Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Лазарева Людмила Анатольевна

Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы
<
Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Лазарева Людмила Анатольевна. Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.02 Москва, 2007 142 с., Библиогр.: с. 115-132 РГБ ОД, 61:07-13/2586

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие педагогического творчества учителей начальной школы как научно-методическая проблема 16

1. Анализ научных представлений о специфике педагогического творчества 16

2. Концептуальные основы развития педагогического творчества учителя начальной школы в современных условиях 25

3. Мотивация к развитию педагогического творчества учителей начальной школы 36

Глава II. Опытно-экспериментальное сопровождение развития педагогического творчества учителей начальной школы 50

1. Организационно-педагогические условия развития педагогического творчества учителей начальной школы 50

2. Методическая работа по развитию педагогического творчества учителей начальной школы 65

3. Инновационный опыт как результат экспериментального сопровождения развития педагогического творчества учителей начальной школы 83

Заключение 113

Список использованной литературы 115

Приложения 133

Введение к работе

С самого своего рождения практически каждый ребенок стремится к творческому самосовершенствованию, получению одобрения окружающих своей уникальности и неповторимости. С приходом в начальную школу он сталкивается с необходимостью подчиняться дисциплине, единым требованиям педагога, ограничивающим не только его творческие проявления, но даже свободу передвижения и общения с интересными ему людьми. Нередко ребенок разочаровывается в себе, школе, учителе, поскольку видит недооценку своих личных достижений.

Порядок, дисциплина, ответственность - эта триада обоснованных педагогических требований учителя начальной школы к ребенку является в то же время объективным сдерживающим фактором творческого развития младшего школьника. Послушный учителю воспитанник, управляемый классный коллектив - важное условие достижения образовательных стандартов, заданных педагогу государством. Парадоксально, но большинство современных детей становятся творческими во многом вопреки формализованному школьному образованию, препятствующему развитию их индивидуальности. Чаще творчески ребенок развивается сам, при поддержке семьи, учреждения дополнительного образования, общественного объединения.

Современная начальная школа в определенной мере является начальным этапом воспитания ребенка-аутсайдера. Именно от организации или отсутствия поддержки творческих проявлений ребенка на этой ступени образования зависит, будет ли ребенок творчески инициативным в последующие годы или предпочтет быть ответственным исполнителем данных кем-то поручений. В 6-7 лет ребенок всецело доверяет учителю, старается, чтобы его похвалили.

Соответственно возникает проблема научно-методического обеспечения педагогического труда, результатом которого станет не только обученный и воспитанный ребенок, но и в наиболее полной степени раскрытый творческий

потенциал каждого участника образовательного процесса (ученик, родитель, учитель).

Таким образом, актуальность исследования определяют два взаимосвязанных фактора: во-первых, потребность философского, общенаучного, психолого-педагогического обобщения научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителя начальной школы; во-вторых, наличие социального заказа на модернизацию системы образования («Концепция модернизация российского образования на период до 20] 0 г.», приоритетный национальный проект «Образование»), ориентирующую педагогов на приоритетность воспитания творческого ребенка начальной школы, подготовленного к следующей ступени образования, а в последующие годы - способствующего интенсивному развитию науки, культуры и производства.

Все это диктует необходимость пересмотра основных требований, предъявляемых к специалисту, работающему в начальной школе. Успешный, творчески развивающийся ребенок - главный результат творчески работающего педагога. Следовательно, создание условий и конструирование системы научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителей начальной школы, реализации их потенциальных возможностей являются приоритетными задачами педагогической науки и практики.

Проблема развития педагогического творчества явилась предметом специальных исследований многих ученых. Общетеоретический подход к содержанию профессиональной деятельности учителя заложен в трудах А.ИАрсеньева, НИ.Болдырева, Ф.Н. Гоноболина, Н.С.Ильина, И.В. Кузьминой, Ю.Н.Кулюткина, Н.Д Левитова, И.Т. Огородникова, Н.А.Петрова, А.И.Пискунова, В.А. Сластенина и др.

Психолого-педагогические качества педагога исследовали В.А. Беляева, Л.Ф.Бенидитова, А.В.Дмитриев, С.Б.Елканов, С.В.Кабачов, В.Т.Лисовский; эстетические умения и навыки М.А.Верб, О.В.Лармин, Н.Л.Лейзеров, П.А.Семенов, И.Л.Стариченко и др,

К настоящему времени выполнен ряд исследований, раскрывающих логику и закономерности осуществления педагогом различных направлений воспитательной работы в школе: Е.И.Антипова, Г.А.Арутюнова, Н.Ф.Белокур, М.И.Волошина, Н.И.Вьюнова, Р.А.Еремина, СМ.Корниенко, Н.Ю.Кру-тогорская, Д.А.Легостаева, А.В.Маринкевич, А.И.Мищенко, НЛСавун, О.Н.Соловьева, В.И.Спирина, Е.А.Сурудина, Н.И.Фатеева, Н.А.Томин, НЛ.Яковлева и др.

