Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Чертов Виктор Федорович

Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики)
<
Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Чертов Виктор Федорович. Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики) : ил РГБ ОД 61:85-13/658

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями как предмет теоретического анализа 17

1.1. Идеи независимой жизни как методология социально-педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями 17

1.2. Понятийный аппарат проблемы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями 24

1.3. Особенности социализации и социальной адаптации ребенка с двигательными нарушениями 42

Глава II. Сравнительный анализ системы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в странах Англии, США, России, Иордании 55

2.1. Программа сравнительного исследования системы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в странах Европы и Азии 55

2.2. Основные направления историко-культурного процесса, обеспечивающие становление системы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями 59

2.3. Сравнительный анализ системы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в Англии, США, Германии 69

2.4. Российский вариант образования и сопровождения ребенка с ограниченными возможностями 84

2.5. Современное состояние проблемы социально-педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями в Иордании 101

Глава III. Основные направления социально-педагогической поддержки Ребенка с ограниченными возможностями в семье 112

3.1. Традиционное и инновационное отношение к ребенку в европейской и иорданской семье 112

3.2. Социально-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями в семье 120

Заключение 127

Список использованных источников 131

Приложение А - Законы Иордании и Российской Федерации об инвалидах 149

Приложение Б - Инвалиды - язык и этикет 190

Идеи независимой жизни как методология социально-педагогической поддержки ребенка с ограниченными возможностями

Обратимся к анализу первой задачи — выявлению сущности понятия инвалидности. Анализ этого понятия, представленный в энциклопедии Брокгауза и Эфрона, в словаре - справочнике по социальной работе, в Большой советской энциклопедии, в английской энциклопедии по социальной работе, позволил высказать следующие суждения. Анализ литературы показал, что, по мере проникновения в сущность явления инвалидности, складывались разные подходы к определению этого понятия. По мере движения к нашему времени это понятие обогащается все новым содержанием. В определении этого понятия есть две стороны: первая сторона - представление о личности и представление о характере помощи, оказываемой в связи тем или иным представлением о личности.

Медицинское определение инвалидности. В медицине, как подчеркивают названные источники, инвалидность рассматривалась либо как стойкое длительное или постоянное нарушение трудоспособности, либо как значительное ограничение ее, вызванное хроническим заболеванием, травмой или патологическим состоянием. Анализ содержания понятия «инвалидность» в толковых русских и английских словарях позволяет сделать вывод о том, что это явление ассоциировалось с полным или частичным лишением трудоспособности вследствие какой-нибудь аномалии, ранения, увечья, болезни. Соответственно инвалидом (лат. invalidus бессильный, слабый) словари называли лицо, навсегда или на длительное время, потерявшее трудоспособность в результате болезни или травмы. [Е.И. Холостова, с.116].

В русском языке это слово укоренилось в ХУШ в. «Первоначально инвалидами называли бывших военнослужащих, которые по состоянию здоровья не могли себя обслуживать. В XIX в. к инвалидам стали относить лиц, полностью или частично утративших возможность заработка в связи с нарушениями здоровья. Долгое время при характеристике инвалидности акцент делался именно на профессионально-трудовой стороне жизнедеятельности» [там же]. Поскольку инвалидность рассматривалась как препятствие к полноценной профессиональной деятельности, лишающее человека возможности самостоятельно обеспечить своё существование, главное внимание было сосредоточено на медицинской стороне проблемы.

Патерналистическое определение инвалидности - это определение родилось из представления о том, что инвалид является пассивным объектом помощи, поддержки со стороны общественных структур. Чрезмерное заострение внимания на дефекте приводило к мысли о том, что человек с ограниченными возможностями - это пассивный пациент, воспринимающий помощь и неспособный к активным действиям, находящийся в полной зависимости от заботы другого человека. Важная роль в благотворительной помощи инвалидам принадлежала религиозным и общественным организациям. Широкое распространение благотворительных учреждений способствовало и широкому распространению такого представления.

