют представить процесс работы с картиной как процесс целенаправленного анализа предъявляемого наглядного материала и дают возможность сосредоточить внимание студентов на нужном элементе структуры произведения, а также активно вводить знания по теории искусства.

В. П. Зинченко исследует проблемы сенсорного воспитания, исходя из положения о важной роли восприятия в повышении уровня умственного развития подрастающего поколения и в совершенствовании практической деятельности субъекта. Методологически важны для нас его выводы о происхождении образов восприятия и пути согласования, т.е. приведение их в соответствие с объективной действительностью, о саморегуляции перцептивного действия. Для объяснения этих процессов он вводит понятие «перцептивная модель», которая должна быть предметной, адекватно отражающей задачи, регулирующей поведение субъекта: «для перцептивных моделей ...характерно непрерывное соотнесение модели с оригиналом в самом процессе ее построения» (204, с. 253).

Поэтому, можно предположить, при решении учебной задачи по восприятию отдельных компонентов структуры художественного произведения, у студентов формируется совершенно адекватная «перцептивная модель» одного из вариантов выразительности линии, пятна, цвета и т.п., соответствующего данному произведению искусства.

Таким образом, первый признак, характеризующий информационную систему, - адекватность создаваемых моделей восприятия определенным задачам и точность опознавания объектов и ситуаций, позволяет наметить первый этап в обучении, направленный на узнавание «первоэлементов» и понимание их эмоционального смысла.

Вторым признаком В. П. Зинченко называет время построения моделей и опознавания, совершающегося на основе построенных моделей. «Вначале

Роль целеполагание народного декоративно-прикладного искусства в подготовке будущих педагогов-художников

Рассматривая содержание и методы работы художника педагога, мы сталкиваемся с мало еще разработанным теории и практике вопросом изучения, популяризации творческого использования народного искусства. «Прежде всего, оказалось необходимым глубже познакомить с декоративным искусством самих педагогов пишет Н. П. Сакулина. Только длительное изучение памятников народного искусства, специальной литературы, дающей знания о возникновении и путях развития этого искусства в жизни народа, приблизило педагогов к этим произведениям, заставило их принять, а затем полюбить народное искусство».(323, с.67)

Народное прикладное искусство - это воплощение многовекового коллективного опыта народа и неисчерпаемая сокровищница красоты - таит в себе громадные еще далеко не исчерпанные резервы эстетического и трудового воспитания.

Во-первых, систематическое приобщение детей к народному искусству активно способствует формированию их эстетического вкуса, понимания истинно прекрасного, умения отделить красоту от красивости, подлинно художественное - от подделок и стилизации.

Во-вторых, народное искусство помогает воспитанию учащихся в духе глубокого уважения к лучшим национальным традициям, в духе патриотизма. Об этом хорошо сказ Д. С. Лихачев: «Любовь к родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постоянно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу и к своему селу, к родной природе, к своим землякам а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала»(354, с.235).

В-третьих, занятия народным искусством, различными видами художественной обработки материалов включаются как составная часть не только в эстетическое, но и в трудовое обучение школьников, способствует их слиянию в едином учебно-воспитательном процессе.

В-четвертых, собирание и изучение произведений народного искусства, создание новых работ на основе творческой переработки его лучших традиций, как правило, вызывают большой интерес у школьников, особенно в сельской местности, где дети растут в атмосфере этих вечно живых традиций художественного творчества, народных масс. Широкое использование искусства края придает эстетическому воспитанию и образованию школьников необходимую конкретность и действенность. Незнание народного искусства, неумение творчески использовать его опыт (богатство видов, жанров, техники, изобразительных и орнаментальных форм, знание и ощущение материалов, национальное своеобразие и т. д.) в значительной мере препятствуют дальнейшему совершенствованию эстетического и трудового воспитания школьников.

Рассмотренные обстоятельства особым образом формируют общий характер профессиональной подготовки выпускников художественно-графических факультетов. Такая подготовка включает в себя не только владение основными изобразительными навыками, средствами реалистического рисунка и живописи, но и соответствующие знания, практические навыки в области декоративно-прикладного искусства. И прав Г.С.Островский, утверждающий, что «народное искусство активно способствует воспитанию и формированию тех качеств, которые необходимы учителю, педагогу, художнику для полноценного осуществления своей общественной и творческой функции. Прежде чем переступить порог школы, он должен обрести не только профессиональные навыки и умения, но и гражданскую зрелость, иметь моральное право быть учителем и наставником детей. Постоянное близкое соприкосновение снародным искусством воспитывает патриотизм, чувство национальной гордости, иными словами, то, что по роду своей деятельности он призван привить ученикам».

Следует остановиться еще на одном аспекте этого вопроса, приобретающего не только собственно педагогическое, но и более широкое значение. Речь идет о судьбах народного искусства в наше время, его месте и роли в духовной жизни и бытовом укладе людей. Мы не должны наблюдать равнодушно, как кое-где гаснут очаги народного творчества, прерывается нить художественных традиций, забываются секреты мастерства. Наша молодежь должна воспринять от старших поколений это мастерство, научиться понимать и ценить народное искусство.

Все эти обстоятельства и аргументы послужили причиной включения в программу курса «Основы народного декоративно-прикладного искусства» -в системе специальной подготовки студентов художественно-графических факультетов.

Содержанием настоящего раздела служит методика использования народного декоративно-прикладного искусства на занятиях по разделу «Основы декоративного искусства».

Разрабатывая характер и последовательность тем и упражнений, каждому педагогу необходимо определить их место в общей системе обучения по курсу основ декоративного искусства, а также сумму конкретных знаний, необходимых студенту художественно-графического факультета.

Обучение основам декоративно-прикладного искусства было и остается одним из важнейших разделов специальной подготовки учителя изобразительного искусства. При решении этой задачи нельзя сводить подготовку по декоративному искусству к выработке у студентов упрощенных технических навыков и приемов работы.

Система обучения на художественно-графическом факультете складывается из следующих компонентов:а) теоретическая подготовка;б) практическая подготовка;в) методическая подготовка.

Теоретическая часть в обучении студентов занимает главное место. Она необходима для углубленной и всесторонней подготовки будущего художника педагога. Обучение декоративно-прикладному искусству следует начинать с разработки стабильного теоретического курса. Теоретические знания ставят процесс обучения на твердую научную основу, расширяют общий кругозор, воспитывают профессиональный и художественный вкус студента.

Студент-выпускник должен знать и уметь гораздо больше, чем это предусмотрено содержанием школьной программы по изобразительному искусству, тем более в теоретический курс необходимо включить задачи, решаемые в школе на занятиях по декоративному искусству.

Практическая подготовка студентов - это прежде всего овладение теми практическими навыками работы в области декоративно-прикладного искусства и художественной обработки материала, которые им необходимы для успешной работы в школе. Такие навыки они должны получить в процессе прохождения курсов «Основы декоративно-приклодного искусства» и «Технология конструкционных материалов с практикумом в учебных мастерских».

Учебные задачи, которые даются на практических занятиях, в целом должны дать представление о творческом процессе художника декоративно-прикладного искусства от возникновения замысла до осуществления его в материале. И, самое главное, необходимо добиваться того, чтобы каждый студент мог не только выполнять ту или другую оформительскую работу, но и руководить такой работой в школе, чтобы он знал методику преподавания

Похожие диссертации на Развитие изобразительного творчества учащихся общеобразовательных школ в региональных условиях (на примере Карачаевского и Балкарского народов)