Вопросы формирования личности учителя рассмотрены в трудах Х.А.Абдукаримова, О.А.Абдуллиной, И.Л.Андреевой, Р.М.Асадуллина, СИ.Архангельского, Э.З.Бабаева, Л.Я.Бондаренко, Е.Г.Булановой, А. И. Воротниковой, М.И.Волошиной, СА.Завражина, И.Ф.Исаева, А.В.Кашина, Н.Ю.Крутогорской, Н.В.Кузьминой, Н.А.Матвеевой, А.И.Мищенко, Н.Е.Мажара, А.В.Мудрика, И.Ф.Плетневой, В.Г.Плеханова, И.Т.Пуковой, Е.И. Ромашковой, Н.Н.Савиной, Г.А.Самодовой, Л.Д.Трепоуховой, Е.Н.Шиянова и др.

Творческая самореализация педагога, продуктивная (креативная) педагогическая деятельность явились предметами исследования Г.С.Альтшуллера, Е.Л.Барышниковой, Л.И.Божович, Б.Н.Боденко, Ю.Е.Виноградова, Н.Ф.Вишнякова, Л.СВыготского, В.А.Горского, С.В.Евтушенко, В.А.Кан-Калика, Г.В.Ковалевой, Б.Б.Коссова, А.Мелика-Пашаева, М.С.Неимарка, Б.Н.Неменского, Н.Д.Никандрова, В.Н.Пушкина, К.Роджерса, Б.М.Теплова, Н.А.Терентьева, Л.Футлика, В.С.Шубинского, П.Эдвардса, Е.Л.Яковлевой и др.

Несмотря на наличие ряда работ, составляющих общий теоретический и методический фундамент профессионального развития педагога, специальное исследование научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителя начальной школы отсутствует. Использование в настоящее время отдельных средств развития творчества педагога носит фрагментарный характер и требует систематизации, поскольку отсутствие целостного представления этой проблемы и способов ее решения не позволяет в полном

6 объеме использовать огромный творческий потенциал учителя начальной школы.

Анализ объективных педагогических законов и существующей практики обозначил противоречия между:

задачей интенсивного развития и модернизации отечественного образования и отсутствием научно-педагогического обоснования создания творческого потенциала учителя для ее решения;

потребностью оценки творческих достижений педагога и сложившегося традиционного количественного подхода в оценке его педагогического труда;

декларируемыми заявлениями о необходимости развития творческих способностей детей, педагогов и отсутствием научно-методического обеспечения этого процесса.

Суть научной проблемы исследования заключается в разработке научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителя начальной школы в соответствии с направлениями модернизации отечественного образования.

Это обусловило выбор темы кандидатской диссертации: «Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной , школы».

Объект: процесс развития педагогического творчества учителей начальной школы.

Предмет: научно-методическое обеспечение процесса развития педагогического творчества учителей начальной школы.

Цель исследования: разработать теоретическое обоснование и методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы.

Гипотеза исследования

В условиях модернизации отечественного образования востребован творческий потенциал личности учителя начальной школы, развитию которого' не-

обходимо придать научно-обоснованный характер, что достигается при условии осуществления:

системного перехода от фрагментарного, разового стимулирования педагогического творчества учителя начальной школы к программной поддержке его творческой учебно-воспитательной работы, центром которой является творчески развивающийся ребенок;

изменения педагогической позиции педагога с транслятора готовых знаний, усвоившего стандартные методические умения и навыки, на позицию творческого осуществления своей деятельности, ведущей к воспитанию, обучению и развитию творческих детей;

целенаправленной деятельности администрации школы по созданию в педагогическом коллективе ситуации успеха через поддержку авторских воспитательных проектов, организацию работы временных объединений творчески работающих педагогов, передачу успешного опыта учителя по развитию творческого потенциала ребенка, способного к ценностно-смысловому и деятельностно-творческому самоопределению;

регулярного оценивания достижений и созданных возможностей для творческого развития всех участников образовательного процесса.

Задачи исследования

  1. Систематизировать результаты научных исследований и современной практики по развитию педагогического творчества учителей начальной школы.

  2. Теоретически обосновать сущность, средства и условия развития педагогического творчества учителя начальной школы.

3. Разработать и экспериментально апробировать программу научно-
методического обеспечения развития педагогического творчества учителей на
чальной школы.

4. Подготовить методические рекомендации для учителей, методистов и
администраций общеобразовательных учреждений.