Биопсихосоциальное определение инвалидности: в начале XX в. связи с активным становлением психологической и социологической науки это понятие было пересмотрено. Идея активности человеческой личности способствовала становлению нового представления об инвалидности. Инвалидность стала рассматриваться со стороны активности человека, потребности вести самостоятельный образ жизни в обществе. Соответственно и помощь инвалиду стала истолковываться, как поддержка его потребности быть самостоятельным. С учётом этого обстоятельства, как подчеркивают многие авторы, начала развиваться реабилитация «как наука и как система мер, направленных не только на уменьшение воздействия инвалидизирующих факторов и условий, но и на обеспечение возможности для инвалидов достичь социальной интеграции, вернуться либо максимально приблизиться к полноценному общественному бытию» [там же, с. 117].

В XX веке необходимость развития теории и практики реабилитации человека с ограниченными возможностями была продиктована «возрастающим пониманием того, что в гармоничном обществе все его члены должны иметь возможности для наиболее полной самореализации, что инвалид в большинстве случаев способен отвечать за себя наравне со здоровыми людьми и нуждается в помощи лишь для того, чтобы справиться с определёнными трудностями» [там же].

Таким образом, понятие инвалидности эволюционировало. Его обобщенная современная характеристика представлена следующим определением. Инвалидность трактуется как ограничения в возможностях, обусловленные физическим, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, которые не позволяют человеку, имеющему инвалидность, быть интегрированным в общество и принимать участие в жизни семьи или общества на таких же основаниях, как и другие члены общества [там же, с.118].

Проблема инвалидности, как это следует из определения, была провозглашена не столько проблемой человека, сколько проблемой общества, неспособного обеспечить условия социализации всех своих членов вне зависимости от состояния их здоровья.

На этом фоне в 70-х годах была создана интересующая нас концепция независимой жизни инвалидов.

Обратимся к анализу второй задачи - выявлению сущности концепции независимой жизни человека с ограниченными возможностями. Исключительная значимость этой концепции состоит в том, что она качественно изменила представление об инвалидности человека и наполнила это понятие принципиально новым содержанием. Сущность концепции независимой жизни человека, имеющего ограниченные возможности, отражена в ряде документов, на которые ориентируются современные специалисты в области реабилитации, а также представители широкой общественности, осуществляющие поддержку этой категории граждан. Ознакомление с этими материалами позволило выделить ее существенные моменты, важные для нашего исследования. Понятие «независимая жизнь» включает в себя разные аспекты.

Во-первых, - это правовой аспект. С правовой точки зрения, независимая жизнь - это право человека быть неотъемлемой частью общества и принимать активное участие во всех явлениях его жизни.

Во-вторых, это психологический аспект. С позиции психологии независимая жизнь - это способ мышления, психологическая ориентация личности, обеспечивающая ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и окружающей средой.

В третьих, это социальный аспект. С социальной точки зрения, независимая жизнь - это наличие в обществе таких структур, которым человек с ограниченными возможностями может делегировать свои проблемы, и которые обеспечивают возможность его полноценной социализации.

Понятийный аппарат проблемы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями

Анализ этих понятий позволил уточнить картину адаптации и социализации ребенка с ограниченными возможностями, раскрыть современные подходы к его реабилитации и определить место социально-педагогического сопровождения в общей картине реабилитации ребенка.

Обратимся к анализу первой группы понятий — это понятие здоровья, ограниченных возможностей, особых потребностей.

Понятие здоровья рассматривается как естественная, абсолютная жизненная ценность. Согласно словарям, под здоровьем понимается естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо изменений. Здоровье рассматривается как комплекс биологических и социальных факторов, имеющих важное значение в поддержании состояния здоровья [БСЭ, т.9, с.442]. Всемирная организация здравоохранения трактует понятие здоровья расширительно как «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [там же]. Высокий потенциал физической, психической и умственной дееспособности служит залогом полноценной жизни человека, он охватывает физический, психический, социальный аспекты здоровья. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, творческой и полноценной жизни человека в обществе.

