Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Психолого-педагогические основы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев 12
1.1. Специальные способности как объект психолого-педагогических исследований 12
1.2. Развитие художественно-творческих способностей в системе подготовки студентов ХГФ 31
Выводы 53
ГЛАВА II. Декоративно-прикладное искусство карачаевцев и балкарцев как средство развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ (на материале национального костюма) 55
2.1. title2 Из истории развития национального костюма карачаевцев и балкарцев .55 2.2. Особенности развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами национального костюма 70 Выводы 80 Глава III. Экспериментальное исследование процесса формирования художественно-творческих способностей студентов ХГФ 82 3.1. Констатирующий этап эксперимента title3 82
3.2. Предлагаемая модель методической системы 96
3.3. Сравнительный (контрольный) этап эксперимента 125
Выводы 137
Заключение 139
Литература: 142
- Специальные способности как объект психолого-педагогических исследований
- .55 2.2. Особенности развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ средствами национального костюма 70 Выводы 80 Глава III. Экспериментальное исследование процесса формирования художественно-творческих способностей студентов ХГФ 82 3.1.
Введение к работе
Государственная политика в сфере образования на современном этапе развития общества направлена на повышение качества профессиональной подготовки молодежи к предстоящей трудовой деятельности. Национальная доктрина образования Российской Федерации указывает на необходимость выявления творческого потенциала личности, развития ее способностей и формирования условий ее самореализации.
Формирование и развитие профессионализма, развитие художественно-творческих способностей личности в педагогическом процессе является одной из сложных и актуальных проблем педагогики, ее теории и практики.
Остро стоит и проблема развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов в системе профессиональной подготовки. Решение этой многоаспектной и целостной проблемы требует осмысления процесса развития художественно-творческих способностей и путей его реализации, которые должны качественно повысить профессиональную подготовку студентов в условиях высшего образования.
В настоящее время имеется значительное количество исследований, указывающих на то, что одним из эффективных методов обучения и развития способностей художника-педагога является изучение народного декоративно-прикладного искусства.
Произведения народного художественного творчества отображают историю, быт, характер и мировоззрение народа, обладают колоссальным воспитывающим и развивающим потенциалом. Знакомство с народным искусством формирует у студентов образные художественные представления, воспитывает художественный вкус, ведет к развитию творческих способностей, обогащает их духовно, формирует нравственные, патриотические чувства и многие другие положительные качества личности.
Важная роль в этом принадлежит национальному костюму как состав-
ной части народного декоративно-прикладного искусства, имеющему богатую многовековую традицию. Возрождение и сохранение лучших традиций* художественной обработки ткани и создания костюма, развитие и совершенствование этого искусства - одна из актуальных задач современного образования.
В нашем исследовании мы опирались на труды выдающихся педагогов, психологов, искусствоведов, работы которых имеют немаловажное значение в рассмотрении проблемы комплексного развития личности, ее специальных способностей.
Важные для нашего исследования выводы о сущности и структурных компонентах специальных способностей мы нашли в трудах отечественных психологов Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Э.А. Голубевой, В.И. Дружинина, В.А. Крутецкого, B.C. Мерлина, В.Н. Мясищева, Н.С. Лейтеса, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова, В.Д. Шадрикова и др.
Исследованием художественных способностей занимались Н. Н. Волков, М.С. Каган, В.И. Киреенко, Н.И. Киященко, А.Г. Ковалев, B.C. Кузин,, А.А. Мелик-Пашаев и др.
Значительный теоретический и методический материал о художествен ном образовании и развитии специальных способностей содержится в трудах А.Д. Алехина, А.Г. Алейниковой, Д.Б. Богоявленской, В.Н. Державина, Е.И1 Игнатьева, З.И. Калмыковой, В.В. Корешкова, В.С.Кузина, А. Маслоу, К. Роджерса, Н.Н. Ростовцева, А.С. Хворостова, Е.В. Шорохова; Т.Я. Шпика-ловой и др.
Основополагающими в области теории- учебно-воспитательного процесса являются работы СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, Т.В: Кудрявцева, A.M. Матюшкина, М.И. Махмутова, М.Н.Скаткина, В.А. Сластенина.
