Введение к работе
Проблема исследования и ее актуальность. На пути гуманизации современного российского образования особую актуальность приобретает парадигма «культура - человек - общество» Гуманирное экологически ориентированное сознание - стимул к обновлению средств и методов в профессиональной подготовке студентов вузов, адекватных меняющейся реальности Активизация внимания к национальным традициям в культуре и искусстве, использование их в процессе художественно-эстетического воспитания, развития художественно-творческих способностей сегодня особенно актуально На первый план выходят задачи развития образно-ассоциативного мышления интенсификации твопческого ппоцесса воссоздания в современных проектах культурных и национальных традиций
Гуманистические перспективы делают востребованными не только такие качества личности выпускника высшей школы как практичность, динамичность, профессиональная компетентность, но и культурность, интеллигентность, планетарность мышления На первый план выходят задачи воспитания личности, осознающей себя культурно - историческим субъектом и готовой к конструктивному участию в диалоге культур Личности, обладающей высокой духовной культурой, культурой межнационального, межэтнического общения
Не случайно, губернатором Хабаровского края В И Ишаевым, в приветствии к участникам региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование опыт, проблемы, перспективы» в 2007 г, было заявлено что, Дальний Восток России рассполагает высоким культурно - интеллектуальным потенциалом, который необходимо использовать при выработке региональной стратегии развития образования, изучения национально-культурных аспектов
Обращение к данной проблеме является закономерным, ибо в России на сегодняшний день проживает около 160 этносов, в этой связи возникает необходимость эффективного межкультурного и межэтнического взаимодействия. Иными словами, целью образования становится не только формирование знаний и умений, а определенных способностей и качеств личности
Нельзя сказать, что проблема развития художественно - творческих способностей студентов ХГФ не была предметом научно - методических исследований Была подготовлена дидактическая основа изучения народного искусства в процессе обучения и воспитания (Я А Коменский, КД Ушинский, П П Блонский и др) Различные аспекты влияния социокультурных условий на формирование духовности как определенного народа, так и отдельной личности рассматриваются в философии НА Бердяева, Л Н Гумилева, Д С Лихачева и др
Определяя состояние эстетического воспитания студентов ХГФ были изучены научные труды по использованию изобразительного и декоративно-прикладного искусства в общей системе учебно-воспитательного процесса Н Н Анисимов, А Д Алехин, Г В Беда, Н Н Волков, П Г Демчев, В П Зинченко, С Е Игнатьев, В И Кириенко, В.В Корешков, В.С Кузин, В.К Лебедко, Б Т Лихачев, СП. Ломов, Л Г. Медведев, Н Н Ростовцев, К.А. Скворцов, М В Соколов, В П Строков, А А Унковский, А С Хворостов, Н К Шабанов, Е В Шорохов, Т Я Шпикалова, В П Юсов, А П Яхушин и
Вопросы развития понимания языка художественной формы в декоративно-прикладном искусстве преимущественно затрагиваются в исследованиях, посвященных развитию эстетических качеств и художественно-творческих способностей личности (в том числе и средствами костюма) У В Аристова, Т В Ганова, Р А Гильман, Г С Горина, Н В Илларионова, Ю В Коваленко, Е В. Ковешникова, Т В Козлова, В В Корешков, Ф М Пармон, Е В Плотникова, М В Соколов, М С Соколова, Л М Стратонова, Т К Стриженова, В П Строков, А С Хворостов, Т Я Шпикалова и др
В диссертационных исследованиях У В Аристовой, Е В Плотниковой, Е В Ковешниковой, Л М Стратоновой русский костюм выступает как средство развития эстетической культуры, дизайнерского и конструкторского мышления, активизации творческого поиска. Исследователь Ю Г Коваленко (1998) рассматривает способы и методы развития дизайнерского мышления студентов ХГФ в процессе изучения и создания современного костюма (на материале русского костюма)
Вопросы, связанные со спецификой художественно-творческой и проектной деятельности в области костюма изучали такие ученые как Т О Бердник, Г М Гусейнов, В В Ермилова, Д Ю Ермилова, Е А Косарева, Т.Г Марченко, Л В Рытвинская, Л А Сафина, Л М Тухбатуллина, В В Хамматова и др
Проблему творчества рассматривали в своих трудах Аристотель, Н А Бердяев, А Бергсон, Г Гегель, Дж Гилфорд, С О Грузенберг, И Кант, Платон, Э П Тореннс, А Маслоу, Ф Шеллинг и др