Болезнь рассматривается как процесс, возникший в результате воздействия на организм вредоносного раздражителя внешней или внутренней среды, характеризующийся понижением приспособляемости живого организма к среде и мобилизацией его защитных сил.

Современные авторы показывают, что болезнь создает препятствия на пути удовлетворения многих потребностей, изменяет мотивационную сферу больного ребенка, ведущим становится мотив выздоровления. Решение многих проблем откладывается до момента выздоровления. Такая узкая направленность на выздоровление отсекает жизненную перспективу, способствует дисгармонизации личности. Все это вызывает чувство неудовлетворенности жизнью, приводит к дополнительной невротизации личности больного ребенка. Болезненный процесс развивается по "психосоматической спирали" (соматические нарушения вызывают трудности социальной адаптации личности, а переживание неудовлетворенности в связи с этим способствует ухудшению течения соматического процесса). Современные медико-психологические исследования показали, что каждое серьезное и длительное соматическое нарушение приводит либо к частным, обратимым, либо к общим, стойким изменениям внутреннего мира человека, его психического облика.

Современные авторы предлагают рассмотреть следующие критерии изменения личности ребенка, имеющего заболевания: изменение содержания ведущего мотива деятельности; замена содержания ведущего мотива содержанием более низкого порядка; сужение основного круга отношений ребенка с миром, т.е. сужение интересов, обеднение мотивационной сферы; нарушение степени критичности, самоконтроля. По их мнению, клинические формы изменения личности носят разнообразный характер; они могут проявляться в виде изменения эмоций (депрессия, эйфория), в виде нарушения мотивационной сферы (апатия, бездумность), в виде нарушений отношений к себе и окружающим (нарушение критики, изменение подконтрольности), в виде нарушения активности. У соматических больных может наблюдаться нарастание эгоцентрического содержания ведущего мотива. Особенностью иерархической структуры мотивационной сферы может быть жесткая подчиненность деятельности одному мотиву. [В.В Ковалев.С. 102-114].

Обратимся к следующим понятиям. В настоящее время отказ от понятия «инвалидности», применение его только в медицинских целях требует определения понятия ограниченных возможностей. Это понятие в государственных документах и законодательных актах трактуется как нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Особые нужды инвалидов являются специфическими отклонениями от количественной нормы. Их особенность состоит в том, что в большинстве случаев сами инвалиды без должной помощи не могут адаптироваться к условиям жизнедеятельности по причинам своих физических дефектов. Необеспеченность инвалидов необходимым и качественным специальным оборудованием, медикаментами, материальной, социальной, психологической и юридической помощью «резко сужает возможности их нормальной жизнедеятельности и полноценной интеграции в общественную среду. В данном случае общество обязано прибегнуть к определенному неравенству, чтобы компенсировать таким образом инвалидам их дефекты здоровья и обеспечить максимально возможное равенство для них» [Холостова Е.И., Дементьева Н.Ф. стр. 42]

Социальные ограничения, которые следует преодолеть, можно разграничить следующим образом. Физические ограничения, или изоляция ребенка с ограниченными возможностями обусловлена физическими, сенсорными недостатками, которые препятствуют самостоятельному передвижению в пространстве. Факторы внешней среды могут усугубить или компенсировать влияние этих индивидных недостатков. В этом аспекте принято говорить о безбарьерной среде для инвалида, о дружественной или недружественной среде. Эти ограничения требуют принятия специальных мер, устраняющих пространственную, транспортную, бытовую изоляцию инвалида.

Трудовая сегрегация, или изоляция, инвалида: из-за своей патологии индивид с ограниченными возможностями имеет крайне узкий доступ к рабочим местам или не имеет вовсе. В ряде случаев инвалид не способен к трудовой деятельности. Иногда этот барьер обуславливается отсутствием трудовой мотивации. В других ситуациях инвалидам представляются рабочие места, требующие низкой квалификации. Такое положение обусловлено не только ограниченностью их индивидуальных физических ресурсов, сколько неразвитым характером рынка труда для лиц с особыми нуждами.