Теоретико-методологической основой исследования выступают:

общенаучные принципы объективности, единства исторического и логического, личностно-ориентированный подход, закономерности развития человеческого знания;

гуманистические принципы русской философской школы (Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, А.Ф.Лосев, ПА.Флоренский и др.);

демократические традиции отечественной педагогики (М.В.Ломоносов, К.Д.Ушинский, Н.И.Пирогов, Л.НЛолстой и др.);

идеи ведущих отечественных ученых по проблемам воспитания подрастающего поколения и подготовки специалистов для осуществления этого процесса (В.П. Борисенков, СВ. Дармодехин, И.А.Зимняя, В.А.Караковский, Д.В. Колесов, И.А. Липский, Б.Т. Лихачев, А.В. Мудрик, М.И.Мухин, Л.Е.Никитина, Л.И.Новикова, Л.Я. Олиференко, P.M. Рогова, М.И.Рожков, Н.Л.Селиванова, Е.Н.Степанова, В.А. Сластенин, Г.Н. Филонов, С.Н. Чистякова, А.И. Шемшу-рина, Т.И. Шульга, Э.Г.Юдин и др.).

Методы исследования: теоретический, логический, сопоставительный, сравнительно-исторический анализ и систематизация информации; изучение и обобщение опыта; анализ исторической, социально-философской, социологической, педагогической, медицинской и культурологической литературы, публикаций и материалов в средствах массовой информации; изучение и анализ практической работы; опытная работа и педагогический эксперимент (включающий методы педагогического наблюдения, диагностирования, интервьюирования, анкетирования, собеседования и сравнения).

Экспериментальная база исследования

Экспериментальная работа осуществлялась соискателем в качестве заместителя директора по экспериментальной работе государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 1234 с углубленным изучением иностранного языка г. Москвы (с 2001 г. школа является городской экспериментальной площадкой по проблеме «Построение непрерывного

образовательного пространства на основе деятельностного подхода»), эксперта Центрального окружного управления образования Департамента образования г.Москвы, методиста Научно-методического центра Центрального окружного управления образования Департамента образования г.Москвы. Под руководством соискателя учителя-экспериментаторы округа используют «Электронное приложение» для проведения педагогического мониторинга, анализа и самоанализа контрольных и итоговых работ учащихся. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 40 городских экспериментальных площадок в Центральном округе города Москвы.

ГОУ СОШ №1234 с углубленным изучением иностранного языка г. Москвы является базовым учреждением для проведения педагогической практики студентов Московского педагогического колледжа №9 Арбат. В течение 10 последних лет соискателем проводятся регулярные мастер-классы для студентов и методистов данного колледжа; показательные уроки, совместные консультации, практические семинары. Кабинет соискателя (по итогам окружного конкурса 2005г. - победитель в номинации «Кабинет-лаборатория») является методическим центром для повышения квалификации учителей и студентов города Москвы.

В экспериментальной работе приняли участие 825 человек: учащиеся, их родители, опекуны, педагоги, руководители образовательных учреждений и органов управления образованием г.Москвы, Московской, Кировской, Пензенской областей и Краснодарского края.

Результаты научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы соискателя были отмечены руководством Москвы и Министерством образования и науки Российской Федерации. В 2002 году соискатель награжден дипломом «Грант Москвы» (Правительство Москвы). В 2004 году - Почётной грамотой Министерства образования РФ за добросовестный и плодотворный труд в системе образования. В 2005 году - фамотой Центрального окружного управления Департамента образования г. Москвы за творчество и высокую

результативность в педагогическом труде, вклад в развитие экспериментальной и инновационной деятельности участников образовательного процесса.

Основные этапы исследования. Исследование осуществлялось в течение тринадцати лет, с 1994 по 2007 годы, и включало три условных этапа.

Первый этап (1994-1997 гг.) - поисково-теоретический. Изучение и обобщение отечественного и зарубежного опыта на основе анализа различных теорий, определение методологических основ оптимизации образовательного процесса в начальной школе. Анализ и оценка современного состояния проблемы в теории и практике. Разработка научного аппарата исследования, концептуальных основ и программы научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителя начальной школы «Стимул-творчество».

Второй этап (1998-2005 гг.) - опытно-экспериментальный. Опытно-экспериментальная проверка концептуальных основ, осуществление комплексного исследования эффективности программы.

Третий этап (2006-2007 гг.) - обобщающий, Систематизация полученных исследовательских данных, качественный анализ результатов, формулирование научно-педагогических выводов по исследуемой проблеме, подготовка монографии и научно-методических рекомендаций, их внедрение в практику. Оформление кандидатской диссертации.