Значительный вклад в разработку проблемы способностей внесли физиологи и психологи Б Г Ананьев, В М Бехтерев, Д Б Богоявленская, Л С Выготский, В Н Дружинин, В П Зинченко, А Г Ковалев, В А Крутецкий, А М Матюшкин, А А. Мелик-Пашаев, В Н Мясищев, Я А Пономарев, С Л Рубинштейн, Б М. Теплов, В.Д Шадриков и др
Вопросы общей и возрастной психологии освещены в трудах Л С Выготского, П Я Гальперина, Е И Игнатьева, А Н Леонтьева, Б Ф Ломова, П Я Пономарева, Д В Эльконина и др ученых
Личностноразвивающий потенциал обучения рассмотрен в исследовательских трудах Ш А Амонашвили, Ю К Бабанского, В В
Давыдова, Л В Занкова, ИИ Ильясова, И Б Котовой, И Я Лернера, ЕН. Шиянова и др
Значительный вклад в теорию народного искусства внесли работы И Я Богуславской, Г К Вагнер, В М Василенко, В С Воронова, М А Ильина, М.А Некрасовой, Т М. Разиной, А Б Салтыкова, Т Я Семеновой и др ученых Изучение народного искусства в его многообразных проявлениях позволило исследователям рассмотреть национальное искусство в единстве природных, этнических, историко-географических и культурных связей, определить его место в современной культуре общества
Следует заметить, что декоративно-прикладное искусство Дальневосточного региона (в том числе Приамурья) изучалось многими учеными. К.П Белобородова, Д М Берелтуева, Л С Букатова, Л Г Дьячкова, А С Киле, Ж А Першчна, В Г Старикова, В П. Строков, В А Шишкина и др., археологами, историками, культурологами, этнографами В К Арсеньев, С В Березницкий, Л Г Бельды, Е А Гаер, А П Деревянко, П Я Гонтмахер, С В Иванов, Н В Кочешков, И П. Лавров, И А Лопатин, Т В. Мельникова, А П. Окладников, Ю А Сема, А В Смоляк, Ч М Таксами, Л П. Тарвид и др
Многие исследователи единодушны в необходимости использования народного искусства в процессе обучения и воспитания Изучение национально-регионального достояния дальневосточного декоративно-прикладного искусства, как отражение исторического и культурного наследия, активно влияет на формирование личности, воспитывает любовь к родному краю, является благодатной почвой для творчества, для развития художественно-творческих способностей, но при этом по руду объективных и субъективных причин вне поля зрения ученых остались вопросы, связанные с развитием художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма на материале народного искусства Приамурья
Одной из первых работ, обобщающих традиционную одежду нанайцев (исходя из темы нашего исследования) можно считать монографию Ю А Сема «Нанайцы Материальная культура», где отдельная глава посвящена традиционной одежде нанайцев и украшениям По мнению ЮА Сема, одежда нанайцев сложилась в глубокой древности, но изменялась на протяжении веков Это первое систематизированное описание традиционной одежды нанайцев за 150 лет на основе длительных и глубоких полевых исследований с привлечением фольклорных, лингвистических данных и музейных коллекций
Исследователь А В. Смоляк также исследовала традиционную одежду нанайцев В своей монографии «Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина» она на основе лингвистического анализа терминологии одежды пришла к определенным выводам о происхождении различных частей традиционных костюмов приамурских народов Здесь главное внимание уделялось повидовой
характеристике одежды плечевой (мужской и женской), поясной, дополнительных деталей, головных уборов, обуви
Работа Л Г Бельды «Даня гуйсэкэни Бабушкин сундучок» содержит обширный лингвистический и фактологический материал, характеризующий традиционную одежду нанайских детей с описанием кроя различных частей костюма с указанием различных запретов, связанных с бытованием
Богатое, обобщающее, систематизированное исследование ТВ Мельниковой «Традиционная одежда нанайцев» является комплексной работой по изучению традиционной одежды нанайцев (XIX - XX вв) как объекта материальной и духовной культуры На основе анализа опубликованных и новых материалов автором сделана попытка выявить особенности костюмных комплексов нанайцев различных территориальных rnvnn и зафиксировать диалектные названия отдельных разновидностей национальной одежды Представлены результаты этнографических экспедиций (1991 - 2004 гг), материалы переписки с информантами, широко представлены материалы по традиционной одежде нанайцев из фондов Государственного музея Дальнего Востока им. Н И Гродекова, краеведческих музеев Нанайского, Ульчского районов Хабаровского края, народных и школьных музеев сел Булава, Кондон, Найхин, Сикачи-Алян, а также информация о семейных реликвиях.