Малообеспеченность, которая является следствием социально-трудовых ограничений: эти люди вынуждены существовать либо на невысокую заработную плату, либо на пособие.

Информационный барьер: инвалиды затруднены в получении информации как общего плана, так и имеющий непосредственное значение для них. Задача создания и ведения банка данных по проблемам инвалидов не решена в полной мере, хотя первые шаги в этой сфере предпринимаются.

Программа сравнительного исследования системы социально-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в странах Европы и Азии

Мы полагали, что сравнительный анализ практики сопровождения ребенка с нарушениями здоровья в странах Европы позволит выявить недостающие звенья системы в Иордании и набросать проект возможного ее построения в будущем. При этом мы полагали,

- что отношение к больному ребенку и на Востоке, и на Западе во многом зависит от традиционного отношения к ребенку вообще;

- что при построении системы сопровождения в той или иной стране следует опираться на сложившиеся традиции отношения к больному ребенку;

- что при этом не следует отторгаться от инноваций, которые могут обогатить палитру сопровождения.

Второе положение

Систему сопровождения ребенка с проблемами в здоровье мы рассматривали с двух разных позиций:

- во-первых, в поле зрения находились государственные учреждения, осуществляющие образование, поддержку и сопровождение; нас интересовали те законы, которые определяют процессы институционализации системы поддержки. Поскольку система образования и сопровождения во многом зависит от законов, которые регламентируют деятельность учреждений, осуществляющих поддержку, сравнительный анализ некоторых законов должен был показать, в чем состоит сходство и различие в государственном подходе к данной проблеме;

- во-вторых, нас интересовала семья ребенка, имеющего проблемы в здоровье, ее отношение к ребенку, мера готовности принять ребенка таким, какой он есть, и обеспечить ему возможности для полноценных процессов социализации.

Третье положение При построении исследовательской программы мы отталкивались от следующих позиций. В нашем исследовании особую значимость приобретало:

- во-первых, «прошлое» системы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в разных странах. Мы полагали, что анализ исторических вех построения системы социально-педагогического сопровождения позволит глубже уяснить ее качественное своеобразие в настоящее время. Анализ ретроспективы осуществлялся на основе методов историко-системного и историко-генетического, диахронического сравнения;

- во-вторых, «настоящее» системы сопровождения ребенка. Мы полагали, что сравнительный анализ современного состояния системы в странах Востока и Запада позволит глубже уяснить то направление, в котором может двигаться Иордания, ориентированная на сохранение сложившихся традиций и стремящаяся к инновациям в деле сопровождения ребенка с ограниченными возможностями. Анализ реально существующей в настоящее время системы сопровождения осуществлялся на основе методов синхронического сравнения;

В третьих, в поле нашего зрения находилось «будущее» системы сопровождения ребенка. Мы полагали, что сравнительный анализ «прошлого» и «настоящего» системы сопровождения ребенка с ограниченными возможностями позволит определить некоторую перспективу построения этой системы в Иордании и выработать рекомендации по выстраиванию ее звеньев с опорой на идеи независимой жизни инвалидов.

Анализируя систему сопровождения ребенка с ограниченными возможностями, мы ознакомились с суждениями ученых о значимости компаративистского подхода к решению исследовательских задач, о логике сравнительного исследования. Авторы подчеркивают, что, следуя компаративистскому подходу, необходимо отталкиваться от представления о том, что мир в сравнении оценивается как «связное многообразие», акт сравнения состоит в попарном сопоставлении объектов с целью выявления их отношений, существенным основанием для сравнения выступают признаки, детерминирующие отношения между предметами.