Научная новизна исследования

Полученные результаты исследования содержат в своей совокупности решение научной задачи, связанной с теоретическим обоснованием и методическим обеспечением процесса развития педагогического творчества учителя начальной школы, являющегося эффективным средством совершенствования обучения и воспитания учащихся:

- сформулированы научные представления о природе, методах и путях развития педагогического творчества учителя начальной школы, отражающие современные тенденции и практический опыт работы с педагогами и школьниками;

определено, что особенности педагогического творчества учителя начальной школы проявляются в таких характеристиках, как уровень систематичности творческой активности, степень включения получаемой новой информации о педагогическом творчестве в структуру уже имеющихся знаний учителя, атрибутивная рефлексия педагогической деятельности;

теоретически обоснованы сущность (целевые установки, принципы, механизмы, критерии, показатели, уровни оценки), условия и эффективные средства развития педагогического творчества учителя начальной школы, поддержки, признания и стимулирования его результатов в учебно-воспитательной работе, связанные с мотивацией на творчество; показана динамика мотивов творчества, связанная с реализацией программы развития педагогического творчества учителя начальной школы;

разработана программа научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителя начальной школы, включающая систему мероприятий стимулирования и поддержки, адекватно связанных с мотивацией педагога, и оценку эффективности данных мероприятий (диагностика, мониторинг, экспертиза и т.п.).

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в развитие теории обучения и воспитания, в той части, которая посвящена научно-методическому обеспечению процесса развития педагогического творчества учителя начальной школы, являющегося эффективным средством развития творчества обучающихся. Разработан понятийный аппарат по теме исследования, введено в педагогический оборот значительное количество отечественных и зарубежных источников, определены генезис развития педагогического творчества учителя начальной школы и основные пути совершенствования научно-методического обеспечения процесса развития педагогического творчества учителей начальной школы.

Результаты исследования конкретизируют и обогащают научные представления о содержательной и процессуальной сторонах начального общего образования,

профессиональной подготовки и повышения квалификации учителя начальной школы; дополняют содержание сложившихся подходов к развитию педагогического творчества теоретическими положениями и выводами.

Практическая значимость исследования

Для системы начального образования, профессионального педагогического образования, воспитания и творческого развития подрастающего поколения автором разработаны: программа научно-методического обеспечения развития педагогического творчества учителей начальной школы «Стимул-творчество»; методики стимулирования творчества в воспитании; инновационные средства творческого проектирования; сценарии церемоний награждения и парада достижений творческих учителей; инструктивно-методические материалы для сотрудников администрации по развитию творчества учителей начальной школы в воспитательной работе; программа обучения учителей творческому подходу к воспитанию в общеобразовательной школе; методические рекомендации для администрации, методистов, учителей начальной школы по поддержке педагогического творчества в воспитательной работе.

Результаты исследования могут быть основой для модернизации начального образования за счет внедрения:

программы системной поддержки и стимулирования педагогических действий по развитию и самореализации каждого ребенка, рассмотрению его как полноправного члена общества и как цели творческого развития учителя;

системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей начальной школы путем развития умений предлагать новые идеи, применять их в своей деятельности, научно-обоснованно оценивать их эффективность и возможность передачи другим педагогам.

Обоснованность и достоверность полученных результатов исследования подтверждается опорой на фундаментальные методологические и теоретические позиции, данными опытной и экспериментальной работы, сопоставимым эмпирическим материалом, полученными различными методами,

із' адекватными объекту, предмету, цели, гипотезе, задачам научного исследования; комплексным характером обработки данных; достаточной фактологической и научной базой; научным и научно-педагогическим опытом соискателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций, распространения авторских разработок в более чем 40 образовательных учреждений гг. Москвы, Кирова, Пензы, Краснодарского края, выступлений диссертанта перед педагогической и научной общественностью, организации и участия в научно-практических конференциях, семинарах, сессиях, «круглых столах» по теме исследования (более 100 мероприятий), наиболее значимые из которых: ежегодные (с 2000 г.) открытые методические объединения с приглашением методистов окружного научно-методического центра и учителей школ Центрального административного округа г. Москвы; ежегодные международные конференции Ассоциации «Школа 2000» по реализации деятельностного подхода в начальной школе; ежегодные городские научно-практические конференции по экспериментальной работе образовательных учреждений; круглые столы для заместителей директоров по экспериментальной деятельности и заместителей директоров по учебно-воспитательной работе города Москвы и Центрального административного округа Москвы и др.

Тема диссертации связана с планом научных работ ФГУ «Государственный НИИ семьи и воспитания» по выполнению Комплексной программы Российской академии образования «Воспитание как социальный феномен: состояние и перспективы развития».