Учебно-воспитательные возможности народного декоративно-прикладного искусства разрабатывались такими педагогами как А.В. Баку-шинский, В.А. Барадулин, Г.В. Лабунская, В.Е. Пестель, Е.А. Флерина, Н.М.Сокольникова, Т.Я. Шпикалова и др.
Вопросы использования народного декоративно-прикладного искусства в обучении рассматривали Р.А Бардина, Т.С. Комарова, В.С.Кузин, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и др.
Разносторонний анализ произведений народного декоративно-прикладного искусства производился П.Г. Богатыревым, Н.Я. Богуславской, В.М. Василенко, B.C. Вороновым, М.А. Некрасовой, А.К. Чекаловым и др.
Значение народного декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей отмечали И.В. Алексеева, П.В. Лосюк, Ю.В. Максимова, В.В. Корешков, Т.С. Комарова, А.С. Хворостов, Т.Я. Шпикалова и
др.
Проблемы формирования профессиональной направленности1 в преподавании специальных дисциплин исследовали в своих работах Ю.Ф. Катха-нова, В.И. Козлов, Р.Г. Ломоносов, А.Е. Терентьев, О.П. Шабанова, Е.В. Шорохов и др.
В вопросах изучения истоков и путей развития народного искусства Северного Кавказа мы опирались на труды историков-кавказоведов Ю.К. Беджанова, СМ: Броневского, Г.Г. Газимагомедова, Б.Е. Деген-Ковалевского, Е.И. Козубского, Е.И. Крупнова, А.Я. Кузнецовой, Д.М. Ма-гомедова, Г.Х. Мамбетова, О.В. Маркграфа, В.И. Марковина, Б.Б. Пистров-ского, Е.Н. Студенецкой, К.М. Текеева, Б.Е. Хижнякова и др.
В последнее время вопросы развития творческой активности,' творческих способностей, эстетического воспитания подрастающего поколения средствами народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев находят широкое отражение в трудах Ю.М. Алиева, А.Р. Алиевой, З.С. Батчаевой, X. Х-М. Батчаевой, М.А.Ершовой, К.Б.Семенова и др.
Но, несмотря на наличие большого количества исследований по проблеме формирования творческой активности и развития творческих способностей и использования народного изобразительного и* декоративно-прикладного искусства в учебно-познавательной деятельности, остро стоит
проблема поиска путей и условий развития художественно-творческих способностей и их дальнейшего совершенствования.
Анализ научных исследований и методической литературы показал, что педагогического исследования по развитию художественно-творческих способностей студентов средствами декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев (на примере национального костюма) не проводилось. В то же время национальный костюм обладает специфическими особенностями, неповторимыми возможностями в развитии художественно-творческих способностей. Работа над костюмом создает определенные условия для выполнения композиции, развития эстетических чувств, пространственных представлений, продуктивного мышления, творческого воображения, для формирования определенных умений и навыков.
Таким образом, актуальность работы определяется недостаточной изученностью вопросов развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях декоративно-прикладной деятельностью на примере создания национального костюма. Не определена роль творческой деятельности в ходе воплощения художественного образа в национальном костюме, в развитии этих способностей, что и убедило нас в своевременности и актуальности данной работы.
Учитывая изложенное, мы считаем, что проблема исследования состоит в научно-методическом обосновании развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев).
Целью исследования является решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс обучения студентов ХГФ основам декоративно-прикладной деятельности в ходе изучения и создания художественного образа национального костюма карачаевцев и балкарцев.
Предмет исследования: педагогические условия развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях народным де-
коративно-прикладным искусством.
Гипотеза исследования. В основу исследования положена гипотеза, в соответствии с которой развитие художественно-творческих способностей в системе профессионального образования будет эффективной, если разработать и внедрить в учебный процесс методическую систему, включающую в себя:
цели, задачи и содержание учебных предметов;
дидактические принципы, формы проведения занятий, методические приемы;
- средства обеспечения учебных, воспитательных, развивающих про
цессов (ТСО, наглядные пособия и т.д.);
- анализ и постоянный контроль учебно-творческой деятельности студентов (мониторинг знаний, умений, навыков, участие в конкурсах, выставках).