В названных работах почти не затрагивались такие важные вопросы, как дидактические условия развития художественно-творческих способностей на занятиях по проектированию костюма, ключевые направления в тематике и методические доминанты построения методической модели «Проектирование костюма (на материале народного искусства Приамурья)»
При изучении проблемы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма, выявлено противоречие;
между потребностью в подготовке творческой, гуманистически
ориентированной, профессионально компетентной, целостной,
интеллигентной личности, обладающей культурой межнационального, межэтнического взаимодействия и относительно узкой практикой реализации модели такого воспитания и развития личности на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья),
Следовательно, имеются все основания считать проблему развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) нерешенной и требующей специального изучения, что и указывает на ее актуальность.
Объектом исследования выступает процесс развития художественно-творческих способностей студентов художественно-графических факультетов на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья)
Предметом исследования является разработка методической модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья).
Цель исследования - решение данной проблемы.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие задачи:
1 Исследовать природу художественно-творческих способностей в
контексте рассматриваемой проблемы, выявить педагогические условия их
развития
2 На основе анализа психолого-педагогической, методической,
философской, культурологической, искусствоведческой, этнографической, а
также специальной литературы по проектированию костюма,
охарактеризовать исторически сложившиеся особенности костюма коренных
малочисленных народов Приамурья и выявить роль полученных знаний в
практике развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ
на Дальнем Востоке
3. Разработать методическую модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) Разработать серию дидактических наглядных пособий (фотоматериалы, материалы в цифровом формате), тезаурус по терминологии
4 Экспериментально проверить эффективность методической модели развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) и на этой основе предложить методические рекомендации по совершенствованию декоративной деятельности студентов художественно-графических факультетов
Принимая во внимание вышесказанное, в данной работе выдвигается следующая гипотеза развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ будет развиваться более активно в рамках занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья), если использовать
учет психолого-педагогических особенностей и индивидуальных
творческих возможностей каждого студента;
использовать творческие, аналитические и исследовательские типы
учебных заданий с учетом интеграции со смежными дисциплинами
«Проектирование и макетирование», «Декоративная композиция»,
«Художественный текстиль», «История и теория искусства»,
«Эстетика», «Психология художественного творчества»,
«Культуроведение», «Этнология», опыт музейной практики и т д ,
теоретически и практически усвоить особенности традиционного
костюма коренных народов Приамурья и раскрыть особенность
костюма как элемента социально-культурной системы;
разработать модель методической системы развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья),
которая будет включать в себя
а) цели, задачи и содержание занятий по проектированию костюма (на
материале народного искусства Приамурья),
б) дидактические принципы, методы, формы обучения, направленные на
развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ на
занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства
Приамурья),
в) средства обучения и обеспечения учебных, воспитательных и
развивающих процессов ^i\_-\_», наглядные посоиия и т д) <см схема !_),
то это позволит активизировать развитие художественно-творческих способностей студентов ХГФ
Схема 1
Целостная методическая модель развития художественно-творческих
способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма
(на материале народного искусства Приамурья)
Цель, задачи, содержание занятий по проектированию костюма (на материале народного иску сства I хриамурья)
принципы, методы, формы обучения, направленные на
развитие художественно-творческих способностей
студентов на занятиях по проектированию костюма (на
материале народного искусства Приамурья)
средства обучения и обеспечения учебно-воспитательных и развивающих процессов (ТСО, наглядные пособия и т д)
Для решения поставленных задач использовались следующие методы научно-педагогического исследования методы теоретического анализа:
- изучение и анализ специальной литературы по педагогике, психологии,
философии, искусствоведению, краеведению, культурологии, этнографии,
методики преподавания изобразительного и декоративного искусства, по
вопросам композиционного построения орнамента, по вопросам
проектирования костюма, моделирования, технологии, приемам
художественной обработки ткани и т п,
- изучение и анализ стандартов по специальностям 030800 - изобразительное
искусство, 052300 - декоративно-прикладное искусство и народные
промыслы,
изучение ^чєиньїл программ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам средне-специальных и высших учебных заведений,
изучение справочной литературы, учебников и методических пособий по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам
методы эмпирического познания педагогических явлений, связанные с
- изучением педагогического опыта обучения декоративно-прикладному
искусству и народным промыслам студентов художественно-графических