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Педагогическое творчество - это целенаправленная деятельность специалиста, способствующая творческому развитию каждого ребенка, предполагающая использование новых педагогических технологий с учетом потребностей школьника, характеристики групп учащихся, умение диагностировать и научно обоснованно оценивать результаты своего труда, проводить рефлексию

своей профессиональной деятельности, транслировать свои достижения. Признаки педагогического творчества педагога (проявляются в реальной творческой деятельности его воспитанников) связаны с уровнем выполнения педагогической деятельности, ведущей к высокому уровню творческой деятельности детей, и охватывают два аспекта поведения педагога: инструментальный (характеризует способы его деятельности) и мотивационный (отношение к той или иной стороне действительности, а также к воспитательной деятельности).

2. В основе развития педагогического творчества - взаимное сотрудниче
ство участников образовательного процесса, включающее три главных состав
ляющих:

приведение воспитательной деятельности учителя в соответствие с потребностями, интересами и запросами ребенка и его родителей (потребностная составляющая);

ориентация воспитательной деятельности учителя на проявление творческих способностей ребенка и членов его семьи (продуктивная составляющая);

' - направленность воспитательной деятельности учителя на конструирование воспитательных ситуаций, способствующих активному включению ребенка в процесс самовоспитания и самореализации (конструкторская составляющая).

  1. Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества представляет собой систематическую поддержку и стимулирование (со стороны администрации школы) как программный комплекс мер и мероприятий обучающего и организационного характера. Это будет способствовать творческому совершенствованию педагогической деятельности, ведущей к реализации творческих способностей воспитанников, воспитанию яркой индивидуальности, отличающейся личными достижениями.

  2. Программа поддержки и стимулирования педагогического творчества учителей начальной школы включает в себя содержание, формы, методики

создания в начальной школе атмосферы творческого развития педагогов и учащихся, предполагающей методически и организационно обеспеченные администрацией отношения сотрудничества и взаимной творческой мотивации всех участников образовательного процесса. Благодаря внедрению данной программы осуществляется постепенный переход учителя от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству с коллегами, а затем к самостоятельному творчеству в различных видах образовательной, социальной и культурно-досуга вой деятельности.

5. Повышение эффективности педагогического творчества учителя начальной школы возможно при соблюдении следующих условий;

осуществление перехода от случайного, дискретного стимулирования творчества педагога к педагогически обоснованной программе поддержки его деятельности, целью которой является творчески развивающийся ребенок;

создание соответствующего психологического климата в коллективе через организационно-методическую поддержку инициативно образованных групп творчески работающих педагогов и учет результатов индивидуальной творческой деятельности учителя (ведение дневника личных достижений, портфолио и др.);

- конструирование и реализация механизмов передачи и распространения
успешного опыта учителя по развитию творческого потенциала ребенка, его способ
ностей к ценностно-смысловому и деятельностно-творческому самоопределе
нию.

Анализ научных представлений о специфике педагогического творчества

Результатом учебно-воспитательной работы учителя в начальной школе становятся практические знания и умения школьников, обогащение познавательных интересов, потребность к созидательной и преобразовательной деятельности, рост взаимопонимания в коллективе, появление стремления сравнивать себя с товарищами, педагогами, родителями, подражать лучшим из них, заслужить уважение и авторитет.

В учебно-воспитательной работе с младшим школьником главный акцент делается на формировании его позитивного отношения к самому себе и ближайшему окружению - сверстникам, учителям, родителям. Это связано со спецификой мироощущения учащихся начальной школы - важностью понимания ребёнком собственного «Я». Поэтому творческий учитель начальной школы все чаще рассматривается как организатор творческих процессов, формируюших личность воспитанника»

В Большом энциклопедическом словаре творчество рассматривается как деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.

Отечественными учеными творчество рассматривается как:

- самодостаточная жизненная цель (НА.Бердяев [19]);

- процесс достижения результата, в котором личность реализует и утверждает свои потенциальные силы и способности, в котором она сама реализуется (КШ.Кулюткин [91] и др.);

- особый вид деятельности (Г.С.Альтшуллер, В.АЛСан-Калик, НДНикандров [6; 67] и др.);

- деятельность, характерная для особых, «креативных» людей (Е.Л.Барышникова [17]);

- особый тип мышления (Ю.Е.Виноградов, В.Н.Пушкин [149; 152] и др.);

- проявление особых способностей (Б,Н.Неменский [122] и др.);

- синтетическое (интегрирующее) качество (И. А-Мартынюк [ 107] и др.);

- развитое чувство нового, открытость всему новому, как система знаний, убеждений (Т.ПБраже, КШКулюткин [30; 91]);

- «базальная» потребность, не угасающая в резульїаіе насыщения, а усиливающаяся, побуждающая не к приспособительной, а к созидательной творческой деятельности (Л.И. Божович, М.СНеймарк, С.В.Евтушенко [28; 121; 54] и ДР.;

- общественная ценность (Б.Н, Боденко [27]).