Проблема, предмет и гипотеза определили следующие задачи, исследования:
- на основе анализа различных подходов к формированию и.развитию
способностей изучить проблему развития художественно-творческих спо
собностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;
- определить теоретические и практические основы учебно-
методической системы, выявить комплекс педагогических условий и дидак
тических принципов, направленных на развитие художественно-творческих
способностей студентов художественно-графических факультетов;
выявить специфику национального костюма как объекта творчества и особенности его создания в аспекте значимости для развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;
разработать научно-обоснованную методическую систему, обеспечивающую условия развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;
- осуществить экспериментальную проверку разработанной методиче
ской системы преподавания народного декоративно-прикладного искусст
ва и определить ее влияние на развитие художественно-творческих способ
ностей студентов ХГФ.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы:
теоретическое изучение, анализ и обобщение научно-методической литературы и диссертационных работ по проблеме исследования;
изучение и анализ, методик, учебных программ и учебных пособий, связанных с проблемой изучения и создания костюма;
изучение опыта работы преподавателей и студентов ХГФ в процессе обучения композиции, основам теории ДЛИ;
проведение бесед, анкетирование, студентов;
педагогическое наблюдение (за работой студентов в процессе работы над костюмом);
анализ продуктов творческой деятельности (рисунки, эскизы, готовые изделия и т.д.);
проведение педагогического эксперимента и обработка полученных данных.
Методологическую и теоретическую основу исследования составили труды известных ученых в области психологии, педагогики, методики, посвященные проблеме развития способностей и качеств личности в профессиональной учебной деятельности; личностно- ориентированный подход в обучении; фундаментальные работы по методике обучения художественно-графическим дисциплинам в высших педагогических учебных заведениях; положение о взаимосвязи общекультурных и национальных духовных ценностей; идея культурологического подхода.
Исследование проводилось в три этапа в период с 2004 по 2008 гг. на художественно-графическом факультете Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева и в Профессиональном лицее № 2 (с.
Первомайское) по специальности - Моделирование-конструирование одежды. В' исследовании -приняли* участие 120 студентов.
На первом этапе (2004-2005 гг.) разрабатывался научный аппарат исследования, осуществлялся анализ психолого-педагогической, методической и' философской литературы, специальной литературы по костюму, по народному декоративно-прикладному искусству. Проводился констатирующий эксперимент, результаты которого позволили выявить исходный уровень развития специальных способностей студентов и определить, содержательные и методические основы обучения декоративно-прикладной деятельности (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев).
На втором этапе (2005-2007 гг.) - опытно-экспериментальном - разрабатывалось и корректировалось содержание программы «Основы изучения и моделирования национального костюма» с ориентацией на специальную подготовку художника-педагога по народному декоративно-прикладному искусству. В ходе формирующего эксперимента была проведена опытно-экспериментальная деятельность по апробации методики обучения основам декоративно-прикладной деятельности, (на примере национального костюма карачаевцев и балкарцев), были проанализированы результаты исследования. Эксперимент проводился на базе ХГФ КЧїїУ им. У.Д. Алиева и в Профессиональном лицее № 2 (с. Первомайское).
На,третьем этапе (2007—2008гг.) были проанализированы, обобщены и систематизированы результаты исследования; написан основной текст работы.
Научная новизна исследования.заключаетсяв:
постановке и научном- обосновании проблемы- развития художественно-творческих способностей студентов средствами национального костюма;
выявлении принципов и педагогических условий, обеспечивающих эффективность использования национального костюма как средства развития художественно-творческих способностей студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается:
внесен вклад в теорию и методику обучения и воспитания — решена значительная научно-педагогическая задача - научно-методическое обоснование развития художественно-творческих способностей студентов на занятиях народным декоративно-прикладным искусством (на материале национального костюма карачаевцев и балкарцев;
в обосновании некоторых особенностей структуры и определении основных мыслительных, практических и личностных компонентов художественно-творческих способностей студентов в процессе продуктивной творческой деятельности;
в выделении ряда средств, технических приемов, традиции цвета, стилизации, композиции, символики, ритма, мотивов и т.д. народного декоративно-прикладного искусства, в частности национального костюма, развивающих художественно-творческие способности студентов;
в обосновании национального костюма как объекта творчества, открывающего возможности для развития художественно-творческих способностей.