факультетов (Хабаровск, Биробиджан), технологического колледжа
(Хабаровск), техникума информационных технологий и сервиса кафедры
«Индустрия моды» (Комсомольск-на-Амуре) и т д ,
наблюдение за аудиторной и самостоятельной учебно-творческой работой, научно-исследовательской и художественно-творческой деятельностью студентов,
применение методов опроса - беседы, интервью, анкетирование студентов, беседы с профессорско-преподавательским составом вузов, со студентами; беседы с профессорско-преподавательским составом вузов,
изучение продуктов художественно-творческой деятельности студентов на занятиях по декоративно-прикладному искусству - их учебно-творческих работ по декоративно-прикладному искусству и народным промыслам;
опытно-экспериментальной работой, подготовкой и проведением педагогического эксперимента" констатирующего и формирующего
Методологической и теоретической основой исследования являются ведущие положения философии, психологии, педагогики, искусствоведения, краеведения, этнографии, культурологи, специальной литературы по проектированию костюма, современные исследования по проблеме внедрения национально-регионального компонента содержания образования, взаимосвязи обучения, воспитания и развития, исследования, посвященные нравственно-эстетическому воспитанию молодежи, нормативные документы об образовании, в том числе высшем профессиональном, а также научные изыскания по проблеме диссертационного исследования
В качестве источников использовались документы Министерства образования и науки Российской Федерации, специальная литература, учебные пособия, публикации в научных сборниках, специализированных журналах, монографии и диссертационные исследования, а также материалы по теме диссертационного исследования, полученные на основе информационного поиска в Internet Среди них информационные каталоги Российской государственной библиотеки, электронная документация, размещенная на сайте Министерства образования и науки Российской Федерации, материалы международных, всероссийских, межвузовских, региональных конференций
Научная новизна заключается в том, что решена значительная научно-педагогическая задача развития художественно-творческих способностей
LijA^niuD -rvi *** па заплхшіл nu iiputiwripwoannnj xvu^injivia {па maicpnaJl^
народного искусства Приамурья)
Выявлены педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования народного искусства региона Приамурья для развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на Дальнем Востоке, а также в практике обогащения их эстетического и нравственного становления при изучении национальных художественных традиций во взаимосвязи с обусловливающей их природно-социальной средой Проведена выборка и составлен словарь специализированных терминов (использованы русско-нанайские и русско- эвенкийские словари), применяемых в проектировании костюма по ассортименту, конструкторская и технологическая терминология и т д
Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что внесен вклад в развитие теории и методики обучения и воспитания средствами декоративно-прикладного искусства Научно обоснована и разработана методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов. ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья)
Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что они могут быть использованы в практике преподавания, а также при разработке учебных программ, при создании учебных пособий и учебников по народным художественным промыслам Дальнего Востока
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена использованием комплекса взаимосвязанных методов изучения проблемы научной методологией, организацией опытно-экспериментальной работы, использованием современных достижений педагогической науки, психологии, методики обучения и воспитания Достоверность проведенных исследований гарантируется методом научного анализа, объемом материалов, собранным в процессе экспериментальных занятий, их многогранностью и репрезентативностью
Эксперимент проводился с 2004 - 2008 гг. Этапы исследования констатирующий, формирующий, контрольный (сравнительный)
I этап (2004 - 2005 гг.) - констатирующий. Изучение литературы по теме исследования, сбор основного материала В этот период намечалось направление работы, уточнялась проблема, обосновывалась актуальность Проводилось анкетирование студентов ХГФ с целью определения сформированности у студентов общекультурных теоретических знаний о дальневосточном культурном наследии и выявления заинтересованности в проектировании костюма (на материале народного искусства Приамурья (см таблица 1). Первоначально определяется содержание и структура экспериментальных занятий по развитию художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на
материале народного искусства Приамурья)
// этап (2005 - 2007 гг.) - формирующий. Подготовлена теоретическая глава, состоящая из четырех параграфов Разработана методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) Определены экспериментальная и контрольная группы По теме исследования организованы экспериментальные занятия на базе факультета изобразительных искусств и дизайна Дальневосточного государственного гуманитарного университета В 2006/07 уч году данная методическая модель была апробирована в учебно-воспитательном процессе на художественно-графическом факультете Дальневосточной социально-гуманитарной академии (г Биробиджан) и в ФГОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре техникум информационных техпопогий и сервиса» на кафедре «Индустрия моды» по специальности «Конструирование и моделирование швейных изделий»
В целях уточнения и корректировки продолжалось теоретическое исследование Результаты этой работы отражены в публикациях.