Всего существует более 140 определений понятия «творчество». На сегодняшний день большинство специалистов признает, что творчество - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социокультурной среды, опосредованной деятельностью человека, процесс, направленный на открытие, преобразование мира и самого себя.

Ряд авторов выявляет возрастные закономерности, признаки формирующихся творческих способностей, анализирует продукты творческой деятельности, вычленяет звенья и фазы творческого процесса (Д.В.Богоявленская, А.Ю.Козырева, Л.МЛопов [25; 73; 144] и др.).

Так, ЯЛ. Пономарев выделил внутреннюю логику и этапность творческой деятельности: этап созревания творческой мотивации - этап творческих замыслов и поисков - этап «озарения» - этап воплошения творческого замысла, вдохновляющий на дальнейшие творческие поиски [143].

И.П. Павлов, анализируя различия «мысленного» и «художественного» типов творчества, показал, что черты творческих личностей в целом универсальны, но зависят от сферы деятельности, от условий воспитания, способствующих их развитию. Он делал важный вывод о роли родителей и педагогов в творческом развитии детей: важно вовремя поддержать ростки творчества, не спутать их с преходящими увлечениями, распознать сферу склонностей каждого ребенка и развить их [131].

В процессе творчества возникают новые идеи, преодолеваются стереотипы, сдерживающие общественный прогресс, вырабатываются новые подходы к организации жизни. В Педагогическом энциклопедическом словаре творчество рассматривается как форма деятельности человека, направленная на создание качественно новых для него ценностей, имеющих общественное значение, т.е. важных для формирования личности как общественного субъекта [134, 286]. Там же дано определение педагогическому творчеству как форме деятельности педагога или педагогического коллектива по созданию качественно нового, никогда ранее не существовавшего [134, 286]. В педагогическом творчестве особое значение имеют педагогическая активность, ведущая к воспитанию творческих детей, и механизмы самообразования личности. Я.Корчак считал творчество педагога мужеством: «мужество поступать по-своему. Мужество не повторять вчерашнее, известное, а работать как-то по-новому, т.е. рисковать. Акт творчества - это всегда и акт мужества. Потому что творчество только тогда и можно назвать этим словом, когда действительно идет постоянное, сиюминутное созидание нового - с риском ошибиться и потерпеть неудачу» [81,56].

JLC. Выготский предлагал воспитателю ставить ребенка в положение исследователя, пытающегося установить истину под руководством педагога. Главная функция педагога - вводить учеников в жизнь, а жизнь при этом раскрывается как система творчества [44].

Ю.К. Бабанский выделил три уровня творческого характера педагогической деятельности: 1) владение основами профессии, успешное применение известных в науке и практике приемов деятельности (педагог-мастер); 2) использование наряду с апробированными средствами оригинальных новых подходов к решению задач, их успешная реализация в собственной деятельности (педагог-новатор); 3) умение не только предлагать новые идеи, применять их в своей деятельности, но и научно-обоснованно оценивать их эффективность и возможность передачи другим педагогам (педагог-исследователь) [16].

С.В.Евтушенко, рассматривая потребность педагога в творчестве, предположил, что оно:

- формируется н особой творческой деятельности;

- обусловлено значимыми и разделяемыми индивидом целями этой деятельности;

- базируется на его увлеченности и определенной способности к творчеству;

- стимулируется ситуациями успеха;

- связано с изменениями положения индивида в жизни, системе межличностных отношений; - развивается от элементарных до сложных форм, от эпизодических (ситуативных) проявлений до внеситуативной, «неисчерпаемой» потребности [54].

И.П Раченко рассматривает педагогическое творчество как активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы, успешное решение педагогических проблем, улучшение качества воспитания и обучения учащихся [156J. Это «процессуальное» определение было господствующим в советской педагогике,

И.Ф.Харламов характеризует педагогическое творчество внесением в учебно-воспитательную деятельность тех или иных методических модификаций, рационализацией приемов и методов обучения и воспитания. По его мнению, преподаватель-новатор является обновителем педагогического процесса, создавая новые идеи, программы, технологии [190],

В.И.Загвязинский, говоря о социальной значимости, новизне и гибкости педагогического творчества, подразделяет его на открытия, изобретения и усовершенствования [58].

Педагогическое творчество в учебно-воспитательной работе предполагает наличие потребности работать нестандартно, на основе последних достижений науки и практики, современных требований общества. Для творчески работающего педагога характерно сочетание понимания потребностей ребенка и его семьи, общественно значимых педагогических задач с индивидуальным способом их решений.