Практическая значимость результатов исследования заключается в: возможности использования результатов исследования в практике преподавания народного декоративно-прикладного искусства в спецкурсе на ХГФ;
- возможности использования результатов исследования при разра
ботке учебных программ и учебной литературы;
- разработке авторской программы, создающей реальные возможности
эффективного развития художественно-творческих способностей.
Достоверность исследования обусловлена опорой на теоретическую и методологическую базу, а также опытно-экспериментальной проверкой предложенной методики, с выявлением, анализом и сравнением динамики развития художественно-творческих способностей студентов на за-
нятиях декоративно-прикладной деятельностью. Положения, выносимые на защиту:
1. методическая система развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ в системе вузовской подготовки;
2. авторская программа спецкурса «Основы изучения и моделирования национального костюма», включающая в себя историю возникновения и развития народного декоративно-прикладного искусства карачаевцев и балкарцев, основы формообразования костюма, учебно-творческое проектирование.
Апробация исследования. Основные выводы и результаты исследования докладывались и обсуждались на всероссийских и международных научно-практических конференциях, также обсуждались на кафедре методики преподавания художественно-графических дисциплин Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д. Алиева, сообщались на ежегодных научно-методических конференциях университета.
Специальные способности как объект психолого-педагогических исследований
Одно из. важнейших мест в психолого-педагогической науке и практике занимает проблема способностей. Интерес к способностям личности не случаен, он имеет все возрастающий характер. Проблема способностей рассматривается в различных аспектах, анализируются достижения и выводы как современников, так и авторов предшествующих поколений.
Изучение способностей как индивидуально-психологических явлений берет свое начало из глубокой древности. Платон первый определил научное понятие о способностях. Углубляя различие чувств и ума не только по особенностям их деятельности, но и по природе объектов, которые они познают, Платон полагал, что нет способностей субъекта без их объектов. Он считал, что в особенности ощущать представлены чувственные качества вещей [127].
Как потенциально данные внутренние свойства тела, без которых внешнее воздействие не может произвести свой эффект трактовал способности Аристотель. Эта мысль Аристотеля только1 через-полторы тысячи лет нашла четкое научно-материалистическое выражение в идеях отечественных психологов, и, прежде всего у С.Л. Рубинштейна, говорившего о внутреннем опосредовании внешних условий.
Свой вклад в учение о способностях внесли такие ученые, как Плотин, Августин, Аквинский и др. (IIT-IV вв.). Они надолго повернули его в русло интроспекции, когда наметились и две линии обусловленности - от врожденной зависимости и от внешних условий.
Во втором веке до н.э. Гален утверждал, что пневма может стать носителем различных способностей, в том числе и душевных, хотя они и не присущи ей изначально.
В XVI-XVII вв. новый взгляд на способности определился с утверждением английских философов-материалистов о решающей роли воспитания в развитии человеческих способностей. Френсис Бекон писал: «Врожденные дарования подобны ... растениям и нуждаются в выращивании с помощью учебных званий», ведь «... нет никакого умственного изъяна, который не мог бы быть исправлен надлежащими знаниями» [124. С. 87].
Английский философ-просветитель Джон Локк считал, что психика, сознание человека при рождении - это «чистая доска», без всяких знаний и идей. А весь обширный материал рассуждения и знаний он получает из опыта. Он подверг уничтожающей критике теорию врожденных идей Платона, Декарта и их последователей;
Диаметрально противоположно на проблему способностей смотрел Дени Дидро: «Человек не рождается ничем. Каждый человек рождается с известной способностью к чему-нибудь» [124. С. 91].