В нашем исследовании особую значимость приобретал выделенный ранее особый признак построения системы социально-педагогического сопровождения - мера ее приближения к практике осуществления идей независимой жизни инвалида.

В главе рассматривается важное направление социальной и педагогической реабилитации ребенка с ограниченными возможностями - включение его в процесс образования. При этом мы опирались на следующие идеи: «Первичные нарушения в развитии (например, нарушение слуха, зрения, функций опорно-двигательного аппарата, центральной нервной системы и т.д.) приводят к «выпадению» ребенка из социально и культурно обусловленного традиционного образовательного пространства, нарушению связи с культурой как источником развития высших психических функций, специфически человеческих способностей и способов деятельности. По отношению к ребенку с выраженными нарушениями в развитии перестают действовать традиционные для каждого возрастного этапа способы и культурные инструменты решения традиционных образовательных задач, рассчитанные на нормальный тип развития. Из-за такого «выпадения» ребенка из традиционного образовательного пространства возникают вторичные нарушения в развитии, социальная недостаточность в той или иной степени, вследствие чего возникает объективная потребность в «обходных путях», других способах, инструментах, т.е. - ином, специально организованном образовательном пространстве, которое может обеспечить и такому ребенку все необходимые условия для «вращивания в культуру», реализации своего права на наследование социального и культурного опыта человечества» [Н.Н Малофеев., с. 11-12].

Традиционное и инновационное отношение к ребенку в европейской и иорданской семье

Обратимся к решению первой задачи — выявлению особенностей отношения к ребенку в условиях европейской и иорданской семьи. Этот вопрос представляется чрезвычайно важным, поскольку в настоящее время в Иордании ребенок с особыми потребностями довольно часто не выходит за пределы семьи. Система социально-педагогического сопровождения должна, в первую очередь, облегчить семье воспитание ребенка. Для этого необходимо уяснить качественное своеобразие европейской и исламской семьи и воспитания ребенка в ней.

Существует множество определений понятия «семья». Междисциплинарный подход позволяет высказать следующие общие суждения. В современной литературе семья рассматривается с разных позиций: как особая социальная структура, наиболее древняя форма социальной общности людей, социальный институт и малая группа [А.Н. Ел суков, с.З 89-390]. Рассматривая семью как институт, авторы подчеркивают социальные функции семьи, выявляют соответствие (или несоответствие) ее современным общественным потребностям. Для нашего исследования была важна мысль о том, что представление о семье как об институте играет важную роль в прогнозе изменений семьи и тенденций ее развития [А.Н. Ел суков, 402]. С точки зрения авторов, «универсальность семьи как института раскрывается в понятии «функции семьи» [В.И. Добреньков, с. 288]. При этом «под социальными функциями семьи подразумеваются базисные потребности общества и людей, которые удовлетворяет семья» [там же]. Разные авторы выделяют функции семьи: воспитательную, удовлетворяющую потребность в материнстве, отцовстве и самореализации в детях, экономическую, заключающуюся в реализации материальных потребностей, эмоционально-нравственную, обеспечивающую духовное развитие членов семьи, терапевтическую, обеспечивающую психологический комфорт и предотвращающую стресс, репродуктивную, обеспечивающую потребность в воспроизводстве потомства. Для нашего исследования значимыми выступили те работы, которые рассматривают в качестве важных функций семьи ее социализирующую функцию и функцию самоопределения.

Важной характеристикой семьи, по мнению многих авторов, выступает взаимосвязь кровнородственных и брачных отношений. В настоящее время есть существенные различия ролевой структуры традиционной и эгалитарной семьи: традиционная семья характеризуется закреплением за супругами ролей в соответствии с их полом: жена исполняет роль матери и хозяйки, муж ответственен за материальное обеспечение; эгалитарная семья характеризуется равноправным распределением ролей между мужем и женой. Многие работы посвящены анализу отношений «власти — подчинения», взаимоответственности и психологической близости. Авторы подчеркивают, что современной европейской культуре свойственно доминирование матери, современной восточной культуре - доминирование работающего отца, что создает различия в отношениях психологической близости, в процессах воспитания и социализации ребенка.