Мотивация к развитию педагогического творчества учителей начальной школы

Понятие «мотивация» в психологии и педагогике рассматривается как сознательный выбор человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних и внутренних факторов.

Внешними факторами мотивации к развитию педагогического творчества учителей начальной школы выступают стимулы к деятельности, внутренними -мотивы к деятельности. Стимулы носят деятельностныи характер, активизируя педагога к творческой деятельности в конкретный промежуток времени, побуждая к воспитанию детей, отличающихся неповторимостью, оригинальностью, общественно-исторической уникальностью. Мотивы формируют ценностный характер творческой деятельности, ведя к поиску смысла общественной и личной значимости творческих достижений.

Признаки педагогического творчества охватывают два аспекта поведения педагога: инструментальный (характеризует способы его деятельности) и моти-вационный (отношение к той или иной стороне действительности, а также педагогической деятельности).

Инструментальный аспект педагогического творчества включает следующие признаки:

наличие специфических стратегий деятельности, обеспечивающих ее качественную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности педагогической деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления: - быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление неожиданных идей и решений. Педагогическое новаторство учителя (как выход за пределы требований выполняемой педагогической деятельности) позволяет открывать новые приемы и закономерности воспитательной работы.

сформированное качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, связанного с самодостаточной системой саморегуляции;

особый тип организации знании: высокая структурированность; способность видеть изучаемый предмет в системе разнообразных связей; категориальный характер. Все это обеспечивает легкость перехода от единичного факта или образа к их обобщению и развернутой форме интерпретации;

своеобразный тип самообразования: создание вариативной, обогащенной и индивидуализированной среды.

Мотивационный аспект педагогического творчества включает следующие признаки:

переживание чувства удовольствия от собственной профессиональной активности;

повышенная познавательная потребность, проявляющаяся в постоянной готовности по собственной инициативе повышать свою профессиональную квалификацию, выходить за рамки требований к профессиональной деятельности;

ярко выраженный интерес к развитию творчества воспитанников как оптимальному результату своей деятельности; высокая требовательность к результатам труда, склонность ставить труднодостижимые цели и настойчивость

в их достижении, стремление к совершенству; предпочтение противоречивой информации, неприятие стандартных, типичных заданий;

устойчивость к отрицательным впечатлениям и эмоциям, сохранение самоконтроля, чувство ответственности, долга.

Мотивы являются внутренним, осознаваемым побудителем к действию. В основе любой осмысленной деятельности лежат мотивы, которые выстроены в относительно устойчивую систему, иерархию, А.Н,Леонтьев рассматривает деятельность как процесс, побуждаемый и направляемый мотивом - тем, в чем опредмечена та или иная потребность. Творческая мотивация определяется потребностью личности в творчестве [95].

На формирование структуры мотивов влияют ценностные ориентации человека. Исходя из этого, А.Н. Леонтьев выделил два взаимосвязанных класса мотивов: мотивы-цели (терминальные, смыслообразующие, ценностные мотивы) и мотивы-средства (инструментальные, выражающие предпочтения тому или иному образу действий, идущие от переживаемых потребностей).

Мотивы-цели подчинены ценностным ориентациям человека, раскрытым в трудах А.А.Бодалева, Л.И.Божович, А.Н.Леонтьева и др, [26; 28; 95], По мнению Е .В .Евтушенко, в структуре творческой направленности личности последовательно формируются мотивы увлечения, достижений, работы над собой, общественной пользы и лидерства [54].

Мотивы-средства проявляются через интерес - избирательное сосредоточение внимания на том или ином предмеїе, раскрыты в трудах А.В.Петровского, К.КЛлатонова, С.Л.Рубинштейна и др, [136; 139; 164]. Интерес или затухает, или перерастает в склонность - осознанное стремление к деятельности, удовлетворяющей определенную потребность.

Наибольший исследовательский интерес представляет выявление ведущего мотива на педагогическое творчество учителя. Люди с различной мотивацией требуют особенного подхода к стимулированию их творчества. СВ. Евтушенко считает, что творческая мотивация определяет создание системы креативности, детерминируемой потребностью личности в творчестве и определяющей ее конструктивную позицию в жизни, позитивную социализацию [54].

Для развития педагогического творчества учителю важна гармоничная структура мотивов познания, занятости, достижений, самореализации, а также производных от них мотивов интеграции, пользы и лидерства. По мнению Л.И.Божович, какие бы воздействия ни оказывала среда на человека, какие бы требования она к нему ни предъявляла, до тех пор, пока эти требования не войдут в систему собственных потребностей, они не выступят действительными факторами его развития [28, 78].

В зависимости от того, какой мотив побуждает учителя к педагогическому творчеству, его творчество для него самого, для воспитанника и его семьи, для педагогического коллектива может приобрести различный смысл.