Психология способностей, как и все основные отрасли современной фундаментальной психологии, возникла в конце XIX века. «Сущее не делится на разум без остатка», - учил Гетте, постольку психология» способностей нуждается в изначальном авторитете, «отце-основателе». Френсис Гальтон стал основоположником научного подхода в решении проблемы способностей, одаренности, таланта, предложив методы, которые и сейчас используются в психодиагностике, психологии развития и педагогической психологии. Его научный труд «Исследование человеческих способностей и их развитие», вышедший в 1883 году, подтвердил убеждение Ф. Гальтона, что естественный отбор необходимо заменить искусственным.
Таким образом, в конце XIX века были определены проблемы и методологические подходы, которые стали основой психологии способностей как научной отрасли.
Первая проблем - развитие способностей и их детерминанты. Единственно значимым звеном в детерминантной сети является отношение наследственности и среды. Вторая проблема - взаимосвязь специальных и общих способностей. Ф. Гальтон полагал, что, измеряя параметры продуктивности простейших психических процессов, можно определить уровень в творческой одаренности человека. В дальнейшем оказалось, что связь между творчеством, интеллектом, простейшими познавательными способностями более сложна, чем представлялось поначалу.
С этой проблемой связана третья - создание методов измерения способностей, в более широком смысле - методов измерения психических свойств индивидуальности. Психодиагностика, а также психометрика способностей впервые использована Гальтоном [49].
В истории отечественной психологии проблема способностей рассматривалась неоднократно-(Б.Г. Ананьев, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, В.И. Дружинин, В.А.,Крутецкий, А.Н. Леонтьев, B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.).
В своих первых работах С.Л: Рубинштейн высказал и обосновал взгляд на данную проблему. Он рассматривал предпосылки для развития способностей (задатки), вопросы общей одаренности и специальных способностей. Истинное содержание понятия «способность» он рассматривал как «способность к чему-нибудь, к какой-то деятельности... Способность должна включать в себя,различные психические свойства и качества, необходимые в силу характера определенной деятельности и требований, которые она предъявляет» [141. С. 499].
Л.С. Выготский фактически показал, что развитие способностей представляет собой процесс переструктурирования целого, когда ни врожденные структуры, ни задаваемые ребенку (в любом случае внешние по отношению к развитию) не работают как отдельные механизмы, а подчиняются общей ло-гике развития высших форм психики [46]. В этом случае принципиальным для понимания развития способностей становится положение о роли знаковых средств в перестраивании психических функций, включении их во все более сложные структурные объединения. При этом природные возможности ребенка не игнорируются и- не культивируются, а естественным образом модифицируются в процессе освоения им способов познания.
Б.М. Теплов определял способности как индивидуальные особенности, являющиеся условием успешного выполнения двигательной деятельности. При этом он подчеркивает три момента: во-первых, под способностями разумеются индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого (никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны); во-вторых, под способностями понимают не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности деятельности, поэтому свойство характера (вспыльчивость, доброту и др.) не относят к способностям; в-третьих, способности не сводятся1 к знаниям и умениям, т.е. опыту человека.
Из истории развития национального костюма карачаевцев и балкарцев
Народное декоративно-прикладное искусство играет очень важную роль, предполагая погружение в родную культуру через ее художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно-культурном пространстве. Народное искусство несет выражение национального характера. Наиболее стабильным в этнической истории всегда был и остается дух народа, проявляющийся в любви к родному языку, обычаям, искусству. Обращение к традиционным художественным и культурным ценностям многократно умножает духовные способности человека. Народное декоративно-прикладное искусство способствует формированию духовной личности, системы ее ценностей, того стержня, вокруг которого формируется неповторимая человеческая сущность.
Ю.К. Беджанов отмечает: « Вопрос о месте и роли народного.декоративно-прикладного искусства в общей системе российской многонациональной культуры и, в частности, современной художественной промышленности, - это сложная и многогранная проблема, раскрывающаяся в нескольких важнейших аспектах: теоретическом, методологическом, историко-познавательном, эстетическом, воспитательном, педагогическом...» [22. С. 3]
Изучение декоративно-прикладного искусства, истории его развития, народной культуры и быта необходимо рассматривать не только как деятельность, направленную на изучение искусства родного края, но и как одно из условий, обеспечивающих развитие художественно-творческих способностей на конкретном жизненном материале.