По мнению В.Н. Дружинина, в настоящее время в российской семье всю ответственность несет на себе мать (она же доминирует в семье, и она же имеет более близкие эмоциональные контакты с детьми). Вместе с тем наблюдается тенденция изменения структуры, «в которой доминирующая роль остается за матерью, следующая по значимости принадлежит отцу. За благополучие, социальную защиту семьи отвечает отец. Дети эмоционально ближе к матери, чем к отцу» [В.Н. Дружинин, с. 114]. Семья рассматривается в современной литературе как носитель культурных ценностей. Сходство в рассуждениях авторов заключается в том, что они единодушны во мнении: нравственная культура семьи аккумулируется, прежде всего, в системе межличностных отношений. Духовное единение супругов, стремление к реализации духовных потребностей оказывает влияние на отношение к ребенку, это отношение можно рассматривать как ценностную доминанту семьи. Выше анализировался материал европейских источников.

Отметим, что современная восточная литература также содержит материал, связанный с анализом современного состояния мусульманской семьи. Сравнительный анализ западноевропейской и восточной моделей семьи показывает, что в них много общего. И западная и восточная семья развиваются по сходному сценарию, но европейская семья в настоящее время представлена более однородной нуклеарной семьей, в то время как восточная семья представляет собой более пеструю картину. Здесь представлена и простая нуклеарная семья, сходная с европейской, и традиционная большая семья, включающая несколько нуклеарных семей.

Уклад жизни современной мусульманской семьи зиждется на традициях Ислама, где свадебный обряд и акт бракосочетания является одним из важнейших обычаев. Ценности и цели брака приобретают особую значимость и укрепляются, если они соответствуют нормам Ислама и воспринимаются супругами как религиозные установки.

Рождение ребенка является одной из важнейших целей, ради которых и создается семья. Рождение детей является большим счастьем для супругов. Родители получают вознаграждение от Аллаха, проявляя заботу о детях, а также за благие деяния, совершенные детьми. Однако, если воспитание детей не будет проходить на должном уровне, и дети будут совершать зло, то родители получат тот же грех, что и дети. Необходимо проявлять максимум внимания в воспитании детей, так как это тоже является причиной счастья родителей.

Воспитание ребенка в семье в настоящее время сочетает в себе традиционные и инновационные подходы.

Современные типы традиционного воспитания базируются, главным образом, на религиозных конфессиональных ценностях православия и ислама - в России, ислама - в Алжире. Обе религии высоко ценят семью и семейные отношения, придают исключительное значение рождению детей. Подчеркнем, что в трудах разных западных и восточных авторов традиции рассматриваются, прежде всего, с позиции их воспитывающего потенциала. Анализ литературы позволил выявить общее и особенное в понимании мыслителями Запада и Востока того влияния, которое оказывают семейные традиции на воспитание ребенка. Общим в понимании традиций выступает суждение о том, что вопрос о традициях воспитания ребенка - это вопрос о влиянии исторически сформировавшихся религиозных ценностей на процессы становления личности в семье через механизмы детско-родительских отношений.

Раскроем традиции мусульманского воспитания. Ислам предполагает, что воспитание подрастающего поколения является важнейшей функцией семьи. В исламской традиции ребенку отводится особое место. О важности воспитания детей свидетельствуют многочисленные аяты Священного Корана и изречения Пророка Мухаммада. Исламское учение полагает, что воспитание человека наиболее плодотворно в раннем возрасте. Чем взрослее ребенок, тем труднее он поддается переделке. Религиозная традиция в семейном и общественном воспитании опирается на возможности религии оказывать определенное регулятивное воздействие на ребенка в конкретных сферах жизнедеятельности.

Похожие диссертации на Пути формирования читательских интересов учащихся 4-7 классов (на материалах русской и зарубежной классики)