Условно структуру мотивов к развитию педагогического творчества учителей начальной школы можно представить в следующей классификации: общественные мотивы, познавательные мотивы, прагматические мотивы, мотивы подражания.

Самым сильным стимулом к творческой деятельности является яркая и самобытная педагогическая деятельность, побуждающая творить, В научно-педагогических исследованиях (Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.А. Сластенин, В.И. Загвязинский и др. [28; 95; 170; 58]) достаточно полно раскрывается значение общественных мотивов творческой педагогической деятельности: высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма и др.

Организационно-педагогические условия развития педагогического творчества учителей начальной школы

Эффективность учебно-воспитательной деятельности общеобразовательного учреждения обеспечивается различными группами условий:

- организационные;

- образовательные;

- педагогические;

- демографические;

- исторические;

- территориально-географические;

- культурологические (использование социокультурного окружения, культурного потенциала социума);

- социальные (учет процессов, происходящих в обществе);

- мотивационньге;

- кадровые (управленческие и педагогические кадры, закрепление специалистов, повышение квалификации);

- научно-методические (учебно-методические комплексы, научно методические центры);

- информационно-методические (информационное обслуживание педагогов, родителей, учеников, внутри- и внесистемные информационные потоки);

- нормативно-правовые (использование и развитие правовой базы образования, правовые акты, документы учреждения);

- медико-экологические (реабилитация, летний отдых, состояние здоровья, учет экологических особенностей детей);

- финансовые (источники бюджетного и внебюджетного финансирования, дополнительные образовательные услуги);

- материально-технические (состояние зданий и сооружений, оборудование учреждения, ремонт и строительство).

Из всего этого многообразия условий наибольший интерес для данного исследования представляет организационно-педагогическое обеспечение, включающее:

- четкую организационную структуру управления процессом развития педагогического творчества;

- мотивирование субъектов данного процесса на конкретный результат;

- рациональное распределение обязанностей между субъектами этого процесса;

- организацию предварительного изучения особенностей каждого субъекта;

- регулярное информирование субъектов образовательного процесса о текущих и предварительных результатах совместной деятельности;

- методическое и диагностическое оснащение процесса;

- коллективное планирование процесса;

- стимулирование субъектов процесса, систематический контроль;

- рациональную организацию рабочего времени (нагрузки) субъектов;

- единство и взаимосвязь всех управленческих функций организатора

процесса.

Планомерная работа администрации образовательного учреждения по развитию педагогического творчества включает следующие узловые моменты:

диагностический блок: разработка и использование программ и методик изучения педагогического творчества учителей и родителей;

внедренческий блок: обоснование разработки и внедрения в учебно-воспитательный процесс новых форм стимулирования творчества педагогов;

экспериментальный блок: отбор учителей для осуществления опытно-экспериментальной работы, объединение педагогов в проблемные творческие группы, оказание помощи в разработке индивидуальных исследовательских программ и проектов;

практический блок: изучение запросов, оказание индивидуальной по мощи в совершенствовании и обновлении педагогического опыта, проведение научно-практических и психологических семинаров, тренингов, деловых, ролевых игр;

поддерживающий блок: индивидуальная работа с семьей, содействие в получении семьей психолого-педагогической и материальной поддержки, освоение методики сотрудничества, привлечение родителей к участию в жизнедеятельности школы, установление договорных партнерских отношений и другие формы совместной деятельности и общения» Так, каждую четверть в экспериментальной московской школе №1234 проходят родительские собрания (за исключением первого класса, в адаптационный период, когда в 1 месяце запланировано -фи собрания), связанные с режимом дня, выполнением требований, совместным отдыхом детей и взрослых и т.п. На собрания приглашаются специалисты-профессионалы. Плодотворной формой взаимодействия с родителями являются ежемесячные круглые столы, на которых темы заседаний определяют сами участники встречи, сидя в кругу. Важную роль в поддержке взаимодействия школы и семьи играют два городских учреждения социальной защиты и реабилитации детей: Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Тверской» и Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Практик»» В этих учреждениях по заявкам родителей им и их детям оказывается квалифицированная психологическая, социальная, медицинская помощь;

материально-технической блок: обеспечение творчески работающих педагогов дополнительным оборудованием, способствующим индивидуализации обучения и воспитания; материальное стимулирование учителей, ведущих экспериментальный поиск. Так, в школе организован конкурс «Персональное место учителя», благодаря которому каждый учитель-экспериментатор, обосновав необходимость, может получить для своей учебно-воспитательной работы компьютер, интерактивную доску, проектор и др.

Похожие диссертации на Научно-методическое обеспечение развития педагогического творчества учителей начальной школы