III этап (2007 - 2008 гг.) - контрольный (сравнительный). На этом
этапе был выполнен сравнительный анализ и описаны результаты
теоретического и экспериментального исследований Проведена
систематизация и обобщение материалов и представление их в виде кандидатской диссертации
Полоз/сепия, выносимые на защиту:
-
Прошедшая экспериментальную проверку и апробацию методическая модель развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ на занятиях по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья),
-
Методические рекомендации проведения занятий по проектированию костюма (на материале народного искусства Приамурья) в практике развития художественно-творческих способностей студентов ХГФ
Апробация и внедрение результатов исследования
Материалы исследования апробировались в учебно-методическом и творческом процессе в Дальневосточном государственном гуманитарном университете на факультете изобразительных искусств и дизайна (кафедры ИЗО, Дизайн и ДЛИ); на художественно-графическом факультете Дальневосточной государственной социально-гуманитарной академии (г Биробиджан); в техникуме информационных технологий и сервиса на кафедре «Индустрия моды» (г. Комсомольск-на-Амуре); в центре мониторинга и управления качеством образования ГОАУ ДПО Амурского областного ИПК и ППК (г Благовещенск)
Основные положения и результаты исследования докладывались на региональной научно-практической конференции «Ценности образования настоящее к худущее// \лаиаровск/, на v і международной научной конференции ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2006» (Хабаровск), на межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы совершенствования подготовки специалистов с высшим юридическим образованием» (Псков), на VIII Всероссийской научно-практической конференции (Псков), на региональной научно-практической конференции «Развитие жизнеспособной личности специалиста реалии и перспективы» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и молодежью» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Дальний Восток проблемы развития архитектурно-строительного комплекса» (Хабаровск), на региональной научно-практической конференции «Художественно-эстетическое образование опыт, проблемы, перспективы» (Хабаровск), на VIII Международной научной конференции ИАС ТОГУ «Новые идеи нового века 2008» (Хабаровск) Некоторые аспекты исследования докладывались на заседаниях кафедры изобразительного искусства (2004 - 2005), а также на заседаниях кафедры декоративно-прикладного искусства (2005 - 2008) факультета изобразительных искусств и дизайна (ФИИ и Д) Дальневосточного государственного гуманитарного университета (ДВГТУ)
Коллекция современной одежды ПАКСИДАН (на материале народного искусства Приамурья), выполненная студентами факультета изобразительных искусств и дизайна по мотивам костюма народов Приамурья, неоднократно принимала участие в выставках, фестивалях и конкурсах молодых дизайнеров одежды (Хабаровск, Владивосток, Санкт-Петербург, Италия, Чехия)
Проект «Наследие и преемственность в художественном проектировании костюма (на материале Приамурья)» занял I место на 56 студенческой научно-практической конференции ДВГГУ в секции «Актуальные проблемы декоративно-прикладного искусства»
В качестве апробации данный экспериментальный проект широко освещался на хабаровском телевидении ИТА Губерния, Россия-Хабаровск,
Даль-ТВ, ТРК «Петербург - 5 канал» Хабаровский корпункт, а также в газетах и журналах г Хабаровска
Структура и объем диссертации.
Диссертационная работа состоит из введения, основного содержания (две главы), заключения, библиографии и приложения. Общий объем диссертации изложен на 428 страницах Основного текста 178 стр, он содержит 8 таблиц, 3 схемы, 1 диаграмму. Приложение - 250 страниц Список литературы насчитывает 168 наименований, из них 6 на английском языке
Приложения содержат. тезаурус (словарь терминов), экспериментальную рабочую программу «Проектирование костюма (на материале народного искусства Приамурья) для студентов специальности
иллюстративный материал традиционного костюма народов Приамурья, подбор творческих живописных и графических работ дальневосточных художников, творческие эскизы студентов, фотоматериалы, дипломы по результатам эксперимента