Использование народного, художественного творчества в обучении и воспитании имеет свои истоки, свою историю становления и развития под влиянием отечественной педагогической и эстетической мысли, передового опыта художественного образования и эстетического воспитания, осуществляемого в школе дореволюционного и последующего времени.
Одним из первых собирателей народного искусства Северного Кавказа, который изучал технику производства различных изделий и характерные приемы их украшения, был Б.Е. Деген-Ковалевский.
Е.Н. Студенецкая занималась изучением памятников материальной культуры карачаевцев и балкарцев. Начав свою научную собирательную деятельность еще в довоенные годы, она во многих областях материальной и духовной культуры Северного Кавказа явилась первопроходцем. Изучая ремесла карачаевцев и балкарцев, она описала технологии изготовления и особенностей употребления ряда предметов декоративно-прикладного искусства как органической части национального быта.
В 60-х годах прошлого столетия к изучению традиционного искусства карачаевцев и балкарцев обратилась А.Я. Кузнецова. Результатом ее многолетней и упорной деятельности стал огромный и уникальный материал о декоративно-прикладном искусстве карачаевцев и балкарцев. Она отмечала, что народные мастера карачаевцев и балкарцев создавали полные изящества предметы домашнего обихода из металла и дерева, славившиеся своей красотой и высоким качеством принадлежности военного быта - сабли, кинжалы, кольчуги, ружья; тонкой работы кожаные и золотошвейные изделия; надгробные памятники из камня с искусной резьбой, оригинальным орнаментом.
Интересные исследования в области материальной культуры Кабардино-Балкарии проводились Г.Х. Мамбетовым. В ряде своих исследований он дает исчерпывающие сведения по экономике и организации производства отдельных ремесел балкарского народа, о связях их с бытом. В этом он как бы продолжает линию исследований, намеченную еще О.В. Макграфи А. Пираловым.
В настоящее время проявляется интерес исследователей к такой области народного искусства, как национальный костюм. В нем они видят ис точник развития творческой активности, способностей и эстетических чувств личности (Ермилова Д.Ю., Ганова Т.В., Коваленко Ю.В., Ковешникова Е.В., Марченко Т.Г. и др.).
Национальный костюм наиболее ярко и всесторонне представляет особенности народной культуры карачаевцев и балкарцев. В нем отражается многовековой опыт народа, его история, духовная и материальная культура.
Костюм включает в себя предметы одежды, связанные единством назначения и использования человеком. Набор предметов, входящий в ансамбль национального костюма карачаевцев и балкарцев, составлялся в соответствии с потребностями человека. Климатические особенности, ландшафт, формы хозяйствования и ремесла, пол и возраст владельца выражались в их конкретных требованиях к одежде. Одежда должна была отвечать характеру довольно суровых природных условий, быть многослойной, функциональной для удобства ношения, защищать человека в холод и зной.
Женский национальный костюм состоял из рубахи, шаровар, платья, головных уборов и обуви.
По покрою основной тип женской рубахи (келек) можно отнести к туни-кообразным. Женская нижняя рубашка (тишируу ич келеек) имела разрез на груди, который застегивался на пуговицы, и длинные прямые вшивные рукава. Разрез на груди был обусловлен самым рациональным использованием ткани, изготовленной на домашнем станке. Иногда рубашку делали с манжетами с застежкой из одной - двух пуговиц. В древности в силу магических верований края рубахи обрабатывались особыми защищающими знаками. Были выработаны различные способы декоративных швов и приемов отделки краев, надолго закрепившиеся в женской одежде.
Края рубахи обрабатывались различными способами декоративных швов и обшивались тесьмой и позументом. Рубаху делали длинной, как правило, ниже колен. Нательные женские рубашки изготовлялись из разных тканей: сатина, батиста, бумазеи, из шелковых тканей яркой окраски (дарий). (Приложение №1).
Констатирующий этап эксперимента
Экспериментальное исследование развития художественно-творческих способностей посредством изучения и моделирования национального костюма заключалось в разработке различных методов, создания условий для реализации творческих задач на занятиях по декоративно-прикладному искусству, а также в.обосновании методической системы процесса подготовки художника-педагога.
Эксперимент проводился со студентами 4-5 курсов художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета им. У.Д.Алиева и студентами Профессионального лицея № 2 (с.Первомайское) по специальности - Моделирование-конструирование одежды с 2004 по 2008гг.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий (поисковый), формирующий (обучающий) и контрольный.
Первый этап (2004-2005 гг.) - констатирующий эксперимент, целью которого явилось определение исходных позиций исследования, диагностика уровня развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ.
Задачи констатирующего эксперимента:
- изучить методики, учебные программы и учебные пособия по народному декоративно-прикладному искусству, связанные с проблемой изучения и создания костюма;
- изучить опыт работы преподавателей и студентов ХГФ в процессе обучения композиции, основам теории ДЛИ;
- выявить уровень развития художественно-творческих способностей студентов.
Для решения этих задач были использованы следующие методы: - изучение и анализ методик, учебных программ и учебных пособий, связанных с проблемой изучения и создания костюма;
- изучение опыта работы преподавателей и студентов ХГФ в процессе обучения композиции, основам теории ДЛИ;
- проведение бесед, анкетирование студентов;
- педагогическое наблюдение (за работой студентов в процессе работы над костюмом);
- анализ продуктов деятельности.
На этом этапе был определен круг теоретических проблем, проанализированы учебные программы, методические материалы, система занятий и упражнений, изучена научно-методическая литература по теории и практике художественного образования, по народному декоративно-прикладному искусству, по костюму, его истории, функциональных особенностях, по вопросам преподавания ДЛИ, композиции, цветоведения.
Надо отметить, что в образовательную практику вошли различные способы реализации регионального компонента:
- полипредметный, предполагающий включение регионального.содер
жания в базовое во всех предметных программах;
- монопредметный, требующий разработки программ специальных учебных дисциплин для углубленного изучения краеведческих и этнокультурных сведений;
- интегративный, предусматривающий разработку комплекса знаний национально-регионального содержания, основанных на межпредметных связях и интеграции различных краеведческих знаний, полученных при изучении различных предметов.
Процесс подготовки учителя изобразительного искусства в системе профессионального образования в соответствии с национально-региональным компонентом предусматривает:
- знание этнических проблем;
- исторический подход к изучению взглядов на этнокультуру региона; - интеграцию знаний об этнокультуре;
- повышение эрудиции в области этнокультуры через ознакомление с трудами ученых, этнографов;
- преемственность основных элементов культуры, сохранившихся в традиционных ремеслах.
В Карачаево-Черкесском государственном университете им. У.Д.Алиева на художественно-графическом факультете ведущим направлением регионального компонента общеобразовательной программы подготовки учителей изобразительного искусства является обращение к художественной культуре и искусству горских народов Северного Кавказа. Являясь основополагающей частью культуры народов данного региона, органически связанной с историей, фольклором, видами и жанрами народного искусства, оно выступает базовым компонентом общего художественного образования и эстетического воспитания.
С целью подготовки художника-педагога с высокой культурой, способного помочь школьникам освоить историческое и культурное наследие родного края, в учебные планы введен национально-региональный компонент: «Этнопедагогика», «Изобразительное искусство Северного Кавказа», «Золотое шитье», «ДЛИ», «Узорные войлоки» и др.
Все вышеперечисленные учебные дисциплины в качестве исходных целей преследуют решение следующих задач:
- приобретение теоретических знаний по истории возникновения декоративно-прикладного искусства, народных ремесел;
- изучение технологической и художественной обработки различных материалов;
- развитие творческих способностей;
- всестороннюю подготовку студентов к будущей самостоятельной работе в школе в качестве учителя технологии, декоративно-прикладного искусства, руководителя кружков декоративно-прикладного искусства и художественного творчества; - формирование представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой края,, носителе традиций и коллективного опыта;
- показ многообразия видов народного декоративно-прикладного искусства, его специфических особенностей, ансамблевое единство в системе народного искусства в целом.
Все это и составляет высокий уровень специальной подготовки студентов на основе национально-регионального компонента.